Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Формирование экологической культуры школьников, как педагогическая проблема 11
1.1. Исследование экологической проблемы и возможностей ее разрешения 11
1.2. Экологическая культура, и экологическое образование 29
1.3. Сопоставительный анализ образовательных программ по экологии и авторская программа формирования экологической культуры школьников 54
1.4. Педагогические условия формирования экологической культуры школьников 5-11 классов 62
Выводы по I главе... 74
Глава II. Организация процесса формирования экологической культуры школьников 5-11 классов 76
2.1. Учебно-методический комплекс по курсу «Экология» 5-11 лассов .78
2.2. Технология процесса формирования экологической культуры школьников 5-11 классов 84
2.3.Экспериментальное исследование эффективности педагогических условий формирования экологической культуры школьников. 5-11 классов 98
Выводы по II главе 117
Заключение 119
Библиография 121
Приложения 135
- Исследование экологической проблемы и возможностей ее разрешения
- Экологическая культура, и экологическое образование
- Учебно-методический комплекс по курсу «Экология» 5-11 лассов
- Технология процесса формирования экологической культуры школьников 5-11 классов
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена современным состоянием системы "Человек-Общество-Природа", предполагающим необходимость разрешения противоречий в политической, экономической, нравственной, духовной и экологической сферах. В настоящее временя экологический кризис характеризуется как процесс изменения естественных условий существования биосферы, грозящей нарушению ее динамического равновесия (Грязных Д.В.) и имеющий аксиолого-мировоззренческую направленность, при этом в каждом конкретном регионе необходимо подходить к поиску варианта решения экологических проблем индивидуально.
Осознание в обществе экологического кризиса и поиск путей выхода из него ведут к формированию новых социокультурных ценностей, которые актуализируют возможность применения эколого-ориентированных технологий. Становится очевидным, что без формирования массовой экологической культуры нельзя перейти к освоению этих технологий.
В современной философской, экологической и педагогической литературе можно отметить ряд работ, где исследована сущность экологической культуры как: показателя образа жизни современного общества (Соловьева Н.В.), социального явления (Маслеев А.Г.), способа социоприродного бытия (Сигарева Е.В.), экологической культуры природопользования (Кукк А.А.), в целом экологической культуры общества и личности (Храменков Н.Н.).
Экологической проблематике посвящены исследования: Н.Н. Моисеева, Федорова Н.Н., Кульпина Э.С., Пантина В.И., Гиренка Ф.И., Кравченко Ш.И.; Гора Эл., Хесле В., Форрестера, Печчеи А., Тоффлера О. И.П. Лаптема, В.И. Данилова-Данильяна, Ж. Дорста, Б. Коммонера, Д.Ж. Марковича и других. Экологический подход становится всеобщим, его основой явились работы Э. Геккеля, В.И. Вернадского, Е. Ле-Руа, Т. де Шардена.
Проведенный анализ научной литературы по проблеме позволил выявить противоречия между:
потребностью общества в высокой экологической культуре населения и недостаточной готовностью системы образования к формированию этой культуры;
потребностью личности в экологическом образовании, экологической культуре и недостаточной разработанностью условий их формирования в общеобразовательной школе и других образовательных системах.
Эти противоречия обусловили актуальность проблемы - создание в образовательном процессе школы условий для формирования экологической культуры учащихся и выбор темы диссертационного исследования: "Педагогические условия формирования экологической культуры школьников 5-11 классов".
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования экологической культуры школьников 5-11 классов.
Объект исследования: учебный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования экологической культуры школьников 5-11 классов.
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры школьников 5-11 классов может быть эффективным, если:
формирование системного экологического знания осуществляется на основе интеграции предметных знаний (естественно-научных и гуманитарных), учета возрастных особенностей школьников;
разработана программа, ориентированная на формирование компонентов экологической культуры (системное экологическое знание, мышление, ценностные ориентации, экологически осознанное поведение) у школьников 5-11 классов;
созданы и применяются учебно-методический комплекс (УМК) и технология, обеспечивающие при изучении экологии познавательную
самостоятельность, проектно - исследовательскую и творческую деятельность школьников. Задачи исследования:
На основании анализа научной литературы выявить компоненты экологической культуры школьников, установить межпредметные связи между разделами и подразделами экологии в каждом классе (с 5 по 11) с соответствующими разделами естественно-научных и гуманитарных дисциплин, изучаемых в этих классах.
Выявить и обосновать педагогические условия эффективного формирования экологической культуры школьников 5-11 классов.
Разработать по каждому (с 5 по 11) классу учебно-методический комплекс, который отражает межпредметные связи и включает программу, практикум, дидактический, в том числе контролирующий материалы, и технологию формирования экологической культуры школьников на основе деятельностного подхода с применением УМК.
Экспериментально подтвердить эффективность педагогических условий формирования экологической культуры школьников.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
историко-генетический, социоэкологический, антрополого-педагогический, культуротворческии, системно-деятельностныи подходы, а также концепции и идеи авторов по проблемам:
Ноосферогенеза (В.И. Вернадский, Т. де Шарден, Е. Ле-Руа),
Коэволюции человека и природы (Н.Н. Моисеев),
Натурцентрические (О. Леопольда, Ю. ИГ. Одумов, И. Пригожина),
Экоцентрические (Э.В. Гирусова, Ю.Г. Маркова, Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерса, А.Д. Урсула),
"Русского космизма" (И.М. Сеченов, В.И. Вернадский, В.Н. Сукачев).
Гуманизации образования (Ю.И. Ожегов, В.А. Плеханов, С.Н. Глазачев, Н.Н. Мамедов)
Личности, ее развития в процессе учебно-познавательной деятельности
(В.А. Абасов, А.Ф. Ануфриев, Ш.А. Амонашвили, П.Л. Блонский, В.А. Брушлинский, Дж. Бруни, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, Э.А. Голубева, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В.П. Зинченко, Л.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, И.Ю. Соколова,
К.Д. Ушинский, Л.С. Фридман и другие)
Интегрированного обучения (В. Шубинский, А. Католиков. Л.И. Гетман,
Ю.И. Чекан, В.Н. Максимова и другие).
Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, экологической, литературы; анализ и сравнение нормативных документов; общенаучные методы (системный анализ объекта исследования в педагогике, сравнительно-исторический анализ, наблюдение, синтез, моделирование); методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, опрос, беседы); опытно-экспериментальные исследования.
Исследование проводилось в три этапа:
I этап (1998 - 1999 гг.) анализ литературы, выявление сущности понятия
«экологическая культура» и ее компонентов; установление педагогических
условий формирования экологической культуры.
этап (2000 - 2003 гг.) разработка программы, учебно-методического комплекса и технологии формирования экологической культуры школьников 5 -11 классов.
этап (2004 - 2006 гг.), экспериментальная проверка, обобщение результатов исследования и оформление диссертации.
Научная новизна: выявлены компоненты экологической культуры (системное экологическое знание, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически осознанное поведение);
установлены и обоснованы межпредметные связи, как основа интеграции предметных (естественнонаучных и гуманитарных) знаний с разделами и подразделами экологии, которые изучаются в каждом классе
выявлены педагогические условия формирования экологической культуры школьников 5-11 классов (установление межпредметных связей и интеграция предметных знаний естественнонаучного и гуманитарного циклов, учет возрастных особенностей школьников; организация познавательной деятельности учащихся проектно-исследовательского и творческого характера, применение учебно-методического комплекса и технологии формирования экологической культуры школьников;
создан учебно-методический комплекс (УМК) включающий: авторскую программу, структура которой отражает межпредметные связи каждого раздела и подраздела экологии с соответствующими учебными предметами, изучаемыми в каждом классе; практикум, карточки -задания, тестовый итоговый контроль, варианты внеклассной работы, познавательные и проблемные задачи и задания разного уровня сложности, которые обеспечивают эффективное формирование экологической культуры школьников 5-11 классов;
разработана технология, включающая проблемный, исследовательский методы, интерактивные формы обучения, которая с применением УМК способствует эффективному формированию экологической культуры учащихся. Экспериментально доказана эффективность реализации УМК и разработанной технологии.
Теоретическая значимость исследования:
выявлены и теоретически обоснованы компоненты экологической культуры школьников: системное экологическое знание, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически осознанное поведение;
установлены и обоснованы межпредметные связи, как основа интеграции предметных (естественнонаучных и гуманитарных) знаний с разделами и
подразделами экологии, которые изучаются в каждом классе, что
способствует формированию системного экологического знания и
мировоззрения школьников; выявлены педагогические условия, способствующие эффективному
формирования экологической культуры школьников 5-11 классов и
принципы организации этого процесса (деятельностного подхода к
обучению, междисциплинарности, непрерывности обучения).
Практическая значимость исследования:
Разработана программа непрерывного формирования экологической культуры школьников 5-11 классов, включающая программы по каждому классу, которые ориентированы на возрастные особенности учащихся и отражают межпредметные связи.
Учебно-методический комплекс, включает программу, практикум, дидактический, в том числе контролирующий материалы, реализация которых в процессе обучения способствует активной познавательной деятельности, проектно-исследовательского, творческого характера, и формированию экологического знания у школьников.
Технология формирования экологической культуры школьников 5-11 классов (с применением УМК) применяется в ряде общеобразовательных школ Томской области и могут быть рекомендованы к тиражированию и реализации в Сибирском регионе, в общеобразовательных школах, в начальном профессиональном образовании при проведении семинаров и курсов повышения квалификации педагогов по экологии.
На защиту выносятся:
1. экологическая культура как значимая составляющая общей культуры личности и ее компоненты:
системное экологическое знание, как основа формирования мировоззрения и целостной картины мира у школьников;
экологическое мышление, способствующее адекватному решению
экологических проблем;
ценностные ориентации, проявляются в отношениях личности к миру, явлениям природы, окружающей действительности и т.д.;
экологически осознанное поведение.
2. Педагогические условия формирования экологической культуры школьников 5-11 классов:
Учет возрастных особенностей школьников осуществляется при реализации программы курса «Экология», в соответствующих классах: введение в экологию - 5 класс, общая экология - 6-7 классы, ландшафтная экология - 8 класс, экология человека - 9 класс, глобальная экология - 10 класс, современные проблемы экологии - 11 класс.
Установление межпредметных связей и интеграция предметных знаний естественнонаучных и гуманитарных дисциплин с разделами и подразделами экологии, изучаемыми школьниками в каждом классе с 5 по 11.
Учебно-методический комплекс, как дидактическое средство формирования экологической культуры школьников 5-11 классов.
Технология формирования экологической культуры школьников 5-11 классов, включающая проблемный, исследовательский методы и интерактивные формы обучения, что способствует активной познавательной, проектно - исследовательской, творческой деятельности учащихся.
3.Результаты экспериментального исследования, подтверждающие эффективность педагогических условий формирования экологической культуры школьников.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются теоретико-методологической базой, соответствующей целям и задачам исследования, взаимосвязью теории и практики, подтверждением выводов положительными результатами эксперимента, репрезентативностью выборки, статистическими приемами обработки результатов экспериментального исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные теоретические положения, материалы и результаты исследования обсуждались: на Международных научно-практических конференциях «Качество - стратегия XXI века» (1999) «Педагогические чтения - 2004», «Актуальные проблемы теории и практики специальной педагогики и психологии» в г. Херсон; Общероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (2002 г.); региональных конференциях (2006); межвузовских конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых ТГПУ (2000, 2001, 2002 г.г.); областных (2002 г.) и районных методических конференциях (1998, 1999, 2000,2001, 2002-2006 г.г.). В целом результаты исследования были подтверждены в практической деятельности.
Исследование проводилось на экспериментальной площадке в Шегарской муниципальной общеобразовательной школы № 2 и семи школах Шегарского района Томской области.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (195 источников) и 7 приложений.
Исследование экологической проблемы и возможностей ее разрешения
Человек, как и все живое на Земле, неотделим от биосферы, которая является необходимым естественным фактором его существования. Природа-предпосылка и естественная основа жизнедеятельности людей, причем полноценная их жизнедеятельность возможна только в адекватных природных условиях. Человек может существовать лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих биологическим особенностям его организма. Он испытывает потребность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на протяжении всей его истории [95, 96, 106]. Как отмечает Н.Н.Моисеев, развитие общества вне биосферы - это нонсенс [101]. Возможность существования общества может быть гарантирована только в контексте развития биосферы, и то только в относительно узком диапазоне ее параметров. Знание этого диапазона - жизненная необходимость людей. Конечно, каждый человек обладает возможностью приспосабливаться к изменяющимся (в известных пределах) условиям природной среды, новой для него среде обитания. Дж. Уайнер отмечает, что "Все представители вида Homo Sapiens способны проявить необходимую пластичность реакций в ответ на изменение внешних условий" [49]. Однако при всей их широте и мобильности, адаптационные возможности человеческого организма не беспредельны. Когда скорость изменения окружающей природной Среды превышает приспособительные возможности организма человека, тогда наступают патологические явления, ведущие, в конечном счете, к гибели людей [171]. В связи с этим возникает настоятельная потребность соотнесения темпов изменения окружающей среды с адаптационными возможностями человека и человеческой популяции, определения допустимых пределов их воздействия на биосферу исходя из допустимых границ ее изменения. "Человечество как живое вещество неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли с ее биосферой, -подчеркивал Вернадский. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну секунду" [21]. Иначе говоря, человек как биосоциальное существо для полноценной жизнедеятельности и развития нуждается не только в качественной социальной среде, но и в естественной среде определенного качества. Это значит, что наряду с материальными и духовными потребностями объективно существуют потребности экологические, вся совокупность которых поражается биологической организацией человека. Экологические потребности - особый вид общественных потребностей. Человек нуждается в определенном качестве естественной среды его обитания. Лишь при сохранении должного качества таких фундаментальных условий существования людей как воздух, вода и почва возможна их полноценная жизнь. Разрушение хотя бы одного из этих жизненно важных компонентов окружающей среды привело бы к гибели жизни на Земле.
Таким образом, экологические потребности также древни, как и потребности человека в пище, одежде, жилище и т. д. На протяжении всей предшествующей истории их удовлетворение происходило автоматически и люди были убеждены, что воздухом, водой и почвой они обеспечены в достатке на все времена. Отрезвление наступило лишь несколько десятилетий назад, когда в связи с нарастанием угрозы экологического кризиса стал все острее ощущаться дефицит чистого воздуха, воды и почвы. Сегодня всем ясно, что здоровая окружающая среда не менее значима, чем материальные и духовные потребности. Было бы большим заблуждением полагать, будто бы с экологическим кризисом можно справиться с помощью одних лишь экономических мер. Экологический кризис обусловлен "стрелками", направлявшими движение нашей технократической цивилизации к конкретным ценностям и категориям, без корректировки которых нельзя приступить к радикальным изменениям. При переориентации категорий понятие природы должно стать центральным, так что само отношение человека к природе будет иным, чем было до этого. Важно понять и принять новые ценностные ориентиры, смысловые установки, создать новый образ человека - в противовес человеку-потребителю, человека-гуманного по отношению к самому себе и природе. Без этой глобальной философской перестройки отношений в системе "Человек - Природа" все меры экономического, экологического, научно-технического характера будут иметь лишь частное значение и не смогут стать сколько-нибудь серьезным препятствием на пути надвигающейся экологической катастрофы. Конечный вывод философов, занимающихся этой проблемой, достаточно жесток: "Либо он (человек) должен измениться, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли". [141,143,147].
Нужно отметить, что проблема эта, несмотря на всю ее актуальность, далеко не нова. Вопрос об ответственности Разума перед природой был поставлен еще в XIX в. течением так называем русских космистов, развит в работах Федорова, Вернадского и других.
В XIX веке, по мере обострения экологической ситуации, в разрешение проблемы гармонических взаимоотношений Человека и Природы втягивалось все большее число философов и ученых. Возникли даже новые отрасли знаний: философия экологии, социоестественная история, рожденные на стыке естественных и гуманитарных дисциплин, что было вызвано масштабностью и разноплановостью проблемы (Федоров Н.Н., Кульпин Э.С., Пантин В.И., Моисеев Н.Н., Гиренок Ф.И., Лось В.А., Кравченко Ш.И.; Гор Эл., Хесле В., Форрестер, Печчеи А., Тоффлер О. и другие) [29,46, 82,115,147].
Человечество в своих отношениях с Природой прошло ряд этапов: от полного обожествления и поклонения природным силам до идеи полной и безусловной власти человека над природой. Катастрофические последствия последней мы полной мерой пожинаем сегодня [81]. Отношения Человека и Природы в XXI веке стали своеобразным центром, в котором сходятся и завязываются в один узел различные стороны экономической, общественной и культурной жизни людей. Как отмечает Ф.Гиренок, современному человеку "нужно осознать тот факт, что для него нет привилегированного места ни в природе, ни в космосе". [30].
Природа и общество всегда находились в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будут существовать Земля и Человек. И в этом взаимодействии природы и общества окружающая природная среда как необходимая естественная предпосылка и основа человеческой истории в целом никогда не оставалась только лишь пассивной стороной, испытывающей постоянное воздействие со стороны общества. Она всегда оказывала и продолжает оказывать существенное влияние на все стороны человеческой деятельности, на сам процесс общественной жизни,, на социальный прогресс вообще, замедляя или ускоряя его, причем его роль в различных регионах и в различные исторические эпохи была различна. Так, на заре развития человеческой цивилизации, когда люди довольствовались преимущественно присвоением готовых продуктов, общество находилось в абсолютной зависимости от внешней среды. Подобно стаду животных, первобытные люди после истощения пищевых ресурсов в одном месте, перемещались в другое, где было достаточно природных средств для существования [74]. Иначе говоря, истощение природных ресурсов, деградация природы вели к определенным социальным изменениям - миграции населения. В дальнейшем, по мере развития производительных сил, зависимость общества от природы постоянно уменьшалась, человек все больше выходил из-под власти ее стихийных сил. Но эта независимость человека от природы оказалась иллюзорной, поскольку интенсивное воздействие на окружающую среду ведет к резкому ухудшению условий его существования, т.е. экологическому дискомфорту. Более того, нарастание экологических опасностей ставит под вопрос само существование земной цивилизации, сохранение обитаемости планеты Земля.
Экологическая культура, и экологическое образование
В целом культура - это результат деятельности каждого отдельного человека, ее истоки находятся не в мудрых головах правителей общества а в реальной жизни обыкновенного человека. Выразить культуру в деяниях или быть культурным можно лишь имея представления о культуре и потребности в ней. Общество или государство могут только способствовать развитию культуры или препятствовать этому развитию, но они никогда не заменят собой отдельного человека в создании культуры. Слово "культура" появилось в латинском языке. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Римляне употребляли слово "культура" с каким-нибудь объектом в родительном падеже в родительном падеже: культура поведения, культура речи и т.д. Римский оратор и философ Цицерон (106 - 43 до н. э.) использовал этот термин в применении к духовности. Философию он читал культурой духа или ума. По мнению историков культуры, подразумевается воздействие философии на ум с целью его обработки, воспитания, развития умственных способностей. Но если вспомнить Катона, можно обнаружить и иной смысл. Философия - это не зо только обработка или образование ума, но и его почитание, уважение его и поклонение ему. И действительно философия родилась из предпочтения духовного начала в человеке, из почтения к этому началу. Понятие культура впервые появилось в трудах немецкого юриста С.Пуфендорфа (1632-1694). Он употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека. Культура противопоставлена природному или естественному состоянию человека. Этот смысл чего-то неприродного, чего-то развитого и культивируемого человеком сохранился и по сей день в понятии "культура". Культура понималась как противостояние человека и его деятельности дикой стихии природы, ее темным необузданным силам. Это понятие употребляется все чаще в значении просвещенности, образованности, воспитанности человека [119]. "Классическое" определение понятия "культура" принадлежит английскому антропологу Э.Тейлору и дано в его книге "Первобытная культура", изданной в 1871 году [71]. По Тейлору, культура «слагается в целом из знания, верования, искусства, нравственности, законов, обычаев». В последствии предпринимались попытки определить культуру как набор характеристик человеческого поведения, как одно из проявлений общественной жизни людей. Часто к понятию "культура" относя все, что создано человеком. Такое толкование подчеркивает прежде всего гуманистическую природу культуры, представляя ее как специфический, характерный именно для людей способ деятельности и его результат. Однако понятие "культура" употребляется в более узком смысле. Согласно такому подходу, культуру образуют наука, искусство, литература, религия, политические и социальные идеи - словом, высшие творения человеческого разума. По утверждению Л.Е.Кертмана (отечественный теоретик культуры) существует свыше четырехсот определений "культуры". Это связано с разнообразием самой культуры и употреблением этого термина. В многообразии определений культура, по мнению Л.Е.Кертмана, три основных подхода, условно им названных антропологическим, социологическим и философским. Антропологический - признание самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился. В соответствии с этим подходом любая культура, как и любой человек, уникальна и неповторима. Для понимания сути данного подхода приведем несколько определений. Культура: _ Это способ существования человечества, подобно тому, как жизнь есть способ существования протоплазмы (германский философский словарь) _ Общий образ жизни, специфический способ приспособления человека к его естественному окружению и экономическим потребностям (К.Даусон) _ Вся полнота деятельности общественного человека (А.Кребер) _ Способ жизни, которому следует общность или племя (К.Уислер) Социологический - здесь культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Культура: - Это прочное верование, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта (У.Бекет) _ Наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности (В.Малиновский) _ Язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи (А. Радклифф-Браун) _ Общий и принятый способ мышления (К. Юнг) Философский - подход отличается от других подходов тем, что путем анализа в жизни общества выделяют некоторые черты, характеристики, закономерности. Философский подход к культуре не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры. Он предполагает проникновение (с помощью мышления, понимания) в их сущность. При этом культура понимается как "содержание" или "способ бытия" общества.
Учебно-методический комплекс по курсу «Экология» 5-11 лассов
Разработанный комплекс состоит из программы, ориентированной на формирование у школьников системного экологического знания и экологической культуры в целом, перспективно-тематического планирования курса «Экология», практикума по каждому классу, в который включены практические и лабораторные работы, карточки-задания, система контроля, планы внеклассной работы. Предложенная нами программа по эффективному формированию экологической культуры школьников обеспечивается учебно-методическим комплексом, в состав которого входят: перспективно-тематическое планирование по каждому разделу курса «экология»; практикум; карточки-задания для самостоятельной работы; тестовый текущий и итоговый контроль; планы внеклассной работы. Перспективно-тематическое планирование представлено в виде таблиц по каждому разделу курса «Экология», отражающих межпредметные связи каждого раздела и подраздела этого курса, с соответствующими разделами, подразделами, темами предметов естественнонаучного цикла, которые школьники изучают в каждом с 5-го по 11-й класс (смотри приложение 3). На основе этого нами разработано отличное от традиционного содержание курса «Экология» для учащихся 5-11 классов. Проведение разных форм практических занятий способствует активизации познавательной деятельности школьников и эффективному формированию экологической культуры школьников. Практикум предназначен для повышения интереса школьников к решению острых экологических проблем, усиления их желания принять участие в активной деятельности по защите природы и окружающей среды, что способствует формированию экологической культуры учащихся. В практикуме представлены рекомендации по выполнению разнообразных практических работ, вопросы и задания, ориентирующие учащихся на выбор альтернативного решения экологических проблем, высказывание собственного мнения по их решению. Выполнение учебных заданий вызывают у школьников потребность обращения к различным источникам экологических знаний, освоение и использование которых побуждает учащихся творчески осмысливать реальный мир, что способствует формированию у них экологического знания и культуры. Представленные в практикуме карточки-задания для устного, письменного опроса учащихся 6-11 классов могут быть использованы в элктронном варианте и для тестирования учащихся. Карточки составлены по материалам, опубликованным в монографиях и учебниках по экологии. Карточки построены таким образом, что позволяют пользоваться образным восприятием объектов окружающей среды различных экологических ниш, рисунки приведенные на карточках сопровождаются текстом. Карточки-задания рекомендуются для изучения экологии, как отдельного предмета, так и при изучении экологии в курсах естественнонаучных дисциплин: биологии, физики, химии, географии. Способы и методы контроля усвоения знаний достаточно хорошо описаны в методической литературе, но применяемый нами контроль, ориентирован на оценку системного экологического знания, сформированного у школьников на основе интеграции экологических и предметных естественнонаучных знаний. В связи с этим остановимся на составления тестовых заданий и проведении текущего, рубежного и итогового контроля усвоения программного материала по курсу «Экология». При контроле качества усвоения программного материала в последнее время большее место занимают тесты обученности учащихся, являющиеся разновидностью дидактических тестов, используемых при массовых измерениях результатов обучения. К таким тестам предъявляются общие требования: технологичность и экономичность с точки зрения разработки, применения обработки и анализа получаемых с их помощью данных; универсальность, позволяющая применять такие тесты с различным уровнем подготовки; валидность, то есть удовлетворение цели, поставленной перед тестированием; надежность, то есть обеспечение точности оценок результатов тестирования; легитимность, то есть без противоречий существующим нормативам; поливариантность с целью предотвращения списывания; обеспечение инструкциями по применению, выполнению и оцениванию результатов. Выполнение указанных выше требований позволяет проводить объективный контроль качества знаний с использованием тестовых заданий, который может быть автоматизированным, так и неавтоматизированным. Автоматизированный тестовый контроль позволяет быстро получить и обработать результаты тестирования, но далеко не все понятия можно представить в виде тестов, позволяющих проводить такой контроль.
Технология процесса формирования экологической культуры школьников 5-11 классов
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и учащихся, в целях совершенствования учебного процесса, повышения качества обучения, повышения заинтересованности учащихся, роста успеваемости, необходима педагогическая технология направленная на решение определенных задач.
В настоящее время существует большое количество определений понятия «педагогическая технология». Разные исследователи предлагают свое понимание педтехнологий и дают различные толкования.
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
В нашем представлении, технология обучения это единство теоретических (психолого-педагогических) основ и их практической реализации в виде соответствующих методов, форм обучения, обеспечивающих активную и эффективную познавательную деятельность учащихся, развитие их интеллектуальных, профессиональных и творческих способностей [153].
В рамках гуманистической парадигмы считается, что образование должно помочь личности стать субъектом культуры, развить в ней индивидуальность.
Индивидуализация обучения активизирует познавательную деятельность учащихся, и обеспечивает формирование экологической культуры школьников.
Принимая во внимание, что успех любой деятельности определяется активностью личности и ее оптимальным психическим состоянием, отметим, что активность бывает (в зависимости от индивидуальных особенностей личности) внешняя и внутренняя, что в общении активизируются психические познавательные процессы и познавательная деятельность в целом, а оптимальному психическому (эмоциональному) состоянию способствуют отношения доверия, взаимопонимания и сотрудничества.
Активность и эффективность познавательной деятельности обучающихся во многом зависит от того как организована эта деятельность, каковы ее основные формы.
Исследование этой проблемы посвящены работы многих отечественных (В.И.Загвязинский, Х.ЙЛийметс, Т.А.Николаева, Е.С.Рябунский, И.Г.Самигулин, Ю.С.Савченко, И.М.Чередов и др.) и зарубежных (Я.Бартецкий, В.Оконь, Р.Петриковский, А.Якель, Н.Шиу и иные) педагогов. Так, Загвязинский доказывает взаимосвязь и целесообразность фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации обучения, И.Г.Самигулин предлагает при организации дифференцированного обучения учитывать уровень обученности и уровень развития способностей учащихся. В.Е.Рябунский рассматривает сущность индивидуального подхода в процессе обучения школьников. В работах Х.ЙЛийметса, И.М.Чередова, Р.А.Хабиба исследовались вопросы оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации познавательной деятельности учащихся, значимости коллективной деятельности на активизацию познавательных процессов. Таким образом, содержание технологии организации активной познавательной деятельности учащихся. 1 .Активизация познавательной деятельности обучающихся за счет оптимального сочетания трех ее форм: фронтальной, групповой и индивидуальной. 2.Организация активной познавательной деятельности учащихся с учетом различий в восприятии и переработке информации. 3. Активизация познавательной деятельности обучающихся за счет самоорганизации.