Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретическое исследование ценностно-смысловых ориентации личности в контексте религиозной веры 8
1.1. Общая характеристика ценностно-смысловых ориентации личности 8
1.2. Религиозная вера как реальность внутреннего мира 27
1.3. Специфика ценностно-смысловых ориентации религиозной личности 64
Глава II. Эмпирическое исследование ценностно-смысловых ориентации учащихся православных учебных заведений 93
2.1. Организация и методы исследования 93
2.2. Изучение самосознания учащихся семинарии и православного вуза 114
2.3. Изучение религиозной ценностно-смысловой и смысложиз-ненных ориентации учащихся православного и светского вузов 141
Выводы 164
Библиография 166
Приложения 199
- Общая характеристика ценностно-смысловых ориентации личности
- Изучение самосознания учащихся семинарии и православного вуза
- Изучение религиозной ценностно-смысловой и смысложиз-ненных ориентации учащихся православного и светского вузов
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена следующим. В общественной жизни современной России отчетливо прослеживается тенденция усиления роли религии. Это проявляется в сотрудничестве церкви с институтами власти и светскими организациями, в активизации традиционных и модернистских культов различной направленности, в возрастании общей религиозности населения. С распространением традиционной православной религии связывается путь возрождения духовных и нравственных основ общества. Таким образом, ценностно-смысловые ориентации, обусловленные религиозной верой, становятся важным элементом сознания людей и действенным регулятором их поведения.
В этих условиях остро стоит проблема толерантности .и взаимопонимания между верующими и людьми с секулярным сознанием. Благополучие общества во многом зависит от успешного сотрудничества представителей разных религий и неверующих людей. Важным основанием для решения данной проблемы является знание психологических особенностей религиозной личности. Поэтому изучение специфики ценностно-смысловых ориентации в контексте религиозной веры является актуальным.
Методологической основой исследования стала философская идея об отношении «Человек - Мир» как наиболее обобщенном и фундаментальном отношении, лежащем в основе всего сущего. Мы разделяем идею С.Л. Рубинштейна о том, что Человек должен рассматриваться включенным в Мир. Ценностно-смысловые ориентации личности предстают в качестве психологической формы бытия отношения между Человеком и Миром, как процесс и результат сущностного самоопределения Человека в Мире.
Мы ориентируемся на принцип исключения трансцендентности, сформулированный Т. Флурнуа. Данный принцип обязывает исследователя
4 при изучении психологической стороны религиозных феноменов воздержаться от суждения об их истинности и от решения вопроса о существовании/несуществовании трансцендентного.
Теоретической основой исследования явилась концепция исторического и онтогенетического развития самосознания личности, разработанная B.C. Мухиной. В данной концепции под самосознанием понимается «совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентации и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе»1. Самосознание предстает как универсальная, исторически сложившаяся и социально обусловленная структура, присущая каждому социализированному индивиду и состоящая из пяти звеньев: 1 - идентификации с именем собственным; 2 - притязания на признание; 3 - половой идентификации; 4 - психологического времени личности; 5 - социального пространства личности.
Данная концепция позволяет рассмотреть ценностно-смысловые ориентации личности как содержательное наполнение структуры самосознания.
Цель исследования - изучение особенностей ценностно-смысловых ориентации личности в контексте религиозной веры.
Объект исследования - религиозная личность как носитель ценностно-смысловых ориентации, обусловленных религиозной верой.
Предмет исследования - ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной веры.
Гипотезы исследования состояли в следующем:
1. Вербально выражаемая религиозная ценностно-смысловая ориентация личности, как правило, соответствует канонам религии. Мы предположили, что в реальных жизненных ситуациях фрустрации будущие клирики и верующие, живущие в миру, могут проявлять неоднозначные поведенческие реакции.
1 Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. - М.; Воронеж, 1999. - С. 141.
2. Мы предположили, что вербально выражаемая религиозная ценностно-смысловая ориентация личности прямо не связана со степенью осмысленности личностью собственной жизни.
Для проверки гипотез были сформулированы следующие задачи:
1) выявить специфику ценностно-смысловых ориентации религиозной
личности;
эмпирически изучить особенности ценностно-смыслового содержания структуры самосознания учащихся православных учебных заведений;
определить взаимосвязь религиозной ценностно-смысловой ориентации и степени осмысленности жизни у учащихся православного и светского вузов.
Методы исследования:
- проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (B.C. Мухина, К.А. Хвостов);
- метод исследования религиозной ценностно-смысловой ориентации (модификация методики «ЦОЛ-8» Г.Е. Леевика);
3 - тест смысложизненных ориентации (СЖО) (Д.А. Леонтьев).
Кроме того, использовались методы статистической обработки данных:
хи-квадрат (%), критерий Л. Закса (Z), критерий Манна-Уитни (U), t-критерий Стьюдента, ранговый коэффициент корреляции Спирмена (rs).
Эмпирической базой исследования явились: Московская духовная академия и семинария, расположенные на территории Св. Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад); Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (г. Москва); Московский педагогический государственный университет (г. Москва). Исследование проводилось в течение 2004 - 2007 гг. Испытуемые:
учащиеся семинарии -116 мужчин в возрасте от 17 до 33 лет (будущие
клирики);
студенты богословского и миссионерского факультетов ПСТГУ - 76 мужчин и женщин в возрасте от 17 до 33 лет (верующие, живущие в миру);
студенты факультета педагогики и психологии МПГУ - 50 мужчин и женщин в возрасте от 17 до 26 лет.
Общее количество испытуемых, принявших участие в исследовании составило 242 человека. При этом тендерные различия в исследовании не учитывались.
Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивались соблюдением исходных методологических и теоретических принципов; применением комплекса стандартизированных методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследования; репрезентативностью и достаточным объемом выборки; эмпирической проверкой выдвинутых гипотез; статистической значимостью полученных результатов.
Основные положения, выносимые на защиту:
Ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной веры определяют субъективную значимость и смысл явлений действительности в континууме категорий «Божественное - Мирское».
Вербально выражаемая религиозная ценностно-смысловая ориентация личности, как правило, соответствует канонам религии. В реальных жизненных ситуациях фрустрации будущие клирики и верующие, живущие в миру, проявляют неоднозначные поведенческие реакции.
3. При депривации ценностно-смыслового содержания структурных
звеньев самосознания учащихся православных учебных заведений
доминируют толерантные реакции. При этом будущие клирики проявляют
более выраженную лояльность, чем верующие, живущие в миру.
Толерантность студентов светских вузов в ситуациях фрустрации
значительно ниже.
7 Теоретическая значимость и научная новизна исследования
заключается в результатах исследования ценностно-смысловых ориентации, полученных на специфической категории испытуемых - учащихся семинарии и православного вуза.
Исследование обогащает научные знания в области психологии личности и психологии религии. Его результаты могут быть использованы при построении психологической концепции религиозной личности.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования можно использовать для разработки методического инструментария с целью диагностики психологических особенностей верующих. Специфика ценностно-смысловых ориентации в контексте религиозной веры может учитываться в практической работе психолога с верующими, а также в воспитательной и учебной работе духовных образовательных учреждений.
Апробация работы. Представленные в работе результаты исследования обсуждались на объединении молодых ученых кафедры психологии развития МПГУ, докладывались на всероссийских научно-практических конференциях: «Ананьевские чтения - 2005» (Санкт-Петербург, 2005); «Четвертые Чередовские чтения» (Омск, 2006), а также в ходе научной сессии преподавателей МПГУ (Москва, 2006, 2007).
Материалы исследования использовались на лекционных и семинарских занятиях по курсу «Психология личности» на факультете педагогики и психологии МПГУ. Основные идеи и результаты проведенного исследования отражены в шести публикациях, общим объемом 2,42 п.л.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками. Объем диссертации составляет 215 страниц, список литературы включает 392 наименования, из которых 56 - на иностранных языках.
Общая характеристика ценностно-смысловых ориентации личности
Понятие «ценностно-смысловые ориентации» употребляется в современной психологии относительно недавно и генетически производно от понятия «ценностные ориентации», которое имеет богатую историю научного развития и большую популярность в современных исследованиях. Оба понятия охватывают примерно одинаковое феноменологическое поле и имеют общие контексты употребления в научной литературе. Исходя из этого, можно сделать предположение о сходстве психологического содержания данных понятий.
Для выявления специфики ценностно-смысловых ориентации обратимся к анализу понятия «ценностные ориентации», детально разработанного в психологической науке.
Впервые понятие «ценностные ориентации» в тезаурус научной психологии в 20-х годах XX века ввели польские ученые W. Tomas и F. Znaniecki, определяя его как состояние мышления индивида, направленное на ценность1. Им же принадлежит и введение сходного термина «социальная установка» («аттитюд»), получившего достаточно широкое распространение в американских социально-психологических исследованиях2.
В отечественной науке понятие «ценностные ориентации» появилось в 60-х годах XX века в работах социологов Л.М. Архангельского3, А.Г. 1 7 4
Здравомыслова и В.А. Ядова, В.Д. Ольшанского , В.В. Водзинской , З.И. Файнбурга4 и др. Под ценностными ориентациями понималось общее устремление, установка человека на те или иные социальные ценности.
Дальнейшие многочисленные эмпирические исследования позволили:
отнести ценностные ориентации к одному из структурных элементов личности;
определить основную регулятивную функцию ценностных ориентации;
зафиксировать расхождение между ценностными ориентациями личности и ее реальным поведением;
представить ценностные ориентации как основу для сплочения коллектива;
рассмотреть условия формирования и динамики ценностных ориентации.
Современные исследователи сходятся во мнении, что ценностные ориентации являются стержневым компонентом структуры личности, однако расходятся во взглядах относительно их воплощения в конкретных психологических явлениях. Существует несколько точек зрения на психологическое содержание понятия «ценностные ориентации».
Ценностные ориентации как направленность личности. Ряд ученых считают ценностные ориентации одним из компонентов направленности как высшей подструктуры (К.К. Платонов5), ядра структуры (П.П. Лакис и А.А. Редович ) личности. В этом смысле ценностные ориентации представляют собой базу для формирования других компонентов направленности 10 убеждений, мировоззрения, интересов и идеалов. Другие исследователи считают, что ценностные ориентации - не часть направленности личности, а сама направленность на те или иные ценности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова2, Л.Г. Десфонтейнес3, А.В. Серый4, Л.П. Фомина5 и др.). В этом русле Н.А. Журавлева дает следующее развернутое определение: ценностные ориентации - это «относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций» .
По нашему мнению, трактовка ценностных ориентации как направленности не проясняет их специфического психологического содержания, потому что понятие «направленность» есть своеобразная абстракция, сама требующая выражения в психологических явлениях. Так, разные авторы в качестве психологического «субстрата» направленности называют различные явления - доминирующие мотивы7; доминирующее отношение личности; программы отношений личности, потребности, интересы и идеалы10; взгляды, идеи и убеждения11 и др.
Изучение самосознания учащихся семинарии и православного вуза
В данном параграфе отражены результаты, полученные методом депривации структурных звеньев самосознания учащихся Московской духовной академии и семинарии1 (выборки 1 и 2), а также Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (выборка 3).
Предварительно в процессе свободного наблюдения были изучены особенности образа жизни и процесса обучения учащихся, некоторые нормативные характеристики их поведения.
Московская духовная академия и семинария находятся на территории Троице-Сергиевой Лавры. Образ жизни, который ведут учащиеся семинарии - будущие клирики, связан с функционированием не только церковного учебного заведения, но и Лавры в целом. Поэтому обучение встроено в повседневную церковную жизнь - посещение храма, соблюдение церковных праздников, постов и т.д. Кроме ежедневных занятий в семинарии, учащиеся активно участвуют в организации богослужений, несут различного рода послушания (церковные обязанности) в хозяйственном обеспечении жизни Лавры и т.п. По окончании семинарии предполагается рукоположение учащихся в сан священника. Отсюда основная задача церковного образования - не только преподнесение богословских знаний, но и обеспечение условий для духовного роста учащихся. Реализуется принцип раздельного обучения: женщины (обучающиеся в певческом классе и классе иконописи) учатся отдельно.
По организации обучения семинария сходна с учреждениями интернатного типа, где учеба совмещена с проживанием и питанием учащихся. Семинаристы носят единую форму одежды - черный китель и брюки. Перед началом учебного занятия и приемом пищи в столовой -коллективная молитва.
Как уже отмечалось выше, Московская духовная академия и семинария относятся к образовательным учреждением «закрытого» типа. Поэтому влияние внешних социальных факторов невелико. Социальные контакты учащихся за пределами Лавры минимизированы.
На основании вышеизложенного, можно констатировать наличие некоторых предпосылок для «капсулирования»1 самосознания учащихся.
Организация обучения в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете сходна с обучением в светских вузах. Существуют факультеты религиозного образования (богословский, миссионерский, церковного пения, церковных художеств) и светского (педагогический, филологический, экономики и права и др.). Поступление в вуз доступно желающим православного вероисповедания. Принцип обучения - смешанный (юноши и девушки обучаются совместно). Преподавателями являются как священнослужители, так и светские лица. Занятия проводятся с элементами дискуссии и полемики, поощряется самостоятельность мышления.
Специфические культовые действия (молитва перед началом занятия, коллективные посещения храма и пр.) не обязательны, а осуществляются по желанию учащихся и преподавателей. Специальная форма одежды отсутствует.
В целом, институт является учреждением «открытого» типа. Это допускает влияние на учащихся разнообразных социальных факторов, норм и ценностей светской жизни.
Обследование испытуемых осуществлялось следующим образом. В начале уточнялся возраст, курс учащегося, объяснялись цели и задачи исследования. Затем испытуемому давалась инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор рисунков, на которых изображены ситуации общения семинариста (православного студента) со священником, родителями, мирскими и верующими сверстниками. Представьте, что данный семинарист (студент) - это Вы.
Изучение религиозной ценностно-смысловой и смысложиз-ненных ориентации учащихся православного и светского вузов
В данном параграфе отражены результаты, полученные по методу исследования религиозной ценностно-смысловой ориентации и тесту смысложизненных ориентации на учащихся ПСТГУ (выборка 4) и МПГУ (выборка 5).
При проведении метода исследования религиозной ценностно-смысловой ориентации испытуемым предлагалась инструкция: «Перед Вами список различных духовных и материальных качеств, каждым из которых человек может обладать, а может и не обладать. Для одного человека очень важно одно, для другого - иное. Мы просим Вас оценить по семибалльной шкале, насколько важно Вам обладать этими ценностями, независимо от того, есть они у Вас или нет». Далее испытуемые самостоятельно заполняли бланк методики.
При проведении теста смысложизненных ориентации инструкция была следующая: «Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны)». Затем испытуемые заполняли самостоятельно бланк.
Инструктаж и заполнение бланков проводились в группах из 10 - 15 человек. Время обследования в среднем составляло 30 минут.
Сравнительный анализ результатов исследования религиозной ценностно-смысловой ориентации Утверждения отражают ту или иную сферу внутреннего мира личности и сферу активности (бытия), в которой реализуется религиозная ценностно-смысловая ориентация.
Как видим, для учащихся православного вуза (выборка 4), в целом, характерна высокая выраженность религиозной ценностно-смысловой
143 ориентации (общий показатель РЦСО = 6,41 балла, о = 0,6). Это означает то, что их основные жизненные смыслы определяются религией. Данный результат вполне ожидаем у этой категории испытуемых. Вербально выражаемая религиозная ориентация является необходимым внутренним условием выбора духовного жизненного пути, в частности, - учебы в религиозном учреждении. Идейным контекстом обучения учащихся православного вуза являются ценности православной религии.