Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политические аспекты этнических конфликтов в современной Европе Кумова Светлана Валентиновна

Политические аспекты этнических конфликтов в современной Европе
<
Политические аспекты этнических конфликтов в современной Европе Политические аспекты этнических конфликтов в современной Европе Политические аспекты этнических конфликтов в современной Европе Политические аспекты этнических конфликтов в современной Европе Политические аспекты этнических конфликтов в современной Европе Политические аспекты этнических конфликтов в современной Европе Политические аспекты этнических конфликтов в современной Европе Политические аспекты этнических конфликтов в современной Европе Политические аспекты этнических конфликтов в современной Европе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кумова Светлана Валентиновна. Политические аспекты этнических конфликтов в современной Европе : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 Саратов, 2006 186 с. РГБ ОД, 61:06-23/384

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы анализа этнических конфликтов

1. Природа этнических конфликтов: возможность синтеза теоретических подходов

2. Причины и факторы возникновения этнических конфликтов

Глава II, Этнические конфликты в политическом пространстве современной Европы

1 Традиционные этнические конфликты; выбор модели национального примирения

2. Конструирование конфликтов в новых политических условиях на прежних этнических основаниях

Заключение 154

Список использованных источников и литературы 164

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема этнических конфликтов в течение последних десятилетий является одной из наиболее актуальных тем для исследователей, представляющих различные сферы науки. Главная причина столь пристального внимания к данному вопросу заключается в трудноразрешимое подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно идентифицировать как зтно-религнозш>-территориальные. Это Косовский, баскский, ольстерский, Карабахский, Грузино-Абхазский кризисы и так далее. Отромное количество этнических конфликтов продолжает дестабилизировать ситуацию в странах Африки и Латинской Америки.

Для Российской Федерации данная проблема также одна из наиболее серьезных. Можно уже говорить о том, что один из конфликтов7 развернувшихся на территории России -~ чеченская война, в основе которой лежит, в том числе этническая компонента, - одно из крупнейших политических событий конца XX века. Аргументами в пользу справедливости последнего положения могут служить крайняя острота конфликта, повышенный интерес мировой общественности к событиям, развивающимся на территории Чечни, волна религиозных и национальных выступлений во всем ссверокавказском регионе, которую подхлестнула война в Чеченской Республике,

События последних лет продемонстрировали, что этнические конфликты в различных частях мира выходят за рамки внутригосударственных и даже региональных. Это имеет особое значение в связи с тем; что регионы этнической нестабильности ассоциируются все чаще и в периодической, и в научной литературе с потенциальными субъектами международного терроризма,

С нашей точки зрения, целостное представление о любом социальном конфликте, механизмах принятия решений в сфере его урегулирования, о возможных последствиях этих решений можно составить на основе сравнительного и типологического анализа. Несмотря на детальную научную разработанность сферы политического урегулирования конфликтных ситуаций, в каждом конкретном случае требуется тщательная обработка предыдущего мирового опыта в этой области и последующая систематизация самых разнообразных механизмов разрешения конфликтов. Выбор адекватных мер невозможен без сравнительной экспертизы в области природы и причин различных конфликтов. Не менее важным является сравнительный анализ условий, в которых протекает конфликт и которые в, конечном итоге, определяют его формальную и процедурную особенности.

Не менее важной теоретической задачей является типологический анализ этнических конфликтов и выработка на этой основе соответствующих теоретических моделей. При этом речь должна идти именно о моделях, а не о модели; специфика этнических конфликтов проявляется, на наш взгляд, не столько в том, в какой конкретно стране или части планеты протекает тот или иной конфликт, при всей важности и этого момента, сколько то, каков тип этого конфликта.

Более традиционным является типологический анализ конфликтов, развернувшихся на территории постсоветского пространства1. Но авторами соответствующих исследований признается, что за недавностью становления собственной государственности бывших союзных, а ныне независимых республик их правительствами не отработана программа национальной полиш-

Амелии В.В. Вызовы мобилизованной этничности. Конфликты в истории советской и досоветской гсоударсвтешоети. М.3 1997; Дробююет Л.М., Аіашев А.Р., Коротее-ea В.В.. Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х гг. М, 1996; Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве. М., 1999; Наин Э.А. Типология этнополититеских конфликтов в пост-СССР как введение в изучение их природы. М., 1996; Шшшяова В.В. Региональные этнополи-тические конфликты: технологии продуцирования и урегулирования. Автореф. дисс... канд. полит, наук. Ростов н/Д., 2005-

ки. Поэтому трудно делать выводы относительно того, какие методы и приемы дали позитивные результаты в деле предотвращения и урегулирования этнических конфликтов. Представляется, что противоречивость национальной политики в Грузии, России, Украине, Молдове и других государствах, получивших самостоятельность и суверенитет после распада СССР, связана с общим ослаблением государственности, вызванным системным социально-экономическим и политическим кризисом. На фоне этих проблем этнический вопрос выпал из разряда первостепенных направлений правительственной политики.

В отличие от указанных государств, страны зарубежной Европы (Великобритания, Испания, Франция, Бельгия) успели разработать и широко развернуть программы по решению этнического вопроса. Причем эти программы отражают особенности исторического, этнического, политического, экономического и культурного развития государств: транзитное состояние постфранкистской Испании, модернизационные настроения в Великобритании 60-х гг., клановый и полумафиозный режим на французской Корсике. Многие из факторов, сопутствующих разработке национальных программ, схожи с теми, что наблюдались в России и республиках бывшего СССР. Поэтому, с нашей точки зрения, типологизация и сравнительная перспектива могут способствовать углублению разработки и обеспечению реализации научно-обоснованных моделей государственной политики по предупреждению, прогнозированию и урегулированию этнических конфликтов.

Научная разработанность проблемы. Процесс формирования этнической конфликтологии, как и конфликтологии вообще, берет свое начало во второй половине XX века, несмотря на не иссякающий интерес исследователей разных эпох к проблеме конфликта (к ней обращались такие мыслители прошлого, как Гераклит, Геродот, Тацит, а позже ТТоббс, Дж.Локк, Ф.Гегель, К.Маркс и другие). Нельзя сказать, что в рамках зарождающейся конфликтологии этноконфликтологическое направление было приоритетным. В начальный период основное внимание конфликтологов (Г. Спенсер,

Р.Дарендорф, Л.Козер, Г\3иммеш>, КЕоулдинг, Л. Крисберг ), было приковано к изучению причин и функций конфликта в социуме. Например, немецкий конфликтолог Р.Дарепдорф одним из первых разрабатывает факторную методологию для анализа степени насильственное и шггененвиости социаль-пых конфликтов.

В зарубежном обществоведении первые работы, в которых предпринимается попытка теоретического анализа этнических конфликтов, появляются^ начиная с 1950-х годов. Как отмечал один из основоположников нового научного направления ДХоровиц в 80-е тт.: «вплоть до недавнего времени область этнических отношений была тихой заводью в обществоведении, и первым ответом на возрастающую волну этнических конфликтов была трактовка последних как эпифеноменов"*». Отсутствие интенсивного интереса к проблеме этнического конфлінега во многом объяснялось расіфостранешіостью теории модернизации, модной в то время и ставящей на передний план экономические проблемы и противоречия, затушевывая этнические аспекты.

Становление этнической проблематики самостоятельным направлением обществознания произошло в рамках англо-американской науки. Причем, если в начале 80-х конфликтологи осуществляют попытки выйти на теоретико-методологический уровень анализа проблемы (особенно отметим работы исследователей П. Ван деи Берга, Э. Геллнера, У, Коннора, С. Райана, Э. Смита и др. \ то с конца 1980-х тт. интенция исследований меняется. Ведущим предметом исследования стала проблема выхода нз социальных кон-

" Часть из работ этих авторов были переведены на русский язык: Дареидорф Р. Элементы теории социального конфликта II Социс. 1994. №5; Згшліель R Конфликт с(ь временной культуры. Пг., 1923; Коузер Л. Основы конфликтологии,; Пер, с англ, СПБ,9 1999; Крисберг Л. Миро-созидание, миро-сохранение и разрешение конфликтов // Соцнс. 1990. С основными положениями остальных можно познакомиться в хрестоматиях, например: Проблема конфликта в западной социологии / Отв. ред. А.Г. Здравомыелоя. Нижний Новгород, 1994,

' Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict Berkley , etc., 1985.

4 Van den Berghe P. The Ethnic Phenomenon. New York , 1987; Гемнер Э, Нации и национализм. Пер. с англ. М 1981; Connor W. Ethnonationalisin, Boston, 1987; Яуап Я Ethnic Conflict and International Relations, U, 1995; Smith AJX Ethnic Origins of Nations. Oxford. 1986, Smith AD. The Ethnic Revival, Cambridge, 198 L

фликтов, их урегулирования и разрешения. Связано это было с расширением зон этнических конфликтов, актуализировавшихся в связи с крушением СССР и биполярной системы международных отношений. Обострение межэтнических отношений на постсоветском пространстве и в странах третьего мира заставило иначе взглянуть на проблему этничности и этнических конфликтов. Американский исследователь Дуглас М. Джонсон в начале 90-х годов отмечал, что с исчезновением главной идеологической линии конфронтации ей на замену придет другая: «скорее всего, большинство конфлиюов будут происходить в результате столкновений общинной принадлежности будь то на основе расы, этнического происхождения, национальности и религии»*.

Отечественный исследователь В.А. Авксеньтев, подводя итог развития западной этноконфликтологии, говорит о становяении нескольких школ (традиций),

і «Реалистическая» традиция в этноконфликтологии, восходящая к аналогичной традиции общей конфликтологии (Л. Коузер, 1С Боулдинг и др.), многочисленные сторонники которой утверждают, что в основе этнических конфликтов лежит борьба за овладение материальными ресурсами, за власть ради достижения экономических целей и что за национально-этнической формой социальной борьбы необходимо искать подлинные материальные мотивации.

г. «Эволюционистская» традиция в зтноконфликтологии, сторонники которой считают, что причины этнических конфликтов коренятся в постоянно меняющейся этнической стратификации общества (статусные концепции этнического конфликта);

з. Социально-психологическая традиция, в основе которой лежит методология фрейдизма;

Джожоь ДМ, О программе разрешения межнациональных конфликтов // Кентавр. 1992. март-апрель, С.89.

4, Антропологическая, в рамках которой можно выделить два основных течения - культурно-антропологическое (источники конфликтов - в культурных особенностях народов, в их ценностных системах) и социобио-логическое (поведение людей в этнических конфликтах рассматривается как нормативные, детерминированные природой человека.6.

Отечественная наука отреагировала на формирование конфликтологии в 1980-90-е гг.3 прежде всего, волной переводных работ зарубежных авторов7. Однако накопленный российской8 и советской9 обществоведческой наукой материал, а также события, развернувшиеся в этот период на территории СССР, способствовали формированию самостоятельных концепций й теорий отечественных исследователей10. При этом уже на первых этапах формирования науки этноконфликгологаческое направление стало приоритетным, что не было свойственно зарубежной конфликтологии. Лишь позд-

6 Авксентьев В. А. Этическая конфликтология: В 2 ч. Ч, 1, Ставрополь: Изд-во СГУ,
1996. С. 49-52.

7 Зигерт В., Лат Л. Руководить без конфликтов. М.. 1990; Кориелпус Х„ Фэйр Ш.
Выиграть может каждый: как разрешить конфликты. М.9 1992; Коузер Л. Основы кон
фликтологии: Пер. с англ. СПб,, 1999; Каллгшз Р. Теория конфликта в современной мак-
роисторической социологии // Философская и социологическая мысль. 1993. №6. С.81—82.;
Фишер Р., Юры У. Путь к согласию или переговоры без поражения- M.s 1990. Пробяеьяы
национализма в Европе. М: ШІИОІ1, 1996. №3; Зейдельман Р. Теории конфликтов и ми
ра: концепции, подход, методы // Этнические и региональные конфликты в Евразии / Коп-
mirnepc Б., Ремаклъ
Э., Зверев А* М, 1997. Кн.З: Знаменский А.А. Этнонационализм: ос
новные концепции современной Американской социологии // Социологические исследо
вания. 1992. №12; Мсщеиов Д. Западные политологи о межнациональное отношениях в
СССР //Мировая экономика и международные отношения. 1991 .№9Г

^Особое значение для нашего исследования имеют следующие работы Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. JI.S 1989; Ковалевского ММ. Социология. СПб,5 1910; Мгссяер Е.З. Мятежевойна - это война за душу воюющего народа // Независимое военное обозрение. 2004. №10 (419) (статья содержит основные положения работ автора, не вышедших б свет во время гражданской войны и опубликованных в 1960-71 гг. В Нью-Йорке и Буэнос-Айресе), Преображенский П.Ф. Курс Этнологии. М; Л. 1929.

9 Нетпврежо ЛА, Буркуазная «социология конфликта». М.3 1982; Смолян ГЖ
Принципы исследования конфликта // Вопросы философии, 1968. №8; Храмов В. (X Мето
ды познания и преодоления конфликтных ситуаций в производственном конфликте. М_,
1977.

10 Бородкин Ф.М.., Коряк ЯМ. Внимание: конфликт!. Новосибирск. 19&9Юіенов
КН.
Этнололитический конфликт; генезис, сущность, пути урегулирования, М_, 1996;
Михайлов В.А. Принцип «воронки» или механизм развертывания межэтнического кон
фликта // Социологические исследования. 1993. J&5;

нее стали формироваться другие отрасли российской конфликтологии - политическая, юридическая, трудовая, рыночная и так далее11.

Ключевая причина формирования указанной особенности конфликтологии в России была связана с социально-политическими и культурными процессами, наметившимися в нашей стране. Актуализация этнонациональ-ных проблем, новый этап в истории этнических отношений, начавшийся с крушением союзных границ - все это делало востребованным анализ характерных черт, внутренних резервов и противоречий межнациональных отношений, сложившихся в СССР. Поэтому в 90-е гг, наблюдается всплеск исследовательского внимания к проблемам адаптации этносов и этничностей к условиям модернизации и демократизации'2. Это позволяло не только расширить эмпирическую базу отечественной пауки, но н на основе сравнительного анализа выстраивать теоретико-методологические конструкции13. Среди работ, посвященных указанной теме, выделяются труды В.АТишкова, основоположника российского конструктивистского направления этнокон-фликтологии, В своих работах14 исследователь осуществил анализ советского наследия по вопросам этичности и пришел к выводу, что объединение людей в те или иные группы, в том числе и этнические, - процесс, иницииро-

Там же.

12 Назовем некоторые из них: Ачкасов В.А. Этнонолигическая мобилизация; структура ресурсов и процесс развертывания Я Вестник Моск. Ун-та. Сер. 12. 1998. №4; Ба-риитолец 1С, Руэюипскап Т., Степанова Т. Политическое будущее России в свете тенденций этио-националшого развития. М., 1996; Губогло ШІ. Идентификация идентичности. Этносоциальные очерки. М 2003; Шиирельлюн В. Этногенетические мифы и этаоиояи-тика//Власть, 1999. №4,

Абдулатжов Р.Б Упра&іенис ^неполитическими процессами: вопросы теории и практики. М.., 2002; Брошей Ю. В. Очерки теории этноса. М. 1983; Дрибижева ЛИ, АклаевА.В., Коротеева В.В., Солдатова Б У. Демократия и образы национализма в Российской Федерации 90-х гг. Москва, І996; Козлов ВЖ Проблематика этшчноста // Этнографическое обозрение, 1995, №4; Мнацкапяп MX). Этаосоциология науки, национальная психология и межнациональные конфликты. М.; 1998; Тишков В.А. Очерки теории и практики этничности в России. М, 1997.

14 Тшаков В.А. Нация: теория и политическая практика // Взаимодействие политических и национально-этнических конфликтов / Материалы международного симпозиума. 1994. М 1994. LL 1.; Опже. О природе этнического конфликта//Свободная мысль. 1993. .№4; Он же. Очерки теории и практики этичности в России. М., 1997; On же. Этничпостъ и власть в полиэтнических государствах. М., ] 994, и другие,

ванный «политиками, чиновниками и экспертами». Нарушая традиционную трактовку этничгости как явления объективного и сформированного под действием исторических сил, RA. Тишков настаивает на ее альтернативности. Данное положение позволяет исследователю сделать следующий вывод; «задача институтов управлений, в том числе и государства, — вносить регулирующие начала в сложную диспозицию оформляемых людьми общественных коалиций. В многоэтничных обществах, когда в социальное соперничество вовлекаются культурные, религиозные и другие различия, стратегия управления должна строиться не на подавлении различий или на исключении и «разводе» конфликтующих коалиции, включая раздел государств, насильственное перемещение людей или изменение административных границ, а на взаимовыгодных формулах сотрудничества, справедливом разделе власти и ресурсов, культурной терпимости к иному»15.

Начало нового века стало дм российской этноконфликтологии этапом бурного развития, как тематического, так и методологического разнообразия. Несмотря на относительно недолгое существование конфликтологии в России, на отказ от методологических парадигм советской науки, отечественные ученые вносят свой вклад в теоретическую разработку проблем, связанных с этническими конфликтами. Нередко российскими учеными предпринимаются попытки применения к проблемам этнических конфликтов методологический разработок, заимствованных из иных областей науки \ Весьма оригинальный подход к изучению конфликтных отношений предложил Е.Г- Бараноев. Исходным посылом его работы стало отождествление свойств индивидуальной и коллективной психики, В силу этого конфликт воспринимается автором как психическое заболевание, лечить которое сложнее, чем предотвратить. Бараноев предлагает заниматься своеобразной профилактикой в

ъ Тишков В.А. Очерки теории и практики этничности.,, С. 169.

16 Бараноев EX. Национопатия - история конфликтов // Общественные науки и современность. 1996, №6; Глухова А.В. Типологии политических конфликтов. Воронеж, 1997; Лебедева ММ. Межэтнические конфликты на рубеже веков // Мировая экономика и международные отношения, 2000. №5,

преддверии конфликта, на его латентной фазе, когда противоречия имеют характер умеренного недовольства. Оригинальность методики предотвращения конфликта, предложенной исследователем в том, что анализ прояессов внутри этнической группы должен осуществляться с позиций психотерапии. Последняя отличается высокой степенью разработанности, что трудно отнести к отрасли науки, занимающейся управлением кризисами и коррекцией поведения этнических, религиозных и иных социальных групп17.

Возможно, более приемлемым для обществоведов и конфликтологов является подход ММ. Лебедевой. Исследователь предложила заимствовать методологические положение из транзитологии; ход транзита во многом определяется конкретными характеристиками политической системы и политической практики. Вслед за транзитологами, ММ Лебедева применяет структурно-процедурный подход к исследованию политических кризисов. Сама идея применения названного метода к проблемам конфликтных отношений не нова, по именно Лебедева осуществила па ее основе сравнительный анализ европейских конфликтов (на территориях Северной Ирландии, Бельгии, Чечни, Татарстана, а также бывших Югославской и Чехословацкой республик). Исследователь дает свою трактовку каждому фактору, воздействующему на конфликт, обосновывает обусловленность сунщостных характеристик конфликта специфическими чертами политической системы государств. Задавшись целью, объяснить, с чем связан переход от мирных переговоров к вооруженным действиям^ Лебедева обращается к определенному набору факторов, которые, на ее взгляд, оказывают решающее воздействие на ход конфликта. Именно в выборе факторов заключается основная проблема применения данной методологии. Но подобіше трудности несравнимы с теми результатами, которые могло бы принести обращение к этой методологии. Широкий спектр факторов, возможность своей трактовки их роли, - все это

Баранове E.R Национопатия - история конфликтов...

предоставляет возможность решать разнообразные задачи, стоящие перед исследователями.

Саратовскими исследователями также внесен серьезный вклад в изучение проблем, связанных с вопросами этнической активности и стабилизации межнациональных отношении , В их работах прослеживается общая тенденция анализа причин и природы конфликтов с точки зрения социокультурных составляющих. На первый план выводятся проблемы менталитета, политической культуры, консенсуса н толерантности

Особую значимость, с точки зрения прикладных задач, имеют теоретические вопросы формирования условий политизации этносов, которые развиваются в трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей^ С середины 90-х годов стали появляться оригинальные научные публикации отечественных авторов, посвященные предметному анализу собственно внутрироссийских конфликтов20,Вышли в свет многочисленные публикации, предоставляющие эмпирический материал для анализа ситуации, связанной с

Аршипова СВ. «Исламский фактор» в общественно-политической жизни современной России: Автореф, дисс... канд. полит, наук, Саратов 2005; Барзилов CVL, Новиков АИ., Федосеев КЮ. «Философия убийства» Социальное насилие и русский национальный характер. Саратов, 1997; Викулов AM. Региональная национальная политика & современной России, Саратов, 2003; Вилков А.А., Бобылев Б>В. Социокультурные основания политических конфликтов в России. Саратов, 2002; Пономарев ВЛО. Достижение социального согласия в условиях современного российского общества (социологический анализ): Автореф. дисс... канд. социол, наук, Саратов5 2004; Тадтаев Х.Б. Этнос, Нация, Раса. Национально-культурные особенности детерминации процесса познания. Саратов, 2001.

ГеллнерЭ, Нация и национализм. М., 1991; Тишкое В.А Очерки теории и практики этичности в России. - М,э І997; Червонная С Возможно ли единство во множестве? // США: Экономика, политика, история. 1997. №10; Brass P. R. Ethnicity and Nationalism: Theoiy and comparison. - New Delhi, 1991; Ethnic Conflict in the Post Soviet World' Case Studies and Analisis / Drobizeva L., Goiiemaher R, Keller CMc.A-, Walker L.(eds.}. L,, 1996_, и др.

20 Bopuumojteij К, Ружтская Т., Степанова Т. Политическое будущее России в свете тенденций этно-национального развития. М.? 1996; Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования), М,_ 2000; Лебедева ММ, Конфликты внутри и вокруг России. М, 1993; Медведев ЯМ. Политический консенсус в условиях российского федерализма: Автореф, дис... д-ра полит, наук, М., 2000; Паип Э. Чсчвя и другие конфликты в России // Международная жизнь. 1998. №9; Чумиков АЛ. Конфликт в системе социально-политических процессов переходного периода: Автореф- дис. д-ра полит, наук. Н, 1995.

конфликтом в Чеченской Республике, Сюда можно отнести работы, посвященные истории исламского фундаментализма н самого конфликта, анализу современного этапа межэтнических отношений в Чечне21, В 1998 году была опубликована статья Э, Паина «Чечня и другие конфликты в России», в которой автор предлагает свою интерпретацию истории конфликта, выделяет его этапы, лает оценку значимости для России и обсуждает возможные пути решения чеченской проблемы. Учитывая злободневность проблем, связанных с террористической деятельностью чеченских сепаратистов, события, происходящие в республике, довольно часто освещаются в периодической литературе ненаучного характера.

Если проследить географические пристрастия отечественных эшокон-фликтологов, то можно сделать следующие выводы. До недавнего времени анализ этнических, национальных характеристик общества ориентировался исключительно на ситуацию в регионах «третьего мира» ". Но изменение степени значимости этнического фактора в политическом развитии многих стран, превращение процесса политизации этничности в одну из ключевых тенденций современного политического процесса, вызвало переключение внимания исследователей на другие регионы, в том числе и Западную Европу23. Причем такая переориентация характерна не только для отечественных конфликтологов, озабоченных обострением этнических отношении на терри-

Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм // Вопросы истории. 1993 .№6; Россия и Чечня 1990-1997п\ Документы свидетельствуют М. І997; Потто В.А. Кавказская война. М,, 1995; Криминальный режим. Чечня. М. 1995; Чеченская трагедия: кто виноват? М.; 1995.

" Червонная СЛ Возможно ли единство во множестве? // США: экономика, политика, история. 1997, №10; Smith A.D. State and Nation in the Third World L. 1983;и др,

2i Проблемы национализма в Европе. IvL, ИНИОН? 1996. №3; Этнические и региональные конфликты в Евразии: в 2-х тт. М, 1997; Орлова М.Е. Модернизация и мирный процесс в Северной Ирландии // Полис. 1998. №2; Нарочтская ЕЛ. Этнонагцтональные конфликты и их разрешение: политические теории и опыт Запада. М.? 2000; Тэвдои-Бур-мули А. Этнические регионы Западной Европы как особые политические общности .// Вестн. Моек, шк, полит, исследований. 2001. №1 (16); Хобсбаум Э.Дж* Принцип этнической принадлежности и национализм в современной Европе // Нации и национализм. М. 2002.

тории России и стран бывшего СССР э но и для западноевропейских и американских авторов2*. Войны на Балканах, конфликты на постсоветском пространстве в Нагорном Карабахе, Абхазии, Приднестровье, Чечне привлекают наибольшее внимание исследователей конфликтологов, в том числе и с точки зрения этнического фактора. Мнения исследователей расходятся по ключевому вопросу: возможно ли их сравнение между собой и с конфликтами в Западной Европе. С одной стороны, постсоветские этнические конфликты зачастую относят к одной волне национального возрождения, тем самым давая основания полагать, что это однотипные процессы26, С другой стороны, проводится типологический анализ этноконфликтов, подразумевающий наличие существенных отличий между конкретными случаями этнических кризисов^ -

Необходимо отметить, что в научной литературе нет единства по вопросу о возможности сравнения постсоветских и западноевропейских этнических конфликтов. Некоторые ученые считают нецелесообразным проведение подобного исследования. К таким относятся, например, исламоведы и

Илларионова Т. Этнические группы. Генезис и проблемы самоидентификации. Теория диаспор, М. 1994; Тшиков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М 1997; Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «я». М. 1991; Этнические и региональные конфликты в Евразии / Малашенко А, Коппитерс Б., Тренин Д. - М. 1997.Бордюгов ГЛ. Этические конфликты. Опыт создания базы данных // Межнациональные отношения в России и СНГ / Семнтар московского Ценора Карвеги, Вып. L Доклады, 1993-1994. М. 1994. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М, 1997. и др.

Maifenoe Д. Западные политологи о межнациональных отношениях в СССР // Мировая экономика и межнациональные отношения. 199L №9,; Smith AJX Nation and Nationalism in a Global Era. Cambr. 1995; Olzak S. The Dinamics of Ethnic Competition and Conflict. Stanford.

Малышева ДЖ Конфикг в развивающемся мире, России и СНГ. М.3 1997; Пере-пєлкгіи Л.С Социальные предпосылки современных межэтнических конфликтов в Российской Федерации, М., 1997; Смирнов AM. Северокавказекие этнополитические процессы и проблема самоопределения // Полити». 2000. №2.

Амелин В.В. Этнополитические конфликты; типы и формы проявления, региональные особенности 1/008. slitml; Ипатова Ю.А. Этнополитические конфликты в современной России: типологшация и стадии развития // Россия и мир: ичера, сегодня, завтра. М., 2003; Кутырсв Н.П. Этнополитические конфликты; сущность, типология и механизм разрешения // Государственное и муниципальное управление. Ростов н/Д.? 2000; Этиягер Л. Межнациональные конфликты в СНГ и международный опыт rf Свободная мысль-1993. №3,

некоторые этнографы , которые объясняют причины зарождения и развития конфликтов на Кавказе религиозной спецификой, влиянием родовых институтов. Например, по мнению отечественного исследователя А,Краинева чеченский и североирдандский конфликты по составу участников и их требованиям относятся к принципиально разным типам политических конфликтов. Если ольстерский случай есть результат движения в духе гипертрофированного регионализма, то есть является типичным региональным конфликтом с территориальной компонентой, то чеченский относится к типу политико-религиозных конфликтов, в которых территориальные вопросы являются второстепенными29.

Другой позиции придерживается большинство конфликтологов^ а также теоретиков компаративного подхода к анализу конфликгов, носящих эт-но-религиозную окраску. По их мнению, поиск сходств и различий политических конфликтов предоставляет возможность решить ряд сложных задач, стоящих перед теми, кто разрабатывает и реализует план урегулирования кризисов30.

Изучение литературы по различным аспектам этнической конфликтологии позволяет говорить о том, что при наличии широкой эмпирической базы и серьезной теоретико-методологической основы для исследования природы конфликтов и методов их урегулирования, кросс-культурные исследо-

Акаев В, Религиозно-политический конфликт в Чеченской Республике Ичкерия fl Исследования по прикладной и неотложной этнологии, 1999, №127; Корнеева Т.Р. Исламский фактор в геополитике России накануне третьего тысячелетия // Социально-политический журнал. 2000э №3; Короткое В. Чеченская модель ^геополитических процессов // Общественные науки и современность, 1994. №3; Маяашенко A3, Исламское возрождение в современной России, М, 1998; Малышева Д. Феномен постсоветского ислама в восприятии российских востоковедов // Мировая экономика и международные отношения, 2000. №9; Тшпорепко В. Исламизм и интересы России // Мировая экономика и международные отношения. 1995, _№1

29 Крайнев А. Терроризм - глобальная проблема современности // Зарубежное военное обозрение. 1997. №6.

Бусыгина КМ. Северная Ирландия и Чечня: некоторые параллели // Мировая экономика и международные отношения, 1996. Ш\; Лебедева МЖ Межэтнические конфликты на рубеже веков // Мировая экономика и международные отношения, 2000, №5; Королева - Конопляная І \ Проблемы статуса субъектов федерации в условиях конфликта: международный опыт и Россия // Федерализм. І999. №2.

вания проводятся крайнє редко. Типологический и сравнительный анализ осуществляются преимущественно на примерах постсоветских или внутри-российских конфликтов, и сосредотачиваются на ставших традиционньши факторах: транзитивности, общеэкономическом кризисе, размытости границ, демократизации общественного сознания. Общее состояние межэтнических отношений в Квропе рассматривается поверхностно, при констатации только позитивных процессов. Раскрываются лишь отдельные аспекты влияния мирового опыта на политику мирного урегулирования этноконфликгов в странах СНГ и бывшей Югославии.

Состояние научной разработанности рассматриваемой проблемы определило постановку цели диссертационного исследования* Ее суть заключается в исследовании политических аспектов этнических конфликтов в современной Европе и разработке концептуального подхода к их практическому урегулированию.

Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:

- провести анализ современных теоретико-методологических
подходов в определении содержания понятия этнический конфликт;

выявить и концептуально осмыслить факторы и причины, вызывающие этнический конфликт и определяющие его особенности;

- разработать авторскую типологию этнических конфликтов на
основе теоретического критерия - природы этнической конфликтности:

- раскрыть и проанализировать основные модели политиче
ского урегулирования традиционных этнических конфликтов, используемые
европейскими государствами;

исследовать особенности этнических конфликтов, ВОЗЕГИКШИХ в условиях кризиса политических систем в странах бывшего СССР;

выявить роль международных организаций и иностранных государств в процессе инициирования политических конфликтов, содержащих этническую компоненту.

Объектом исследования являются этнические конфликты в современной Европе и России,

Предмет исследования составляют политические аспекты этнических конфликтов и модели национального примирения.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Диссертационное исследование выполнено на базе общей теории конфликта, примор-диалистской, конструктивистской и инструменталистской парадигм политической етноконфлшстологии.

Поскольку сравнение позволяет установить сходство и различие изучаемых объектов, именно этот метод научного познания наиболее соответствует задаче определения общих и специфических положений современных теоретико-методологических направлений и концепций исследования этяо-конфликтов. Мы полагаем, что применение сравнительного метода для установления особенностей конфликтов также уместно и может дать желаемые результаты. Целесообразность применения данною метода подтверждается соблюдением главных правил сравнения: во-первых, процесс возникновения и развития исследуемых конфликтов определяется, в том числе этническим фактором, что обнаруживает их определенную объективную общность: во-вторых, исследование строится на обращении к ключевым признакам объектов.

На наш взгляд при условии привлечения иных методов, как общих, і ак и специальных, можно достичь той цели3 которой подчинено данное исследование. На сегодня ключевое значение в конфликтологии имеют два направления: структурное и процедурное. Исследователи, работающие в рам-

і і ках первого направления , обращают внимание па независимые переменные^

отражающие специфику конкретной политической системы (геополитиче-

31 Авксентьев A.B.t Авксентьев В.А. Этнические процессы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993; АлмаидГ., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис, 1992, №4; Seymom- L М. Some Social Requisites of Democracy: Economic Development and Political Legitimacy, - American Political Science

Review ( №53). 1959 и другие.

ское положение, поликонфессиональность и полиэтничность общества, уро-вень экономического развития, социальная структура общества и так далее.). В отличие от сторонников структурного подхода исследователи, придерживающиеся процедурного направления, обращаются к проблемам, связанным с принятием политических решений, т. е. Сосредотачииают главное внимание на системе реализации политического контроля государства и правящей элиты в плане обеспечения политической стабильности общества.

На основе структурно-процедурной методологии мы можем решить задачу выявления ключевых причин политизации этичности в современное мире. Очевидно, что проанализировать в рамках одной работы влияние всех переменных невозможно. Поэтому структурно-процедурный подход мы сочли возможным синтезировать с факторным анализом^ заключающимся в выборе только тех переменных (факторов), которые оказывают решающее воздействие на предмет исследования.

Предмет исследования: предопределил обращение к типологическому методу. На его основе был систематизирован собранный теоретический и фактический материал, решены задачи по выявлению критериев для определения типов этноконф листов.

Представление конфликта в качестве системы и признание важности влияния на него внешней среды сделало возможным применение системного структурно-функционального подхода. Применение последнего метода позволило нам решить задачу отслеживания механизма воздействия каждого фактора на определенные стороны взаимоотношений участников конфликта, а также исследовать роль этих участников в формировании контуров межэтнических отношений в Европе.

Источниковая база исследования. Диссертационное исследование выполнено на основе источников разного типа. Важным источником исследования являются нормативно-правовые акты, конституции, постановления государственных органов и учреждений России, Испании, Франции, Грузии, Молдовы, материалы международных организаций.

Вторую группу источников составили теоретические схемы и концепции, разработанные в разное время учеными многих стран. Сюда относятся труды как основоположников содиальной и политической конфликтологии (ЛЛХумилева, Е.Э. Месснера, Г.Сиенсера, Р.Дарендорфа, Л.Козера, Г.Зиммеля, Ю.В. Бромлея и других), так и современные наработки по конфликтной проблематике (А.Здравомыелов, Ю.Г. Запрудский, В. А. Соловьев, ММ. Лебедева, Е.И. Степанов),

Третья группа источников включает монографические и аналитические издания3 посвященные проблемам этнических конфликтов (АЛ. Знаменский, В.Б.Евтух, МХГоршков, МЕ.Орлова, В.А. Тишков),

Четвертая группа источников - это материалы периодической печати, содержащие большой объем информации о современных событиях в конфликтных регионах. И, прежде всего, общероссийские газеты - «Известия», «Российская газета», «Аргументы и факты», «Советская газета» и «Независимая газета», журналы «Политические исследования», «Общественные науки и современность», «Мировая экономика и международные отношения:», «Социологические исследования».

Пятую группу источников представляют Интернет-ресурсы, давшие возможность изучить зарубежные исследования и печатные издания.

Научная новизна исследования определяется характером и спецификой о&ьекта и предмета исследования, его целями и задачами и заключается в следующем:

раскрыты и синтезированы современные теоретические концепции и подходы к пониманию природы этнического конфликта;

проанализированы факторы, причины н механизмы, продуцирующие конфликты в межэтнических; отношениях;

разработана типология этнических конфликтов на основе теоретического принципа - природы этнических конфликтов;

дана социально-политическая оценка ключевых стратегий стабилизации межэтнических отношений в регионах традиционных этиоконфлик-тов;

выявлены политические факторы возникновения и развития этнических конфликтов, актуализировавшихся в связи с распадом советской системы административно-территориального устройства;

раскрыты механизмы продуцирования квазиэтнических конфликтов третьей стороной в лице крупных международных организаций и иностранных государств.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В современной этноконфликтологии сформировалось несколько научных направлении (традиционных и постмодернистских), по-разному трактующих конфликтогенный потенциал этничности и самостоятельность данного фактора в формировании этноконфликтов. Достоинства каждого из направлении можно интегрировать через дефиницию этнического конфликта^ как одного из реальных проявлений активности этнической идентичности. Огромное разнообразие этноконфликтов, существующих в современном мире, демонстрирует вариативность процессов их возникновения. Синтез этнологических направлений позволяет более детально проанализировать конфликты, имеющие существенные отличия в продолжительности, интенсивности и степени насильственное.

  2. Уникальность каждого этнического конфликта определяется особым сочетанием его причин и факторов. Но признание данной уникальности не отрицает необходимости их систематизации. Одним из вариантов такой систематизации является сегевой подход, позволяющий не просто сгруппировать существующий теоретический и эмпирический материал, по и выявить корреляции между группами факторов и типовыми особенностями эт-ноконфликгов. Политизация этничности и возникновение этноконфликта свидетельствуют о стремлении этногрупп и/или их лидеров к преобладанию

в политической, экономической, геополитической или культурной властной сети. Инфраструктура сетей и особенности их сочетания диктуют те правила, по которым формируются и структурируются субъекты конфликта, используются ресурсы, выдвигаются требования и разрабатываются методы борьбы.

3. В зависимости от процесса формирования этшчности сложились три типа этиокоифликтов: традициошіьш (в основе которого лежат преимущественно примордиалистские, то есть, генетические причины), сконструированный (возникновение которого стало результатом политики по созданию новых государственных образований, политических предпочтений, социально-политической картины мира) и инструментальный (в большей мере представляющий способ достижения определенных экономических и геополитических выгод политическими партиями, элитами, лидерами, государством),

4 Для обеспечения стабильности в государствах полиэтнического состава населения возможно использование нескольких моделей национального примирения. Одна из них сводится к построению новых политических, экономических и культурных связей мезвду центром и периферией на принципах федерализма, предполагающих передачу этнотерриториальным единицам реального права принятая решений. Другая напротив, подразумевает создание единого правового и политического пространства с широким представительством этнических групп в парламенте и правительстве. И, наконец, третья стратегия, занимающая промежуточное положение между первой и второй, имеет своей целью значительную децентрализацию в унитарном государстве с предоставлением широкой автономии наиболее проблемному или проблемным регионам. Выбор стратегии определяется особенностями политических систем государств и структурными факторами формирования этноконфликтов,

В отношении традиционных этнических конфликтов правительствами западноевропейских государств были апробированы различные модели национального примирения, но наибольшую эффективность продемонстрировало использование смешанной модели.

  1. Большая часть сконструированных конфликтов возрождается на прежних этнических противоречиях, в прошлом не имевших столь колоссальных последствий, в условиях политического или экономического краха государства, перед яйцом развернувшейся модернизации или ломки прежней политической системы. Перечисленные условия возникновения конфликтов на территории новых государств стали ключевыми факторами их развития. На фоне экономического и идеологического кризиса у политических элит появились шансы разыграть этническую карту, манипулируя историческими фактами, как это и произошло в Чехословакии, Грузии и в некоторых других республиках бывшего СССР. При этом необходимо отметить, что к моменту распада союзного государства у многих республик были структурные характеристики, предотвратившие развитие конфликтного сценария, а именно продолжительная история национальной государственности, наличие политической традиции парламентаризма, легитимных передач власти, традиций компромисса и согласия, а также социальная и этническая однородность,

  2. Современная политическая практика демонстрирует, что существуют конфликты, в которых этническая компонента является факультативной, а этнические лозунги используются для более широкой мобилизации масс. По сути, такие конфликты являются политическими. В программах сторон (хотя бы одной из них), в периодической литературе им приписывают этнический характер. Тем не менее, эти конфликты инструменты завоевания власти политическими элитами, дестабилизации и ослабления роли того или иного государства в регионе. В продуцировании конфликтов-инструментов активно принимают участие международные организации или иностранные государства- Главными факторами возникновения подобных квазиэтнических конфликтов являются геополитический и сырьевой. Последнее обстоятельство свидетельствует об «открытости» процесса формирования «этиичности».

Теоретическая и научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в осуществлении политологического анализа регио-

нальных этнических конфликтов в современной Европе, выявлена природа таких конфликтов, технологии их продуцирования и урегулирования. Основные теоретические выводы и обобщения, полученные диссертантом в результате проведенного исследования, могут быть применены при разработке национальной политики в Российской Федерации и ее субъектах, использованы в учебном процессе в вузах при преподавании конфликтологии, этяокон-фликтологии, регионоведенша а также при разработке специальных и факультативных курсов.

Положения и выводы исследования могут быть полезны органам государственной власти, взаимодействующим с религиозными и иагщонально-культурными образованиями, общественным и общественно-политическим организациям и движениям при разработке политических программ по урегулированию межэтнических отношений и конфликтных ситуаций.

Апробация работы включала участие соискателя в ежегодных факультетских научных конференциях «Современное общество: человек, власть, экономика» 2002,, 2003, 2004, 2005? 2006 гг. Основные результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

  1. Рыхлова СВ. Возможности сравнительного анализа чеченского и северо-ирландского политических конфликтов // Современное общество: человек, власть, экономика. Матер, науч. конф. Саратов. 2002. С. 122-126.

  2. Рыхлова СВ. Теоретические аспекты исследования чеченского и северо-ирландского политических конфликтов // Проблемы политологии и политической истории. Межсуз. сб. науч. трудов. Вып. 12. Саратов. 2003. С\ 186-191.

  3. Рыхлова СВ. Роль внешнеполитических факторов в развитии чеченского и северо-ирландского этнических конфликтов // Современное общество: человек, власть, экономика. Матер, науч. копф. Саратов. 2003, С46-49.

  4. Рыхлова СВ. Культура согласия как механизм регулирования межобщинных и внутриобщишшх отношений в Чеченской республике и Се-

верной Ирландии // Проблемы политологии и политической истории // Меж-вуз. сб. науч, трудов. Вып. 13, Саратов. 2004. С.252-257.

  1. Рыхлоеа СВ. Концептуальные основы исследования чеченского и ольстерского политических конфликтов; «мятежевойна» Е.Э,Месснера // Современное общество: человек, власть, экономика. Матер, науч. конф. Саратов. 2004. С. 47-52.

  2. Рыхлоеа СВ. Основные подходы к типологизации этнических конфликтов //Политические проблемы современного общества: Сб. науч. ст. кафедры политических наук, Саратов. 2005. С.78-87,

  3. Рыхлоеа СВ. Современные конфессиональные противоречия как фактор ^геополитической нестабильности в мире (в порядке постановки проблемы) // Совремештое общество: человек, власть, экономика. Матер, науч, конф. Саратов, 2006, С53-59,

Публикация в издании, рекомендованном Высшей Аттестационной комиссией:

Рыхлоеа СВ. Сравнительный анализ этнических конфликтов в постперестроечной (1980 90-е гг.) и современной России (2001-2006 гг.) // Вестник Саратовского Госагроуниверсптета им. Н.И. Вавилова. 2006. Вып.2. С. 148—

150.

Природа этнических конфликтов: возможность синтеза теоретических подходов

Большую роль в становлении современных эшоконфликгологическмх концепций сыграла этнология, философия, социология, политология, антропология и прочие науки. Сугубо конфликтологическое направление подучило свое развитие сравнительно недавно, в связи с назревшей необходимостью поиска способов разрешения конфликтов в сфере этнических: отношений. Хотя за всю историю человечества именно эта сфера постоянно взрывалась рецидивами насилия, потребность в спеїшальной науке, предметом которой являются конфликты, включающие этнический компонент, появилась лишь в XX в. И как новая наука этноконфликтология восприняла существующие научные наработки, чго привело к понятийно-категориальному и теоретико-методологическому плюрализму.

Между тем; развитие теоретической этноконфлшсгологии во многом пошло вразрез с общей конфликтологической традицией. Особенно четко это проявляется в понимании такой проблемы, как функция конфликта. Если в общей конфликтологии почти универсально признанным фактом является наличке у конфликтов конструктивной, созидательно! функции (впервые это обосновал американский исследователь Л. Козер3 ), то в работах по анализу этнических конфликтов последние воспринимаются как социальное злс7 дисфункция, которую надо предотвращать. Именно поэтому большинство публикаций и научных работ, посвященных проблеме этнических конфликтов начинается с перечисления жертв и человеческих трагедий, порожденных конфликтами 90-х гг, на Северном Кавказе, в Югославии.

Обнаруживаются и иные теоретические вопросы, по которым этнокон-фликтология существенно расходится с ее предшественницей» - общей конфликтологией (например, функции и цели посредничества и медиаторин-га, психологические аспекты противостояния). Отчасти особое место этно-конфликтологии среди других конфликтологических направлений объясняется тем, ЧТО исследование этнических конфликтов ведется не столько на основе определенного выбора конфликтологических концепций, сколько на ОС-нове выбора той или иной концепции зтннчносш, что оказывается решающим во всех дальнейших научных направлениях.

Существует множество интерпретаций понятия этнического конфликта. Его используют, с одной стороны, для самого общего обозначения такого тина конфликтов, в рамках которых консолидация противостоящих сторон осуществляется на основе этнического признака33. Под ним же подразумевают одну из форм политического конфликта, в котором этнический фактор становится превалирующим настолько, что всякий иной принцип идентификации становится второстепенным. В то же время некоторые исследователи собственно этнических конфликтов отрицают первостепенность этнического фактора, а отводят ему роль дополняющей силы. Отечественный конфликтолог В.Стрелецкий утверждает, что корни этнические конфликтов стоит искать в сфере «социально-политических и социально-экономических процессов, этнической же в них выступает «оболочка», форма проявления» 4. Разу-мееіся, в политической жизни немало случаев, когда этнический конфликт разрастается и начинает включать в себя и территориальный, и религиозный, и экономический, и политический компоненты одновременно. Но изначально позиционирование и внутренняя консолидация сторон этноконфликта осуществляется именно по этническому принципу.

Современные конфликты имеют многофакторную природу, и поэтому вряд ли правомерно говорить об этническом конфликте «в чистом виде». Некоторые авторы , как правило, пытаются с помощью нового определения оформить понятие этнического конфликта. Более логичным представляется вариант, когда автор не дает очередного определения, а называет особенности этнического конфликта как отдельного вида социального, политического и иного конфликтов. Так на этническую природу конфликта указывает использование этнических категорий самопозиционирования и/или позиционирования противніша. Чаще всего это закрепляется в текстах и заявлениях лидеров и организаций этносов, в формулировании требовании и целей, как офщиальньши представителями участников так и рядовыми членами конфликтующих групп. Являясь основным для этнического конфликта, данное качество определяет интенсивность, потенциал насильственное конфликта, а также состав участников. В то же время, многие конфликты, возникая вне сферы национальных и этнических отношений, уже в своем развитии приобретают названную особенность, и при этом многими участниками или наблюдателями признаются этническими. Так произошло с ситуацией в Прибалтийских странах, где чисто политический конфликт приобрел черты этнического (что не сменило его сути). Еще одним примером может послужить политическая борьба за национальное самоопределение народов Севера, которую ведут власти автономий, фактически отстаивающие интересы не або-ригешюго населения, а региональных экономических и хозяйственных ЭЛИТ.

Достаточно распространенным является вариант, когда к этнический относят межнациональные конфликты, что представляется ошибочным, так как нация это государствообразующий элемент, и участники национально го конфликта идентифицируют себя, прежде всего, с государством и его атрибутами, а не с этнической культурой и корнями. Следовательно, межгосударственные конфликты с национальной основой, например, не могут быть причислены к исследуемому нами этническому типу. Именно поэтому необходимо назвать еще несколько особенностей этнического конфликта. Это территориальная ограниченность пространства конфликта. Ни антисемитизм, ни русофобия, ни подобные им течения не являются разновидностями этнического конфликта, согласно данному критерию. Если, конечно, подобные настроения не находят своих сторонников в регионах проживания соответствующих групп и это не побуждает одну из сторон к дальнейшей эскалации конфликтных отношений.

Причины и факторы возникновения этнических конфликтов

Природа этнических разногласий, являющаяся критерием предложенной выше типологии, понятие в большей степени теоретическое. На практике же можно говорить, во-первых, о причинах, вызвавших политизацию этнич-ности, во-вторых, о факторах., скорректировавших процесс развития конфликтной ситуации. В связи с этим, логично обращение к существующим в конфликтологии и этыоконфликтологии разработкам сторонников каузального и корреляционного анализа этноконфликтов.

Взгляды ученых, анализировавших проблему возникновения этнических конфликтов, можно разделить на три основные группы. Часть исследователей отдает предпочтение исключительно материальным причинам, прежде всего, экономическим. Такой методологический принцип лежит в основе уже упоминавшихся марксистской, неомарксистской и модернизационной теорий этничности и этнических конфликтов. Другая группа исследователей делает акцент на нематериальных — политических, исторических, религиозных, внешнеполитических и других проблемах- Третья придерживается мнения, что этнические конфликты возникают з результате действий элит, по тем или иным причинам заинтересованным в насилии. По сути, представители первой и второй групп включают в область своих исследований характеристики той системы, в которой развивается конфликт. А остальные ученые, исследующие политику национальных лидеров, правительств, соседних го сударств, тем самым указывают на приоритетное значение организационных переменных, то есть условий, детерминирующих поведение ключевых участников конфликта. Данное разделение вполне вписывается в традицию, сложившуюся: в рамках общей конфликтологии. Основоположник последней Т. Спенсер, строя новую для науки теорию конфликта, отмечал значительное влияние именно этих двух групп составляющих на процесс эскалации й дальнейшего развития конфликта59.

Этот же набор факторов - системных и организационных заложил в основу своей политологической теории конфликта известный конфликтолог РДаль. Объектом его исследований были политические конфликты между правительством и оппозицией, а предметом - блоки факторов и причин, s наибольшей степени определяющих характер и интенсивность конфликтов. Первый блок включает: конституционный строй и избирательную систему, особенности политической культуры, наличие специфических субкультур в обществе, степень недовольства правительством в обществе, особенности массового сознания и степень поляризации60. Организационный блок факторов включает такие характеристики оппозиции, как сплоченность (концентрация оппонентов), соревновательность, поле конфликта между властью и оппозицией в политической системе, ддентпфицированность («распознаваемость») оппозиции, ее цели и стратегии. Частная теорий Р.Даля дала жизігь не только отдельному научному направленню политическая конфликтология, но и Б целом политической школе конфликтологаческого анализа. Особенность последней заключается в глубоком анализе места и роли конфликтов в политической системе, политических отношениях и в оценке степени влияния конфликтов на основные элементы политической системы; на избирательную, правовую подсистемы, государственное устройство и форму прав ления, степень централшащш и механизмы управления. В настоящее время исследователи довольно активно работают в данном направлении61.

Продолжением названной традиции разделения блоков конфликтоген-ных причин стало формирование двух современных исследовательских направлений: структурного и процедурного. По сути, каждое из них является продолжением общей теории конфликта, однако включает в себя различные группы составляющих социальных конфликтов. В рамках первого поправления акцепт делается на влиянии независимых переменных: экономического и политического развития общества, культурного потенциала и духовного климата, социальной структуры общества, общеполитического и международного фона конфликта. Го есть исследователи-структуралисты акцентируют внимание па состоянии общественных подсистем, от которых исходят импульсы к конфликту. Они объединяют все то, что формирует ситуацию, предшествующую открытой фазе конфликта, а также фиксируют существен-ные сдвиги в обществе и в структуре конфликтных групп . В процедурном блоке внимание уделяется зависимым переменным; политике, проводимой участниками конфликта, политическими лидерами и элитами, действиям международных организаций и любой третьей стороны, законотворчеству и прочее.

Традиционные этнические конфликты; выбор модели национального примирения

Постмодернизм, возникший в условиях колоссальной перекройки политической карты мира, по вполне объективным причинам сконцентрировался на конфликтах, появившихся в последние десятилетия. Можно говорить о том, что основная задача нсследовач-елей-конфляктолоі-ои данного периода заключалась в поиске причин столь внезапного бума этнических конфликтов различных конфигураций. Эмпирический материал по конфликтам на территории бывших Югославии и СССР стал основой для подкрепления теоретических конструкций постмодернистов практическими данными.

Отмечая уязвимые положения постмодернизма в этнологии, мы говорили о том, что данное направление не позволяет анализировать устойчивые этнические идентификации, межпоколенный характер этнопротивостояния ІЇ так далее. В то же время выпадают из поля зрения постмодернистской конфликтологии конфликты, берущие свое начало в глубине веков и не теряющие значимости как для участников, так и для исследователей на современном этапе. Это конфликты в странах Западной Европы с устоявшейся политической системой демократического типа; фламандская проблема в Бельгии, ирландская в Великобритании, баскская и каталонская в Испании и другие. Между тем, политические решения, направленные па урегулирование перечисленных конфликтов, стали в середине 1990-х гг, признаваться хрестома тийными и продуктивными . Редкая публикация, посвященная проолеме ирландского меньшинства в Северной Ирландии ИЛИ баскских сепаратистов в Испании, не содержала идеи заимствования опыта этих стран для урегуяиро-вания чеченского вопроса, осетино-ингушского, сербского ,

Дальнейшие наработки исследователей, создание обширных баз данных по этническим конфликтам современности продемонстрировали всему научному миру, что по сзти этническими являются исключительно ЭТИ «вечные» конфликты, так как в них этнические границы сохраняются во всех сферах, начиная с бизнеса и политической деятельности, заканчивая семейными и бытовыми отношениями100. Все это свидетельствует о необходимости использования теоретических установок тех концепщш и направлений конфликтология и этнологии, которые признают объективный характер эт-ничности, не факультативность этнического типа конфликтов.

Насколько правомерно говорить о том или ином конфликте на политическом пространстве современной Европы как о традиционном? Безусловно, как при анализе любого конфликта, так и при исследовании его компонентов и особенностей, необходимо начать с истории взаимодействия сторон, В нашем случае наиболее важным остаются два аспекта: «возраст» этноса и наличие опыта самостоятельной государственности. Причем возраст этноса зависит от длительности его существования, от стадии развития, степени внут-ригрупповой идентичности, сплоченности и культуры согласия. При анализе этого аспекта важно учитывать возможность мирного сосуществования сторон конфликта, о чем, как правило, свидетельствуют факты истории. Если конфликтные формы отношений между группами возникли в самом начале совместной истории, то у такого конфликта больше основании быть отнесенным к группе примордиальных или традиционных конфликтов, не имеющих разрешения без предоставления государствеїшости или широкой сецесснн. Возникновение же конфліжта в сравнительно недавнем прошлом, особенно в условиях серьезных геополитических изменений или в ходе широкомасштабной политической операции ведущих стран мира, в большинстве случаев свидетельствует о гибридном или искусственном характере этнического конфликта.

Те же выводы можно делать и па основе второго аспекта; наличия опыта самостоятельного существования. Собственная государственность свидетельствует об уровне зрелости этноса, его внутренней организации и, что особенно важно, о психологическом состоянии. Последняя характеризует единство во взглядах представителей группы на дальнейшую судьбу этноса, степень важности нмешто этнической (а не экономической или политической) идентичности и т.д. Потеря самостоятельности сопутствует появлению этнических обид, укоренению традиций вражды. Но при этом не стоит обращаться к периоду античности или средних веков, куда более мощным стимулом для консолидации этноса является недавняя потеря независимости.

Следующий за историческим культурный критерий, Оп включает языковой и религиозный фактор, поскольку именно язык и религия составляют базис культуры этноса. Культурная обособленность, перекрытие путей взаимовлияния культур, существенные различия в языках {а не диалекты) и религии предоставляют основания для более глубокого проникновения этнического фактора в сложную структуру существующих ныне конфликтов и указывают на их этнический или квазиэтнический характер. Симбиоз этнических культур, межэтнические браки, религиозное и языковое единообразие не дают основания для признания конфликта традищюнно этническим.

Современная практика демонстрирует, как удачно разыгрывается этническая карта для достижения определенных геополитических целей, Геополитический фактор признается нами также весьма удобным для определения характера возникновения конфликта, безусловно, в его связи с предыдущими критериями. Он указывает на скрытые пружины конфликта, на реальные субъекты и истинные цели. Чем важнее геополитическое положение региона конфликта для соседних государств, тем интенсивнее они будут поддерживать конфликт или искусственно разжигать его. В нашем случае важно про-следить, когда обострился конфликт, какие политические события ему сопутствовали, какие государства в этом бьгли заинтересованы. Если с точки зрения ресурсного потенциала и географического расположения регион не представляет интереса для других государств, то местный конфликт скорее будет естественным и традиционным, И наоборот, чем больше участников международных отношений имеют интерес в статусе региона, тем скорее конфликт здесь будет инициирован и сфабрикован отнюдь не представителями диаспор, а третьей стороной. Но можно уже утверждать, что без участия последней не обходится шт один крупный политический процесс в мире

Похожие диссертации на Политические аспекты этнических конфликтов в современной Европе