Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образная символика народного искусства на уроках математики Валцис, Хелвий Паулович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Валцис, Хелвий Паулович. Образная символика народного искусства на уроках математики : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Москва, 1991.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность. Проблема гуманизации школы становится все более актуальное. Школа должна поместить в центр педагогического внимания самого ученика. Не школьника прикладывать к учебному материалу, а все содержание образования подчинить его развитию как высшей цели.

Современные ученые и педагоги (ВЛ.Зинченко, М.С.Каган, А.А.Мелик-Пашаев, Б.К.Йеменские и др.) отмечают,что образование утратило в массовой школе ценностную ориентацию и превратилось в утилитарно-целенаправленное обучение. Из задач реального развития общества, поставленных перед школой, чаще всего осознаются только две простейшие: передача опыта знаний и опыта навыков. Две другие задачи, пачнейшие для экономики,нравственности, культуры общества: передача творческого опыта и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру - школа,как правило, не осознает и не решает. Однако, без решения этих задач не может быть подлинного эффекта в решении двух первых. Опыт творчества,так же, как развитые человеческие чувства - базис формирования нравственно-ценностных основ личности. Чувства,эмоции не передаются, не наследуются через знания и навыки, они носят социальный характер, имеют моральное.интеллектуальное и эстетическое содержание. Значит, человек, лишенный эмоций,теряет в моральном, интеллектуальном и эстетическом отношении.

Преподавание отдельных предметов, соответствующих отдельным наукам, естественно для той образовательной системы,целью которой является усвоение комплекса данных о мире как объекте научного познания. Если же главной целью школы станет развитие растущего человека, то понадобится и принцип структурирования материала, адекватного этой пели. Речь идет не об устранении из школьных программ объективных'знаний о мире,и даже не об уменьшении их объема, а о переструктурировании содержания образования. В этом случае материал для занятий будет свободно черпаться из разных отраслей знания, областей культуры, из окружающей действительности и объединяться по общности педагогической задачи, а не в силу принадлежности к территории какой-либо науки. При этом развитие тех или иных

качеств и способностей должно приобрести универсальный характер - в том смысле,что они не будут ограничены специфике определенного предметного содержания, а потому смогут свободно проявляться на любом материале.

Тогда человеческая культура, которая "транслируется" че рез школу, выступит не просто как совокупность уже достигну тык результатов, которые надо усвоить (фактов,способов мышления и деятельности, оталонов, ценностей и т.д.), а как по ле возможной самоактуализации новых поколений людей. Ведь развитие индивидуального мышления ученика движется совсем иначе, не совпадая с логикой учебного предмета .(В.С.Библер, С.С.Курганов).

Человек живет, строит свои взгляды на жизнь сразу мыслями и чувствами в единстве. И нет пока.в школе иных учебных средств, кроме предметов искусств, которые в самом объекте своем (искусстве) содержали бы это единство. Наука предполагает объективность познания. Искусство - единство объективного и субъективного. В силу отого единства именно искусство может стать центральным звеном очеловечивания всрй системы образования: оно адекватно самой человеческой сущности. Наука дает знания фактов и объективных законов ор ганизации мироздания. Искусство же раскрывает связь человечества с этим миром, его отношение к закономерностям.реальным событиям и фактам этого мира.

Однако большинство школьных предметов, считающихся оснс ными, н настоящее время не могут целенаправленно воспитыват личность. И дело не в недостатках преподавания этих предметов, а в их исторически сложившейся направленности на познание сугубо объективных закономерностей и фактов внешнего мира, а не на решение воспитательных задач.

Обычно под гуманизацией общего образования понимается повышение удельного веса предметов гуманитарного цикла в . структуро учебного плана. Однако, как следует из выше сказанного, суть гуманизации заключается в особой,собственно человеческой форме отношений человека к миру. На наш взгляд закономерным здесь являются сходные пути выхода как к матемі тике, так и эстетике. Чтобы постичь эстетические ценности, ' отделить нравственное и логическое от собственно эстетическ

учитывая место эстетического в культуре. Л ребенок всецело первый раз пходит в мир идей, когда он начинает изучать матема \, тику. Поэтому особое значение в этом смысле имеет символическое искусство. Таким образом,мы видим, что и математика, и эс-тртика не только продукт человеческого мышления, но и существуют в некотором идеальном мире. В данном случае мы рассматриваем связь образной символики народного искусства и математики.

Геометрический орнамент - это самая древняя и лаконическая форма выражения информации и энергии. Конкретное воздействие знака мочсет быть только во взаимосвязи с мыслью, подсознанием и природой. Отличительной чертой латышского орнамента является его геометричность. Чтобы постичь смысл идеографического узора наших предков, необходимо знать основу Философской мысли своего народа. Об этом свидетельствуют работы Л..Н.Афанасьева, Б.Л.Рыбакова, такяе фундаментальные исследования 20-30 гг. в Латвии (J.Bine, E,Brasti;i3, P.Jurevica и др.). и современные публикации (V.Graviti3, B.blezale, И.Slava и др.). Определенное мировоззрение развивалось в течение долгого времени. Сгустки, квинтэссенция мировоззрения облекались в звуковую или геометрическую формулу. Таким образом, художественная Форма, например, орнамента напоминает народу те глубокие идеи, которые лежат в основе их жизни. Поэтому, что' очень важно и в математике, надо научиться постигать идеи и понимать,что они не менее реальны,чем любые предметы окружающего мира. Особенно наглядно это проявляется в латышских дайнах, п которых очень большая концентрация содержания и лаконичность выражения - это не стихи, а образный язык символов с глубоким значением (R.Drizule, P.Zaiane, I.Ztedonis и др.).'

Важно и то, что отот сходный путь помогает, овладеть не только национальным наследием, но и чувствовать его в общечеловеческом контексте. Человечность отношений сегодня мочеет стать прочной, опираясь на опыт человечества,вырабатываемый через псе трудности роста всей историей человечества. Человечность не родится по заказу, ее нельзя выучить. Но в человеке ее можно сформировать - впитыванием опыта понимания и переживаний чияни, идущего от предков и проявляющегося в свободных от субъективизма чувств формах как в науке,

так и в полностью связанных с чупством формах мышления с искусстве. И нужно помнить - личности ребенка ближе единство мысли и чувства, чем чистая мысль.

В науке существуют исследования, проводимые.например, А.В.Шубниковыы, В.А.Копииком о применении теории симметрии для анализа "языка" искусства. Имеются также научно-популярные публикации о некоторых взаимосвязях математики и искусства (A.BuiVris, G-.Nsns, M.Polis и др.). Но в школьной педагогике эта проблема почти не отражается. Мы ознакомились с исследованиями И.Г.Зенкевича в области эстетики урока матеме с опытом совместной работы венгерского математика, музыкант! литератора в работе с детьми в ознакомлении их ' с общими закономерностями и структурами в языке,музыке.математике. Нам известны также отдельные попытки в Латвии связывать фольклорные традиции с физикой, но этот опыт не обобщен. Все ото обусловливает обращение к теме нашего исследования.

Цель исследования - выявление и обоснование педагогическ подхода к взаимосвязанному изучению математики и образной си волики народного искусства старшеклассниками в условиях школ урока.

Обгект исследования - педагогическое взаимодействие иску и точных наук (на примере преподавания математики).

Предмет исследования - образная символика народного иску как фактор гуманизации преподавания математики.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что освоение обр символики народного искусства на уроках математики будет спо ствовать гуманизации образования, укреплению связей между на ным и образным мышлением, повышению воспитательного потенциа уроков.

Задачи исследования:

выявить педагогически-психологические условия формиров ния индивидуального стиля духовной деятельности старшеклас сников;

выявить содержательную основу, на которой строится пед гогический подхода взаимосвязанному изучению математики и оі разной символики народного искусства;

разработать и апробировать на практики педагогический подход к взаимосвязанному изучению математики и образной символики народного искусстэа;

изучить эстетически личностный реакции старшеклассников.

Мотодологической основой исследования являются произведения классиков и современных ученых п области философии,искусство-ведяния, психологии, педагогики и других наук, объясняющих закономерности отношений в кепочке "математика - жизнь - искусство" и форшрозаігое эстетического отношения старшеклассников к действительности.

Методы исследования:

  1. теоретический анализ литературы,связанной с исследуемой проблемой;

  2. обучающий эксперимент, заключающийся в систематическом проведении серии занятий, согласно разработанному педагогическому подходу;

  3. педагогические наблюдения, анкетирование, беседы с учащимися.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в старших классах школы № I г.Лиепая.

Научная новизна заключается з разработке педагогического подхода к взаимосвязанномуизученига математики и образной символики народного искусства. В исследовании обосновано важное место фольклора и его включение в уроки математики, т.к. в народном сознании кристаллизировались представления народа, выражающие его сверхидеи.

Предпринята попытка выявления содержательной основы, на которой построен подход к исследуемой нами теме, с учетом особенностей латышского фольклора.

Практическая значимость работы состоит в следующем. Поскольку не существует раз и навсегда заданного, обоснованного рдиного свода математических знаний, поскольку фольклор любую свою идею выражает многозначно, то множество проявлений абстрактных идей и понятий в народном искусстве способствует пониманию незаконченности математических знаний и представлений, и - наоборот. Предложенная организация учебного материала, разработанного на

- б -

основе анализа явлений математики - ясизни - искусстпа, определяет путь более целостного познания особенностей фольклора и богатого потенциала математических знаний- На осн не анализа и обобщения данных, полученных теоретически и экспериментально, для осуществления поставленной нами пробле мы разработан определенный педагогический подход, положения которого могут быть использованы в качестве рекомендаций для подготовки и переподготовки учителей. Материал исследования также лежит в основе методического пособия, издаваемого Министерством просвещения Латвийской Республики, предусмотренного для учителей и школьников.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью поставленных в диссертации проблем; учетом современных задач гуманизации школы и плодотворного развития учеников; проведением педагогически-экспериментального исследования в условиях реальной деятельности учителя; применением разнообразных,взаимодополняющих методов получения информации и анализом материала, полученного в разных классах.

Апробация исследования проводилась на заседаниях методической комиссии школы и города, отдельные результаты исследования предоставлялись на научно-практические конференции, посвященные проблемам теории и практики эстетического воспитания учащихся (Херсон, 1990; Чернигов, 1990), докладывались на научно-методической конференции "Творчество - как средство развития способностей студентов" (Лиепая, 1989), на международной конференции педагогов "Мюнстер II" (Рига,ГЭ91). Материалы диссертации отражены в 5 публикациях.

Похожие диссертации на Образная символика народного искусства на уроках математики