Введение к работе
Актуальность темы исследования. На протяжении многих исторических эпох педагогические идеи служили могучим средством передачи социального опыта, накопленного веками, они концентрировали в себе взгляды, идеи, обычаи и традиции воспитания и обучения, передававшиеся из поколения в поколение.
В настоящее время для формирования нового мировосприятия с целью выхода из духовного кризиса и нахождения нравственного идеала необходимо возрождение таких общечеловеческих ценностей, как гуманизм, справедливость, вежливость, милосердие, сострадание, дружба, взаимопонимание и т.д. Поэтому сегодня изучение лучших педагогических достижений прошлого, исследование и анализ важнейших направлений в истории педагогической мысли принесет не меньшую пользу для развития современной системы образования, чем те или иные нововведения.
Актуальность проблемы исследования взглядов Руми и Маслоу о совершенном человеке исходит из их малоизученное в педагогике и дидактике, а таюке из существующих противоречий между необходимостью их использования в процессе воспитания и обучения, применения в системе образовательных учреждений. Человек является средоточием проблем воспитания и обучения, человек, развитие и совершенствование которого издавна интересует учёных, и сегодня является одной из главных тем исследования специалистов по педагогике и психологии. Возможно, пока существует род человеческий на Земле, будет существовать и проблема его познания. Исследования о человеке велись со времён сотворения человеческого рода, ведутся по сегодняшний день и будут продолжаться и в будущем, хотя каждой эпохе и каждому веку были присущи свои методы исследования. Термин «совершенный человек» впервые получил распространение благодаря Мохийддину Араби, использовавшему его в своих трудах, особенно в книге «Фотухате меккийе» («Мекканские завоевания»). В быту совершенным считают человека, достигшего наивысших духовных высот, являющегося отражением всех очевидных качеств и достоинств божьих, пророка и доказательством присутствия его на земле. Так, Азизоддин Насафи считает совершенным человека, полностью соответствующего «шариату» (мусульманскому праву)! «тарикату» (стезе духовного совершенствования) и «хакикату» (истине [божьей]), в котором реально достигли совершенства четыре вещи: порядочность, добродетель, добронравие и просвещение.
В настоящее время одним го видов научных исследований являются фундаментальные исследования о процессе познания человека. Поэтому настоящее исследование, поскольку оно посвящено развитию и познанию совершенного человека, имеет важное значение. Особенно, если учесть, что в этом исследовании автор стремился определить и попытался конкретизировать точки соприкосновения и расхождения двух мыслителей
в подходе к обсуждаемой теме: что думал по этому поводу мудрец и философ Руми, какими, по его мнению, качествами и свойствами должен обладать совершенный человек, какие педагогические и психологические вопросы он затрагивает в своём «Месневн Мааиави» (Стихи, «обращение к внутренней сути вещей»); какие гуманистические идеи проповедовал американский учёный-психолог Маслоу, какие вопросы педагогики выдвинул на всеобщее обсуждение.
Взгляды Руми, его суждения и идеи, касающиеся вопросов воспитания, увековечены в его величайшем произведении «Месневи Маанави».
К большому сожалению, в процессе работы в школах и высших учебных заведениях Ирана, бесед с учащимися и студентами Таджикистана автор пришел к выводу, что в целом учащиеся и студенты, иранцы и таджикистанцы знают Руми лишь как известного поэта, знакомы с ним по нескольким стихам в учебниках, и максимум их знаний о нём — его биография.
У Маслоу, считающегося основоположником американской гуманистической педагогики и психологии, есть ряд интересных, достойных внимания мыслей и идей. Он достиг всемирной славы благодаря своей теории о звене потребностей, поэтому и в настоящей работе труды Маслоу подвергаются изучению и анализу. Кроме того, что он является весьма известным учёным, написавшим прославленные труды по педагогике и психологии. Его подходы к вопросу о познании человека и его гуманистические теоретические выкладки весьма близки по своей сути и смыслу к педагогико-психологическим теориям восточных научных авторов, на это и сам Маслоу указывал в своих трудах. Более, того, он неоднократно требовал более глубоко исследовать данную проблему. Он считал свои труды по гуманистической педагогике и психологии своего рода платформой для более глубокого изучения той области, которая была бы направлена на личность, на человека и была бы обращена ко всей Вселенной... Он недвусмысленно пишет: «Эта воспитательная психология является вестником своего рода эволюции в философии жизни, религиозном мировоззрении, ценностной системе и жизненной программе» (Маслоу Абрахам, книга «Быть в направлении психологии, с.8-9). Он считал, что может сложиться психология сострадания и любви по отношению к человеческой натуре.
Исследователь акцентирует внимание на необходимости осуществления этого исследования, так как, во-первых, издание фундаменталькой работы на основе учений двух указанных выше мыслителей в какой-то мере восполнит существующий пробел в этом вопросе, читатели получат возможность познакомиться с трудами Руми и Маслоу, а также результаты их работы будут способствовать углублению знаний студентов и исследователей, научной общественности Ирана, Таджикистана и других стран и станут почвой для дальнейших исследований в этой области; so-зтсрых, поскольку настоящая работа основана на педагогико-психологкческих теориях, заимствованных из
содержания позмы «Месневи» Руми и трудов Маслоу, она является практическим пособием для учителей и преподавателей в воспитании и обучении учащихся и студентов.
«Рассмотрение проблемы здоровой личности настолько актуально и необходимо, что, мне кажется, высказывание мнения или убеждения, любая информация в этой области (даже если она спорная и лаконичная) ценна, как проливающая свет и не подлежащая отказу» (Маслоу Абрахам. Жизнь здесь и сейчас, с.74-75). Поэтому изучение взглядов двух мыслителей, определение их общих позиций и расхождений может быть полезным и в сравнительных исследованиях. Многие произведения двух великих ученых, изданные з Иране, Таджикистане, России, Турции, Индии и других странах арабского мира под авторством Джшюлиддина- Мухаммеда Руми и Абрахама Маслоу, в определенной степени привлекались нами по данной теме, так как некоторые из них содержат воспитательную, образовательную и психологическую тематику.
Рассмотрев их точки зрения, определив солидарные взгляды и расхождения по обсуждаемой теме, подведя итоги сравнения позиций этих двух мыслителей, автор пришёл к выводу, что в современной системе воспитания и обучения должны произойти изменения, в основе которых обращение к человеческой натуре, прохождение стези воспитания и обучения с опорой на врождённость природы человека.
Степень разработанности проблемы. Для своих исследований мы выбрали оригинальные произведения Руми, Маслоу, и других исследователей. Наибольший интерес для рассматриваемого вопроса представляют работы исследователей Ирана. Они внесли большой вклад в исследование жизни и наследия Дж. Руми и А. Маслоу. Их произведения были многократно переизданы. К ним относятся исследования Сайда Нафиси, Зебеуллоха Сафо Р. Шафак, М. Махджуба, К. Гани, Али Дашти, Р. Хвдоят, М. Мунаввара[ Абдулхусайна Зарринкуба, М. Шарафа, Муртазо Мугаххара, А. М. Бахтиёри,' К. Замони, А. Тадаюна которые освещают ту или иную сторону деятельности.
В исследованиях таджикских ученых Н.Ф. Одилова, Х.С. Афзалова, Б. Рахимова, Г.Н. Нуриддинова, Л.С. Бликштейна, К. Кодирова, К.Б. Кодирова, С. Сулаймонова проводятся педагогические воззрения мыслителей энциклопедистов Востока в средние веха. Также анализируется их значимость, связь с идеями познания, взглядами на формирование личности и их практическая направленность.
В исследованиях российских учёных Крымского А., Бертельса Е.Э., Бартольда В.В., Гордлевского В., Жуковского В.А, Ахундова М.| Орлова А.Б., Малахова Р.Ш., Хисматуллина А.А, Яковлева Я.[ Степаняіща М.Т. рассматриваются наследие Дж. Руми, его биография! историческая и культурная обстановка того времени и развитие педагогических мыслей суфийских просветителей.
Безусловно, все вышеперечисленные труды представляют большой интерес, т.к. в них дана характеристика жизненного и творческого пути
Руми и Маслоу, описание отдельных страниц их биографии, частично обозначены основные проблемы научных изысканий просветителей, освещены отдельные аспекты их политических и педагогических воззрений.
Рассматривая педагогические взгляды на формирование совершенного человека, исследователи не уделяли достаточного внимания педагогическим воззрениям мыслителей прошлого, что исторически необоснованно, так как этот аспект мировоззрений занимает центральное положение в педагогике.
Как отмечено выше, педагогические мысли и взгляды Руми и Маслоу о совершєішом человеке изучены .недостаточно. Исходя из этого, мы рассмотрим особенности педагогических взглядов эти двух мыслителей. Для современной педагогической теории, практики и научной историко-педагогической литературы в условиях глобализации культуры выбор темы диссертационного исследования «Педагогические взгляды Джалолиддина Руми и Абрахама Маслоу относительно проблемы совершенного человека» (сравнительный анализ) весьма актуален.
Цель исследования - выявить социально-философские воззрения Руми
и Маслоу, возможности их творческого применения в современном
педагогическом процессе. :
Объектом исследования явились педагогические взгляды Руми и Маслоу, их социальные религиозные и идейные истоки, научные труды, посвященные их жизни и взглядам ка совершенного человека, а также особенности формирования и развития педагогических идей Руми и Маслоу.
Предметом исследования - процесс формирования совершенного человека на основе трансформации воззрений Руми и Маслоу в современную жизнь.
Гипотеза исследованіиі состоит в предположении о том, что можно будет оказывать педагогическое воздействие на процесс совершенствования воспитания и образования учащихся в условиях общеобразовательных школ, если будут:
объективно изучены и анализированы педагогические взгляды Руми и Маслоу о формировании совершенного человека;
критическое изучение педагогических взглядов великих мыслителей Руми и Маслоу представляет социально-педагогическую ценность и может быть востребовано и творчески применено в учебно-воспитательной работе школ, а также использовано в процессе изучения истории педагогики в высших учебных заведениях Ирана и Таджикистана;
- раскрыты теоретико-методологические основы педагогических
концепцій Руми и Маслоу.
Задачи исследования:
-
Проанализировать путем сопоставления взгляды, изложенные в произведениях Джалолиддина Руми. и Абрахама Маслоу, относительно совершенного человека.
-
Определить суть и значение понятия «совершенный человек» и обосновать необходимость его формирования.
-
Осуществить исследовательский анализ произведений Джалолиддина Руми «Месневи Маанави» (стихи, обращенные к внутренней сути вещей), «Фихи мо Фихи» (В нем то, что в нем) и Абрахама Маслоу «Жизнь здесь и сейчас», «Быть в направлении психологии», «Мотивация и личность», «Новое измерения человеческой природы».
-
Выявить самые действенные, с точки зрения воспитания, мысли, высказанные великими мыслителями - мастерами слова исследуемой эпохи относительно формирования совершенного человека и рекомендовать их для практического использования.
5. Раскрыть педагогические идеи Дж. Руми и А. Маслоу по
формированию совершенного человека путем сопоставления их взглядов с
идеями других мыслителей. ''''
Методологическую основу диссертационного исследования, поставленных и решаемых в нем проблем, составляют закономерности и необходимость изучения культурного наследия прошлого, законов Республики Иран по вопросам образования и воспитания (1980-2011), Госстандарта, выводов общественных и гуманитарных наук о всестороннем развитии духовно богатого и высоконравственного человека, великих мыслителей Руми и Маслоу о совершенном человеке, а также фундаментальных трудов российских, иранских, таджикских и зарубежных ученых в области философии, логики, педагогики и психологии.
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции педагогической антропологии; научные труды, посвященные вопросам педагогического образования (Н.М. Борытко, В.И. Загвязинский); содержания образования (В.В. Краевский, B.C. Леднез, М.Н. Скаткин); теоретическим основам духовно-нравственного развития личности (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); моделированию и' проектированию образовательных систем (В.П.Бєспалько, Б.С.Гершунсішй); гуманитаризации и гуманизации образования (В.А. Сухомлинский, М.П. Архипова, В.П. Зинченко).
Вопросы развития педагогической мысли суфийских просветителей, идеи Дж. Руми и А. Маслоу о совершенном человеке исследовались с опорой на теоретические разработки по истории педагогики, философии и психологии персидско-таджикских, российских и зарубежных педагогов-психологов В.В. Бартольда, Р. Бернса, Н.Э. Бертельса, Б. Братуся, Ф.Е. Василюка, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, В.А. Сухомлинского, А.А. . Хисматуллина, К. Роджерса, Д. Фрейберга, Р.Ш. Маликова, А.Б. Орлова, Сайда Нафиси, Р. Шафак, Абдулхусайна Зарринкуба, Н.Ф. Одилова, Х.С. Афзалова, К.Б. Кодирова и других.
Методы исследования:
- теоретический анализ философской, историко-педагогической и
востоковедческой литературы, посвященной творчеству и философским
взглядам Руми и Маслоу;
- изучение научных трудов, брошюр и других работ, посвященных
творчеству Руми и Маслоу;
- сравнительный анализ и оценка творчества Руми и Маслоу,
раскрывающие систему воспитания и обучения;
- беседы с педагогами, психологами об использовании наследия Руми и
Маслоу в учебно-воспитательной работе.
Исследование осуществлялось и три этана:
При разработке темы иа первом этапе (2006-2008гт.) изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования, на основе которой была определена и сформулирована проблема исследования педагогических взглядов Руми и Маслоу о совершенном человеке.
На втором этапе (2008-2010гг.) выявлены взгляды на формирование и развитие совершенного человека Руми и Маслоу, изучено их наследие, педагогические, психологические, философские и политические взгляды и мысли персидско-таджикских и других ученых, посвященные наследию Руми и Маслоу.
На третьем этапе (2011-2012гг.) обобщались результаты исследовательской работы, оформлялись выводы и рекомендации по исследованию; происходило оформление диссертации.
Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в том, что:
даётся целостный анализ педагогических взглядов Руми и Маслоу о совершенном человеке:
сопоставлены педагогические взгляды Руми и Маслоу о совершенном человеке и установление их влияния на развитие педагогической науки в Иране и Таджикистане;
намечены возможности использования педагогических взглядов Руми и Маслоу о совершенном человехе в сфере воспитания и образования на современном этапе развития мирового сообщества на основе диалога разных культур;
- раскрыты основные приемы и методы воспитания и обучения
подрастающего поколения, применявшиеся Руми и Маслоу.
Теоретическая значимость исследования проявилась в обосновании места педагогических взглядов Руми и Маслоу в общеобразовательной системе, методологическом и методическом осмыслении путей и средств совершенствования педагогическїіх идей иранских народов, разработке педагогически оптимальных моделей изучения взглядов Руми и Маслоу о формировании совершенного человека в системе образовательных учреждений.
Праст-ическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты уже частично использованы в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения п общеобразовательных школах и вузах Республики Ирана и Таджикистана, а также при составлении учебников, учебных пособий по истории ' педагогики, педагогики, педагогической психологии и философии.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сопоставление педагогических взглядов Руми и Маслоу о формировании совершенного человека представляет интерес для воссоздания картины интеллектуальной ситуации в обществе, того времени для осмысления специфическия и общих черт педагогической истории, раскрыты тенденции и закономерности развития духовной и педагогической мысли иранского народа.
2. Комплексный анализ педагогических взглядов в эпоху Руми и Маслоу
и их педагогических взглядов как основы совершенствования и развития
педагогики предков и современной педагогики.
3. Определение влияния педагогических взглядов Руми и Маслоу на
идейное формирование и совершенствование личности, роль совершенного
человека и умственное, _ кчское, духовное, религиозное, семейное и
трудовое воспитание соврс» інного поколения.
4. Педагогические взгляды Руми и Маслоу, их нравственно-
дидактические труды способствовали поднятию самосовершенствования на
новую ступень развїггия.
Достоверность и обоснованность результатов исследования заключается в том, что полученные результаты исследования, рекомендации и выводы были практически применены в деятельности общеобразовательных школ, на курсах повышения квалификации учителей школ и высших учебных заведений, при чтении лекций по истории педагогики, педагогической психологии, спецкурсов, которые доказали бы обоснованность проблемы, методологических положений исследования, подтвердив гипотезу и ведущие идеи исследования.
Апробация результатов исследования. Основные результаты
исследоваши нашли отражение в учебных пособиях, программах, научных
статьях и докладах. Ход исследования, его основные положения и
результаты обсуждались на ежегодных конференциях профессорско-
преподавательского состава Таджикского государственного
педагогического университета им. Садриддина Айни, республиканских и
международных конференциях, а также во время проведения системы
семинаров, совещаний, конференций, круглых столов с педагогами и
руководителями общеобразовательных учреждений системы образования
городов Исфахана и Мешхеда Республики Иран. Материалы и выводы
исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики 11 і ГУ
им. Садриддина Айни.
Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание диссертации изложено на 160 страницах компьютерного набора, список литературы насчитывает 180 наименований.