Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза Карякина Елена Сергеевна

Воспитание толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза
<
Воспитание толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза Воспитание толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза Воспитание толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза Воспитание толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза Воспитание толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза Воспитание толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза Воспитание толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза Воспитание толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза Воспитание толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза Воспитание толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза Воспитание толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза Воспитание толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карякина Елена Сергеевна. Воспитание толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Рязань, 2006. - 246 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Толерантность как феномен педагогической культуры 19

1.1 Генезис и развитие идей толерантности в истории науки и общественном сознании 19

1.2 Эволюция идей и содержания толерантности как педагогического понятия 45

1.3 Потенциал педагогического процесса вуза в воспитании толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза 74

Глава 2. Технология формирования толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза средствами иноязычной культуры 102

2.1 Диагностика сформированности межличностной толерантности студентов 102

2.2 Технология формирования межличностной толерантности студентов средствами иноязычной культуры 126

2.3 Динамика сформированности уровня межличностной толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза 157

Заключение 185

Литература 190

Приложение 208

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация характеризуется демократическими преобразованиями, крахом режимов тоталитаризма, позитивными изменениями в международной политике. Однако наряду с этим человечество сталкивается с такими реальными опасностями, угрожающими реализации прав и свобод человека и гражданина, как международный экстремизм, обострение ксенофобии, национально-этнические и религиозные конфликты, международный терроризм. Острота этих глобальных проблем современности выдвинула на первый план в качестве неотложного императива необходимость сохранения целостности и многообразия современного мира.

Толерантность в этой ситуации - условие выживания человечества, а в более широком контексте - всего живого на планете. Проблема толерантности является наиболее значимой для новейшей истории России. Являясь поликультурным государством, Россия имеет собственные и весьма серьезные проблемы. В одном государстве живут различные общности людей не только с разными культурными ценностями и социальным опытом, но и с биологическими различиями, с особенностями в психической структуре личности. В любом из этих аспектов любая нация, народность оригинальна. Подобная оригинальность сохраняется даже в процессе многовековых миграций целых народов. Ассимилируясь в ту или иную полиэтническую среду, этнос сохраняет свою специфику и оригинальность, разумеется, не полностью и не в «чистом виде». Очевидно, что целостность и будущность России связаны с полиэтничностью. В России проживают представители 147 национальностей, которые относятся к разным этнолингвистическим семьям и группам, имеют разное вероисповедание, собственную культуру, сложную и особую историю. Все это обусловливает вовлечение представителей разных национальностей в непрерывное взаимодействие и непосредственный обмен информацией между ними. Обеспечение сожительства различных этносов в рамках единого социума и

4 стабильность общественного развития в нем представляют серьезную проблему для России как полиэтнического государства. Поэтому на сегодняшний день единственно разумной идеологией и политикой современной России и других государств, которые все более становятся полиэтническими, является соблюдение принципа толерантности, т.е. позитивное отношение к присутствию в социуме всевозможных этнических сообществ, и добровольная адаптация социальных и политических институтов к потребностям и интересам разных социокультурных групп. В современных условиях быстро меняющегося мира стремление сохранить оригинальность той или иной нацией, народностью сопровождается иногда негативными проявлениями, характерными для современной России. Постоянная миграция других этносов на территорию России вызывает у некоторых русских людей опасение, страх перед возможным ущемлением «национального достоинства». Нюансы этого опасения различны: от индифферентности до агрессии, от холодного безразличия до проявления ксенофобии. Отчасти такие эксцессы могут рассматриваться в качестве избыточной своеобразной защитной реакции на действительные или мнимые угрозы со стороны представителей других этносов. Так или иначе, россиянин (в частности, русский) забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная «забывчивость» ведет - среди людей - к усилению агрессивности, распространению в обществе - шовинистических и фашистских идей. Следствием этого могут стать террористические выпады «псевдолюдей» против мирных граждан, погромы, кровопролитные распри. Уже сегодня можно привести печальные примеры проявления глубокой ненависти, которая выплеснулась в общественном поведении, в политических движениях. Различные сообщества людей, включая школьников и студентов, оказались втянутыми в отношения враждебности и нетерпимости. Лидеры различных экстремистских организаций (Национальный Фронт, Национал-большевистская партия, РНЕ и др.) подстрекают к нападениям на

5 представителей национальных меньшинств, организуют избиения и даже убийства темнокожих студентов, пытаясь «навести расовый порядок на планете».

Нетерпимость сегодня имеет непосредственное отношение к политике и рассматривается как угроза миру и безопасности. Поэтому толерантность трактуется, прежде всего, как преодоление всех форм расизма и расовой дискриминации, что вовсе не означает игнорирование других форм нетерпимости. Именно в дискриминации, основанной на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, нетерпимость в современном мире выражается наиболее ярко.

Приверженцы социокультурного подхода понимают толерантность как терпимость и уважение ко всему «инаковому». Они связывают толерантность с необходимостью просвещать общество, воспитывать терпимость и уважение, уничтожать психологические барьеры, способствующие возникновению фобий. Терпимость, толерантность в этом аспекте означают отказ от догматизма, признание многообразия истины, что требует внутренней силы, уверенности в своей способности найти истину в диалоге.

Подавляющим большинством специалистов отмечается специфическая роль культуры как механизма сдерживания, обуздания нетерпимости. Считается, что наиболее эффективный механизм воспитания толерантности -изучение иных культур. На него нацелено большинство международных образовательных программ и на нем же зиждется вся политика ЮНЕСКО.

Для практического решения проблемы формирования толерантности в обществе стратегически наиболее важной является сфера образования, которая может и должна инициировать интерес к проблеме толерантности во внешней среде - в собственном обществе и международном сообществе в целом. Но образование существует и функционирует не в вакууме. Своими собственными силами столь глобальную проблему, как воспитание толерантности в человеческих отношениях, сфере образования решить непросто. Необходимы совместные усилия педагогических вузов, органов

управления школьным и вузовским образованием, родителей, общественности, представителей церкви.

За прошедшие десять лет с момента принятия ООН «Декларации принципов толерантности» мировое сообщество накопило определенный опыт по развитию и воспитанию идей толерантности. Ученые-теоретики пытались дать философское обоснование этого феномена, предлагая различные методологические подходы; педагоги, психологи стремились создать специальные методики, технологии с целью воспитания толерантности; на государственном уровне были приняты специальные программы (в России, например, целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», в США программа «Климат доверия» и др.), проходили международные конференции, форумы, встречи на высшем уровне.

Теоретические установки идеи толерантности были сформулированы еще философами античности Аристотелем, Марком Аврелием Антонином, на идеи которых ссылаются в своих трудах мыслители более позднего времени. Философы эпохи Реформации выработали позиции толерантности в сфере религиозных отношений: Т. Костеллио дал обоснование толерантности, связав ее с духом терпимости; М. Монтень подчеркивал силу и достоинство сознания личности.

Значительный вклад в разработку правового оформления и законодательного введения принципа свободы совести и веротерпимости внесли: Дж. Локк, Ф. Вальтер, П. Бейль, И. Кант и другие философы эпохи Просвещения. В России взгляды философов-просветителей разделял М.В. Ломоносов.

В современной литературе теоретический анализ и обоснование самого понятия «толерантность» были сделаны в работах А.Г. Асмолова, Е.К. Быстрицкого, В.А. Васильева, М.А. Джерелиевской, Л.М. Дробижевой, В.А. Лекторского, В.Ф. Петренко, М.Б. Хомякова и др.

Международный демократический опыт утверждения и реализации идей толерантности нашел свое отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году. Идеи гуманизма, братской терпимости, гарантии прав и свобод граждан провозглашаются в Конституции Российской Федерации 1993 года. Наиболее масштабное определение феномена толерантности дается в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже).

Педагогика античности в лице Сократа, Платона, Аристотеля апеллировала к нравственным принципам, давала определение этических понятий, обосновывала пути реализации общественных и нравственных идеалов путем формирования у человека добродетелей. В основе этико-педагогических воззрений Древней Руси стоял идеальный образ человека, сочетающий общечеловеческие и национальные черты. Клемент Смолянин, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский в своей педагогической деятельности пропагандировали отечественную культуру и достижения античности, связывали судьбу родины с необходимостью единения всех славянских народов. Выдающиеся российские просветители XV-XVI веков Епифаний Премудрый, Максим Грек, Иван Федоров в своем наследии обращались к идеям человеколюбия, гуманистическим принципам.

Заметный вклад в развитие гуманистических, демократических традиций воспитания внесли великие зарубежные педагоги ЯЛ. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. В своих трудах они призывали к формированию человека в соответствии с идеалами добра, нравственности, гуманизма.

Основы демократической системы воспитания всестороннего умственного, нравственного, эстетического развития молодого поколения были заложены в трудах русских просветителей XVIII-XIX веков В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Важное место в их педагогических воззрениях занимала проблема соотношения национального и общечеловеческого в воспитании, уважительного отношения к человеку.

Неоценимый вклад в историю науки о воспитании внесло педагогическое учение К.Д. Ушинского, в котором он раскрыл роль человека в социальном, научном и техническом прогрессе общества, которое в свою очередь способствует формированию лучших качеств в каждом из своих граждан.

Идею всеобщей связи между человеком и миром - на религиозных основаниях - разрабатывали выдающиеся русские мыслители XIX-XX веков: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, П.Д. Юркевич, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин.

Идея сближения и взаимопонимания национальных культур прослеживается у Л.Н. Толстого, в деятельности В.Ф. Малиновского, B.C. Соловьева, в «космизме» К.Э. Циолковского, С.Н. Рериха. Процесс единения человечества рассматривался ими как способ взаимного обогащения через познание в равной мере собственной или иной культурной идентичности.

Некоторые методологические, теоретические и технологические предпосылки разработки проблемы формирования толерантности представлены в идеях и подходах гуманистической педагогики (М. Монтессори, Ш.А. Амонашвили, И.В. Волков, В.В. Давыдов, И.П. Иванов, В.А. Караковский, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин и др.).

Актуализация проблем толерантности представлена в публикациях Б.С. Гершунского, в которых определяются практико-ориентированные направления для координации конструктивных действий по воспитанию толерантности в человеческих отношениях. Идеи и подходы для построения психологии толерантности сформулированы исследователями Т. Адорно, С.Л. Братченко, Дж. Бюдженталом, К. Роджерсом, Л.И. Рюмшиной и др.

Роль диалога как основного способа становления толерантности, освоение диалоговых форм обучения, принятие ценности толерантного сознания, формирование опыта толерантного поведения являются предметом исследования Г.В. Безюлевой, Е.О. Галицких, В.Н. Гурова, Г.М. Шеламовой.

Проблемам реформирования российского образования, его всесторонней гуманитаризации, принципу неопределенности в образовании, процессу взаимодействия образования и культуры, новой современной парадигме образования посвящены научные труды А.П. Лиферова, Л.А. Байковой, В.А. Беляевой, Л.П. Буевой, И. Геращенко, Л.К. Гребенкиной, В.Н. Леонтьевой, В.В. Сафоновой, А.В. Толстых, Х.Г. Тхагапсоева.

Формирование толерантного сознания рассматривается в диссертационных исследованиях А.Е. Белобородовой, Л.М. Ивановой, И.В. Круговой, Н.Ю. Кудзиевой, Т.С. Таюрской.

Государственная политика в области создания условий для социализации личности, переосмысления традиционных основ воспитания нашла отражение в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации и других нормативных правовых документах. В этих документах сформулирован социальный заказ на качество выпускника общеобразовательного учреждения, в соответствии с которым российскому обществу требуются образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные сотрудничать, обладающие критическим мышлением, готовые к международному взаимодействию, ответственные за судьбу страны и планеты в целом.

В материалах модернизации образования провозглашается компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Авторы стратегии модернизации подчеркивают, что в понятии компетентностного подхода заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»). В качестве основных единиц обновления содержания образования рассматриваются компетентности и компетенции. В динамических социально-профессиональных условиях все более становится востребованной не образованность (компетентность), а способность специалиста реализовать ее в конкретной практической деятельности

10 (компетенция). Понятие «компетенция» объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие результата образования. Ориентация на освоение умений, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных ученых, как В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Г.П. Щедровицкий и их последователей.

Основные положения компетентностного подхода обозначены в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где в качестве задачи системы образования отмечается необходимость формирования целостной системы универсальных умений, способности учащихся к самостоятельной деятельности и ответственности, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество образования. Термин «ключевые компетенции» впервые появился в проекте Совета Европы в 1992 году, ознаменовав общемировую тенденцию обновления результирующих единиц образовательного процесса. В 1996 году на симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы», проведенном Советом Европы в Берне, были выделены следующие пять ключевых компетенций современных выпускников:

  1. Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем).

  2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе (принятие различий, уважение других, способность взаимодействовать с людьми других культур, языков, религий).

  3. Компетенции, относящиеся к владению устным и письменным общением, более чем на одном языке.

  4. Компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение новыми технологиями, понимание возможностей их применения, критическое отношение к информации в СМИ и рекламе).

  5. Способность учиться на протяжении всей жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте профессиональной подготовки.

Названные выше исследования подготовили почву для углубленного изучения вопросов, связанных с воспитанием толерантности и дали нам основание говорить о начальном этапе разработки проблематики, актуализируемой нами, что не означает отсутствие рассмотрения ее отдельных аспектов в контексте других направлений.

На основе изучения опыта работы по формированию толерантности в человеческих отношениях, анализа философской, психолого-педагогической, методической литературы мы выделили ряд социальных, культурологических и вытекающих из них педагогических противоречий между:

объективной потребностью общества в воспитании подрастающих поколений как проводников идей мира, толерантности, дружбы между народами и культивированием изоляционизма и враждебности на национально-культурной почве;

требованием социального заказа к образовательным учреждениям на подготовку специалистов нового качества и недостаточным уровнем педагогов-практиков к осуществлению воспитания в духе толерантности;

необходимостью формирования у студентов общекультурной толерантности как базовой компетенции и недостаточной разработанностью адекватной технологии.

Поиск педагогически эффективных путей разрешения данных противоречий, требующих разработки теоретических основ воспитания толерантности студентов, и создание технологии составляет проблему исследования, которая является актуальной как для педагогики высшей школы, так и для практики образования.

Осознание выявленных противоречий, актуальность и недостаточная практическая разработанность проблемы определили выбор темы диссертационного исследования: «Воспитание толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза».

Разрешение обозначенной проблемы составляет цель данного исследования: обосновать теоретические основы воспитания толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза средствами иноязычной культуры.

Объектом исследования является процесс воспитания толерантности у студентов вуза.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс воспитания толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза будет эффективным при условии, если:

создаются педагогические условия для системного решения проблемы воспитания толерантности как общекультурной компетенции средствами иностранного языка на занятиях и во внеаудиторной деятельности;

педагогическая деятельность осуществляется на основе технологичного подхода;

" четко определены параметры адекватного уровня толерантности и слагающие компоненты толерантности, создана ее модель;

технология воспитания толерантности обеспечивает комплексное воздействие на интеллектуально-познавательную, эмоционально-волевую и действенно-практическую сферу жизнедеятельности студентов;

учитываются принципы научности, комплексности, интеграции, культуросообразности, равноправия культур, адекватности и рефлексивной позиции.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Выявить и охарактеризовать основные этапы развития идей толерантности в истории науки и общественном сознании, уточнить

13 содержание понятия «толерантность» в контексте общекультурной компетенции студентов.

  1. Определить педагогические показатели уровня сформированности толерантности как общекультурной компетенции студентов вуза.

  2. Разработать теоретическую модель и педагогическую технологию воспитания толерантности студентов вуза средствами иностранного языка.

  3. Экспериментальным путем определить потенциал разработанной технологии в практике учебно-воспитательной работы современного вуза.

  4. Создать методическое обеспечение процесса воспитания толерантности как общекультурной компетенции студентов вуза.

Для решения поставленных задач использовалась комплексная система методов исследования: теоретические методы исследования (анализ и синтез, сравнение, сопоставление и обобщение, абстрагирование и конкретизация, аналогия и моделирование, теоретический анализ философской, социологической, культурологической, методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования); эмпирические методы (изучение и обобщение документов, законодательных актов, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование и внедрение технологии обучения, разработанной в рамках исследования, и анализ ее результатов в ходе бесед, наблюдений, интервью, анкетирования, социометрии, экспертных оценок и самооценок, методики исследования личностных предпосылок Т. Лири и самооценки студента И.Я. Киселева, тест измерения агрессии Б. Баса и Р. Дюрки, тест на измерение выраженности эмпатических способностей и тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко).

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют положения зарубежной и отечественной философии, педагогики и психологии по проблеме толерантности и ее месту в современной ментальности; педагогические концепции, представляющие инновационные подходы к обучению в высшей школе, раскрывающие отношения и методы

14 педагогической деятельности; совокупность научных знаний о социально-деятельностной сущности личности и ее развитии; идеи демократизации, дифференциации образования; антропологический, гуманистический и аксиологический подходы; идеи о всестороннем и гармоничном, духовном развитии личности в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, культурному наследию и традициям народа, содержащиеся в трудах С.К. Бондыревой, Дж. Бюджентала, Д.С. Лихачева, В.Н. Мясищева, В.А. Тишкова, М. Уолцера. При разработке педагогической технологии воспитания толерантности как общекультурной компетенции мы руководствовались концептуальными положениями компетентностного подхода, представителями которого являются Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк, А.В. Хуторский; концепцией диалога культур и культурного плюрализма B.C. Библера; опирались на сознательно-коммуникативный подход И.Л. Бим, М.Л. Вайсбурд, Р.П. Мильруда; подход, в контексте которого обучение иностранному языку предстает как обучение межкультурной коммуникации М.З. Биболетовой, С.Г. Тер-Минасовой; контекстное обучение А.А. Вербицкого, B.C. Кругликова.

При решении выдвинутой проблемы мы опирались на современную интерпретацию понятия «толерантность», идеи глобализации и интеграции образования, взаимодействия образования и культуры, новой проективно-эстетической парадигмы образования, воспитательного потенциала вуза, содержащиеся в работах А.Г. Асмолова, Л.А. Байковой, Н.А. Бердяева, С.Л. Братченко, Л.П. Буевой, И. Геращенко, Б.С. Гершунского, Л.К. Гребенкиной, Л.М. Дробижевой, В. А. Конева, Т. Кристалл, В.А. Лекторского, В.Н. Леонтьевой, А.П. Лиферова, А.А. Романова, А.В. Рубцова, Л.И. Рюмшиной, Г.М. Солдатовой, А.В. Толстых, Х.Я. Тхагапсоева, М.Б. Хомякова, Б.Г. Юдина и др.

Психологические аспекты проблемы находят свое отражение в психологических и психолингвистических трудах Л.С. Выготского,

15 В.В. Давыдова, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, Е.Ф. Тарасова, Д.Б. Эльконина и др.

Этапы исследования. Исследование выполнялось в три этапа с 2002 по 2006 годы.

Первый этап - проблемно-поисковый (2002-2003) - включал процесс изучения педагогической, психологической литературы, определение степени разработанности выбранной проблемы в педагогике и психологии; поиск и анализ информации о состоянии воспитательного потенциала вуза. Завершением данного этапа стало выявление проблемного поля исследования, определение задач, выдвижение гипотезы и уточнение понятийного аппарата исследования.

Второй этап - научно-аналитический и экспериментальный (2003-2005) - характеризовался определением научно-методологических основ исследования, уточнением гипотезы, разработкой целостной концепции исследования, корректированием идей и концептуальных положений. В ходе второго этапа проектировались базовые и вариативные компоненты технологии воспитания толерантности у студентов вуза; проводился констатирующий эксперимент, создавалась модель межличностной толерантности, осуществлялась апробация результатов.

Третий этап - обобщающий (2005-2006) - позволил провести формирующий эксперимент с внедрением алгоритмов созданной педагогической технологии. На заключительном этапе завершилась экспериментальная работа, проводилась обработка данных эксперимента, анализ и обобщение результатов исследования, разработка методических рекомендаций по воспитанию толерантного сознания у студентов вуза, оформление текста диссертации, внедрение результатов в практику работы вуза и их апробация.

Апробация результатов исследования проводилась в экспериментальной работе на базе Рязанского филиала Московского университета МВД России на юридическом и экономическом факультетах.

Материалы исследования нашли отражение в публикациях, были представлены для обсуждения на заседаниях кафедры социально-гуманитарных дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД России, кафедры общей педагогики и технологий дошкольного и начального образования РГУ им. С.А. Есенина. Основные положения и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях, методических семинарах различного уровня: международной научно-практической конференции «Формирование климата доверия и толерантного сознания как основы предупреждения экстремизма» (Рязань, 2003, 2004), межрегиональной научной конференции «Теория и практика преобразования педагогических систем» (Рязань, 2005), межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономических, социально-гуманитарных, правовых и естественных наук» (Рязань, 2005), международном научно-практическом семинаре «Проблемы предупреждения и раскрытия тяжких преступлений» (Страсбург, 2006), международной научной конференции «Язык и коммуникация в контексте культуры» (Рязань, 2006).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

уточнено понятие «толерантность» в контексте общекультурной компетенции студентов;

раскрыты особенности воспитательного потенциала вуза в рамках новой проективно-эстетической образовательной парадигмы с целью воспитания толерантности;

определены критерии сформированности толерантности студентов при изучении иностранного языка;

разработана и апробирована модель формирования толерантности студентов вуза средствами иноязычной культуры;

предложена педагогическая технология, направленная на эффективное формирование толерантности у студентов вуза при изучении иностранного языка.

17 Теоретическая значимость исследования:

охарактеризован эволюционный путь развития идеи толерантности в истории общественного сознания и педагогики;

описаны педагогические условия, призванные обеспечить наиболее эффективное формирование толерантности студентов при изучении иностранного языка;

изложены концептуальные подходы к определению сущности процесса воспитания толерантности средствами иноязычной культуры;

определено влияние технологии воспитания толерантности на изменение личностных характеристик студента.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования теоретических выводов, дидактических и методических материалов в практической деятельности, при разработке программ и учебно-методической литературы, как по иностранному языку, так и на материале других дисциплин; подготовкой методических рекомендаций по формированию толерантного сознания студентов вуза; внедрением в учебно-воспитательный процесс разработанной модели формирования толерантности у студентов вуза средствами иноязычной культуры; возможностью использования материалов исследования при отборе содержания учебных курсов в вузе, в системе переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений.

Достоверность научных результатов обеспечена исходными методологическими позициями, их целостностью и соответствием поставленной проблеме, применением комплекса методов исследования, адекватных предмету, логике и задачам исследования; возможностью повторения экспериментальной работы в новых условиях; апробацией и внедрением результатов исследования в практику работы вуза; корректностью математической обработки полученных результатов.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Понятие «толерантность» представляет собой феномен общественного сознания, сложившийся в процессе многовекового развития гуманитарного знания и является непреходящей ценностью для педагогики. Толерантность необходимо рассматривать как одну из важных общекультурных компетенций современного специалиста.

  2. Воспитательный потенциал современного вуза позволяет создать систему работы по формированию толерантности у студентов, охватывающую всю учебно-воспитательную деятельность; предполагает специальную теоретическую и практическую подготовку, включение в содержание образования программ, методик, технологий воспитания толерантности, широкого использования диалоговых форм обучения.

  3. Показателями уровня толерантности студентов выступают признание и уважение прав других людей, отсутствие агрессии в отношениях с другими, способность к эмпатии, уважительное отношение к иным культурам через осознание ценностей своей родной культуры, адекватная самооценка, наличие критического мышления и способности к самопознанию.

  4. Содержание воспитания толерантности как общекультурной компетенции отражены в авторской теоретической модели и педагогической технологии формирования толерантности, позволяющих сформировать у студентов средствами иноязычной культуры социально и индивидуально необходимые человеческие качества, отвечающие требованиям современного поликультурного и полилингвального мира.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 242 наименований и 11 приложений. Основная часть диссертации изложена на 186 страницах, содержит 3 схемы, 12 гистограмм.

Генезис и развитие идей толерантности в истории науки и общественном сознании

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разные значения, термин «толерантность» стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Таким образом, «копилка» толерантности постоянно пополняется.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [74, с. 63]. Это определение наиболее масштабное. Оно подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.

На русский язык с английского Декларация была переведена как «Декларация принципов терпимости». Но понятие «терпимость» не только не отражает полноты «толерантности», но и может быть прямо противоположно ему. Русский глагол «терпеть» имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения, никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Напротив, «толерантность» толкуется в Декларации как «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека» [74, с. 65].

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе - в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.

Изучение и анализ философских, психолого-педагогических, политологических трудов позволили нам сделать вывод, что толерантность необходимо рассматривать как целостное проявление личности. В современном словаре иностранных слов толерантность, производное от латинского термина tolerantia, определяется как понятие, во-первых, способности организма переносить неблагоприятные воздействия какого-либо вещества или яда; во-вторых, терпимости, снисходительности к кому-либо, чему-либо [198, с. 610].

В испанском языке tolerantia - это способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; в немецко-русском словаре tolerant определяется как терпимый к чужому мнению [150, с. 811]; в англо-русском словаре tolerance означает терпимость [148, с. 722]; в китайском языке толерантность - позволение, допуск, проявление великодушия в отношении других; в персидском - терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению; во французском языке tolerant - терпимый, снисходительный; tolerare - выдерживать, поддерживать [2, с. 83].

Сопоставление различных толкований понятия «толерантность» в разных языковых культурах позволило нам сделать вывод, что толерантность представляет собой систему принципов, основанных на правах человека и уважения к личности, и не ориентирована на бесконфликтность, равнодушие, безразличие.

Идея толерантности имеет давнюю историю. Предыстория проблемы толерантности корнями уходит в античность. Следует отметить, что хотя толерантность не стала предметом размышлений античных философов, в это время были сформулированы многие теоретические установки, получившие дальнейшее развитие. Не случайно мыслители более поздних веков ссылаются в своих трудах по толерантности на те или иные идеи античных политических деятелей и философов.

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) в «Никомаховой этике» писал, что лучшим следует считать не того, кто «поступает сообразно с добродетелью по отношению к себе», а того, кто, «поступает так по отношению к другим; а это трудное дело» [13,4, с. 85].

В сочинении римского императора - стоика Марка Аврелия Антонина (121 - 180 гг.) «К самому себе» или «Наедине с собой» имеются строки, напоминающие описание толерантного отношения к собеседнику: «Пытайся влиять на людей убеждением. Если они не внемлют, не греши сам против закона справедливости»; «Укажи им на истинное добро и пользу, но без раздражения и негодования». «Привыкай слушать как можно внимательнее то, что тебе говорят, и старайся вполне усвоить себе мысль того, кто говорит с тобой» [12, с. 38]; «Надо вникать в нравы и привычки людей, чтобы понять, какими они руководствуются обычаями и в чем их сила» [12, с. 40].

Античность демонстрирует два типа толерантности: полисный и имперский. Для полисного типа характерна подвижность, неустойчивость, взаимосвязь с самой подвижностью античной демократии. Он выражен в критическом рационалистическом диалоге, в движении софистов, во взглядах скептиков, в наличии разных форм религиозного опыта, философского и политического плюрализма. Имперский тип толерантности конституируется сильной политической властью. При нем очевиден религиозный и философский плюрализм, отсутствие национальной неприязни и преследования за убеждения. Следует отметить, что проблема веротерпимости не могла возникнуть в условиях античного политеизма. Для античности преследования на религиозной почве не были характерны.

Эволюция идей и содержания толерантности как педагогического понятия

Раскрывая суть толерантности как педагогического явления, отметим, что именно воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. «Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы... Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности... Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, религиозными, социальными, культурными и языковыми группами, а также нациями. Это означает необходимость уделять особое внимание вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами» [74, с. 2].

Исходя из перечисленных выше постулатов, следует, что самое непосредственное отношение к такой важной миротворческой категории, как толерантность, имеет сфера образования, которая способна активно и целенаправленно формировать соответствующие ментальные качества и человека, и социума. «Воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке» [67, с. 253].

Каждая эпоха развития человеческой цивилизации обладала определенными средствами и способами воспитания и обучения, выдвигая свои ценностно-целевые приоритеты [75, с. 256]. В первобытном обществе традиционные средства и способы воспитания и обучения, передаваемые от поколения к поколению, были одновременно первой исторической формой педагогического знания, сочетающего в себе стихийно накопленный опыт с оценкой его социальной значимости. Традиции воспитания и обучения как знания о средствах и путях достижения педагогических целей, отбираемые и сохраняемые в коллективной памяти (фольклор, обычаи, обряды, ритуалы) на протяжении тысячелетий, содержали в себе известные дотеоретические элементы, которые позднее дали ростки первых педагогических обобщений. Медленное, но неуклонное накопление и усложнение социокультурного опыта, возникновение иерархизированных социальных групп и государственной организации, появление письменности, развитие и обогащение практики воспитания и обучения, возникновение школ, а с ними и профессиональной педагогической деятельности сделало необходимым и возможным более высокий уровень педагогического обобщения.

Отделение умственного труда от физического как один из моментов утверждения общественного разделения труда стало не только важной предпосылкой возникновения теоретической педагогики, но и способствовало ее известному отрыву от педагогической практики, когда «сущее» и «должное» зримо перестали совпадать. Последнему обстоятельству также способствовало появление множества несовпадающих, а подчас прямо противоречащих друг другу педагогических идеалов у различных социальных, этнических, конфессиональных, профессиональных групп, а также несовпадение материальных и культурных условий их осуществления. Появление письменности способствовало накоплению и обобщению знаний о целях, путях и способах воспитания и обучения, открыв новые возможности в рефлексии педагогического опыта, которая была недоступна устной традиции [85, с. 202].

К середине I тысячелетия до новой эры ряд цивилизаций, опираясь на многовековую культурную традицию Древнего Востока, дал блестящие образцы попыток теоретического обобщения педагогического знания в рамках религиозных учений, однако педагогическая наука в традиционном понимании этого феномена явилась продуктом развития Западной цивилизации. Здесь педагогика постепенно превращалась в самостоятельную отрасль научного знания, обретала самостоятельную внутреннюю логику развития, собственный предмет исследования, пытаясь вывести принципы и методы его изучения, открыть законы его функционирования и эволюции. Впервые проблемы воспитания и обучения как проблемы самостоятельной сферы человеческой деятельности в полном объеме были поставлены в Древней Греции в середине I тысячелетия до нашей эры, когда начался интенсивный поиск ответа на вопрос о том, как достигается и поддерживается образцовое поведение - «арете» и каким должно быть ведущее к арете образование - «пайдейя» [110, с. 26].

В V веке до нашей эры педагогические установки софистов базировались на релятивистски трактуемой системе ценностей и утилитарно понимаемом смысле человеческой жизни. Демокрит, развивая «дидахе» -учение о педагогическом воздействии, пытался учесть природу человека. Сократ в своем понимании пайдейи апеллировал к нравственным принципам и особенностям процесса познания. Сам Сократ дал образцы определения и обобщения этических понятий (например, доблести, справедливости, доброты). По Сократу, дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле. В первой половине IV века до нашей эры Платон создал первую, дошедшую до нас систему теоретической педагогики, которая стала составной частью его философии. Она являлась продолжением учения об абсолютных идеях, справедливости, идеальном государстве, природе человека, закономерностях и путях познания истины, к которой и должна приводить подлинная философия и подлинное образование. Философия у Платона становилась наукой о пайдейе, понимаемой им как руководство к изменению человека в его существе. У Аристотеля, придавшего научной мысли завершенную рациональную форму и очистившего философию от мифологической образности, которая была присуща творчеству его учителя Платона, педагогика предстает в системе политического и этического учения как важный способ осмысления и обоснования путей реализации общественных и нравственных идеалов посредством формирования у человека добродетелей. Таким образом, в V-IV веках до нашей эры педагогическая мысль Древней Греции возвысилась до уровня теоретического обобщения процессов воспитания и обучения [107, с. 69].

Диагностика сформированности межличностной толерантности студентов

Представляя собой сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в многообразии видов и форм, пронизывающий все сферы социальной и индивидуальной жизни человека, проблема толерантности тесно связана с личностными установками. Личностное начало превалирует среди формирующих компонентов и в то же время регулирует действие всех других психологических составляющих. Межличностная толерантность является наиболее значимой с точки зрения изучения и развития, предстает как особый вид построения взаимоотношений, межличностного взаимодействия и общения с другими людьми.

В процессе педагогического взаимодействия можно не только исследовать уровень межличностной толерантности, но и создать благоприятные педагогические условия и разработать различные программы, методики по развитию межличностной толерантности. Таким образом, феномен межличностной толерантности выступает как базис для формирования всех других видов толерантности: этнической, религиозной, социальной, политической, культурной и т.д., что является чрезвычайно важным в условиях плюрализма политических взглядов, диалога культур, этнического и конфессионального многообразия.

Анализируя теоретическое, философское, психолого-педагогическое обоснование феномена толерантности, мы пришли к мысли о необходимости создания модели межличностной толерантности и теоретической модели ее формирования, которые позволят нам сфокусировать внимание в своем исследовании на определенных составляющих, которые, на наш взгляд,

Когнитивный компонент толерантности состоит в осознании и принятии человеком сложности и многомерности как самой жизненной реальности, так и вариативности ее восприятия, понимания и оценивания разными людьми. В этом «измерении», толерантность проявляется ярче всего в ситуациях противоречий - при расхождении мнений, столкновении взглядов, как проявление плюрализма. К этому компоненту мы отнесли следующие характеристики: установка на толерантность, признание, принятие и понимание разнообразия взглядов, мнений, ценностей, идеалов. «На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора на отношения к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт» [212, с. 9]. Повторение установочных ситуаций через контакты в семье, социальной группе, образовательных учреждениях создает условия для постепенного складывания фиксированных установок, которые неприметно для человека и определяют его жизненную позицию в целом ряде случаев, и служат ориентиром в ситуациях взаимодействия. Заинтересованные отношения к другим людям, желание понять их и прочувствовать побуждает к работе разум, способствует расширению собственного толерантного опыта уже потому, что мироощущение других отлично от нашего [56, с. 33].

Что касается эмоционального компонента, то его характеристики обратно пропорциональны характеристикам когнитивного компонента. Когда эмоции в норме, разум активен, человек разумен. Если в результате внешнего воздействия растет раздражение, эмоциональный фон повышается. Допустимый предел эмоционального насыщения имеется у каждого, когда еще можно управлять собой за счет разума, но, если данный предел нарушается, разум отступает, предоставляя место эмоциональной активности. В данной ситуации человек становится менее разумным, его трудно в чем-либо убедить [127, с. 68]. Каким образом произойдет разрядка данной ситуации, зависит от психологической культуры самого человека. В число составляющих эмоционального компонента мы включили: готовность к взаимодействию и диалогу, способность к эмпатии, адаптацию к определенным требованиям при установлении взаимоотношений с другими людьми, рефлексию и идентификацию. Для развития толерантности человеку отчасти приходится изменять собственные установки. Поэтому необходимо понимать нюансы основных психологических составляющих толерантности.

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека, т.е. понимание человека на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Таким образом, эмпатия аккумулирует в себе способность человека переживать те же чувства, которые испытывает другой человек, и является выражением психологического принятия [89,2, с. 39]. Иными словами, эмпатия предстает как эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям, радостям. Она проявляется в стремлении оказать помощь и поддержку. Такое отношение к людям способствует развитию гуманистических ценностей, без которых невозможно полноценное толерантное восприятие действительности. Чувствительный к боли других человек ограничивает собственную агрессию. Люди с низким уровнем эмпатии равнодушно относятся к другим, эгоистичны, сосредоточены на себе, требовательны, склонны к морализированию. Эмпатия отражает уровень эмоциональной зрелости, профессионализма представителей профессий типа «человек - человек» [174, с. 405]. Следует отметить, что развитие эмпатии - ведущий признак и преимущество толерантного человека.

«На процесс социального восприятия и осознания себя через другого в процессе межличностного взаимодействия помимо эмпатии оказывают влияние механизмы идентификации и рефлексии» [25, с. 40]. Идентификация (от лат. identificare - отождествлять) означает опознание, уподобление, отождествление себя с кем-либо, с чем-либо. Рефлексия (от лат. reflexio -обращение назад) подразумевает процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний, а также понимание и осознание того, как он воспринимается партнером по общению. В качестве объекта рефлексии могут выступать: и отражение мира, и размышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения, и сами процессы рефлексии, и свое личное сознание. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек сам по себе, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих. Формирование собственного образа приводит к возникновению ощущения себя, а закрепление описания самого себя по различным оценкам, полученным в свой адрес от других, выстраивает некое обобщенное представление, которое заключается в углубленном понимании собственной уникальности и ценности.

Технология формирования межличностной толерантности студентов средствами иноязычной культуры

Изучая основные научные идеи (философские, психолого-педагогические, дидактические, методические), базовые критерии и показатели толерантности, опыт по обучению культуре толерантности зарубежных стран, а, также анализируя уровень сформированности межличностной толерантности студентов, мы пришли к выводу о необходимости создания педагогической технологии формирования этого феномена средствами иноязычной культуры на занятиях иностранного языка - предмета гуманитарного цикла. Выбирая цели воспитания и обучения, формирующие систему значимых ценностей и жизненных установок, то есть определяя целеполагание нашей педтехнологии, мы осознаем важность гуманитарного образования, ибо гуманитарное знание направлено на осмысление, трактовку и интерпретацию бытия, понимание его многомерности. Гуманитарное образование формирует отношение человека к своей жизни как ценности и к жизни другого человека как событию и становлению толерантности. Гуманитарное образование направлено на единство интеллекта и нравственности, на сохранение целостности и гармонии внутреннего мира человека, оно является важнейшим способом приобщения человека к духовным ценностям культуры, родной и иной. Гуманитарное образование формирует ценностно-смысловое отношение личности к тому, что изучается. Гуманитарное знание объединяет людей, оно толерантно по своему потенциалу, преодолевает всех разъединяющую специализацию. В качестве ценностей гуманитарного образования выступают способность человека понимать и ценить культуры разных народов и эпох, пользоваться словом для понимания взаимодействия и сотрудничества. Гуманитарное образование, в основе которого лежит любовь к слову, развивает в человеке любовь к познанию, осуществляет познание как любовь. Потребность в человеческом, сохранение и пробуждение добрых чувств - результат гуманитарного смысла образования. Главным в гуманитарном образовании становится ценность как переживаемое отношение, как неразрывная связь поколений, как сохранение классических культурных смыслов и создание новых [96,2, с. 20]. Ценности не передаются тем же путем, что и знания, путь их освоения лежит, прежде всего, через эмоциональный опыт, «память народа». Полнота проживания каждого мгновения жизни, способность вдохновляться ею, каждым ее даром и событием, открывает человеку многообразие связей с миром, развивает стремление размышлять о смысле жизни как ценности. Ценности нельзя просто выучить или вычитать, ценностям нельзя научить, их нужно переживать. По словам В.П. Зинченко, «душа не столько развивается, сколько раскрывается» [89, 2, с. 49], приобретает свой индивидуальный способ существования, но для этого нужны благоприятные условия. Такими условиями могут быть: наличие широкого культурного общения, особой образовательной среды; свобода выбора содержания и форм учебной работы; активное участие студентов в групповом и индивидуальном самообучении, освоение опыта совместной деятельности (современные формы занятий, технологии, мастерские, тренинг); внимание к индивидуальному стилю учения каждого студента; возможность осознания студентами собственных достижений; воссоздание в обучении личностно значимых для студента проблем; пространство для реализации диалоговой позиции, предъявления своей точки зрения в диалоге, продуктивность общения, в котором мир каждого человека самоценен и уникален; создание атмосферы радости и творчества, потому что «учатся не для школы, учатся для жизни» [61, с. 24]. Цель гуманитарного образования определяет направление стремлений педагогического сообщества - создать условия творческого, нравственного, рефлексивного отношения студента к собственной жизни, своему образованию, своему профессионально-личностному становлению. В процессе учения, общения, самопознания выстраивается представление студента о смысле своего образования. В общении педагога и студента, в общении студентов с культурой происходит порождение ценностей и смыслов гуманитарного характера. Вступая в диалог, человек не только формирует свои ценности, свое «я», но и через отношение к себе других людей осознает в себе человека. Неотъемлемой частью гуманитарного образования служит образование языковое, которое сегодня предстает как ценность: государственная, общественная, личностная. Осознание языкового образования как ценности обусловливает актуальность разработки и реализации научных и практических действий, связанных как с анализом отношения к нему государства, общества и личности, так и с обеспечением на общественно-государственном и личностном уровнях престижа этого образования. Совершенно очевидно, что с точки зрения формирования ценностных ориентации конкретной личности в современном мире, расширения ее образовательных и социальных возможностей наиболее значимыми являются языки глобального общения, выполняющие максимальный объем общественных функций. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что динамика общественной жизни страны и связанные с нею новые цели, масштабы и направленность преобразований вызывают общественную потребность в большом количестве граждан, практически владеющих одним или несколькими современными неродными языками. Знание языков, и прежде всего языков международного значения, как правило, дает возможность личности получить реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в материальном отношении положение. Более того, все более осознается тот факт, что богатством общества в условиях современной рыночной экономики и развития информационных технологий становятся человеческие ресурсы, выступающие в качестве основного стратегического фактора экономического и социального прогресса. В решении этой задачи важная роль отводится и языковому образованию как фактору, превращающему человека в развитую личность и расширяющему его социальную и экономическую свободу.

Похожие диссертации на Воспитание толерантности как общекультурной компетенции у студентов вуза