Содержание к диссертации
Введение
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ 14
История правовых и политических учений о гражданском обществе 14
Современное состояние правовых и политических учений о гражданском обществе 81
ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 100
Понятие института гражданского общества 100
Гражданское общество и государство 112
Гражданское общество и местное самоуправление, другие формы народовластия 137
Гражданское общество и негосударственные объединения, организации 154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 171
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 176
- История правовых и политических учений о гражданском обществе
- Понятие института гражданского общества
- Гражданское общество и негосударственные объединения, организации
Введение к работе
В преддверии третьего тысячелетия в России сложились политико-идеологические условия для формирования гражданского общества. Некоторые негосударственные объединения, организации осознали данную проблему и необходимость ее решения, опережая государство (власть). Стали появляться политические программы, лозунги, научные, публицистические работы по проблемам гражданского общества- Власть некоторое время оставалась как бы п стороне от этого процесса. Создавалась угроза углубления разрыва между обществом и государством, их отчуждения друг от друга, а следовательно, возможного противостояния. Поскольку история России уже наполнена фактами борьбы общества с властью (не всегда как с государством) и власти с обществом, то дополнять ее новыми фактами становится опасным и для государства, как политической надстройки, и для общества. Только на пути исторического примирения, взаимодействия, сотрудничества возможно великое будущее России. Современное состояние политико-идеологической обстановки в России таково, что необходимость сказанного (исторического примирения и т.д.) осознали как глава государства В.В.Путин,1 так и многие структуры российского многонационального общества/ Осуществить же это возможно только в процессе формирования гражданского общества.
Актуальность государственно-общественной задачи и определяет актуальность темы диссертационного исследования. Осознание необходимости создания гражданского общества должно быть подкреп лено исследоканиями, позволяющими выработать пути, формы., методы осуществления данной задачи. Предлагаемое диссертационное исследование и станет одним из таких. Его содержание поможет определить, выработать пути построения гражданского общества в многонациональной России, Степень научной разработанности проблемы Вопрос о формировании гражданского общества волновал умы человечества с первых веков его осознанного существования. Доказательством тому служат дошедшие до нашего времени труды, отдельные высказывания философов, государственных деятелей, правоведов. Правовые и политические аспекты проблемы находим в трудах; Демокрита (460-370 г.г. до н.э.), Платона (427-347 г.г. до н.э.), Аристотеля (384-322 Щ гг. до н.э.), Эпикура (341-270 гг. до н.э.), Зенона из Элей (ок. 490-430 г.г.
до н.э.), Зенона из Китиоиа (336/332-264/262 г.г. до н.э.), Цицерона (106-43 г.г. до н.э.), Сенеки (ок. 4-65 г.г. до н.э.); Фомы Лквипского (1225-1274), Марсияия Падуанского (1275-1343), Никколо Макиавелли (1469-1527), Томаса Мора (1478- 1535), Томмаза Кампанеллы (1568-1639), - в древний и дореволюционный период развития европейской мысли.
В последующий период - в трудах: Бенедикта Спинозы ( 1632- 1677), Томаса Гоббса (1588-1679), ДжонаЛокка (1632-1704), ШарляЛуи Монтескье (1689-1755), Давида Юма (1711-1776), Жана Жака Руссо (1712-1778), Иммануила Канта (1724-1804), Георга Вильгельма Фридриха % Гегеля (1770-1831), Карла Маркса (1818-1883), Фридриха Энгельса (1820 1895), Оглоста Конта (1798-1857), Алексиса де Токвиля (1805-1859).
Мысль США представлена трудами Томаса Джефферсона (1743-1826), Александра Гамильтона (1757-1804).
Зарождение и развитие (до декабристов) политико-философской, правовой мысли в России, откуда можно черпать позна
ния и по вопросам гражданского общества, представлено высказываниями, воззрениями, научными изысканиями: Иллариона ( XI в.), Даниила Заточника (XII - XIII в.), Нестора (1050-е -- начало XII в.), Владимира Ыопомаха (І053-ІІ25), Кирилла Туровского (ум. до 1182 г.), Серапиоиа Владимирского (ум. в 1275 г.), Нила Сорского (ок. N33-1508), Иосифа Волоцкого (1439/40-1515), Феодосия Косого (XVI «.), Филофея ( ок. 1465-1542), Ивана Пересветова (XVI в.), Максима Грека (ок. 1470-1556), AM. Курбского (1528-1583), царя Ивана Грозного (1530-1584), Юрия Крижа-нича (ок. 1618-1683), Протопопа Аввакума (1621-1682), патриарха Никона (1605-1681), царя Алексея Михайловича (1629-1676), В.Н. Татищева (1686-1750), императора Петра Великого (1672-1725), М.В.Ломоносова (1711-1765), ЯЛ. Козельского (1728-1798), Д.С. Аничкова (1733-1788), Н.И.Новикова (1744-1818), А.Н.Радищева (1749-1802), С.Е.Десницкого (ум. 15июня 1789 г.), императрицы Екатерины Великой (1729-1796).
«Декабристская» мысль представлена именами:
М.П.Бестужева-Рюмина (1803-1826), П.И.Пестеля (1793-1826), НМ. Муравьева (1796-1843), М.С.Лунина (1787-1845), С. И. Муравьева-Апостола (1796-1826), К.Ф.Рылеева (1795-1826), П.Г.Каховского (1797-1826).
В XIX в. и в первые десятилетия XX в. правовую и политическую мысль России, где имеются и положения, связанные с проблемой гражданского общества, развили: М.М.Сперанский (1772-1839), НМ.Карамзш (1766-1826), В.Н.Карпов (1798-1867), Ф.А.Голубинский (1797-1854), Ф.Ф.Сидонский (1805-1873), М.П.Погодин (1800-1875), С.ИШевырев (1806-1864), П.Я.Чаадаев (1794-1856), Д.В.Венедиктов (1805-1827), В.Ф.Одоевский (1803/1804-1869), В.Г.Белинский (1811-1848), А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский (1828-1889), Д.И.Писарев (1840-1868), П.Л.Лавров (1823-1900), М.А.Накунин (1814-1876), П.А.Кропоткин (1842-1921), Л.И.Мечников (1838-1888), Н.К.Михайловский (1842-1904), П.Н.Ткачев (1844-1885), О.М.Новицкий (1806-1884), СС.Гогоцкий (1813-1889), ПДЮркевич (1826-1876), В.С.Соловьев (1853-1900) ФМДостоевский (1821-1881), Л.Н.Толстой (1828-1910), Н.В.Станкевич (1813-1840), Т.Н.Грановский (1813-1855), Г.В.Плеханов (1856-1918), ММ.Ковалевский (1851-1916), НМ.Коркунов (1853-1904), В.О.Ключевский (1841-1911), Н.А.Бердяев (1874-1948).
Среди мыслителей и государственных деятелей, в трудах которых мы черпаем познания относительно проблем гражданского общества следует назвать В.И.Леиииа (1870-1924), И.В.Сталина (1879- 1953), МЖКачшина (1875-1946), В. В. Воровского (1871-1923), А.В.Луначарского (1875-1933), М.С.Ольминского (1863-3933), Г.Ф.Александрова (1908-1961), В.В.Куйбышева (1888-1935), ДМ.Курского (1874-1932).
Плеяду ученых XX в,, одни из которых ушли из жизни, другие продолжают трудиться на поприще науки и в работах которых находим положения, могущие послужить делу формирования гражданского общества, представляют: Абдулатипов Р.Г., Авакьян С.А., Атаманчук Г.В., Баг-рамов Э.А., Баглай М.Б., Барабашев Г.В., Болтенкова Л.Ф., Бурмистрова Т.Ю., Бугай ЬГФ., Бондарь НС, Васильев В.И., Витюк В.В., Выдрин И.В., Вдовин А.И., Гаджиев КС., Галкин В.В., Гранат Н.Л., Голотвин Ж..Г., Губогло MR, Дашдамиров А.Ф., Дробижева Л.М., Джунусов М.С, Дякин B.C., Жарников А.Е., Замалеев А.Ф., Златопольский Д.Л.Э Зорькин В.Д., Ильин И.А.Э Ильяшенко К.Ф., Казанчев Ю.Ф., Калашников СВ., Калинина К.В., Карапетян Л.М., Калтахчян СТ., Красин Ю.С., Козлова Б.И., Колбановский ВВ., Козлов В.И., Кочетков А.П., Кутафин О.К5 Косицын А.П., Куличенко М.И., Кукушкин Ю.С, Курицын В.Н., Ким А.И., Ким М.П., Лазарев В.В., Лепешкин А,И., Лихачев Д.С, Лихолат А.В., Матузов НИ, Мальцев Г.В., Манов ГГ., Манов Г.Н,, Мацнев А,А., Михаилов В.А,3 Михалева НА., Мулукаев Р.С, Нерсесянц B.C., Попов Л.Л., Попов Л.И., Ронин С Л,, Топорнин Б Н., Тишков В.А., Федоров К.Г., Харламенко А.В., Чиркин В.Е., Черниловский З.М., Чистяков О.И., Чугаев Д.А., Якубовская СИ., Ященко А.С.
Политические аспекты проблемы гражданского общества содержатся в партийных материалах: КПСС, КПРФ, других политических партий; Народная партия Российской Федерации; Демократическая партия России; Консервативная партия России; Национально-патриотические силы РФ; партия «Развитие предпринимательства»; Партия Мира и Единства; Российская коммунистическая рабочая партия - революционная партия коммунистов (РКРП-РПК); Социал-демократическая партия России; «Единство и Отечество» - Единая Россия; Российская партия пенсионеров; Общенациональная российская политическая партия «Союз»; Общероссийская политическая партия «Моя семья»; Конституционная партия Российской Федерации; «Союз правых сил»; Российская партия мира; ЛДПР; Партия Национального Возрождения «Народная Воля»; «Русский общенациональный Союз»; «Яблоко»; «Трудовая Россия»; Православная партия России; «Российская партия труда»; Российская сетевая партия; Всероссийская Геополитическая партия «Партия народов России»; Российская экологическая партия «Зеленые»; Российская партия самоуправления трудящихся»; Национально-державная партия России; «Возрождение»; «Созидание»; Социалистическая партия; Народно-патриотическая партия; «Либеральная Россия».1
Политические аспекты проблемы формирования гражданского общества находим в публикациях М.С.Горбачева, Б.Н.Ельцина, В.В. Путина.
Не обойдены данные вопросы в Посланиях президентов Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Столь обширный, хотя и не полный перечень материалов, имен, чьи труды, мысли, высказывания, независимо от времени, послужили и служат разрешению проблем формирования гражданского общества, дан не случайно. Во-первых, это объясняется наименованием темы диссертационного исследования. Во-вторых, использованными при написании диссертации методами историзма, диалектического материализма. Изучение одних источников и даже простое ознакомление с другими позволяет говорить о беспрерывности процесса осмысления интеллектуальными представителями человечества путей построения общества справедливости, гуманности, духовности, благосостояния, бесконфликтности, -гражданского общества. При этом видно, что Россия не выпадает из данного процесса ни в один из периодов своего развития. Такой вывод можно сделать лишь изучив и показав историю последовательного развития мировой мысли о гражданском обществе. В связи со сказанным трудно согласиться с мнением ученых, которые считают, что на протяжении длительного советского периода в истории нашего государства проблемам формирования гражданского общества либо совсем не уделялось, либо уделялось недостаточно внимания, что вопрос о гражданском обществе вообще мало занимал русскую юридическую литературу.1 С каких би точек зрения ни смотреть на гражданское общество, те или иные аспекты его формирования всегда были предметом внимания либо общественности, либо государственных деятелей, либо их вместе. Не всегда при этом употреблялся термин «гражданское общество», да, верно. Но такой факт не является препятствием к тому, чтобы утверждать о наличии интереса и внимания общества, власти к рассматриваемой нами тематике. Данный тезис напрашивается после объективного обзора истории вопро са, сделанного в диссертации. Однако массив имен, исторически имеющих отношение к проблемам формирования гражданского общества, не умаляет значимости потребности в современных разработках. Именно сегодняшние научные исследования, опираясь на пройденный этап, способны сформулировать пути и методы построения гражданского общества.
Объектом исследования выступают те реальные явления и процессы исторической и современной действительности, происходившие и происходящие в политической и правовой сферах общественной жизни, которые связаны с существованием и функционированием гражданского общества, а также негосударственные институты, правовые и политические идеи, взгляды, воззрения, характеризующие различные аспекты проблемы построения гражданского общества.
Предметом исследования являются правовые и политические основы процесса появления, развития и функционирования отдельных структурных элементов гражданского общества и их совокупности, взаимодействия данных структурных элементов, правовое положение граждан и их объединений, правовое положение народов России и влияние фактора полиэтнического состава населения России на формирование гражданского общества.
Цель исследования - свободное, объективное осмысление процессов современной и исторической действительности, связанных с правовыми и политическими аспектами формирования гражданского общества и способствование выработке механизмов построения такового в России.
Задачи исследования:
• установить степень разработанности названной проблемы, обобщить и проанализировать научно-теоретическую базу по исследуемой теме и дополнить ее новым содержанием;
• сформулировать определение понятий гражданского общества и его институтов, исходя из уже накопленного научного материала и авторских представлений по этому вопросу;
• рассмотреть вопросы о соотношении и взаимодействии институтов гражданского общества;
• изучить и показать правовую базу, связанную с проблемами формирования и функционирования гражданского общества;
• определить место негосударственных объединений, организаций в системе гражданского общества;
• показать роль местного самоуправления в построении гражданского общества;
• рассмотреть вопрос о роли политических партий, профсоюзов в формировании гражданского общества;
• сформулировать и раскрыть правовые и политические гарантии существования и развития гражданского общества в условиях многонациональной России;
• на основе изученного и показанного материала сделать определенные выводы, предложения.
Теоретической базой настоящего исследования стали труды российских (досоветских, советских и современных) и зарубежных ученых, мыслителей, в которых тем или иным образом затронуты, рассмотрены отдельные аспекты избранной диссертантом темы.
Эмпирическую базу исследования составили правовые и политические документы отечественного и зарубежного происхождения: княжеские грамоты, царские манифесты, Уложения, Конституции, законы, партийные программы, хартии, конвенции, декларации и другие документы.
Методологическую базу настоящего исследования составляют исторический, диалектический и сравнительный методы. Использовались также: системный, формально-юридический, логические методы и метод анализа.
Основные научные результаты и их новизна
В диссертации автором предпринята попытка впервые в отечественной юридической науке проанализировать и показать историю правовых и политических учений о гражданском обществе, начиная с древнегреческих мыслителей и до времени распада СССР,
Этот анализ показал, что в разных формах, но мысль об обществе, по своим качественным характеристикам именуемым гражданским, не покидала мыслителей, ученых, государственных деятелей, политиков во все периоды развития мировой истории. Данный вывод абсолютен и для российской истории.
Автором проанализировано и современное состояние правовых и политических учений о гражданском обществе. Сделан вывод, что пока недостаточно разработана научно-теоретическая и политико-правовая база для построения гражданского общества.
В отличие от имеющихся определений понятии «гражданское общество» диссертант формулирует свой подход к этому вопросу, что изложено в соответствующей главе.
Давая понятие институтов гражданского общества, автор отмечает их относительную обособленность, самостоятельность и свойственную им противоречивость.
В диссертации подвергается сомнению бытующий в политико-правовой литературе тезис о постоянном противостоянии государства и іраждажжого общества.
Автор показывает роль местного самоуправления в формировании гражданского общества, отводя ему значительное место в данном процессе.
В диссертации аргументируется тезис о том, что среди негосударственных объединений, организаций ведущее место занимают в системе гражданского общества профсоюзы и политические партии.
Автором сформулированы и раскрыты правовые и политические гарантии существования и развития гражданского общества в условиях многонациональной России,
Диссертант считает, что важным моментом в формировании гражданского общества является налаживание взаимоотношений между государством и религиозными конфессиями.
Имеющийся в диссертации материал доказывает, что без учета особенностей, вызванных полиэтническим составом населения, в России невозможно построить полноценное гражданское общество.
Теоретическая и практическая значимость исследования. На основе анализа международно-правовых актов, зарубежных политико-правовых источников и научно-теоретических идей, воззрений, отечественного законодательства и политической, научной мысли диссертантом выявлены научно-теоретические и практические проблемы формирования гражданского общества, поставлен вопрос о возможном дополнении законодательства РФ положениями, отражающими цель построения гражданского общества.
Результаты диссертационного исследования имеют определенное значение для правоприменительной и политической практики в целях построения гражданского общества.
Содержание диссертации, положения в ней имеющиеся, могут быть использованы в лекционно-преподавательской деятельности.
Обоснованность и достоверность исследования. Результаты настоящего исследования основываются на объективном анализе отечественного и зарубежного исторического опыта, законодательства, политических документов и материалов, научной, политической и правовой ли тературы, что нашло свое отражение в сносках и списке источников и литературы.
Апробация и внедрение результатов исследования
Диссертация обсуждалась на кафедре национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Ряд положений и выводов, изложенных в диссертации, использовались автором в своей практической деятельности. Частично содержание диссертации отражено в научных публикациях автора.
Структуру диссертации определили задачи исследования и избранные методы изложения диссертационного материала. Она состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка источников и литературы.
История правовых и политических учений о гражданском обществе
Анализ литературы и правовых, политических источников свидетельствует о том, что история учений о гражданском обществе насчитывает тысячелетия. Этот вопрос стал занимать людей в глубокой древности, ab initio mundi (с тех пор, как мир стоит), им интересовались в средние века, в период буржуазных революций, национально-освободительных движений, социалистического строительства. Пристальное внимание уделяется вопросу формирования гражданского общества в современный период. Россия - не исключение в этом процессе. Более того, для современной России формирование гражданского общества - задача, как уже отмечалось во введении, значительно актуальней, чем для многих других стран мира. Тем не менее, ограничиваться при исследовании вопроса рамками России невозможно. Принцип объективности, полноты, всесторонности исследования, сравнительного анализа обязывает обратиться и к зарубежной истории.
Как считается в науке политических и правовых учений, одним из первых обратил внимание на вопрос о возникновении, становлении человека, человеческого рода и общества - Демокрит (460-370 г,г. до н.э.). Он - автор книги по истории греческой философии. Диоген Лаэртский называет до 70 работ Демокрита, охвативших практически все области знания того времени. Сейчас известны лишь отдельные высказывания Демокрита по различным отраслям знания, приводимые другими античными философами. Много внимания Демокрит уделял этическим и политическим вопросам. Он считал, что целью жизни человека является земное счастье, понимаемое как разумное удовлетворение потребностей. Состояние души должно быть светлое и спокойное. Достижение такого состояния обеспечивается обучением и воспитанием.
Главная задача политики состоит в обеспечении свободным гражданам условий для хорошего расположения духа. Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная хорошо управляемым государством, общим законом, порядком. Государство обеспечивает общее благо и для его сохранения граждане должны проявлять единомыслие, «ибо хорошо управляемое государство, - по мысли Демокрита, - есть величайший оплот; в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет»1 Демокриту принадлежит высказывание: «Единомыслие создает дружбу» 2
Значительное место в истории правовых и политических учений занимает Платон (427-347 г.г. до н.э.)- Рассуждая о государстве, Платон приходит к выводу, тіто совместное поселение людей обусловливается общими потребностями. Удовлетворение этих общих потребностей требует разделения труда между гражданами. Одни занимаются материальной сферой, другие - управляют. Однако действуют они на принципах равенства, коллективизма, общности, солидарности,
«Государство, - сказал я, - возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь; такое совместное поселение и получает у нас название государства...
Таким образом, при росте и благоустройстве нашего государства надо предоставить всем сословиям возможность иметь свою долю в общем процветании, соответственно их природным данным».2
Ученик Платона Аристотель (384-322 г\г. до н.э.) - великий древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, осуществил глубокие исследования общества, его политических, экономических и этических проблем в «Политике» (8 книг), «Экономике» (3 книги), «Никомаховой этике» (10 книг).
Государство рассматривается Аристотелем как политическое общение свободных и равных людей, как результат естественного развития семьи, селения. По мнению Аристотеля государство - понятие сложное, оно является формой объединения граждан. Гражданином же считается тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти конкретного государства. В этом случае государство есть совокупность граждан. Представляет интерес рассуждение Аристотеля о том, что каждой форме государства соответствует свое определение понятия гражданина, свои основания наделения того или иного круга лиц совокупностью гражданских прав. Вместе с изменениями понятия гражданина меняется и само государство. Аристотель считает, что гражданских прав лишаются рабы, ремесленники, торговцы.
Приведем конкретные высказывания Аристотеля. «...Государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек; его и Гомер поносит, говоря «без роду, без племени, вне законов, без очага»; такой человек по своей природе только и жаждет войны; сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной доске».1
«Ввиду того, что государство представляет собой нечто составное, подобное всякому узкому, но состоящему из многих частей, ясно, что сначала следует определить, что такое гражданин (polites), ведь государство есть совокупность граждан. Итак, должно рассмотреть, кого следует называть гражданином и что такое гражданин. Ведь часто мы встречаем разногласие в определении понятия гражданина: не все согласны считать гражданином одного и того же; тот, кто в демократии гражданин, в олигархии часто уже не гражданин.
Понятие института гражданского общества
Прежде необходимо выяснить, что имеется в виду под «институтом», поскольку существуют разные толкования этого термина. «Институт ( от лат.ішгіШит) - установление, учреждение)... 5) совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений)»,, - говорится в «Советском энциклопедическом словаре».1 Почти аналогичное определение дается у С.И.Ожегова: «Институт,.. - 3. Совокупность норм права в какой-нибудь области общественных отношений, та или иная форма общественного устройства.,. ».2
«Институт... - распорядок, установленный какими-либо нормами... Институт политический - самостоятельное явление политической жизни, элемент политической системы, например, избирательная система государства».
«Институт - 1) в социологии - социальный институт - определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной и т.п. жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности и поведения людей; функция социальных институтов - регулирование тех или иных сфер социальных отношений; в праве - совокупность норм права, регулирующих какие-либо однородные, обособленные общественные отношения.,.».
В юридическом словаре дается определение института правового. Это - «обособленная внутри отрасли права группа юридических норм, объединенных определенной общностью признаков регулируемого ими вида однородных общественных отношений...».
Суммируя все вышеуказанное, можно раскрыть понятие «институт» прим еі і ительно к гражданскому обществу. Применительно, поскольку несмотря на общее, что содержится в «институте», каждый из «институтов» имеет относительную обособленность, друг от друга, вызванную спецификой метода и принципов, целей и задач деятельности (регулирования). Институт как название учебного заведения - это одно, институт правовой - другое, социальный институт - третье и т.д. Институт гражданского общества, на наш взгляд, имеет самостоятельное место.
Представляется» что институт гражданского общества — это его структурный, составляющий элемент, обладающий определенной самостоятельностью, независимостью, действующий присущими ему методами, в соответствии с конституционно признанными принципами, преследующий единые для гражданского общества цели.
Цель гражданского общества состоит в обеспечении благополучия всех социальных слоев населения, создании условий, способствующих повышению жизненного (социально-экономического) уровня граждан, удовлетворении всех их потребностей в различных сферах общественных отношений, позволяющих раскрыть и реализовать творческие способности индивида.
Для достижения этой единой цели отдельный институт гражданского общества преследует (может преследовать) свои конкретные цели на каждом этапе деятельности, В соответствии с конкретными целями ставятся конкретные задачи, используются конкретные методы. Задачами определяются функции институтов гражданского общества.
Исходя из сказанного, диссертант не может согласиться с позицией тех ученых, которые рассматривают граяоданское общество с точки зрения локальных структур, которые определяют динамику «частной сферы» в условиях посткоммунистической России, процессы ее конструирования и взаимодействия с институтами государственной власти, каковы бы они не были.1
По мнению большинства правоведов и политологов в состав гражданского общества входят; семья, политические партии, движения, ассоциации., союзы, фонды, общественные объединения, в том числе организации общественной самодеятельности, коммерческие учебные заведения и учреждения здравоохранения, все виды религиозных конфессий, коммерческие предприятия, банки, акционерные общества, трудовые коллективы, фермерские (крестьянские) хозяйства, правозащитные движения, клубы по интересам и иные объединения граждан, органы местного самоуправления, негосударственные средства массовой информации (СМИ).
Из этого перечня структурных образований (институтов) гражданского общества можно предположить., что хотя они и взаимосвязаны, взаимообусловлены, но их функционирование не исключает противоречий, столкновения интересов.
Возникает вопрос, относить ли к гражданскому обществу нетрадиционные религиозные конфессии, преступные сообщества и другие объединения, деятельность которых не соответствует законам.
Исходя из определения понятия «гражданское общество», данного в диссертации автором, объединения, сообщества, организации и т.д., деятельность которых не соответствует законам, в гражданское общество не входят. Они входят в «просто» общество, но не в гражданское общество. Определение понятия «общество» уже давалось и видно, что оно гораздо шире, чем гражданское общество, менее организовано, более противоречиво и, условно говоря, менее управляемо. Гражданское общество, образно говоря, - общество единомышленников, хотя и живущих не без противоречий, конфликтов. «Просто» общество - это ближе к понятию «население». Разумеется, если не иметь в виду небольшие группы людей, объединившихся каким-то интересом: общество садоводов, к примеру, собаководов, общество любителей животных и т.д.
Определение понятия «гражданское общество», данное диссертантом, обязывает определить место государства- На наш взгляд, если иметь в виду гражданское общество в широком смысле, то государство — это институт такого общества Если в узком смысле, то гражданское общество - это и есть государство. Таким образом, «просто» общество остается за рамками того и другого, оно больше соотносится со словом «страна». Однако, и государство, и гражданское общество являются производными от «просто» общества. Если представить это соотношение во времени, то получается: общество - государство - гражданское общество. Если в пространстве, то: общество - государство -гражданское общество - общество. Одним словом, все производно от общества. При этом, на наш взгляд, парадокс заключается в том, что общество - категория самая постоянная и одновременно самая изменчивая.
Поскольку начало всему - общество, то, прежде чем перейти к рассмотрению следующего вопроса, охарактеризуем кратко его историю.
Гражданское общество и негосударственные объединения, организации
Конституция РФ признает идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или щ обязательной (части 1,2 статьи 13 Конституции). Данное положение по влекло признание политического многообразия, многопартийности. При этом все общественные объединения равны перед законом. Запрещаются только те общественные объединения, цели или действия которых на правлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности го сударства, создание вооруженных формирований, разжигание социаль ной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13 Кон ституции). Конституция гарантирует каждому право на объединение, Ш включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих ин тересов. Гарантируется и свобода деятельности общественных объединений (часть і статьи 30 Конституции РФ)- На базе и в соответствии с Конституцией были приняты федеральные законы. Так, был принят Федеральный закон (ФЗ) от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях». Затем в него вносились изменения, дополнения ФЗ от 17 мая 1997 г., от 19 июля 1998 г, и др. Этот закон предусмотрел возможность принятия законов об отдельных видах общественных объединений. С учетом федеративного характера государства предусматриваются и правовые возможности субъектов Федерации в де ле регулирования отношений по поводу общественных объединений- В упомянутом ФЗ под общественным объединением понимается «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединяющихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения» (статья 5 ФЗ). Предусматриваются такие формы общественных объединений; общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественные учреждения, орган общественной самодеятельности. Содержится положение и о политических общественных объединениях.
Поскольку на тему об общественных объединениях уже существует литература, то в диссертации остановимся лишь на основных вопросах.
Практика показывает, что в Российской Федерации существуют все организационно-правовые формы общественных объединений, предусмотренных Федеральным законом. Что они из себя представляют?
Общественная организация - это такое объединение, которое создается на основе шенства и совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей членов объединения.
Общественное движение не имеет членства, это массовое объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд также не имеет членства. Это один из видов некоммерческих фондов, цель которого состоит в формировании имущества на общественно полезные цели.
Общественное учреждение - не имеющее членства объединение, преследующее цель оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения.
Орган общественной самодеятельности тоже не имеет членства. Он создается для решения различных социальных проблем, возникающих у людей по месту жительства, работы и учебы. Иго деятельность направлена на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Общественные объединения бывают общероссийские и местные. Таким образом, у россиян, где бы они не жили, чем бы они не занимались, имеется правовая возможность объединиться ради достижения своих целей, действуя в соответствии с законом. Объединяясь, они достигают удовлетворения общей цели, состоящей из частных интересов, возведенных в общий интерес. Следовательно, общественные объединения структурируют общество, группируют интересы, приводя их из хаотического состояния в организационное. В идеальном смысле - это «помощники» государства, В реальном - многое зависит от взаимопонимания, в совпадении целей, интересов и т.д.
Общественные объединения имеют большие возможности влиять на ситуацию в государстве. Они свободно распространяют информацию о своей деятельности, участвуют в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводят собрания, митинги, демонстрации, шествия; учреждают средства массовой информации и занимаются издательской деятельностью; выступают с инициативами по различным вопросам общественной жизни и т.д.
К политическим общественным объединениям относятся политические партии, политические организации, политические движения. Они обладают правом участия в избирательных кампаниях в качестве избирательных объединений. О политических общественных объединениях говорится и в Федеральном законе от 5 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ред, ФЗ от 10.07.2001 г.1 В соответствии с этим законом политическое общественное объединение вправе участвовать в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, а также участвовать в организации и деятельности указанных органов.
Прежде, чем приступить к характеристике какого-либо конкретного общественного или общественно-политического объединения, отметим, что по сведениям, полученным из Минюста России до принятия Федерального закона о партиях зарегистрировано было 200 общественно-политических объединений, из которых 58 - партий. 21 июня 2001 г. Государственной Думой был принят, а 29 июня этого же года Советом Федерации был одобрен, 11 июля того же года Президентом РФ подписан Федеральный закон «О политических партиях». 14 июля 2001 г, он был опубликован в «Российской газете» и вступил в силу. Уже на основе нового закона были опубликованы программные документы 33 политических партий и процесс этот, видимо, будет продолжаться.