Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическая организация воспитания гражданственности в общеобразовательной школе Москаленко Светлана Васильевна

Педагогическая организация воспитания гражданственности в общеобразовательной школе
<
Педагогическая организация воспитания гражданственности в общеобразовательной школе Педагогическая организация воспитания гражданственности в общеобразовательной школе Педагогическая организация воспитания гражданственности в общеобразовательной школе Педагогическая организация воспитания гражданственности в общеобразовательной школе Педагогическая организация воспитания гражданственности в общеобразовательной школе Педагогическая организация воспитания гражданственности в общеобразовательной школе Педагогическая организация воспитания гражданственности в общеобразовательной школе Педагогическая организация воспитания гражданственности в общеобразовательной школе Педагогическая организация воспитания гражданственности в общеобразовательной школе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Москаленко Светлана Васильевна. Педагогическая организация воспитания гражданственности в общеобразовательной школе : 13.00.01 Москаленко, Светлана Васильевна Педагогическая организация воспитания гражданственности в общеобразовательной школе (на материале преподавания литературы в старших классах) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Москва, 2007 196 с. РГБ ОД, 61:07-13/1236

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Педагогическая организация воспитания гражданственности как инновационная категория 12

1.1. Педагогические понятия «содержание», «условия», «методы», «средства», «формы» как составляющие инновационной категории «педагогическая организация воспитания гражданственности» 13

1.2.Гражданственность как объект воспитания в общеобразовательной школе 23

1.3.Этапы развития воспитания гражданственности в российской педагогике 39

1.3.1. Воспитание гражданина в отечественной педагогике в период IX-XVIII в 41

1.3.2.Национально-патриотическое воспитание в общественно-педагогической мысли XIX в 52

1.3.3.. Проблемы воспитания гражданственности в педагогике послеоктябрьского периода 59

ГЛАВА 2. Ценностно-смысловое содержание учебного предмета «литература» и его воспитательный потенциал как средство воспитания гражданственности 74

2.1. Анализ ценностно-смыслового содержания учебного предмета «литература» 74

2.2.Преподавание литературы в старших классах на основе аксиологического подхода 100

2.3. Организация экспериментального исследования представления учащихся и педагогов о гражданственности 113

ГЛАВА 3. Педагогическая организация воспитания гражданственности в системе преподавания литературы в старших классах 124

Заключение 158

Библиографический список 161

Приложение 175

Введение к работе

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в России, выявили необходимость формулирования новых целей, идей, ценностных ориентации населения. Одной из первоочередных задач российского образования в условиях становления современного общества стало формирование граждан, обладающих чувством ответственности за страну, уважающих законы государства, приемлющих гражданские ценности.

Анализ нормативно-правовых документов последних десятилетий показал, что гражданское воспитание является приоритетным направлением воспитательной и образовательной деятельности. Такой подход зафиксирован в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992), в котором образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства». Среди основных принципов государственной политики в Законе названы «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (гл. 1, ст. 2). Приоритетность гражданского воспитания подчёркнута в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в которой сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Значимость воспитания будущего гражданина отражена в Государственном образовательном стандарте общего образования (ГОС), где определена необходимость усиления «воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности», а также «усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся». В российской школе (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, И.А. Зимняя, В.А. Караковский, В.М. Коротов, Н.Б. Крылова, Б.Т. Лихачев, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Н.Д. Никандров. В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова, А. Эллис и др.) особо важным становится формирование

4 гражданственности школьника (Г.Я. Гревцева, А.Г. Голев, Е.В. Известнова, Т.Н. Османкина, Г.Н. Филонов и др.)

Вместе с тем анализ результатов опросов, проведённых Фондом общественного мнения РФ (2002), показывает, что свыше половины опрошенных (55%) заявили о незнании своих гражданских прав. Такие качества, как готовность и способность активно участвовать в делах общества и государства, пользоваться правами и выполнять обязанности, отмечались респондентами очень редко. Это демонстрирует низкий уровень гражданственности взрослых россиян, уже получивших общее и профессиональное образование. Выполненное в данном исследовании анкетирование старшеклассников также подтверждает низкий уровень гражданских знаний. Так, из числа 223 опрошенных учащихся старших классов только 52 % были уверены в знании прав и обязанностей гражданина, 31% респондентов затруднились с ответом, остальные ответили отрицательно. Результаты анкетирования показывают необходимость педагогической организации целенаправленного воспитания гражданственности школьников.

Современные исследователи рассматривают гражданственность как интегративное качество личности, которое предполагает гражданско-правовое сознание (В.М. Елин, М.В.Кускова, И.И. Павлова, С.А. Тугутова, СВ. Шевченко, СВ. Широ и др.); гражданскую культуру (СИ. Карпушкин, О.В. Омеличкин, А.С Щитников и др.); гражданскую позицию (Э.П. Стрельникова, Л.Л. Хоружая и др.); гражданские чувства (М.Б. Зимис, Н.А. Шатунова и др.); гражданскую зрелость (Ю.А. Маринкина, М.П. Чумакова и др.); гражданскую активность (В.А. Ямалетдинова и др.); гражданскую ответственность (Н.И. Шевченко и др.), гражданскую позицию (Т.Н. Кобелева и др.). В работах И.А. Зимней, A.M. Князева гражданственность рассмотрена как одна из ключевых компетентностей современного человека.

Проблема воспитания гражданственности занимает значительное место в общей тематике педагогических исследований. В диссертационных работах внимание уделяется историко-педагогическим аспектам гражданского воспитания (СИ. Беленцов, Л.В. Кузнецова, И.Ю. Синельников, И.В. Суколенов и др.); формированию гражданских качеств у учащейся молодёжи (СВ. Анохин, В.Н. Власова, И.М. Дуранов, Т.Н. Османкина, и др.), содержанию гражданского образования школьников в общеобразовательных учреждениях (Г.А. Коновалова, P.M. Салихова, Н.А. Сиволобова и др.). Ценности

5 гражданского общества, формируемые в условиях общеобразовательной школы, исследованы в работе В.П.Голованова. Роль учителя как субъекта взаимодействия в воспитании гражданственности определена в работах СВ. Акутиной, Л.В. Лазаревой и др. В исследованиях подчёркнута значимость содержания учебных дисциплин в воспитании гражданственности: гуманитарных учебных дисциплин (В.К. Сенина); истории и обществознания (Г.Я. Гревцева, Е.В. Известнова и др.); иностранного языка (Ф.Х. Сахапова, М.Б. Янукян и др.). Проблемы гражданского воспитания за рубежом рассмотрены в работах Даваа Жагдиейн (Монголия), Вл. Крысяк (Польша), И. Шенберга (Латвия) С. Френе (Франция), М.А. Якобсон (США) и др. Организация гражданского воспитания в системе дополнительного образования и внеклассной работы представлена в работах А.М.Бабаева, Н.С.Попова, М.А. Шкробовой и др.

В то же время проведенный анализ педагогических исследований показал, что, несмотря на многоплановость разработанности воспитания гражданственности, проблема педагогической организации воспитания гражданственности старшеклассников средствами учебного предмета «литература» с экспертным выделением ценностей, соотносимых с понятием «гражданственность», ещё не нашла достаточного отражения в исследованиях и специально не рассматривалась.

Значительная роль в организации гражданского воспитания (Л.Н. Боголюбов, Т.В. Болотина, Е.В. Бондаревская, А.С. Гаязов, О.В. Газман, СВ. Кульневич, Г.Н. Филонов и др.), которое осуществляется на основе изначально сформированных в процессе семейного воспитания в дошкольном возрасте уважении к окружающим, духовности, нравственности, принадлежит школе. Особенно важной является ступень старшей школы (СВ. Алабжин, Г.Я. Гревцева, Л.И. Кожохарь, В.К. Сенина, В.К. Сенина, Ю.А. Танюхин, Н.В. Шатунова и др.), так как она, по свидетельству психологов, есть «завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника».

Под ценностями в работе понимаются специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное), заключённые в явлениях общественной жизни. Теоретический анализ педагогической литературы показал, что исследователями, педагогами

выделены общечеловеческие ценности - Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек (В.А. Караковский); ценности в образовании - наука, объективное знание, истина (В.Н. Сорока-Россинский); ценности Веры, Надежды, Любви, Истины (Б.Т.Лихачев); ценность личного и национального Достоинства: честь, самостоятельность, жизненная и профессиональная компетентность, любовь к Родине, чувство общности и принадлежности семье (Н.Д. Никандров). Интерес представляет выполненная ИА.Зимней классификация ценностей по таким основаниям, как бытийные ценности: Жизнь, Культура, Бытие, Созидание; нравственные (как отношение к высшей реальности): Добро, Истина, Свобода, Вера, Красота; моральные (как отношения между людьми): Достоинство, Честь, Долг, Ответственность, Толерантность и др. Однако в ряду ценностей авторы не фиксируют отношение к государству, предполагающее ответственность за судьбу страны, уважение к правам и свободам личности, способность участвовать в решении дел сообщества, своей страны как важную гражданскую ценность, которую необходимо формировать у школьников в процессе обучения и воспитания, в том числе и через содержание учебных предметов.

Проведенный анализ содержания учебных дисциплин в ГОС общего образования позволил выделить дидактические единицы, соотносимые с воспитанием гражданственности. Данные анализа свидетельствуют, что преимущественно они представлены такими предметами, как «история», «обществознание», «литература». Анкетирование старшеклассников также показывает, что среди наиболее значимых для воспитания гражданственности дисциплин они выделяют следующие: историю - 85%, обществознание - 80%, и в меньшей степени - литературу (54%). Вместе с тем, как свидетельствует вся история художественной культуры, литература имеет значительный воспитательный потенциал, так как даёт совокупность знаний о человеке, его предназначении, роли в жизни общества, нравственных идеалах; она предполагает усвоение знаний на эмоциональной основе. Учебный процесс на уроках литературы основан на принципе единства познания, переживания и действия, в содержании учебных материалов находят отражение образцы духовности, гуманизма и гражданственности. Это предопределило необходимость на основе выделенной для исследования из образовательной области «Филология» учебной дисциплины «литература» показать, как через ценностно-смысловое содержание, комплекс форм и средств на основе

7 аксиологического, личностно-деятельностного подходов и принципов гуманизма (означающего совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности), духовности (представляющей отношение человека к миру в процессе овладения им социальными ценностями, обогащающими внутренний мир и способствующими его целостному развитию), преемственности (предполагающей для обучающихся различных возрастных категорий взаимообусловленность основного и дополнительного образования, а также социально-значимой деятельности), интегративности (заключающейся во взаимодействии различных учебных дисциплин), системности (представляющей совокупность таких компонентов: содержание литературы как учебного предмета; ценностные ориентации, соотносимые с гражданственностью; позиция учителя, позиция ученика и системообразующий фактор - воспитание гражданственности старшеклассников) возможна педагогическая организация воспитания гражданственности школьников на основе разработанной структурной модели воспитания гражданственности старшеклассников и программы реализации этой модели.

Проведённый анализ позволил выявить противоречие между значительным воспитательным потенциалом, обусловленным традиционно высоко оцениваемым содержанием учебного предмета «литература», и отсутствием педагогической организации воспитания гражданственности, реализующей в полной мере данный потенциал для воспитания гражданственности старшеклассников.

Выявленное противоречие определило проблему исследования: влияние воспитательного потенциала учебной дисциплины «литература» на гражданское становление старших школьников и выявление комплекса педагогических условий, обеспечивающих наибольшую эффективность его реализации при целенаправленной педагогической организации данного процесса.

Объект исследования: воспитание гражданственности в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: педагогическая организация воспитания гражданственности старшеклассников.

Цель исследования: теоретически обосновать педагогическую организацию воспитания гражданственности старшеклассников на материале обучения литературе.

8 Задачи исследования:

  1. На основе анализа педагогической, психологической отечественной и зарубежной литературы выявить значимость проблемы воспитания гражданственности в школе.

  2. Обобщить и структурировать основные составляющие (ценности), определяющие гражданственность как социальную компетентность.

  3. Изучить представления старшеклассников и педагогов о воспитании гражданственности и выявить место гражданственности в системе личностно-значимых ценностей учащихся.

  4. Провести системный анализ используемых в преподавании литературы учебников, выделить основные, соотносимые с программой, и определить литературные произведения для изучения в 10-11 классах.

  1. Выполнить анализ учебных материалов, образовательной программы, Государственного образовательного стандарта по учебной дисциплине «литература» с целью выявления дидактических единиц, имеющих воспитательный потенциал, соотносимый с воспитанием гражданственности.

  2. Определить содержание, средства, способы (методы), педагогические условия и формы обучения, релевантные воспитанию гражданственности в процессе преподавания литературы.

7. На основе аксиологического и личностно-деятельностного подходов
разработать модель и программу педагогической организации
воспитания гражданственности старших школьников в
общеобразовательной школе в процессе преподавания литературы в
системе базового и дополнительного образования.

В соответствии с целью исследования выдвинута гипотеза: Воспитание гражданственности в процессе преподавания учебной дисциплины «литература» в старших классах школе может быть объектом педагогической организации при условии предварительного определения и последовательного структурирования ценностно-смыслового, соотносимого с воспитанием гражданственности, потенциала изучаемых произведений, разработки и последовательной реализации программы поэтапного освоения ценностей.

Методологической основой исследования стали гуманистические идеи воспитания (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Б.Т.Лихачев, Д.С.Лихачев, В.А. Караковский, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий, Н.Е. Щуркова и др.); идеи единства человека и социальной среды (Б.Т. Лихачёв, Г.Н. Филонов, И.С. Кон и др.); теория социализации личности, понимаемая как включение ребёнка в систему общественных отношений (В.А. Караковский, В.М. Коротов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.А. Ядов и др.).

Теоретической основой послужили концепция смыслообразующей функции ценностей А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, концепция направленности личности К.К.Платонова и теория ценностных отношений В.Н.Мясищева; концепция влияния ценностей и установок на социализацию и индивидуализацию личности Г.М. Андреевой, М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой и др.

Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, исторической, психологической, педагогической литературы, моделирование; изучение и обобщение передового и массового педагогического опыта; обработка документации; анкетирование; включённое наблюдение; беседа; взаимо- и самооценка; самоотчёты учащихся; опытно-экспериментальная работа.

Научная новизна исследования определяется:

введением и теоретическим обоснованием содержания понятия «педагогическая организация воспитания гражданственности» применительно к конкретной социальной компетентности;

представлением метода анализа и определения воспитательного потенциала литературного произведения;

теоретическим обоснованием, разработкой модели и программы её реализации в воспитании гражданственности старших школьников на основе выявления ценностей, содержащихся в литературном произведении и соотносимых с понятием «гражданственность».

Теоретическая значимость исследования состоит:

-в уточнении содержания понятий «гражданственность», «гражданское

воспитание», «воспитание гражданственности»;

-в детерминации процесса воспитания за счёт введения понятия

Педагогические понятия «содержание», «условия», «методы», «средства», «формы» как составляющие инновационной категории «педагогическая организация воспитания гражданственности»

В современной дидактике, как известно, представлены такие категории, как содержание обучения и воспитания, педагогические условия, методы, средства, формы организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении (В .И.Андреев, Ю.К.Бабанский, Б.Т.Лихачёв, В.И.Смирнов, В.А.Ситаров, А.В.Хуторской и др.). Анализ работ по проблеме воспитания гражданственности свидетельствует, что предметом исследований выступали данные категории: «педагогические условия» (А.М.Бабаев, Л.Д.Кузнецова, Э.Р.Сабиров, С.В.Шевченко, Н.Ю.Яшина и др.); «педагогические основы» (Л.И.Кожохарь М.П.Чумакова и др.); «формирование гражданственности» (М.Б.Зимис, Т.Н.Османкина, Р.М.Салихова, Т.Н.Османкина и др.); «организационно-педагогические условия» (Г.А.Коновалова Т.Б.Журавлёва); «средства, факторы» (Г.Я.Гревцева В. А.Ямал етдинова); «создание образовательной среды воспитания гражданственности» (Г.Н.Бида) и др.

Категория «содержание» является важнейшей педагогической категорией. В педагогике принято выделять в содержании педагогического процесса две органически взаимосвязанные области - содержание образования и содержание воспитания. Каждая из этих областей имеет свою специфику: содержание образования реализуется прежде всего в процессе обучения и самообразования, т.е. интеллектуальной деятельности, содержание воспитания имеет отношение к процессу целенаправленного формирования личности. Разделение это является условным, так как все функции педагогического процесса выступают только в единстве.

Известный исследователь А.В.Хуторской, определяя понятие «содержание образования», приводит следующие теории содержания образования: Дидактический формализм (Гераклит, Цицерон, Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт, Дистервег) опирается на философию рационализма, утверждающую, что источником знаний является разум, поэтому необходимо, прежде всего, развивать ум, память и другие способности человека.

Дидактический материализм (Я.А.Коменский, Г.Спенсер, Дж. Мильтон) основной целью школы определяет передачу учащимся как можно большего объёма знаний из различных областей науки, энциклопедическую ориентацию обучения.

Дидактический прагматизм (Дж.Дьюи, Г.Кершенштейнер). Образование есть непрерывный процесс реконструкции опыта. Источник содержания образования - не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика. Содержание образования представляется в виде междисциплинарных систем знаний, освоение которых требует от учеников коллективных усилий по решению поставленных проблем, практических действий, игровых форм занятий, индивидуальной самостоятельности [148,с.75].

Как показывает теоретический анализ, цель, задачи и, соответственно, содержание педагогического процесса социально обусловлены, то есть зависят от государственной политики в области образования. Так, в период господства авторитарной педагогики содержание общего образования, как отмечает В.И.Смирнов, «сводилось к формированию знаний, умений и навыков- пресловутых ЗУНов, необходимых для будущей производственной и научной деятельности, но недостаточных для развития личности, способной к творчеству, принятию самостоятельных решений, свободной в оценках и суждениях» [113,с.255]. Это подтверждает анализ определений понятия «содержание образования», который предлагался в учебных пособиях по педагогике как «система знаний, включающая факты и обобщения, и система полезных умений и навыков» (Б.П.Есипов, Н.К.Гончаров) «основные знания, умения и навыки, требуемые спецификой данной области научных знаний» (Т.А.Ильина) «научные знания, умения и навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся, приобретаемого вне обучения, и формирование познавательных способностей и творческих сил учащихся» ( И.Т.Огородников).

И.Ф.Харламов в своём определении понятия «содержание образования» подчеркнул, что неотъемлемой частью школьного образования, наряду с системой знаний, умений и навыков, является система «мировоззренческих и нравственных идей, которыми необходимо вооружить учащихся в процессе обучения» [146, с. 121].

Ю.К.Бабанский в содержание образования включает все элементы социального опыта, накопленного человечеством, при этом содержание образования рассматривается как один из компонентов процесса обучения и определяется как «система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду» [95,с.98].

Систему знаний, умений, «отобранных для изучения в определённом типе учебного заведения» в понятие «содержание» включает И.П. Подласый [114,с224].

А.В.Хуторской, подчёркивая неоднозначность трактовки категории «содержание образования», выделяет знаниево-ориентированное и личностно-ориентированное понимание содержания образования. В первом случае, главной социальной функцией образования является передача знаний или опыта, накопленного предшествующими поколениями. Эта функция доминирует над функцией личностной самореализации. Содержание образования в данном случае представляет собой специально отобранный для усвоения учениками учебный материал. Во втором случае, главной является деятельность самого ученика, обеспечивающая приращение и развитие его внутреннего содержания. Здесь важна не столько передача знаний ученику, сколько «проявление его в самом себе, формирование себя... Личностные новообразования ученика получают функцию внутреннего содержания образования» [148,с.75-76].

На личностно-ориентированном понимании содержания основано определение В.А. Сластёнина: «Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способности мыслить, чувствовать, действовать), его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность» [105,с.140].

Воспитание гражданина в отечественной педагогике в период IX-XVIII в

Обращение к образцам устного народного творчества нам представляется необходимым, так как в них конденсировался опыт народной педагогики, отражались представления о воспитании и обучении, существовавшие в массовом сознании и передававшиеся из поколения в поколение.

Анализ начального периода истории Российского просвещения (до возникновения письменности), определённого С.Егоровым как «народная педагогика» [111,с.294], свидетельствует о накопленном опыте воспитания подрастающего поколения. Уже тогда считалось необходимым развивать такие качества как честность, трудолюбие, справедливость, уважение к людям, т.е. нравственные качества личности. Любовь к своей земле, умение защитить её, верность долгу играют не меньшую роль, становясь основой патриотизма, как неотъемлемого качества гражданина. Это даёт нам основание выделить (условно) этот период как начальный этап гражданского воспитания.

Определяя следующий период, необходимо отметить, что педагогика Древней Руси с конца 10 века была ориентирована на идеологию православного христианства, что определило её многие специфические черты. Понимаемая на Руси как «душевное строение», педагогика была призвана «помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственным в своих поступках, что считалось признаком истинной мудрости, идущей от сердца, в отличие от мудрости познавательной -«мудрости разума».

Этапом в развитии гражданского воспитания становится период ІХ-ХПв. В это время происходит становление Киевского государств, и вопросы воспитания гражданина приобретают особенно важный характер.

Видное место среди памятников педагогической культуры прошлого занимает «Поучение Владимира Мономаха», где даются основные принципы, по которым должен вести себя «всяк русский человек». Великий Киевский князь, обращаясь к молодому поколению, наставляет не иметь в душе зависти, остерегаться лжи и блуда, заботиться о слабых, чтить старых, не лениться, не бояться смерти и «блюсти добро». Эти идеи культивировались литературно-публицистическими произведениями того времени, такими как «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI в.), «Поучение» Владимира Мономаха (XII в.) и др.

В «Поучении» как важные человеческие и гражданские качества он отмечает религиозность, верность «крестоцелованию» - клятве. Юношам он рекомендовал «...при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, ... в беседе побольше разуметь», «глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет» [10].

Развитию отечественной педагогической мысли способствовало принятие христианства на Руси. Анализ сочинений Кирилла Туровского, Климента Смолятича, Кирика Новгородца разрабатываются проблемы познания и обучения. В их произведениях большая роль отводится нравственному совершенствованию личности, осуждению человеческих пороков таких как жадность, лень, лихоимство. Много внимания уделено воспитанию любви к Родине. При всём своеобразии стиля каждого древнерусского мыслителя, « их объединяла идея нравственного совершенствования личности, признания за человеком индивидуальной ценности, идея защиты русской земли и гордость за её величие» [6, с. 21]. Характеризуя немногочисленные рукописные литературные источники, дошедшие до нашего времени, Д.С.Лихачёв отмечает их «гражданственность и патриотизм» а также связь литературы с историей («средневековый историзм») правдивость и документальность произведений. «Литература огромным потоком сопровождает русскую действительность, русскую историю» [51,с.45].

Большое значение придавалось воспитанию молодёжи в духе любви к Родине. Былины, исторические песни, сказы, а также воинские повести создавали героические образы, воспитывали у молодых людей патриотические чувства. Рассуждая о героической теме в русской литературе, А.И.Кузьмин отметил, что «одним из главных героев древнерусской литературы был «хоробрый на ратех» воин». Исторические повести древнерусской литературы в большинстве своём являлись воинскими повестями, они «отражали рост национального самосознания и излагали события, связанные с защитой родной земли...». В этих произведениях отразился нравственный критерий русского народа, его отношение к защите своей земли как священной обязанности [66,с.13].

Замечательный образ Русской земли создан неизвестным автором в дошедшем до нас «Слове о погибели Русской Земли»: « О светло светлая и украсно украшенная земля русская ! И многими красотами удивлена еси: озёрами многими, реками и кладязьми местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми разноличными, садами обительными, домами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими - всего еси исполнена земля русская, о правоверная вера христианская» [10].

Анализ письменных источников позволяет сделать вывод, что, несмотря не существование религиозных догм, педагогическая мысль данного периода развивается, продолжая лучшие традиции народной педагогики. Любовь к Родине, готовность защитить её, нравственное совершенствование личности -важнейшие приоритеты воспитания.

Определяя следующий этап, необходимо подчеркнуть, что развитие педагогической мысли в 12-16 веках происходило в условиях формирования Руси как централизованного государства. Характеризуя данный период истории, Д.С.Лихачёв, отмечает, что в это время «происходит новое открытие человека - его внутренней жизни, его внутренних достоинств, его исторической значимости.

Важной для русских просветителей стала мысль о первоначальном равенстве людей: «всем равно даны солнце, луна, звёзды, земля. Равно сияет солнце на всех, так же и дождит. И всякие блага достаются всем... и плоды земные» [6, с.22]. Следовательно, недопустимы зависимость и угнетение человека. По мнению выдающегося мыслителя XVI века И. С. Пересветова, только свободный человек способен стать защитником Отечества: «Порабощенный бо человек срама не боится, а чести себе не добывает». [6,с.310]. В памятниках российского права («Русская Правда», судебники, Соборное уложение 1649 г., «Табель о рангах» и т. п.) можно найти примеры того, как трактовалась гражданственность в это время. Это политическая лояльность власти царя, который воспринимался по традиции как глава патриархального семейства. Эти идеи культивировались литературно-публицистическими произведениями того времени.

Анализ ценностно-смыслового содержания учебного предмета «литература»

Мысль о роли литературы в становлении будущего гражданина подчёркивается многими учёными, педагогами и общественными деятелями. В.Г.Белинский важнейшим, благороднейшим источником просвещения русского общества считал отечественную литературу. « В наше время литература, искусство больше, чем когда-либо прежде, сделались выражением общественных вопросов», в литературе « вся наша умственная жизнь и вся поэзия нашей жизни» [цит.пої 15,с.43].

Один из основоположников научной критики Н.Г.Чернышевский, наряду с историей, подготавливающей учеников к активному служению Родине, отмечал воспитательное значение литературы, назначение которой рассматривал в развитии гражданских чувств. Писатели, по его мнению, «руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения, мы приучаемся отвращаться от всего прошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить всё благородное; читая их, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее» [115,с.87].

Известный русский педагог К.Д.Ушинский отмечал роль литературы в том, что она заставляет полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль.

В.Ф.Бунаков видел в литературе средство для пробуждения гражданских чувств: уважения достоинства других людей, преданности Отечеству, мужества, героизма. В.И. Водовозов подчёркивал важность изучения литературы в связи с реальной действительностью, раскрытием особенностей родного народа, его языка истории и культуры.

Б.Т.Лихачёв, раскрывая воспитательные аспекты обучения, показал значимость гуманитарных наук и особенно литературы в формировании духовного мира школьника: «чем глубже и шире они изучаются всеми детьми, тем больше школа даёт личности, больше учит их самостоятельности суждений и действий в общественной жизни, закаляет в идеологической борьбе. По мнению учёного, «усиление требований к духовному миру и духовному развитию новой личности, к её идеологической и нравственной устойчивости закономерно влечёт за собой необходимость большей интеграции и концентрации гуманитарных знаний в школе» [82,с.64].

Роль литературы в подготовке учащихся к жизни в современном обществе, в формировании гражданских ценностей бесспорна. В этом убеждают нас наблюдения и выводы ученых-филологов и учителей-практиков. Известный педагог Л.С.Айзерман, подчёркивая идейно-нравственное и эстетическое воздействие уроков литературы, утверждал: «Юноша, решающий, « делать жизнь с кого», находит в художественной литературе высокие примеры. Силу их воздействия нельзя недооценивать... Искусство помогает читателю самому ответить на вопросы бытия, заставляет самостоятельно разобраться в окружающем»[1, с. 14]. В книге «Уроки литературы сегодня» Л.Айзерман, анализируя современное преподавание предмета, отмечает, что школьники нередко оказываются беспомощными в ситуации нравственного выбора, поэтому учителю- словеснику необходимо говорить о таких понятиях, как альтруизм, гордость, стыд, интерес, совесть, долг, мещанство, эмоции, личность, потребности, великодушие, воля, коллектив, принципиальность. Мир нравственных категорий, мир понятий, раскрывающих богатство душевной жизни...как предмет специального и систематического изучения в школе не существует» [1,с.35].

Рассуждая о значении литературы в гражданском становлении личности, А.И.Княжицкий в статье «Раньше! Больше! Громче!» подчеркнул: «Подменять уроки литературы уроками нравоученья...-непростительная ошибка. Но трижды ошибочно обходить в литературном содержании нравственную проблематику, заниматься чисто филологическими, теоретико-и историко-литературными проб лемами... С детьми нужно говорить о самых щепетильных вопросах. Как можно раньше, как можно больше, как можно громче».

Русская литература даёт прекрасные образцы гражданского поведения, служения Отечеству. Опыт практической работы убеждает, что гражданская тема в широком смысле слова представляет один из ведущих аспектов идейно-нравственного содержания литературы, носит сквозной характер и даёт возможность формировать плюрализм мнений.

Воспитание личности гражданина - не просто одна из сторон преподавания, это внутренняя сущность всего процесса литературы. Необходимость постановки серьёзных нравственных проблем на занятиях по литературе определяется задачами гражданского воспитания, самой сущностью литературы, «человековедения», по определению М.Горького.

Русские учёные, педагоги, общественные деятели (М.В. Ломоносов, А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, В.Я. Стоюнин, Н.Ф. Бунаков, Д.С. Лихачев, В.А. Сухомлинский) ставили выполнение гражданского долга в зависимость от знания своей Родины, уважения к истории Отечества, родному языку, литературе, подчёркивая тем самым значимость изучения гуманитарных дисциплин. Среди гуманитарных дисциплин литература как учебный предмет была и остается главным (если не единственным) предметом, ценностно-смысловое содержание которого ориентировано на формирование души, нравственности, гражданственности, развитие эмоционального мира ребенка - будущего Гражданина России. Это предполагает выявление воспитательного потенциала (ценностно-смыслового материала) и педагогическую организацию воспитания гражданственности через содержание литературных произведений, включенных в программу обучения.

Организация экспериментального исследования представления учащихся и педагогов о гражданственности

На следующем этапе целью экспериментального исследования было выявление сформированности представления учащихся и учителей о качествах современного гражданина.

Анкетирование 154 школьников 10-11 классов г.Москвы и Оренбургской области выявило представление учащихся о Гражданине как о человеке, обладающем чувством собственного достоинства, уважающем окружающих его людей, проявляющем терпимость к людям другой расы и религии, умном, честном, ответственном, волевом, обладающем чувством коллективизма.

Школьные предметы, подтверждают учащиеся, способствуют формированию гражданских качеств, но, как правило, в анкетах они выделяют предметы обществоведческого цикла: история, обществознание. Воспитательный потенциал, заключенный в содержании филологических дисциплин, не фиксируется учащимися в силу ряда таких причин, как: учителя сами не акцентируют внимание на ценностно-смысловом содержании; специально не осуществляется отбор и структурирование материала; не подбираются такие формы и средства, которые в полной мере способствовали бы воспитанию гражданственности, нет педагогического мониторинга усвоения старшеклассниками гражданских ценностей. Вследствие этого учащиеся не соотносят изучение, например, родного языка и литературы с историей Отечества, с воспитанием гражданских качеств, видя лишь практическую направленность предмета, что создаёт необходимость специальной организации воспитания гражданственности в процессе преподавания этих учебных дисциплин.

В результате анкетирования школьники из набора предложенных качеств, характеризующих Гражданина, выбрали уважение прав окружающих, ответственность, уважение к обществу и государству, честность, достоинство, волю, патриотизм, интернационализм; другие (те, которые учащиеся называют сами): трудолюбие, спокойствие, возвышенное отношение к культуре нации; стремление стать сильным, свободным, независимым.

При ответе на вопрос: «Какие нравственные идеалы и социально значимые ценности должны быть сформированы у выпускника школы?» школьники отметили любовь к Родине, терпимое отношение к людям другой расы, религии, сохранение мира на планете, уважительное отношение к старшим в семье; уважительное отношение к сверстникам, старшим людям в обществе, бережное отношение к природе, коллективизм.

Таким образом, среди социально значимых ценностей учащиеся на первое место ставят любовь к Родине, что, по их мнению, составляет основное содержание понятия «патриотизм».

С целью выявления подготовленности педагогических кадров к целенаправленной систематической учебно-воспитательной работе, формирующей личность гражданина, было проведено анкетирование 72 учителей г.Москвы и Оренбургской области, преподающих различные дисциплины. Анализ анкет показал, что педагоги понимают необходимость формирования качеств гражданина в их совокупности, отмечают различные аспекты гражданского воспитания. Однако многие участники анкетирования (67%) отметили недостаточную реализацию гражданского воспитания в системе своей педагогической деятельности. Помимо анкетирования учителей, имеющих различный педагогический стаж и опыт работы, были использованы методы беседы и наблюдения. Практически все педагоги (97%), принимающие участие в беседе, отметили важность гражданского воспитания, необходимость усиления роли школы в деле становления гражданина.

Помимо анкетирования, в работе были использованы методы беседы и и наблюдения. Участниками данного этапа эксперимента стали учителя, имеющие различный педагогический стаж и опыт работы.

Педагоги, принимающие участие в беседе, отметили важность гражданского воспитания, необходимость усилить роль школы в деле формирования гражданина.

Галина Алексеевна М. (учитель истории, педагогический стаж 45 лет, трудовую деятельность начала в 1941г.), рассуждая о системе воспитательной работы в школе, отметила: «Воспитать гражданина и патриота-цель, которая стояла перед школой всегда. Мы учили гордиться своей страной, знать её историю и культуру, её героев. Неправда, что советская школа, как говорят, «вдалбливала свои идеалы». Были ошибки, но были и успехи, сейчас незаслуженно забытые. Проводились интересные уроки, была слаженная целенаправленная работа всего коллектива. Свидетельство этому- целые поколения честных, трудолюбивых, думающих людей»

Галина Львовна Г. (учитель русского языка и литературы, стаж педагогической работы 42года), анализируя воспитательное значение предметов гуманитарного цикла, подчеркнула роль литературы: «Литература всегда имела особый воспитательный потенциал. Я много слышу о необходимости предоставить право ученикам самим решать и выбирать, самим дойти до сути. Но учитель обязан помочь им, ещё неумелым, иногда излишне критично настроенным, разобраться в жизни, которая расставляет свои приоритеты. Альтернатива мнений? Почему не изучается «Как закалялась сталь», где «Молодая гвардия»? Кто многие ранее изучаемые произведения счёл ненужными? Почему потерялся образ советского человека-солдата, труженика, героя? Разве этого не было?»

Ольга Александровна С. (учитель русского языка и литературы, педагогический стаж 10 лет), рассказывая о своей системе урочной и внеурочной работы, отметила условия становления гражданина: «В 90-х годах, когда я начала работать, не так часто слышалась мысль о необходимости воспитания гражданина. Сейчас многое изменилось. Каждый учитель понимает: как воспитаем сегодня, так будем жить завтра. Появилось много новых форм работы, вернулось и то, что было неоправданно забыто. Я 117 за коллектив, я-за молодёжные организации, за обстановку дискуссий, столкновения мнений, принципиальности, честности, уважения к национальной культуре. Только так мы воспитаем человека, которому не навязали идеалы и поэтому с ними можно легко расстаться, так как они не твои, а человека, для которого гражданские ценности важнее всего: Родина, мир, семья, друзья, работа, творчество...»

Нина Ивановна Р. (учитель истории и обществознания, заместитель директора по воспитательной работе, педагогический стаж 35 лет), размышляла о недостаточной согласованности действий школы, семьи, общественных организаций. По её мнению, в некоторых программах, в частности, дополнительного образования, поставленные цели и задачи не соответствуют в полной мере содержанию. «Необходимо более тщательно продумывать систему дополнительного образования; для каждой школы, для каждого района она должна быть своей, специфической, индивидуальной. Очень внимательно необходимо относиться к формированию учебно-воспитательной среды».

Похожие диссертации на Педагогическая организация воспитания гражданственности в общеобразовательной школе