Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические и методологические аспекты этнополитических конфликтов и особенности ольстерского вопроса 16-97
1. Теоретические и методологические аспекты этнополитических конфликтов 16-64
2. Политическая культура Северной Ирландии и ее влияние на особенности протекания ольстерского конфликта 64-97
Глава II. Политические методы урегулирования этнополитического конфликта в Северной Ирландии 98-197
1. Конституционные методы урегулирования «ирландского вопроса» в XIX-XX вв 98-150
2. Терроризм в Северной Ирландии как инструмент воздействия на политическую систему
Великобритании 151-197
Заключение 198-206
Список использованных источников и литературы 207-224
- Теоретические и методологические аспекты этнополитических конфликтов
- Политическая культура Северной Ирландии и ее влияние на особенности протекания ольстерского конфликта
- Конституционные методы урегулирования «ирландского вопроса» в XIX-XX вв
Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется тем, что проблема этнополитических конфликтов, выработка технологий их предупреждения и мирного урегулирования остается одним из важнейших направлений в этнополитической конфликтологии. Между тем, последняя четверть двадцатого века опровергла прогнозы политиков и многих научных школ о неизбежности стирания локальных этнических различий в процессе европейской глобализации. Она прошла под знаком мощного возрождения этнического самосознания и роста этнического национализма. Многие европейские государства столкнулись с проблемой этнических конфликтов. Валлония, Бретань, Северная Ирландия, Корсика, Страна Басков, Фрисландия, Фареры, Южный Тироль и другие «этнические» области стали ареной возникновения национальных партий и тайных военизированных отрядов, выступающих под лозунгами отделения и создания собственной государственности. Во многих странах Западной Европы прогремели взрывы, прошли акции протестов против дискриминации этнических меньшинств.
Общим порывом роста этнического самосознания оказалась охвачена и Великобритания - страна, длительное время считавшаяся образцом устоев либерально-гражданской культуры. В 70-е годы возросло влияние Шотландской национальной партии, оформилось движение за автономию в английском Корнуолле. Однако регионом, вызывающим наибольшее беспокойство правительства, оставалась Северная Ирландия (Ольстер), эта, по выражению Б.Шоу, «ахиллесова пята Англии». Только за период активной стадии конфликта в Ольстере с 1969 по 1979 год в каждой шестой североирландской семье кто-либо погиб или получил ранения.1 В частности,
1 Кожушко Е.П. Современный терроризм: анализ основных направлений. Минск, 2000. - С. 182.
по данным английского исследователя Т.Кугана, с 1971 по 1979 г. в
Белфасте прогремели 6143 взрыва, погибли 1475 гражданских лиц и
380 солдат.
Актуальность данного исследования для современной России объясняется наличием сходной по природе собственной проблемы. Стране еще предстоит решить вопрос о политическом статусе Чеченской республики, при этом урегулирование затянувшегося конфликта на Северном Кавказе вряд ли возможно силовыми методами. Североирландский и северокавказский конфликты, несомненно, имеют значительные различия, однако определенные политические параллели, очевидно, просматриваются. Это, касается, прежде всего, актуальности таких проблем, связанных с применением терроризма, как дестабилизация общества и воздействие публичных террористических актов на общественное сознание; наличие внешних каналов финансирования террористических организаций; нерешенность вопросов о политическом статусе территорий, условиях и сроках сдачи оружия боевыми организациями, об освобождении осужденных террористов. Кроме того, важен и накопленный североирландским обществом опыт ведения переговоров, достижения определенного консенсуса расколотым электоратом на выборах и проч. В связи с указанными обстоятельствами, исследование причин и методов урегулирования этнополитического конфликта в Северной Ирландии является актуальным и имеет определенную практическую значимость и для России, т.к. среди проблем, существующих в современном российском обществе, достижение устойчивого и прочного гражданского мира на основе консенсуса выглядит как первоочередная задача, без ее решения невозможно не только продвижение России по пути демократических реформ, но и сохранение целостности государства в его прежних границах.
1 Coogan Т. The IRA. -L., 2000. - Р.382.
Состояние научной разработанности проблемы Различные аспекты поставленной проблемы изучаются в рамках нескольких направлений науки. Ее структурно-функциональный аспект является объектом исследования политологии, нормативный - юридических наук, аксеологический -социальной психологии, исторический - новой и новейшей истории.
Радикальные либеральные перемены в стране и распад СССР вызвали в последнее десятилетие прошлого века пристальный интерес этнологов, политологов, социологов, психологов и юристов к различным аспектам проблематики этнополитических конфликтов.1 Необходимо отметить, что сложная этническая ситуация в России побуждает отечественных ученых при разработке отдельных проблем этнополитологии основное внимание акцентировать на поиске условий и оснований для распространения демократических установок и общечеловеческих ценностей как фундаменте миротворческих усилий по преодолению конфронтации на национальной почве.2 От этой довольно многочисленной группы работ по своей тематике
Тишков В.А. Этнический конфликт в контексте обществоведческих теорий // Социальные конфликты, экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. - Вып.2. -М., 1992; Он же. Общество в вооруженном конфликте: этнография чеченской войны. -М., 2001.: Лебедева М.М. Межэтнические конфликты на рубеже веков (методологический аспект),// МЭМО. - М., 2000. -№ 5; Лурье СВ. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. - М., 1998; Мацнев А.А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования. // Социально-политический журнал. - 1996. -№ 3; Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие. - М., 1999; Чумиков А.Н. Конфликтология социальных отношений как комплексная научная дисциплина и практическая специализация. // Социальные исследования. - 1997. -№ 7.
Аклаев А.Р. Проблема насилия в межнациональных конфликтах // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. -Вып.З: Межнациональные конфликты в посттоталитарном обществе. - 4.2. Панорама этнических напряжений и противостояний. - М., 1993; Козлов В.И. Национализм и этнический нигилизм. // Свободная мысль. - М., 1996. -№6.; Тамбиа С. Национальное государство, демократия и этнонационалистический конфликт. - Разд.2: Демократизация, этнический конфликт и коллективное насилие //Этничность и власть в полиэтничных государствах. -М., 1994; Чернявский А.Г. Региональная политика. - М., 2000; Проблемы управления в сфере межнациональных отношений (предпосылки и формы разрешения межнациональных конфликтов) / Под ред.С.Н.Замогильного. - Саратов, 1998 и др.
отличается брошюра Е.А.Нарочницкой , т.к. автор предметом исследования избрала страны Европы и Канаду. В работе освещаются теоретические аспекты этнополитики, проблемы соотношения этничности и либеральной демократии, факторы, способствующие этническому подъему и другие вопросы, однако североирландской проблеме уделяется незначительное место.
Латентная напряженность и периодические обострения
североирландского конфликта, вовлечение в него многих общественных
организаций и партий, террористические методы воздействия на
правительственные структуры Великобритании, наконец, наличие стойких традиций и масштабность этого феномена, уже не раз привлекали внимание российских исследователей - по большей части, историков, занимающихся исследованием проблем новой и новейшей истории. В целях научной систематизации историографию этой части проблемы целесообразно разделить на три основных этапа: дореволюционный, советский и постсоветский или новейший (с начала 90-х годов).
Довольно значительное географическое расстояние между Россией и Ирландией никогда не являлось непреодолимым барьером для возникновения живого интереса к этой стране и ее проблемам в науке и общественном мнении России. Первые публикации об Ирландии появились в России еще в 60-х - 80-х годах XIX в., в связи с ростом национально-освободительного движения в этой стране.
Среди книг об Ирландии, вышедших в дореволюционной России, необходимо отметить монографию Г.Е.Афанасьева, по сути, являющуюся
Нарочницкая Е.А. Этнонациональные конфликты и их разрешение (политические теории и опыт Запада). - М., 2000.
Л.П. Ирландия перед судом общественного мнения Англии // Вестник Европы. - СПб., 1868. - № 4; Зибер Н.И. Аграрный вопрос в Ирландии, // Юридический вестник. - М., 1882. -№9-10; Вернадский И.В. Политическая колонизация в Англии. - СПб., 1877; Кулитшер А. Автономия Ирландии. - М., 1915 и др.
первым отечественным комплексным исследованием истории, экономики, культуры этой страны.1
В советское время одним из первых ирландскую проблематику стал
разрабатывать П.М.Керженцев. Несомненной заслугой ученого является введение в научный оборот большого массива новых источников. Однако издание в 1936 г. монографии неизбежно ставило автора перед необходимостью исследовать «ирландский вопрос» в XIX- начале XX вв. с позицией пролетарского интернационализма, что привело к схематизму многих положений в оценке национально-освободительного движения Ирландии.
Частичная либерализация науки в СССР в 60-е годы позволила отечественным историкам и юристам более углубленно и менее схематизировано заниматься ирландской проблематикой. Среди исследований этого периода необходимо отметить работы профессора МГУ А.Д.Колпакова, которого по праву считают основателем современной российской школы ирландистов. При написании диссертации соискатель неоднократно обращался к последней монографии ученого, которую, благодаря огромному фактическому материалу и широте диапазона исследуемых проблем, можно назвать своего рода энциклопедией по Ирландии начала XX в.
События, связанные с обострением белфастского кризиса 1969-1970 гг., послужили толчком для усиления внимания исследователей к ирландской проблематике и вызвали целый поток научных статей и научно-популярных
1 Афанасьев Г.Е. История Ирландии. - СПб., 1907.
2 Керженцев П.М. Ирландия в борьбе за независимость. - М, 1936.
Нардова В.А. Американские фении в 1858-1871 гг. (Из истории национально-освободительной борьбы ирландского народа) // Вестник Ленинградского университета. _ Л., 1960. -№ 2 (Серия истории, языка и литературы). - Вып.1. - С. 144-149; Колпаков А.Д. Ирландия - остров"мятежный. - М., 1965. 4 Колпаков А.Д. Ирландия на пути к революции. 1900-1918 гг. - М, 1976.
брошюр. При всей оперативности освещения событий в Ольстере,
публикации этого периода не свободны от идеологических клише и
написаны в русле жесткой идеологической ангажированности,
существовавшей в СССР; основной акцент в них был направлен на
осуждение английского империализма: авторы стремились напрямую связать
этнополитический конфликт в Северной Ирландии с мировым рабочим и
коммунистическим движением. В течение двадцати лет, до конца 80-х гг.,
ольстерская проблема занимала одно из центральных мест в исследованиях
специалистов по новой и новейшей истории Великобритании и Ирландии и
юристов-международников. В частности, в статьях и монографиях
А.Д.Колпакова, В.И.Истратова, И.Н.Гроздовой, Л.А.Зимулиной,
М.Е.Орловой, Н.С.Крыловой, Е.Ю.Поляковой, С.В.Толстова и др.
проанализирована деятельность британского правительства в 60-70-е годы в
Ольстере, рассмотрены основные правительственные методы попыток
урегулирования конфликта, положено начало исследованию национальных и
религиозных аспектов «ирландского вопроса», получили частичное
освещение деятельность террористических организаций, в том числе
Ирландской республиканской армии.
После настоящего «ирландского бума» в отечественной литературе 60-80-х гг., к началу 90-х гг. произошло резкое снижение интереса российских
1 Вельская А. Английские оккупанты в Ольстере. // МЭМО.- М., 1971. - № 11; Бирюков
И.Д. Ольстер: кризис британской империалистической политики. (1868-1984 гг.). - М.,
1985; Грибин Н.П. Трагедия Ольстера. - М., 1980 и др.
2 Истратов В.И., Колпаков А.Д. Трагедия Ольстера. // Новая и новейшая история. - М,
1982. -№ 2-3; Гроздова И.Н. Национальный аспект ольстерской проблемы // Современные
этнонациональные процессы в странах Западной Европы. - М., 1981; Толстов СВ.
Ольстерский кризис: буржуазные модели политического урегулирования. // Новая и
новейшая история. -М, 1988. № 1; Крылова Н.С. Конституционные проблемы Северной
Ирландии // Сов.государство и право. -М., 1974. -№ 2; Зимулина Л.А. Ирландская
республиканская армия. // Вопросы истории. - М., 1973. -№ 8; Она же. ИРА и ольстерский
кризис // Общественно-политическое развитие капиталистических стран в новейшее
время. - Владимир, 1988.
ученых к ирландской проблематике. Исчезла определенная конъюнктурность изучения тематики ольстерского кризиса, которую существующие в СССР идеологические стереотипы трактовали в жестком (и несколько надуманном) тандеме с коммунистическим движением в Ирландии.
Среди наиболее известных ирландистов новейшего периода
необходимо назвать московских исследователей М.Е.Орлову и
Е.Ю.Полякову и профессора Воронежского государственного университета А.В.Мирошникова, благодаря научному энтузиазму которого с 1997 г. выходит в свет уникальное периодическое издание ирландских исследований «Шэмрок». '
Исследование проблем ирландского национализма и ольстерского конфликта прочно занимает одно из центральных мест в британской и американской историографии. Для английской историографии характерна персонификация исторического процесса при обращении к правительственной деятельности кабинетов консерваторов и либералов, получившая распространение еще в прошлом веке. В диссертации были использованы работы историков этого направления, позволившие проследить выработку технологий политических решений по «ирландскому вопросу» в
Орлова М.Е. Северная Ирландия: опыт преобразований в расколотом обществе. - М., 1994; Она же. Опыт мирного урегулирования в Северной Ирландии в контексте культуры мира. // От нетерпимости к согласию: Материалы конференции. - М., 1999; Полякова Е.Ю. Экуменистское движение в Ирландии. // Проблемы экуменизма и миссионерской практики. -М., 1996; Она же. Северная Ирландия: национальный аспект конфликта // Британия и Россия. - М., 1997; Мирошников А.В. Альтернативные пути к ирландской независимости в XIX в.: реальности и иллюзии. // Нестор: Историко-культурные исследования. Вып.2. -Воронеж, 1993; Он же. Ирландское национальное движение. 1782-1873: Хронология, организации, персоналии. - Воронеж, 1998 и др.
2 Curtis Е. A History of Ireland. -L., 1950; Machin G. The Catholic Question in English Politics. 1820-1830. -Oxford, 1964; Bell P. Disestablishment in Ireland and Wales. -L., 1969; Larkin E. The Roman Catholic Church and the Home Rule Movement in Ireland. 1870-1874. -L., 1990; Greenfield L. Nationalism: Five Roads to Modernity. -Cambridge, 1992 и др.
периоды его обострения.
В процессе написания диссертационного исследования автор изучил большой пласт научной литературы по теоретическим и правовым вопросам терроризма. Первые исследования, носящие научный характер, стали появляться в нашей стране в конце 80-х годов прошлого века. Проблемы роста числа террористических актов в Западной Европе, России и США выдвинули задачи изучения различных сторон терроризма на повестку дня и вызвали настоящий поток публикаций по данной проблеме. В них, прежде всего, освещаются юридические и международные аспекты борьбы с терроризмом и организованной транснациональной преступностью. О проблеме североирландского терроризма авторы упоминают лишь вскользь. Так, в частности, в монографии К.Н.Салимова характерным чертам Временной ИРА посвящено лишь полстраницы текста. Среди этих исследований необходимо отметить фундаментальную монографию В.В.Устинова, в которой проанализирована правовая и социально-политическая природа терроризма и исследованы общие подходы к вопросу причин возникновения этого явления.5 Хотя основной акцент в книге ставится на рассмотрении существующих международных стандартов в
Hammond J. Gladstone and the Irish Nation. -L., 1939; Rossi J. The Transformation of the British Liberal Party: a Study of the Liberal Opposition. II Transactions at the American Philosophical Society. -Vol.68. -L., 1978; Blake R. The Conservative Party From Peel to Churchill. -L., 1979 и др.
2 Бояр-Созонович T.C. Международный терроризм и международная законность: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1989; Виктюк В.В., Эфиров С.А. «Левый» терроризм на Западе: история и современность. - М., 1987; Грачев А.С. Политический экстремизм. - М., 1986.
Морозов Г.И. Терроризм - преступление против человечества (международный терроризм и международные отношения). - 2-е изд. _ М., 2001; Петрищев В.Е. Заметки о терроризме. - М., 2001; Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. - М., 2000 и др.
4 Салимов К.Н. Указ. сочин.-С48.
5 Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. - М.,
2002.
области прав человека и международного гуманитарного права в контексте
борьбы с терроризмом и особенностях правового регулирования
контртеррористической деятельности отдельными странами и
международным сообществом в целом, проблеме североирландского терроризма В.В.Устинов также отводит место, проводя сравнительный анализ ситуации в Чеченской республике, Северной Ирландии и странах Ближнего Востока. Однако масштабность задач, поставленных в исследовании, не позволила автору детально сосредоточиться на ирландской проблеме.
Из исследований, носящих теоретический характер и посвященных социальному аспекту терроризма, вышедших в свет в последние годы, необходимо также назвать монографию А.В.Дмитриева и И.Ю.Залысина1 Заслугой авторов следует считать и то, что они анализируют большой пласт наработок зарубежных ученых в этой области.
При написании диссертации были использованы два издания, носящие справочный характер, в которых содержится ценный фактический материал о деятельности ИРА в Северной Ирландии.
Изучение отечественной литературы по данной проблематике дает соискателю основание полагать, что, в целом, проблема североирландского терроризма еще ждет своего исследователя и освещена в российской научной традиции явно недостаточно. В то же время, в Англии и США многие исследователи уже с 70-х годов XX века (с периода обострения белфастского кризиса) изучали деятельность ИРА и других североирландских террористических организаций. Соискатель, отдавая должное работам этого
Дмитриев А.В., Залысин И.Ю. Насилие: сорцио-политичекий анализ. - М., 2000.
2 Кожушко Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений. - Минск, 2000;
Жаринов К.В. Терроризм и террористы: Исторический справочник. - Минск, 1999.
3 MacGuire М. То Take Arms: A year in The Provisional IRA. - MacMillan, Basingstoke and London,
1973; O'Sullivan P. Patriot Groves, Resistance in Ireland. -Chicago, 1972; Bishop P., Mallie E. The
Provisional IRA. -L., 1987 и др.
периода, основывал свою диссертацию на книгах «второй волны» изучения североирландского терроризма, вышедших в последние годы. Среди них особую ценность с точки зрения документальной базы и приведенных фактов имеют монография С.Ки и второе издание книги Т.Кугана, в которых просматривается история терроризма как радикального направления в ирландском национализме с момента его возникновения, в конце XVIII в., до наших дней. Следует отметить, что все упомянутые издания не переведены на русский язык и впервые вводятся диссертантом в арсенал научных исследований.
Изучение литературы по теме диссертационного исследования убеждает как в актуальности темы, так и в недостаточной изученности этнополигического конфликта в Северной Ирландии с политологической точки зрения.
Объектом исследования является североирландский
этнополитический конфликт.
Предметом исследования данной диссертационной работы стали факторы, влияющие на исследуемый конфликт, и терроризм как экстремистская форма национализма. Цель и задачи исследования Целью диссертационной работы является политологическое исследование причин, порождающих и поддерживающих этнические, политические и религиозные конфликты вообще, и североирландский в частности. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- исследовать отечественную и зарубежную историографию и источниковую базу по проблеме этнополитических конфликтов вообще, и североирландскому в частности;
1 Taylor P. Behind the Mask: The IRA and Sinn Fein. -N.-Y., 1999; Taylor P. Brits. The War against the IRA. -L., 2001; Kee R. The Green Flag: A History of Irish Nationalism. -L., 2000; Coogan T. The IRA. -L., 2000.
проанализировать типологию этнополитических конфликтов и определить характерные особенности ольстерского кризиса;
выявить политические, экономические, этнические, конфессиональные и культурные факторы, способствовавшие возникновению и развитию североирландского конфликта в XIX - XX вв.;
изучить социокультурные доминанты, повлиявшие на этнополитическое сознание ирландцев, выйдя на проблему «политическая культура Ирландии»;
проанализировать основные методы урегулирования «ирландского вопроса» парламентским путем;
проследить генезис развития ирландского терроризма как экстремистской формы национализма;
разработать политико-теоретический прогноз для структурных элементов, характерных для развития североирландского конфликта.
Хронологические рамки диссертации определяются задачами исследования и ограничены XIX- началом XXI вв. Необходимо отметить, что, поскольку изменения в социальных структурах и политической культуре общества (Ирландии), а также политические и экономические процессы, в силу своих имманентных особенностей, не имеют жестких хронологических границ, при анализе некоторых проблем, с целью выявления генезиса их причин, указанные временные рамки расширялись.
Методологическая основа диссертации. Изучение этнополитических
конфликтов выходит за рамки сугубо политологических исследований и
представляет собой целую проблемную область, расположенную на стыке
нескольких общественных наук: политологии, социологии, психологии,
истории, юриспруденции и др. Комплексный характер исследования потребовал
привлечения, наряду с общенаучными (логическим, структурно-
функциональным, методами классификации и систематизации) и специальными методами, принятыми в политологии (нормативным, системным, структурно-
функциональным, бихевиористским), некоторых методов других наук (статистического, правового, сравнительно-исторического, социокультурного).
Источниковой основой работы стали различные материалы и документы: международные правовые акты1; официальные публикации юридического и политического характера, в том числе, сборники парламентских документов и стенографические отчеты заседаний британского парламента ; конституционные акты Северной Ирландии 1920 и 1973 гг. ; материалы английских и ирландских периодических изданий4; труды классиков отечественной и зарубежной политологии Р.Арона, Г.Алмонда, Р.Даля, Д.Трумена, М.Я.Острогорского и др.5' публицистическое наследие лидеров либералов и консерваторов ; мемуары ; справочные издания (словари и энциклопедии)8.
Имеющаяся источниковая база позволяет исследовать этнополитический конфликт в Северной Ирландии в соответствии с поставленными целями.
Научная новизна исследования связана с инновационным характером постановки проблемы, поскольку в политологическом ракурсе на диссертационном уровне ольстерский конфликт еще не исследовался.
Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992); Рамочная конвенция о защите прав национальных меньшинств государств-членов Совета Европы (1998); Декларация ООН о мерах по ликвидации международного терроризма (1994); Международная конвенция ООН по борьбе с бомбовым терроризмом (1997) и др.
2 Официальный сайт Парламента Великобритании в сети Интернет: .
3 The Public General Act of 1920. -L., 1920; Northern Ireland Constitutional Proposals: White Paper. -
L., 1973.
4 "The Times", "Morning Star", "The Irish Times", "Sunday Telegraph" и др.
5 Арон P. Мир и война между народами.- М., 2000; Даль Р. Введение в теорию демократии. - М.,
1992; Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1997; Truman D. The
Governmental Process. -N.-Y., 1951 и др.
6 Избранные речи Дж.Брайта по вопросам политической и общественной жизни. -СПб., 1873;
Милль Дж.Стюарт. Англия и Ирландия. - Харьков, 1973.
7 Morley L. The Life of William EdGladstone. -Vol. 1-2. - L., 1912; Брайс Д. ВГладстон. - СПб., 1902 и др.
8 Who's who, what's what and where in Ireland. -L.-Dublin, 1973; Терроризм. II Энциклопедический
словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. T.65 (XXXII). -СПб., 1901; Ирландия. // БСЭ. Изд-е 3. -T._ff),
-М., 1965; Словарь прав человека и народов. М., 1993; Национальные отношения: Словарь. / Под
общей ред. В.А.Калашникова. - М., 1997 и др.
Соискатель провел сравнительно-политологический анализ и использовал при написании диссертации достижения современных отечественных и зарубежных этнополитологических научных школ и работы британских и ирландских исследователей по истории ирландского национализма и терроризма, фрагменты из которых были переведены лично им на русский язык. Большинство положений диссертации позволяют в новом аспекте увидеть проблему этнополитического конфликта в Северной Ирландии и определить специфику североирландского терроризма.
Практическая значимость и апробация диссертации.
Диссертация прошла апробацию на заседании кафедры истории и политологии Государственного университета управления и рекомендована к защите. Результаты исследования неоднократно обсуждались на Всероссийских и международных научных конференциях и нашли отражение в 8 научных публикациях, общим объемом 3,7 п.л. Материалы исследования могут быть использованы как при написании новых обобщающих трудов по этнополитологии, так и работ по политической и социальной истории Ирландии и исследований в области прикладной политологии.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.
Теоретические и методологические аспекты этнополитических конфликтов
Формирование развитой и эффективной теории управления этническими процессами невозможно без привлечения теоретических и технологических разработок современной конфликтологии и этнополитологии.
Необходимо отметить, что в настоящее время в этнополитологии еще не сложилось общепринятой методологической основы и имеет место дивергенция разных направлений. Непосредственными источниками конфликтологических концепций служат социальные идеи, разработанные еще Г.Спенсером, Г.Зимелем, К.Марксом, Э.Дюркгеймом, М.Вебером и другими учеными в XIX- начале XX вв. Этнополитология является одной из самых молодых наук общественного профиля. Как самостоятельная научная дисциплина она появилась в СССР в конце 80-х годов. Характерно, что до недавнего времени самого термина "этнополитология" в отечественных энциклопедических словарях и справочниках не существовало.
Этнополитология - комплексная наука. Она сформировалась на стыке нескольких научных направлений, прежде всего политологии и этнологии. Появление новых научных дисциплин является характерной особенностью XX века, когда стали появляться междисциплинарные отрасли знания. В русле этого процесса происходило и развитие этнополитологии. Разумеется, отдельные этнополитические аспекты изучались этнографией, научным коммунизмом, историей и рядом других наук в СССР, но сам предмет исследований был жестко детерминирован официальной доктриной национальной политики КПСС. Убежденность в окончательном решении в стране национального вопроса не стимулировала этнополитические исследования. В отечественной научной традиции до начала 60-х годов XX века официальным являлось сталинское понимание нации, основанное на схематизме и делающем упор на обязательном наличии четырех составляющих ее факторов: «нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры»1.
Сам термин «этнос» в СССР в 30-е - 40-е был объявлен псевдонаучной категорией. В период либерализации общества в 60-е годы в общественных науках стали формироваться два основных подхода к пониманию сущности этнических процессов. Официальная советская этнография придерживалась возникшей в 80-е годы школы академика Ю.В. Бромлея, последователи которой понимали под этносом «особый исторический тип социальной группы, особую форму коллективного существования людей»2. Считалось, что этнос складывается естественно-историческим путем, а этноцентрические процессы тесно увязывались со стадиями развития производительных сил в рамках формационного подхода развития общества. Таким образом, теория этноса академика Ю.Б. Бромлея (1983), рассматривала этнос как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными, особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании. Кроме этноса в узком смысле слова Ю.В. Бромлей выделяет этнос в широком смысле слова - этносоциальный организм, примером которого может служить нация, обладающая экономической и политической общностью.
Второй подход в отечественной науке связан с работами Л.Н. Гумилева, рассматривающего этнос как феномен биосферы, или системную целостность дискретного типа. Свою теорию пассионарности ученый основал на геохимической энергии живого вещества, согласно с принципом второго закона термодинамики. Для подтверждения своей гипотезы он разработал специальные хронологические таблицы. Согласно Л.Н. Гумилеву, этнос - "это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам ("мы" и "не мы"), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения"2.
Иными словами, основными признаками этноса он считает психологические характеристики: самосознание (или идентичность) и стереотип поведения, понимаемый им как нормы отношений между группой и индивидом и между индивидами. Для лучшей интерпретации того, что такое стереотип поведения, Гумилев приводит пример типичного поведения представителей разных народов в трамвае, в который вошел агрессивный человек, развязно ведущий себя по отношению к женщине.
Политическая культура Северной Ирландии и ее влияние на особенности протекания ольстерского конфликта
Как известно, этническое (этнонациональное) сознание является важнейшим признаком этноса. Этносоциолог З.В. Сикевич считает, «это своего рода "последний рубеж" сохранения этничности, ибо в ходе исторического развития могут быть утеряны и язык, и общая территория, и даже культурные традиции, но, пока сохраняется этническое самосознание, не тускнеет и образ этнического "мы" \ Без этнического самосознания не существует нации или народности. В диссертационном исследовании под этническим самосознанием понимается базовое определение, принятое в этнологии и приведенное в энциклопедии "Народы России" (1994): "чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающееся в этническом самоопределении, т.е. в отнесении индивидом себя к данной этнической группе" .
Этническое самосознание - сложный многокомпонентный феномен. Представители различных научных школ включают в его структуру различные составляющие. В целом, можно выделить три основных компонента: осознание принадлежности к этнической группе, "образ мы " и этнические интересы. В понятие "образ мы" входят представления о характерных чертах своей группы: особенностях культуры, в том числе и политической, быта, территории, характере народа и т.п. "Образ мы" изменчив, на индивидуальном уровне он зависит от эрудиции человека, образования, характера социализации, а также степени озабоченности этническими проблемами. Озабоченность эта, как правило, выше у этнических меньшинств в полиэтнических государствах. Групповые представления этносов довольно устойчивы, переходят из поколения в поколение, обладают свойством нормативного воздействия. В значительной степени эти представления формируются под воздействием особенностей исторического пути народа и находят яркое отражение в фольклоре, художественной литературе, средствах массовой информации.
Для политолога чрезвычайно интересен вопрос о влиянии политической культуры на формирование этнополитического сознания народа, т.к. именно через измерение политической культуры ученые часто пытаются объяснить особенности мотивации политических действий людей в разных странах. В политологии прочно утвердилась точка зрения, что характер политической культуры существенно влияет на протекание политического процесса в той или иной стране, повышая или, напротив, снижая вероятность консенсуса различных групповых интересов, политической предсказуемости, стабильности1. С точки зрения политолога, вопрос о культурном контексте политики связан с выяснением значимости внеинституционных аспектов политики: за деятельностью тех или иных политических субъектов, за фасадом политических институтов просматривается присутствие устойчивых традиционных архетипов или "канонов", отнюдь не всегда осознаваемых гражданами, но неизменно действующих. В процессе модернизации разных стран выяснилось, что новые технологии невозможно произвольно пересаживать на любую культурную почву; будучи импортированными в страны с другим типом политической культуры, они дают заметно меньший эффект, хуже "приживаются". В науке сложились два основных подхода к трактовке политической культуры. Первый из них неразрывно связан с именем американского политолога Г. Алмонда, написавшего в 50-х годах XX в. в соавторстве с другим американским исследователем С. Вербой книгу "Гражданская культура". Он рассматривал политическую культуру как психологический феномен и полагал, что политическая культура нации -это распределение образцов ориентации относительно политических объектов среди ее членов . Г.Алмонд выделял три основных модели политической ориентации: - когнитивную (политические знания);-эмоциональную (политические чувства или "аффективные ориентации") и "оценочные ориентации (суждения и мнения о политических объектах.
Конституционные методы урегулирования «ирландского вопроса» в XIX-XX вв
В предыдущей главе были рассмотрены теоретические и методологические аспекты изучения этнополитических конфликтов и особенности ольстерского кризиса в Северной Ирландии. Автор диссертационного исследования, изучив большой массив научной литературы по этому вопросу, пришел к заключению, что этнополитический конфликт в Северной Ирландии отличается чрезвычайной сложностью и своеобразием. В нем переплелись многовековые социальные, экономические, национальные, культурные и религиозные противоречия, которые периодически обостряют конфликт и придают ему специфические черты. Логическим продолжением изучения данной проблематики является вопрос о политических методах урегулирования конфликта. Поскольку история Северной Ирландии до начала XX в. неотделима от истории Ирландии в целом, то уместнее говорить об "ирландском вопросе" (такой термин избрал автор диссертационного исследования для обозначения совокупности основных слагаемых этнополитического конфликта в Ирландии).
Следует отметить, что проблема взаимодействия государственной власти и этничности чрезвычайно интересна и мало разработана в научном плане, а также исключительно важна в практической плоскости для поддержания стабильности политической системы (государства).
Конфликтология различает два основных варианта урегулирования этнополитического конфликта. При первом конфликт успешно разрешается и достигается приемлемая, удовлетворяющая обе стороны, ситуация. Стороны сохраняют взаимное доверие и не создают в своей среде образа врага, адекватно реагируя на поступающую информацию. По существу, это вариант эффективного управления конфликтом. Второй вариант - когда конфликт подавляется силой, т.е. достигается победа одной стороны над другой или создается временное "снятие" напряженности силовыми методами (введение армии, аресты наиболее активных участников событий и др.).
Таким образом, теория и практика политического управления показывают, что существуют два главных пути, в рамках которых государства пытаются справиться с возникающими на их территории этническими конфликтами: подавление при игнорировании требований и аккомодация или тактика "политической мимикрии". Последняя, в свою очередь, может заключаться в прямом удовлетворении всех, или части требований этноса, либо в действиях, которые призваны устранить или ослабить мотивы этнополитических конфликтов и привести к изменению позиций их участников. Выбор между разнообразными мерами обеих моделей в определенной степени связан с общим политическим курсом властной элиты и ее отношению к насилию в общественных процессах.
Необходимо отметить, что государство - это общественный институт, социальный организм, обладающий определенным социальным пространством. На его территории сообщество граждан делится на множество групп - страт, демографических и этнических общностей и др. У каждого из них имеются не только общие, вытекающие из самого факта принадлежности их к государственному институту, но и свои особые, специфические интересы, которые могут не только не совпадать, но и вступать в противоречие с правительственной политикой. Задача государственной власти состоит в том, чтобы регулировать подобные противоречия, стремиться к стабильности и согласию в обществе, нейтрализовать конфликты и напряжения. Для этого в распоряжении государства имеется целый арсенал средств - от создания благоприятных условий для удовлетворения требований и патроната до применения устрашения и силы.
Как уже отмечалось в предыдущей главе диссертации, ольстерский конфликт уходит вглубь веков и полон драматизма. Завоевание страны Англией началось еще в последней четверти XII в. и продолжалось более четырех веков, закончившись в середине XVII в. Ирландцы уже в XVI -XVII вв. неоднократно поднимали восстания против английского правительства (1560, 1641-1652, 1688-1691 и др.), но добиться независимости не смогли. XVII в. оказался особенно трагичным для ирландской нации. Английская буржуазная революция обернулась для населения "кромвельскими конфискациями" земель и убийствами тысяч людей. Английских военных и чиновников, а также переселенцев-пресвитериан из Шотландии привлекали богатые пастбища для овец и удобные гавани для торгового флота. Ольстер стал опорным пунктом внутреннего британского колониализма, и, не только в проповедях протестантских пасторов, но и динамично развивающейся экономикой, щедро субсидируемой из Лондона, противопоставлялся остальной -католической Ирландии. В XVIII-XIX вв. Ольстер оказался единственной частью Ирландии, в которой английское управление сопровождалось экономическим подъемом. За счет дешевой рабочей силы, отсутствия развитого конкурентного рынка и благоприятных экономических условий, регион оказался привлекательным для английских инвесторов, что позволило коренным образом преобразовать его экономическую структуру. Основной отраслью стало полотняное производство, получили развитие судостроение и металлообработка. Белфаст являлся, по сути, пробританским индустриальным центром, практически не связанным с голодающим аграрным Югом. Однако, при этом он оставался в полной зависимости от метрополии, поставляющей сырье, финансирование и квалифицированных специалистов. Несмотря на агрессивное протестантское большинство (в 1793 г. была создана религиозно-политическая протестантская организация Оранжистский орден, периодически устраивающая демарши против католиков),1 население Ольстера представляло собой смесь различных субкультур, в том числе, и гэльской католической. С начала XIX в. "ирландский вопрос" встал перед правительством Великобритании в практической плоскости и потребовал разработки конкретных мер, направленных на его урегулирование парламентским, т.е. конституционным путем, по трем основным направлениям - предоставления стране политического самоуправления (гомруля) как первого шага к ее независимости, вопроса о гражданском равноправии католиков с протестантами и аграрных преобразований.