Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики Забавникова Татьяна Юрьевна

Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики
<
Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Забавникова Татьяна Юрьевна. Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Тамбов, 2005. - 242 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики как научно-педагогическая проблема

1.1 Современное состояние проблемы эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики 13

1.2 Сущность, структура и содержание эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики 34

1.3 Функциональные возможности компьютерной графики в процессе эстетического воспитания студентов 58

Глава 2. Практика эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики

2.1 Модель эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики 78

2.2 Педагогические условия реализации предложенной модели воспитания 104

2.3 Основные результаты опытно-экспериментальной работы 126

Заключение 148

Список использованной литературы 150

Приложения 162

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время Россия переживает глубокий и многосторонний кризис перехода в новое качественное состояние: меняется общественно-политический строй, экономический уклад. Мы живем в трудное время экономической и социальной напряженности, когда человек не получает точных ориентиров для выбора идеалов, а переменчивая мода (в музыке, живописи, и т. д.) обрушивает на людей потоки насилия и агрессии.

В связи с этим необходимо вести работу по привлечению молодежи к подлинному искусству. Развитый художествено-эстетический вкус послужит «противоядием» против негативного влияния псевдокультуры и станет ориентиром в освоении окружающего мира и искусства, фактором совершенствования эстетического сознания студентов.

Процесс перестройки экономики России постепенно приводит в движение ее культурообразующую и гуманитарную функции, реализация которых зависит от личности участвующих в социально-экономическом взаимодействии, от ее общекультурного воспитания, активной духовно-нравственной и эстетической позиции, образа жизни. Однако в обществе сегодня сложилась противоречивая ситуация.

Происходит отчуждение личности от общества, культуры. Возникает дефицит интеллигентности, отрыв от национально-культурных традиций, обогащенных общечеловеческим содержанием.

В настоящее время акцентируется внимание исследователей-педагогов на значимости воспитания личности в современной образовательной системе. Так, проведен ряд исследований, раскрывающих методологические, теоретические и методические аспекты воспитания личности в вузе.

Данной проблеме посвящены труды Е.В. Бондаревской, П.В. Карпова, Т.Н. Власовой, Г.С. Гуна, И.А. Зимней, Л.М. Каддына, А.И. Комаровой, Г.И. Королевой, М.С. Каган, В.Т. Лисовского, В.Н. Максимовой, Г.А. Петровой, М.С. Чвановой и др.

В последние годы появились труды, авторы которых рассматривают влияние различных видов искусств на эстетический уровень воспитания личности.

Формируя эстетические качества студента, мы воспитываем не только и не столько эрудита или грамотного потребителя искусства, но, прежде всего творческого человека, активность которого проявится и в сфере труда, и в сфере досуга, и в общении с другими людьми.

Заметная роль в эстетическом воспитании личности принадлежит компьютерным технологиям как учебной дисциплине и как одной из подсистем целостного педагогического процесса.

Суть эстетического воспитания состоит в формировании у воспитуемых системы эстетических взглядов, отношений и качеств, необходимых как для восприятия эстетических ценностей общества, так и для деятельности по законам красоты во всех видах и сферах человеческой деятельности путем воздействия на эстетические качества студентов, в том числе средствами компьютерной графики. Эстетическое воспитание - своего рода генератор самовоспитания и самореализации, ибо в процессе его совершенствуется личность воспитуемого.

Однако научные исследования, посвященные эстетическому воспитанию студентов посредством современных информационных технологий, малочисленны, фрагментарны, не отражают системного видения этой проблемы.

Дискуссии об эстетическом воспитании студентов вузов, широко охватившие научно-педагогическую общественность, практически не затронули решение этой проблемы с позиции возможностей компьютерной графики. Отсюда вытекают следующие противоречия:

Во-первых, с одной стороны, технологии компьютерной графики имеют существенный потенциал в области эстетического воспитания, с другой стороны, этот потенциал не реализован в силу неразработанности в педагогической науке проблемы эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики.

Во-вторых, с одной стороны, стандарты профессиональной подготовки специалистов носят название «образовательные», с другой - они содержат

учебную составляющую (включая изучение средств компьютерной графики), и практически отсутствует воспитательная составляющая (в том числе эстетическое воспитание), что противоречит определению понятия «образование». Можно констатировать, что существует разрыв между учебными целями и целями воспитания личности.

f Возникает необходимость в создании стратегии, опирающейся на устой-

чивые положения философии образования, позволяющей реализовать постулат о государственной ценности эстетического воспитания и воспитания личности посредством системы образования и обоснования технологии воспитательной работы, включая эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики.

\ Таким образом, возникает проблема выявления и анализа педагогических

' условий, способствующих эстетическому воспитанию студентов средствами

компьютерной графики.

Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования: эстетическое воспитание студентов в вузе. Предмет исследования: педагогические условия эстетического воспита-

t ния студентов вуза средствами компьютерной графики.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Уточнить сущность, определить содержание, структуру эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики.

  2. Разработать педагогическую модель эстетического воспитания студентов вуза средствами компьютерной графики.

ft 3. Определить критерии, показатели сформированности эстетических

качеств студентов.

4. Выявить и экспериментально обосновать комплекс педагогических условий, способствующих формированию эстетических качеств студентов средствами компьютерной графики.

5. Опираясь на результаты исследования, разработать программу курса «Компьютерная графика и дизайн» и программу факультативного курса «Дизайн и реклама».

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о
том, что процесс формирования эстетических качеств студентов средствами
р компьютерной графики будет существенно улучшен при:

направленности процесса эстетического воспитания на формирование эстетического сознания студентов: эстетического вкуса, идеала, чувства, эстетической потребности, способности, эстетического восприятия, художественного воображения;

овладении знаниями в области теории эстетики, искусствознания и основ дизайна, обеспечивающими высокий уровень профессиональной деятель-ности в при изучении компьютерной графики;

создании инфраструктуры обеспечения процесса эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики (методическое, технологи-ческое, инструментальное обеспечение);

опоре на теоретически обоснованную и разработанную модель эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики;

использовании критериев сформированное эстетических качеств студентов в процессе эстетического воспитания;

выборе форм и методов, адекватных содержанию обучения компьютерной графике, активизирующих деятельность студентов в процессе эстетического воспитания, направленных на мотивацию к самообразованию, самопознанию и самовыражению (убеждение, упражнение, метод визуальных аналогий, метод

'f стимулирования зрелищностью);

- комплексной организации внеаудиторной работы (конкурсы, выставки,
защиты индивидуальных графических проектов).

Теоретико-методологической основой исследования являются современные философские, педагогические и психологические концепции, раскрывающие закономерности эстетического воспитания личности.

Вопросы теории и методики эстетического воспитания рассмотрены в работах А. В. Гулыги, М. С. Кагана, Б. Т. Лихачева, В. К. Скатерщикова, Л. Н. Столовича и др., вопросы педагогики в трудах А.Н. Леонтьева, В.А. Сластенина, И.П. Подласого, компьютеризации в сфере обучения Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, В.В. Рубцова, по искусствоведению исследования А.Д. Алехина, К. Пигарева, по воспитанию эстетической и художественной культуры личности Г.Г. Квасова, В.Т. Лисовского, З.В. Сикевича, и др. Вопросы эстетического воспитания студентов в вузе исследовались в работах А.И. Комаровой, Г.И. Королевой, Г.А. Петровой, Е. Н. Юдиной и др., вопросы компьютерного дизайна и графики разработаны в трудах Э.Т. Романычевой, О.Г. Яцюк, А. Тайц, Ш Ханта, Е.М. Разинкиной. Основные положения диссертации опираются на выводы специалистов в области эстетического воспитания студентов вузов: Г.С. Гуна, Н.И. Киященко, О.В. Лармина, М.Ф. Овсянникова, Г. А. Петровой, Л.П. Печко, А.И. Семашко, М.С. Чвановой и др.

В качестве источниковедческой базы использовались документы, монографическая литература, диссертационные исследования, материалы, полученные в результате поиска в сети Internet, электронные каталоги, диссертационные залы Российской государственной библиотеки, электронная документация на сервере Министерства науки и образования Российской Федерации Федерального агентства по образованию, материалы научных международных, Российских и региональных сетевых конференций, размещенных в Internet по проблеме исследования.

Методы исследования: теоретические: теоретический анализ философской, научно-педагогической, психологической, культурологической, эстетической и специальной литературы по технологиям компьютерной графики, изучение и обобщение передового педагогического опыта, моделирование на теоретическом и прикладном уровнях; эмпирические: опросно-диагностические методы (беседы, анкетирование, опрос); наблюдение, экспертная оценка; статистические: ранжирование, математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Основная база опытно-экспериментальной работы: кафедра информа
тики и информационных технологий Государственного образовательного уч
реждения высшего профессионального образования «Тамбовский государст
венный университет им. Г.Р. Державина»; Архангельский областной институт
повышения квалификации работников образования; Архангельский лицей ин-
р формационных технологий.

Этапы исследования: На первом этапе (1998 - 2001г.г.) проводилось накопление эмпирического материала. Определялись методологические и методические подходы к решению проблемы эстетического воспитания личности студентов вуза средствами компьютерной графики, изучались результаты социологических исследований.

На втором этапе (2002 - 2003г.г.) изучалась научная и учебно-методическая литература, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт. На данном этапе была выдвинута и разработана гипотеза исследования.

На третьем этапе (2004 - 2005 г.г.) с целью проверки гипотезы была разработана методика исследования; организована опытно-экспериментальная работа, на основе которой осуществлялась проверка и уточнение рабочей гипоте-зы и теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что: уточнена сущ
ность, определено содержание и структура эстетического воспитания студентов
средствами компьютерной графики; обоснованы функциональные возможности
компьютерной графики, направленные на формирование эстетических качеств
студентов; разработана педагогическая модель эстетического воспитания сту-
дентов средствами компьютерной графики; обоснованы критерии оценки уров-

ня сформированности эстетических качеств студентов средствами компьютерной графики; выявлен и экспериментально обоснован комплекс педагогических условий, способствующих формированию эстетических качеств студентов средствами компьютерной графики.

Теоретическая значимость диссертации заключается в уточнении по
тенциала средств компьютерной графики в процессе эстетического воспитания,
в научном осмыслении понятия «эстетическое воспитание средствами компью
терной графики», в теоретическом обосновании педагогической модели эстети
ческого воспитания студентов средствами компьютерной графики, в выявлении
р критериев оценки уровня сформированное эстетических качеств средствами

компьютерной графики, в определении педагогических условий, способствующих формированию эстетических качеств студентов средствами компьютерной графики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что экспериментально проверена совокупность педагогических условий, способствующих формированию эстетических качеств студентов средствами компьютерной гра-фики; разработанные и экспериментально апробированные положения и выводы могут быть использованы для разработки спецкурсов для студентов вузов, в системе повышения квалификации учителей школ. Материалы исследования внедрены в систему курсовой подготовки Архангельского областного ИППКРО и Архангельского лицея информационных технологий.

На защиту выносятся следующие положения:

1. На современном этапе проведены исследования процесса эстетического
воспитания студентов. Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы
показал, что в связи со спецификой процесса эстетического воспитания средст
вами компьютерной графики и возрастными особенностями студентов, разра
ботанные технологии не могут быть применены без изменения с целью форми
рования эстетических качеств студентов. К настоящему времени сложились

f предпосылки необходимости изучения закономерностей процесса эстетическо-

го воспитания студентов средствами компьютерной графики, обусловленные формированием определенных потребностей общества, семьи и личности, связанные с тенденциями в динамике социума.

Современное состояние проблемы эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики

Важнейший путь к достижению такой цели, как формирование гармонично развитой личности, идейно и политически зрелой, воспитанной эстетически и нравственно, занимающей активную жизненную позицию, - цели, которая стала необходимой и возможной применительно ко всему обществу и к каждому его f члену, состоит в актуализации всех резервов воспитания, в том числе и эстетического. С уровнем эстетического воспитания, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно » представлены в разнообразных достижениях мировой культуры. Как отмечает П. Лафарг, «до настоящего времени мы находим неопровержимые доказательства артистического вкуса у ремесленников в храмах, кафедрах, мебели, памятниках, изделиях золотых дел мастеров, во всех тех произведениях, которые будят удивление у современных художников и носят на себе печать самобытности и оригинальности, даже в самых мелких деталях».1 Значение эстетического и художественного воспитания личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышения творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и художественной культуры студентов, а так же создания для этого благоприятных условий. Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на периферию осознаваемых задач. Это чревато весьма опасными последствиями -культурным оскудением жизни общества и духовным обнищанием составляющих его индивидов. Никакие приобретения материального порядка, на которых склонны сосредотачивать свое внимание нынешние реформаторы, естественно, не стоят такой цены. Более того, можно утверждать, что без существенного задействования эстетического фактора в осуществляемых преобразованиях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожно мала. Необходимо уже сегодня возникающие в нашей жизни «новшества» подвергать в этой связи беспристрастной нравственно-эстетической экспертизе. На понятийном уровне эстетическое воспитание студентов означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков, норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.

На современном этапе развития общества в связи с широким проникновением художественного начала в различные области бытия и сознания людей, необычайно расширяется сама сфера эстетического освоения действительности, наряду с традиционными проблемами проявления эстетического в природе и искусстве. Важным объектом интереса эстетической науки стали и такие получившие интенсивное развитие виды эстетической деятельности, которые выходят за пределы художественного творчества и охватывают проблемы технической эстетики, дизайна, деятельности, направленной на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, вопросы эстетического воспитания, некоторые другие сферы проявления эстетического.

Рассмотрим вопросы становления системы эстетического воспитания студенческой молодежи в истории развития прогрессивной педагогической мысли.

Вопросы эстетического воспитания в высшей школе занимали определенное место в истории научно-педагогической мысли прошлого, несмотря на то, что специальные учебные заведения для этого появились только в XIX в.

Учение древнегреческих философов о важности эстетического воспитания и положение Аристотеля о человеческой деятельности свидетельствуют о том, что она «усиливается», если человек работает с наслаждением. Так же Аристотель рассуждал о главенствующей роли музыки и поэзии в эстетическом воспитании юношества. Так же он утверждал, что: «в наслаждении красотой есть элемент наслаждения мышлением».1 Платон рассуждал так: «если от какого-нибудь искусства отнять то, что относится к взвешиванию, измерению и арифметике, так мало останется от этого искусства».2

Римский педагог Макс Фабий Квинтилиан одним из первых в педагогике сформулировал требования к эстетическому воспитанию, среди которых было эмоциональное отношение к учащимся.

В эпоху Средневековья эстетическое воспитание считалось средством возбуждения пороков, и для ученика этого времени были типичны такие качества, как знание богословия, отрыв от жизни, применение физических наказаний.

Функциональные возможности компьютерной графики в процессе эстетического воспитания студентов

Современные приоритеты развития высшего образования определяет новая стратегия развития общества, основанная на знаниях и высокоэффективных технологиях. Это потребовало внесения значительных корректив в педагогическую теорию и практику, активизировало поиск новых моделей образования, направленных на повышение уровня квалификации и профессионализма студентов, на удовлетворение потребностей общества в молодых специалистах, способных к успешной адаптации и самореализации в быстро меняющейся социальной среде.

В настоящее время мировое сообщество переживает очередной переход к более совершенному этапу своего развития - информационному. В России этот процесс получил название информатизации.

Применение компьютерной графики в системе высшего образования должно опираться на устоявшиеся положения психологических, эстетических и дидактических теорий воспитания и учебной деятельности1.

Разумное их соединение - исключительно важная предпосылка научно-обоснованной компьютеризации обучения. Современная позиция ведущих психологов и педагогов (O.K. Тихомиров, Е.И. Машбиц2, В.В. Рубцов3, Б.С. Гершунский4 и др.) состоит в том, что средства компьютерной графики рассматриваются как универсальные средства обработки данных и воздействия на психику человека. Какие бы функции ни были переданы компьютеру, следует учитывать то, что компьютер - лишь средство достижения цели обучения (учения, профессиональной деятельности, развития, эстетического воспитания).

Уровень интеллектуализации общества определяется эффективностью использования перспективных технологий. В настоящее время катализатором научно-технического и общественного прогресса являются информационные технологии, в частности, технологии компьютерной графики.

Становление эстетической культуры личности как процесс духовного саморазвития, актуализирует потребность человека в новых эстетических ценностях, знаниях, проектах, межличностном общении. Эстетическая культура характеризует состояние общества с точки зрения его способности обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений1. Важнейшей сферой эстетической культуры является эстетическое воспитание. Соотношение этих понятий можно определить как отношение целого к части. Целостный процесс обучения и воспитания, в котором инициатива и активность каждого субъекта эстетической деятельности обеспечивает совместный «личностно-значимый» результат.

Значительный объем эмпирического материала позволил выделить приоритетность гуманистической, духовно-нравственной ориентации, важность гуманитарной составляющей эстетической культуры студентов, необходимость субъект-субъектных отношений в образовательном и воспитательном процессе.

Для выделения функциональных возможностей компьютерной графики нам необходимо рассмотреть процесс эстетического воспитания с позиции различных методологических подходов, которые выявляют закономерные связи и отношения в указанном феномене:

- аксиологический подход позволяет акцентировать внимание на освоении человеком ценностей эстетической культуры. Происходит превращение ценностей эстетической культуры, накопленных обществом, в ценности отдельной личности. Соответственно, уровень сформированности эстетической культуры студентов является интегративным показателем результатов освоения эстетических ценностей. В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева выделяют следующие группы в системе ценностей художественно-эстетической культуры:

интеллектуальные (знания в области эстетики и искусства, связанные с интеллектуальным потенциалом эстетической культуры личности);

педагогические (методики эстетического воспитания студентов, художественной подготовки, умения и навыки организации художественно-эстетической деятельности);

мобилизационные (связанные с рациональной организацией свободного времени, необходимостью быстрой оценки ситуации, принятием решения, с самоорганизацией и самовоспитанием);

интенционные (устойчивое обращенное к эстетической культуре общественное мнение, созидательная психология).

С позиций аксиологического подхода эстетическую культуру рассматривают М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, Л.И. Лубышева, Ю.М. Николаев, Ю.И. Евсеев.2.

- акмвологичвский подход позволяет решать задачи создания продуктивных педагогических технологий развития творческого потенциала студентов посредством компьютерной графики. Оно выражается, в формировании компетентности личности в сфере эстетических знаний, активизации творческих способностей, полноценной самореализации с помощью средств компьютерной графики. Сторонниками подхода выступают И.В. Беляев, A.M. Игнатьев, В.А. Серов, В.П. Тиранов и другие;

- системный подход к познанию и преобразованию объекта является ведущим общенаучным подходом; это - направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Применение же данного подхода позволяет выявить такой вариативный компонент научного знания, как система со всеми ее характеристиками: целостность, связи, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.

Системный подход определяет возможность получения системного представления об эстетическом воспитании студентов средствами компьютерной графики как о социальном явлении, раскрывает его связи с культурой в целом, создает научную концепцию, интегрирующую разнообразные аспекты изучения процесса эстетического воспитания с позиции философии, социологии, теории организации, психологии, педагогики и других наук.

Данное направление раскрывается в работах B.C. Афанасьева, Н.А. Визитея, Л.Н. Зеленова, Л.П. Матвеева и других.

- комплексный подход в научном познании преобразований объекта позволяет нам выделить в нем такой вариативный элемент знания, как комплекс. Комплексный подход предполагает управляемое объединение разнородных (в отличие от системного подхода) объектов, процессов, деятельности и т.п. Учитывая достаточную разработанность комплексного подхода в литературе, определим здесь лишь диалектику системного и комплексного подходов в познании и преобразовании объекта1.

Во-первых, системный и комплексный подходы тесно взаимосвязаны между собой, но, если объект не исследован как система, то обеспечить комплексное его преобразование (формирование, функционирование, управление и т.д.) весьма затруднительно.

Следовательно, если системный подход позволяет познать, изучить, исследовать процесс эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики на конкретном уровне анализа, то комплексный подход позволяет его преобразовывать на том же уровне.

Модель эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики

Протекание творческого процесса характеризуется цикличностью1, а для активизации творческой деятельности студентов необходимо постоянное и системное применение способов и методов использования средств компьютерной графики .

Мы предлагаем следующее построение модели эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики. Для описания исследования и построения названного процесса обучения обратимся к достаточно распространенному методу научного познания - моделированию.

Понятие модели в педагогической литературе применяется и в широком значении, в смысле схемы, теории или как синоним гипотезы. В широком смысле -модель - любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, который невозможно или затруднительно приобрести при помощи непосредственного исследования оригинала. Поэтому соотнесенность модели и оригинала можно уточнить как соотношение каких-либо свойств и связей модели с конкретно интересующими исследователя свойствами и связями оригинала.

Для построения модели и изучения системы требуется, во-первых, определить её структурные составляющие, а во-вторых, выделить между ними связи. Кроме того, этот процесс необходимо организовать таким образом, чтобы множество структурных единиц и отношений модели включали меньше элементов, по сравнению с реальной системой. Добиться этого возможно выделением существенных, определяющих поведение системы, составляющих и связей между ними. На рисунке 2 представлена разработанная модель процесса эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики.

Выделим в качестве системы для моделирования процесс эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики, определим его структурные составляющие и связи между ними. При этом модель должна быть простой и понятной, целенаправленной, надежной и удобной в управлении, адаптивной к изменяющимся условиям.

В структуру модели исследования процесса эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики, мы включили следующие основные блоки: 1) социальный заказ общества на эстетически развитых специалистов в области компьютерной графики; 2) процесс эстетического воспитания и его основные компоненты: субъект деятельности; цель воспитания; принципы эстетического воспитания студентов; содержание учебного материала; методы и средства эстетического воспитания средствами технологий компьютерной графики; 3) средства компьютерной графики, оказывающие влияние на формирование эстетических качеств студентов: средства обучения и средства профессиональной деятельности; 4) эстетические качества студентов, которые подвергаются воздействию; 5) критерии оценки уровней сформированности эстетических качеств студентов средствами компьютерной графики; 6) результат нашей деятельности - достигнутый уровень сформированности эстетических качеств. Рассмотрим содержание компонентов, входящих в структуру рассматриваемой модели.

Предметом исследования является процесс эстетического воспитания студен 81 тов средствами компьютерной графики. Цели и задачи модели исследования совпадают с целями и задачами диссертационного исследования.

Остановимся на основных компонентах процесса эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики.

Субъект деятельности. Под субъектом эстетического воспитания мы будем понимать студентов вузов, нуждающихся в формировании эстетических качеств личности.

Эстетическое воспитание студентов направлено на формирование эстетических качеств средствами компьютерной графики. Ход нашего дальнейшего исследования будет направлен на описание цели, задач, принципов, функций, содержания, методов и форм рассматриваемого процесса.

Цели воспитания. Основной целью эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики является формирование эстетических качеств, системы эстетических взглядов, эстетических отношений, необходимых как для восприятия эстетических ценностей общества, так и для деятельности по законам красоты во всех видах и сферах человеческого общества. А так же: формирование эстетического отношения к явлениям действительности, благодаря художественно-эстетическому образованию; закладывание теоретических и ценностных основ эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; формирование потребности к эстетическому самообразованию, самовыражению личности; воспитание творческих потребностей и эстетических интересов; освоение системы эстетических и предметно-практических культурных ценностей; активизация непосредственного творческого участия в динамичности овладевания профессиональными специальными качествами. Конкретные цели уточняются при организации процесса эстетического воспитания студентов. Задачи воспитания: ориентация процесса эстетического воспитания на формирование эстетического сознания студентов; включение в содержание обучения теории эстетики, искусствознания, основ дизайна; создание инфраструктуры обеспечения процесса эстетического воспитания средствами компьютерной графики; выбор форм и методов, адекватных содержанию обучения компьютерной графике; комплексная организация внеаудиторной работы студентов.

Средства компьютерной графики, оказывающие влияние на формирование эстетических качеств студентов нами были описаны в параграфе 3 первой главы диссертации.

Основные результаты опытно-экспериментальной работы

Основная цель нашего исследования состояла в выявленении и научном обосновании путей, способствующих совершенствованию системы высшего образования через организованный процесс эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики.

Реализация этой цели потребовала решения следующих задач:

— изучить современное состояние проблемы эстетического воспитания студентов в педагогической науке и практике;

— раскрыть сущность, содержание эстетического воспитания и структуру системы высшего образования для формирования эстетической культуры студентов средствами компьютерной графики;

— разработать критерии оценки и методику диагностирования уровня сформированности эстетических качеств студентов средствами компьютерной графики;

— разработать современную модель эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики;

9 - выявить и экспериментально обосновать совокупность

педагогических условий, способствующих процессу эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики.

Поставленные задачи обусловили выбор методов исследования: наблюдение, анализ, беседа, опрос, анкетирование, оценивание.

Опытно-эксперементальная работа охватывала несколько этапов:

— изучение особенностей отношения, мышления, интересов у обучающихся в области компьютерной графики и их изменения;

— апробация разработанных нами критериев оценки и методики диагностирования уровня сформированности эстетических качеств у студентов, обучающихся компьютерной графике;

— обобщение результатов опытно - экспериментального исследования.

Опытно - экспериментальная работа состояла в том, что нами были выбраны четыре группы студентов Института математики физики и информатики ТГУ им. Г.Р. Державина. Нами был учтен опыт, полученный на протяжении предыдущих девяти лет работы в Архангельском институте повышения квалификации работников образования и в Лицее информационных технологий г. Архангельска.

Начальная стадия заключалась в исследовании уровня сформированности эстетических качеств студентов контрольной и экспериментальной групп. Реализация данного шага осуществлялась при помощи анкетирования. После проведения эксперимента мы снова предложили студентам контрольной и экспериментальной групп ту же анкету, чтобы выявить возможные отличия уровня сформированности эстетических качеств по их показателям. После чего студенты были протестированы еще одним способом: им был предложен опросный лист для выявления уровня сформированности эстетических качеств коллектива группы. Полученные результаты позволили нам сделать вывод о нашем предположении, выдвинутом в начале исследования по поводу эффективности эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики. Под уровнем сформированности эстетических качеств студентов мы понимаем состояние исследуемого качества в отдельно взятый момент времени. Это обусловлено тем, что эстетические качества человека находятся в процессе постоянного формирования, по мнению Г.И. Королевой и Г.А. Петровой1. В нашем исследовании проводятся контрольные срезы уровня сформированности каждого из рассматриваемых эстетических качеств студентов до и после проведения эксперимента соответственно.

Представим поэтапные действия опытно-экспериментальной работы. Число исследуемых студентов составило 82 человека: 4 группы студентов Института математики физики и информатики 11 У им. Г.Р. Державина.

Период исследования - 1998 - 2003 гг.

Королева, Г.И. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях / Г.И. Королева, Г.А, Петрова - Ичд-во Казанского университета, - 1984. - С. 159.

В этот период происходило накопление материала по курсу «Компьютерная графика и дизайн». Работа проводилась в Архангельском областном институте повышения квалификации работников образования с молодыми учителями школ города и области, а так же на базе Лицея информационных технологий г. Архангельска с учащимися 10-11 классов.

Всего данный курс прослушали около 200 учителей и около 260 школьников.

Период исследования - 2003 - 2005 гг.

Основной целью эстетического воспитания студентов института математики физики и информатики ТГУ им. Г.Р. Державина является: повышение уровня художественно-эстетической подготовки студентов с помощью программ компьютерной графики; разработка, апробация и внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных методик для студентов; привлечение к научной и научно-практической деятельности студентов и аспирантов в области компьютерной графики; оказание дополнительных образовательных услуг по изучению пакетов указанных программ, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей, для различных категорий граждан.

Практическая работа студентов института математики физики и информатики ТГУ им. Г.Р. Державина строилась по определенному плану, обучение являлось долгосрочным, целостным и комплексным. В теоретическую часть курса «Компьютерная графика и дизайн» входили следующие темы: - основы растровой графики; - основы векторной графики; - форматы графических файлов; - цветовые модели; - теория цвета; - свойства восприятия; - стили живописи; - основы композиции; - основы создания рекламы на компьютере; 129 - основы дизайна интерьера. Практическая часть рассчитана на 64 академических часа. Обучение студентов кафедры информатики и информационных технологий ТГУ им. Г.Р. Державина включает в себя следующие формы работы: групповые (практические занятия, экзамены, семинарские), индивидуальные, массовые (лекции), самостоятельные, внеаудиторные (посещение выставок, участие в конкурсах, тематические встречи и т.п.). Формы аттестации обучающихся: экзамен, зачет, результат конкурса, участие в выставках.

Похожие диссертации на Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики