Введение к работе
Актуальность темы исследования. За последнее десятилетие в стране произошли глубокие изменения, которые оказывают существенное влияние и на образование. В условиях складывающихся рыночных отношений происходит переосмысление политических, экономических, культурных, общечеловеческих и национальных ценностей.
Возрастает интерес к национальной истории и культуре, к народным традициям и обычаям. В то же время общественные деятели и ученые отмечают стремление учащихся к праздности, «красивой жизни». Происходит изменение ценностных ориентации молодежи - погоня за удовольствиями, которая приводит к духовной ограниченности. Неуверенность в завтрашнем дне ведёт к расшатыванию духовных и нравственных устоев, вызывает глубинные сдвиги в мировоззрении молодых людей. В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались к прошлому, принципам ушедшей эпохи, ценностям человеческого бытия.
Ценные идеи о трудовом воспитании содержатся в педагогическом наследии ЯЛ. Коменского. Он считал, что подростки должны быть заняты интересным творческим трудом, полезным для общества. По его мнению, труд является важнейшим условием формирования нравственности и наоборот: праздность - «подружка сатаны», дорога к разврату и всяческим искушениям. Утверждал, что кого сатана найдет не занятым трудами, того он займет сам сперва дурной мыслью, а затем и позорными делами. Я.А.Коменский видел в трудовом воспитании важнейшую часть формирования личности человека.
Внедрение в учебный процесс принципов природосообразности, использования народных ремесел в трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке молодых людей к жизни нашли отражение и в педагогических теориях Д.Локка, И.Г.Песталоцци. Дальнейшее творческое развитие эти педагогические идеи получили в трудах русских педагогов К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Свободный труд свободного человека был одним из ведущих воспитательных средств педагогической системы основоположника русской педагогики К.Д. Ушинского. Он считал, что физический труд может стать величайшим подспорьем учению.
Наставления и рекомендации видных русских педагогов внедрил в практику великий чувашский просветитель ИЛ.Яковлев. В созданной им Симбирской чувашской школе он воплотил идеи всестороннего развития личности, доказал важность решения этих проблем в школьной практике, показал пути их решения. Народная школа ему виделась как трудовая, т.е. готовящая своих воспитанников к труду, прежде всего сельскохозяйственному, на благо себя и окружающих.
Важнейшие педагогические закономерности воспитания и развития личности в труде вскрыли П.П. Блонский, Н.К, крупгдгя» А.С.Макаренко, В.Н.Терский, В.А.Сухомлийс^ид, (!Ц(иОНІДОЧКиЯ і и др., и показали
1 СПетервург gl, *
; 09 да>5**/// *,
основные пути соединения обучения с производительным трудом как важнейшего фактора формирования личности школьника.
В области политехнического образования фундаментальные исследования провели такие крупные ученые в области политехнического обучения, как П.Р. Атутов, К. А. Иванович, А. Г. Калашников, В. А. Поляков, М. Н. Скаткин, С. М. Шабалов, А.А. Шибанов и др.
Вопросам разработки проблем межпредметных связей в политехническом образовании посвятили свои исследования И.Д. Зверев, В.К. Кириллов, В.Н. Максимова, СЕ. Матюшкин, Р. 3. Тагариев, В. Н. Федорова и т.д. Особую роль межпредметные связи играют в трудовом воспитании, ориентированном на национальные традиции, в политехнической подготовке, в профессиональной ориентации школьников.
Предмет «Технология» связан с такими учебными дисциплинами, как геометрия, физика, химия, черчение, изобразительное искусство, литература, история и другими предметами. На наш взгляд, особенно важно продолжить изучение взаимосвязи "Технологии" с предметами художественно-графического цикла. Главное - научить школьников полученные знания и навыки использовать на практике, в производственном окружении сельской школы. Изучению методики трудового обучения и ручной обработки металлов и древесины, станочным операциям в учебных мастерских, на промышленных предприятиях, раскрытию принципов обучения учащихся техническому труду, общественно полезному производительному труду учащихся посвящены работы А.И. Бугаева, А.С. Лынды, Д.А. Тхоржевского, И.Н. Яровой и др.
Методике преподавания декоративного искусства на материале народного творчества в общеобразовательных школах, которые невозможно рассматривать вне связи с учебным предметом «Технология», посвящены диссертации Г.А. Никитина, Д.Г.Пилипенко, Г.В.Похолкина, Д.М. Скильского, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др.
Психологические аспекты организации процесса обучения и развития
учащихся в ходе их подготовки к жизни и трудовой деятельности
разработаны А.Г.Ананьевым, Л.И.Божович, Л.С.Выготским,
А.Н.Леонтьевым, В.А.Милеряном, А.В. Петровским, С.А.Рубинштейном.
В исследованиях И.Д.Зверева, В.М.Максимовой, Л.И.Новиковой, М.Н.Скаткина, обоснованы принципы связи обучения с трудом, эстетическим воспитанием. Н.Н.Киященко, Б.ТЛихачев, В.АРазумный разработали философские основы художественного образования и эстетического воспитания с учетом взаимодействия искусств.
В области преподавания изобразительного искусства наибольший интерес представляют исследования и методические разработки В.В.Алексеевой, А.В.Бакушинского, В.А.Бородулина, ИЛ.Глинской, В.С.Кузина, Г.В.Лабунской, Б.М.Неменского, Н.Н.Ростовцева и др.
Известные ученые-педагоги А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.СВышнепольский, В.О.Гордон, С.И.Дембинский, В.И.Кузьменко,
Н.О.Севастопольский, А.М.Хаскин и другие разрабатывали основы теории и методики преподавания черчения.
Повышение национального самосознания и важность приобщения к национальному художественному наследию побуждает ученых и учителей-практиков обращаться к малоисследованному пласту педагогической мудрости - педагогике народов. Художественное наследие, устное народное творчество, обряды и обычаи несут в своем содержании педагогические идеи, принципы нравственного, эстетического и трудового воспитания, тем самым оказывают неоценимую услугу этнопедагогике. Изучению этой проблемы посвящены исследования В.Ф.Афанасьева, Г.Н.Волкова, Г.С.Виноградова, Я.И.Хамбикова и др.
Анализ современных педагогических исследований и практика отечественного педагогического образования показывает, что выпускники средних общеобразовательных школ слабо подготовлены к переносу знаний по учебным предметам в различные практические ситуации на производстве и в быту. Все это отрицательно сказывается на развитии профессиональных интересов, на степени психологической подготовленности выпускников школы к жизни и труду. Школа на селе является центром воспитательной работы трудового, нравственного, эстетического, физического, экономического, экологического воспитания не только учащихся, но и всего населения. С другой стороны, особенности села значительно влияют на постановку учебно-воспитательного процесса. Об этом свидетельствуют исследования Ф.Ф.Абазова, А.Ф.Амирова, К.Ш.Ахиярова, А.Ф.Скворцовой и др.
Хотя и высок научно-теоретический уровень этих работ, но в них затронуты лишь отдельные аспекты интересующей автора проблемы. В современных условиях, в связи с коренными преобразованиями в экономике и культуре, повышением национального самосознания и важностью приобщения подрастающего поколения к национальному художественному наследию, возникла необходимость поиска нового содержания, нетрадиционных форм и методов обучения предметов художественно-графического цикла для улучшения эстетического и трудового воспитания учащихся сельских школ.
Налицо противоречие между необходимостью изучения дисциплин художественно-графического цикла на интегративной, многопредметной основе и отсутствием научно-методической базы для такого изучения. Необходимость решения этого противоречия определило проблему исследования: каковы педагогические условия, при которых реализация связей дисциплин художественно-графического цикла с производственным окружением в эстетическом и трудовом воспитании учащихся сельской школы будет наиболее успешной?
Решение этой проблемы составило цель исследования.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс общеобразовательной сельской школы.
Предмет исследования: процесс реализации связей учебных дисциплин художественно-графического цикла с производственным окружением в эстетическом и трудовом воспитании учащихся 5-9 классов сельской школы.
Гипотеза исследования: эстетическое и трудовое воспитание учащихся 5-9 классов сельской школы в процессе изучения предметов художественно-графического цикла будет наиболее эффективным, если:
изучение учебных предметов «Изобразительное искусство», «Черчение», «Технология» осуществить в тесной связи с производственным окружением, с использованием возможностей творческого подхода при выполнении учебных заданий, к переносу знаний по учебным предметам в различные практические ситуации на производстве и в быту, которые образуют основу эмоционально воспитывающего воздействия.
определить содержание, пути и средства продуктивного сотрудничества школы и производственных предприятий по трудовому и эстетическому воспитанию учащихся;
учебно-воспитательный процесс организуется на основе диагностики уровня эстетической и трудовой воспитанности учащихся;
разработать и внедрить в учебный процесс авторскую программу по художественной обработке дерева и металла;
в ходе изучения художественно-графических дисциплин решать задачи по формированию у учащихся системы знаний о производственном окружении сельской школы;
Задачи исследования:
раскрыть связь содержания образования с производственным окружением учащихся в педагогической теории;
определить роль и место изучения дисциплин художественно-графического цикла в связи с производственным окружением в эстетическом и трудовом воспитании учащихся сельской школы;
разработать и апробировать в учебном процессе опытно-экспериментальным путем авторскую программу "Художественная обработка дерева и металла";
выявить педагогические условия, повышающие эффективность осуществления связи дисциплин художественно-графического цикла с производственным окружением в эстетическом и трудовом воспитании учащихся сельской школы.
Методологическую основу исследования составляют идеи и теории: о принципах связи обучения с трудом, трудовой подготовки с жизнью, теоретические положения о межпредметных связях, интеграции знаний учащихся в преподавании художественно-графических дисциплин, о повышении национального самосознания и приобщения к национальному художественному наследию, о психологических аспектах организации процесса обучения и развития учащихся в ходе их подготовки к жизни и трудовой деятельности.
Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической и научной литературы с целью разработки концептуальных положений исследования, изучения передового опыта; анкетирование, тестирование; анализ и оценка результатов творческой деятельности учащихся; беседы с учениками, учителями, родителями; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); изучение отзывов посетителей выставок; взаимооценка художественных работ учащимися, обработка и оценка результатов исследования с применением методов математической статистики и др. В диссертации использован 20-летний опыт автора в качестве учителя, заместителя директора, директора сельской средней общеобразовательной школы, руководителя районного методического объединения учителей технологии и изобразительного искусства.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
сформулированы теоретические предпосылки реализации связей дисциплин художественно-графического цикла с производственным окружением в эстетическом и трудовом воспитании учащихся сельской школы;
выявлены педагогические условия, при которых связь учебных предметов "Изобразительное искусство", "Черчение", "Технология" с производственным окружением при реализации авторской программы "Художественная обработка дерева и металла" в эстетическом и трудовом воспитании учащихся сельской школы является наиболее успешной;
определена система средств и методов целенаправленного интегрирования знаний и умений у учащихся 5-9 классов в области изобразительного искусства, черчения и технологии.
На защиту выносятся следующее:
Авторская программа «Художественная обработка дерева и металла» для 5-9 классов сельских общеобразовательных школ;
Педагогические условия, повышающие эффективность осуществления связи учебных дисциплин художественно-графического цикла с производственным окружением в эстетическом и трудовом воспитании учащихся 5-9 классов:
обеспечение активного взаимодействия учебного материала дисциплин художественно-графического цикла с производственным окружением сельской школы в учебно-воспитательном процессе;
целенаправленное развитие творческого подхода при выполнении учебных заданий;
акцентирование внимания учащихся к национально-художественному наследию народов, к переносу знаний по учебным предметам в различные практические ситуации на производстве и в быту;
эмоциональная регуляция художественно-творческой деятельности учащихся в учебное и внеучебное время;
соответствующая квалификация и мастерство учителя;
- определение содержания, способов и средств эффективного
сотрудничества школы и производственных предприятий по трудовому и
эстетическому воспитанию учащихся.
Теоретическая значимость исследования:
- дано теоретическое обоснование содержательной сущности
взаимосвязи эстетического и трудового воспитания сельских школьников в
новых социально-экономических условиях;
раскрыта концепция эстетического и трудового воспитания сельских школьников на основе изучения предметов художественного и графического цикла в тесной связи с производственным окружением сельской школы;
разработана и апробирована авторская программа по художественной обработке дерева и металла для 5-9 классов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная примерная программа по технологии «Художественная обработка дерева и металла» успешно внедряется в учебный процесс сельских школ Миякинского района Республики Башкортостан.
Методика, разработанная соискателем по учебным дисциплинам художественно-графического цикла, может быть использована при подготовке будущих учителей, на курсах повышения квалификации работников образования, на секционных занятиях методических объединений учителей.
Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, адекватностью методики исследования, соответствующей поставленным задачам, анализом длительного личного педагогического опыта, а также опытно-экспериментальной работой автора.
Опытно-экспериментальная база исследования: сельские школы Миякинского района Республики Башкортостан.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на основе организации опытно-экспериментальной работы в сельских школах. Основные положения и результаты исследования докладывались на республиканской 37-ой научно-практической конференции «Музыка - школа - труд» (г. Дюртюли, 1997г.); на республиканской 39-ой научно-практической конференции «Экологическое образование школьников» (с. Бураево, 1999 г.); на всероссийской конференции «Совершенствование художественно-педагогического образования» (г. Ижевск, 1999 г.); на международной научно-практической конференции «Развитие непрерывного национально-регионального и вариативного художественного и графического образования» (г. Уфа, 1999 г.); на районных конференциях и семинарах учителей технологии и изобразительного искусства в публикациях автора.
Художественные и графические изделия учащихся выставлялись на сельских, районных, республиканских и межреспубликанских детских художественных выставках по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, получили высокую оценку. Разработанные в
процессе исследования материалы внедрены в учебный процесс ряда общеобразовательных школ Миякинского района республики Башкортостан: Баязнтовской, Кожай-Семеновской, Ново-Мировской, Совхозной, Шатмантамакской, Зильдяровской. С целью распространения опыта работы по Башкирии республиканским институтом развития образования снят видеофильм "Художественная обработка дерева и металла на уроках технологии».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.