Содержание к диссертации
Введение 3
Глава I. Сущностные характеристики принципа природосообразности
в трудах зарубежных и отечественных педагогов 9
1.1. Принцип природосообразности в работах античных педагогов и
классиков зарубежной педагогики 9
Сущность принципа природосообразности в трудах отечественных педагогов 31
Становление научных основ этнической педагогики 62
Глава П. Реализация принципа природосообразности в бурятской
этнической педагогике 82
Воспитание ребенка в согласии с его природой 82
Воспитание ребенка в согласии с социальной природой 110
Воспитание ребенка в согласии с миром Природы 138
Заключение 164
Библиография 167
Введение к работе
Актуальностьjtj>p6wMM и темы исследования. Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, которые обогащают педагогическую мысль. Современный интерес к этнопедагогической культуре, изучение отечественными учеными многовекового опыта воспитания позволяют прогнозировать существенное углубление разработки теоретических основ воспитательного процесса и повышение его результативности. В связи с этим, разностороннее изучение и объективная оценка общих основ национальной самобытности, выявление тенденций развития этнопедагогики являются важной задачей историко-педагогической науки.
Изучению педагогического потенциала культурного наследия бурят посвящены работы Э,Ш. Ангаловой, О.Б. Бадмаевой, К Д. Басаевой, Д.М. Бурхинова, М.С. Васильевой, Ж.Д. Доржиевой, Т.Д. Дугаровой, Т.Д. Замбаловой, С.С. Танхасаевой, Ж.Т. Тумунова, СД. ЧимитовоЙ и др. Но принцип природосообразности, признающийся исследователями этнопедагогики как первый и основной (У.Ш. Атангулов, В.И. Баймурзина, Х.Х. Баимурзин, Г.Н. Волков, Ж.Т. Тумунов), в приведенных работах не получил достаточного отражения. Специальных работ, посвященных исследованию принципа природосообразности, в бурятской этнической педагогике нет. Отсутствуют научно-обоснованные рекомендации для практической реализации данного принципа в бурятской этнической педагогике. Между тем, бурятским народом за свою многовековую историю создан и сохранен уникальный этнопедагогический потенциал в реализации принципа природосообразности, который позволит определить наиболее эффективные пути воспитания подрастающего поколения.
Таким образом, сложились противоречия между: значимостью принципа природосообразности для теории бурятской этнической педагогики и его недостаточной изученностью как научной категории; необходимостью практической реализации принципа природосообразности в обучении и воспитании бурятских детей и отсутствием систематизированного описания его характеристик в бурятской этнической педагогике.
Отсюда вытекает .проблема исследования: какова сущность принципа природосообразности и особенности реализации данного принципа в бурятской этнической педагогике?
Это обусловило выбор темы исследования: "Принцип природосообразности и его реализация в бурятской этнической педагогике'".
Цель исследования; выявить, определить сущность принципа природосообразности и обосновать особенности его реализации в бурятской этнической педагогике.
Объектом исследования является процесс исторического развития бурятской этнической педагогики.
Предмет исследования', совокупность идей и опыта бурятской этнической педагогики, раскрывающих особенности реализации принципа природосообразности.
В основу исследования положена следующая гипотеза:
выявление различных подходов к пониманию принципа
природосообразности в теории педагогики позволит раскрыть сущность
данного принципа» его структуру и содержание;
анализ реализации принципа природосообразности в бурятской этнической
педагогике позволит выявить и обосновать ее национальные особенности,
обусловленные традиционным образом жизни, духовной культурой народа, суровыми природно-климатическими условиями жизни в Сибири; особенности реализации принципа природосообразности в бурятской этнической педагогике будут проявляться в трех структурно-содержательных компонентах данного принципа - в воспитании в согласии: а) с природой ребенка, б) социальной природой, в) миром Природы.
В соответствии с предметом, целью, гипотезой исследования определены
следующие задачи:
Раскрыть сущностные характеристики принципа природосообразности в трудах зарубежных и отечественных педагогов.
Выявить и обосновать особенности реализации принципа природосообразности в бурятской этнической педагогике.
Методологической и теоретической основой в исследовании обозначенной проблемы послужили: положения о единстве исторического и логического в педагогическом процессе, единстве общечеловеческого и национального (Е.Н. Медынский, И.Я. Константинов, М.Ф. Шабаева); работы, содержащие основные положения принципа природосообразности (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушин-ский, B.C. Безрукова, П.П. Козлова, В.В. Кумарин, СВ. Лебедев, А.В. Мудрик, В. Д. Семёнов); о формировании личности в контексте национальной культуры (С.А. Аничкин, В.Ф. Афанасьев, М.С. Васильева, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, О.Д. Мукаева, Я.М. Ханбиков, и др.); работы по философии и социологии образования (СИ. Гессен, Л.А. Беляева, Л.Я. Рубина); теория витагенного обучения (А.С. Белкин); идеи педагогики взаимодействий (Е.В. Коротаева); идеи формирования ноосферного сознания (В.И. "Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.Н. Моисеев, Т.П. Сикорская); идеи развития обыденного педагогического сознания (СА. Днепров); идеи педагогики ненасилия (М,Н. Ду-дина, В.А. Ситаров).
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретический анализ работ отечественных и зарубежных педагогов, содержащих сведения о принципе природосообразности; ретроспективный анализ бурятской этнической педагогики; сравнительный анализ; индукция и дедукция.
В качестве источи икон исследования использовались произведения
бурятского устного народного творчества, художественная и
этнопедагогическая литература, труды ученых-этнографов
Б.Я. Владимирцова, Л.Л. Викторовой, К.Д. Басаевой, Г.Р. Галдановой, К.М. Герасимовой, Е.М. Залкинда, Л. Линховоина, З.П. Морохоевой, Т.М. Михайлова, М.Н. Хангалова, И.С. Урбанаевой и др.
Исследование проводилось в 3 этапа;
1998—2000 гг. — анализ философской, научно-педагогической, этно педагогической и другой научной литературы по проблеме исследования, а также историко-ретроспективное изучение произведений бурятского устного народного творчества, этнографической и художественной литературы. Разрабатывался план исследования, конкретизировались задачи.
2000—2001 гг. — систематизация полученных сведений, обоснование основных положений исследования.
2001—2002 гг. — обобщение данных по проблеме исследования, внесение уточнений и дополнений, редактирование и оформление диссертации. \ Научная новизна исследования заключается в следующем:
Выделены три структурно-содержательных компонента принципа природосообразности - воспитание ребенка в согласии: а) с его природой, б) социальной природой, в) миром Природы.
Выявлены и обоснованы национальные особенности реализации данного принципа в бурятской этнической педагогике.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дано определение принципа природосообразности через его структурно-содержательные компоненты, отражающие различные подходы к пониманию данного принципа. Выводы диссертации вносят вклад в осмысление и развитие научных основ бурятской этнической педагогики.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы как практическое руководство при решении актуальных задач современного процесса воспитания бурятских детей; преподавателями вузов и педучилищ при чтении ими лекций и спецкурсов по этнопедагогике бурят.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются целостным подходом к решению проблемы, научной логикой исследования, методологической обоснованностью научных положений, ретроспективным анализом литературы по исследуемой проблеме, применением адекватных предмету методов исследования.
Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялось при обсуждении материалов диссертации на научно-практических конференциях разного уровня и педагогических чтениях; на заседаниях кафедры теории и практики управления в образовании УрГПУ; в публикациях материалов исследования.
На защиту выносятся следующие положения: 1. Анализ различных подходов к пониманию принципа природосообразности в теории зарубежной и отечественной педагогики позволяет определить его сущность, которая раскрывается через три структурно-содержательных компонента - воспитание ребенка в согласии: а) с его природой, б) социальной природой, в) с миром Природы.
На протяжении своей многовековой истории бурятский народ накопил богатый опыт реализации принципа природосообразности в обучении и воспитании подрастающего поколения, который имеет национальные особенности, обусловленные кочевым образом жизни, формами хозяйственной деятельности, буддийской религией, мифологическим мировоззрением, этнокультурными традициями бурятского народа, суровыми природно-климатическими условиями жизни в Сибири.
Национальное своеобразие реализации принципа природосообразности в бурятской этнической педагогике проявляется в самобытной возрастной периодизации, отличающейся пятилетними циклами, национальной системе воспитания мальчиков и девочек «Девять доблестей настоящего мужчины», «Семь талантов женщины»; в воспитании ребенка как члена семьи, рода, общества с его правами и обязанностями в условиях близких родственных связей; в воспитании ребенка как части Природы, Вселенной, организации жизни по её законам.
Структурал_объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.