Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей Мирзоев Назим Ханджан оглы

Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей
<
Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мирзоев Назим Ханджан оглы. Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей : ил РГБ ОД 61:82-13/682

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА І. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ В ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ .20

I. Сущность и особенности семейных обычаев и традиций 20

2. Социалистические семейные обычаи и традиции как эффективное средство воспитания детей в духе социалистического гуманизма и патриотизма, пролетарского интернационализма 38

3. Социалистические семейные обычаи и традиции и их функции в подготовке сознательных и активных строителей коммунистического общества. 78

Выводы по первой главе 104

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СЕМЕЙНЫХ ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ В ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ 109

I. Характеристика основных принципов использования социалистических семейных обычаев и традиций в идейно-нравственном воспитании детей 109

2. Пути внедрения социалистических семейных обычаев и традиций в практику идейно-нравственного воспитания подростков, юношей и девушек 131

Выводы по второй главе 151

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

164

Сущность и особенности семейных обычаев и традиций

Под семейными обычаями и традициями принято понимать исторически сложившиеся, относительно устойчивые и наиболее обобщенные принципы, нормы и правила коллективного поведения людей в семье, преемственно переходящих от поколения к поколению и формирующих духовные качества детей и молодежи на примере старших поколений По своей социальной сущности семейные обычаи и традиции относятся к таким специфическим общественным явлениям, которые вызываются прежде всего семейными отношениями. Поэтому их значение в общей системе обычаев и традиций обусловливается тем, какое место в обществе занимает сама семья.

Классики марксизма-ленинизма учат, что семья как "отношения между мужем и женой, родителями и детьми"(4, с. 27) является одной из структурных форм социальной организации того общества, к которому она принадлежит. Ее развитие и видоизменение зависят от развития и изменения самого общества. "Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, - отмечает К.Маркс, - и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи" (3, с.402). Отсюда следует, что семья составляет первичную ячейку, которая не может развиваться изолировано от общества: ее судьба органически связана с судьбой общества и зависит от него. С другой стороны, семья тоже не индифферентна к судьбе своего общества. Она оказывает непосредственное влияние на его развитие выполнением ряда функций - природно-биологической, экономической, духовной и других. Среди этих функций самой древней и наиоолее ярковыраженной является природно-биологическая функция, кроме того это единственная функция из названных, которая может выполняться и выполняется только семьей, В этом смысле можно сказать, что если бы не было семьи, не было бы и общества.

Вместе с тем марксизм-ленинизм учит, что между семьей и обществом существует не только диалектическое единство, но и относительное различие, которое выражается в том, что всякое существенное изменение характера производства, обмена и потребления влияет на общественный строй прямо, непосредственно, а на семью - лишь косвенно, опосредованно. В итоге общественный строй поддается влиянию нового способа производства довольно быстро, семейные отношения не более инертны в этом плане.

В целом отношение семьи к обществу представляет собой образец соотношения единичного и общего, диалектическую взаимосвязь которых В.И.Ленин раскрывает так: "отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т.д. и т.д." и , 0.018). Данное ленинское положение применимо не только по отношению к семье и обществу, но и по отношению к их обычаям и традициям.

Социалистические семейные обычаи и традиции как эффективное средство воспитания детей в духе социалистического гуманизма и патриотизма, пролетарского интернационализма

Поскольку зарождение, развитие и закрепление чувства социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма объективно невозможны без наличия у человека социалистического гуманизма, обратимся к характеристике социалистических семейных обычаев и традиций, способствующих пробуждению и становлению данного качества личности у подростков, юношей и девушек.

Следует заметить, что по своей природе все прогрессивные семейные обычаи и традиции имеют гуманистический характер. Они и возникли в давние времена как продукт именно гуманистических отношений между членами семьи. "Семейное воспитание...-отмечает кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, Первый секретарь ЦК КП Азербайджана Г.А.Алиев, - строится на такой нравственной основе, как родительская любовь и ответные чувства детей" (32, с. 31).

Воспитание социалистического гуманизма молодого поколения есть закономерная необходимость, условие построения коммунистического общества; социалистический же гуманизм как качество личности нового типа есть результат нового общественного строя, его идеологии и мировоззрения. Воспитанию этого важного идейно-нравственного качества в детях способствует использование обычаев и традиций нового содержания.

Диалектика возникновения и упрочения гуманистических обычаев и традиций предполагает борьбу с вредными, отрицательными обычаями и традициями, унаследованными от прошлого: например, в результате такой борьбы за годы советской власти вместо платных свадеб возникли и широко практикуются комсомольские свадьбы, на которых жених и невеста представляют участвующих в свадьбе людей и сидят на почетном месте торжества; бракосочетания проводятся ныне не по религиозным правилам, а в соответствии с гуманными советскими законами в государственных органах записи актов гражданского состояния; в наше время на могиле в день похорон выступает не мулла, а оратор от общественной организации; вместо религиозного паломничества люди сейчас совершают семейные круизы и путешествия.

Воспитание социалистического гуманизма у молодого поколения способствуют и такие обычаи и традиции, которые прошли долгие и трудные исторические испытания и хранят в себе немало положительного, заимствованного у предыдущих жоколений; они не потеряли своей социально-педагогической значимости до настоящего времени и поэтому превратились в наше народное достояние. Например, в азербайджанской семье пожилой человек - аксакал, глава семьи - всегда считается самым умным, самым опытным, самым знающим. Когда пожилой человек заходит в помещение - все в знак уважения встают перед ним, любезно с ним здороваются, уступают или предлагают ему место; когда говорит старший, его не прерывают, при нем неуместно разговаривать громко, на какую-либо его просьбу отвечают "есть", "пожалуйста", перед едой и после еды приносят таз, помогают помыть руки и подают полотенце, и т.д. Все эти обычаи с давних времен характерны для азербайджанской семьи, а в наше время они еще больше развиваются и совершенствуются.

Характеристика основных принципов использования социалистических семейных обычаев и традиций в идейно-нравственном воспитании детей

Принцип первый. Объективно ведущим среди всех основных принципов использования социалистических семейных обычаев и традиций в идейно-нравственном воспитании детей является принцип коммунистической общественной направленности семейных обычаев и традиций. Необходимость его внедрения в жизнь определяется стоящей перед социалистическим обществом задачей воспитывать сознательных и активных строителей коммунизма, а сущность его составляет стремление к достижению идеала в организации коммунистического воспитания детей в семье: всем применяемым содер-жением семейных обычаев и традиций, а также формами их использования максимально способствовать воспитанию в детях и юношестве самых светлых, самых благородных человеческих начал и побуждений; такой идеал задается Программой КПСС: подготовить к жизни таких людей, неотъемлемыми качествами которых будут высокая коммунистическая сознательность, трудолюбие и дисциплина, преданность общественным интересам, людей, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство им.: 42, с. 62-63, 121). При этом надо учитывать, что в общественно-историческом плане осуществление деятельности по реализации данного принципа есть прямое следствие тех коренных преобразований во всех областях жизни нашего государства, которые являются производным от совершающегося эпохального переворота, вызванного Великой Октябрьской социалистической революцией. В частности, за 63 года существенно изменился облик такого общественного института, как семья. Семья в условиях социалистического общества постепенно и неуклонно изменяют свой прежний характер, являвшийся по сути феодально-буржуазным, и приобретают характерные признаки нового типа семьи - прежде всего высокие идейно-нравственные качества.

Такие исторические завоевания нового общества, как раскрепощение женщин и получение ими одинаковых прав с мужчинами, осуществление всеобщей грамотности, а ныне уже и обязательного всеобщего среднего образования, обучение большинства членов семьи в общеобразовательных средних национальных школах и вузах и т.д. способствовали тому, что советская семья превратилась в самую активную семью мира. Наиболее характерная и существенная ее черта - неразрывная связь с общественной жизнью. Она определяется тем обстоятельством, что между смьей как первоначальным ядром нашего общества и самим обществом нет и не может быть никаких противоречий, разногласий, так как семья и общество служат борьбе за достижение единой цели - воспитания нового человека. Поэтому в Советском государстве каждый родитель должен воспитывать своих детей не изолированно от общества и его требований, но в замкнутом семейном кругу, а в соответствии с линией развития общественной жизни, с конкретно-историческими условиями строительства коммунистического общества.

Похожие диссертации на Социалистические семейные обычаи и традиции как средство идейно-нравственного воспитания детей