Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интуиция и ценностная ориентация в познании Машенцев Алексей Валентинович

Интуиция и ценностная ориентация в познании
<
Интуиция и ценностная ориентация в познании Интуиция и ценностная ориентация в познании Интуиция и ценностная ориентация в познании Интуиция и ценностная ориентация в познании Интуиция и ценностная ориентация в познании Интуиция и ценностная ориентация в познании Интуиция и ценностная ориентация в познании Интуиция и ценностная ориентация в познании Интуиция и ценностная ориентация в познании
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Машенцев Алексей Валентинович. Интуиция и ценностная ориентация в познании : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 : Санкт-Петербург, 2003 197 c. РГБ ОД, 61:04-9/290

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Эвристическая интуиция 15

1.1. Общая характеристика интуиции 15

1.2. Интуиция как единство чувственного и абстрактного 37

Глава 2 Математическая интуиция 56

2.1. Взаимосвязь логики и интуиции 56

2.2. Аппроксимация и идеальные объекты 78

Глава 3 Аксиологическая интуиция 103

3.1. Аксиологические характеристики интуиции 103

3.2. Ценность - основной конституэнт аксиологической интуиции 129

Заключение 161

Список использованной литературы 168

Приложения 179

Список дополнительной литературы 179

Именной указатель 188

Предметный указатель 193

Введение к работе

1. Актуальность выбранной темы

В исследованиях, рассматривающих интуицию как источник познания, вне анализа осталось много существенных вопросов: вопрос о транссубъективности чувственных качеств, об отношении между реальным и идеальным бытием и вопрос о направленности интуиции на металогическое бытие. Отсутствие рассмотрения этих проблем связано с крайностями и односторонностью различных философских позиций (материализма, панпсихизма, эмпиризма и др.), приводящих к пониманию сознания и процессов познания как разделенных фундаментальными противопоставлениями: субъективное и объективное, имманентное и трансцендентное, рациональное и иррациональное, материальное и духовное и т.д. Анализ и предлагаемое решение указанных вопросов возможны на основе органического мировоззрения, преодолевающего крайности и односторонности многочисленных философских позиций во взгляде на сознание и процесс познания.

Многие исследователи не рассматривают теорию интуиции как всеобъемлющий и многосторонний философский синтез различных концепций интуиции и следствий проистекающих из них. Область исследования интуиции ограничивается каким-либо одним феноменальным проявлением интуиции. Такая сложившаяся в теоретических исследованиях интуиции ситуация не позволяет рассматривать интуицию во всех её феноменальных проявлениях, доступных философскому анализу: эвристическая, математическая, эстетическая, этическая, мистическая интуиция и т.д. Автор диссертации полагает, что решение этой проблемы возможно на основе дальнейшего развития концептуальных установок выдвинутых в теории русского идеал-реализма, которые не получили достаточную разработку в отечественных исследованиях по проблемам интуиции: обоснование процесса интуитивного познания как детерминированного идеальной ценностью.

От внимания исследователей часто ускользает и проблема онтологического анализа интуиции. Онтологический анализ предполагает определение предмета интуитивного постижения и направлен на выявление объективной составляющей интуиции. Гносеологический анализ связан с выявлением механизма интуиции, структуры интуитивного акта и связи интуиции с другими способами и формами познания. Без решения вопроса о гносеологическом статусе интуиции невозможно определить место и роль сознания в процессе познания. Актуальной задачей является систематизация и обобщение многообразных подходов в понимании феномена интуиции.

2. Краткий обзор литературы

Литературу, изученную в процессе работы над диссертацией, можно разделить на следующие группы.

  1. К первой группе источников можно отнести "историческую" литературу философов прошлого: Платон, Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр. Диссертанту также помогли в осмыслении некоторых историко-философских параллелей работы В.Ф. Асмуса, И.И. Лапшина, А.Ф. Лосева, Ю.М. Романенко, В.П. Троицкого, Т.И. Хилла. В работах мыслителей прошлого сознание рассматривается как структурное, имеющее несколько одновременно осуществляющихся направлений своего развития. Опираясь на эту историко-философскую традицию, можно выделить три уровня, на которых происходит становление сознания и которые являются основой для возникновения различных видов интуиции: эмпирический, интеллектуальный и ценностный.

  2. Литература, непосредственно посвященная проблемам интуитивного познания: работы И.О. Лосского, С.Л. Франка. Ими же были разработаны основные принципы идеал-реализма (интуитивизма, мистического эмпиризма). Работы А. Бергсона и монографии зарубежных авторов, посвященных анализу

его философии: Л. Адольф (L. Adolphe), А.А. Даркауи (А.А. Darkaoui), Р.-М. Мосе-Бастид (R.-M. Mosse-Bastide).

Работы современных авторов: А.А. Атанова, В.Д. Бирюкова, Д.В. Бирюкова, В.П. Бранского, М. Бунге, В.Н. Дубровина, A.M. Емельяновой, А.А. Иви-на, В.Р. Ириной, А.С. Кармина, В.Г. Клирикова, В.Р. Когана, А.Ф. Кудряшова, А.Е. Кузнецова, А.А. Налчаджяна, А.А. Новикова, А.С. Новикова, А.А. Овча-рова, X. Перельмана, Л.Д. Погорлецкой, М.Р. Радовель, И.К. Родионовой, Е.П. Хайкина, В.Н. Хвостова, В.И. Хорева, В.А. Цапок, И.П. Чуевой, В.А. Яковлева.

Теоретическое содержание этой литературы определяет современное состояние исследуемой проблемы, а также научный уровень, с которого начинается диссертационное исследование.

  1. Источники, в которых анализируется роль интуиции в математике. Это работы А.В. Бирюкова, Ж. Дьедонне, М.В. Козьяковой, Д. Майбуровой, СМ. Новикова, Н.И. Поливановой, А. Пуанкаре, А.Г. Рокаха, Л.Б. Султановой и работы М.И. Панова, К.Н. Суханова посвященные анализу интуиционистской математики (интуиционизма). Достаточно интересным является философский анализ математики в работах Э. Гуссерля, И. Канта, Б.Н. Чичерина, А. Шопенгауэра, Ф. Энгельса. Анализ математики, а также логической составляющей познавательного процесса с позиций идеал-реализма и философии Э. Гуссерля позволяет рассматривать очевидность (аподиктическую достоверность) как одну из основных характеристик интуиции.

  2. Литература, в которой анализируется эстетическая и этическая интуиция представлена работами О.В. Артемьевой, Е.В. Алиевой, Е.Н. Бочкаревой, Д.Г. Дробницкого, Г.И. Иваненко, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, Ф. Шеллинга, Ф. Делатр (F. Dellatre).

Анализ роли интуиции в этических и эстетических концепциях достаточно определенно указывает на аксиологическую составляющую интуиции. Научные выводы, сделанные в этических и эстетических концепциях, закрепляют и обосновывают роль ценностей в познании. Некоторые из концептуальных по-

6 ложений выдвинутых в этических и эстетических концепциях легли в основу понимания интуиции как связанной с идеальной ценностью.

5. При анализе интуиции необходимо учитывать психологические осно
вания интуитивного процесса. Психология творчества анализируется в работах
И.Я. Березной, Г.Н. Бершацкого, М. Вертгеймера, P.M. Грановской, Л. Дей, М.
Микалко, P.M. Нагдяна, Е.А. Науменко, Я.А. Пономарева, Н.И. Поливановой,
И.Н. Семенова, В.В. Тарасова, Л. Шульц.

Анализ литературы по психологии творчества показывает, что существование интуиции - это научный факт, и что феномен интуиции имеет много разнообразных форм своего проявления.

6. Автор диссертации опирался в основном на произведения В.П. Бран-
ского, А.С. Кармина, А.Ф. Кудряшова, А.А. Овчарова, Е.П. Хайкина, Т.И. Хил-
ла. Из истории отечественной философии диссертант отмечает концепцию ин
туиции, разработанную Н.О. Лосским и С.Л. Франком, которая оказала ре
шающее влияние при выборе темы диссертационного исследования, а также
философские идеи, составляющие основу интуитивного познания, высказывае
мые Н.А. Бердяевым, И.А. Ильиным, А.Ф. Лосевым, В.Н. Лосским, B.C. Со
ловьевым, Б.Н. Чичериным, В.А. Шмаковым. Большую роль в осмыслении
проблем интуитивного познания сыграли работы Аристотеля, Р. Декарта, Г. Ге
геля, Э. Гуссерля.

3. Объект и предмет исследования

Объектом исследования являются феноменальные проявления интуиции. Предметом исследования является содержание интуитивного познавательного акта.

4. Цели и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является определение и последующее логико-философское осмысление интуиции.

Цель диссертационного исследования представлена двумя параллельно решаемыми задачами:

1. Задача определения и философского осмысления феномена интуиции
как ценностно-познавательного процессуального акта, включенного в различ
ные структурные уровни познавательной деятельности;

Для решения поставленной задачи необходимо:

провести систематизацию теоретического материала и предложить критерии для его формальной классификации;

проанализировать с различных философских позиций системное единство объективного, субъективного и ценностного в содержании интуитивного

» акта;

- провести синтез выявленных теоретических положений с философских
позиции идеал-реализма;

2. Рассмотреть внутреннюю структуру интуитивного познавательного ак
та и определить смысловые детерминанты (конституэнты), обеспечивающие
целостность интуитивного акта.

Для решения этой задачи необходимо:

определить и проанализировать основные аспекты рассмотрения интуиции;

установить и описать структуру интуитивного акта;

рассмотреть взаимосвязь интуиции с логикой и математикой;

j — определить гносеологический и онтологический статус аксиологическо-

го начала в познании вообще и для интуиции в частности.

«. 5. Методы исследования

Специфика темы и задачи исследования предопределили выбор основных методологий: логический и исторический метод, аналитический и синтетический методы, системный поход.

Основным философским принципом, на основе которого используются указанные методологии, является позиция, отстаиваемая органическим мировоззрением. Практически все философские концепции можно разделить по отношению к миропониманию на две группы: органическое и неорганическое миропонимание. Если целое считается зависимым от своих элементов, или когда элементы рассматриваются как нечто самостоятельно существующее безотносительно к целому, такое мировоззрение называет неорганическим. Органическое понимание целого прямо противоположно неорганическому. Оно состоит в утверждении, что целое первоначальнее (в гносеологическом смысле) своих элементов, целое есть нечто основное, а элементы — производное. Органические теории в большинстве случаев принимают утверждения неорганических теорий и отвергают только их отрицания. Поэтому органическое мировоззрение оказывается более широким, чем неорганическое.

Методом исследования различных концепций интуиции является исторический метод. Выводы, полученные в результате исследования той или иной концепции интуитивного познания, как завершившейся ступени развития исследуемого объекта и знаний о нем, помогают понять состояние проблемы на современном этапе развития гносеологии и предвидеть основные контуры обозримого будущего в развитии исследуемой проблемы.

Выбор фактов, различных аспектов и их последующая группировка во многом зависит от научной квалификации исследователя, его субъективной приверженности определенным теориям, первоначально выбранной гипотезе. Исследователь, выявляя и оценивая факты, неизбежно пропускает их через свое индивидуальное сознание. Поэтому особенно важно не допустить искажения фактов и тем более игнорирования тех из них, которые ставят под сомнение предварительные умозаключения. Только на основе всестороннего и глубокого анализа фактов исследователь (философ-феноменолог) может раскрыть суть изучаемого явления, определяющие его закономерности.

Метод феноменологии - дескриптивный метод, метод описания. Но для гносеологической характеристики интуиции одного описания недостаточно.

Нужно не только описывать явление, но и проводить анализ и синтез выявленных в процессе описания характеристик (аспектов) интуитивного познания. Для этой цели и служит попытка всестороннего анализа (гносеологического) интуиции проводимого с различных гносеологических точек зрения (теорий интуитивного познания).

Аналитический метод предусматривает прежде всего научно обоснованное выявление основных элементов (аспектов) изучаемого объекта, его теоретическую, соответственно мыслительную дифференциацию (расслоение, разделение, структурирование) на отдельные стороны, этапы происходящих в нем изменений с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений. Для проведения успешного анализа необходимо соблюдать ряд принципов: единство онтологии и гносеологии, субъективного и объективного, рационального и иррационального, непосредственного и опосредствованного, имманентного и трансцендентного, целого и его частей, теоретического и практического, исторического и логического.

Предусматривается множественность уровней анализа, поскольку то, что на начальной его ступени может быть признано однородно неделимым элементом объекта изучения, на следующих ступенях (этапах) обнаруживает сложную структуру. Тем самым стимулируется продолжение и дальнейшее углубление познания объекта и поиск истины.

Применительно к исследованию интуиции системный подход предполагает изучение структуры элементов интуиции, присущих им взаимозависимостей (внутренних связей), а также, что особенно важно, выявление элементов, обеспечивающих целостность системы (интуитивного акта), т.е. являющихся системообразующими.

Нужно подчеркнуть, что степень обоснованности полученных выводов во многом зависит от знания общих закономерностей исследуемого объекта. А такое исследование не может быть полным без анализа всех эпистемологических установок, которыми обозначен объект в структуре философского познания.

6. Научная новизна исследования

Научная новизна исследования заключается:

в рассмотрении интуиции как специфической познавательной процедуры, придающей единство и целостность познавательному акту по всем направлениям: субъективном, объективном и ценностном;

в выявлении зависимости результата познавательного акта от ценности: гносеологический статус любой интеллектуальной процедуры в структуре познавательной деятельности может быть повышен или понижен благодаря ценностной ориентации;

из анализа взаимосвязи логики и интуиции (всякое суждение выводится путем перехода от общего к частному) сделан вывод о том, что в суждении всегда присутствует предположение всеобщности, т.е. непосредственного антецедента, являющего модусом ценности.

В отличие от отечественных работ в данной диссертации осуществлена попытка восстановления культурно-философской традиции в осмыслении оснований философского познания и сведение к некоторому единству, упорядоченности и иерархичности различных взглядов, теорий, описаний интуитивного процесса. В диссертации анализируются разнообразные описания интуиции и основные аспекты рассмотрения интуиции, что означает рассмотрение интуиции различными теориями познания, не ставящими под сомнение факта существования интуиции. Обращенность к различным теориям интуитивного познания связана с идеей объективного и максимально полного рассмотрения всех научных фактов изучаемого явления. Такой подход позволяет определить современное научное состояние исследуемой проблемы.

Многочисленные теории интуитивного познания можно классифицировать в три группы: эвристическая, математическая и аксиологическая теории, которые составляют теоретическую основу исследований феноменальных проявлений интуиции.

Рассмотрение феноменальных проявлений интуиции ограничено структурой познавательной деятельности. Под познавательной деятельностью понимается активность (актуальность сознания) познающего субъекта не только в процессе конструирования смысла, но и активное выражение смысла (своей ценностной ориентации) в форме действий (волевой актуализации ценности). Познание и деятельность субъекта не могут быть представлены одной плоскостью, одним тематически заданным объектом. Познавательная деятельность внутренне структурирована объектами (эмпирическими, идеальными и ценностными), что упорядочивает познавательный процесс, делая возможным гносеологическое "перемещение" субъекта познания от одного объекта к другому. Определены три уровня (гносеологических и онтологических) познавательной деятельности: эмпирическая действительность или эмпирический опыт — эвристическая интуиция (деятельность рассудка); идеальные объекты (область математики) - математическая интуиция (деятельность разума); идеальные ценности - аксиологическая интуиция (субстанциальный деятель, ценностная ориентация и волевая актуализация содержания усвоенной ценности).

Гипотезой исследования является следующая идея: основной конституэнт познавательного акта - это ценность. Ценность обеспечивает целостность интуитивного акта и является основным детерминантом любого познавательного процесса. Конституэнтами являются различные единства, а также цель, которая может иметь различные интерпретации. Но все другие, а также только возможные конституэнты познавательного акта, являются модусами идеальной ценности. Гносеологический и онтологический статус любого модуса имманентен актуальному и потенциальному содержанию соответствующей ему идеальной ценности.

Рассмотрено влияние предмета на сознание и как следствие на субъект познания, на его "гносеологический стереотип поведения". Проанализирован познавательный статус единства субъекта и объекта, онтологии и гносеологии, имманентного и трансцендентного.

Сознание и познавательная деятельность всегда структурно организована. Сознание на любом структурном уровне обладает смыслообразующей активностью: создает смыслы и их интерпретации, соотносит друг с другом различные смыслы и как завершение одного из этапов познавательного процесса пытается осуществить усвоенный смысл.

Структурные уровни познавательной деятельности находятся в диалектической связи и взаимозавистимости между собой. Переплетение разных уровней (классов объектов, рангов ценностей, методологий, различных отношений) порождает представление о господстве случайности и хаотичности в системе познавательной деятельности. Но внимательный и беспристрастный анализ обнаруживает в ней фундаментальные диалектические структурности: субъект и объект познания, субстанциальный деятель (волящий субъект познания), ценности, различные варианты диалектических единств: субъекта и объекта познания, онтологии и гносеологии, имманентного и трансцендентного, части и целого, сущности и явления. Все они определенным образом субординированы в составе познавательной деятельности. Структурное многообразие, системность является одновременно основой существования сознания и возможностью для познания.

К новым результатам можно отнести следующие теоретические положения:

  1. Включение аксиологии в онто-гносеологический анализ создает предпосылку для всеобъемлющего синтеза различных аспектов интуиции в единое целое.

  2. Различные единства бытия определенным образом субординированы и составляют иерархический порядок, каждый структурный уровень которого детерминирован соответствующим его онтологическому и гносеологическому статусу содержанием идеальной ценности, всегда имплицитно заданной для любого иерархического порядка, и эксплицитно выраженной различными достигаемыми на этом уровне конститутивными единствами, являющимися всегда модусами идеальной ценности.

  1. Конститутивное единство реального бытия не достижимо без ценностной ориентации и волевой актуализации субъектом познания содержания усвоенной ценности. Любой даже самый простой познавательный акт требует волевых усилий.

  1. Каждая формально-логическая определенность основывается на всеобщности, являющейся модусом ценности, всегда имплицитно заданной и познаваемой интуицией и имеющей более высокий онтологический и гносеологический статус, чем у следствий, проистекающих из утверждения формальнологической определенности.

  2. Любые конститутивные гносеологические и онтологические единства, а также цель (целеполагание), снимающая противоположность между понятием и действительностью, субъективным и объективным, являются модусами идеальной ценности, выполняющей свою конститутивную и регулятивную функцию.

7. Научно-практическое значение диссертации

Материалы и выводы исследования могут быть использованы в качестве основы для дальнейшего рассмотрения интуиции с позиций идеал-реализма, связи этой проблемы с национальными корнями русской философии.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в преподавании логики, истории философии, философии науки и в подготовке программ курсов охватывающих гносеологическую, онтологическую и аксиологическую проблематику.

8. Апробация работы

Основные идеи диссертации многократно обсуждались на теоретических семинарах кафедры философии Петербургского государственного университета путей сообщения, применялись в преподавании при проведении семинаров по философии со студентами. Часть полученных результатов была использована в

публикациях автора: "Взаимодействие рассудка и единичного в технике", "Апофатическое богословие как бесконечная диалектика", "Вербальное выражение иррационального в философии Августина", "Проблемы взаимодействия информации и интеллекта", "Формализованное знание и трансцендентность", "Процедура интеллектуальных действий: управление и понимание".

9. Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, основного списка литературы по теме диссертационного исследования (165 наименований) и дополнительного списка литературы, относящейся к теме диссертационного исследования косвенно (100 наименований), именного и предметного указателя. Общее число источников включает в себя 265 наименований, в том числе и на французском языке. Общий объем диссертации 197 страниц.

10. Положения выносимые на защиту Диссертант выдвигает на защиту два тезиса:

1. Интуиция есть аппроксимация пространственно-временных объектов к
идеальным инвариантам.

2. Ценность является основным конституэнтом интуитивного акта.

Общая характеристика интуиции

В познании большую роль играют логическое мышление, различные способы и приемы образования понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности говорит о том, что традиционная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем. Сам интеллектуальный процесс, а также процесс производства новой информации, не может быть сведен ни к индуктивно, ни к дедуктивно развертываемому мышлению (суждению). Важное место в этом интеллектуальном процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения.

Слово "интуиция" происходит от латинского слова intuitus (или от лат. inuitio, intueri, intueor), что означает "созерцание", "усмотрение", "видение" или пристально смотреть. Слово "интуиция" вошло в европейскую философию ещё в XIII веке в качестве аналога древнегреческого термина, означавшего познание предмета не по частям, а сразу, "одним движением" мысли. Но есть и другое мнение. В частности, Ц.Г. Арзаканьян считает, что эпикурейцы ввели специальный термин - эпиболэ, фиксирующий феномен непосредственного постижения.1 В пятом веке Боэций перевел термин "эпиболэ" (enifiolx\) на латинский язык словом "интуиция", которое и вошло позже в западноевропейскую философскую традицию в своём исходном значении, т.е. как "всматривание", проникновение "взглядом", "мгновенное постижение".

Исследователи проблем интуитивного познания, в частности, В.Р. Ирина, А.С. Кармин, В.Г. Клириков, А.А. Новиков, А.А. Овчаров, Л.Д. Погорлецкая, М.Р. Радовель, Е.П. Хайкин, В.И. Хорев, отмечают неразработанность терминологии и полисемию понятия "интуиция". Термин "интуиция" многозначен, так как интуитивное познание оказывается различным как по своему содержанию, так и по способам получения этого содержания. Имеются разнообразные виды интуиции: "чистая интуиция" Канта, "метафизическая интуиция" Бергсона, "интуиция сущностей" Гуссерля, мистическая "интуиция Единого". В итоге теорий интуиции столько, сколько существует различных гносеологических направлений.

Интуитивное познание характеризуется "озарением", "непосредственным толчком", неожиданностью интуитивной догадки. Интуицию определяют как прямое усмотрение истины, постижение её без всякого рассуждения и доказательства. Эта традиция берет свое начало в философии Декарта. Под интуицией Декарт подразумевает "понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем". Интуиция является непосредственным знанием в момент выдвижения нового положения, которое не следует с логической необходимостью из существующего чувственного опыта и теоретических положений. В этом традиционном контексте интуицию можно определить как интеллектуальную интуицию, позволяющую проникать в суть вещей.

Причина многоаспектности понимания интуиции состоит в том, что интуиция имеет много форм своего проявления. Объектом интуитивного постижения могут быть различные по смысловому содержанию предметы. Это предопределяет многообразные феноменальные проявления интуиции.

Можно высказать предположение, что причина многообразных феноменальных проявлений интуиции находится в самом субъекте познания, в неисчерпаемости его внутреннего cogito, которое проявляется в форме волевой актуализации какой-либо ценности, как ценностное отношение к какой-либо части мира, который, в свою очередь, не представляет из себя груду беспорядочных нагромождений, а гносеологически, онтологически и аксиологически структурирован, и который проявляет себя каждый раз во всё новых и новых формах.

"Феномен интуитивности уникален, он имеет множество граней, форм своего проявления в разных сферах действительности".1 Феноменальные проявления интуиции имеют место в научном познании, математике, этике, эстетике, ценностном осмыслении мира (аксиологии). Каждое из перечисленных направлений феноменального проявления интуиции может дробиться на более частные феноменальные проявления интуиции. Критериями феноменальных проявлений интуиции являются наличие теории интуитивного познания, методология интуиции, специфическая терминология, определения интуиции, примеры, которые подтверждают данную методологию, и т.д.

Всевозможные виды интуиции (лирическая, женская, врача, психолога, педагога, военачальника) мы оставляем за рамками нашего исследования, так как подобные виды интуиции не имеют собственной теории интуитивного акта.

Одной из самых известных и достаточно исследованных областей проявления интуиции является научное познание. В науке феноменальное проявление интуиции может быть представлено как эвристическая интуиция. В науке есть несколько направлений, имеющих свой специфический взгляд на природу интуиции и выходящих за гносеологические и онтологические принципы, установленные теорией эвристической интуиции. К таким концепциям можно отнести интуиционизм и различные варианты интуитивистских трактовок математики, что позволяет, опираясь на эту традицию, репрезентировать феноменальное проявление интуиции в математике как математическую интуицию. Теория математической интуиции позволяет перейти от теории эвристической интуиции к теории аксиологической интуиции. Известны различные взгляды на роль и место интуиции в понимании прекрасного (эстетика), можно указать на немецкую феноменологическую этику ценностей, различные варианты этического интуитивизма (неореализм, деонтологический интуитивизм) и русский идеал-реализм, что позволяет говорить о третьем феноменальном проявлении интуиции - аксиологической интуиции.

Дать исчерпывающее определение интуиции трудно. Но можно определить аспекты рассмотрения интуиции, с которыми связывают интуитивное познание. Аспектов достаточно много вообще и для каждого феноменального проявления в частности. Но, тем не менее, всё многообразие аспектов феноменальных проявлений интуиции можно свести к нескольким общим аспектам: познавательная значимость, волевые интенции и ценностная ориентация.

Познавательный характер интуиции отмечается во всех методологиях интуитивного познания, но наиболее ярко и точно он отмечен в методологической концепции эвристической интуиции. Волевая составляющая интуиции отмечается так же всеми концепциями, но наиболее полно получила своё завершение в эстетической интуиции, которая характеризует философию творчества, и в этической интуиции, которая опирается на понятие "должного". Аксиологическая составляющая интуиции анализируется в методологической концепции аксиологической интуиции, в основу которой кладется структурно-ценностное восприятие мира. Ценностное отношение или ценностная ориентация субъекта познания признается всеми методологическими концепциями, но, правда, в разных аспектах.

Интуиция как единство чувственного и абстрактного

В понимании эвристической (творческой) интуиции исследователи отмечают понимание в психологии и гносеологии.1

В психологии интуиция рассматривается как ускоренный переход от старых форм знания к новым, в основе которого лежит предшествующая историческая практика и индивидуальный опыт исследователя. Из отечественных мыслителей к представителям психологического понимания интуиции можно отнести А.А. Налчаджяна, Н.И. Поливанову, Я.А. Пономарева, А.Г. Рокаха.

В психологическом понимании интуиция - это акт бессознательной деятельности. Результаты исследований психологов показывают, что природа интуитивного познания не исчерпывается только лишь гносеологическим содержанием. Интуиция имеет, в том числе, и психическую составляющую. Интуиция выступает как специфическая особенность, реализуемая не только в логической структуре мышления, но и в психических особенностях человеческого целого. Можно признать закономерным отделение психологии от философии в конце XIX века: гештальтпсихологи обратили внимание на форму (гештальт) проявления интуитивного (инсайтного) акта.

Психологическое понимание интуиции связано с результатами и данными физиологии и психологии. Обобщая эти данные можно сделать вывод о наличии эмоциональной составляющей в интуиции. Эмоции не столь специфичны как органы чувств. Они более общие, интегральные. Одно и то же переживание может быть соотнесено с возникновением разнообразных чувственных или понятийных образов. Эмоции также способствуют извлечению разнообразной информации из долговременной памяти, так как после прекращения сознательного анализа научной проблемы процесс её решения неосознанно продолжается, но в иной сфере и иной форме, которую трудно зафиксировать рациональными способами.

Общеизвестно с какой быстротой действует мышление на бессознательном уровне: скорость протекания мыслительного процесса (обработка и усвоение информации, анализ воспоминания каких-либо событий) на бессознательном (подсознательном) уровне во много раз больше, чем на сознательном уровне.

В процессе интуитивного решения активно принимает участие эстетический фактор. Благодаря ему интуитивное решение достраивается до конечной целостности, так как в сознании, а также и на бессознательном уровне присутствуют в различной форме психологические, установки направленные на достижение целостности, гармоничности и совершенства. Стремление к гармонии и красоте (или какому-либо идеалу), осуществляемое на сознательном и на подсознательном уровне, может служить решающим фактором при выборе из множества вариантов решения проблемной ситуации более совершенного. Бессознательное (или сознательное) стремление к эстетической ценности в этом случае является решающим условием успешного решения задачи.

Обнаружение эстетического фактора, равно как и этического, в процессах интуиции свидетельствует о том, что в познавательной деятельности участвуют не только одни лишь физиологические и биохимические образования, но и человеческая личность, основывающая свое познание на этих составляющих любого мыслительного процесса (эстетическая, этическая, эмоциональная, практическая и другие), использующая их как способы представления и освоения действительности, раскрывающая эту деятельность в бесконечной перспективе многообразных и живых человеческих отношений.

Индивидуальное познание своеобразно, как и специфична интуитивная способность, жизненная уникальность каждого отдельного взятого человека. Но через всю эту специфичность проявляет свое действие общая социокуль турная детерминанта многообразной познавательной деятельности и общественная природа человеческой личности.

Рассмотрение вопроса с точки зрения психологии показывает, что и эстетический, и этический, и эмоциональный и праксеологический факторы связаны в той или иной степени с формированием и действием интуиции в проблемных ситуациях.

В гносеологии интуиция рассматривается как специфический способ взаимодействия чувственного и логического в познания, основанного на использовании накопленной информации. Гносеологическая функция интуиции заключается в своеобразной комбинаторике наличных знаний с данными, которые находятся в подсознании. Интуиция понимается как процесс взаимодействия чувственного и рационального, наглядных представлений и абстрактных понятий.

В основе эвристической концепции интуиции лежит идея создания гносеологических образов (чувственных и абстрактных). Между наглядными образами и понятиями нет каких-либо промежуточных ступеней. Даже самые элементарные понятия отличаются от чувственных представлений. Исследователи проблем эвристической интуиции считают, что в принципе возможны несколько путей формирования чувственных образов и понятий в человеческом сознании. В частности, это сенсорно-перцептивный процесс, в результате которого появляются чувственные образы. Следующий за ним переход от одних чувственных образов к другим можно назвать чувственно-ассоциативным процессом. Имеет место также процесс логического умозаключения, в котором совершается переход от одних понятий к другим понятиям. Но наиболее важными являются процессы перехода от чувственных образов к понятиям и переход от понятий к чувственным образам. Ни сенсорно-перцептивный процесс, ни чувственно-ассоциативный процесс, ни процесс логического перехода от одного понятия к другому не являются интуитивными.

Появление интуиции, которая названа эвристической, связывается с процессами перехода от чувственных образов к понятиям и от понятий к чувственным образам, как с единственной возможностью формирования интуитивного знания. Правомерность такого предположения подтверждается тем, что характер указанных процессов достаточно полно совпадает с наиболее типичными чертами интуитивного акта: непосредственностью и неожиданностью интуитивной догадки.

Взаимосвязь логики и интуиции

Характерной чертой понимания эвристической интуиции является признание невозможности получения искомого результата посредством чувственного познания окружающего мира, а также посредством прямого логического вывода. Формально-логический вывод является одним из способов преобразования знания и отнюдь не исчерпывает собой всего арсенала познавательных средств.

Интуиция и логика имеют много общего. Но, в месте с тем, интуиция несводима к логике. Интуиция - это необходимый момент логического развития познания. Логика и интуиция диалектически взаимосвязаны. Эта взаимосвязь определяется единством непосредственного и опосредованного.

Процедура доказательства зависит от интуиции. Формально-логическое доказательство не может рассматриваться как адекватный инструмент для установления истины всех утверждений и, в частности, интуитивный момент не может быть вытеснен из доказательства. Интуиция выступает в качестве логически не выводимых элементов доказательства.

С гносеологической точки зрения, речь идет о том, что не может быть полной формализации знания, исчерпывающей абсолютной аксиоматики. В качестве доказательства этого тезиса можно сослаться на теорему Гёделя (1931), которая требует выхода за пределы любой данной системы в метатеорию.

Ссылки на теорему Гёделя достаточно часто встречаются в отечественных исследованиях. На нее ссылаются и те, кто занимается проблемами науки, математики, и те, кто занимается решением проблем связанных с религией, ис кусством. Можно привести несколько примеров. Ю.И. Семенов пишет, что "классическая "чистая" математика не может быть сведена к логике...".1 Основным доказательством этого тезиса является теорема Гёделя: о невозможности вывести ни в одной из таких систем все содержательно истинные предложения математики и о невозможности доказать непротиворечивость такой системы средствами логики, формализуемыми в этой же системе. М.В. Черников в основании религиозного чувства кладет положения известных теорем XX века: К. Гёделя и А. Тарского.2 Теорема Гёделя, по его мнению, показывает, что всегда будут иметь место истинные высказывания о природе объекта, не сводимые к исходному набору когнитивных гипотез. Теорема Тарского о невыразимости выявляет другую сторону этой ситуации: в любой, сколь угодно широкой системе эксплицитного знания определенные истинные факты будут невыразимы. Эти факты оказываются фундаментально запредельными для этой системы, поскольку в ней они принципиально невыразимы. Однако, невыразимые факты -истинны. Интуитивная уверенность в наличии истинного трансцендентного бытия является основой познавательного процесса. Аналогично рассуждает А.Ф. Кудряшов, указывая, что "любой дискурсивно-логический вывод должен базироваться на нерефлектируемой и необосновываемой (в рамках данного вы-вода) посылке", которая является непосредственным знанием. Для того, чтобы подчеркнуть конечность логического, его ограниченность, иногда ссылаются на Георга Кантора, который сыграл большую роль в развитии теории множеств.4

При интуитивном познании осуществляется "перенос" знаний из одной системы в другую. Такой перенос знаний предусматривает возможность обратного влияния следствий на посылки. В основе подобной экстраполяции лежит отношение тождества (симметрии) между различными областями системы знаний. Но Аристотель, в частности, такой подход отрицает. По Аристотелю "вообще нельзя доказывать посредством одной науки положения в другой".1 Такое доказательство возможно, если одна наука подчинена другой. Он указывает, что доказательство нельзя вести переходя из одного рода в другой, хотя это и возможно, если род предметов в каком-то отношении является тем же.

Доказательство, применимое к одному роду, не применимо к другому роду. Можно сделать вывод о том, что нельзя переносить знание из одной предметной области в другую. Интуиция постоянно нарушает это правило. Логика в отличии от интуиции демонстрирует более строгий подход, не нарушающий системные определенности. Логика выступает в качестве познавательной процедуры, позволяющей осуществить переход от одного круга логических доказательств к другому, более расширенному или более узкому, но всегда в пределах одной системы знаний.

Интуиция есть знание потенциальное, его актуализация и есть превращение непосредственного знания в обоснованное, доказанное, оформленное. Интуиция вступает в силу при невозможности решения проблемы строгими логическими средствами, когда нет известного научно обоснованного или выявленного практически алгоритма решения возникшей задачи. И в этом контексте можно рассматривать интуицию как восприятие целого, т.е. как единство непосредственного и опосредованного. Здесь главным в интуитивном процессе остается единство целого и его частей. А.А. Атанов прямо говорит, что интуиция - это синтез, образующий целое.2

Обращение к логике научного исследования как интуитивному приводит к тому, что возрастает гносеологическая роль субъекта познания. Смысл субъективного критерия в интуитивном познании лежит в фундаменте познания - в операции индукции. М.Р. Радовель отмечает, что "основанием познания являются процессы индуктивного типа, т.е. движение от частного к общему".1 Им рассматриваются ряд концепций по оправданию индукции: Брейтвейта, Рассела, Виллиамса, Рейхенбаха, Стросена, Гудмена. Оправдание индукции ведет к мысли об иерархичности строения познавательного механизма субъекта. Н.О. Лосский указывает, что индукция имеет интуитивный характер.2 Можно привести как пример взгляды Л. Брауэра, который "вслед за А. Пуанкаре настаивал на внелогической природе принципа полной математической индукции". Роль аналогии, индукции в интуитивном познании несомненна, так как они осуществляют переход из одной системы знаний в другую.

Интуиция есть свойство, которое создает структурная целостность субъекта и познаваемых объектов. Структурная целостность субъекта и объекта создает возможность, предпосылку для возникновения интуитивного процесса, в частности, для возникновения индукции и дедукции. Природе присуща не только изменчивость и динамичность, но и целостность. По выражению Д. Бо-ма: "Неделимое квантовое пространство всей Вселенной является наиболее фундаментальной реальностью".4 Ощущение принципиального единства всех вещей и событий как следствие развития науки и естествознания - наиболее важный момент, сближающий научную и мистическую концепции. Можно предположить, что мироощущение современного физика совпадает с мироощущением восточных (индийских) мистиков.

Есть множество различных объектов. Они не являются внутренне однородными, а, наоборот, образуют иерархическую структуру, в которой каждый объект занимает свое особенное положение. Каждый объект обладает объективной составляющей. Под объективной составляющей понимается бытие объекта, его автономность и независимость. Объективная составляющая приводит к требованию познавать объект методологией, которая соответствует онтологическому и гносеологическому статусу объекта. Объективная составляющая объекта выступает детерминантой способа познания. Но эта детерминанта не абсолютна, так как выбор объекта и познавательных процедур зависит от субъекта познания.

Аксиологические характеристики интуиции

Этический интуитивизм имеет своим предметом природу моральных ценностей. В системе этического интуитивизма этика полностью превращается в аксиологию, которая, прежде всего, является теорией добра и зла. Фундаментальным предметом этики является добро вообще. Добро есть всеобщее, которое определяет само себя внутри самого себя, реализуется и должно реализоваться как конечная цель мира и индивидуума. Интуитивисты не связывают этические исследования с практической деятельностью людей. В этике практика как основной критерий истины исключена полностью. Если в концепции эвристической интуиции практика (или эмпирическая проверка результатов полученных интуитивным путем) имеет место, то здесь она уже отсутствует. Этика связана с ценностями, что исключает сию минутную практическую выгоду или пользу. Ценности обладают сверхчувственным характером, что также исключает рациональные пути их познания, актом которого выступает интуиция, которая проявляется как озарение, духовное созерцание или непосредственное интуитивное усмотрение.

То, что в предыдущих концепциях рассматривалось как сопутствующие факты интуитивного познания, как некие эпифеномены интуитивного познания, то в этическом интуитивизме они полностью игнорируются. Игнорируется или отрицается роль и значение научных или логических выводов, законы объективной действительности, реальные человеческие потребности. Игнорируются любые научные представления о реальности, так как этические выводы о природе идеала не могут быть сведены к какому-либо определению о реальности. Любая этическая истина ценна сама по себе, она совершенно уникальна в своем роде и в силу этого не может быть сведена к какой-либо адекватной определенности.

Истинное познание этического идеала, которым выступает Добро, возможно только лишь как познание Добра самого по себе, т.е. в подлиннике, игнорируя сравнения его с чем-либо другим, менее совершенным. В такой позиции угадывается влияние идей платонизма и апофатического богословия. В процессе познания сверхчувственное трансформируется в сверхлогическое, ме-тасистемное начало, которое выходит за пределы формально-логических опре-деленностей и познается интуитивным путем.

По мнению интуитивистов-аксиологов нельзя добро, которое является самодостаточным, которое доказывает само себя, отождествлять с чем-то ещё. Природа любой вещи иррациональна и непознаваема, "всё уходит в бездну собственной самости".1 Природа подобных явлений рассмотрена А.Ф. Лосевым в его работе "Самое само". Интуитивное познание в философии А.Ф. Лосева -это познание самое самб вещи. Познание, которое не имеет возможности высказать о вещи ни одного предиката, можно определить как беспредикатное самое само. Интуитивное познание - это беспредикатное познание. Беспредикатное познание является условием определимости как самого себя, так и любой другой вещи. Немыслимость самого самб как раз требуется самой же мыслью. Любая вещь неописуема через свои признаки. Она не может быть исчерпана формально-логическими определениями. Беспредикатное самое самб есть великая простота сознания и бытия и является одним из оснований интуитивного познания. Вещь допускает бесконечное количество модусов своей собственной данности: одна и та же вещь требует или предполагает бесконечное количество своих разнообразных интерпретаций, причем никакой интерпретационный подход не может исчерпать вещь целиком. Всякая вещь есть бесконечный символ, символ бесконечности, допускающий бесконечное количество разнообразных интерпретаций.

С логической стороны подобные рассуждения можно представить следующим образом. Закон тождества гласит, что А есть А - это значит, что неопределенное А есть определенное А: "А получило свою определенность от самого себя, т.е. А ограничено самим собою".1 Получить свою определенность от самого себя — это значить зависеть только от себя. А зависимость только от себя означает быть свободным. Формально-логическая неопределимость вещи приводит нас к тому, что всякая вещь обладает способностью к свободе и творческому созданию бесконечного множества модусов своей данности. Надкате-гориальность самое само - это одно из выражений свободы определяемой вещи. Любая вещь обладает свободой воли.

Этические ценности обладают своим содержанием сами по себе. Например, добро обладает присущим ему свойством не потому, что оно имеет определенное значение для общественного развития, для достижения определенных целей, а просто само по себе без отнесения его к какой-либо определенности. Из таких рассуждений можно сделать вывод, что объект, обладающий внутренне присущим ему свойством, обладал бы этим свойством даже в условиях существования в абсолютной изоляции.

Подлинность моральных ценностей не зависит от материального мира. Добро не является следствием, порожденным материальным миром, общественными отношениями, а есть нечто существующее в Универсуме. Идея добра возникает вне общественных отношений и вне общества. Подобные ценности образуют иную реальность бытия. Интуитивное познание осуществляется непосредственно, априорно. А.А. Ивин отмечает, что моральная интуиция достаточно сильна и надежна.2 Суждения, основанные на интуиции, не требуют доказательства. Так как этические ценности имеют характер всеобщности, то их познание возможно на основе единой интуиции для всех людей, которая обеспечивает всем одинаковое понимание ценностей добра и зла.

Теоретики интуитивизма признают, что добро обладает определенным содержанием независимо ни от чего. Следовательно, объект, обладающий таким свойством, должен существовать. Здесь угадывается аналогия с доказательствами бытия Бога, которые известны в истории философии, в частности, с онтологическим доказательством бытия Бога. Необходимо апофатическое познание. Природа божественного неисчерпаема, она характеризуется отрицательно. B.C. Соловьев отмечает, что "рассудочным и эмпирическим путем нельзя доказать нравственное достоинство какого бы то ни было лица или действия".1 Этим путем нельзя доказать и эстетическую красоту. И то, и другое есть дело непосредственной живой интуиции.

Для этических концепций характерно рассмотрение не только понятия добра, но и понятия долга.

Долг не выводим из других этических категорий. Чувство долга или обязанности, уверенности в правильности особого рода действий невыразимо и непосредственно. Этические категории познаются интуитивно. В принципе все деонтологи повторяют формулу Канта, что долг должен быть выполнен ради долга.