Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственная политика и механизм сохранения малочисленных народов Севера Петров, Юрий Дмитриевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петров, Юрий Дмитриевич. Государственная политика и механизм сохранения малочисленных народов Севера : диссертация ... доктора политических наук : 23.00.02.- Якутск, 1999.- 308 с.: ил. РГБ ОД, 71 02-23/8-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Социально-политические компоненты государственной национальной политики 29

1.1 Генезис этнополитических воззрений в политической науке 29

1.2 Парадигма государственной национальной политики 44

1.3 Методология исследования государственной политики и механизма сохранения малочисленных народов Севера 58

Глава вторая. Национальная государственность - содержание и форма реализации самоопределения малочисленных этносов 72

2.1 Малочисленные народы Севера и модели национальной политики советского государства 72

2.2 Государственная политика промышленной экспансии на Север: социально-политический аспект 91

2.3 Национально-государственное устройство малочисленных народов Севера 112

Глава третья. Сравнительный анализ опыта социально-политического развития народов зарубежного Севера 134

3.1 Политика государств по отношению ккоренному населению 134

3.2 Опыт административно-территориального устроения 155

3.3 Общественно-политическое движение коренного населения 173

Глава четвертая. Государственная национальная политика Российской Федерации и малочисленные народы Севера 195

4.1 Концепция государственной национальной политики 195

4.2 Этнополитическая ситуация в районах проживания малочисленных народов Севера 217

4.3 Проблемы выживания и сохранения коренных народов Арктики 237

Заключение 260

Примечания 268

Список литературы 290

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Выбор темы диссертационного иссле-(ования и ее актуальность определены следующими факторами:

Во-первых, актуальность темы определяется тем, что современных усло-іиях сохранение уникальной целостности каждой этнической общности в даном национальном государстве является важной теоретической и практиче-кой задачей.

Во-вторых, национальный состав РФ исключительно разнообразен. Россию гаселяют различные этносы, быт и культура которых формировались в овершенно непохожих, а порой уникальных, природно-климатических словиях, а традиционные способы самообеспечения относятся к различным :озяйственно-культурным типам. Государственная национальная политика (олжна учитывать эти особенности.

В-третьих, особое место в национальном составе государства занимают іалочисленньїе народы Севера, имеющие огромный пласт общечеловеческих наний, навыков, форм хозяйственной деятельности и освоения экстремальной іриродной среды. Комплексное исследование государственной политики по ітиошению к ним - важная теоретическая и практическая задача.

В-четвертых, новые отношения в сферах взаимодействия этнополитиче-ких процессов требуют принципиально новых геополитических подходов по ітношению к малочисленным народам Севера. Исследование данной проблемы юможет найти новые формы управления межэтническими процессами, :онкретизировать направления их развития и совершенствования.

В-пятых, уровень развития малочисленных этносов Российской Федерати неодинаков. Поэтому необходимо разработать механизм дифференциро-іанного подхода к этнополитическим проблемам различных национальностей.

В-шестых, политические аспекты сохранения и выживания малочисленных народов Севера до сих пор не стали объектом научного анализа, им уделяется неоправданно мало внимания по сравнению с действительной значимостью этого процесса. В этих условиях объективно возрастает значение теоретического анализа современного социально-политического положения малочисленных народов Севера.

В-седьмых, значительный положительный опыт решения социально-политических проблем коренного населения накоплен в зарубежных государствах, где проживают народы Севера. Изучение данного опыта в рамках политического анализа также имеет важное научное и практическое значение.

Во всем этом видим актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Комплексный характер исследования, значительное количество научных исследований по теме заставляют обратиться к широкому кругу литературы, который можно подразделить ш несколько относительно самостоятельных блоков.

Первый блок представлен работами общеметодологического плана. Среді них следует выделить труды Б.Бауэра, О. Бауэра, Дж. Вико, И.Г. Гердера К.Каутского, А.Козинга, А.Коэна, К.Маркса, Дж. Ст. Милля, Ш. Монтескье.

Теоретической и методологической базой проведенного исследовани: являются труды авторов классических и современных политологических школ выявивших причины и сущность политического контекста межэтнически) отношений. В их числе следует упомянуть работы зарубежных исследователей Г.Алмонда, К.Фон Байме, Р.Даля, Р.Дарендорфа, С.Хантингтона, отечественны; политологов и социологов Л.А.Беляева, Ф.М.Бурлацкого, А.П.Бутенко И.А.Гобозова, М.В.Ильина, Ю.В.Ирхина, Б.И.Краснова, А.М.Миграняна, В.М Капицина, Л.Н.Панковой, А.С.Панарина, В.В.Согрина, Е.Б.Шестопал.

Третий блок относится к исследованиям, в которых выделяется политоло гический подход при определении внутреннего содержания национального. Эт(

рсжде всего работы Н.А.Бердяева, Г.Гегеля, К.Дойча, Х.Ортеги-и-Гассета, ^.А.Сорокина. Современные зарубежные представления о сущности нацио-ального рассматриваются в монографиях Б.Андерсона, Э.Геллнера, К.Поппера, .Хобсбаума. Естественно-природный и социоестественный подходы аализируются в работах Л.Н.Гумилева, Э.С.Кульпина.

Четвертый блок посвящен литературе по теории наций и национальных гношений. Важный вклад в исследование теоретических и методологических роблем развития наций, совершенствования национальных отношений, опросов укрепления и расширения экономических, социально-политических п уховных связей между нациями, внесли такие ученые, как Р.Г. Абдулатипов, ..Г. Агаев, А.С. Ахиезер, Ю.В. Арутюнов, Э.А. Баграмов, Л.Ф. Болтенкова, .Ю. Бурмистрова, М.С. Джунусов, Л.М. Дробижева, А.Г. Здравомыслов, М.А. Іунтян, СТ. Калтахчян, Н.М. Медведев, Э.А. Поздняков, В.М. Селунская, Г.Т. авадов, В.А. Тишков, А.Ю. Шадже, В.В. Шелохаев.

Пятый блок представлен работами, посвященными проблемам малочис-енных народов Севера. В 1995 году издана монография доктора философских аук, профессора М.Н. Борисова "Малочисленные этносы Севера: вчера, згодня, завтра (социологические очерки)". В ней проводится обобщение зменения быта малочисленных этносов России в XX веке и предпринимается опытка рассмотрения механизма их будущего развития. В 1966 г^ту публиковал работу "Введение в этносоциологию", в которой исследованы ;оретические проблемы национальных отношений. В 1997 году М.Н. Борисов А.В. Мигалкин издали работу "Социокультурное развитие коренных народов еспублики Саха" в двух книгах, в которой обобщили современные социокулfallible изменения в жизни народов Севера.

В 1998 году увидел свет сборник статей "Народы Севера: пути, проблемы азвития". В нем рассматриваются актуальные проблемы самоуправления оренных малочисленных народов Арктики.

В.Д. Михайлов в монографии " Философия согласия "( М., 1995 ) поднимает политологическую проблему анализа региональной практики достижения и поддержания гражданского согласия.

В книге философа А.Г. Новикова "О менталитете саха" (Якутск, 1996" рассматривается проблема общественного сознания и межнациональные отношений в Республике Саха.

Проблемы политологического анализа положения народов Северг изложены в работах Б.Н. Попова, У.А. Винокуровой, Е.М. Махарова, А.П Оконешпиковой, Е.Г. Егорова, B.C. Луковцева, А.А. Бурцева и других.

Проблемы коренных народов Арктики были всесторонне рассмотрень также на трех международных научных конференциях: "Языки, культура і будущее народов Арктики", "Через толерантность к взаимопониманию і миру", "Знание - на службу народам Севера. Первая Международна} конференция Академии Северного Форума".

В целом, говоря о степени научной разработанности исследуемой намі проблемы, следует остановиться на двух моментах: во-первых, в исследования) ученых накоплен значительный опыт рассмотрения отдельных сторон і элементов теории и практики межнациональных отношений ; во-вторых, і сожалению, приходится констатировать, что политологические работы посвященные различным аспектам жизни малочисленных народов Севера практически отсутствуют.

Проблемы, представленные в диссертации, в политологическом плані совершенно не изучены. Причины кроются в том, что политология как наука і нашей стране находится в процессе эволюции. Весомый вклад в ее развита вносят такие видные ученые, как Э.М. Андреев, Е.А. Ануфриев, Г.К. Ашин, Э.Я Баталов, Г.А. Белов, К.С. Гаджиев, И.А. Гобозов, В.М. Димов, Ю.В. Ирхин, В.М Капицин, С.Н. Комиссаров, Б.И. Краснов, М.Н. Марченко, Е.Н. Мощелков, А.С

Іанарин, Л.Н. Папкова, В.П. Пугачев, Н.А. Сахаров, В.Б. Тихомиров, A.M. /шков, А. А. Федосеев и другие.

Анализ литературы показал, что в политической науке еще не ставилась цель :омплексного изучения проблемы сохранения и выживания малочисленных гародов Севера. В данном контексте диссертация - первая попытка политологи-іеского осмысления современного социально-политического положения малочисленных народов Севера.

Цель диссертации - комплексное исследование современного социально-юлитического положения малочисленных народов Севера, и разработка механизма их сохранения как самостоятельных этносов.

В соответствии с общей целью в диссертации поставлены задачи :

Н исследовать сущность, закономерности и особенности государственной іациональной политики по отношению к малочисленным народам Севера ;

а изучить модели государственной национальной политики по отношению с малочисленным народам Севера ;

О исследовать на конкретном материале особенности взаимодействия юлитической и социальной сфер;

П аргументировать необходимость разработки комплексной методологии юхранения этнических особенностей пародов Севера как субъектов уникальной шркумполярной культуры в едином государственном образовании;

Н исследовать этнополитическую ситуацию в районах проживания мало-шсленных народов Севера и концептуализировать приоритеты в государствен-:юй национальной политике РФ;

П рассмотреть противоречия и перспективы развития малочисленных іародов Севера на базе исследования собственно политических проблем взаимодействия и развития региональных процессов;

раскрыть с точки зрения синергетического принципа саморазвития а держание двуединого процесса: сохранение и возрождение малочисленна народов Севера;

показать социально-политические последствия государственной политі ки индустриализации в районах Севера;

изучить опыт национально-государственного устройства малочисленна народов Севера и рассмотреть модели его совершенствования и оптимизации;

обобщить международный опыт социально-политического развит* народов зарубежного Севера в рамках сотрудничества с мировым сообщество в поисках решения путей сохранения коренных народов Арктики ;

проанализировать современную Концепцию государственной нацш нальной политики РФ и другие законодательные акты в контексте соблюден! прав народов Севера;

сформулировать приемлемые контуры прогностической модели по с< вершенствованию государственной политики в сфере сохранения малочислеї ных народов Севера с учетом перспектив и новых тенденций развит* российской государственности и мирового сообщества.

Источниковедческая база представлена трудами представителей политичі ской науки, этнополитологии, социологии. В диссертации в качестве неточні ков привлечены монографические работы, посвященные различным аспекта жизни народов Севера, научные статьи, опубликованные в центральной печат статистические данные, периодическая печать.

Автором также привлечены архивные материалы, значительный эмпирич< ский материал и наблюдения. Кроме того, полезный источниковедчески материал получен в результате встреч диссертанта с зарубежными ученьїмі североведами.

Объект исследования: социально - политическое положение малочисленны народов Севера в советское и постсоветское время.

Предмет исследования - взаимосвязь современного положения малочислен-іьіх народов Севера РФ с государственной национальной политикой; трансформация государственной национальной политики по отношению к малочис-іенньїм народам Севера и изменение ее парадигмы на различных этапах их гсторического развития ; разработка механизма сохранения малочисленных гародов Севера.

Теоретико-методологическое основание исследования. В диссертации грименяются классические методы, используемые в политологии.

Широко применены компаративный и структурно-функциональный анализ. В качестве важнейшего метода применен сравнительно-исторический метод изучение политических явлений в процессе их становления и развития. Данный метод обеспечивает конкретное изучение разнообразных политических юлений и процессов, в частности, государственной национальной политики, иа макро- и микроуровнях. Первый уровень - государственная политика РФ, второй - ее субъект, т.е. малочисленные народы Севера.

Важным методом является контент-анализ. Он предполагает целенаправленное изучение определенных документов.С этой целью проанализированы конституции РФ и РС(Я), концепции государственной национальной политики и другие законодательные акты.

Факторный метод позволил нам свести множество эмпирических данных к основным и определяющим.

В диссертации применен также метод когнитивного анализа документов и материалов.

Научная новизна диссертации состоит в обращении автора к проблеме, пока еще не ставшей предметом широкого научного исследования. В диссертации :

  1. Осуществлен научный политологический анализ государственной национальной политики по отношению к малочисленным народам Севера за большой исторический период и выявлены ее разноплановые модели.

  2. Обоснован и аргументирован вывод о критическом положении народов Севера.

  3. Дана целостная картина демографической ситуации на Севере и обоснован вывод о сокращении численности коренного населения на основе ставших доступными архивных источников.

  4. Комплексно исследованы социально-политические последствия промышленной экспансии в районы проживания малочисленных народов Севера.

  5. Разработан механизм сохранения и выживания малочисленных народоЕ Севера.

  6. Проведен сравнительный анализ развития коренных народов зарубежногс Севера и выявлен положительный опыт решения их социальных проблем с целью их использования применительно к нашим реалиям.

  7. Впервые с точки зрения политической науки проанализированы политико-нормативные документы, касающиеся жизнедеятельности малочисленных народов Севера.

  8. Исследована с новых методологических позиций современная национальная политика РФ и сделаны научно- практические рекомендации по ее совершенствованию, по отношению к малочисленным народам Севера.

Положения диссертации, выносимые на защиту. В соответствии с целью у задачами диссертации на защиту выносятся следующие концептуальны* положения :

1. Политика, являясь феноменом присущим человеческому сообществу представляет собой концентрированное выражение этнического (национального ) интереса. В основе такого интереса находят свое выражение и месте

тшгтсские (национальные) потребности людей и деятельность по их реализа-

[ИИ.

  1. Этносы обладают многими специфическими чертами, играющими значи-елыгую роль в общественной жизни, но этнические факторы при определенных словиях могут превратиться в политические. Этнические общности становятся убъектами политики. Данная особенность этносов как социально-политических бщностей предопределяет характер государственной национальной политики.

  2. Национальный вопрос не есть только чисто этнический. В реальной жизни аций первостепенное значение имеют политические факторы. Подмена ациональных проблем этническими суживает рамки политического содержа-ия процессов и уводит сознательно в сторону от решения острых вопросов [ежнациопальных отношений. Внутреннее содержание национального по тношению к политике выступает шире, чем сущность этнического.

  3. Новая парадигма межнационального общения в демократическом госу-арстве исходит из необходимости эффективного решения проблем националь-ого развития, соблюдения устойчивых традиций многонационального осударства.

  4. Главный принцип государственной национальной политики заключается в ризнании приоритета прав и свобод человека. Достоинство человека, право на сизнь - являются абсолютной ценностью и ничто не может быть основанием ля его умаления. Сохранение малочисленных народов Севера - в большей гепени общечеловеческая задача. Гуманистическое начало - стержень эсударственной национальной политики.

  5. В диссертации доказывается, что государственная национальная политика о отношению к малочисленным народам Севера выявила две основных модели;

a ) национальная политика проводилась со строгим учетом национальны интересов северян и в целях возрождения малочисленных народов северны окраин страны;

б ) модель государственного диктата над северными территориями, имевіш негативные социально - политические последствия.

  1. Этнополитическая ситуация в районах проживания малочисленны народов Севера исключительно сложная - наметилась опасная тенденвд резкого сокращения численности северян. В федеральной государственно национальной политике должна доминировать новая методология: государе венная защита и помощь малочисленным народам Севера на основе концепци "саморазвития этноса".

  2. Критическое положение малочисленных народов Севера в данное врем требует необходимость разработки принципиально новой модели национально политики, основанной на принципах: позитивизма ; всестороннего учет национальных особенностей ; перехода от патернализма к государственном протекционизму ; возвышения ценностей человека ; государственной защит хрупкой экосистемы Севера.

  3. Новый методологический подход в осмыслении демократических прш ципов в национальной политике: признание самоценности зтническої разнообразия человечества предполагает государственную защиту зтническої меньшинства.

10. В результате промышленного освоения северных районов страны пр<
изошла коренная ломка всего уклада жизни и существования малочисленны
народов Севера. Они оказались перенесенными в совершенно иную социальнуї
среду. Разрушилась сфера взаимодействия природы и общества, в предела
которой разумная человеческая деятельность есть главный определяющи
фактор развития.

  1. Национальная государственность, существующая в любой форме, есть -держание и форма самоопределения народов. Существуют понятия «самооп-)еделение наций» и «самоопределение народов». В государственной политике преобладает самоопределение нации. Хотелось бы заметить, что этим правом юльзуются только те этносы, которые сложились в нации.

  2. Сохранение и выживание малочисленных пародов Севера - две автоном-гые проблемы. Сохранение - прерогатива государственной политики РФ, а іьгживапие зависит от активной жизненной позиции самих малочисленных гародов Севера. Синергетический принцип саморазвития этноса в современных 'словиях - основа его выживания.

  3. Концепция Государственной национальной политики РФ по сохранению і выживанию малочисленных народов Севера нуждается в значительной юработке. В современной государственной политике РФ не разработана іелостная Программа деятельности государства в регионах, населенных іалочислепньши народами Севера.

  4. В диссертации доказывается тезис, что Арктике предопределено занять юобое место в человеческой истории среди других регионов мира. Проблема охранения народов Севера по существу - гуманитарная задача, которая может іьіть решена не столько усилиями отдельных государств, сколько, мирового ообщества в целом.

  5. За рубежом сложился значительный положительный опыт решения оциально-политических проблем существования и развития коренного аселения. Повышение этнополитического самосознания стало важным словием возрождения народов зарубежного Севера. Этот опыт нуждается в аучном обобщении и использовании на практике в России.

  6. Процесс создания эффективного политического механизма конституиро-ания региона имеет в современных условиях ряд объективных закономерно-тей. Реализация задач национальной политики, государственная защита

малочисленных этносов, должна учитывать политические интересы народо Севера. Политическая региоиалистика должна стать в будущем самостоятелі ной отраслью знания политической науки.

Научно-практическая значимость диссертации. Результаты проведенног исследования могут быть использованы как методологические основания дл дальнейшего изучения проблем государственной национальной политики. Эт результаты способны обеспечить диалектическое взаимодействие государе венной национальной политики и региональной практики. Конкретные даннь могут быть использованы при разработке реальной программы развит* малочисленных народов Севера.

Сформулированная в работе концепция перехода от государственнс патерналистской к протекционистской политике может служить новы направлением во всей современной политике по отношению к малочисленны народам Севера.

Теоретико-методологические положения диссертации могут служить базе для разработки нормативных документов органами государствешюй власти области совершенствования законодательства по обеспечению жизнедеятельн сти малочисленных народов Севера.

Политологический материал диссертации может быть использован в учебне процессе при изучении темы "Социально-этнические общности и националы!, политика", чтении спецкурса по проблемам межнациональных отношений.

Сравнительный материал, вытекающий из анализа социально-политическо положения народов зарубежного Севера при критическом осмыслении творческом применении, может быть изменен при внесении корректив государственную программу по обеспечению жизнедеятельности малочисле ных этносов РФ.

Апробация исследования. Апробация составляющих концепцию настоящ диссертации положений и выводов, а также выработанных на их осно

іредложений велась автором в следующих формах : публикации в научных и юлитических изданиях; чтение специальных курсов лекций; служебные іналитические записки в правительство республики Саха (Якутия) и Министер-;тва РФ.

Монография автора "Малочисленные народы Севера: государственная юлитика и региональная практика" является основой диссертации. Результаты исследования изложены в учебном пособии "Народы Севера: власть и толитика", учебнике "Политология" для студентов Якутского государственного университета, и других изданиях.

Основные выводы диссертационного исследования, были представлены на международных конференциях: "Терпимость: идеи и традиции", "Первая международная конференция Академии Северного Форума. Знание - на службу іародам Севера", а также региональных, республиканских, межвузовских конференциях. Практическое применение основных положений диссертации йшло отражение в ряде законодательных и государственных документов Республики Саха (Якутия). В учебном процессе среди студентов Якутского государственного университета, специализирующихся по политологии, по материалам диссертации разработан спецкурс "Человек Севера: власть и политика». Основные положения и полученные результаты исследования нашли :вое отражение в публикациях автора общим объемом свыше 56 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, примечания и списка литературы. Общий объем работы - 308 страниц.

Генезис этнополитических воззрений в политической науке

Население мира, насчитывающее более 5 млрд. человек, представляет собой в этническом, культурном, языковом, расовом и конфессиональном отношении весьма пеструю картину. Считается, что на Земле живет 3-4 тысячи народов. Проблема национальных отношений выдвинулась на одно из первых мест среди острых проблем современности. Под ее натиском прекратили свое существование федеративные государства СССР и Югославия, национальный вопрос остается сложнейшей внутриполитической проблемой в Англии, Бельгии, Канаде, США и других государствах. Если учесть, что 90 проц. наций и народностей входят в состав многонациональных государств, что только 327 этносов и национальных групп являются многочисленными, то становится вполне очевидным, что национальный вопрос является одним из самых сложных.

Поэтому вполне очевидно, что одной из важнейших проблем политической науки становится всестороннее и комплексное исследование роли и места национального вопроса в общественно-политической жизни современного многонационального государства.

Современная политическая наука так определяет национальный вопрос -это вопрос о причинах возникновения недоверия, вражды и конфликтов между нациями, с одной стороны, и нациями и существующей системой власти в многонациональном обществе - с другой, о формах, методах и условиях его решения в интересах широкого сожительства и добрососедства, прогресса наций на основе равноправия, суверенности и демократизма. Национальный вопрос в строгом смысле формируется и проявляет себя в многонациональных странах. В широком же смысле национальный вопрос - вопрос мировой, и в этом качестве он не сводится к простой механической совокупности национального вопроса в многонациональных странах III.

Межнациональные, межэтнические отношения в рамках одного государства и на уровне межгосударственных отношений изучаются в науке по самым различным направлениям. А что касается политологии, как науки, она свое основное внимание концентрирует на проблеме "Социально-этнические общности как объекты и субъекты национальной политики." Ее более подробно рассмотрим в последующих разделах данной главы диссертации.

Следует особо отметить, что в настоящее время сложилась и оформилась отдельная наука "этнология", изучающая разнообразие человеческих культур. По мнению специалистов-этнологов, этнология в качестве самостоятельной академической дисциплины была выделена в начале XIX века. Возникновение этнологии как науки было стимулировано глобальной территориальной экспансией европейцев, в ходе которого они столкнулись с народами и культурами, далеко отстоящими от привычных образцов /21.

В первоначальном назначении этнология становилась и развивалась как наука об "отсталых", то есть не создавших собственной государственности народах, таких, как австралийские аборигены, южноафриканские бушмены, североамериканские индейцы и другие. В этом качестве она просуществовала в течение всего XIX века.

Перелом в этнологии наступил в начале XX века. В это время начали возникать представления об "этносе" и "этничности" как о своеобразных качествах, характеризующих ту или иную группу людей вне зависимости от уровня ее социально-экономического развития 131.

Эти идеи доминируют в этнологической науке до настоящего времени. Но вместе с тем следует сказать - эта наука в настоящее время значительно обогатилась. Поэтому в сферу ее профессионального интереса теперь входят не только "отсталые" этнические группы, но и народы индустриальных обществ. Возникло множество смежных субдисциплин на пересечении этнологии с другими науками: этносоциология, этнопсихология, этноистория, этнолингвистика, этнодемография и другие.

Значит этнология является новой социальной наукой, синтезирующей существующие дисциплины и су б дисциплины.

Сложились также определенные школы этнологии. Выделяют ее два направления: в англоязычной науке больше свойственны психологические, а европейской науке - социологические подходы в исследовании этничности. Американская школа, как и принято в целом ее политической науке, имеет большую ориентацию на человека, индивида, а вторая - на коллектив, группу.

С такой оговоркой вернемся к предмету нашего изучения.

Политология, по-нашему убеждению, должна анализировать и исследовать не этносы в целом, а политику того или иного государства, как института политической власти по отношению к определенным национальным группам, или сказать еще более четко - государственную национальную политику.

В этих рамках попытаемся рассмотреть становление и развитие этнополи-тических идей и теорий в политической науке.

Политология наукой стала не сразу. Ее первоначальные корни находим в античной философии классического периода. Поэтому в данном разделе диссертации пользуемся термином "политическая наука", имея ввиду то, что относится к политологии на ранних этапах ее становления.

В целом история политических учений изучает вопросы государства, права, власти, политики.

Среди факторов, влияющих на политическую мысль, особенно важны экономический и общественный строй, а также политические учреждения и традиции. Еще Аристотель говорил, что для понимания подлинного смысла и содержания той или иной идеи и теории, нужно учитывать породившую их обстановку, а не судить с позиций теперешних условий. Период античной философии - это пора зарождения государственности и политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологической форме впервые были выражены понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государственности. В развитие политической мысли исключительный вклад внесла Древняя Греция. Это было предопределено тем обстоятельством, что здесь формы правления отличались большим разнообразием и быстро менялись. Бурная политическая жизнь содействовала расцвету теоретической мысли и побуждала к поискам современной государственной системы.

Политическая мысль древнего мира быстро прошла путь от мифа к теории. Античные мыслители систематизировали и анализировали многообразие политических форм, изучили условия, благоприятствующие становлению различных политических систем, закономерности их смены.

Характерной чертой философии античного мира было то, что древние мыслители пытались определить сущность человека. Они исходили из понимания - человек уникальное творение Вселенной и он - неизъясним и загадочен.

Определенный вклад в понимании человека внес Аристотель, неотделимой частью творчества которого являются его воззрения на развитие и организацию общества. В своем трактате "Политика" Аристотель характеризовал человека как общественное существо ("зоон политикой"). Отсюда - жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Аристотель обосновал принцип активной деятельности человека. Но при этом он отвергает усилия, направленные человеком на обретение власти и наслаждений. Жизнь, в которой преобладают такие цели, он называет паразитической и характеризует как "животную", свидетельствующую о "рабском образе мышления". В античной философии, можно сказать однозначно, нет специальных воззрений на этнические проблемы, да и сама эпоха их еще не ставила. В трудах древних мыслителей личность не рассматривалась как самостоятельная ценность. Она считалась частицей органического целого - общества, государства. Жизнь человека до мелочей регламентировалась обычаями, и любая попытка бунта, утверждения своей самостоятельности и обособленности каралась. В это историческое время сознание индивидуализма, автономии и принадлежащих человеку от природы прав еще не сложилось.

Вместе с тем отмечаем особо, что этнические противоречия в той или иной форме существовали и существуют со времени появления государства как института политической власти.

В Древней Греции этнический вопрос нашел свое отражение в праве горожан участвовать в политической жизни - ценз оседлости. Позже, в Древнем Риме, народы колоний требовали признания их полноправными гражданами Рима.

Государственная политика промышленной экспансии на Север: социально-политический аспект

В центре внимания социального управления процессами развития народов Севера в годы советской власти всегда стояли задачи, решение которых преследовало главную цель - преодоление ими вековой отсталости. Теоретической базой точного подхода к проблеме исторического пути развития народов Севера стало учение В.И.Ленина о некапиталистическом пути развития отсталых народов. Идеи В.И.Ленина были перенесены на практическую плоскость решениями X и XII съездов РКП (б). Исходили из того, что народы Севера к началу социалистических преобразований в стране задержались в своем развитии, у них практически к этому времени сохранились архаические формы хозяйства, быта, культуры и социальных отношений. Хозяйственная деятельность базировалась на слабо развитых производительных силах, основными были добывающие промыслы, как охота, рыболовство, примитивное оленеводство. Анализ документов X и XII съездов партии показывает, что руководящая сила советского государства поставила три главные задачи в деле ликвидации фактического неравенства ранее отсталых народов:

1. Действительная и длительная помощь русского пролетариата в деле их хозяйственного и культурного преуспевания.

2. Формирование национальных отрядов рабочего класса в этих районах страны.

3. Создание советской национальной государственности в форме, которая полностью бы соответствовала национально-бытовым условиям этих народов.

Итак, под задачей формирования национальных отрядов рабочего класса была скрыта политика промышленного освоения северных регионов. Промышленное освоение ранее отсталых районов страны рассматривалось в государственной политике как составная часть общего курса некапиталистического развития.

Промышленное вторжение на Север условно, по сущностному содержанию, можно разделить на два этапа: довоенный период и начиная с 50-х годов.

Негативное влияние промышленного освоения на весь образ жизни северных народов выявилось уже в его начальный период. Как уже отмечали выше, Комитет Севера в лице его председателя П.Г.Смидовича предлагал свою концепцию промышленного освоения северных территорий. IV Пленум Комитета Севера в марте 1927 года принял специальную резолюцию "Об ограждении интересов туземцев от возможного их нарушения при проникновении в тузрайоны новых заселыциков и при организации в этих районах предприятий по эксплуатации естественных богатств" /24/.

Начало интенсивного промышленного освоения территории Якутии также сопровождалось выработкой стратегии социального переустройства всей экономики республики и социального развития коренного населения. М.К.Аммосов, видный государственный деятель, опираясь на основной закон хозяйственного развития, разрабатывал пути комплексного развития экономики отсталой Якутии. В его концепции выделялись следующие основные положения:

1. Определение конкретной направленности той отрасли развития промышленности, которая по ряду факторов наиболее соответствует той или иной национальной окраине. Другими словами речь идет о промышленной специализации регионов.

2. Важное значение для промышленного освоения регионов имеет вопрос о государственном его финансировании, какие может и в каком размере предоставить центр материальную помощь в этом новом для окраины деле. При этом помощь должна быть далеко опережающей темпы развития промышленности.

3. Особо поднимается вопрос наделения национальных республик самостоятельными хозяйственно-финансовыми правами, дать больше прав в распоряжении своими природно-сырьевыми ресурсами.

4. С точки зрения неотложности особо выделяется вопрос о материальной помощи национальным окраинам из средств государства.

5. М.К.Аммосов предлагает создать на государственном уровне специальный орган, который стал бы основным координатором в промышленном освоении регионов /25/.

Предложенные концепции, которые учитывают специфику и особенности Крайнего Севера, нашли действительно стратегический характер и полностью отвечали интересам коренного населения региона. Но они были отвергнуты, как не соответствующие официальному курсу промышленного развития страны.

Новый этап в индустриальном освоении территории Якутии, в развитии ее производительных сил в послевоенный период начался с конца 50-х годов и начала 60-х годов. С этого времени начался крупномасштабный процесс интенсивного индустриального освоения северных территорий. Курс на интенсификацию промышленного освоения Севера явился результатом государственной политики по развитию экономики советского государства. Перед промышленностью Якутии поставлена была определенная задача - обеспечение индустрии страны природными богатствами. Другая роль ей не предусматривалась.

Программа промышленного освоения северных территорий изначально носила не реальный характер. Во-первых, промышленное освоение было сопряжено с повышенными трудностями, особенно климатического характера. Вечная мерзлота и заболоченность препятствовали быстрому развертыванию промышленных объектов и требовали научной разработки специальных технических программ. Во-вторых отдаленность природных источников сырья от транспортных коммуникаций и их вовлечение в общегосударственную экономическую систему требовало создание особых транспортных артерий. В третьих, предполагаемые зоны промышленного освоения имели очень низкую плотность населения, что требовало привлечение большого количества завозных трудовых ресурсов /26/.

Таким образом, намеченная программа промышленного освоения края в связи с вышеизложенными трудностями могла быть реализована только экстенсивными методами с привлечением дополнительных капиталовложений.

Но все же, как показывает анализ статистических данных, промышленное освоение Севера данного периода характеризуется дальнейшим наращиванием удельного веса и непосредственного использования невозобновляемых природных богатств. Вместе с тем узкая специализация только на использование сырьевых ресурсов, в которых заинтересованы были одно ведомство или отрасль, в корне сводила на нет концепцию комплексного освоения и развития Северо-Востока страны. Сущность комплексного развития заключалась в соблюдении экономических пропорций между отраслями специализации и вспомогательными при обязательном учете интересов повышения жизненного уровня и местного коренного населения.

Применение экстенсивных методов при промышленном освоении северных территорий привело к игнорированию таких факторов, как социальная эффективность, которая в свою очередь отражает уровень всестороннего развития образа жизни коренного населения. Государственная политика преследовала только одну цель - повышение производительности труда.Однако снова был упущен тот факт, что быстрый рост производительности труда может обеспечить только принципиальное улучшение социально-экономических условий жизни и деятельности трудящихся, от которого зависит возможность всемерной активизации человеческого фактора, интенсификации его влияния на все стороны развития общества /27/. Словом, нарушился принцип - отдавать себе отчет в диалектическом единстве противоречивого влияния промышленного освоения северных территорий на жизнедеятельность коренного населения. Промышленное освоение края шло без учета национальных интересов народов Севера. Промышленным осовением занимались высшие государственные органы власти, мнение региональных и местных органов при этом не учитывалось. Механизм выработки региональной политики находился под сильным воздействием государственной политики. Государственная экономическая политика была рассчитана на то, чтобы быстро дать экономический выигрыш, потому предполагалось в первую очередь развивать сырьевое и энергоемкое производство. Все другие отрасли, включая местную промышленность, сельское хозяйство, рассматривались как менее эффективные /28/.

Опыт административно-территориального устроения

В отношениях "народ (этнос) - государство" огромную роль играет система статусного регулирования прав, привилегий и обязанностей народов и этнических групп. Как показывает практика, данная система разрабатывается двумя каналами: международным правом и национальным законодательством конкретного государства. В политической науке существует понятие "национальное государство". Оно образуется одним народом при совпадении политических и этнических интересов. В настоящее время национальное государство распространено, главным образом, в Европе.

Национальное государство, как исторический и политико-социологический феномен, прошло своеобразную эволюцию в своем становлении. На первоначальных этапах развития национальных государств, хронологически он охватывает время: XIX - начало XX в.в., нередко началось, что в их рамках произойдет слияние малочисленных этнических групп с доминирующим народом. Но, как показал ход исторического процесса, этого не произошло и не могло произойти. Ученые-этнологи выделяют главные причины этого явления:

1. Сама идеология национализма, создавшая современные государства Запада, стала уже в XIX - начале XX в.в. знаменем европейских меньшинств, способствовав их выживанию и развитию.

2. Представления о природе этнологии, характерные для ученых еще до недавнего времени, не учитывали многих важных аспектов, в том числе так называемый "виртуальный" характер существования этнического самосознания, которое может появляться и исчезать в зависимости от ситуации.

3. В развитой части мира резко изменилась этнополитическая ситуация. После падения в 60-х годах колониальных отношений в новый мир увеличился наплыв мигрантов из стран "третьего мира". В результате этническая структура государств значительно усложнилась - здесь появились новые группы меньшинств, отнюдь не "склонные" к быстрой ассимиляции.

4. Произошло резкое изменение в интеллектуальной атмосфере развитых стран, связанное со становлением правового государства и появлением новых представлений о демократии. Оно включает теперь не только равенство прав и обязанностей всех граждан страны, но и равенство возможностей меньшинства использовать и развивать свой язык, традиционную и профессиональную культуру /41/.

Как известно, представления людей формируются на основе их жизненного опыта, непосредственного соприкосновения с теми, чья деятельность рассматривается как политическая. Главной причиной выделения политики в особый вид социального регулирования стала растущая дифференциация общества. Освоение новых территорий, углубление разделения труда разрушало единообразие социальных интересов многонационального государства. Под воздействием объективного фактора социальные связи выходили из рамки привычных отношений родства, соседства и становились все сложнее и противоречивее. Человек в своей повседневной деятельности ориентировался уже не на ближайшее прежнее окружение, а на тех потребителей, с которыми он раньше не находился в непосредственном контакте. Изменилось содержаниє политики, как особого вида социальной регуляции. Смысл политики теперь заключался в согласовании интересов различных групп, выработке правил и норм обоюдного взаимодействия и взаимопонимания. Но политическая власть существовала как право господствующей группы на осуществление общего руководства и управления страной в целом.

В связи с этим здесь возникает проблема этнической мобильности. По ее сути оригинально рассуждал П.Сорокин. Он считал, что вряд ли есть такое общество, страна которые были бы абсолютно эзотеричными - не пропускающими никакое движение через свои границы /42/. П.Сорокин пишет так: "Если бы мобильность была абсолютно свободной, то в обществе, которое получалось бы в результате, не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка - пола, отделяющего одни этажи от другого. Но все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своего рода "сито", просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, и наоборот"/43/.

Социологи считают, что современное общество отличается достаточно высокой интенсивностью передвижения индивидов по вертикали. Однако история не знала ни одной страны, где вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся без всякого сопротивления /44/.

Все вышесказанное определенным образом влияет на социальную жизнь любого государства. С этой точки зрения рассмотрим проблему административно-территориального устройства народов зарубежного Севера.

В современный период неоднозначна роль географического фактора в понимании территориального размещения коренных народов. В процессе освоения районов Америки оно лишилось своих земель и сгонялось в резервации. Ареалами его обитания стали, следовательно, резервационные земли. Возможности этих территорий для жизнеобеспечения людей неодинакова, но безусловно, они возрастают по мере повышения ценности земель и по мере роста цен на невозобновляемые и возобновляемые ресурсы.

По конституции США индейцы обладают особым статусом. С одной стороны, они являются полноправными американскими гражданами, а с другой, - большинство из них имеют легально зафиксированный статус, который гарантирует им ряд льгот. Отличительной чертой социального положения коренного населения американского Севера является их общинная организация. Право на подобную организацию коренные жители Севера получили в 1934 году в качестве закона об индейском самоуправлении. Но на протяжении прошедшего после этого периода община видоизменилась, приняла новое содержание. Американская исследовательница Л.Раффинг подчеркивала, что современная община стала "новым элементом, искусственным сооружением, созданным федеральным правительством, в первую очередь, для удобства управления индейскими делами" /45/.

По Конституции США основным органом власти в резервации служит Совет общины. Община, как правило, живет на территории резервации. В настоящее время существует 267 федеральных, т.е. созданных правительством, и 24 штатных, т.е. созданных отдельными штатами резерваций. Они представляют собой отдельную категорию земель, формально являющихся собственностью соответствующей общины. Отчуждение или продажа земель невозможна без санкции Совета общины, обязательно подтвержденной федеральным правительством. В резервациях живет около 750 тысяч человек.

Также в США имеется относительно большое количество индейцев, не имеющих официального статуса коренных жителей. Это жители 43 общин, которые не признаются ни федеральными, ни штатными органами власти. Общая численность приближается к 100 тысячам человек /46/. К нестатусным индейцам относятся и те, кто официально ликвидировал свой статус и вышел из общины. В США резервациями ведает Бюро по делам индейцев.

Общинная организация - это одна из отличительных черт аборигенов от других групп населения. Министерство внутренних дел США разработало типовые конституции для резерваций.

Основные функции Общинных Советов, определяемые такими конституциями, заключаются в осуществлении административной автономии на территории резерваций. Совет является представителем населения своей общины: он осуществляет все официальные контакты с федеральными органами и штатными органами власти, "Братством по делам индейцев", министерствами, неправительственными организациями.

Совет общин избирается на один-два года из состава ее совершеннолетних (старше 21 года) членов на всеобщих выборах. Совет создает подотчетные ему необходимые административные органы: комиссии и подкомиссии, бюро, управления и другие инстанции. Глава Совета - председатель, который баллотируется на этот пост отдельно от претендентов на должность членов Совета. Сессии Советов созываются регулярно, не реже четырех раз в год.

Проблемы выживания и сохранения коренных народов Арктики

В предыдущих разделах проанализировали национальную политику российского государства на современном этапе и дали оценку экономической ситуации, которая сложилась в районах расселения малочисленных народов Севера. Эти материалы убедительно подвели к мысли, что в настоящее время со всей остротой встали на очередь для проблемы выживания и сохранения коренных народов Арктики. Поднимая эту проблему на уровне научного исследования, условно делим ее на два самостоятельные части: выживание и сохранение коренных народов Арктики.

Задачи выживания понимаются нами в том разрезе, что в современных реалиях этим народам уготована участь борьбы за существование. В этих условиях они должны выжить во что-нибудь не стало. По нашему пониманию проблема их выживания зависит в основном от самих этих народов, от характера и содержания борьбы за выживание. Если они будут сидеть сложа руки, то никто к ним добровольно не протянет руку помощи. Только они сами собственными силами в силах выжить в современных условиях. В борьбе за выживание они не одни. Все коренные народы Арктики единым широким фронтом должны развернуть борьбу за свое выживание. У народов зарубежного Севера и Российского есть много общего и главное - выжить как самостоятельные этносы. Кроме того сегодня стоит задача объединения усилий в сохранении Арктики для будущих поколений в их первозданной красоте, чистоте и богатстве, в развитии циркумполярной цивилизации. Различие соетоит в том, что народы зарубежного Севера имеют больше реальных прав, закрепленных на конституционном уровне, хотя, как знаем, официальное признание политических и юридических прав не ведет автоматически к решению всех проблем. Вместе с тем отсутствие правового и экономического механизма защиты интересов коренного населения Севера Российской Федерации привело к разрушению во многих районах среды обитания, к деградации традиционной экономики и культуры, сокращению численности малочисленных народов тундры и тайги.

Проблема сохранения малочисленных народов Севера как самостоятельных этносов, как нам кажется, это прерогатива прежде всего государства. Только государство в состоянии решить эту исключительно важную с исторической точки зрения проблему. В истории человечества есть прецеденты исчезновения с лица земли отдельных народов и этносов. Только глубоко продуманная национальная политика государства в состоянии сохранить те этносы, особенно в данном случае малочисленные народы Севера, от опасности физического вымирания и исчезновения с лица земли. В современных реалиях появилась объективная реальная возможность решить эти проблемы на основе принципов справедливости, высших гуманистических ценностей.

Проблема человека является одной из самых важных для всей политики государства, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период переживают малочисленные народы Севера в настоящее время в своем историческом существовании и развитии.

Мировая философская мысль создала учение о человеке - философскую антропологию - философию человека. В концепции Аристотеля человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое. Он писал: "...тот, кто не способен вступать в общежитие, считая себя существом самодавлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством" /78/. При этом Аристотель вплотную подходит к формулировке положения о деятельностной сущности человека. В плане соотношения общества и человека Аристотель признает приоритет социального целого под индивидом. "Первичным по природе, - писал он, - является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части"

/79/. По И.Канту человек - "самый главный предмет в мире" /80/. Антропологическая концепция Гегеля ярко выражает методологический и социологический коллективизм - принцип приоритета социального целого над индивидом /81/.

Поэтому сегодня во главу всей государственной политики должен быть поставлен вопрос и проблема всемерного развития человека как субъекта и объекта общественных отношений.

По мнению доктора философских наук Е.М.Махарова за основу всей политики государственной власти относительно Севера были взяты фундаментальные теоретические догмы. Это выражалось в том, что человек со всеми его проблемами рассматривается преимущественно только как фактор общественного развития или как производительная сила. Тем самым человек превратился в основном в средство достижения узкопрогматических целей для государственной власти. Вопросы сохранения и развития человека рассматривались как подчинение к производственным делам, как залог эффективности общественного производства. В этом видели конечную цель общества. При таком подходе все проблемы Севера ставились с ног на голову /82/.

Защита прав человека занимает исключительное место в деятельности международных организаций. Статья 1 Устава ООН провозглашает, что одной из целью данной организации является осуществление международного сотрудничества" в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии" /83/.

Одним из важных достижений Организации Объединенных Наций стало принятие Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека. Ассамблея провозгласила Декларацию "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства". Она призвала все государства и народы содействовать уважению и обеспечить эффективное признание и осуществление прав и свобод, воплощенных в Декларации. В статьях 1 и 2 Декларации говорится, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах" и должны обладать всеми правами и свободами "без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения". В статьях 3-21 Декларации излагаются гражданские и политические права человека, которыми должны обладать все люди, включая право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность /84/. В 1989 году Подкомиссия ООН создала Рабочую группу по коренному населению для рассмотрения изменений в области международных стандартов, касающихся защиты прав человека коренных народов. В 1985 году Ассамблея создала Фонд добровольных взносов ООН для коренного населения. В 1987 году Совещание экспертов ООН по правам человека приняло решение о пересмотре Конвенции 1957 г. №107 "О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах". Совещание подчеркнуло два важных положения по правам коренного населения: во-первых, "коренное население должно осуществлять как можно больший контроль над своим собственным экономическим, социальным и культурным развитием"; во-вторых, "должно быть признано право этих народов на равное взаимодействие в общегосударственном коллективе через свои собственные институты" /85/.

Итак обозначили два уровня в решении поставленной задачи: выживание и сохранение малочисленных народов Севера. Поставим вопрос - почему эти проблемы заняли особое место и положение в настоящее время В ответ на поставленный вопрос выделим, на наш взгляд, следующие объективные факторы:

1. Народы Севера освоили территории, трудно обживаемые для человечества с точки зрения природно-климатических условий. Эти территории оказались богатыми недровыми ископаемыми и поэтому послужили и служат важным источником могущества каждого северного государства. Народы Севера не только освоили эти территории, а главное создали уникальную циркумполярную культуру выживания человека в экстремальных условиях. Эта культура имеет тысячелетнюю историю и ее обладатели достойны сохранения как этносы, имеющие особое значение в истории человеческой цивилизации.

2. В настоящее время, к концу века у них сложилась крайне сложная, прямо скажем, катастрофическая этнодемографическая ситуация. Положение дел таково, что им угрожает реально опасность вымирания, физического исчезновения с лица земли. Хотя мировая история знает примеры, когда исчезали целые народы, в современных условиях этого допустить нельзя. Для этого у современных государств есть все возможности и дело обстоит только за желанием и стремлением помочь этим малочисленным народам. История нам не простит, если потеряем данных уникальных этносов, даже некоторые виды животного и растительного мира занесены в Красную Книгу и ведется борьба за их сохранение.

Похожие диссертации на Государственная политика и механизм сохранения малочисленных народов Севера