Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественный идеал как регулятивный принцип функционирования и развития социальной действительности Колос Александр Владимирович

Общественный идеал как регулятивный принцип функционирования и развития социальной действительности
<
Общественный идеал как регулятивный принцип функционирования и развития социальной действительности Общественный идеал как регулятивный принцип функционирования и развития социальной действительности Общественный идеал как регулятивный принцип функционирования и развития социальной действительности Общественный идеал как регулятивный принцип функционирования и развития социальной действительности Общественный идеал как регулятивный принцип функционирования и развития социальной действительности Общественный идеал как регулятивный принцип функционирования и развития социальной действительности Общественный идеал как регулятивный принцип функционирования и развития социальной действительности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Колос Александр Владимирович. Общественный идеал как регулятивный принцип функционирования и развития социальной действительности : ил РГБ ОД 61:85-9/252

Содержание к диссертации

Введение

РАЗДЕЛ I. Социальная действительность - предпосылка формирования целей и идеалов 18

РАЗДЕЛ П. Механизм влияния общественного идеала на действительность 48

РАЗДЕЛ Ш. Регулятивное воздействие целей и идеалов в докоммунистических формациях 80

РАЗДЕЛ ІУ. Коммунистический идеал как принцип политического регулирования при социализме ... 112

Заключение 149

Библиография 153

Введение к работе

Партия ставит задачу перед философской наукой, как и перед всеми общественными науками, теснее связывать анализ законов и категорий диалектики с идеей коммунизма как изначальной точкой видения философских проблем. "Необходим решительный поворот к реальным, практическим задачам, которые ставит жизнь перед нашим обществом,- указывал генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В.Андропов в речи на Июньском (1983 года) Пленуме ЦК КПСС- Общественные науки в такой же мере, как и естественные, должны стать эффек « I тивным помощником партии и всего народа в решении этих задач .

В этой связи все большую значимость приобретают исследования проблем, связанных с теорией общественного идеала. Их актуальность обусловлена тем, что коммунистический общественный идеал, по мере возрастания роли субъективного фактора при социализме, начинает играть все более значительную роль в функционировании и развитии нашего общества. Эта роль выражается в ряде существенных его функций.

Во-первых, коммунистический идеал играет определяющую роль в системе социалистического управления, где он выполняет прогностическую функцию, которая проявляется в процессе принятия управленческих решений, выборе субъектом необходимых тенденций общественного развития и средств их реализации. В социалистическом обществе, когда возрастает единство, взаимосвязь и взаимодейст -вие различных сфер общественной жизни, вся система социального управления детерминируется заранее сознательно планируемыми це -лями. Коммунистический идеал, являясь высшей целью социалистического общества, выступает детерминирующим принципом для выбора

гической основой сознательной регуляции функционирования действительности в соответствии с ними. Исследование проблемы коммунис -тического общественного идеала в аспекте социального управления должно способствовать "конструктивной разработке методов и

т

средств достижения наших ближайших и перспективных целей".

Во-вторых, идеал выполняет мировоззренческую и воспитательную функции. Становясь содержанием сознания индивида, он определяет такие необходимые качества человека социалистического общества как идейность, коммунистическая убежденность, активная жизненная позиция, делающие людей сознательными созидателями нового общества.

В-третьих, разработка проблем коммунистического идеала имеет большое идеологическое значение в разоблачении всех вообще направлений современного антикоммунизма, и в частности тех, со -держанием концепций которых является противопоставление практики реального социализма идеалу коммунистического общества, сформу -пированного основоположниками марксизма. "Вот почему правильное, марксистско-ленинское истолкование соотношения между социальными ядеалами и исторической действительностью имеет первостепенное значение для аргументированного опровержения всякого рода анти -коммунистических концепций",- отмечается в редакционной статье курнала "Коммунист", MI, 1979 г.2

Актуальность вопросов связанных с общественным идеалом оп -эеделяется еще целым рядом причин определяющих сознательный ха -эактер организации общественной жизни при социализме.

Отражая коренные потребности и интересы различных групп лю-;ей, общественный идеал всегда был связан с их пониманием сча -;тья и смысла жизни, и потому во все века проблема идеала привлекала к себе мыслителей. Однако господствующий в домарксистский период идеалистический взгляд на сущность общественной жизни не позволил мыслителям того времени дать научный ответ о природе общественного идеала, о его связи с практической деятельностью лю -дей. Источник идеала сводился либо к чисто субъективным причинам, либо выносился за пределы самого субъекта в сферу абсолютного духа (Гегель). Отсюда противопоставление действительности и идеалов, а также убежденность в невозможности его достижения в реальной жизни (Кант).

Основоположники марксизма впервые на научной основе сформу -лировали идеал будущего устройства общества. В результате детального анализа исторического развития общественного производства и современных им противоречий капитализма К.Маркс и Ф.Энгельс определили основные черты будущего коммунистического общества. Они теоретически доказали, что общество свободы, лишенное эксплуатации человека человеком, о котором веками мечтали люди, является исторической необходимостью. Основы будущего К.Маркс и Ф.Энгельс выводили из существенной тенденции развития прошлой и настоящей действительности. Источником идеала являются противоречия общественных отношений, и прежде всего материальных. Идеал достижим в реальной жизни. Его практическую реализацию основоположники марксизма связывали с революционными преобразованиями всех сфер об -цества и целенаправленной сознательной деятельностью по созиданию нового уклада жизни в соответствии с научной теорией коммунизма.

В новых исторических условиях революционных преобразований цействительности учение об общественном идеале развил В.И.Ленин. Объективные и субъективные предпосылки периода революционных вы -ступлений и начала строительства социализма позволили В.И.Ленину конкретизировать основные пути перехода к коммунистическому об -цеству. В ряде своих работ, таких как "О государстве", Тосудар ство и революция", "Детская болезнь левизны в коммунизме", в ряде работ, касающихся проблем управления социалистическим государством, В.И.Ленин уделял внимание исследованию механизмов реализации общественного идеала.

Сменяющие друг друга этапы коммунистического строительства настоятельно требуют конкретизации, уточнения основного содержа -ния общественного идеала, исследований всех его аспектов и взаи -модействий в различных сферах общественной жизни. И естественно, что проблеме общественного идеала в современных условиях уделяют внимание представители различных общественных наук. В советской литературе имеется ряд работ, авторы которых исследуют проблему I общественного идеала в социально-философском аспекте, работ по священных анализу нравственного идеала, эстетического, а также роли идеала в воспитательном процессе. 2. I

Анализ имеющейся литературы по проблеме общественного идеала показывает, что советскими учеными проделана большая плодотворная работа. Получены ценные результаты касающиеся сущности и структуры общественного идеала, в различных аспектах вскрыта связь со -держания идеала с потребностями и интересами человека, рассмот -рены объективные и субъективные предпосылки его формирования. Большое место занимают исследования природы нравственного и эс -тетического идеалов, их роли в воспитательном процессе.

Однако необходимо отметить, что имеется ряд аспектов проблемы общественного идеала, которые исследованы еще недостаточно, но актуальность которых очевидна. Прежде всего к ним можно отнести вопросы касающиеся механизма функционирования идеала в практической деятельности людей, его воплощения в действительность. Общий теоретический анализ особенностей общественного идеала, при всей своей значимости, на современном этапе развития общества, не может считаться логически завершенным без стадии научной разработки форм и методов его реализации в регулировании общественными процессами, с тем, чтобы "превратить эту работу в неотъемлемую часть механизма управления".

Актуальность рассмотрения механизма воздействия обществен -ного идеала на практическую деятельность людей обусловлена прежде всего необходимостью нахождения резервов по совершенствованию управления социальными процессами развитого социалистического общества. По мере возрастания роли субъективного фактора в ком -мунистическом строительстве общественный идеал все более начина венном воспитании личности.- Структура морали и личность. Под ред. С.Анисимова (руководитель авторского коллектива) и Р. Миллера. М., 1977; Целикова О.П. Коммунистический нравствен -ный идеал и пути его формирования в условиях развитого социалистического общества.- Советская педагогика, 1974, №10. I. Материалы ХХУІ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, с.43. ет играть методологическую роль в социальном управлении, становится его регулятивным принципом. Именно в системе политического руководства и управления социалистическим обществом использование теории коммунистического идеала как принципа деятельности обеспечивает процесс его воплощения в действительность. Высокая значи -мость роли коммунистического идеала как коренного принципа регу -ляции общественной жизни при социализме требует глубокого иссле -дования этой проблемы. "Мы не можем забывать о том,- отмечал Ю.В.Андропов,- что живем в социалистическом обществе, развитие которого должно регулироваться коренными принципами социализма .

На роль общественного идеала как регулятивного принципа указывают ряд советских авторов, хотя специально этот аспект не рассматривают. "Идеалы приобретают для человека,- пишет Е.В.Осичнюк, - значение и абстрактного регулятивного принципа и непосредствен-ного руководства к действию". Другой автор - А.И.Яценко, понимая общественный идеал как конечную цель, пишет, что "любая созна -тельная организация социального движения начинается с определения а своих конечных целей как основного принципа".

Одной из немногочисленных работ, в которой достаточно обстоятельно рассматривается регулятивная функция общественного идеала, является докторская диссертация Д.С.Черкашина "Диалектика комму -мистического общественного идеала и действительности (некоторые вопросы методологии и теории)". Автор указанной работы исследует регулятивную функцию общественного идеала в сферах нравственно -сти и искусства. Все эти аспекты автор рассматривает через призму духовного мира личности. Нерассмотренными остались аспекты

регулятивного воздействия общественного идеала на функционирова -ние и развитие различных социальных систем: государства, классов и других социальных групп. Рассмотрение этих аспектов для нас является очень актуальным, так как в социалистическом обществе коммунистический общественный идеал является прежде всего регулятивным принципом развития государства как целостной системы, отдельных сфер общественной жизни. Такой аспект рассмотрения проблемы с необходимостью предполагает анализ особенностей регулятивного воздействия общественного идеала в сфере политики и социального управления, в практической деятельности субъектов управления функ -ционировашем и развитием социальных систем, а не просто в сфере идеологии и индивидуального сознания. В такой постановке вопроса проблема общественного идеала еще не рассматривалась в научно-исследовательской литературе, что и определило выбор темы диссертации.

-J Необходимо отметить, что регулятивная функция общественного идеала в настоящей работе исследуется в социально-философском аспекте, а не со стороны науки управления как таковой. Регулятивное воздействие общественного идеала рассматривается автором в самом широком смысле, как социальное регулирование, пронизывающее собой как стихийную саморегуляцию, так и сознательное научное управле -ние.

Цель исследования - исходя из основных положений диалектического и исторического материализма, вскрыть основные особенности, специфику и характер регулятивного воздействия общественного идеала на развитие и функционирование социальной действительности на различных этапах истории человечества.

Достижение цели опосредовано решением ряда задач: Поскольку речь идет о регулятивном воздействии идеала на социальную действительность, необходим последовательный и всесто ронний учет особенностей и характера социальной действительности, во-первых, как совокупности объективных предпосылок формирования целей и идеалов и как объекта сознательной регуляции со стороны человека в соответствии с ними. Во-вторых, поскольку обществен -ный идеал является высшей формой целеполагания, то в качестве теоретической предпосылки выяснения его регулятивного воздействия на общественную жизнь, необходимо рассмотреть целесообразный характер развития и функционирования социальной действительности. Анализ сущности, особенностей, структуры, источника развития социальной действительности, а также целесообразного характера ее развития и функционирования представляет первую задачу исследо -вания.

Высшей формой целесообразного бытия социальных систем, составляющих действительность человека, является их функционирова -ниє в соответствии с конечной, сознательно поставленной целью, идеалом, который оказывает регулятивное воздействие на различные уровни социальной действительности. Выяснение общих особенностей влияния общественных идеалов на действительность представляет вторую задачу исследования.

Выяснение в общетеоретическом плане особенностей регулятивной функции общественного идеала дает возможность рассмотреть характер воздействия идеала на конкретно-историческую действи -тельность докоммунистических общественно-экономических формаций, что выражает третью задачу исследования.

Анализ особенностей регулятивного воздействия коммунисти -ческого идеала на развитие социалистической действительности представляет четвертую завершающую задачу работы.

Методологической основой диссертационного исследования выступает материалистическое понимание истории, марксистско-ленинская теория предвидения, учение марксизма-ленинизма о творчески активной роли общественного сознания, о социально-деятельной сущности человека. Анализ регулятивной функции общественного идеала осуществляется с классово-партийных позиций, что дает возможность раскрыть классовый характер этого влияния. Важное методологичес -кое значение для исследования имели положения и выводы, сформулированные в материалах ХХУ и ХХУТ съездов партии, Программе КПСС, конституции (Основном законе) СССР, Постановлениях ЦК КПСС и Со -ветского правительства, принятых в последние годы по вопросам идеологической работы. В диссертации использованы труды совете -ких и зарубежных авторов. Целенаправленность работы определяется документами КПСС, ориентирующих на решение практических задач коммунистического строительства.

Научная новизна исследования определяется самим подходом к проблеме - попытка в социально-философском аспекте рассмотреть основные особенности и механизм трансформации общественного идеала в практическую деятельность. Впервые регулятивное воздействие общественного идеала рассматривается как процесс его функционирования в сфере политики и социального управления. Такой подход дает возможность выявить особенности функционирования и развития в соответствии с идеалом социальных систем высоких уровней (госу -царство, класс, различные сферы общественной жизни). Этот аспект рассмотрения регулятивного воздействия общественного идеала на социальную действительность позволил автору получить следующие результаты, обладающие определенной научной новизной:

- выявлены основные особенности механизма регулятивного воздействия общественного идеала на социальную действительность;

- политическое регулирование представлено как основная форма воздействия общественного идеала на действительность;

- выявлены особенности воздействия общественного идеала на различные уровни и сферы социальной действительности, в то время как в имеющейся литературе преимущественно рассматривается регулятивное воздействие идеала на индивидуальное сознание;

- определены факторы, характеризующие степень эффективности регулятивного воздействия общественного идеала на действитель -ность;

- коммунистический общественный идеал рассматривается как принцип политического регулирования практики коммунистического строительства.

Элементы научной новизны отражены также в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Диалектическое единство двух сфер бытия общественного идеала - практической деятельности и сферы сознания позволяет с помощью абстрагирования выделить две линии механизма регулятивного воздействия общественного идеала на социальную действитель - ность: политическую, выражающуюся в политической практике, и идеологическую, в единстве отражающих его классовую сущность.

Опосредующими звеньями механизма политического регулирующего воздействия общественного идеала последовательно выступают политика, право и система социального управления.

Идеологический механизм трансформации общественного идеала в практическую деятельность включает в себя ряд форм общественного сознания, имеющих идеологическую значимость: политическая идеология, правосознание, мораль, искусство, наука, философия и ре -лигия. В реальных условиях идеологического процесса эта последо -вательность зависит от объекта идеологического воздействия. Однако первым звеном данного ряда всегда выступает политическая идеология, содержание которой в явной, опосредованной или любой дру -гой форме пронизывает собой все остальные формы общественного сознания и выражает сущность их регулятивных функций.

2. Степень эффективности действия механизма политического зоздействия общественного идеала на социальную действительность зависит прежде всего от следующих существенных обстоятельств:

Во-первых, от господствующего или угнетенного положения клас-sa как субъекта общественного идеала в данном обществе.

Во-вторых, от того, в какой степени интересы класса, выраженные в его идеале, совпадают с направленностью исторической закономерности общественного развития.

В-третьих, от объективных предпосылок, отражающих уровень развития межклассовых противоречий или их отсутствие.

В-четвертых, от зрелости субъективного фактора, выражающего-;я в степени самосознания класса, наличия революционных теорий и партий, возглавляющих борьбу за реализацию своего общественного вдеала.

Указанные обстоятельства могут находиться в различных соотнесениях друг с другом. Оптимальным вариантом является следующее со-їетание обстоятельств, детерминирующих регулятивное воздействие эбществённого идеала на социальную действительность:

- класс занимает господствующее положение в обществе;

- коренные интересы класса, выраженные в его идеале, совпадают с объективной закономерностью исторического развития;

- отсутствие антагонизма между основными классами общества ли временный спад межклассовых противоречий;

- наличие высокого уровня самосознания класса, наличие рево-1ЮЦИОННЫХ теорий и партий.

3. Коммунистический идеал в советской литературе как принцип рассматривается преимущественно в этическом аспекте как принцип преданности делу коммунизма. На наш взгляд, коммунистический об-цественный идеал выступает прежде всего принципом политического регулирования. Этот факт обусловлен прежде всего следующими об -зтоятельствами: во-первых, поскольку при социализме еще сохраняготся классы, нации, отношения между которыми регулируются политическими средствами, коммунистический общественный идеал остается политической целью, и политическое, классовое ядро в его структуре занимает определяющее положение; во-вторых, коммунистический общественный идеал в своем отношении с социальной действительно -стью выступает общей закономерностью развития и функционирования всего социалистического общества в целом и его основных сфер, регуляция которых осуществляется через действие совокупности поли -тических закономерностей. В силу указанных обстоятельств, комму -нистический общественный идеал является принципом политического регулирования движения социалистического общества к своей более развитой форме. В этой интерпретации принцип преданности делу коммунизма предполагает выполнение следующих требований:

- строгий учет диалектики частных и коренных интересов;

- учет соотношения ближайших и более отдаленных целей ком -мунистического строительства;

- цели более низких структурных уровней управленческих систем (отдельных предприятий, учреждений и организаций) должны быть подчинены достижению цели системы более высокого уровня;

- коммунистический идеал как принцип требует строгого соответствия средств решения экономических и социальных проблем текущим и стратегическим целям коммунистического строительства.

Результаты диссертационного исследования имеют определенное теоретическое, методологическое, учебно-педагогическое и практическое значение.

Теоретическое значение произведенного анализа диалектического взаимодействия социальной действительности и общественного идеала состоит в том, что их отношение выступает в качестве одного из важнейших аспектов основного вопроса философии, конкретизируя проблему соотношения мышления и бытия. Марксистское решение этой проблемы дает возможность понять, при каких условиях общественный идеал, по сути, субъективный феномен может играть сущест -венную роль в общественной жизни.

В методологическом отношении результаты диссертации ориентируют на использование системного, комплексного подходов к изуче -аию проблем политического регулирования в социалистическом обще -зтве, могут служить методологической предпосылкой программно-це -иевого подхода в системе социального управления.

Результаты исследования могут быть использованы в практической работе партийных, государственных и общественных организаций в процессе коммунистического воспитания трудящихся, повышения их )бщественно-политической активности.

В учебно-педагогическом отношении основные положения и выво-щ диссертации могут быть использованы в процессе преподавания [диалектического и исторического материализма в вузах при изучении гем: "Диалектика процесса познания", "Социальная революция", "Структура и формы общественного сознания"; в курсе маркеистско-иенинской этики - "Нравственные принципы социализма и коммунизма"; в курсе научного коммунизма при изучении темы "Научное управление эбществом".

В целом же полученные результаты призваны способствовать дальнейшей разработке проблем теоретического обеспечения потреб -яостей управления всеми сферами социалистической действительности з целью повышения его эффективности.

Материалы диссертационного исследования докладывались авто -ром на четырех конференциях (на 3-х областных в г.Виннице и на эдной региональной в г.Житомире). Работа обсуждалась в целом и по разделам на методологическом семинаре кафедры исторического материализма Киевского государственного университета. Выводы диссер -гационного исследования использовались автором в преподаватель ской и пропагандистской работе.

Содержание диссертации отражено в четырех публикациях объемом 1,6 печатных листа.

Социальная действительность - предпосылка формирования целей и идеалов

Выяснение активной роли общественного идеала в системе субъективного фактора социального регулирования предполагает предва -штельное решение ряда вспомагательных задач.

Во-первых, практическое решение управленческих вопросов мо-ЇЄТ быть эффективным при условии, если оно осуществляется с учесом особенностей самого объекта регулирования, которым в самом цироком смысле является социальная действительность. Следователь-іо необходим содержательный анализ природы социальной действи -гельности как целостного динамического образования определенного типа. Познание закономерностей развития общественного организма, уяснение характера сил, за счет которых общество обеспечивает звою целостность, жизнеспособность и установление того, что именно следует понимать под социальной действительностью является необходимым предварительным условием ее преобразования. "Надо сначала знать,- пишет Ф.Энгельс,- что такое данный предмет, чтобы ЙОЖНО было заняться теми изменениями, которые с ним происходят".

Во-вторых, данный аспект предполагает рассмотрение целесообразного характера развития социальной действительности. Дело в гом, что общественный идеал является высшей формой целеполагания, а уяснение сущности идеала предполагает в качестве теоретической предпосылки рассмотрение характера и особенностей отношения цели и социальной действительности. Выяснение диалектики того, что р "цели человека порождены объективным миром и предполагают его" и в то же время "как закон" (Маркс) определяют его развитие, дает возможность в последующих разделах данной работы понять связь об 19 щественного идеала с действительностью и его детерминирующее на нее воздействие. Методологическим основанием для рассмотрения поставленных вопросов служат основополагающие принципы исторического материа -лизма. Прежде всего это принцип деятельного, практического отношения человека к действительности, сформулированный К.Марксом. Именно за отсутствие деятельного подхода в исследовании действи -тельности он критиковал представителей метафизического материализма. "Главный недостаток всего предшествующего материализма,- пишет К.Маркс,- включая и фейербаховский, заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая деятельность, практика, не субъективно".

Следующий принцип - принцип первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, выражающий определяющий характер производственных отношений по отношению к остальным сферам общественной жизни.

Далее, это принцип предполагающий рассмотрение социальной действительности как системного, целостного организма, универ сальной формой которого выступает общественно-экономическая фор -мация.

Выяснение с философских позиций диалектики материальной, объективной действительности и идеальной, субъективной по форме цели даст возможность обнаружить источник саморазвития социального регулирования, а саму действительность рассматривать как предпосылку и результат целесообразной деятельности человека. При та-ком подходе действительность предстает как процесс самоутверждения человека в мире и содержательно и функционально различать действительность как актуально существующее внешнее бытие, противостоящее субъекту, и действительность в качестве всеобщего спо -соба существования человека, выступающая как историческая или социальная действительность.

В некоторых работах советских авторов встречаются тождест -венные социальной действительности понятия, отражающие социализированную объективную реальность, но выраженные в таких терминах как "социальная реальность", "мир", "социальное бытие "3 и др. Не отрицая всего положительного содержания указанных понятий, автор считает, что понятие "социальная действительность" наиболее адекватно отражает общее для всех указанных понятий содержание, так как в соотношении с -категорией возможности глубже отражает диалектику становления качественно определенных социальных систем.

Исходя из имеющихся в нашей литературе работ по данной проблеме, можно выявить основные черты социальной действительности. Главной ее отличительной чертой является то, что в механизме ее функционирования появляется принципиальная особенность - наличие субъекта как субстанционально-функционального начала и носителя общественных процессов.

Механизм влияния общественного идеала на действительность

Теория общественного идеала выполняет объяснительную, пред -сказательную, идеологическую, воспитательную и ряд других функций, имеющих большое значение для практического использования полученных ею знаний. Знания добытые теорией общественного идеала могут быть применены почти во всех сферах общественной жизни, но в особенности в сфере управления социальными процессами, в области регулирования общественных отношений, так как знание специфики об -цественного идеала как закона и принципа, механизма действия и использования этого закона является необходимым предварительным условием регулирования общественными процессами.

В I разделе отмечалось, что к числу законов, раскрывающих зодержание закономерной связи социальной действительности и об -цественного идеала относятся: определяющая роль социальной действительности по отношению к общественному идеалу; относительная замостоятельность общественного идеала; активная роль обществен -того идеала и возрастающее его воздействие на действительность. Сак как первая закономерность и отчасти вторая достаточно рассмотрены в нашей философской литературе, а третья еще нуждается в исследовании, то на ней и концентрируется внимание во II разделе ;иссертации. Надо отметить, что именно эта закономерность выража-зт регулятивную функцию и сущность общественного идеала как закона и принципа деятельности.

Поскольку в дальнейшем исследовании внимание акцентируется за регулятивном воздействии общественного идеала на социальную действительность, постольку необходимо уточнить содержание, сущ -юсть и объем понятия "регулирование", так как в нашей литерату -эе оно часто имеет различное толкование. В кибернетическом аспекте, например, регулирование является только одной из функций управления. В социальном же смысле, то есть в аспекте данного исследования, регулирование имеет гораздо больший объем и выступает как сознательное или стихийное воздействие или влияние субъекта на социальную систему в целом, с целью ее сбалансированного функционирования и развития в соответствии с коренными потребностями зуоъекта. При таком подходе управление является частным случаем зоциальной регуляции и выражает сознательное регулирование.

Марксизм исходит из того, что регулирование является необходимым свойством общества на любой стадии его развития, вытекающим із коллективистского характера самой жизни людей, стержнем кото -юй выступает производство материальных благ. На всеобщий и необ-[одимый характер регулирования социальными системами, как способа юхранения и стабилизации любого общества указывал К.Маркс. Он пи-!ал: "Урегулированность и порядок являются именно формой общест -юнного упрочения данного способа производства и поэтому его от -гасительной эмансипации от простого случая и просто произвола".

Основоположники марксизма вскрыли две формы социальной регу-.яции: стихийную и сознательную. Стихийная форма регулирующего юздействия связана с функционированием объективных факторов провеса производства, не опосредуясь регулятивным воздействием на то функционирование человека. Главным регулятором социального рганизма здесь выступает диалектика производства и потребления, истема рыночных отношений, за которыми как тенденция выступает акон стоимости - основа капиталистической экономики. Стихийность ыражает сущностную характеристику процесса управления в обществе снованном на частной собственности на средства производства. "В лучае стихийного механизма,- пишет В.Г.Афанасьев,- упорядочиващее, управляющее воздействие на систему является усредненным ре-$ультатом столкновения, переплетения различных, нередко противо -голожных друг другу сил, массы случайных единичных актов. Это воздействие пробивает себе дорогу как общая тенденция в этой слепой ігре случая, оно автоматично по своей природе и не требует вмеша-?ельства людей".

В историческом развитии общества, как тенденция, происходит совершенствование форм целесообразной деятельности человека, и следовательно, повышается уровень сознательности социального реагирования, который зависит от зрелости общества, от господствую -1,их в нем экономических отношений, от характера социально-полити-іеского строя, а также от степени познания субъектами социальных іеханизмов функционирования общественных систем. Высшей формой сознательного регулирования является научное управление, основан-юе на всестороннем познании экономических законов общественного азвития, свойственное обществу на высшей стадии развития.

Как стихийная, так и сознательная регуляция общественной ;изни осуществляется посредством действия и использования соци -1льных законов. Понимание особенностей механизма действия закона [вляется необходимым условием его сознательного использования в [рактике регуляции общественной жизни. В аспекте данной работы [редставляется необходимым рассмотреть механизм действия и исполь-ования регулятивного воздействия общественного идеала как закона [а социальную действительность. Но прежде, на наш взгляд, преде - авляется целесообразным уточнить содержание понятий "механизм .ействия" и "механизм использования" закона.

Регулятивное воздействие целей и идеалов в докоммунистических формациях

Изменение характера социальных систем в историческом разви -тии, усложнение их структуры и движущих противоречий определило содержание стоящих перед ними целей и их регулирующее и детерми -нирующее воздействие на действительность. Степень воздействия целей, идей и идеалов на общественные процессы усиливается одновременно с возрастанием роли субъективного фактора и достигает своего наивысшего уровня в социалистическом обществе.

Актуальность и высокая значимость выяснения сущности и форм регулирующего воздействия коммунистического идеала на социалистическую действительность предполагает исторический анализ предшествующих способов регулирующего воздействия целей и идеалов на действительность. В.И.Ленин подчеркивал, что самое надежное для об -щественной науки - "не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как в истории извест -ное явление возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь .

Исходя из ленинского методологического принципа историзма, в данном разделе диссертации рассматриваются механизмы целевой детерминации общественной жизни первобытного и капиталистического обществ. Такая логика исследования продиктована тем, что перво -бытный строй воспроизводит (в примитивном виде) некоторые черты коммунистического общества, в том числе и систему социального регулирования, что подчеркивали классики марксизма-ленинизма. Ана -лиз факторов, регулирующих общественную жизнь при капитализме важен, во-первых, потому, что капиталистическое общество, как наи -более развитая форма антагонистических общественных отношений, I. Ленин В.И. О государстве ключ к пониманию существенных особенностей воздействия идей и общественную жизнь всех предшествующих эксплуататорских об -цеств. "Буржуазное общество,- писал К.Маркс,- есть наиболее развисая и наиболее многосторонняя историческая организация производства. Поэтому категории, выражающие его отношения, понимание его зрганизации, дают вместе с тем возможность проникновения в орга -жзацию и производственные отношения всех отживших общественных юрм, из обломков и элементов которых оно строится...".

Во-вторых, важность такого анализа в том, что в рамках капиталистического общества создаются и созревают некоторые непосредственные предпосылки для перехода общественного организма к функционированию на основе научного управления.

Система социальной регуляции первобытного общества обуслов -пена характером и особенностями действительности первобытного человека. Чрезвычайно низкий уровень производительных сил и позна -ния окружающего мира определили синкретичность сознания первобытного человека, где еще не выделяется практическое, познавательное, моральное и эстетическое отношение человека к миру. "Производство идей, представлений, сознания,- писали К.Маркс и Ш.Энгельс,- первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни".

Незрелость самосознания отдельного человека была следствием слитности, недифференцированности общественного и индивидуального сознания. Формирующееся общество было сначала монолитным, соци -ально слабо расчлененным целым. Общественное разделение труда еще отсутствовало. Примитивность первых орудий труда возмещалось оео-бой производительной силой - силой первобытного коллектива. Полпая слитность человека с древнейшим коллективом была неизбежной эсобенностью этого периода. Первобытное мышление лишь после дол -гого развития выработало представления о прошлом и будущем как категориях отличных от настоящего. Сознание первобытного человека было нацелено на удовлетворение непосредственно значимых потреб -ностей и не простиралось на прошедшее и будущее. Целеполагание еще органически вплетено в потребности, которые ограничиваются необходимостью физического поддержания жизни. "Потребность, влечение есть ближайшие примеры цели,- пишет Гегель,- они суть чувственное противоречие, которое имеет место внутри самого живого субъекта, и переходит в деятельность отрицания этого отрицания, р которая есть еще голая субъективность".

Противоречие, содержащееся в неудовлетворенной потребности "внутри самого живого субъекта" определяет направленность дея -тельности субъекта на самого себя, выражает самоцельность активности и общий смысл жизни первобытного человека. Цель направленная на самого себя (или самоцель) по форме носит общесоциологи -ческий характер и выражает в конкретные исторические периоды различное содержание. В первобытном обществе содержанием этой цели является обеспечение человеком своего физического существования в борьбе со стихийными силами природы. Она выступает как общая цель рода, представляющего собой монолитную социальную систему. Реализация этой цели происходит в результате деятельного отноше -ния человека к природе. То есть, чтобы реализовать себя как самоцель, человек должен сначала реализовать другую цель, которая яв-ляется необходимым средством, опосредующим звеном в реализации первой. Содержанием этой цели являются предметы природы или ору -ция труда способствующие удовлетворению потребностей человека, а средством ее реализации выступает труд, производство, "...Сам труд,- писал К.Маркс,- сама жизнедеятельность, сама произведет -венная жизнь оказываются для человека лишь средством для удовлетворения одной его потребности, потребности в сохранении физичес -кого существования".

Коммунистический идеал как принцип политического регулирования при социализме

Коренной переворот в истории развития человечества связан с юрмированием коммунистического общественного идеала пролетариата [ с его возрастающим влиянием на функционирование и развитие социальной действительности. Появление коммунистического идеала было інзвано обострением противоречий капитализма и принципиальной не-юзможностью их разрешения в его рамках и неразрывно связано с де-[тельностью К.Маркса и Ф.Энгельса. "...Маркс, разрабатывая свое чение... свои представления о будущем строе,- пишет Ю.В.Андропов, ...выводил из анализа объективных противоречий крупного капита-истического производства11. Сформулированный классиками марксиз-а общественный идеал отражает историческую целесообразность, со-ержанием которой выступает необходимое движение общества к ком -унистическому будущему, которое определено как "всеобщая ассоци-ция всех членов общества в целях совместной и планомерной эксплу-тации производительных сил: развитие производства в такой степе-и, чтобы оно удовлетворяло потребности всех; ликвидация такого эложения, когда потребности одних людей удовлетворяются за счет ругих; полное уничтожение классов и противоположностей между ни-я; всестороннее развитие способностей всех членов общества путем зтранения прежнего разделения труда, путем производственного во-іитания, смены родов деятельности, участие всех в пользовании яагами, которые производятся всеми же, и, наконец, путем слияния эрода с деревней...".

Практика революционной борьбы в период формирования идеала гдущего коммунистического общества соответствует определенная стадия духовной эволюции пролетариата как субъекта будущих рево -люционных преобразований. Эта стадия формирования классового са -мосознания пролетариата, стадия критики устоев буржуазного общества, которая выступает существенным моментом коммунистического идеала и идеологическим средством его воздействия на сознание масс. Неразрывно связывая борьбу пролетариата с критикой отживающего строя, К.Маркс писал: "Ничто не мешает нам... связать нашу критику с критикой политики, с определенной партийной позицией в политике, а стало быть, связать и отождествить нашу критику с действительной борьбой".

В коммунистическом общественном идеале впервые в субъектив -ной форме наухшо отражается объективная целесообразность развития общества как целостной социальной системы. В нем также выражено такое будущее состояние действительности, в которой все антагонистические противоречия капитализма разрешены, и потому содержание коммунистического идеала выступает противоположностью капиталис -тической действительности и находится с ней в антагонистическом противоречии. Именно это противоречие является источником созна -тельной и целенаправленной борьбы пролетариата. Практическое разрешение этого противоречия осуществляется снятием его опосредую -щих звеньев: сначала происходит коренное преобразование общественных отношений (превращение собственности в общественную) и дальнейшее их совершенствование; развитие производительных сил и преобразование природы с целью создания для каждого члена общества условий для всестороннего и гармоничного развития всех его сущностных сил, в результате чего снимаются все формы отчуждения действительности человека как его сущности, которая становится адек -ватной его существованию.

Вся революционная борьба пролетариата в эксплуататорском об -зстве с того момента, когда коммунистический идеал становится со-зржанием классового сознания, детерминируется им как регулятивным эинципом. По этому поводу В.И.Ленин говорил: "Пролетариат - вое -эдящий класс,.. Он черпает сильнейшие побуждения к борьбе в полознии своего класса, в коммунистическом идеале".

Интерпретация коммунистического общественного идеала, как аб грактной модели будущего, на конкретное социальное поле осуществяется через выработку политических программ, включающих задачи тдельных этапов классовой борьбы. Программы определяют стратегию тактику деятельности пролетариата в более короткие периоды вре -єни. Программы сами конкретизируются в партийных планах, постано-лениях съездов, конференций и пленумов. Программы, планы, поста -овления и другие документы фиксируют промежуточные цели классовой орьбы и определенные ступени регулятивного воздействия комцунис -ического идеала на непосредственную деятельность пролетариата, ыражаясь в регулятивных функциях промежуточных целей, определен-:ых конкретными задачами борьбы пролетариата, коммунизм тем самым роявляется в конкретном практическом движении в соответствии с :сторической целесообразностью, а не только в теоретической моде -:и желаемого будущего. При капитализме регулятивная функция комму-[истического идеала проявляется через главную цель пролетариата в тот период - завоевание политической власти. Эта цель как прин -щп определяет характер экономической и идеологической борьбы и ю главу всех форм борьбы пролетариата ставит борьбу политическую. Завоевание политической власти пролетариатом в результате со-щалистической революции знаменует собой достижение главной цели ксплуатируемых классов в период капитализма и открывает новую РУ " ЭРУ коммунистического движения, представляющего собой про -есс снятия всех форм отчуждения человека, "..настоящее присвоєне человеческой сущности человеком и для человека; и потому как олное, сознательное, с сохранением всего богатства предшествующе-о развития, возвращение человека к себе самому как человека об -ественного, то есть гуманного".

Похожие диссертации на Общественный идеал как регулятивный принцип функционирования и развития социальной действительности