Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогический потенциал монгольских народных игр "Шагай" Бизъяагийн Сарантуяа

Педагогический потенциал монгольских народных игр
<
Педагогический потенциал монгольских народных игр Педагогический потенциал монгольских народных игр Педагогический потенциал монгольских народных игр Педагогический потенциал монгольских народных игр Педагогический потенциал монгольских народных игр Педагогический потенциал монгольских народных игр Педагогический потенциал монгольских народных игр Педагогический потенциал монгольских народных игр Педагогический потенциал монгольских народных игр
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бизъяагийн Сарантуяа. Педагогический потенциал монгольских народных игр "Шагай" : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Улан-Удэ, 1998 156 с. РГБ ОД, 61:98-13/1142-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Монгольские народные игры как традиционное явление культуру нации .

1.1. История, содержание и правила игры в "Шагай" 20-31

1.2. Социо-культурная основа игр "Шагай" 32-39

1.3. Педагогические значение монгольских народных игр "Шагай". 40-67

Глава II. Использование монгольских народных игр в работе с детьми .

2.1 Семья как первооснова обучения играм . 68-84

2.2. Опытно-экспериментальная работа по приобщению к народным играм в детских дошкольных учреждениях 85-138

Заключение 139-143

Литература 144-165

Введение к работе

С конца 1980-х годов в Монголии осуществляются коренные соцШльно, - политические и экономические измвненёнйя, связанные с отказом от социалистической идеологии, постепенным перенятиём демократических установок и подходов. В этой связи происходит переоценка сущности и значения многих исторических, культурных, духовных ценностей, традиций, обычаев, обрядов, занятий монголов. :- "-%..

К сожалению, годы строительства социализма в МНР были преданы забвению, остались без использования бесценные произведения и достояния материальной и духовной культуры монгольского народа. В их основе таились различные побуждения и причины: - выражался классово-партийный подход; - недооценка значения народных творений; - необъективная оценка якобы имеющих невысокий художественный уровень; - в некоторых случаях осуществлялось целенаправленное замалчивание; . ""• . - в других случаях охаивали, приписывая различные эпитеты, как архаичные, примитивные, отсталые и т.д. Всё это приводило к отлучению людей от исконно народной культуры, традиций, обычаев, обрядов и т.д.

Так постепенно создавался разрыв в передаче культурных ценностей от одного поколения к другому, и вместо бережного отношения формировалось предвзятое, пренебрежительное отношение к трудовым делам, культурным ценностям, народным ремеслам,, занятиям на досуге, традициям и обычаям, пронизывающим все сферы жизни.

Из того, что утеряно, забыто, отвергнуто, предано забвению, многое можно оживить и восстановить, но огорчительны последствия той политики, тех разрушительных действий, которые повлияли. на , духовность нравственность, художественно-эстетическое, физическое, умственное трудовое и гражданско- . патриотическое развитие и формирование людей в детстве, в молодые и зрелые годы.

То, что не дополучено человеком в детстве или искажённо ;. ; воспринято. В школьном возрасте сказывается в течение всей жизни. В этом состоит драматическое и трагическое прожитых лет как общества, так и индивида, когда возвышаются не подлинные ориентиры й- приоритеты, если даже они исходят из самых благородных целей и задач.

Таким образом, в обновляющейся и изменяющейся Монголии, развивающейся по пути демократизации, происходит переоценка. ценностей прошлого, всего того,что было добыто в многовековой . . истории народа. Более того, по-новому пишется-история страны с учетом иных оценок многим событиям. Новый подход состоит в •- том, что в неразрывной связи излагается материальная и духовная культура народа, во взаимосвязи показывается быт, развитие г народного духа, его менталитета. Все эти слагаемые тесно переплетены, взаимосвязаны, взаимосогласованы. Их . предопределяют природно-климатические условия, территория страны, ее протяженность, особенности растительного и животного мира, виды трудовой деятельности, зависящие от них

предметы, орудия и средства труда. А от них нити тянутся к содержанию и богатству духовной жизни, последняя непосредственно влияет на сознание, самосознание, самореализацию людей. Все это в совокупности оказывало влияние на естественное развитие, формирование и становление монголов

Эти же обстоятельства т.е. условия жизни, Труда, быта, духовной жизни закладывались в основу воспитания . и обучения детей в Монголии. Цели и задачи, содержание, процесс, принципы, методы и формы воспитания и обучения подрастающего Поколения были выработаны тысячелетним опытом монгольского народа. В нем накоплены своеобразные и интересные идеи, подходы, „правила, положения, принципы, упражнения, традиции, средства, способы и т.д. Это бесценный опыт народа принято называть этнопедагогикой.

В XX веке в связи с развитием науки, техники, профессионального искусства, цивилизации, урбанизации и т.д., возрастает значение научно обоснованной системы обучения и воспитания. Речь должна . идти о взаимосочетании и взаимообогащении её с этнопедагогикой. Не допустимы их противопоставление, отказ Тот. этнбпедагогики или недооценка і -і • современной теории и практики обучения и воспитания. Этнопедагогика- это историко-педагогическая теория и практика воспитания и обучения того или иного народа, обусловленная, , .природно-климатическими, пространственными условиями, флорой, фауной, Хозяйственными, технико-трудовыми, научными, культурными языковыми, бытовыми и другими факторами.

Средства этнопедагогики способствуют решению

соответствующих воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач.. Например, в духовно-нравственном, гуманитарно-гуманистическом воспитании, развитии речи, фантазии детей непреходящее значение имеет устное народное творчество. Для Трудового обучения и воспитания, нравственного, эстетического, физического, умственного воспитания детей, молодежи и взрослых неоценимо овладение народными ремеслами. В таком контексте можно рассматривать возможности и потенции, заложенные во многих видах трудовой деятельности, культурных, игровых, спортивных, бытовых занятий и традиции

С этих позициймы обратились к такой сокровищние народной культуры и этнопедагогики, как монгольские народные игры. Игры являются непреходящим богатством человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и Духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика,. теория и методика физического воспитания и др.

. "Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели считали игру весьма полезной для народного воспитания"1 - отмечается профессором В.А.Элашвили. Как видим, автором дается обобщающая оценка взглядам и мнениям других авторов. Приведённое ниже наиболее убедительно расскрывает значение игры "В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, Дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают -.. самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познание окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания; она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности) совершенствование функций организма, черт характера"1

Игра имеет многоаспектное воспитательное, развивающее значение (физическое, нравственное, эстетическое, умственное)

"Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель -выполнение какой-либо конечной задачи игры, т.е. получение результата, хотя и в рамках определенных способов его достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые "решения в зависимости от постоянно менящейся ситуации"2

Обосновывается положение о неограниченных потенциальных возможностях игр в развитии, воспитании и обучении детей или об . огромном педагогическом потенциале. Если так велико значение игры, то что она из себя представляет?

Проблемой игры занимались многие ученые мира. Обобщая их толкование, Д.Б.Эльконин дает следующую характеристику: "... человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условии непосредственно утилитарной дейтельности.

Наше предварительное и общее определение близко, хотя и не тождественно, тому которое дал В.Всеволодский - Гернгросс в упоминавшейся уже книге: "Игры народов СССР" М.,1933 "Игрой мы называем разновидность общественной практики, состоящую в действенном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части вне его реальной практической установки: социальная значимость игры в её тренирующей на ранних ступенях развития человека роли и роли коллективизирующей".1 В это определение мы вносим некоторые уточнения. Во-первых, вместо с понятием "воспроизведение" лучше употребить "воссоздание"; во вторых, не всякое воссоздание и воссоздание не всякого жизненного явления является игрой. Игрой человека является такое воссоздание человеческой деятельности, При котором из нее выделяется ее социальная, собственно і человеческая суть - её задачи и нормы отношений между людьми"2 Итак, игра. - это деятельность, общественная практика, в которой играющие вступают в определенные отношения; в игре воспроизводятся, воссоздаются задачи и нормы отношений между людьми. Значит, еще не вступая в настоящую деятельность: учебную, трудовую, служебную, бытовую, общественную и т.д.; играющие как бы приучаются, обучаются вхождению или перенятию . .тех или_ иных будущих ролей. Происходит содержательное, методическое, речевое, технологическое, физическое, эстетическое ; «Л. освоение будущих функций, т.е. играючи учатся".

Таково невосполнимое значение игры, особенно в детском -;._, -V возрасте, ибо со временем, по мере взросления В ЖИЗНЬ ВХОДЯТ .. труд, учёба, искусство, спорт, ..-Таким образом, что игра содержит разносторонний, -. "• воспитательный, развивающий обучающий потенциал. Потенциал (лат. potentia - возможность, мощность) обозначает скрытые возможности, мощности разных степеней. .. , В играх заключаются возможности, разных степеней и их раскрытие зависит от подготовленности тех, кто организует игры, а также от уровня развития вступающих в игру. Вместо слова возможности в дальнейшем изложении будем пользоваться ..понятием. „. Потенциал игры, преднамеренно используется родителями, воспитателями детских учреждений, учителями в целях развлечения, ... ..заполнения досуга, развития, воспитания и обучения детей и ... учащихся, т.е. с педагогической целью, поэтому правомерно говорить о педагогическом потенциале игр, умея в виду их развивающее, образовательное и воспитательное значение.. І; При выборе игр со стороны организаторов может возникнуть вопрос, а каким же отдать предпочтение, очевидно, правомерен ответ: той или тем, в которых выше педагогический потенциал.

Игры всех времен и всех народов/стран по-своему содержательны, интересны и педагогически значимы, но поскольку игры воссоздают реальности и готовят к практической деятельности, то в условиях. Монголии:; целесообразно выб.ирать, прежде всего, игры своей страны, своего народа. В этом утвержденииjvibi не одиноки:

"В культурно-историческом развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежали особенности взаимоотношения с окружающей средой.

Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности.

. "Поскольку обширная и разнообразная по тематике игровая деятельность во многом отображает конкретные формы объективной действительности, то, следовательно, в ней на протяжении исторического развития проявляются такие важнейшие факторы преобразований, как конкретный для данного народа жизненный уклад, мировоззрение, степень культурного развития, межнациональные культурные связи и многое другое".1

В этом извлечении отражены методологические позиции, педагогические, психологические и социальные сущности. Каждая игра в отдельности и в целом подверждают идеи о педагогическом потенциале игр для детей и первоочередном значении игр родного народа, которые вводят их в окружающую действительность.

. Поэтому нами выдвинута идея о педагогическом- потенциале У WipHrohbCKtix народных игр. Ліри, постановке вопроса.. - для кого? У,,ґ" Отвечаем, что для всех, но, прежде всего, для детей. , ; ./ .„

Ифа-Иостоянный спутник- детства, специфический ф» характерний вид повседневной жизни детей. В игре формируется и проявляется личность ребенка, его отношение к миру, к старшим, в ней он находит удовлетворение своей потребности в активной деятельности. IРебенок в игре расширяет свой кругозор, познает - жизнь, самого себя и окружающих людей, явления внешнего мира, стремится претворить в жизнь свои желания и мечты. С помощью игры ребенок как бы входит в сложную жизнь взрослых, в социальные отношения между людьми. " ,/ Детская игра - активный процесс, направленный на достижение конкретного результата. В эволюции этого процесса органически формируются познавательные интересы и практические умения и навыки, происходит развитие и воспитание ребенка; наряду с современными разнообразными играми народные игры занимают важное место. Дошедшие до нас из глубины веков, прошедшие проверку временем, они оказывают благотворное влияние на умственное и физическое развитие ребенка, способствуют формированию характера.

Ребёнок всегда поступает в соответствии с правилами той игры, которые он выполняет в игре. Именно роль позволяет! ему

... , - і

совершать героические, смелые поступки. Благодаря игровой роли ребёнок увлеченно выполняет те трудовые действия, которые в обычной, неигровой обстановке кажутся ему

малопривлекательными. Действуя в воображаемой ситуации он как

-- - . - - , ., - - - - ---. . . - • • t .• .

---" -:--- - :-. .---," -." -Ч • - - -"- .-•-. : ".- • • . -.-. -,- " "•" ,-•- .•. ."..", - "." •..- .•- "" ..-:. , -. " "" : • : " . . • " • • -•.. ,.

бы перешагивает рубеж своих возможностей: становится, более . Г сдержанным, волевым, организованным решительным. (

Велика педагогический потенциал, игр для детей дошкольного возраста,- ибо и пока не доступны" учебная, трудовая, в --г определённых рамках эстетическая, . физкультурно-спортивная деятельность. В играх могут получить развитие некоторые творческие возможностей детей.

Запросы, интересы, потребности в общении и т.д. могут быть удовлетворены в основном с помощью игр или в форме игры.

Однако, выдвинутые ваше нами обоснования, предположения и утверждения о педагогическом потенциале монгольских народных игр требуют доказательства, раскрытия на конкретном виде игры.

Автор для исследования выбрала игры "Шагай". Это одни из самых распространенных игр. В содержании игры "Шагай" отражены занятия, традиции, обычаи и быт монголов-кочевников.

Хотя в Монголии нет ни одного ребёнка, который бы не играл в "шагай", однако, нами выявлены малоизвестные варианты игр, затем систематизировали названия и термины, изучали их влияние на развитие, воспитание и обучение детей. До сего дня нет научных трудов, в которых было бы показано разностороннее значение для подрастающего поколения монгольских народных .игр "шагай". Поэтому нами сформулирована тема диссертационного исследования в следующей редакции: "Педагогический потенциал монгольских народных игр "Шагай".

Объект • исследования - потенциальные возможности монгольских народных игрн в развитии, образовании и воспитании детей.

Предмет исследования - раскрытие и использование педагогического потенциала монгольских народных игр/"Шагай" в ./_-".- - работе с детьми. / \

Цель исследования - разработать теорию о развивающем, і ,-М воспитательном и образовательном значении монгольских народных , "г

игр "ІіЗагай", показать ее использование на практике, раскрыть их развивающие, образовательные и воспитательные возможности в опытно-экспериментальной работе.

? Гипотезы исследования: современная теория-и практика воспитания и обучения подрастающего поколения Монголии обогатится, если, в ней достойно будут представлены средства этнопедагогики, такие как "народные игры, в частности "Шагай";

? целенаправленное использование в работе с детьми: игр. "Шагай" возрастет, если показать и доказать их значение в умственном, физическом, нравственном, эстетическом и трудовом развитии и воспитании детей;

? результативность и эффективность их повысится, если разработать методику проведения игр в зависимости от возраста детей.

? Объект, предмет и цели исследования предопределили ледующие задачи -исследования; раскрыть значение монгольских нарёдных игр как средства і этнопедагогики; ? описать и систематизировать монгольские народные игры;

? показать содержание и педагогический потенциал игр "Шагай";

Методологическими основами в, выполнении диссертации служили принципы :историзма; - взаимосвязи/: преемственноёти, перехода от общего к частному, сочетания традиционного и,

СОВреМеННОГО, НОВОГО. - /., йй..

Принципы историзма и взаимосвязи п.р етворяел-ся, когда ! прослеживается история монгольских народных игр, их/ опосредованность условиями жизни, видами трудовой деятельности и особенностями быта. •"

При обосновании значения монгольских народных игр мы опираемся на научные положения, выдвинутые учеными разных стран о сущности, значении игр.

/ Мы руководствуемся диалектическим принципом от "общего к особенному и единичному, когда вначале идет характеристика игр в целом, a затем монгольских народных игр, а после конкретной игры "Шагай". :

Принципы преемственности и сочетания традиционного и нового находят реализацию, когда речь идет об обогащении и современной практике обучения и воспитания средствами этнопедагогики, духовной и материальной культуры прошлой истории монголов.

Принцип научности находит использование при раскрытии социального, психологического и педагогического значения игр в развитии детей, а истиоризма-когда прослеживается история распространения игр "Шагай" в Монголии, Бурятии, Калмыкии, во Внутренней Монголии.

. Таким образом, методолдгическими Основами Диосертации ;

являются " .и и

психологические принципы и положения, .- «:•; ПрІ? выполнении диссертадии іncno/jb OBjatosл как, \

теоретические, так и эмпирические методы исследования,

- -._-. . _ . . • .5 используемые в исторической науке, социологии, психологии и ,

W педагогике. . , /

і На основе использования теоретического анализа

Ш обосновывается актуальность диссертационного исследования.

В дальнейшим анализируя педагогические, психологические и исторические источники, выстраивается исследование",: выдвигаются / собственные утверждения, предположения и положения.

При установлении сходства и различий игр "Шагай" у

і "І : "

представителей разных народностей и национальностей были использованы методы сравнения и обобщения.

Метод анализа и синтеза был использован при выявлении характерных черт и особенностей игр "Шагай" у каждой из -. изучаемых народностей. На основе организации игр с детьми выявлялось их образовательное и воспитательное значение. Это проводилось путем наблюдения за детьми, бесед с ними, с 1 воспитателями, учителями, родителями:

І В работе по внедрению монгольских народных игр в

! воспитательную деятельность детских дошкольных учреждений был

использован метод педагогического эксперимента. Всего , исследованием охвачено 90 детей и 12

педагогических работников.

-р ЧР тїЛМУН. -:

" ,. - - : •• - • . . ".$& - Ь „ • . Г

Большое внимание . обращалось,- на рфпрфєтранедме и Внедрение -йгр єv шагай" через" нашиС выстугглёнйя и- статьи; в периодической печати только газетных статей опубликовано 25, читателями являются десятки сбтни тыся чй ПОДПИСЧИКОВ. / , "- / Маучнай новизна и теоретическое значение состоит в,том, что: -,. •; . . . , - ; / •" / • •

"-. ; рассматривается проблема широкого использования одного из : этнопедагогических средств, как монгольская народная. игра "Шагай" в современной практике воспитания и обучения; . народная игра "Шагай" показана историческим и педагогическим планах;

? хотя никто не сомневался в педагогическом значении монгольских народных игр, но о разностороннем педагогическом потенциале не было утверждения; до сей поры не раскрывалось во взаимосвязи и в отдельности образовательное, развивающее и воспитательное значение игры "Шагай".

Практическое значение проведенного исследования состоит:

в раскрытии исторических, социальных и психологических предпосылок появления и распространения игр "Шагай";

. в подробном описании самих игр, в показе ситуаций, в которых осуществляется игра;

в выявлении разнопланового воспитательного значения игр.

Все эти аспекты побуждают к использованию игр "Шагай" в учебно-воспитательной работе с работе с детьми. Игры "Шагай" таким образом являются самым доступным, самым

— распространённым видом игры, которая содержит в; ©&бе такой - -богатый педаго . :;•; ;; I; "

Организация и базя иооледовяния, В выполнении , л&: -а диссертации можно выделить три этапа; Исследшания Нроводились г я в 1984-1998 г г. - .Д .

Первый - историко - культурологический, на котором осу-ществлялось изучение, история и распространения игры "Шагай" по

» . ••.-

..... . « ....

территории Монголии и других; монголоязычных народов, а тажже Ц были определены первоначальные размеры исследования, .

выработана методика исследования. т :

. Второй - изучались содержание и правила проведения игр, их

• использование в практике семейного воспитания, в дошкольных и

образовательных учреждениях и среди молодежи и взрослых. На " этом этапе была применена выработанная методика исследования.

Третий - в опытно - экспериментальной работе определялся педагогический потенциал игр "Шагай". Проведены анализ и обобщение результатов исследований и литературное оформление данной диссертации.

Апробация результатов исследования. По результатом исследования автор выступила с докладом 5 раз в (1983- 1995 г) на научной конференции преподавателей университета и педагогов, и j занимала первое, второе и третье места, опубликованы: 3 книги, 2 методических пособия для воспитателей детских дошкольных учреждении, а также 14 научных и популярных статей в журналах .% "Научные трактаты преподователей МрнГУ, "Наука и жизнь", "Детское воспитание" и "Преемственник".

. Автор выступила- с докладом Слова ,и- тёрм,ийы ,У в -игре : "шагай" во время защиты .степени. ут\ ра;; : \/[ wvfx& монголоведенйя-Мон ГУ в 1995 году: : - . / / - ї"/ ""- •"."-;.-"

Доклад был широко обсуждён на большом семинаре кафедры, педагогики Мон ГУ в 1997 году! Н

Научные положения, выносимые на защиту: .; / •/ .

? в обновляющейся Монголии в воспитании . подрастающего поколения необходимо органическое . сочетание средств этнопедагогики, теории и практики научной педагогики;

? в культурном наследии и этнопедагогике монголов. широкое место занимают народные игры:

? монгольские народные игры являются отражением образа жизни, трудовых занятий народа, в них сконцентрированы духовность, нравственность, возможности для интеллектуального, физического развития /играющихсреди различных народных игр наиболее распространенными являются игры "Шагай";\

? обучение детей играм имеетп большое развивающие, образовательное и воспитательное значение;

? каждая игра имеет соответствующий педагогический потенциал-одни игры способствуют развитию восприятия, наблюдательности, памяти, овладению счетом, другие содействуют развитию физических сил, двигательных навыков, смекалки, сообразительности, глазомера. Одновременно происходит воспитание нравственных, эстетических качеств, трудолюбия, гуманного отношения к животным; игры Шагай имеют значение в умственном, физическом, нравственном," эстетическом и трудовом развитии и .воспитании детей. Могут быть разработаны - критерии, с помощью которых проводилась бы работвпо использованию- народных- игр. в названных направлениях. - .

Настоящая работа состоит из введения, двух , глав, заключения и списка использованной литературы.

История, содержание и правила игры в "Шагай"

Каждый народ развивает свойгязыкч имеет свою культуру, составной частью которой являются игры. Игры каждого народа отражают, его историю. Так, например, исследователи А.В.Былеева, « В.М.Григорьев пишут: "Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга (например, "Догонялки", "Ловишки", "Салки"), игры с прыганием и лазанием по деревьям . (например, "Подпрыгивание", "Качание на суку", "Салки по деревьям"), детская борьба - возня и другие. Вместе с тем эти игры служат выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития ("Ящур", "Невеста", "Война", "Городок", "Казаки-разбойники" и др.). Многочисленные игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян ("Уж мы просо сеяли . . .", "Лён", "Капуста" идр). Названные авторы дают историко-генетичеекое, культурологическое объяснение зарождению и распространению русских народных игр. Такие же источники имеют и монгольские народные игры. Трудно определить историческое время (период) появления игр, но ученые согласны в том, -что игра имела значение для работы с детьми в плане их развития: "КТроес в своей теории игры угадал (не понял, а угадал), что игра" имеет важное значение для развития". Монгольский народ имеет богатый опыт использования своего- культурного наследия в обучении и воспитании подрастающего поколения. Народные игры одна; из частей этого культурного наследия, Их характерная черта состоит в том, что в процессе игры, не прилагая больших усилий, дети получают определенное представление об окружающей среде, предметах, явлениях природы. Игры для них становятся средством общего умственного развития и познания окружающего мира, важнейшим средством формирования личности. Монгольские народные игры имели строгое разделение. В одни из них играли только взрослые, в другие-дети. В некоторые игры играли в зависимости от-- времени года. Народные игры переходили от одного поколения к другому, отражали жизнь и обычаи людей, обогащались новыми остроумными идеями, находками, по мере распространения приобретали общенародный характер, становились коллективным творением народа. Раньше дети скотоводов не имели каких-либо игрушек, их заменяли природные материалы; камешки, глина, песок, такие растения как ирис и чай, сухой круглый помет скота, шагай и т.д. Дети играли, пользуясь дарами природы. Монгольский народ, проявляя находчивость в поиска методів воспитания молодого поколения, создал мнодщ, увлекательных и веселых игр, обогащая и развивая их на протяжении многих лет. Поскольку трудно установить период появления игр, то представляет интерес время их распространения, массового использования. Говоря об истории игр в России читаем такие свидетельства: "По свидетельству археолога Б.А.Колчина, на территории Древнего Новгорода (X-XIII в.в.) обнаружено при раскопках" огромное количество "кубарей" и шаров для игры (ем. игру Котёл), остатки различных по размеру и форме мячей. Там же найдено множество: игрушечных деревянных мечей, детских луков и стрел, шахматных фигур кукол и других изобразительных игрушек, такие технически совершенные предметы игры, как вертушки, напоминающие пропеллеры XX века. Столь высокий уровень развития русских игр мог быть достигнут лишь за многие века развития первоначальных элементарных игр и при условии большого внимания общества к игровой деятельности.1 Примерно к этим же векам относятся свидетельства о развитии и распространении игр в Монголии! История сохранила письменный памятник, относящийся к 1240 году-знаменитое "Сокровенное сказание монголов". В нем наряду с увлекательным описанием исторических событий имеется и упоминание об игре в кости, В частности сказано: "Темучжин с Чжамухою сообща расположились на Хорхонах-ЭДсубуре. Стали они вспоминать про свою старую ружбу побратимство и уговорились еще сильнее углубить свою взаимную любовь. В первый раз они поклялись друг другу быть андами еще когда Темучжину было 11 лет. Чжамуха подарил тогда Темучжину альчик от козули, а Темучжин ему в знак дружбы-свинчатку, и они вместе играли в альчики на льду реки Онон. После этого, когда они весною стреляли из детских луков-алангир, Чжамуха подарил Темучжину свою свистун-стрелу-йори, сделанную из двух склеенных рогов бычка двухлетки, с просверленными дырочками, а Темучжин отдарил его детской етрелой-годоли с кипарисовым лобком, и они поклялись друг другу в верности, как анды. Так-то они побратались вторично." Таким образом, сохранилось документальное свидетельство о том, что еще в XIII веке монгольские дети играли в кости.

Социо-культурная основа игр "Шагай"

Не только умственному развитию, а также духовному воспитанию, формированию и становлению детей и молодежи как носителей, духа своего народа, национального менталитета способствует игра "Шагай". Такая потенция в этой игре содержится потому, что предмет игры - шагай глубоко пронизывает народные традиции, обычаи, обряды, заключает в себе различные условности, символы. Отдельные условности, символы имеют идеальную, магическую значимость, приближающуюся к мистике, религиозным поверьям. При полном осознании этих сторон они имеют побудительную, одухотворяющую, воодушевляющую силу. Поэтому они имеют духовно-нравственное содержание. Большие просторы и расстояния отделяют монголов от крупных центров, друг от друга. Такова была жизнь аратов. Как взрослые, так и дети вынуждены были отлучаться на время и на большие расстояния и когда их дети или близкие отправляются в дальний путь, им вручают Шагай. При этом они дают его выпуклой овечьей стороной вверх, чііо символизирует пожелание полного успеха в любом деле. .Поэтому при этом говорят: - Доброго вам пути, Успеха в вашем деле! Пожелание удачи, успеха через шагай символизируется в хозяйственных делах. Вот один из примеров. Монголы считают, что шагай сопутствует доброму делу. Его берут из семьи, имеющей хороших скакунов, коней. Считается, что у того, кто дочиста обгладывает шагай, лошади будут резвыми. Существует обычай привязывать шагай родившемуся первым в табуне жеребенку,: берут его специально из "бемьи, имеющей резвых скакунов, Это -символизирует стремление иметь многочисленный табун скаковых коней. Вообще шагай символизирует любого ребенка, первого жеребенка, то есть всё любимое, дорогое. Шагай привносит доброе, желанное в рост и развитие-детей, --определение их жизненного пути, поэтому монголы своему ребенку на одежду, на люльку нацепляют шагай. Это символизирует следующее пожелания: Пусть он будет многодетным Пусть у него будет много скота Пусть он будет здоровым, крепким. Как символы, так и стихотворные строки, выражают народные поверья, в этом их духовность. Глубокое почтение к шагаю отражают следующие наставления (табу): нельзя держать в зубах, схватывать зубами шагай; если съешь мясо с шагай, станешь голым; если оставишь шагай на месте кочевья, то придется чрезвычайно много плакать; когда играют в шагай, нельзя перешагивать над ним; нельзя раздробить большую берцовую кость, чтобы достать мозг для еды. Монголами соблюдаются непростые обычаи и ритуалы, связанные с шагаем. Приведем некоторые из них. Сколько родится детей, столько шагаев берут для хранения на унь-(жердях), поддерживающих верхний круг юрты. В некоторых края1г"хзколькр родится детей, столько шагай хранят в хадаке- (сложенной щелкОвой ткани), которую преподносят кому либо в знак / .наилучших пожеланий. . Когда дети достигают совершеннолетия, им преподносят эти шагай дают шагаям наименования, например "первенец" из 1000 шагаев. Эти шагай передаются от матери к дочери, от отца к суну. Парам молодожёнов вручается большая берцовая кость с шагаем, завернутая в хадак. При этом говорилось благопожелание: Пусть ваша семья будет многодетной, / Прочной, долголетия и много счастья вам. Приняв хадак, привязывают его к унь или тооно-(верхнему . кругу юрты). В некоторых краях хадаг с шагаем принимает зять и кладет его за пазуху. Хранят его дома. По традиции, когда рождается ребенок, закалывают овцу, чтобы приготовить роженице суп из большой берцовой кости этой овцы;. Шагай этой овцы дают новорожденному со словами; "пусть будет первенцем. из тысячи шагаев". Есть и такой обычай. Молодожёны через 21 день или месяц после женитьбы гостят в семье тестя. Здесь когда угощают зятя мясом, обязательно подают большую берцовую - кость. Зять украдкой выдергивает шагай и кладет в голенище сапога. Когда у молодоженов рождается ребенок, то этот шагай привязывают к "его игрушке. Когда угощают гостя мясом, то в знак особого почтения кладут большую берцовую кость так, чтобы сторона с шагаем была обращена к нему. Как видим, обычаи и ритуалы, связанные с шагаем большой берцовой кости, связаны с самыми знаменательными событиями жизни человека, его. рождением, вступлением в брак, с началом семейной жизни, появлением потомства семьи, с принятием дома самых дорогих гостей.

Семья как первооснова обучения играм

С момента рождения развитие ребенка происходит в семье, начинают развиваться те чувства и черты характера, которые крепко связывают его с родными и близками со своим народом, ив значительной мере определяют последующее формирование личности. Поэтому необходимо использование народных игр в семье в доступной и привлекательной для детей каждого возраста игровой форме. В диссертации дается краткое описание анализ игр "Шагай", используемых в семье, родителями, старшими братьями и еестрамй; дедушками и бабушками, начиная с 2-х летнего возраста. С помощью игр у детей развивается речь, формируется представление об окружающей действительности, явлениях, природы, воспитываются моральные качества: любовь к труду, вежливость, честность, уважение к народным традициям, развиваются умственные способности. Большое влияние народные игры оказывают на физическое развитие детей: развивают и укрепляют различные группы мышц, совершенствуют основные движения: бег, ходьб, прыжки, метание и т.д. В разностороннем развитии личности важное место занимает как единство действии семьи, государственных учреждений, общественных организаций, так и использование различных средств обучения и воспитания. Среди них большое значение имеет использование лучшего, прогрессивного из культурного наследия прошлого. У монгольского народа богатый опыт применения культурного наследия в обучении и воспитании подрастающего поколения. Монгольское народное творчество, как и народное творчество других народов, получило Широкое развитие. С давних пор монгольские араты воспитывали своих детей на материале мудрых народныхчжазок, легенд, рассказов, песен, пословиц, игр. Народная игра всегда занимала большое место в жизни детей, через нее дети получали представления о природе родного края,труде, быте, нравах, обычаях своего народа. Богатство быта Монгольского народа обусловило оригинальность и самобытность, удивительную яркость и свежесть народного творчества. Оно имеет в себе много национальных традиций, которые тесно связаны с тем, чем живет народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Монгольская народная игра, в которой отражена народная мудрость, веселая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем, многому научить, составляет национальное достояние народа, дар народа малым детям. Воспитание ребенка начинается с молоком матери, с того момента, когда он начинает познавать мир. В этом процессе в первую очередь участвуют родители, братья, сестры, друзья, Воспитание проявляется в различных формах соответствия, равновесия, взаимодействия, противоречия между человеком и жизнью. В вышедшей в 1735 году книге "Поучения То гуна" говорится: "Как только ребенок начнет есть различную пищу, его обучают владеть правой рукой. Как только начнет говорить, нельзя баловать. Как только начнет ходить, нужно познакомить со сторонами света, где есть низ и верху Как только сможет поклониться, обучить этикету, почтению к родителям" Дети множество явлений жизни: оценивают только с двух этических полярных точек зрения "хорошо-плохо", прекрасно-дурно, можно-нельзя, неверно- правильно, правда-ложь". Именно в это время закладывается краеугольный камень воспитания, начинаются накапливаться основы знаний о разных сферах жизни. Поколения человечества накопили огромный опыт воспитания детей, подготовки своей смены, будущего своего государства. Как показывают традиции, культура народного воспитания, существовавшие на различных этапах развития общества, люди стремились воспитать подрастающее поколение трудолюбивыми, усердными, дисциплйрованными, справедливыми. В сокровищнище народной мудрости накоплены правила того, как стать такими, как неукоснительно следовать им. Но как практически решить эту проблему? \ В современном обществе и школа, и семья прежде всего, заботятся о гармоническом развитии детей. Гармоническое развитие личности - это когда в одной способности не теряется связь с другими способностями, когда одна деятельность обогащает другую, когда одна сформированная потребность становится условием рождения новой потребности, .становится условием возникновения других потребностей образования других потребностей, когда одно увлечение приводит к становлению разносторонних» интересов личности.

Опытно-экспериментальная работа по приобщению к народным играм в детских дошкольных учреждениях

Многоцелевая направленность игр, их увлекательный, веселый характер, доступность, простота - все это убедительно свидетельствует о том, что монгольские народные игры не потеряли своей ценности до настоящего- времени и. могут - быть с успехом использованы в работе с детьми. Прежде всего, игра должна соответствовать уровню познания,. устремлениям детей, вызывать у них интерес, удовлетворять жизненно необходимые и практические потребности. Очень важное требование - содержание игры должно быть гуманным, направлено на передачу грядущему поколению прогрессивных, передовых обычаев, культурных традиций, воспитанию детей в духе любви, уважения и сохранения культурного наследия народа. Наконец, содержание игры не должно способствовать выработке грубости, разжиганию национальной ненависти, дурного азарта. Правила игры, помогая последовательному развертыванию её содержания, нацеливают ребенка,на поэтапное выполнение действий. Тем самым они помогают детям более глубоко осмыслить содержание игры, регулировать свои действия, поступки. Обучающие задачи монгольских народных игр - развитие связной речи, формирование представлений о числе и т.д., приближают дошкольников к положению учеников, прямо способствуют их психическому развитию. Игровое действие - наиболее интересный для ребят элемент игры. Дошкольников еще не очень интересуют результаты игры, их увлекает само, действие. Поэтому оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Все элементы игры тесно взаимосвзаны дополняют друг друга., Знание их, построение игры в соответствии с ними обеспечивает её увлекательность и эффективность В большинстве случаев в повседневной учебно-воспитательной работе детских садов не обращается должное внимание на народные игры. В тех случаях, когда народные игры применяются в работе с детьми, их выбор не соответствует психологическим и возрастным особенностям детей. Воспитатели детских садов недостаточно хорошо владеют методикой проведения народных игр. Вследствие этого народные игры не занимают должного места в арсенале средств учебно-воспитательной работы детских садах Монголии. Давняя традиция предков проводить игры среди молодёжи с учётом возрастных особенностей удивительным образом совпадает с современным принципом соответствия обучения возрастным и психологическим особенностям детей. Сохранение и унаследование этого наследия старшего поколения в содержании, методике обучения в детских садах, младших классах средних школ является ещё одним условием сохранения преемственности его традиций. Таким образом, содержание таких занятий в детских, садах, как, например, родной язык и математика, обогащается национальными традициями и культурным наследием. Образовательные и воспитательное значение монгольских народных игр мы старались наглядно продемонстрировать в данной работе на примере экспериментальной работы. При проведении народных игр—мы организовали работу в таком направлении, чтобы в процессе игры дети радовались, веселились, чтобы игры помогали им преодолеть возникшие трудности, что в конечном результате влиял на всестороннее развитие ребёнка. В данном разделе собраны данные и первоначальные результаты проведённой экспериментальной работы среди дошкольников в городе Улан-Батор. Работа по сбору и изучению народных игр проводилась с 1984 года и за этот период проанализировано около 30 игр с учётом их педагогического потенциала. Были проведены практические занятия с воспитателями по ознакомлению и разучиваению игр шагай, в процессе которых они убедились в том, что эти игры увлекательны, требуют усилий, сосредоточенности, внимания, памяти и воли ребят. Мы занимались с воспитателями по разъяснению содержанию народных игр шагай и методике их проведения, в частности, и совместно приготовили для этих целей необходимые наглядные пособия. После ознакомления воспитателей с;целямц, задачами и методикой нашего исследования им было поручено составить характеристику детей своих групп.