Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Проблема формирования способности студента - будущего инженера к моральному выбору в теории и практике образования 19
1. Сущность и природа явления «моральные ориентиры деятельности инженера» 19
2. Сущность понятия «способность инженера к моральному выбору» 43
3. Изучение способности студента университета к моральному выбору 62
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию способности студентов к моральному выбору и ее результативность . 88
1. Научные подходы и принципы формирования способности студентов к моральному выбору в процессе обучения в университете 88
2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию способности студентов к моральному выбору в процессе обучения в университете 117
3. Результативность экспериментальной работы по формированию способности студента университета к моральному выбору 171
Заключение 196
Библиография
- Сущность понятия «способность инженера к моральному выбору»
- Изучение способности студента университета к моральному выбору
- Организация опытно-экспериментальной работы по формированию способности студентов к моральному выбору в процессе обучения в университете
- Результативность экспериментальной работы по формированию способности студента университета к моральному выбору
Введение к работе
Актуальность исследования. Создание наукоемких и высокотехнологических производств, программного обеспечения автоматизированных систем, совершенствование радиосвязи, радиоэлектроники и телевидения требуют от инженера совершения таких действий и поступков, которые несут благо человеку, природе, а не усугубляют глобальных проблем современности В настоящее время стало очевидным, что без моральных ориентиров, обеспечивающих адекватную направленность целеобразованию в рамках целесообразной деятельности инженера и указывающих ему путь движения по избранному направлению, невозможно созидание жизни, достойной человека, конструктивное взаимодействие с природой
Выбор способов и средств создания техники, которые обеспечивают достойную жизнь, наполняет душу благоговением перед человечностью человека «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне < > Я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования» (И Кант) Мораль не просит и не учит инженера, а повелевает ему действовать так, чтобы не навредить своими действиями человеку, природе, очерчивает сферу недопустимого, безусловно запретного поведения, удерживает от причинения вреда
В практике образования подобное понимание морали, пространство которой есть отношения между людьми, должно составлять основу целенаправленного формирования способности студентов университета к моральному выбору Необходимость формирования способности студентов университета к моральному выбору в целом и к выбору моральных ориентиров деятельности в частности обусловлена и тем, что инженер работает с многообразными объектами Деятельность инженера по созданию искусственных объектов и эксплуатации уже построенных объектов, по управлению техническими системами не может не затрагивать интересов других людей, природы.
Развитие естествознания в целом и физики в частности порождает эволюцию представлений о естественнонаучной картине мира, в том числе - о физической картине мира Возникновение новых представлений и взглядов о реальности и их последующее вхождение в научную картину мира, понятие которой включает в себя «понятие общенаучной, естественнонаучной, социальной и локальной (специальной) научной картины мира» (В С Степин), предполагает разработку разнообразных, возможно, даже альтернативных программ и проектов Вслед за разработкой программ и проектов следует их выбор, который «освящают ценности, а знания обосновывают его» (В Н Сагатовский)
Необходимость обращения к проблеме формирования способности студентов университета к моральному выбору обусловлена и тем, что она, как показывает анализ научной литературы, свое научное обоснование получает главным образом в рамках объекта этической науки, теоретическая и прикладная задачи которой заключаются в том, чтобы «прояснить основания
рального выбора, продемонстрировать личности способы рассуждения о жизни, которые уже были осуществлены в истории человечества» (В А Разин)
В этической литературе накоплен теоретический и эмпирический материал, необходимый для уяснения критериев (эталонов), принципов, механизмов, этапов морального выбора личности (СФАнисимов, Р Г Апресян, Л М Архангельский, В И Бакштановский, В А Василенко, В Т Ганжин, А А Гусейнов, О Г Дробницкий, Е Л Дубко, Н Д Зотов, Г И Курган, А В Разин, А И Титаренко и др ) Анализ научной литературы показывает, что проблема морального выбора человека исследуется в различных аспектах, определяющих понимание учеными сущности морального выбора моральный выбор -это не изолированный акт «человека вообще», а частица, момент социальной связи людей, сообща реализующих определенные ценности (А И Титаренко), моральный выбор - это выбор форм поведения, реализующий принятые человеком нравственные ценности, это выбор самих ценностей, определяющий нравственную ориентацию личности, направленность ее поступков (Г И Курган), моральный выбор — это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий (Р Г Апресян), моральный выбор состоит в том, что человеку приходится решать, не противоречат ли какие-то притягательные для него ценности каким-то не вполне осознаваемым интересам сохранения и развития личности (Ю.А Шрейдер)
Анализ научной литературы показывает, что если для этики проблема морального выбора - далеко не новая научная проблема, то в педагогической науке данная проблема, несмотря на то, что различные аспекты морального выбора будущего специалиста были в центре внимания ученых-педагогов (Л В Вершинина, А И Кирьякова, О К Позднякова и др ), еще фундаментально не осмыслена, а проблема формирования способности студентов к моральному выбору не была предметом специального исследования
Среди многих проблем, возникающих при изучении данной проблемы, на наш взгляд, следует исследовать такие, которые связаны с обоснованием моральных ориентиров деятельности инженера и раскрытием их сущности и природы, с раскрытием сущности понятия «способность инженера к моральному выбору», с определением подходов и принципов формирования способности студентов университета к моральному выбору, и ряд других
Источником этих проблем в педагогической практике является определенная рассогласованность, а порою и противоречие между стремлением преподавателя вуза формировать у студентов университета способность к моральному выбору и недостаточным осознанием им того, что развитие способности будущего инженера к выбору моральных ориентиров деятельности связано с формированием у него ценностных эталонов, определяющих содержание его ценностного модуса (потребности, интересы, намерения, оценки, мотивы и цели)
Как показывает анализ опыта работы высших образовательных учреждений, даже преподаватели, которые целенаправленно и сознательно создают ситуации морального выбора, выбора моральных ориентиров деятельности
инженера, все еще не в полной мере развивают способность будущего инженера к рефлексии, являющейся механизмом выбора моральных ориентиров деятельности инженера, и раздвигают категориальные рамки его этического и морального мышления
Стремление найти пути разрешения этих противоречий и определило проблему нашего исследования В теоретическом плане это проблема разработки практико-ориентированной концепции формирования способности студентов университета к моральному выбору В практическом плане - проблема определения педагогических условий, соблюдение которых позволяет развивать способность студентов к моральному выбору, к выбору моральных ориентиров деятельности
Объект исследования - процесс обучения студентов в университете
Предмет исследования - формирование способности студента -будущего инженера к моральному выбору как аспект процесса обучения
Цель исследования - разработать и апробировать пракгико-ориентирован-ную концепцию формирования способности студентов к моральному выбору
Задачи исследования: 1) раскрыть природу и сущность явления «моральный ориентир деятельности инженера» и обосновать моральные ориентиры деятельности инженера, 2) раскрыть сущность понятия «способность инженера к моральному выбору», 3) определить подходы к формированию способности студентов университета к моральному выбору и принципы такого формирования, 4) обосновать содержание процесса формирования способности студентов университета к моральному выбору, 5) определить результативность опытно-экспериментальной работы по формированию способности студентов университета к моральному выбору
Гипотеза исследования. Способность инженера к моральному выбору как способность выбирать поступок, ценность есть личностное качество
Представления поступающих в университет студентов — будущих инженеров об условиях возникновения потребностей, которые побуждают их к выбору поступков, ценностей, различны, и основаны они на освоенных в личном опыте ценностях, определяющих нравственную направленность их личности, принимающих форму мотивов, через нравственно-императивную функцию которых «преломляются» предпочтения между альтернативными действиями по технической эксплуатации радиоприемных и радиопередающих устройств, телекоммуникационных систем и сетей и др Студент как будущий специалист, реально осуществляющий моральный выбор в последовательности его фаз, делает это с помощью категориальных структур этического и морального мышления Однако, как и любые категориальные структуры мышления, сформированные в индивидуальном жизненном опыте, категории этического сознания и понятия морального сознания еще не носят научно осмысленного характера Главное же заключается в том, что мировоззренческий ярус морального сознания студентов еще не ориентирует их сознание на выбор моральных ориентиров, указывающих направление деятельности инженера, создающего программное обеспечение автоматизированных систем и др
Формирование способности студентов к моральному выбору предполагает, что формируемые категориальные рамки его этического и морального мышления, сквозь которые он понятийно воспроизводит выбираемые моральные ориентиры, позволяют ему организовывать и осмысливать поступающую к нему информацию о естественнонаучном знании с точки зрения включенности в его содержание ценностного критерия
Формирование способности студента к моральному выбору становится успешным, если
выявление подходов и принципов, совокупность которых определяет основания практико-ориентированной концепции, базируется на идее, которая, будучи отражением реально существующих проблем, обращена к будущему,
в процессе освоения студентом содержания образования на уровне учебной дисциплины «Физика», гуманитарных дисциплин, раскрытого сквозь призму категории «мораль» и обусловленного содержанием понятий «моральный ориентир», «моральный выбор» и др , естественнонаучное знание дополняется философским, этическим, культурологическим, экологическим знанием и интегрируется с ним,
процесс обучения организован таким образом, что овладение студентами вычлененным на уровне учебной дисциплины «Физика» мировоззренческим содержанием позволяет им, определяя приверженность к моральным ориентирам деятельности, осуществлять морально-этическую рефлексию в составе естественнонаучного знания, а сами мировоззренческие представления предписывают, каким быть субъекту морального выбора, определяют, во имя чего надлежит следовать данным предписаниям, какие оценочные критерии применять при обслуживании цифровых телекоммуникационных систем, линий связи и т д,
доминирующими методами формирования способности студентов к моральному выбору становятся такие, которые, позволяя им определять свои предпочтения в ситуации выбора в пользу моральных ориентиров деятельности, побуждают их к реализации принципов морального выбора
Положения, выносимые на защиту:
1 Развитие естествознания в целом и физики в частности порождает эволюцию представлений о естественнонаучной картине мира, приводит к пересмотру картины мира, в том числе и физической картины мира Возникновение новых представлений и взглядов о реальности и их последующее вхождение в научную картину мира предполагает разработку разнообразных, возможно, даже альтернативных программ и проектов Вслед за разработкой программ и проектов следует их выбор, базирующийся на мировоззренческих ориентациях ученого, инженера В настоящее время происходит переоценка значимости науки, которая проявляется в создании новых программ, в осмыслении деятельности инженера, берущего на себя задачу компенсации возмущающих природу результатов деятельности Культурный смысл науки заключается в том, что она включена в решение многообразных проблем со-
временности, в поиск новых путей развития цивилизации, а потому наряду с критерием истины ставится критерий ценности Одним из возможных способов решения задачи включения ценностного подхода в содержание истины является формирование способности студента - будущего инженера к моральному выбору, который есть выбор поступков и ценностей Способность студента к моральному выбору как способность к поступку есть личностное качество, которое проявляется в отношении к моральным нормам, ценностям, освящающим выбор моральных ориентиров деятельности и служащим критерием для оценки результатов деятельности, выбора ее моральных ориентиров Моральными ориентирами деятельности инженера, которые обнаруживают себя в пространстве отношений между инженером и людьми, природой, задают стратегию его деятельности по избранному пути, направлению, являются ценности, золотое правило нравственности и категорический императив в статусе ценностей
Положение о необходимости формирования способности студентов к моральному выбору не может быть просто дополнено тезисом о важности расширения у них категориальных структур этического и морального мышления, которые направляют мысль на поиск наиболее фундаментальных характеристик объекта и сквозь призму которых они понятийно воспроизводят выбираемые моральные ориентиры Формирование способности студента -будущего инженера к моральному выбору должно базироваться на такой ведущей идее опытно-экспериментальной работы, которая (идея), представляя собой единство сущего и должного, задает направленность разработке и апробации практико-ориентированной концепции формирования способности студентов университета к моральному выбору, в основаниях которой (концепции) находятся субъектный, этический, ценностный, личвостно-ориен-тированный и контекстный подходы к формированию способности студентов к моральному выбору и адекватные их сущности принципы ее формирования Суть идеи с точки зрения сущего заключается в том, что в ней утверждается необходимость демонстрации студентам образцов морального выбора в последовательности его фаз, отражается моральный опыт человечества и опыт отдельного человека (ученого, практика), то есть знание о надлежащих образцах действий-поступков, о моральных ориентирах деятельности Суть идеи с точки зрения должного заключается в том, что среди выбираемых инженером моральных ориентиров деятельности находятся и ценности, создающие эскиз «потребного будущего» На первый план в моральном выборе инженера наряду с этическим и моральным знанием выходит ценность естественнонаучного знания, смысловая составляющая которого придает ориентацию деятельности таким образом, что сознание инженера начинает «видеть» благо, а не пользу Инженер создает системы управления базами данных, контрольно-измерительные приборы и приборы бытового назначения не только ради достижения целей деятельности, но и ради людей
Обоснование содержания процесса формирования способности студентов к моральному выбору должно быть осуществлено в особом методоло-
гическом ракурсе - сквозь призму понятия «мораль» Источником данного содержания являются понятия «моральный выбор», «моральный ориентир», «ценность», «принцип морального выбора» и другие понятия, имеющие теоретический смысл, и нравственный опыт, в котором как в опыте внутренних коллизий, ценностных выборов представлен нормативно-оценочный или собственно моральный смысл этих понятий
Деятельность преподавателя университета по реализации содержания процесса формирования способности студентов к моральному выбору становится эффективной тогда, когда расширение категориальных рамок этического и морального мышления студентов в единстве с наполнением мышления аксиологическим содержанием и формированием мировоззренческих представлений осуществляется в процессе овладения мировоззренческим содержанием, вычлененным на уровне учебной дисциплины «Физика» и других учебных дисциплин, когда студенты овладевают логикой морального выбора, представленной последовательностью его фаз, в процессе освоения содержания образования на уровне учебной дисциплины «Физика» и на уровне гуманитарных дисциплин, благодаря чему естественнонаучное знание дополняется философским, этическим, культурологическим, экологическим знанием и интегрируется с ним, когда студенты осуществляют морально-этическую рефлексию в составе естественнонаучного знания, когда в период производственной практики студенты при включении ценностного критерия в содержание естественнонаучного знания руководствуются моральными нормами, экологическими запретами, когда при принятии инженерных решений, «вычитывая» ситуацию морального выбора, воспроизводят в обобщенном виде моральный опыт ученых, инженеров, свой опыт Этот опыт и является продолжением рассуждений о моральных ориентирах деятельности инженера На моральном и нравственном уровнях рефлексии этот опыт связан с выбором ценностей (в том числе и ценности знания), норм, правил На этическом уровне этот опыт оказывается представленным в выборе между добром и злом, между добродетелью и пороком, где совесть и долг являются механизмами морального выбора
4 Наиболее адекватными задаче формирования способности студентов к моральному выбору в единстве с развитием у них мировоззренческих структур являются такие методы обучения, как а) «информация-наведение на идею», «информация-обоснование», «информация-размышление», пробуждающая потребность студента в собеседнике, слушателе, оппоненте, б) решение студентами явных (риторические и классические проблемы) и неявных (апория) проблем, обеспечивающее (решение) расширение у студентов категориальных рамок мышления, в) эмпирическое, логическое и теоретическое доказательство (обоснование) научных истин в статусе ценностей или аксиологических форм культуры, позволяющее студентам овладевать принципами морального выбора, г) ситуации морального выбора, решение которых осуществляется студентами в логике последовательности его фаз в контексте парадоксов
морального выбора, д) демонстрация нравственного контекста жизнедеятельности ученого, образ которого становится перспективой интеллектуального, нравственного развития студента, е) демонстрация студентам через способы рассуждений ученого о жизни ценностного модуса его личности, ж) этический диалог, обеспечивающий формирование этических и моральных'знаний студентов, способности мыслить, пробуждающий интерес студентов к этике, развивающий у них потребность в этическом и моральном осмыслении, способствующий освоению ими категорий и понятий этики, морали. Научная новизна исследования:
раскрыты природа и сущность явления «моральный ориентир деятельности инженера» и обоснованы моральные ориентиры деятельности инженера (характеристиками морального ориентира деятельности инженера, с помощью которых раскрывается его природа, являются а) заданность ориентира ходом общественного, технического развития, развития естественнонаучного знания, б) выбор, в) придание направленности целеобразованию в рамках целесообразной деятельности инженера Сущность моральных ориентиров деятельности инженера заключается в том, что они, обнаруживая себя в пространстве отношений между инженером и людьми, природой, которые (отношения) и есть мораль, выбираются им Моральными ориентирами деятельности инженера, которые задают стратегию его деятельности по избранному пути, направлению, являются ценности, золотое правило нравственности и категорический императив в статусе ценностей),
раскрыта сущность понятия «способность инженера к моральному выбору» (сущность способности инженера к моральному выбору, который сопровождает его деятельность как человека и профессионала, заключается в том, что эта способность как способность выбирать поступок, ценность есть личностное качество В процессе морального выбора инженер выполняет действия-поступки, которые свидетельствуют о нравственном качестве как самих действий-поступков, так и о нравственном качестве морального выбора),
определены подходы и принципы формирования способности студентов университета к моральному выбору, совокупность которых определяет основания практико-ориентированной концепции формирования способности студентов к моральному выбору (подходы субъектный, этический, ценностный, личностно-ориентированный и контекстный Уровень конкретизации сущность субъектного подхода заключается в развитии личностных форм морального сознания студента, определяющих строй морального мышления, в котором понятия морального сознания как схемы и как «категориальные рамки» мышления студента служат для выражения им различных сторон нравственного отношения, для производства оценок реальности и поступков, для оценивания продуктов и результатов деятельности, в развитии способности студентов к морально-этической рефлексии как условие морального выбора Сущность этического подхода заключается в том, что реализация преподавателем этического отношения придает адекватную ему направленность деятельности студентов, мотивом которой является добро
Сущность ценностного подхода заключается в том, что наделенные студентами смыслом значения, или ценности, которые концентрируются на ценностном «ярусе» морального сознания, придают специфическую для ценностей направленность моральному выбору, определяют последовательность его фаз Наиболее адекватными сущности субъектного и этического подходов являются принцип субъектности и принцип морально-этической рефлексивной направленности процесса обучения, сущности ценностного подхода -принцип единства оценочного и ценностного, сущности контекстного подхода - принцип реальности, сущности личностно-ориентированного подхода -принцип ценностной ориентации. Уровень конкретизации Принцип субъектности как апелляция к сознанию студентов ориентирует преподавателя на наполнение их сознания нравственным, ценностным содержанием, на обогащение нравственной и ценностной составляющей «категориальных рамок» мышления Принцип рефлексивной направленности процесса обучения, в котором вычленена морально-этическая ее составляющая, ориентирует преподавателя на развитие способности студентов к морально-этической рефлексии, проводящей мотивы через лабиринты выбора, имеющего практический смысл, сквозь призму которого рефлексирующий студент оценивает результаты выбора моральных ориентиров деятельности Принцип един-ства оценочного и ценностного ориентирует преподавателя на развитие способности студентов к ценностному осмыслению результата деятельности, в котором ценность как осознанный смысл придает ценностную ориентацию использованию инженером естественнонаучного знания и служит критерием для оценивания результатов деятельности Принцип реальности ориентирует преподавателя на развитие способности студентов к различению добра и зла в реальности, с которой они остаются в согласии, остаются верными этой реальности, в том числе и собственной человеческой сущности Принцип ценностной ориентации ориентирует преподавателя на обогащение ценностных эталонов студента, определяющих содержание ценностного модуса его личности, или потребностей, интересов, моральных мотивов, критериев оценок, являющихся фазами морального выбора),
- обосновано содержание процесса формирования способности студента к моральному выбору (содержание процесса формирования такой способности, раскрываемое в особом методологическом ракурсе - сквозь призму категории «мораль», обусловлено содержанием понятий «моральный ориентир», «моральный выбор», оно (содержание) осваивается студентами в процессе овладения этическим и моральным знанием, морально-этической рефлексии в составе естественнонаучного знания, позволяющей студенту осознать смысловую составляющую естественнонаучного знания, определяющего содержание категориальных рамок этического и морального мышления студента, которое в личностном плане выступает в виде деятельности его этического и морального сознания)
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрытие природы и сущности понятия «моральный ориентир деятельности
инженера» составит основу для новых научных представлений о нем как педагогическом понятии, раскрытие сущности понятия «способность инженера к моральному выбору» позволит на теоретической основе разрабатывать содержательные и процессуальные аспекты деятельности преподавателя вуза по формированию такой способности у студента Предлагаемая в исследовании практико-ориентированная концепция способствует обогащению педагогической теории в части, относящейся к определению подходов к формированию способности студентов университета к моральному выбору и принципов ее формирования Результаты исследования будут способствовать разработке вопросов личностно-ориентированного содержания образования студентов университета, повышению теоретического уровня преподавания научных дисциплин в вузе в той их части, которая относится к способам включения этического и морального знания в содержание научных дисциплин
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование педагогической деятельности преподавателя университета в аспекте формирования способности студентов к моральному выбору, в определении методов научно-педагогического исследования, с помощью которых выявляется способность студентов к моральному выбору, в конкретизации содержания научного материала, содержащегося в научных дисциплинах с точки зрения их возможностей в развитии личностных форм морального сознания студента, определяющих содержание «категориальных рамою> этического и морального мышления студента
Методологической основой исследования являются этика как наука о морали, отечественные философско-этические и психологические теории и концепции мышления и сознания личности человека
Источниками исследования являются фундаментальные положения о рефлексивной природе мышления и сознания человека (А В Карпов, Т А Колышева, Ю Н Кулюткин, В А Лекторский, В.АЛефевр, А Н Огурцов, М А Розов, И Н Семенов, И.М Скитяева, С Ю Степанов, Г С Сухобская, А А Тюков, В.С Швырев и др),
Существенное значение в концептуальном плане имеют
теории и концепции мышления человека (А А Бодалев, А В Брушлин-ский, В В Давыдов, В П.Зинченко, В В Знаков, В А Лекторский, Б Ф Ломов, Ю.Н Кулюткин, М М Кашапов, А Н Леонтьев, С В.Маланов, А А Орлов, В Д Шадриков и др ),
теории и концепции сознания человека в целом и этического, морального сознания в особенности (Г В Акопов, В М Аллахвердов, Р Г Апресян, Б С Братусь, А А.Гусейнов, О Г Дробницкий, И Л Зеленкова, В П Зинченко, Е В Золотухина-Аболина, В П Кобляков, А Н Леонтьев, Т В Мишаткина, А В Разин, В И Слободчиков, А И Титаренко, С Л Рубинштейн и др),
теория ценностей, разработанная в философско-этических исследованиях (А А Ивин, С Ф Анисимов, О М Бакурадзе, Б С Братусь, В А Блюмкин, В П Выжлецов, О Г Дробницкий, Г Н Гумницкий, М С Каган, В Н Сагатов-ский, А И Титаренко, В К Шохин и др),
- основные положения методологии педагогики и методики исследования
(М Н Алексеев, Е В Бережнова, Г X Валеев, В И Загвязинский, Н И Загузов,
В С Ильин, В В Краевский, В М Полонский, В Г Рындак, Я С Турбовской и др ),
концепции личностно-ориентированного образования и обучения (Е В Бондаревская, Ю Н Кулюткин, А Б Орлов, В В Сериков, Г С Сухобская, И С Якиманская и др ),
идеи субъектного (Б.Г Ананьев, А А Бодалев, А В Брушлинский, А А Деркач, В В Знаков, Б Ф Ломов, И.Г Петров, В М Розин, Э В Сайко и др), этического (Р Г Апресян, В Н Сагатовский и др), ценностного (В П Бездухов, АВКирьякова, ГАМелекесов и др), контекстного (А А Вербицкий) подходов к обучению
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету теоретический анализ философской, этической, психологической, педагогической литературы, социологические методы (анкетирование, беседа), наблюдение, экспериментальные методы (констатирующий и формирующий варианты эксперимента); изучение и обобщение опыта педагогической деятельности, математико-статистические методы (средние значения, среднее квадратическое отклонение, корреляционно-регрессионный анализ).
Работа выполнялась на базе Сургутского государственного университета Всего в исследовании на разных его этапах приняли участие около 250 студентов (из них 84 являлись участниками формирующего эксперимента)
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (2000 - 2002 гг) Изучение педагогической действительности, конкретного опыта деятельности преподавателей высших учебных заведений в условиях происходящей на рубеже веков трансформации человеческой цивилизации, выразившейся в росте технологического могущества, порождающего нравственные коллизии, обусловило важность и необходимость осмысления проблемы формирования способности студента - будущего инженера к моральному выбору Проведенный анализ научной литературы позволил обосновать исходные позиции, проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи Результатом этого этапа явилось определение гипотезы, методологии и методов исследования, обоснование его программы
Второй этап (2002 — 2007 гг) В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом положений личностно-ориентированной педагогической науки и осмыслением педагогического опыта формирования такой способности у студентов, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались педагогические условия, обеспечивающие формирование способности студентов к моральному выбору, корректировались методы обучения Результатом этого этапа явились разработка и реализация практико-ориен-тированной концепции формирования способности студентов университета к моральному выбору
Третий этап (2007 г) Обобщались и систематизировались результаты исследования. Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для определения педагогических условий, обеспечивающих формирование способности студентов к моральному выбору Осуществлялась научная интерпретация экспериментальных данных Результатом этапа явилось оформление текста диссертации
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме, проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях, адекватностью использованных для избранной сферы анализа взаимодополняющих методов исследования, использованием различных методик количественной и качественной оценки и интерпретации результатов, разносторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных; возможностью повторения экспериментальной работы, репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных
Апробация и внедрение результатов исследования Результаты исследования нашли отражение в монографии, статьях и материалах международных научно-практических конференций (Самара, 2006, 2007) Материалы исследования апробировались автором в процессе педагогической деятельности в Сургутском государственном университете
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи, выдвигается гипотеза, указываются методологические основы, база, этапы, методы, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту
В первой главе «Проблема формирования способности студента - будущего инженера к моральному выбору в теории и практике образования» раскрывается природа понятия «ориентир», выявляются различия между понятиями «нравственный ориентир» и «моральный ориентир» и обосновываются моральные ориентиры деятельности инженера, раскрывается сущность способности инженера к моральному выбору, приводятся результаты изучения потребностей, стимулирующих моральный выбор студентов, мотивов, побуждающих их к моральному выбору, принципов, которыми студенты руководствуются в ситуации морального выбора, и критериев, с помощью которых будущие инженеры оценивают результаты морального выбора
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию способности студентов к моральному выбору и ее результативность» обосновывается ведущая идея опытно-экспериментальной работы по формированию способности студентов к моральному выбору, определяются подходы к формированию способности студента к моральному выбору и адекватные им принципы, обосновывается содержание процесса формирования способности студентов к моральному выбору, выявляются сложности в формировании со-
держания образования на уровне учебных дисциплин и научного материала, содержащегося в них, излагается ход опытно-экспериментальной работы по формированию способности будущего инженера к моральному выбору, на основе сравнительного анализа результатов констатирующего этапа эксперимента с данными, полученными на его контрольном этапе, сформулированы выводы о результативности опытно-экспериментальной работы, раскрываются педагогические условия, обеспечивающие формирование способности будущего инженера к моральному выбору
В заключении обобщаются результаты исследования, излагаются основные выводы, подтверждающие гипотезу и состоятельность положений, выносимых на защиту
В приложении содержатся анкеты; приводятся статистические данные
Сущность понятия «способность инженера к моральному выбору»
Современная цивилизация, имея техногенный характер, стоит на пороге качественно нового периода своего развития. Основой жизнедеятельности становится развитие техники и технологий за счет производства нового научного знания и его внедрения в технологические процессы. Ведущая роль науки в развитии материально-технического базиса общества не вызывает сомнения.
Наука, как известно, есть особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. «Основной функцией науки, определяющей все остальные, в том числе и социальные, - пишет А.Ю.Севальников, - является приобретение фундаментальных знаний о реальности, ее наиболее фундаментальных объектах и законах их взаимосвязи» [170,70].
Естественно, далеко не каждая наука, в том числе и физика, которая «образует фундамент естествознания» [17, 66], выходит на изучение базовых принципов сущего. Несмотря на это, можно и следует, как подчеркивает А.Ю.Севальников, говорить об онтологии физического знания, где посредством ряда принципов эксплицируется картина исследуемой реальности, создается физическая картина мира [170,71].
Возникновение новых представлений и взглядов о реальности и их последующее вхождение в научную картину мира, понятие которой, согласно В.С.Степину, имеет ряд значений: это понятие общенаучной, естественнонаучной, социальной и локальной (специальной) научной картины мира [184, 197], -предполагает разработку разнообразных, возможно, даже альтернативных программ и проектов. Вслед за разработкой программ и проектов следует их выбор, базирующийся на мировоззренческих ориентациях ученого, сообщества. Категориальные структуры мировоззрения, как подчеркивает В.С.Степин, определяют способ осмысления и понимания мира человеком. Они задают целостный образ человеческого мира, картину этого мира [184,195].
Мировоззрение фиксирует единство, слитность объективного (гносеологического) и субъективного (аксиологического), рационального и ценностного. С точки зрения Г.Е.Залесского, мировоззрение личности как системное образование позволяет ей не только выражать определенное отношение к окружающей действительности, но и побуждает, направляет и организует ее активность, участвует в процессе соподчинения? различных деятельностей и мотивов [82, 20], побуждающих к созданию и к выбору того или иного научного проекта, той или иной научно-исследовательской программы.
В этом положении четко обозначено отношение «человек - окружающий мир» [«ученый (инженер) - научная картина мира (физическая картина мира)]». Мировоззрение человека (ученого, физика, инженера и т.д.), структурными компонентами которого являются знания, взгляды, убеждения и идеалы, есть состояние сознания, которое есть не только знание, но и отношение.
Современная наука поставлена на службу производству и обществу. Ее культурный смысл заключается в том, что она включена в решение многообразных проблем современности, в поиск новых путей развития цивилизации, а потому наряду с критерием истины перед наукой ставится критерий ценности.
Решение многообразных глобальных проблем, возникших в результате деятельности человека, возможно тогда, когда научная рациональность сочетается с ценностными структурами сознания, с «ценностно-целевыми структурами деятельности» [183, 166]. Решение глобальных проблем современности в. контексте качественного творения мироздания в целом и научной картины мира в частности зависит от выбора человеком, инженером ориентиров деятельности.
В настоящее время происходит переоценка значимости науки, которая проявляется в создании новых программ, в осмыслении результатов деятельности инженера не только с точки зрения порождаемых ею глобальных проблем совре менности, способов их решения, но и с точки зрения преодоления разрыва науки и культуры. Все это актуализирует поиск способов включения «культурно-нравственного, а значит, ценностного подхода в самое содержание истины» [193, 134].
Одним из возможных способов решения задачи включения ценностного подхода в содержание истины является формирование способности студентов к выбору моральных ориентиров деятельности. Решение обозначенной задачи требует использования новых подходов к подготовке будущего инженера, расширяющих сферу познания и формирующих моральные ориентиры будущего инженера, его способность к выбору этих ориентиров.
При этом профессиональные знания и умения, естественно, должны быть разносторонними, отражающими социальный заказ на подготовку инженера. Это в равной мере относится и к познанию студентами фундаментальности физики, аспектами которой (фундаментальности) являются лингвистическая, эпистемологическая и онтологическая фундаментальность [17, 66-70], и к познанию студентами сущности и содержания критериев естественнонаучного знания, какими, как известно, являются объективность, доказательность, проверяемость знания. Отметим, что данный аспект профессиональный подготовки студентов не исследуется нами, но учитывается в процессе формирования способности студентов университета к моральному выбору. Это, однако, не означает, что мы не решаем данной задачи, которая является одной из значимых в подготовке будущего инженера к профессиональной деятельности.
Необходимость учета обозначенного выше аспекта профессиональной подготовки студентов к профессиональной деятельности объясняется имеющимися различиями между наукой и философией.
Физика, например, имеет дело с фиксированной предметной областью и не претендует на формулировку универсальных законов бытия. Истина в физике, открывающей законы физической реальности, всегда опредмечена, а «ученый смот рит на мир как бы сквозь призму предмета данной науки, отвлекаясь от присущих объекту других свойств» [134,6].
Если философия выносит универсальные суждения и стремится вскрыть метафизические законы мирового целого, то наука абстрагируется от смыслов жизнедеятельности, от ценностей и от вынесения ценностных суждений. Заметим, что абстрагирование науки от ценностей не означает отказа от нравственно-ценностной проблематики. В философии, в этике, в аксиологии культурные смыслы научного знания имеют место по определению. Из этих наук ценностная компонента знания неустранима. Более того, философия, как подчеркивает В.В.Миронов, ориентирована не только на поиск истины как формы согласования мысли с бытием, но и на познание и утверждение ценностей как форм согласование бытия с человеческой мыслью [134, 6].
Этика как философская наука, задавая направленность научному поиску, описывает, каким должен быть человек, ученый, инженер; в основе этики, как подчеркивает Ю.А.Шрейдер, лежит представление о присущей человеку способности к свободе выбора, не обусловленного никакими природными или социальными законами [201, 9]. Из этого следует, что моральный выбор инженера в целом и выбор им моральных ориентиров деятельности в частности не зависит ни от каких законов физики или другой науки.
Не анализируя в полном объеме сути различий между наукой и философией, заметим, что наиболее общую картину мира наука может дать лишь вместе с философией. При этом методологически важно учитывать, что философия есть «специфическая разновидность рационально-теоретического познания, которая не подчиняется полностью ни одному критерию научности» [134,9].
Изучение способности студента университета к моральному выбору
Выделение в качестве принципа морального выбора принципа осторожности объясняется тем, что смысл принципа осторожности, который в этике трактуется, как «не делать ничего такого, в чем можно предвидеть нарушение моральных запретов» [201, 256], заключается в том, что долг, ответственность, совесть инженера и т.д. не просят и не учат, а повелевают ему действовать так, чтобы не навредить своими действиями человеку, природе, что является одной из вариаций золотого правила нравственности [152, 12-13]. С этой точки зрения, золотое правило нравственности очерчивает сферу недопустимого, недолжного поведения, «безусловно запретного поведения» [149, 392] инженера.
Таким запретом, в частности, является «изобретение ядохимикатов абсолютно направленного действия» [135,297].
Итак, опираясь на идеи Г.И.Кургана о том, что моральный выбор человека, инженера есть выбор поступков и выбор ценностей, который, согласно А.И.Титаренко, проходит ряд последовательных фаз, мы, во-первых, обосновали критерии морального выбора. Во-вторых, опираясь на психологическую науку, обосновали, что потребности, интересы побуждают инженера к моральному выбору, а направленность инженера на ценности, принимающие форму мотива морального выбора, составляет его ценностные ориентации. В-третьих, выделили группу принципов морального выбора.
Решив данную задачу, попытаемся обосновать сущность понятия «способность инженера к моральному выбору». При этом мы исходим из того, что такая способность может развиваться только в условиях реального выбора, в условиях конкретных ситуаций. Будущий инженер как профессионал и как человек должен оказаться в ситуации морального выбора, поскольку никакое перечисление призна ков морального поведения не является залогом его успешности. Однако будущий инженер должен знать, что такое моральный выбор, каковы его этапы, принципы и критерии и т.д. Такое знание, используемое в ситуации морального выбора, позволит ему осуществить выбор действий-поступков и ценностей, решить задачу, принять решение.
Изучение проблемы способностей имеет давнюю традицию в отечественной психологии. Значительный вклад в разработку проблемы способностей человека внесли Б.Г.Ананьев, А.Г.Ковалев, Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн Б.М.Теплов, Л.П.Уманский и др.
Не анализируя в полном объеме решения проблемы способностей, осмыслим такие определения понятия «способность», которые «работают» на наше исследования.
Отправным моментом для анализа понятия «способность» в нашем, исследовании является идея С.Л.Рубинштейна о том, что «при развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет своеобразная диалектика между способностями и умениями. Способности и умения, совершенно очевидно, не тождественны, но они все же теснейшим образом связаны; притом связь эта взаимная. ... По мере того как человек на материале определенной системы знания по-настоящему осваивает приемы обобщения, умозаключения и т.д., у него не только накопляются определенные умения, но и формируются определенные способности. Обучение, как подлинно образовательный процесс, тем именно и отличается от простой тренировки, что в нем через умения и знания формируются способности» [165,537].
Осмысление данного определения понятия «способность» показывает, что для освоения знаний и умений нужны определенные способности, и в то же время для формирования способности к какой-либо деятельности необходимым условием является освоение знаний, умений. Главное же заключается в том, что способность формируется в деятельности через умения. Способность будущего инженера к моральному выбору формируется в конкретной ситуации морального выбора, где его осуществление требует от инженера совокупности знаний, а также умения оценивать, рефлексивных умений.
При оценке меры выраженности способности, как подчеркивает В.ДЛЛадриков, целесообразно использовать те же параметры, что и при характеристике деятельности [198, 177]. Опора на данное положение В.Д.Шадрикова с учетом того, что осуществление морального выбора не есть собственно деятельность, позволяет нам сказать, что при оценке выраженности, проявляемости способности будущего инженера к моральному выбору мы используем такие его (выбора) параметры, которые представлены в обоснованных А.И.Титаренко фазах морального выбора. Однако параметры, или фазы морального выбора, еще не дают представления о сущности способности инженера к моральному выбору. Раскрыть сущность какого-либо понятия, в нашем случае понятия «способность инженера к моральному выбору», значит выявить основную его характеристику. Знания и умения в случае со способностью инженеракморальному выбору не являются ведущими характеристиками. Знания и умения необходимы для осуществления морального выбора. Способности не сводятся к умениям и знаниям. Развитие способности будущего инженера к моральному выбору требует, чтобы он овладел этическим, психологическим, педагогическим знанием, умением оценивать, выражать оценочное и ценностное отношение по конкретным критериям.
Моральный выбор - это выбор форм поведения, выбор ценностей, а потому этот выбор есть выбор поступка, или, как подчеркивает В.Д.Шадриков, «способность поступка» [198,247], являющегося клеточкой поведения инженера, которое, в отличие от деятельности, заключает в себе отношение к моральным нормам, требованиям.
Организация опытно-экспериментальной работы по формированию способности студентов к моральному выбору в процессе обучения в университете
Знание, используемое инженером для оценивания, входит в структуру не познавательного, а ценностного отношения, ступенькой которого является уже оценочное отношение. Познавательное отношение, как подчеркивает В.Н.Сагатовский, «есть истина и как ее можно достичь?» [167, 173]. Познавательное отношение определяется ориентацией на истину, которая, в свою очередь, может и должна быть ценностью.
Истина и ценность, естественно, различные понятия. Различие это заключается в способах освоения мира. Истина познается в процессе научного познания. Ценность - в процессе морального познания мира. (Подробно вопросы о соотношении истины и ценности, научного и морального познания в рамках объекта этической науки освещены в работах С.Ангелова, В.П.Выжлецова, М.С.Кагана, В.Н.Сагатовского и других ученых, в рамках объекта педагогической науки - в работах В.П.Бездухова, А.В.Кирьяковой, О.К.Поздняковой и других ученых.)
М.СКаган отмечает, что истина как таковая аксиологически нейтральна [94, 70]. Законы Ньютона и Архимеда, теорема Пифагора и т.д. не имеют никакого отношения к субъективности человека. Однако, как подчеркивает ученый, истина может быть носительницей ценности. В то же время придавать ей аксиологический смысл - значит отрицать верное отражение нашим сознанием объективного бытия [94,70], естественнонаучной картины мира, физической картины мира.
Однако знание, как мы полагаем, может и должно быть ценностью. В данном случае, наряду со смысловой составляющей знания, речь должна идти и о ценностном отношении к знанию, например, к знанию о физической картине мира, о законах физики и т.д., о ценностном анализе, а не просто о логическом анализе знания. Ценностный анализ знания связан с осмыслением моральных ориентиров деятельности инженера, с их выбором как выбором ценностей.
Третье, на что следует обратить внимание при раскрытии аксиологических аспектов «категориальных рамок» этического и морального мышления студента, заключается в том, что речь следует вести не просто о моральных ориентирах, а о ценности данных ориентиров, о чем речь шла выше.
Итак, одной из ведущих педагогических задач в рамках формирования, способности студентов к моральному выбору становится задача развития «категориальных рамок» этического и морального мышления через его наполнение аксиологическим содержанием. Постановка данной задачи стала возможной, поскольку моральный выбор есть мыслительный процесс.
Обозначив проблемы, которые возникают в связи с решением задачи формирования способности студента университета к моральному выбору, мы выбираем ведущую идею опытно-экспериментальной работы.
Выбрать идею - значит схватить ее суть, в которой объединены ответы на вопросы, во имя чего двигаться и как двигаться. В идее, как подчеркивает В.Н.Сагатовский, имеет место синтез ценностей человека и его знаний о мире и о самом себе [167, 19]. Осмысление данного положения ученого об идее показывает, что она есть единство сущего и должного, поскольку ценность, как известно, относится к сфере сущего и к сфере должного, а знание как внутренне дифферент цированная совокупность представлений о действительности есть сущее.
«Во имя чего?» - в нашей опытно-экспериментальной работе означает: «Во имя развития способности студентов к моральному выбору». «Как?» - с помощью каких педагогических средств формировать способность студентов к моральному выбору.
Подтверждение нашей точке зрения о том, что идея есть единство сущего и должного, мы находим у Ю.Н.Кулюткина, который пишет, что любая, идея, будучи отражением реально существующих проблем, обращена к будущему. В ней содержится общий прогноз того, что будет совершаться в опыте (предметная составляющая идеи), как будет решаться практическая проблема (операциональная составляющая), какие цели, эффекты будут достигнуты с помощью найденного решения (ценностная составляющая) [112,48].
Суть идеи, с точки зрения сущего, заключается в том, чтобы прояснить студенту основания морального выбора. Прояснить основания морального выбора, как подчеркивает А.В.Разин, значит продемонстрировать личности те способы рассуждений о жизни, которые уже были осуществлены в истории человечества [160,469].
В данной идее, в которой утверждается необходимость демонстрации студентам образцов морального выбора, отражается моральный опыт человечества и опыт отдельного человека (ученого, практика). Демонстрация студентам способов рассуждений о жизни вообще, о жизни ученых, об их научных открытиях позволяет показать будущим инженерам, каким образом ценностные ориентации ученых, в том числе и физиков, стимулировали научный поиск новых объектов независимо от сиюминутного практического эффекта от получаемых знаний, как реа-лизовывались такие принципы научного этоса, как принцип равенства всех перед лицом истины (научная дискуссия молодого А.Эйнштейна с известным в то время Г.Лоренцом, в которой А.Эйнштейн доказал справедливость своей трактовки введенных Г.Лоренцем преобразований), принцип научной честности при. изложении результатов научных исследований (недопустимость плагиата, фальсификации научных фактов и т.д.).
Формирование способности студентов к моральному выбору не может ограничиться демонстрацией студентам способов рассуждений о жизни, о жизни ученых, об их научных открытиях в процессе овладения будущими инженерами содержанием образования на уровне различных научных дисциплин, в том числе и на уровне учебной дисциплины «Физика».
Результативность экспериментальной работы по формированию способности студента университета к моральному выбору
Раскрывая.студентам сущность интеллектуально-личностных качеств мышления, мы показываем им, например, как благодаря открытости и гибкости своего мышления Н.Бор, В.Гейзенберг так системно организовали знания, что они стали носить категориальный характер (выступать в виде общих подходов, принципов и ключевых идей) и в то же время (стали - Р.Г.) конкретными (с четко выделенными элементами и взаимосвязями между ними) [114, 286]. Категориальность и конкретность знания позволили Н.Бору заменить в мысленных экспериментах по проверке измеримости полевых величин точечную квантовомеханическую частицу классическим пробным телом. «Тот факт, что именно Нильсу Бору, — пишет В.С.Степин, - удалось осуществить этот анализ (анализ функции пробного тела -Р.Г.), имеет глубокие основания. Следует учесть решающую роль Бора в выяснении концептуальных основ квантовой механики и его постоянное внимание к ключевым проблемам квантовомеханической теории измерений, его методологическую эрудицию, которая позволяла ему схватывать самую сердцевину таких проблем и находить их решение» [184,453-454].
Отмечая, что знания у Н.Бора были оперативными, т.е. он был способен быстро актуализировать их в нужной ситуации, перенести в новую ситуацию, что они были осмыслены им, мы подводим студентов к проблеме рефлексивности знаний, поскольку «рефлексия помогает "увидеть" барьеры стереотипности мысли (конформизма, внутренней цензуры, импульсивности). И именно рефлексия позволяет осмысленно организовать структуру знаний, лежащих в основе принятия решений» [114, 286], выбора Н.Бором способов решения проблемы. Заметим, что данное решение позволило впоследствии соотнести напряженность поля, фигурирующую в уравнениях квантовой механики с опытом, указать рецептуру такой связи. Рефлексия — это и рациональный, и личностный процесс. Как личностный процесс, она не может осуществляться без выражения ценностного отношения ученого, инженера к научному знанию.
Наш опыт показывает, что постановка такого рода проблем создает условия для-осознания студентами роли категориальных структур мышления, в выборе способов научной, познавательной деятельности и ее ориентиров. Так, ориентиг рами познавательной деятельности Н;Бора или любого другого ученого являлась истина, но, говоря словами М СКагана, не истина «как отношение между...», но как «отношение к...», т.е. ценность. С этой точки зрения истина предстает как ценность, а ценность является аксиологической формой культуры. Единство между истиной и ценностью, как подчеркивает С.Ангелов, их взаимное проникновение друг в друга отчетливо видно, когда раскрываются ценностные моменты. В этой связи возникает вопрос, как быть с объективностью естественнонаучного знания. Известно, что объективность в аксиологической- области отличается от объективности в области гносеологии. Наличие такого различия между объективностью в гносеологии и объективностью в аксиологии свидетельствует о возможности выделения ценностных аспектов в истине, в физике, если саму науку рассматривать с точки зрения того, что она несет благо человеку, человечеству. Главное же заключается в том, что мы создаем ситуацию морального выбора, решение которой, как было отмечено выше, есть собственно моральный выбор (четвертая фазаморального выбора).
Развитие любой науки, в том числе и физики, «направляется идеалом — регулятивной идеей истины. В поисках истины исследователи выдвигают смелые гипотезы и подвергают их самым строгим опытным проверкам; рано или поздно рациональная критика приводит к опровержению данных гипотез, взамен которых выдвигаются новые, и так- без конца. Истина - высшая культурная ценность науки, а стремление к этой ценности - высшая моральная обязанность ученого» [154,23].
Выше было отмечено, что деятельность, научное исследование, в том числе и в физике, регулируется определенными образцами, которые выражают идеалы. В системе этих идеалов, согласно В.С.Степину, выражены ценностные ориентации и цели научной (инженерной) деятельности, общие представления о способах достижения этих целей [184, 231], а идеалы и нормы научного познания являются одним из компонентов оснований науки, в том числе и физики [184,188].
Раскрывая студентам проблему идеалов и норм научного познания как оснований физики; мы, обращая, естественно, внимание на идеал теоретического естественнонаучного знания, раскрытого Т.Куном (точность теории, непротиворечивость, расширяющаяся область применения, плодотворность теории - [Цит. по: 184, 235]), акцентируем внимание будущих инженеров, во-первых, на том, что с точки зрения морали поиск устойчивых признаков научной рациональности имеет смысл, когда он осуществляется с учетом изменчивого контекста регулятивных правил и ценностей, что ценности науки изменяются в эпоху смены парадигмы [184, 235]. Во-вторых, выделяем методологический и аксиологический уровни регулятивных правил, предписаний. Мы имеем в виду, что фактуальные разногласия между учеными регулируются методологическим уровнем, а методологические разногласия — аксиологическим.
Обращая внимание студентов на то, что в содержании идеалов и норм науки, какими, как подчеркивает В.С.Степин, являются идеалы и нормы объяснения и описания, доказательности и обоснованности знания, построения и организации знаний, важным, наряду с выделенными учеными уровнями взаимодействия между ними: 1) признаки, которые отличают науку от других форм познания; 2) исто рически изменчивые установки, характеризующие стиль мышления; 3) установки мышления конкретизируются применительно к специфике предметной области конкретной науки [184, 244-247], - являются принципы, которые, в обобщенной форме раскрывая ценностный модус ученого, инженера, обосновывают нормы взаимодействия между субъектами деятельности и познания. Мы имеем в виду принципы морального выбора, являющиеся необходимым его моментом, а не его фазой.
При введении студентов в проблему принципов морального выбора, мы используем эмпирическое, логическое и теоретическое доказательство, обоснование научных истин в статусе ценностей или аксиологических форм культуры.
Суть логического обоснования норм, например, заключается в выведении обосновываемого утверждения из иных, ранее принятых норм [89, 90]. Выдвинутая норма логически выводится из каких-либо других норм, если исходная норма является приемлемой в той же мере, что и принятые в качестве посылки.
Так, показывая студентам, что такой принцип объяснения механической картины мира, как принцип атомистического строения вещества, использовался не только в механике, но и в классической термодинамике и в электродинамике, что для Ньютона идеалы и нормы организации научного знания бьши выражены Евклидовой геометрией, а его механика была эталоном для Ампера, когда он ставил задачу создать обобщающую теорию электричества и магнетизма, мы обращали их внимание на образцы, демонстрирующие идеалы объяснения и доказательности знания.
Эти образцы, идеалы экстраполировались последователями ученых, на них они ориентировались. В этих образцах выражен определенный образ познавательной деятельности, а сам образ, как подчеркивает В.С.Степин, всегда имеет социокультурную размерность. На этом уровне и прослеживается зависимость идеалов и норм науки от культуры эпохи, от доминирующих в ней мировоззренческих установок и ценностей [184,248].