Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнические и расовые отношения в Соединенных Штатах Америки: проблемы государственного управления (Ретроспектива и современность) Лобанова Елена Анатольевна

Этнические и расовые отношения в Соединенных Штатах Америки: проблемы государственного управления (Ретроспектива и современность)
<
Этнические и расовые отношения в Соединенных Штатах Америки: проблемы государственного управления (Ретроспектива и современность) Этнические и расовые отношения в Соединенных Штатах Америки: проблемы государственного управления (Ретроспектива и современность) Этнические и расовые отношения в Соединенных Штатах Америки: проблемы государственного управления (Ретроспектива и современность) Этнические и расовые отношения в Соединенных Штатах Америки: проблемы государственного управления (Ретроспектива и современность) Этнические и расовые отношения в Соединенных Штатах Америки: проблемы государственного управления (Ретроспектива и современность) Этнические и расовые отношения в Соединенных Штатах Америки: проблемы государственного управления (Ретроспектива и современность) Этнические и расовые отношения в Соединенных Штатах Америки: проблемы государственного управления (Ретроспектива и современность) Этнические и расовые отношения в Соединенных Штатах Америки: проблемы государственного управления (Ретроспектива и современность) Этнические и расовые отношения в Соединенных Штатах Америки: проблемы государственного управления (Ретроспектива и современность)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лобанова Елена Анатольевна. Этнические и расовые отношения в Соединенных Штатах Америки: проблемы государственного управления (Ретроспектива и современность) : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 : Москва, 2004 156 c. РГБ ОД, 61:04-23/297

Содержание к диссертации

Введение

РАЗДЕЛ I. Формирование полиэтнической структуры Соединенных Штатов Америки 14

РАЗДЕЛ II. Политико-правовое регулирование этнических процессов 62

РАЗДЕЛ III. Государственные органы Соединенных Штатов Америки и их взаимодействие в управлении этническими процессами на современном этапе: опыт и проблемы 101

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 143

Введение к работе

Актуальность темы исследования

В настоящее время в мире достаточно сложно найти государство, которое было бы полностью однородным по своему этническому, культурному, религиозному и языковому составу.

При рассмотрении межрасовых и межэтнических отношений и положения национальных групп особого внимания заслуживают Соединенные Штаты Америки, поскольку, в первую очередь, страна представляет собой многообразие различных народов, рас, культур, традиций и обычаев. Речь идет об опыте государственного регулирования межнациональных отношений, о правовом обеспечении распространения гражданских прав на всех жителей государства независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности. США - одно из самых неоднородных в этническом отношении национальных сообществ, которому удалось установить, хотя и далекую от идеала, но все же относительно стабильную и демократическую политическую систему в многоэтническом контексте. Прежде всего, это страна с уникальной структурой населения. В ней присутствуют: автохтонный компонент -индейские племена, алеуты и гавайцы, основное «ядро», условно объединяющее выходцев из Великобритании и иммигрантов из стран Западной и Северной Европы, и «новая иммиграция» - в основном потомки переселенцев из Южной и Восточной Европы, а также большое количество афроамериканцев. При этом, важной особенностью американского законодательства по гражданским правам является то, что обеспечивая всем гражданам Америки равные права, оно не закрепляет за ними каких-то особых прав как представителей той или иной группы населения. Более того, законодательное закрепление групповых прав рассматривается американским конституционным правом как нарушение антидискриминационных норм.

Важнейшим элементом американской этнической модели стал административно-правовой механизм регулирования в области расово-этнических отношений, который рождался буквально в огне социальных битв, под напором массовых движений и требований. Так, 14-я поправка к Конституции широко использовалась для защиты прав меньшинств, а наиболее важным результатом этой поправки стал Акт о гражданских правах 1964 г. Свои гражданские права и антидискриминационные гарантии представители расово-этнических групп завоевывали в ходе массовой организованной борьбы. Глубина вызванного этой борьбой общественно-политического кризиса способствовала широкому общественному осознанию необходимости создания эффективного государственно-правового механизма обеспечения прав представителей расово-этнических групп, главной целью которого было не допустить дальнейшего взрывоопасного обострения межрасовых и межэтнических проблем и конфликтов.

Его главными составляющими стали:

В первую очередь, иммиграционное законодательство, которое обрело свои основные черты в 1965 году после принятия нового закона, который внес изменения в принцип «селекции» иммигрантов: была провозглашена постепенная отмена расово-национального принципа их отбора - всем странам и нациям предоставлялись равные доли, но они не должны были превышать 20 тыс. ежегодно от каждой страны. Отличительной чертой данного закона было то, что преимуществом при допуске в США пользовались ближайшие родственники граждан США, проживающие за рубежом, ученые, врачи, представители «дефицитных» специальностей, включая квалифицированных рабочих и даже сельскохозяйственных рабочих, потребность в которых ощущалась в некоторых районах. Были введены - впервые в истории США -ограничения на въезд иммигрантов из стран Латинской Америки.

Во-вторых, законы о гражданских правах, направленные на обеспечение конституционно охраняемого равенства прав граждан независимо от их расового, этнического происхождения, пола и вероисповедания. Юридической основой данной системы является ряд принятых начиная с 1940-х годов президентских указов, в частности, указ № 11246 (1965)3, а так же Закон о гражданских правах 1964 г., запретивший дискриминацию при найме на работу и получении образования по признаку расы, пола, религиозных убеждений и этнического происхождения.

Важно подчеркнуть, что законы, запрещающие дискриминацию по национальному происхождению, классифицируют дискриминацию, обусловленную местом рождения конкретного лица, его происхождением, культурой или языком, как противоправное действие4. Это означает, что людям не может быть отказано в равных возможностях, потому что они, или их семья, являются выходцами из другой страны, потому что их имя или акцент указывает на их принадлежность к группе определенного национального происхождения, потому что они имеют определенные обычаи, которые указывают на их принадлежность, или потому, что они состоят в браке или связаны с лицами, принадлежащими к группе определенного национального происхождения.

К отдельной части законодательства США относится политика в отношении индейского населения, которая принимала на различных этапах истории достаточно многосложные и неоднозначные формы. Несмотря на всю сложность, американское правительство сумело урегулировать данный вопрос, приняв определенные законодательные акты. Так, 28 июня 1973 г. конгресс принял резолюцию № 37, где определялись конкретные направления деятельности федерального

3 Политическая система США. Актуальные измерения. М. Наука, 2000. С.272.

4 Civil Rights Journal. Washington. Winter 2002. P. 13.

правительства в индейском вопросе: а) восстановление статуса терминированных общин и подтверждение индейского суверенитета; б) укрепление экономических основ общинного самоуправления; в) гарантирование свободы отправления традиционных культов. Спустя 5 лет, 18 июля 1978 г. конгресс принимает совместную резолюцию № 738, гарантировавшую индейцам возможность отправлять свои верования, «иметь и использовать так называемые святые места», но с существенной оговоркой, что это не нанесет ущерба окружающей среде и «не нарушит законы, изданные в интересах всего общества».

В третьих, создание правительственных комитетов, занимающихся вопросами урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих на почве расовой и этнической неприязни, а так же их взаимодействия с различными общественными этническими организациями.

Безусловно, каждой стране с полиэтническим населением присущи свои специфические проблемы и способы их урегулирования, но бесспорным остается тот факт, что опыт других стран и народов в данной сфере имеет важное научное и практическое значение.

Актуальность настоящего диссертационного исследования определяется также степенью научной разработанности проблемы.

Степень научной разработанности проблемы этнополитических процессов и положения этнических групп в США на сегодняшний день в России пока недостаточно высока. Объясняется это, в первую, очередь отсутствием в СССР на протяжении многих десятилетий объективной информации о научных школах США, а также в разных научных подходах к пониманию термина национальное меньшинство.

Важным шагом на пути приобщения к зарубежному опыту стали открытый при Академии Наук Институт США и Канады, Американский

Центр при Библиотеке иностранной литературы, а также проводимые тематические научные конференции, "круглые столы" и симпозиумы1.

Кроме того, выпускается все больше научных исследований, посвященных вопросам национальных и расовых отношений в США2.

При проведении научно-исследовательской работы по избранной теме диссертант опирался не только на работы и научные исследования по данной проблематике современных американских авторов , но и большую помощь оказали также труды выпускаемые в России. В частности, важным вкладом в научную разработку проблем национальных отношений, национальной политики и положения этнических групп являются исследования, проводимые кафедрой национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте РФ4.

Практическую основу диссертации составили работы отечественных авторов5, в чьих работах затрагиваются вопросы

1 One America in the 21st century: Forging a new future: The Advisory Board rep. to the President/ The President's Initiative on Race. Wash.. 1999.

Civil Rights Journal. Washington. Winter 2002; Gale Encyclopedia of Multicultural America. Vol.1. Gale research Inc. 1995. P.XXI, XXII; Washington Information Directory 2000 - 2001. CQ Press. A division of congressional Quarterly Inc. Washington D.C., 2000; Minority business development act. Hearings. H.R. 100th Congr. Wash., 1988; Политическая система США. Актуальные измерения. - М.: Наука, 2000. С.272;

3 George Washington. Writings. Ed. by H. Lodge. N.Y., 1904, v. 8; The Works of Alexander
Hamilton. Ed. by H. Lodge. N.Y., 1904, v.8; B.M. Solomon. Ancestors and Immigrants.
Cambridge, 1956;;F.S. Cohen. Handbook of Federal Indian Law, Wash., 1945, p. VIII;
Handlin O. Race and nationality in American life. - Englewood Gliffs, 1957; Dinnerstein
L., Reimers D.M. Ethnic Americans: a history of immigration and assimilation. — New
York; Gordon M.M. Assimilation in America: the theory and reality// The ethnic factor in
American politics.- Columbus, 1970; The New York Times. 27.02.2001; Heilbrun J. Urban
economics and public policy. N.Y., 1981.

4 См.: Вопросы национальных и федеративных отношений. Вып.1 - V. М.: Изд-во
РАГС, 1995-2001

5 Шлепаков А.Н. Этнонациональные группы США. В кн. «Национальные
меньшинства и иммигранты в современном капиталистическом мире». Киев, 1984,
ч.2, разд.1.; В.В. Согрин. США в XX веке. Тенденции и итоги общественно-
исторического развития. «США и Канада», 1999, №9; И.П. Дементьев. Идейная
борьба в США по вопросам экспансии. - М.,1973; И. Геевский, Н. Сетунский.
Американская мозаика. - М.,1991; Питтман Дж. США — страна расового и

экономического, социального, политического положения этнических групп, включая коренное население США с учетом их государственного, законодательного регулирования и разрешения.

Автором был проанализирован широкий спектр литературы, представляющей работу государственных и общественных организаций, способствующих сохранению, развитию и равенству прав многочисленных этнических групп и народов на территории США. Среди данных организаций важную роль играют такие, как: Служба общинных отношений при Министерстве юстиции США, Комиссия по правам человека, Отдел по гражданским правам Министерства юстиции США, Национальный совет по равным возможностям индейцев, Бюро по делам индейцев при Министерстве внутренних дел, а так же многочисленные этнические организации. Проведенный анализ показал, насколько глубоко осознано правительством США угроза этнической

национального угнетения, в кн.: «О национальном вопросе в капиталистических странах», 1981; Евтух В.Б. Концепции этносоциального развития США и Канады: типология, традиции, эволюция. - Киев: Наук, думка, 1991; Червонная С. А. Возможно ли единство во множестве? - «США и Канада», 1997, №10; Червонная С.А. Обострение национальных противоречий в США и американская социология. В ежегоднике «Расы и народы». Вып. 14, 1984; Богина Ш.А. Иммигрантское население США. М., 1976; «Historical Statistics of the United States». Washington, 1961; Шлепаков A.H. Расово-национальные основы иммиграционной политики США в 20 - 60-х годах XX в; Политическая система США. Актуальные измерения. - М.: Наука, 2000; .В. Шамшур. Государственное регулирование национальных отношений в развитых капиталистических странах: тенденции и перспективы// Зарубежный мир: социально-политические и экономические проблемы. Киев, 1990.-Вып.19; Дж.Х. Франклин. Некоторые вопросы расовой и этнической политики США. «Государственная служба за рубежом», реф. бюл. №1 (37), 2001. - РАГС. 2001; Тенула Дж. История и культура решения конфликтов в США// Расы и народы. - М., 1997. - №24; Крылова Н.С. Государственно-правовые формы и методы урегулирования межнациональных отношений: опыт стран западной демократии. В [Сб.] Межрасовые и межнациональные отношения в Европе и Америке XIX - XX вв. РАН Институт всеобщей истории. М., 1996; «Национальные процессы в США». М., «Наука», 1973; Неймер Ю.Л. «Иммиграция в США, русская и иная». Социальные проблемы русского зарубежья.. Мир России. 2003. №1; Борисюк В. Социально-политические последствия демографических изменений в США. «Мировая экономика и международные отношения». М., 2002. №2; Стельмах В.Г., Тишков, Чешко, в кн. «Тропою слез и надежд: книга о современных индейцах».

разобщенности и расовой нетерпимости для целостности страны. Важным является то, что руководство страны уже предприняло и продолжает делать определенные шаги с целью сглаживания возникающих конфликтов.

Все вышеуказанные исследования помогли диссертанту осмыслить
эволюцию этнополитических процессов в США, понять причины
возникновения конфликтных ситуаций на почве расовой и этнической
нетерпимости, проанализировать взаимоотношения между

представителями разных рас, народов и этнических групп проживающих на территории Америки.

Объектом исследования — являются этнические и расовые отношения в США и проблемы государственного управления в данной области.

Предмет исследования - механизмы управления в США межэтническими отношениями, инструментарий урегулирования этнических конфликтов правительством страны и возможности использования полученного опыта в процессе разрешения вопросов национальных отношений в Российской Федерации.

Цели и задачи диссертационного исследования. Учитывая научную и общественно-политическую актуальность и значимость исследуемой проблемы, а также степень ее разработанности, автором была поставлена следующая цель - исследовать этнические процессы, происходящие в США в условиях применения к ним инструментов государственного регулирования. Данная цель реализовывалась через решение следующих задач:

раскрыть исторические особенности становления США как полиэтнической нации;

проанализировать опыт и проблемы, возникшие в ходе сложного исторического становления и развития американской нации;

изучить политико-правовое регулирование этнических процессов;

рассмотреть роль государственных и общественных организаций в урегулировании конфликтов между представителями этнических групп;

определить тенденции развития американской нации как многонационального сообщества.

Методологическая база диссертации главным образом определяется спецификой этнополитологического исследования. Использование исторического, сравнительного и системного методов позволило выявить экономическое, социальное и политическое положение национальных меньшинств в США. Автор в своей работе руководствовался такими научными принципами, как историзм, достоверность исследования, преемственность, специфика протекания этнополитических процессов, сопоставительный анализ.

Источниковая база исследования состоит из целого ряда правовых документов, в частности, Конституции США, иммиграционного законодательства, постановлений в отношении коренных народов и аборигенов, а также трудов отечественных и зарубежных ученных, публикаций видных политических деятелей о тенденциях развития этнополитических процессов и проблемах защиты прав национальных меньшинств. Многоплановый характер диссертации обусловил необходимость системного и междисциплинарного подходов с привлечением исследований по современной истории, этнополитологии, этнологии, социологии, социальной психологии.

Научная новизна исследования обусловлена, прежде всего, тем, что диссертант впервые попытался комплексно изучить политико-правовое регулирование американским правительством этнических процессов в стране. Кроме того, интерес представляет иммиграционная политика на протяжении всего исторического развития государства. В

диссертации анализируется государственно-правовые и социокультурные особенности американской модели полиэтнического общества.

Результатом исследования стал анализ законодательной базы и ее реализации в отношении коренного населения США и аборигенов Аляски для сопоставительного анализа развития правовой основы в РФ в отношении малочисленных народов России. Дана оценка предпосылок возникновения конфликтов на почве дискриминации между представителями афроамериканского и белого населения страны, выявлены механизмы урегулирования межэтнических отношений и приоритетные технологии разрешения конфликтов. Здесь важно подчеркнуть работу многочисленных как правительственных, так и общественных организаций, чьей целью является поддержка развития национальных культур, традиций, разрешение возникающих споров и конфликтов.

Изучив и проанализировав исторические особенности становления американской нации, автор определил современные тенденции развития этнополитических процессов в США. В результате, был сделан вывод о том, что на современном этапе для Америки весьма характерной является концепция культурного плюрализма. Кроме того, открытое американское общество сегодня - это, в первую очередь, растущее этническое разнообразие и гибкая политика государства, оберегающего единство американской нации. Это стратегия не запретов и ограничений, но гибких мер по объединению различных этнических общин в единую нацию с помощью четких и в тоже время лояльных законов, а так же культурно-образовательных программ. Это использование огромного потенциала этнических организаций, их методов и подходов при разрешении конфликтных ситуаций. Важным выводом является то, что американское руководство признает, что в основе политики государства в отношении этнических групп должно лежать взаимное уважение и лояльность,

понимание огромного многообразия мира и себя как его мельчайшей частицы1. Иммиграционная политика должна быть основана на национальных интересах, но иммигранты должны быть приняты в качестве полноправных участников процесса общественного развития Америки.

Анализируя и выделяя наиболее важные специфические особенности зарубежного опыта, автор, тем не менее, считает нецелесообразным целостно переносить его в условия России, объясняя это различием в историческом развитии двух государств. Вместе с тем, диссертант сделал вывод о том, что опыт США в области государственного управления этнических конфликтов и защиты прав меньшинств носит положительный характер и в определенной степени может быть применим в условиях Российской Федерации с учетом особенностей ее исторического развития.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что она может стать пособием для рассмотрения вопросов урегулирования этнонациональных и расовых конфликтов в многонациональном государстве на примере США.

Материалы и выводы диссертационной работы могут быть использованы при подготовке научных исследований в области регулирования этнонациональных конфликтов, а также в учебных курсах по этнологии.

Содержащиеся в работе материалы могут послужить основой для дальнейших научных исследований.

А.Т. Алейникофф. Мультикультурный национализм. Государственная служба за рубежом: реф. бюл.№1 (37). РАГС. 2001. С.110.

Апробация работы.

Основные положения диссертации изложены в ряде статей, опубликованных в сборнике Кафедры Национальных и Федеративных отношений, в сборнике Конференции по тематике «Россия: приоритеты выборов, выбор приоритетов», проводимой в Институте Научной Информации и Общественных Наук, Конференции «Реформы в России: проблемы и перспективы».

Структура исследования.

Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.

Формирование полиэтнической структуры Соединенных Штатов Америки

В настоящее время достаточно сложно найти государство, которое было бы однородным по своему этническому, культурному, религиозному и языковому составу. Напряженность в сфере национальных отношений, проявляющаяся с различной степенью интенсивности, стала во второй половине нынешнего столетия неотъемлемой чертой социально-политического развития практически всех государств мира с полиэтническим составом населения. Россия не единственная страна в мире, где так остро стоит национальный вопрос. До сих пор нерешены национально-расовые противоречия и проблемы сохранения языковой и культурной самобытности этнических меньшинств в таких полиэтнических странах как Великобритания -проблемы шотландцев и валлийцев, Канада — франкоязычное население Квебека, Испания — баски, Франция - корсиканцы. Проблемы межнациональных и межрасовых отношений во многом определяют нынешний социально-политический климат в этих странах.

К сожалению, стало очевидным, что во всем мире на пороге XXI в. «культура как духовная основа человеческой жизни, как и этические ценности, испытывает серьезный кризис, - пишет Абдулатипов Р.Г. Строго говоря, сегодня на лицо дефицит добра и человечности. А значит — и культуры. Прагматизм, вытеснение гуманного начала из общественной жизни стали повседневностью»1. Расовая и национальная нетерпимость могут привести к тому, что «XXI век или будет веком культуры, или его «не будет вовсе». Как отмечает Абдулатипов Р.Г., культура - ключевой фактор человеческой жизни, сложнейшая и важнейшая совокупность ценностей, идеалов, нравов и обычаев разных стран и народов, в конечном счете, обеспечивающая устойчивость развития общества1.

При рассмотрении межрасовых и межэтнических отношений и положения расовых и этнических групп особого внимания заслуживают Соединенные Штаты Америки, поскольку в первую очередь эта страна представляет собой многообразие различных народов, рас, культур, традиций и обычаев. В связи с этим в стране появилось оригинальное выражение «плавильный котел наций». Оно имело в виду, что выходцы из других стран, добравшиеся до берегов Америки, проходили через его горнило, переплавлялись из отдельных национальностей и отливались в единое целое - американскую нацию. Кроме того, Америка интересна с точки зрения государственного урегулирования национальных конфликтов.

Переходя к Соединенным Штатам Америки хотелось бы сразу отметить отличия в изучении и понимании национальных отношений между отечественными и западными школами.

В первую очередь, западные школы тяготеют к конкретике и специализации, объектом их исследований выступает не столько сфера этнической жизни, как таковая, и не закономерности развития различных народов, сколько функционирование общественных групп (страт), одной из разновидностей которых считаются национальные группы. Таким образом, изучая межгрупповые отношения и конфликты, западные школы абстрагируются от изучения и учета национальной самобытности каждого народа, считая, что механизм взаимодействия этнических групп в целом везде одинаков.

В свою очередь отечественная наука, например, наоборот, главным считает изучение жизнедеятельности не групп, а именно автохтонных народов России, с непременным учетом самобытности каждого из них, веками складывавшихся особенностей развития, внутригосударственного устройства, а также отношений друг с другом1.

Другой отличительной чертой западных школ и теорий является то, что в них достаточно сильны ассимиляторские умонастроения, а некоторые концепции ориентированны на изучение возможных направлений и путей этнической ассимиляции.

Немаловажным отличием является и то, что теоретический багаж, накопленный западной наукой, изучающей межнациональные отношения, не представляет собой целостной и законченной теории. Это больше конгломерат многочисленных, но плохо связанных друг с другом концепций и школ, каждая из которых разрабатывает собственное направление, не соотнося свою деятельность с результатом деятельности других2.

Необходимо так же отметить, что понятие «национальное меньшинство» в США и, например, в России имеет разное значение.

Так, термин «меньшинство» в США применяется только к небелым расам (американцы африканского происхождения, американские индейцы, азиаты, принадлежащие к различным группам) и к испаноговорящим американцам (мексиканцам, кубинцам, пуэрториканцам, иммигрантам из испаноговорящих стран Центральной и Южной Америки, исключая лиц испанского происхождения).

Политико-правовое регулирование этнических процессов

Один из вопросов, наиболее остро поставленных реалиями современной эпохи - сохранение стабильности политической системы в многонациональном сообществе, основанном на демократических нормах, т.е. сочетаемости этнического многообразия, политической стабильности и демократии. Сосуществование нескольких этнических групп в пределах единого государства означает наличие оказывающего значительное давление на политическую систему имманентно присущего ей потенциала этнического конфликта1. Важно подчеркнуть, что меняющиеся оценки прироста населения, модели миграций и этнической реидентификации явились показателями нарастающего со времени окончания первой мировой войны национализма.

Необходимо отметить, что основополагающими можно считать и причины общецивилизационного характера, порождаемые объективным развитием человечества. Так, к примеру, американский исследователь Э. Блэк, автор «теории модернизации», считает, что неравномерное протекание модернизации (общественной структуры, экономики, национально-государственного устройства и др.) в этнонациональных ареалах может стать причиной конфликтов между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение прав своих граждан - с другой2.

Еще более категоричен в своих выводах и определениях другой американский ученый - А. Дейч. По его утверждению, модернизация неизбежно активизирует этническое сознание, способствует формированию политических устремлений к национальной автономии. В результате в будущем этнические конфликты станут возникать все чаще и охватят в первую очередь многонациональные государства, следствием чего может явится их распад на отдельные регионы.

В свою очередь уже не вызывает сомнения тот факт, что конфликт присутствует во всех человеческих взаимоотношениях и во всех обществах. В последнем десятилетии этого века технический прогресс и средства связи усилили наше понимание глобальных конфликтов и ненависти. Не стала исключением и межэтническая и расовая нетерпимость, которую чаще скрывают, но, к сожалению, которая с каждым днем только возрастает.

Так как конфликты распространяются все больше, и цена их -физическая, эмоциональная, ресурсная - весьма высокая, люди ищут пути решения своих противоречий. Например, в демократических обществах Северной Америки и Западной Европы процедура разрешения конфликта предусмотрена Конституцией: в США — Первой поправкой о правах, в Канаде — «Билль о правах» 1960 г. и «Канадский закон о правах человека» 1977 г., в Великобритании - законы о расовых отношениях 1966, 1968 и 1976 гг., во Франции - закон от 1 июля 1972 г.

Необходимо подчеркнуть, что для регулирования межнациональных процессов, а так же для того, чтобы избежать конфликтов в многонациональном обществе, важно знать динамику внутренних процессов социально-экономического и политического развития, которые в той или иной степени определяют генезис, становление и развитие наций и национальных отношений2.

Кроме того, важную роль по урегулированию отношений между этническими группами призваны играть государственные органы. Такие органы учреждаются как на высшем государственном уровне, так и на местном. К примеру, постоянные комитеты, рассматривающие законопроекты, касающиеся Шотландии и Уэльса, имеются в британской палате общин. Комиссия по борьбе с расизмом, на которую возлагается разработка антидискриминационного законодательства, функционирует в шведском риксдаге. Постоянный комитет по делам аборигенов функционирует в нижней палате австралийского парламента1. Помимо различных министерств, вопросами этнических меньшинств занимаются различные ведомства, функционирующие в рамках органов общей компетенции, как это имеет место в США, где на различных уровнях предпринимаются определенные меры, направленные на удовлетворение культурных, включая языковые потребности расовых и этнических меньшинств, получают развитие процессы автохтонимизации, в основных чертах завершается формирование механизма государственного регулирования национальных отношений.

США - это страна, где сочетается этническое разнообразие, политическая стабильность и демократия. Однако, на протяжении 217 лет после обретения свободы, социальная история США была историей изменений и компромиссов. Двумя явлениями, оказавшими длительное воздействие на этнические и расовые отношения в США, а также повлиявшие в значительной степени на становление американского иммиграционного законодательства стали рабство и иммиграция.

Государственные органы Соединенных Штатов Америки и их взаимодействие в управлении этническими процессами на современном этапе: опыт и проблемы

В XXI веке Соединенные Штаты Америки встали перед сложным выбором: либо использовать огромный потенциал своего этнического и расового разнообразия для единения, либо превратиться в разрозненные островки, поделенные между разными национальными группами. Как отмечал президент Б. Клинтон в своем выступлении 14 июня 1997 года, «в конце XX столетия Америка, занимая позицию лидера во всем мире, стала символом свободы и демократии, основанной на таких базисных принципах своей конституции, как правосудие, расовая и этническая терпимость, а также равенство возможностей для каждого человека».

В июне 1997 года своим указом №13050 президент Клинтон создал консультативный комитет по расовым проблемам США в рамках программы «Единая Америка в 21 веке». Посредством диалогов, дискуссий и конференций члены комитета пытались выяснить, как этническое и расовое разнообразие влияет на жизнь американского общества и как преодолеть связанные с этим проблемы и препятствия1.

Основной целью подготовленного доклада было содействие созданию конструктивного общенационального диалога для преодоления напряженности вокруг понятия раса; оценка истории США с позиции расовых отношений и изучение материалов проведенных исследований по этим проблемам; преодоление расового напряжения с помощью введения инновационных подходов и обучения лидеров этнических групп их использованию для разрешения конфликтных ситуаций; обозначение, разработка и применение наиболее эффективных подходов по преодолению дискриминации в таких областях, как образование, жилье, здравоохранение, правосудие, социальное положение.

В рамках проведенного исследования, за 15 месяцев, в дискуссии приняло участие свыше 17,000 человек в 39 штатах и 89 городах. В апреле 1998 года была проведена «Неделя Диалога» в более чем 600 разных университетах, в которой приняли участие студенты, преподаватели и руководство ВУЗов. Тогда же организовывались «Дни Диалога» на территориях разных штатов, участниками которых стали 110 общин, 39 губернаторов, 2 руководителя административных территорий и 25 мэров. Члены комитета проводили встречи и конференции с более чем 60 лидерами индейских племен.

В рамках проводимой программы президент США впервые обратился к молодому поколению американцев с просьбой принять участие в форуме «Единая Америка». Президентом, Вице-президентом и Первой леди США было направлено письмо в 25,000 школ, университетов и колледжей с обращением к лидерам молодежных организаций в поддержке возрождения национальных и этнических культур в обществе.

В результате, 1 мая 1998 года в штате Пенсильвания был проведен день «Молодежь Америки за национальное многообразие». В течение дня студенты проводили собрания, выступали на телевидении, обсуждали значимость этнического разнообразия и важность программы по урегулированию расовых вопросов.

В Лос-Анджелесе, в рамках все той же программы «Единая Америка» была проведена конференция с участием детей под патронажем Фонда Защиты детей. Основной темой конференции стали вопросы бедности и расовой нетерпимости. Во время дискуссии студенты из разных этнических групп рассказывали, как расовая дискриминация отразилась на их жизни, как несправедливо к ним прикрепляются этнические стереотипы, к каким конфликтным ситуациям все это приводит.

Подобные форумы и диалоги выступают важной составной частью в урегулировании конфликтов и вопросов этнической и расовой нетерпимости. В первую очередь они важны с той позиции, что здесь принимают участие сами дети, будущее поколение.

Одним из таких же диалогов стал форум по расовым проблемам, организованный Университетом Миссисипи. В марте 1998 года в студенческий городок были приглашены представители разных национальностей. Их поделили на десять групп, каждой из которых было дано задание подготовить доклад по вопросам дискриминации в разных сферах занятости, жилья, образования, медицинского обслуживания для обсуждения на совместном форуме. Когда же состоялось общее заседание, лидеры каждой группы представили свои рекомендации, советы, программы по решению вопросов дискриминации и расовой нетерпимости1.

Кроме того, стоит отметить, что за период с июня 1997 года по апрель 1998 по данной проблематике было выпущено более 2,200 газет и журналов, открылись специальные сайты в Интернете, которые каждую неделю посещало более 1,000 человек, проводилась широкая реклама по телевидению2.

Вообще, говоря о телевидении, стоит отметить его немаловажную роль в жизнь и развитии культуры национальных меньшинств. В Чикаго, например, работает Комитет, занимающийся освещением в средствах массовой информации вопросов расы, этнической принадлежности и религии. Главной задачей данной организации является контроль за справедливым и правильным освещением жизни национальных меньшинств, проживающих в Чикаго.

Складывается впечатление, что правящие круги США начали поворачиваться лицом к этнополитическим проблемам молодежи, усиливая импульс их влияния.

Однако, стоит подчеркнуть и то, что значительную роль в усилении, возникающих то здесь, то там расовых и этнических конфликтов, играют именно телевидение и газеты. СМИ как социальный институт имеют огромную власть над общественным мнением и способны либо обострить ситуацию, либо, напротив, сгладить ее. Обострение отношение происходит за счет несправедливо создаваемых стереотипов по отношению к национальным меньшинствам. Так, афроамериканцы, латиносы, азиаты, как правило, предстают в образе преступников, необразованных, бедных жителей трущобных районов, либо в роли жестоких полицейских. Естественно, что в реальной жизни общество реагирует на них отрицательно, создавая тем самым конфликтные ситуации.

К сглаживанию и разрушению данных стереотипов стремятся организаторы разных культурных программ и фестивалей. В 1987 году, посредством работы Чикагского фестиваля латинских фильмов была создана общественная организация Латинское кино в Чикаго, чьей целью стало продвижение и распространение латинской культуры, а также наведение мостов взаимопонимания между латиносами и другими американцами. В июле 1999 года данный комитет был переименован в Международный Центр Латинской Культуры.

Похожие диссертации на Этнические и расовые отношения в Соединенных Штатах Америки: проблемы государственного управления (Ретроспектива и современность)