Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление творческой личности учащегося в педагогическом процессе колледжа Фирстова Елена Владимировна

Становление творческой личности учащегося в педагогическом процессе колледжа
<
Становление творческой личности учащегося в педагогическом процессе колледжа Становление творческой личности учащегося в педагогическом процессе колледжа Становление творческой личности учащегося в педагогическом процессе колледжа Становление творческой личности учащегося в педагогическом процессе колледжа Становление творческой личности учащегося в педагогическом процессе колледжа Становление творческой личности учащегося в педагогическом процессе колледжа Становление творческой личности учащегося в педагогическом процессе колледжа Становление творческой личности учащегося в педагогическом процессе колледжа Становление творческой личности учащегося в педагогическом процессе колледжа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Фирстова Елена Владимировна. Становление творческой личности учащегося в педагогическом процессе колледжа : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Воронеж, 2001 193 c. РГБ ОД, 61:02-13/936-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Творчество как социокультурная и психолого- педагогическая проблема 15

1.1 Творчество в жизнедеятельности личности: философский и социокультурный аспект 15

1.2 Творчество как психолого-педагогическая проблема 43

1.3 Творчество в различных видах предметно-практической деятельности человека 65

Глава II. Становление творческой личности в условиях опытно- экспериментальной работы в педагогическом процессе coциалыю-педагогического колледжа 81

II. 1 Организация деятельности творческих мастерских как средство становления творческой личности учащегося 81

11.2 Взаимодействие и интеграция разнообразных видов творческой деятельности в опытно-экспериментальной работе социально-педагогического колледжа 97

11.3 Опытно-экспериментальная проверка становления творческой личности учащегося в педагогическом процессе социально-педагогического колледжа 113

Заключение 146

Список использованной литературы 151

Приложение 160

Введение к работе

Ситуация нового времени, а мы, волей судьбы, оказались в числе живущих на рубеже веков и тысячелетий, в стремительно меняющемся мире, а также в условиях перманентных социально-экономических и политических преобразований в российском государстве, требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией - творчески. «Тот, кто не овладел творчеством, не может управлять процессом объединения личного опыта... Он зависит от тех условий и обстоятельств, в которых жил и формировался» (3 1, 109). Поэтому проблема творчества давно и непрестанно интересующая представителей различных отраслей знаний, в последнее время особенно привлекает внимание многих исследователей. О стабильном интересе к теме творчества свидетельствуют постоянно появляющиеся публикации как в нашей стране, так и за рубежом. Состоявшийся в г. Бостоне (США) 10-16 августа 1998 года XX Всемирный философский конгресс затронул практически все важнейшие стороны современного философского сознания. Одной из центральных проблем, обсуждавшихся как на пленарных заседаниях, так и в целом ряде секций стала проблема творчества. За 2001 год в Москве, Санкт-Петербурге и Самаре были проведены международные конференции, основным вопросом которых стали проблемы педагогики творчества1.

Творчество - двигатель прогресса, созидатель культуры, форма качественного развития общества и окружающей его среды. И поскольку, как проявление высших потенций человека, оно способствует развитию общества, то, соответственно, чем выше творческая активность каждого члена общества, тем выше темпы

его развития. Следовательно, мобилизовать творческий потенциал личности в нестабильных условиях современной России и использовать его на благо общества - одна из важнейших задач нашего государства по выходу из кризиса, решения проблемы восстановления и укрепления политической, экономической, технологической, духовной независимости державы. Уровень развития творческой личности в современном обществе должен быть высок настолько, чтобы позволить человеку самоопределиться в жизни, стать хозяином своей судьбы. Современное общество предлагает молодому человеку из множества нередко противоположных ценностей сделать выбор для себя, а затем на протяжении всей жизни строго спрашивает за этот выбор. Каким ценностям будет отдано предпочтение, зависит от воспитания, предшествующего жизненного опыта и актуальной среды общения каждого человека. В условиях роста безработицы и конкуренции специалистов на рынке труда, с одной стороны, а также расширения области реализации творческих возможностей в общественной жизни, с другой, - повышается спрос на творческих, активных и продуктивных работников. Современное российское общество остро нуждается в таких качествах человека как инициативность, духовность, стремление созидать, делать добро, профессиональная компетентность, предприимчивость, упорство в достижении цели, гражданская ответственность за всё, что происходит вокруг, делая наиболее актуальными ценностями физическое и психическое здоровье, духовность, нравственность, активный интеллект, склонности и способности к творчеству в их гармоничном сочетании и взаимодополнении в личности. Однако, всё растёт число людей, которые, вследствие особенностей жизненного пути и воспитания, не получили навыков выражать свою индивидуальность в творчестве и, пытаясь удовлетворить обычную человеческую потребность в самоутверждении, вынуждены искать пути жизнеосуществления во внешнем мире. Функцию творчества замещают для них приобретение и накопление, средством реализации и утверждения человеческой личности становятся вещи: они стремятся к тому, чтобы предстать в мире в виде «Я + сумма вещей», каждая из которых несет на себе знак человеческого достоинства и престижа. На принадлежность потребителя к более или менее престижным кругам общества указывает марка потребляемого. Достоинство человека оценивается его способностью быть потребителем. Деньги, которые лишь и могут превратить человека в потребителя, натурализуются, делаются выражением природной способности к приобретению, продолжением природных человеческих свойств и процессов, средством возвышения и упрочения положения их обладателя. В этой сложной,

неоднозначной обстановке нравственно-духовной сферы жизнедеятельности российского общества, а также усиления деструктивных процессов, роста криминализации, в частности подростковой и молодёжной преступности, возрастает роль индивидуального поведения личности, индивидуальной воли, способной противостоять негативным тенденциям общества, отстоять духовно-нравственные приоритеты, что делает проблему становления творческой личности, как проблему раскрытия, социально приемлемого и приветствуемого использования её потенциала, одним из важнейших факторов развития общества. Однако социальные условия нашей жизни, обучения, воспитания и деятельности зачастую не располагают к реализации творческой природы людей, создавая условия больше для образовательного, чем для творческого познания. Проблема же может быть решена только тогда, когда внешняя среда будет располагать не к повторению и исполнению, а к творческим поискам личности в разнообразных видах деятельности. Формирование же такой среды возможно лишь на основе глубоких и разносторонних исследований общих и специальных закономерностей творчества и творческого развития личности, при условии существенных преобразований во всех сферах развития, воспитания, образования, деятельности и, в особенности, отношений людей.

В современной науке междисциплинарная проблема человека становится ведущей: человек изучается в бесконечно многообразных системных противоречивых качествах, среди которых одно из важнейших - быть субъектом, творцом своего жизненного пути, общества, культуры в целом. Понятие «творчество» охватывает собою громадный круг вопросов, постоянно привлекая внимание, вызывая интерес ученых и исследователей различных отраслей знаний. В научной литературе есть различные подходы к понятию феномена творчества, в связи с чем, обозначилось множество направлении в изучении проблемы творчества отечественными и зарубежными исследователями . Среди них: теоретико-социологический и социально-культурологический подход к про блеме творческой деятельности личности, социальной группы, общества; ценностные аспекты творчества как феномена духовности; исследования структуры творческого процесса, психофизиологических основ, социально-психологических проблем творчества в различных сферах жизнедеятельности личности; исследование личностных качеств творца, его способностей и мотивации; педагогические проблемы становления творческой личности (развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания, самосозидачие и самовоспитание личности).

Проблема творчества и поиска путей повышения творческого потенциала личности являются актуальными в решении задач современного образования: общеобразовательной, профессиональной средней и высшей школы. Перед педагогами стоит сложный вопрос: помочь молодым людям социализироваться в соответствии с требованиями современности, не растеряв тот огромный капитал мировой культуры предыдущих эпох, который обязательно должен быть доставлен людям XXI века и третьего тысячелетия. Ведь мировая культура - бесконечная сокровищница общечеловеческого опыта, всемерно развивающая, обогащающая сферу сознания человека, является неисчерпаемым источником его социального, нравственного и творческого развития. Необходимо подобрать верные средства и способы воспитания поколения, которому предстоит не только жить, но и создавать общество будущего. На решение этой задачи направлены усилия педагогов, методистов, ученых и практиков в области содержания единого педагогического процесса, его организационных форм, учебно-методического и научного обеспечения. На межгосударственном уровне проблема нашла отражение в положениях Конвенции о правах ребёнка (1989 г.), закрепляющих право личности на индивидуальность, свободное творчество и реализацию заложенных возможностей; на уровне отдельно взятого нашего государства - в Концепции воспитания учащейся молодёжи в современном обществе (63) и Законе РФ «Об образовании» (48) проблема развития творческой личности в процессе обучения и воспитания выдвигается как одна из социально значимых задач современного развития российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся, самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой, обществом, государством на основе гуманистических ценностей.

Изучению опыта организации развития творчества детей и молодёжи прошлого и современности посвящено много исследований. Анализ диссертационных работ по проблеме развития творчества детей и молодёжи за последние пять лет показал, что она активно разрабатывается, предлагаются различные варианты её решения. Исследования Г.Ю. Алексеевой, Е.И. Балакиревой, В.П. Барахсанова, М.С. Гафитулина, Л.М. Евдокимовой, В.Г. Кухаронак, О.С. Нечаевой, Л.И. Петровой, Н.В. Увариной, Е.А. Ходыревой освещают подходы решения рассматриваемой проблемы в младшем школьном возрасте; Н.К, Винокурова, А.В. Енин, Л.Ю. Круглова,В.Ю. Лешер, Е.В. Рогалёва, Т.А. Сидорчук, Т.П. Щербакова - в подростковом; Е.А. Глуховская, Л.В. Даниленко, И.Э. Кашенова, Е.А. Локтю-нина, Е.В. Мещерова - у старшеклассников; И.Е. Брякова, Л.К. Веретенникова, И.А. Карпачёва, Н.П. Меньшикова - у студентов; развитию творчества детей и молодёжи в системе внеклассной работы и дополнительного образования посвящены работы В.А. Березиной, М.Н. Бородатой, А.В. Енина, И.М. Красильникова, В.Ю. Лешер, Л.В. Цветковой; в отдельных видах творчества: научном - Н.П. Меньшиковой, Е.В. Мещеровой; техническом - М.Н. Поволяевой; в искусстве и художественном творчестве - Е.Ю. Александровой, В.А. Варданян, С.А. Валаханович, Е.Н. Зуйковой, Н.К. Карповой, И.Э. Кашеновой, В.И. Козловского, И.М. Красильникова, Т.К. Мурманцевой, О.С. Нечаевой, Р.Н. Наурызбае-вой, В.Н. Сафонова, Н.М. Сокольниковой, М.Ю. Торговкина; о развитии творчества учащихся, в том числе в школах нового типа повествуют работы В.А. Варданян, О.И. Воленко, Г.А. Крыловой, Т.К. Мурманцевой, Р.Н. Наурызбаевой, Л.Л. Редько, В.В. Садовой, С.А. Тайгиной, М.Ю. Торговкина, Е.Л. Яковлевой.

Дополнив результаты анализа перечисленных работ информацией из материалов публикаций периодической печати, а также опыта практической работы современных учреждений общего и дополнительного образования, мы сделали вывод о том, что традиционными организационными формами условий для выявления и реализации творческого потенциала личности являются кружки по интересам в учреждениях общего и дополнительного образования, тематические семейные клубы, где занятия с детьми проводят старшие члены семьи и т.п. Все они, несомненно, создают определённые условия для развития творчества, предоставляя, однако, возможности мононотворческого образования, что ставит

перед человеком проблему выбора той или иной специальности. Возможности молодого человека попробовать себя в различных направлениях творчества оказываются сопряжены с временными и материальными (по нынешним временам - немалыми) затратами или становятся вовсе невозможны например, из-за отсутствия человека, который имел бы возможность сопровождать маленького ребёнка на занятия в различные заведения, а также времени у самого ребёнка на посещение ряда объединений (ведь от приготовления уроков его никто не освобождает, а объём дисциплин и сложность материала современного базового образования надо признать немалый). Ограничение для молодого человека возможности «искать себя» может привести его к попаданию в зависимость от навязанных кем-то интересов, не всегда совпадающих со способностями и склонностями человека, что ложится на него тяжёлым бременем, ведёт к неудовлетворённости собой, неврозам, фрустрациям, дипрессиям, накладывая отпечаток как на личность человека, так и на весь образ его жизни. При этом могут так и не реализоваться способности к той деятельности, в которой лучше, свободнее всего и в большом объёме может проявиться творческий подход, ведь определить верное направление можно лишь в соответствующей деятельности. Освоение полного цикла творчества в одном виде деятельности создает условия для его переноса и применения в других. В результате, независимо от того, с чего человек начал - с систематической изобретательской деятельности или сочинения стихов, - впоследствии нередко оказывается, что он способен лучше других подходить к решению многих вопросов, не связанных с его специальностью и областью интересов. Творчество приучает к тому, что новое может быть открыто в любой области знаний, и там, где сегодня знаешь всё, завтра можешь оказаться невеждой, а затем сделать шаг вперёд в познании. Практика показывает, что изолированные формы работы, не объединённые в систему, имеют невысокую воспитательно-образовательную эффективность - необходимо создать целостные, интегрированные программы, способные, объединив, взаимообогатить разрозненные мероприятия основного и дополнительного образования в последовательно осуществляемую деятельность в целостном и непрерывном педагогическом процессе, создавая новую развивающую среду, способствующую достижению определённой цели.

Проведённый нами теоретический и практический анализ позволил выделить следующие противоречия:

1) с одной стороны - общепризнана значимость творчества как для каждой отдельной личности, так и для общества в целом; с другой - у педагогов отсутствует понимание сущности явления творчества в его многоаспектности и, в частности, психолого-педагогических основ развития творчества у учащихся;

2) определение того вида творчества, в котором наилучшим образом смогут реализоваться задатки человека возможно лишь через практическое вовлечение самого человека во всевозможные виды творческой деятельности; однако существующие программы и системы развития творчества в учреждениях базового и дополнительного образования предлагают, зачастую, лишь какой-либо один вид творческой деятельности в форме узкопрофильного объединения;

3) при увеличении объёма школьной программы и сокращении свободного времени учащихся учреждения базового образования не берут на себя решение проблемы организованного досуга во внеурочное время на базе самого общеобразовательного заведения, предоставляя это другим учреждениям.

Данные противоречия обусловлены рядом проблем: во-первых, в предлагаемых подходах к развитию творчества нами не встречен вариант политворческого подхода (более распространён монотворческий, узкоспециализированный -в пределах одного вида творчества); во-вторых, отсутствует методика развития творчества на основе интеграции базового и дополнительного образования в целостном педагогическом процессе общеобразовательного учебного заведения.

Создание в рамках школьного социума условий для становления творческой личности каждого учащегося требует разработки определённой модели образования. Основной целью инновационной деятельности школ разного типа является организация единой целостной структуры педагогического процесса, способствующей самореализации личности как учащегося на каждом этапе его развития, так и учителя в процессе совместной с воспитанником деятельности. В современных условиях реформирования школы возникает необходимость не простого совершенствования учебно-воспитательного процесса, а создания качественно новой системы развития творческой личности школьника с первого по выпускной класс.

Заинтересованность современного общества в решении проблемы развития творчества каждого его члена, в частности, молодых людей - потенциальных

созидателей общественного прогресса, с чем неразрывно связаны знания о сущности творчества и механизмах его развития, определили выбор темы исследования: «Становление творческой личности учащегося в педагогическом процессе колледжа».

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальное выявление педагогических условий становления творческой личности учащегося в образовательном процессе колледжа на основе взаимодействия и интеграции разнообразных видов творческой деятельности.

Объект исследования - творческая деятельность учащихся в педагогическом процессе колледжа.

Предмет исследования - педагогические условия становления творческой личности учащегося в деятельности творческих мастерских колледжа.

Гипотеза исследования. В исследовании мы исходим из предположения, что в деятельности образовательных учреждений любого типа гі вида заложены возможности для становления творческой личности во взаимосвязи предметной и продуктивной деятельности учащихся в педагогическом процессе.

Процесс становления творческой личности учащихся в образовательных учреждениях будет протекать наиболее успешно, если:

- во-первых, в педагогическом процессе специально моделируются и реализуются социально ориентирующие педагогические технологии продуктивно-творческой деятельности учащихся в целостном педагогическом процессе;

- во-вторых, в образовательном учреждении создаётся атмосфера сотрудничества педагогов, родителей, учащихся, в которой удовлетворяются потребности личности в самоактуализации;

- в-третьих, целенаправленно создаются такие условия индивидуального развития творческого потенциала личности, которые предоставляют учащимся возможности продуктивной деятельности в различных социальных направлениях на основе осознанного самостоятельного выбора;

- в-четвёртых, результативность становления творчества учащихся проявляется в формировании мотивации творчества в творческой деятельности, улучшении психического состояния личности и её взаимодействия с окружающими, в умении вносить элементы творчества в любую деятельность: сначала - в рамках учебного заведения и коллектива сверстников за его пределами, а затем - в профессиональной сфере.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза позволили выделить следующие основные задачи исследования:

1. Провести многоаспектный философский, социокультурный и психолого-педагогический анализ проблемы творчества.

2. Педагогически смоделировать и обосновать условия функционирования творческих мастерских в педагогическом процессе колледжа на основе интеграции и взаимодействия базового и дополнительного политворческого образования.

3. Опытно-экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий становления творческой личности учащегося колледжа с первого по выпускной класс в педагогическом процессе колледжа.

Методологической основой исследования являются: многоаспектное изучение феномена творчества - его сущности, функций, структуры, уровней, видов -на основе фундаментальных культурологических положений базирующихся на принципах диалектического и системно-структурного подхода к исследованию явлений в деятельностном аспекте; психофизиологические концепции творчества как естественной потребности личности, удовлетворение которой напрямую связано со здоровьем и успешной психосоциальной адаптацией человека в обществе; данные психолого-педагогических исследований об условиях, влияющих на эффективность процесса становления творчества у детей с учётом их возрастных особенностей и закономерностей развития, а также особом значении целостности педагогического процесса.

В ходе исследования применялся комплекс методов и методик, адекватных предмету и задачам исследования: анализ диссертационных исследований по проблеме развития творчества; теоретический анализ научной литературы философского, социокультурного и психолого-педагогического профиля; конструктивно-проектные методы моделирования педагогических условий развития творчества учащихся в социально-педагогическом колледже; коллективно-педагогический лонгитюдный (в течение 9 лет) формирующий эксперимент и обработка его результатов: опытно-экспериментальная работа по реализации программы, осуществлённая в частности автором при непосредственной работе в должности преподавателя уроков творчества, педагога-психолога колледжа, руководителя творческого детско-юношеского движения «Мы» колледжа и художественного руководителя музыкального театра колледжа «Буратино», а также

в должности руководителя организационно-развивающей программы «Вдохновение» Центра социальной адаптации детей и подростков при комитете по делам молодёжи администрации г. Воронежа; диагностические методы: включённое наблюдение, опрос в форме анкетирования, бесед, анализ результатов творческой деятельности детей и их личных карт интересов, графические тесты; тест-вопросник родителей учащихся.

Исследования проводились на базе социально-педагогического колледжа3 г. Воронежа с 1992 по 2001 год и включало ряд этапов:

- на первом этапе (1992-1996 гг.) работая в составе опытно-экспериментальной группы, руководимой Э.В. Паничевой, по теоретическому проектированию и практической реализации модели организации условий развития творчества в непрерывном педагогическом процессе социально-педагогического колледжа при ВГПУ, осуществлялось планирование и апробация программ политворческого развития учащихся на основе интеграции и взаимодействия базового и дополнительного образования, велось включённое наблюдение за развитием творчества у учащихся колледжа. Начало данного этапа совпадает с началом формирующего эксперимента.

- на втором этапе (1996 - 98 гг.) был проведён анализ научной литературы по проблеме исследования, на основании которого существующая система подвергалась корректировке и усовершенствованию; формирующий эксперимент продолжался.

- на третьем этапе (1998 - 2001 гг.) посредством различных психолого-педагогических методов исследования (конкретизированных выше) осуществлялся констатирующий эксперимент, осуществлялось обобщение, анализ, проверка и внедрение результатов эксперимента в практику учебных заведений г. Воронежа и Воронежской области, в частности в рамках программы «Вдохновение» областной детско-юношеской организации «Искра», городской молодёжной организации «Содружество Юных», Центра социальной адаптации детей и подростков комитета по делам молодёжи администрации г. Воронежа.

Научная новизна, теоретическая значимость диссертации заключается во многоаспектном анализе феномена и понятия «творчество», в том числе преодоление свойственного исследованиям предшествующих времён суженного понятия социально-духовного аспекта творчества в контексте иделогизированной концепции, раскрывающей рассматриваемое явление исключительно с атеистических позиций; в обобщении и раскрытии подходов психологов различных школ и научных направлений к решению вопроса о роли творчества в развитии, психическом состоянии и социальной адаптации личности; в выделении психофизиологических и психологических механизмов развития творчества; в определении педагогических условий успешного становления творческой личности на основе взаимодействия и интеграции разных видов творческой деятельности в педагогическом процессе образовательных учреждений.

Практическая значимость:

- разработаны образовательные программы для функционирования творческих мастерских в педагогическом процессе, основанные на интеграции базового и дополнительного образования, а также различных видов творчества (политворчества), являющихся доступными для широкого внедрения в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях любого типа и вида;

- разработаны методические рекомендации для преподавателей образовательных учреждений по моделированию творческих мастерских и педагогических технологий, позитивно влияющих на становление творческой личности учащегося;

- разработана комплексная программа становления творческой личности учащегося и методика многофакторной оценки творческой личности.

Достоверность выводов исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений многоаспектного анализа; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования; теоретическим обоснованием анализа эмпирических данных и результатов, полученных во время опытной работы и в ходе внедрения её результатов в практику работы ряда образовательных учреждений города и области.

Результаты исследования отражены в 9-ти публикациях автора, включая 1 монографию. Общий объём печатных работ составляет около 100 страниц.

На защиту выносятся следующие положения:

- многоаспектный анализ и характеристика понятия «творчество» как обширного, многогранного, многоуровневого явления, имеющего общие и специфическое черты, в зависимости от того, в какой сфере деятельности проявляется;

- характеристика психофизиологических механизмов развития творческой личности каждого человека и необходимых условий для их актуализации;

- констатация возможности творчества в различных сферах жизнедеятельности людей и зависимость индивидуального развития творческих способностей от деятельности, в которую включена личность;

- теоретическое обоснование роли образовательного учреждения в становлении творческой личности как основного микросоциума для развивающейся личности на протяжении длительного времени в период её сензитивности к воспитательным воздействиям;

- необходимость создания педагогических условий для организации процесса становления творчества, предоставляющих учащимся возможность знакомства с широким спектром направлений творческой деятельности, самостоятельного, осознанного выбора творческих специализаций на основании собственного опыта, а также позволяющих учащимся не только овладевать различными навыками самореализации через творчество, но и развивать в себе личностные качества, необходимые для успешной творческой деятельности.

Апробация основных теоретических положении и выводов исследования осуществлялась посредством их внедрения в практику работы общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений и учреждений дополнительного образования г. Воронежа и Воронежской области, в частности, сельских общеобразовательных школы с. Данило Павловского р-на и Таловской школы-интерната Воронежской области, Воронежского монтажного техникума, Муниципального учреждения дополнительного образования Дворца детского и юношеского творчества г. Воронежа, лекционных и практических занятиях в Воронежском государственном педагогическом университете (1996-2001 гг.), на методических объединениях организаторов внеклассной работы, детского и молодёжного движения учебных заведений и общественных организаций г. Воронежа, а также на международных научно-практических конференциях в Москве, Санкт Петербурге, региональной - в Воронеже в 2001 году.

Структура диссертационной работы обусловлена целями и задачами исследования, целесообразностью изложения материала, и логикой раскрытия темы исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Творчество в жизнедеятельности личности: философский и социокультурный аспект

Развивать творчество, не поняв его сущность и природу невозможно, поэтому, прежде всего, необходимо обратиться к анализу социокультурного аспекта феномена творчества в жизнедеятельности личности, взятой во всём комплексе её многогранных связей и отношений с природной, социальной и духовной сферами бытия.

Интерес к объяснению природы творчества проявляли исследователи с древнейших времён (Аристотель, Платон и др.). Разработка вопросов творчества многие годы является актуальной и необходимой, однако, степень разработанности проблемы творчества нельзя охарактеризовать однозначно. До сих пор нет единства учёных во взглядах ни на определение сущностной характеристики в понятии «творчество», ни на выделение основных признаков творчества; нет единой научной концепции творчества как социально-духовного феномена, играющего решающую роль в саморазвитии личности. Долгое время творчество личности рассматривалось в контексте идеологизированной концепции, анализировалось исключительно в атеистическом ключе - в рамках суженного социально-духовного понимания.

Исследователями для раскрытия феномена творчества рассматривается ряд аспектов: характеристика творчества как атрибута человеческой природы и как качественного состояния деятельности человека; выявление источников, основ и детерминирующих факторов творчества, критериев творчества; рассмотрение содержания творческого процесса и его структурных характеристик: воображения, стремления к познанию нового, к созиданию и самовыражению, интересов и потребностей; выяснение социальной природы творчества; выявление существенных характеристик творческого отношения к любому виду человеческой деятельности; рассмотрение творчества как двигателя культуры.

Во многочисленных исследованиях и литературе творчество рассматривается как «активность», «деятельность», «процесс», «вид деятельности», «тип деятельности» и т.д. Различные его стороны отражаются в понятиях: «творческое начало», «творческий потенциал», «творческие способности», «творческие возможности», «творческое мышление», «творческая активность», «творческое отношение», «творческое сознание», «творческая деятельность», «творческий труд», «творческая личность».

Существует масса определений этого понятия, но ни одно из них не является исчерпывающим в силу чрезвычайной сложности и специфичности этого феномена. Действительно, «творчество как предмет научного исследования обладает своеобразной спецификой: при попытках строгого научного описания таинственным образом исчезает сам предмет исследования - неуловимый творческий процесс; с другой стороны, попытка приблизиться к сокровенной природе творчества может слишком далеко увести от принятых канонов научности. Многое здесь зависит от того, как исследователь очерчивает свой предмет исследования - что, собственно говоря, понимается под творчеством» - отмечает исследователь Е.Л. Яковлева (144,8).

Интересными, на наш взгляд, были попытки некоторых исследователей дать определение феномена творчества с позиций разных отраслей знаний. С социальной точки зрения творчество - творческий потенциал, творческая энергия, творческий труд народных масс и отдельной личности - это решающий фактор созидания...общественного строя (74,466). С научной точки зрения творчество -исключительно сложный феномен, высшее проявление познающего мир и самого себя человека и вместе с тем - научная проблема, исследование которой имеет ключевое значение для дальнейшего развития науки вообще, науки о человеке в частности. Творчество - своеобразный аналог жизни, эволюции природы, достигшей в «homo sapiens» вершины своего развития.

В творчестве пересекаются многие проблемы общественных и естественных наук. Исследователь А. Лилов отмечает, что может быть изучение творчества позволит нащупать один из путей преодоления образовавшегося разрыва между развитием наук о природе и наук о человеке (74,467). С точки зрения духовной сущности человека творчество -в «снятом» виде глубокая сущность обладающего сознанием общественного человека, это наивысшая и наиболее свободная форма социальной реализации, осуществления и самоосуществления мыслящего человека. Творчество - продукт свободного проявления сущностных сил человека и его способности к целемотивированной деятельности. Это более высокая степень развития труда и одна из самых совершенных форм существования человеческого духа, воплощения человеческой духовной сущности. Это реальное выражение общественных отношений, общественной и личной свободы (74,470). Информационное определение творчества дают В. Мардин и В. Скоморохов: «сущностью творчества является получение принципиально новой информации, удовлетворяющей определённым критериям нетривиальности» (129, 11.)

Творчество постоянно приобретает качественно новые черты в ходе общественного развития, наполняется новым содержанием, выдвигает новые, более сложные проблемы гносеологического, психологического, социального характера. В конце 80-х - 90-х годах происходит переосмысление творческой деятельности как процесса становления и саморазвития целостной личности, что нашло отражение в ряде монографий и сборников, в том числе опубликованных по результатам Международных и Всероссийских семинаров и конференций, посвященных методологическим и теоретическим проблемам творчества. Достаточно много работ посвящено проблемам психологии творческой личности, развития её способностей, рассмотрению творчества как важнейшего фактора формирования личности, повышения социальной активности личности и т.п. Однако, и в настоящее время многое в этой области остаётся нерешённым, дискуссионным, что свидетельствует о сложности и многогранности изучаемого предмета.

Анализ исследований и научной литературы по проблеме творчества показывает, что до сих пор нет единства во взглядах ни на определение сущностной характеристики в понятии «творчество», ни на выделение основных его признаков. Одни исследователи из этого факта делают вывод о несовершенстве этих определений, о неразвитости теории творчества, другие говорят о невозможности дать определение понятия «творчество» ввиду его большой сложности, нечеткости и т. п. «Понятие творчества не есть что-то неизменное: содержание, вкладываемое в него, постоянно меняется - творческая деятельность поднимается на всё более и более высокий уровень, одновременно растёт количество и уровень ... задач, требующих творческого решения», - поясняют исследователи А.В. Чус и В.Н. Данченко (139,17).

Творчество как психолого-педагогическая проблема

«Философский подход очерчивается рассмотрением творчества в связи с человеческой сущностью и условиями ее реализации. Наиболее общим в рамках такого подхода будет определение творчества как способа самобытия человека: именно в творчестве человек утверждает, т.е. формирует, воспроизводит и развивает себя как человека» (38, 14). У животных нет и быть не может творческого существования, т.к. в животном мире заложен только один ресурс организма - биологический, направленный на выживание и приспособление в природе, на сохранение биологического вида. Творчество в точном и полном смысле этого слова присуще именно и только общественно-исторически развивающемуся и совершенствующемуся существу - человеку. В процессе исследования установлено, что творчество возникло в качестве необходимого сущностного компонента у зарождающегося человека (на временном участке порядка 0,2 млн. лет назад - скачок от классического неандертальца к неоантропу) и явилось основным толчком эволюции человечества (А.Д. Столяр). «Дня того, чтобы человек мог существовать как Homo Sapiens, ему недостаточно только природной среды, в которой живут и которой довольствуются, используя её, все другие существа. Homo Sapiens раскрывает свои природные задатки и способности в творчестве, создавая, творя искусственную среду, отсутствующие в природе культуру, социо-культурную среду, тем самым формируя и развивая себя», - отмечает С. А. Дербичева (39). Творчество - высшая и специфическая форма развития, характерная только для человека, его родовой признак и родовая сущность, способ бытия, форма самодеятельности, саморазвития и самоутверждения (142), выражение целостности человека (21, 36). В творчестве наиболее ярко проявляется жизнедеятельность человека, его сущностные силы, что подтверждает наличие определенных творческих возможностей у каждой личности.

От того, умеет ли человек поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией - творчески, напрямую зависит способность человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях. «Тот, кто не овладел творчеством, не может управлять процессом объединения личного опыта... Он зависит от тех условий и обстоятельств, в которых жил и формировался», - поясняет А. Галин (31,109).

Л.С. Выготский, противопоставляя репродуктивной (шаблонной, стереотипной) деятельности комбинирующую (творческую), результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, говорит о необходимости человеку последней, так как, если ограничиться только способностями сохранять и воспроизводить прежний опыт, то человек был бы существом, которое могло бы приспособляться преимущественно к привычным, устойчивым условиям окружающей среды. Всякие новые и неожиданные изменения в среде, которые не встречались в прежнем опыте человека, не могли бы вызвать у него должной приспособительной реакции (29, 3-6).

Поэтому не случайно в настоящее время распространённой становится точка зрения, согласно которой понятия «творчески одарённая личность» и «психологически нормальный индивидуум» - почти равнозначны, что лишь реализация творческих задатков (каковы бы ни были их масштабы) делает человека психически нормальным.

Некоторые психоневрологи утверждают, что целью психотерапии должно быть излечение неврозов11 путём пробуждения творческих сил пациента. Воспитание творческих способностей они уподобляют психотерапевтической процедуре выработки поведения, позволяющего невротическим субъектам справляться с трудными для них ситуациями (75, 162).

Организация деятельности творческих мастерских как средство становления творческой личности учащегося

В первой главе на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы мы показали, что значение творчества как для личности, так и для общества велико: это цель, средство и результат развития психических сил каждого человека, успешный способ реализации его сущностных сил, средство гармонизации психики, поддержания и улучшения психического здоровья, а в глобальном смысле -форма качественного развития общества, окружающей среды, культуры, мира в целом; показали роль общества, особенно микросоциума на творческое развитие личности, отметили, что работу по развитию творчества личности необходимо начинать с раннего возраста. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о средствах развития творческого потенциала ребёнка, о поиске новых форм взаимосвязи педагогических технологий, которые: обеспечивали бы связь интеллектуальной и продуктивной деятельности, были бы нацелены на результативность и интеграци-онность в содержании учебной и творческой активности; предполагали бы участие субъекта в выборе и изменении индивидуального образовательного маршрута36 в системе, обеспечивающей достаточно широкий их выбор, ведущим из которых является творческое развитие личности учащихся; создавали бы условия творческого развития учащихся на основе общеобразовательной и начальной профессиональной подготовки к различным видам творческой деятельности при наличии технолого-методической базы, обеспечивающей участникам проекта их адаптацию к новым условиям профессионального самоопределения в изменившейся социально-экономической обстановке.

С учётом теоретических положений, обоснованных в первой главе, во второй мы рассматриваем модель организации развития творчества учащихся в целостном педагогическом процессе социально-педагогического колледжа (СПК), где с 1992 года нами велась опытно-экспериментальная работа по становлению творческой личности каждого учащегося, в соответствии с концепцией развития СПК38.

Необходимость рассмотрения становления творчества в целостном педагогическом процессе обосновывается тем, что, во-первых, для успешного развития творческой личности необходимо сочетание, взаимопроникновение процессов целенаправленного обучения и воспитания, позволяющее и обучить учащихся способам решения нестандартных проблем, и воспитать творческое отношение к жизни, в том числе , - потребности в творчестве; во-вторых, мероприятия не объединённые в систему, имеют меньшую педагогическую эффективность, чем целостные, интегрированные программы, последовательно реализуемые в педагогическом процессе и обеспечивающие то системное непрямое формирующее воздействие и условия микросреды, которые необходимы для развития творчества.

Так как созидательно-творческий процесс в любых своих проявлениях и жизнедеятельности творца во всевозможных формах и видах протекает в тесной связи с разнообразными явлениями социокультурной среды, развитие личности в целостном педагогическом процессе для нас представляется как результат влияния всех компонентов и связей учебно-воспитательного процесса в их единстве как целостного явления. В.Л. Сластёнин отмечает, что «целостному педагогическому процессу присущи внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие... Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности... единый и неделимый педагогический процесс... должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между цельностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности» (115, 206-207). «Принцип целостности, -дополняет Е.П. Белозерцев, - означает лад между целями, содержанием и технологией образования; между духовным, психическим и физическим развитием; между гуманитарными и естественнонаучными знаниями; между личностью и его деятельностью... различные звенья системы образования испытывают потребность друг в друге, стремятся навстречу друг к другу, интегрируются» (14,273).

В концепции развития колледжа принцип интеграции является ведущим. Колледж ставит своей целью обеспечить интеграцию социализации и индивидуализации личности, давая учащимся общее (базовое или основное) образование, комплексное (разностороннее) воспитание и развивая способности к творчеству, при создании необходимых для этого условий в целостном педагогическом процессе. Интегрированное обучение является одновременно и целью, и средством воспитательно-образовательного процесса в колледже. Как цель обучения, интеграция помогает учащимся целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии.

Поиск путей интеграции в целостном педагогическом процессе направлен на раскрытие творческого потенциала личности учащегося в разных видах деятельности как в воспитании, так и в обучении. Как единая целостная система, интеграция является эффективным средством обучения детей на основе более совершенных методов, приемов, форм и новых технологий в учебно-воспитательном процессе, высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени, способствуя приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных учебных дисциплин. В связи с этим, весь процесс развития творчества учащихся рассматривается нами через анализ интегрированных форм. Принцип интеграции реализуется: в интеграции социализации и индивидуализации личности; интеграции базового и дополнительного образования в педагогическом процессе колледжа; интеграции различных видов творческой деятельности при развитии творчества у учащихся (политворческое развитие), в частности, интеграции художественных направлений деятельности (полихудожественное развитие).

Психолог К. Свит представляет тех, кто одним из методов улучшения психологического состояния личности видит удовлетворение своих творческих способностей (111, 210, 212). Ярко показано значение творчества для развития личности у А. Галина, который отмечает, что оно не только устраняет внутренние противоречия, но и лечит; способствует гармонизации личности; делает внутреннюю жизнь человека более организованной, менее противоречивой, объединяя разные «слои» его личного опыта; помогает улучшить отношение к окружающим; выносит человека на новый уровень - уровень социальной личности, субъекта общественных отношений, независимо от того, каков масштаб его деятельности; творческий человек лучше организует общение, более находчив в поведении, нередко находит оригинальные решения в тех областях, которые, казалось бы, его не касаются14; способен оказывать психотерапевтическое влияние на других, вследствие внутренней цельности; любить не так, как другие: чувства творческого человека нередко особенно прекрасны и возвышенны, из чего автор делает вывод, что путь коренного улучшения характера - путь творчества (111,38).

Взаимодействие и интеграция разнообразных видов творческой деятельности в опытно-экспериментальной работе социально-педагогического колледжа

В данном параграфе мы даём анализ опытно-экспериментальной работы, проведённой нами в социально-педагогическом колледже г. Воронежа.

Коллективно-педагогический лонгитюдный (непрерывный в течение 9 лет с экспериментальной группой - одним и тем же контингентом учащихся и контрольной группой - вновь поступающими на обучение в колледж учащимися) формирующий эксперимент44 заключался в том, что на основании выводов, сделанных вследствие теоретического анализа литературы, раскрывающей сущностные характеристики творчества, а также с учётом возрастных особенностей детей и сензи-тивных периодов в развитии психических новообразований, в том числе и творчества, были созданы условия, предполагающие стимулирование проявления и дающие возможность выявления и развития творчества учащихся; дети вовлекались в разнообразные виды творческой деятельности как на уроках, так и во внеурочное время.

Опытно-экспериментальная работа по развитию творчества у детей разных возрастных групп включала несколько этапов. На первом и втором этапе работы с детьми велось активное наблюдение за ними в процессе многообразных видов деятельности, в которые они включены сообразно обучающей программе; на третьем - предоставлялась возможность, продолжая опытно-поисковое изучение своих интересов, склонностей, способностей, потребностей, самостоятельно выбирать направления творческой деятельности, которыми ребята хотели бы заниматься в рамках творческих мастерских; четвёртый этап предполагал предоставление учащимся возможности занятий в специализированных классах различных профилей, в соответствии с их профессиональными интересами.

На первом этапе проводилась работа со старшими дошкольниками - учащимися подготовительного класса - детьми 5-6 лет. В задачи данного этапа входило формирование установки у будущих учащихся колледжа и их родителей на творческую деятельность как норму, неотъемлемую часть программы колледжа и жизни в целом, положительного настроя и интереса к урокам творчества, желания и готовности познакомиться с различными видами творческой деятельности.

В программу этих занятий, наряду с направленными на развитие психологической готовности к обучению, приобретению необходимых учебных навыков, входили и такие, которые позволяли выявить, стимулировать, и развивать творче-ские проявления наших будущих первоклассников Программа предполагала именно творческое воплощение самостоятельных проектов детей на основе уже имеющихся у них знаний, умений и навыков.

Придумывание историй по картинкам: страшных, юмористических и фантастических; художественное чтение стихотворений и инсценировки небольших детских произведений; исполнение песен, подражая эстрадному певцу или герою мультфильма; лепка героя прослушанного на уроке произведения; коллективное рисование иллюстраций или праздничных плакатов; изготовление из бумаги в технике оригами деталей животных и спонтанный показ кукольного спектакля. Ролевые игры, носящие характер публичного представления: «Цирк», «Театр», «Концерт Звёзд эстрады» и т.п. Каждый учебный день в подготовительном классе - тематический: на всех уроках - письма, чтения, счета, развития речи, творчества - в стихах, рассказах, условиях задач и творческих заданиях, предлагаемых детям преподавателями, раскрывается какая-либо гема (начавшегося времени года, приближающегося праздника, животного или сказочного героя, пришедшего в гости к ребятам и т.п.). Домашнее задание по всем предметам обязательно предполагало и творческое. Уже на этом этапе педагоги знакомили детей с работами мастеров и учащихся более старшего возраста, которые периодически помогали преподавателю проводить занятия с дошкольниками.

Широко использовалась система импровизированных концертов для родителей, изготовления костюмов, декораций к ним и праздничных подарков детьми самостоятельно и совместно со всеми одноклассниками (групповые синтетические композиции). Учитывая значимую для младших школьников роль родителей 6, нами проводилась разъяснительная психолого-педагогическая работа по знакомству их с особенностями педагогической системы колледжа и рекомендациями, как продолжить систему творческого развития и самореализации детей, начатую в педагогическом процессе колледжа, в условиях семьи, знакомство с творческой продукцией учащихся СГЖ при посещении мастерских, выставок и концертных программ как детей, так и их родителей.

Завершение подготовительного уровня системы был охарактеризован формированием установки у детей - будущих учащихся колледжа и их родителей на творческую деятельность как норму, неотъемлемую часть программы колледжа и жизни в целом, положительного настроя и интереса к урокам творчества, желание и готовность познакомиться с различными видами творческой деятельности.

Первый уровень системы составляют образовательные области учебного базисного плана школы (федерального и регионального) и соответствует второму этапу, на котором проводилась работа с учащимися начальных классов. На втором этапе нам необходимо было решить следующие задачи: - сделать занятия творчеством привычными для учащихся; - способствовать развитию первичных технических навыков работы и овладению некоторыми творческими приёмами; - пробудить у них интерес к знакомству с новыми и новыми областями творчества; - способствовать первичному становлению у учащихся потребности в творчестве; -сформировать осознанное отношение учащихся по отношению к различным направлениям творчества.

Обучаясь в колледже с первого класса47, ребенок на «уроках творчества» (таблица 3, стр. 100) знакомился со всевозможными направлениями творческой деятельности, преимущественно художественного вида как непосредственный участник процесса исполнения музыки и песен, танцев и театральных постановок, рисунков и разнообразных изделий декоративно-прикладного искусства (например, лепки, росписи, оригами, бумагопластики, аппликации, макраме, нитяной графики, флористики и т. д.). Такая работа проводилась с целью дать детям представление о многообразии способов творческого самовыражения и пробудить их интерес .

Похожие диссертации на Становление творческой личности учащегося в педагогическом процессе колледжа