Содержание к диссертации
Введение
Глава первая. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ 11
1.1 Соотношение понятий «толерантность» и «терпимость» 11
1.2. Толерантность как ценность 15
1.3. Психологические детерминанты толерантности личности 20
1.4.Формы проявления толерантности в поведении 25
Глава вторая. СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ОСНОВА ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ 29
2.1 Методологические основы изучения субъектности человека 29
2.2. Развитие субъектности личности в юности (студенческий возраст) 40
2.3. Отношение к себе как к деятелю и толерантность личности 49
Глава третья. СТРАТЕГИЯ ПОСТАНОВКИ ЭКСПЕРИМЕНТА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 55
3.1. Методы изучения субъектности студентов гуманитарных факультетов 56
3.2. Конструирование схемы изучения толерантности у студентов 66
Глава четвертая. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ 71
4.1. Особенности субъектности студентов 71
4.2. Психологические особенности толерантности студентов 79
Анализ результатов изучения толерантности как ценности 79
Анализ результатов изучения адекватности представлений студентов о толерантности. 81
Анализ результатов изучения проявлений толерантности в поведении студентов 84
4.3. Анализ коррелятов толерантности и субъектности студентов 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
ВЫВОДЫ 96
ЛИТЕРАТУРА 99
ПРИЛОЖЕНИЯ 107
- Соотношение понятий «толерантность» и «терпимость»
- Методологические основы изучения субъектности человека
- Методы изучения субъектности студентов гуманитарных факультетов
Введение к работе
Актуальность исследования. Стремительные перемены в жизни нашей страны привели к значительным нарушениям в отношениях между людьми. Физическое, сексуальное, эмоциональное насилие становится все более привычным контекстом современной действительности. Речь идет не только о теперь уже постоянных «горячих точках», где гибнут люди, тема насилия становится актуальной для повседневной жизни. Неожиданность и непредсказуемость проявления насилия человеком по отношению к другому человеку порождает апатию, ощущение беспомощности и бесцельности жизни перед лицом возможной физической и эмоциональной угрозы. Усложняет эту ситуацию и то обстоятельство, что эту гуманитарную катастрофу невозможно объяснить невежеством человека, потому что количество гуманных и конструктивных идей , знаний и рецептов социального переустройства общества и развития человеческих отношений давно превысило мыслимые пределы и с развитием новых средств передачи информации стало доступным значительным группам людей. Очевидно, что источником современных социальных катаклизмов является сам человек, особенности его отношения к другим людям, сопряженные с особенностями отношения человека к самому себе. Следствием этого является теоретический и практический интерес к явлению толерантности как к одному из возможных путей преодоления различных форм напряженности. Сегодня наиболее цивилизованная часть мирового сообщества осознала угрозу интолерантности, об этом свидетельствует провозглашение и принятие 185 государствами - членами Юнеско, включая Россию, Декларации о принципах толерантности. В 2001 году Правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском
» т
обществе», направленная на освоение и укоренение установок толерантного поведения как основы согласия в демократическом государстве.
В настоящее время толерантность становится предметом изучения психологов, педагогов, философов: толерантность рассматривается как личностная ценность (10, 14) и установка (23, 60); как способ принятия решений, который исключает ксенофобии и конфронтации (102, 119). В работах Г. П. Чистякова (116) особое внимание уделяется религиозному аспекту толерантности, то есть веротерпимости и перспективам ее развития и укоренения в обществе. В работах по изучению толерантности в контексте общения показывается, что толерантность является одним из факторов конструктивного общения (15, 91, 121).
Однако, несмотря на все разнообразие работ, раскрывающих явление толерантности, еще остается некоторая неопределенность значения этого понятия, ощущается недостаточная исследованность структуры толерантности, ее сущностных характеристик и компонентов, которые внешне проявляются в поведении и деятельности.
Изучение толерантности особенно актуально при исследовании закономерностей развития личности в профессиогенезе. Проявления толерантности в поведении особенно важны для специалистов, деятельность которых связана с людьми. Особенно важно это на первичном этапе профессионализации, когда делается выбор и закладываются основы будущей профессиональной деятельности. В юношеском возрасте, точнее в возрасте поздней юности (студенческий возраст), ключевым моментом развития является профессиональное самоопределение (33, 35, 37, 46, 50, 51, 55, 66, 77, 87, 92, 122 и др.), которое невозможно без решения задач личностного самоопределения (44). От того, будут ли в этом периоде жизни сформированы установки толерантности у молодых людей, зависит возможность «очеловечивания» процессов и ре-
зультатов их будущей профессиональной деятельности и жизни общества в целом.
Недостаточная разработанность указанных вопросов определила выбор темы исследования, а также исследуемую выборку респондентов.
Целью исследования является изучение субъектных предпосылок толерантности личности ( на примере изучения толерантности личности студентов).
Объект исследования — личностные особенности и поведенческие проявления студентов вузов.
Предмет исследования - субъектные предпосылки толерантности студентов вузов.
Основная гипотеза исследования. Мы предположили, что толерантность в отличие от пассивно-снисходительного отношения к другому человеку представляет собой активную позицию личности, основанную на понимании и принятии другого человека как субъекта собственной жизни и деятельности. Мы также предположили, что субъектными предпосылками толерантности личности являются представления о толерантности как активно-деятельном отношении к другому человеку, доминирование ценности толерантности в структуре личностных ценностей и отношение человека к себе как к деятелю.
Теоретическая и методологическая база исследования. В работе использованы теоретические разработки отечественных психологов: в частности принцип системного изучения личности и деятельности (7, 12, 62); принцип развития (9, 32, 59); принцип единства сознания и деятельности (86).
В своей работе мы также опирались на научные представления о толерантности личности (10, 14, 47, 58, 61, 53, 83) и развитии субъектное человека (1, 2, 9, 24, 30, 31, 86).
Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи исследования:
Провести теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме толерантности;
Выявить представления о толерантности личности;
Определить место толерантности в структуре личностных ценностей;
Изучить компоненты толерантности личности;
Изучить реципрокный характер оценок и самооценок толерантности личности.
Методы исследования. В работе использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретико-методологический анализ философской, психологической, педагогической литературы; теоретический анализ и синтез эмпирических данных; качественный анализ результатов исследования; методы математической статистики.
В методический комплекс изучения субъектных предпосылок толерантности личности студентов вошли: модифицированный вариант метода свободных самоописаний А. А. Бодалева - методика «Образ меня в жизни» (28); опросник по диагностике структуры отношения человека к себе как к деятелю (88); модифицированный вариант опросника М.Рокича «Ценностные ориентации»; опросник «Черты толерантной личности»; шкала уровней проявления толерантности П. Ф. Комого-рова.
Научная новизна исследования работы состоит в том, что впервые в качестве специального предмета исследования выступали субъектные предпосылки толерантности личности. Раскрыты сущностные характеристики толерантности личности. Изучены ее компоненты. Оп-
ределен характер взаимосвязи толерантности и отношения человека к себе как к деятелю.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные данные позволяют расширить представления о феномене толерантности. Теоретические и экспериментальные результаты являются значимыми для развития психологии личности.
Практическая значимость работы определяется тем, что исследуемые в ней вопросы непосредственно связаны с развитием толерантности личности студентов вузов как необходимого условия их профессионального становления. Полученные материалы могут быть использованы при разработке учебных курсов по психологии личности, социальной психологии, психологии развития при подготовке специалистов социономической сферы труда.
Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, комплексным рассмотрением проблемы, экспериментальной проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробации, репрезентативностью выборки респондентов, применением статистических методов обработки и анализа данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в условиях реального образовательного процесса вуза. В нем участвовали студенты старших курсов психолого-педагогического факультета Нижегородского государственного педагогического университета и психологического факультета Нижегородского филиала Института бизнеса и политики (г.Москва) - всего 437 человек.
Положения, выносимые на защиту:
1. Толерантность как ценность не является доминирующей в структуре личностных ценностей современной молодежи.
2. Субъектными предпосылками толерантности личности являют
ся компоненты отношения человека к себе как к деятелю, как уникаль
ному субъекту собственной жизни и деятельности. Отношение к друго
му человеку как уникальному субъекту жизни и деятельности не отно
сится к субъектным предпосылкам толерантности личности.
3. Представление о толерантности личности как активно-
деятельном отношении к другому человеку не является общепринятым.
Напротив, современной молодежи свойственны представления о толе
рантности как о пассивно-доброжелательном, снисходительном отноше
нии к другому человеку.
4. Оценки проявления толерантности в поведении имеют реци-
прокный характер.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы при обсуждении на заседаниях кафедры психологии Нижегородского филиала Института бизнеса и политики (г.Москва), на заседании совета Института психологии Нижегородского государственного педагогического университета.
Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международной конференции (Нижний Новгород, 2002), на всероссийских совещаниях и конференциях (Москва, 2002; С.-Петербург, 2000; Нижний Новгород, 1998, 1999), на региональных научно-практических семинарах и конференциях (Нижний Новгород, 1997, 1999-2002).
Материалы исследования вошли в содержание курсов по психоло
гии личности, психологии управления, социальной психологии для
психолого-педагогического факультета Нижегородского
государственного педагогического университета, для психологического факультета Нижегородского филиала Института бизнеса и политики (г.Москва).
Публикации: По материалам исследования имеется пять публикаций.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Соотношение понятий «толерантность» и «терпимость»
Идея толерантности возникла еще в глубокой античности как решение проблемы отношения к религиозным меньшинствам. Постепенно вырабатывались принципы гуманных взаимоотношений с инаковерую-щими и инакомыслящими, включающие в себя такие компоненты, как терпимость, лояльность, уважение к вере и взглядам других людей, народов. Значительный вклад в разработку принципа свободы совести и веротерпимости внесли гуманисты эпохи Возрождения и Реформации, деятели Просвещения - Дж. Локк «Письма о веротерпимости», Вольтер «Трактат о веротерпимости». Так, Дж. Локк считал, что принцип толерантности имеет реальный смысл лишь в отношениях между представителями различных религиозных конфессий (61, с. 106). Постепенно проблема толерантности перестала ассоциироваться с проблемой лишь религиозной терпимости.
В связи с ростом социального расслоения, а также усугублением такого социально-психологического явления, как насилие, которое на данный момент приобрело характер одной из типичных черт жизни человека XX - XXI веков (вооруженные столкновения, этнические и религиозные конфликты), в отечественной психологии усиливается значение феномена толерантности.
В Декларации о толерантности, принятой государствами - членами Юнеско, в том числе и Россией, отмечается, что современный мир «несовершенен, и есть основания опасаться, что он никогда совершенным не станет. Насилие, интолерантность могут сделать его лишь еще более жестоким и мрачным. Нет альтернатив толерантности, которая хотя и не решает всех проблем, но позволяет подходить к ним в духе открытости, прогресса и мира» (43, с.2).
Понятие «толерантность» является одним из основных в нашем исследовании. Значение данного слова при употреблении в обыденных ситуациях легко улавливается из контекста. Однако при попытке дать его научное определение возникают немалые трудности, так как данное понятие используется в самых различных областях знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, медицине и др.
Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона не содержится сведений ни о существительном «толерантность», ни о прилагательном «толерантный» (123). В появившемся позднее малом словаре этих же издателей дается лишь небольшая статья о существительном «толерантность» как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям (65, с. 604).
По сути своей понятия «толерантность» и «терпимость» синонимичны. Согласно «Толковому словарю русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, «толерантность» - производное от французского tolerant, что означает терпимый (107, с. 726). Подобные примеры синонимичности указанных понятий содержатся и в других языках, например: нем. Duldsamkeit - терпимость и Toleranz - толерантность, терпимость (84).
В словаре В. И. Даля понятие «терпимость» определяется как свойство или качество, способность что-либо или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхождению» (42, с. 55). Подобным образом трактует данное понятие и большинство современных словарей. Так, «Современный словарь иностранных слов» определяет понятие «толерантность» как «...терпимость, снисходительность к кому-либо, чему либо» (100, с. 610), а «Большой энциклопедический словарь» под общей редакцией А. М. Прохорова характеризует «толерантность» как «...терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» (20, с. 538).
Методологические основы изучения субъектности человека
Методологической основой психологии субъектности является концепция человека С.Л.Рубинштейна (85, 86), основное положение которой сводится к следующему: внутренние условия, сформировавшиеся у человека к определенному этапу его развития, не только обусловлены внешними причинами, но и сами являются источниками последующего внешнего изменения, обеспечивают эти изменения и продуцируют возможность преобразования объективной реальности в соответствии с замыслом субъекта.
В концепции С.Л.Рубинштейна развертывание субъектного начала происходит в пространстве личности, которая понимается как интегратор всех психических процессов человека. Личность «становится новым основанием всего психологического знания» (2).
Акцентируя внимание на активно-преобразующей функции личности, на ее субъектных характеристиках, С.Л.Рубинштейн предложил свой подход к пониманию организации внутренней жизни человека (118).
« Изучение психического облика личности включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего он хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах, идеалах. Но вслед естественно встает второй: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека. Однако способности — это сперва только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно знать, что он есть, что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека» (85, с.99).
Такое понимание личности обращено, на наш взгляд, к субъектным свойствам человека в силу следующих причин (31): определяется основная функция личности — связь человека и мира, при этом внимание обращается на то, как он этот мир изменяет в соответствии со своим замыслом. Это происходит благодаря активно-избирательному характеру отношений личности с окружающим миром: «личность - это не существо, которое просто вросло в среду; личностью является лишь человек, способный выделить себя из своего окружения для того, чтобы по-новому сугубо избирательно связаться с ним» (85, с.241).
Кроме того, личность является результатом и одновременно источником производимых ею изменений. Внешние проявления личности, ее деятельность и внутренний мир неразрывно связаны, и преобразования последнего влекут за собой преобразования первых. Деятельностное начало личности составляет ее суть. Личность - это поступки, совершаемые человеком. Они требуют не спонтанного, механического ресурсного обеспечения поведенческой активности, а избирательного и интегрирующего все психические процессы, свойства и состояния управления человеческим поведением. Этой управляющей инстанцией, по мнению С.Л.Рубинштейна , и выступает личность.
Таким образом, человек является активным творцом своего психического облика, и в этом, на наш взгляд, основа субъектного понимания личности С.Л.Рубинштейном.
Методы изучения субъектности студентов гуманитарных факультетов
С точки зрения Б.Г. Ананьева, методы психологического исследования - это системы операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки (7). В литературе понятие «метод» чаще всего определяют как «совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности». (78, с. 10)
В каждой области науки рано или поздно возникает необходимость упорядочить материал, с которым она работает. Способы, применяемые в психологическом исследовании, имеют различные уровневые деления и классификацию. Среди них можно выделить:
уровень методики;
уровень методического приема;
уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.);
уровень организации исследования;
уровень методологического подхода (78, с. 39). Современная психодиагностика располагает средствами, которые принято разделять на две группы: методы высокого уровня формализации и малоформализованные методы.
К первой группе относятся тесты, опросники, кроме того, к ним относят также психофизилогические и проективные методы (25). Известно, что формализованные методы отличаются точным соблюдением инструкции, строго определенным способом предъявления стимульного материала, стандартизацией получаемых данных, их валидностью и надежностью.
К малоформализованным методам относятся наблюдение, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают ценные сведения при первых контактах, знакомстве с испытуемым. Они незаменимы в ходе изучения личностных смыслов, переживаний, настроения и т.п. Следует иметь в виду, что малоформализованные методы являются достаточно трудоемкими и требуют от исследователя профессионального опыта и специальной подготовки.
Необходимо заметить, что методом также принято называть способ организации деятельности, направленный на достижение поставленной цели (18, с. 101.). В дальнейшем мы будем различать понятия «метод» и «методика», понимая под последней «конкретное воплощение метода, выработанный способ организации субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры» (18, с.117). Например, тестирование - метод, конкретный тест - методика.
Методики, как и методы, могут также различаться на формализованные и малоформализованные. Они обычно не противопоставляются друг другу. В диагностическом исследовании для получения более точных, достоверных данных необходимо сочетание тех и других методик.
Диагностический комплекс по изучению субъектности и толерантного поведения включает в себя как необходимый элемент проективную методику. Это довольно неординарная группа психодиагностических приемов, которые позволяют прогнозировать индивидуальный стиль поведения, переживания и реагирования в значимых ситуациях и выявлять неосознаваемые аспекты личности.
В настоящее время к проективным методикам относят психологические приемы, основанные на получении информации о человеке на базе механизма проекции - не вполне осознанного приписывания другим людям, событиям и вещам собственных мыслей и чувств. Таким образом происходит обращение к смысловому полю человека. Он сам задает себе «границы», «размеры», «цвета» своего поля. Действия испытуемого практически не ограничиваются какими-либо стандартами и нормативными оценками. Ему предоставляется максимально широкий выбор способов поведения.
В литературе (18, с.38) описаны основные принципы проективной психологии, которые учитывались нами при отборе методик для диагностики субъектного и толерантного поведения. Наиболее существенные черты проективных методик: