Введение к работе
Актуальность исследования. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, ростом заболеваемости и смертности населения страны, на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и профилактику болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что современная медицина не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья. Таким образом, перед отечественной педагогической наукой и системой образования ставится стратегически важная проблема определения основных направлений, способствующих качественному росту образования детей и стимулирующих сохранение, укрепление и улучшение их здоровья. Однако без знания того, как развивалась педагогическая мысль об интеграции физического и духовного в прошлом, невозможно его научное решение на современном этапе.
Следует отметить, что современные исследования в области воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях детально раскрывают пути формирования бытовых, учебных, трудовых умений и навыков, однако недостаточно широко освещают особенности развития личности в интеграции физического и духовного. Исследование развития данной проблемы в этнопеда-гогике не нашло отражения в научной литературе. Отметим и то, что в Современном учебно-воспитательном процессе недооцениваются возможности национальной культуры и ее потенциал в интеграции физического и духовного развития учащихся, что в наследии народа содержится огромное количество положительных педагогических мыслей, которые при целенаправленном изучении могли бы использоваться в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учебных заведений, вузов, учреждений дополнительного образования, поэтому необходимо глубокое и интегрированное исследование до сих пор не изученных и не используемых на практике педагогических идей, принципов, форм, методов и средств, заложенных в народных традициях, которые содержат уникальный подход к процессу развития личности в интеграции физического и духовного.
Среди основных задач государства в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» отмечается необходимость всесторонней заботы о сохранности жизни, здоровья, физического воспитания и развития детей, учащихся и студентов.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. отмечается, что целью реконструкции и строительства объектов образовательных учреждений среди прочих является обеспечение, сохранение и улучшение здоровья обучающихся.
Актуальность проблемы подчеркивается и указом Президента РТ М. Шаймиева № УП-528 от 20.10.2008 г. «О проведении в Республике Татарстан Года спорта и здорового образа жизни», который призван создать условия для укрепления здоровья населения, популяризовать массовые виды спорта, пропагандировать здоровый образ жизни и физическую культуру, для профилактики асоциальных явлений в молодежной среде, приобщения различных категорий населения к регулярным занятиям спортом, обеспечить доступность спортивных сооружений. Эти и другие положения официальных документов усиливают актуальность данного исследования.
Ряд педагогов (К. Гельвеций, В. К. Зайцев, В. В. Колбанов, Дж. Локк, М. В. Ломоносов, С. В. Попов, Л. Г. Татарникова и др.), психологов (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский и др.), ученых-медиков (Н. М. Амосов, М. М. Буянов, В. П. Казначеев, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков и др.) пытались решить проблему здоровья, физического и духовного развития детей. Они разработали многочисленные труды о сохранении здоровья, продлении жизненного потенциала и долголетия. Имеются также определенные научно-педагогические исследования и практические рекомендации по проблеме укрепления здоровья, но они носят в целом фрагментарный, бессистемный характер.
Проблеме влияния физической культуры на физическое развитие посвящены исследования Р. А. Абзалова, Н. В. Барышевой, В. В. Бойко, Г. А. Кучеренко, В. М. Миниярова, В. Н. Соловьева и др.; изучения комплексного научно-методологического подхода к вопросу здоровья школьников - В. Н. Касаткина, С. М. Чечельницкой; социально-гигиенического мониторинга здоровья школьников - Н. X. Амирова, М. Н. Степанова, Р. X. Яруллина и др.; реабилитации школьников, имеющих хронические заболевания, - С. В. Мальцева; здоровьесберегающих технологий - Н. Н. Куинджи, Н. К. Смирнова; вопросам школьного питания - И. Я. Конь; психологическим детерминантам формирования здоровья учащихся - Л. А. Жданова; учету физиологических возможностей при обучении - М. М. Безруких, Ф. Г. Ситдикова; рекомендации в области лечебной физической культуры имеют место в работах Э. И. Аухадиева и др. Появились исследования, посвященные вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников, И. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, В. В. Колбанов и др.; духовного развития - Е. О. Галицких, О. Ю. Голубева, А. С. Летай, Р. М. Салимова и др. В рамках теории и методики физического воспитания разработаны: концепция физической активности (В. К. Бальсевич); представления о содержании, средствах и методах образования по физической культуре (Б. Б. Ашмарин, Л. П. Матвеев и др.); идеи интеграции физического и духовного воспитания личности (Р. К. Бикмухаметов, Ф. Г. Газизов, И. А. Черкашин и др.).
С точки зрения оценки национальной культуры на предмет ее роли в духовном и физическом развитии школьников, укреплении здоровья бесценны работы Г. Исхаки, Ш. Марджани, С. М. Михайловой, Р. М. Мухаметшина, К. Насыйри, Р. Фахреддина, А. X. Халикова, Л. А. Харисовой и др.
Вопросы духовного и нравственного здоровья учащихся детально разработаны Л. П. Буевой, Г. Н. Волковым, В. И. Мурашовым, Н. Д. Никандровым, Г. Н. Филоновым, Р. X. Шакуровым, Е. А. Ямбургом и др. Проблеме педагогики оздоровления дошкольников посвящены работы Б. Б. Егорова, В. Т. Кудрявцева и др.
В педагогической литературе имеются публикации, в которых раскрываются педагогический, дидактический и методический аспект проблемы интеграции. Влиянию интеграции на развитие педагогической науки посвящены исследования Б. С. Гершунского, 3. А. Мальковой, В. С. Шубинского и др.; процессы интеграции, происходящие в науке и влияние ее на обучение выявлены А. П. Беляевой, И. Д. Зверевым, В. Н. Федоровым и др.; методика выявления и описания интеграционных процессов в учебно-воспитательной работе исследована Ю. С. Тюнниковым; вопросы интеграции национальной культуры и учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе изучены Ф. Ф. Ха-рисовым; интеграция деятельности учреждений общего и дополнительного образования в физическом воспитании сельских школьников освещены Р. Р. Гая-зовьш; проблема перестройки педагогического мышления на основе идей интеграции разработана В. Г. Разумовским, Л. В. Тарасовым и др.
Однако, принимая во внимание и отдавая должное исследованиям ученых, раскрывающих сущность данной проблемы, необходимо отметить, что вопросы интеграции физического и духовного развития личности с помощью средств татарской этнопедагогики остаются актуальными и нуждаются в дополнительных исследованиях.
Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью исследования педагогической мысли об интеграции физического и духовного развития личности в современном образовательном процессе и недостаточной разработанностью теории рассматриваемой проблемы в ее сущностном, системном и концептуальном аспектах. Это противоречие детерминировано несоответствием между:
- повышенными требованиями общества, предъявляемыми к современной
системе образования, и отсутствием исследований по интеграции физического
и духовного развития личности в этнопедагогике;
- потребностями в теоретическом обосновании, научно-методическом
обеспечении содержания образования и наличием пробелов в целостной систе
ме исследования истории образования и педагогической мысли в связи с недос
таточной изученностью проблемы интеграции физического и духовного разви
тия личности в этнопедагогике.
Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: какова интеграция физического и духовного развития личности в этнопедагогике татарского народа?
Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке и практике, выявленные противоречия послужили основой для определения темы исследования: «Интеграция физического и духовного развития личности в татарской педагогической мысли».
Объект исследования: педагогическая мысль татарского народа.
Предмет исследования: проблема интеграции физического и духовного развития личности в татарской педагогической мысли.
Цель исследования: раскрытие предпосылок, содержания, основных направлений и методов интеграции физического и духовного развития личности в татарской этнопедагогике; выявление вклада татарских просветителей в развитие мысли об интеграции физического и духовного составляющих личности.
В соответствии с предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
Обосновать социально-педагогические предпосылки интеграции физического и духовного развития личности у татарского народа.
Раскрыть содержание, основные направления и методы интеграции физического и духовного развития личности в татарском фольклоре.
Выявить вклад татарских просветителей в развитие педагогической мысли об интеграции физического и духовного развития личности.
Методологическую основу исследования составляют системный подход, ориентированный на выделение интегративных инвариантных связей и отношений, изучение и формирование того, что в системе является устойчивым или переменным, что - главньм или второстепенным; личностный подход, направленный на личность как цель, субъект, результат, требующий признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; деятельно-стный подход, организующий полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность; антропологический подход, означающий системное использование данных всех наук о человеке как предмете обучения и воспитания; технологический подход, обеспечивающий применение в учебно-воспитательном процессе новейших достижений теории и методики обучения и воспитания; аксиологический подход, раскрывающий ценностные, ориентации в развитии личности.
Теоретической базой исследования явились теории психологических основ формирования личности (С. К. Бондырева, С. А. Гапонова, В. А. Кручинин, В. В. Рыжов, Т. М. Сорокина, С. Н. Толстое), личностно-деятельностного подхода к воспитанию (А. В. Запорожец, А. Г. Козлова, А. Н. Леонтьев, И. В. Павлов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов, Н. Е. Щуркова), воспитательных систем (Г. С. Голошумова, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Ю. В. Филиппов, Т. В. Цырлина), дидактические концепции формирования личности (В. И. Андреев, Н. М. Борытко, Д. В. Вилькеев, В. Ф. Габдулхаков, Е. Н. Дмитриева, Е. М. Ибрагимова, А. А. Кирсанов, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Г. Е. Муравьёва, Ю. В. Сенько, М. Н. Скаткин, Т. Б. Харисов), формирования гуманистического мировоззрения (В. И. Баймурзина, Р. А. Ва-леева, Л. А. Волович, Г. В. Мухаметзянова, 3. Г. Нигматов, Л. А. Шестакова).
В освещении проблемы использовались также концептуальные идеи исто-рико-педагогических исследований (А. Н. Джуринский, Г. Б. Корнетов, Д. И. Латышина, Р. Ш. Маликов, Е. Г. Осовский, Г. А. Петрова, А. И. Пискунов, В. Г. Пряникова, 3. И. Равкин, Я. И. Ханбиков).
Источниковедческой базой исследования послужили Законы об образовании РФ и РТ, программно-методические документы, правительственные постановления и решения, учебники и учебно-методический комплекс, татарский и русский фольклор, произведения татарских просветителей, материалы педагогической и общественной периодики.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: прежде всего исторический, который позволил проследить развитие педагогической мысли об интеграции физического и духовного; теоретический анализ и синтез; индуктивные и дедуктивные методы; изучение литературы (трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности, общих и специальных работ по философии и истории педагогики); экспертная оценка и др.
Организация и этапы исследования.
Первый этап (2006-2007 гг.) включал изучение соответствующей психолого-педагогической, религиозно-философской, исторической литературы и фольклорного материала. Определена тема исследования, ее актуальность, научная новизна и практическая значимость, определились основные задачи, объект, предмет и база исследования.
Второй этап (2007-2008 гг.) состоял в содержательном изучении процесса развития мысли об интеграции физического и духовного в татарской педагогике.
Третий этап (2008-2009 гг.) связан с систематизацией и оформлением результатов исследования в виде диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Обоснованы социально-педагогические предпосылки интеграции физического и духовного развития личности, к которым относятся семейное воспитание в направлении формирования ценностных ориентации на укрепление здоровья, роль религии в развитии педагогической мысли об интеграции физического и духовного, деятельность татарских просветителей в пропаганде интеграции физического и духовного развития личности, широкое отражение интеграции физического и духовного развития личности в татарском устном народном творчестве и народных традициях и др.
Раскрыты содержание (побуждение к двигательной активности, расширение знаний о правильном и сбалансированном питании, значение полноценного отдыха, закаливание и др.), основные направления (соматическое, физическое, психическое, нравственное, эстетическое, педагогическое и др.) и методы (личный пример, совет, убеждения, наставления, пожелания, приучения, упражнения и др.) интеграции физического и духовного развития личности в та-
UUVlvk/lll luvuiuiwiwuvi
3. Выявлен вклад татарских просветителей в развитие педагогической
мысли об интеграции физического и духовного развития личности, в частности,
К. Насыйри (формирование физического и духовного облика человека, пропа
ганда правильного и умеренного питания, побуждение к соблюдению гигиени
ческих правил и режима дня и др.); Г. Утыз-Имяни (протест против 14 явлений
новшеств (бидгать), которые мешают оздоровлению общественного и нравст-
венного климата татарского общества); Г. Тукая (пропаганда физического и духовного развития личности, влияние естественных сил природы на здоровье, побуждение к двигательной активности, призыв к правильному сочетанию труда и отдыха и др.).
Теоретическое значение исследования заключаются в том, что внесен существенный вклад в исследование этнопедагогики, в частности, этнопедаго-гики татарского народа с точки зрения развития педагогической мысли об интеграции физического и духовного составляющих личности; расширены представления об интеграции физического и духовного развития личности в этно-педагогике, о ее содержании, основных направлениях и методах; определены перспективы дальнейшего парадигмального исследования мысли об интеграции физического и духовного развития личности в этнопедагогике. В исследовании дан научный прогноз возможности использования интеграции физического и духовного развития личности в татарской педагогической мысли в учебно-воспитательном процессе, например, средств этнопедагогики во внеклассных воспитательных мероприятиях, при изучении фольклорного материала на уроках языка и литературы и других предметов гуманитарного цикла, а также практического раздела программного материала на уроках физической культуры и других предметов практической направленности и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что качественно обогащено содержание курса «Этнопедагогика», «История образования и педагогической мысли» материалом, ныне не используемым в учебно-воспитательном процессе. Материалы исследования дают возможность разработать содержание нового спецкурса для студентов вузов. Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла в общеобразовательных школах, средних специальных образовательных учреждениях, вузах и курсах повышения квалификации работников образования, а также в организации воспитания подрастающего поколения на гуманистических народных традициях.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования получили отражение в научных статьях, докладах и тезисах. Важнейшие результаты исследования докладывались и получили одобрение на межвузовских, региональных и всероссийских научно-практических конференциях, проведенных в гг. Казань (2006-2009), Санкт-Петербург (2007-2009), Нижний Новгород (2008-2009). Внедрение результатов исследования осуществлялось соискателем в процессе педагогической деятельности в качестве тренера-преподавателя по лыжным гонкам спорткомплекса «Спектр» г. Казани, преподавателя кафедры гимнастики и лыжного спорта ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет».
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются использованием адекватных цели, задачам и логике исследования комплексного научно-исследовательского инструментария, целостным и системным подходом к исследованию проблемы, опорой на теоретические положения
философских, обществоведческих, историко-педагогических исследований, целенаправленным анализом учебно-воспитательного процесса средних специальных учебных заведений, научной и практической апробацией автором основных идей и полученных результатов в практике преподавания, использованием их в научных трудах.
Основные положения, выносимые на защиту:
Обусловленность интеграции физического и духовного развития личности в татарской педагогической мысли социально-педагогическими предпосылками, важнейшими среди которых явились семейное воспитание, влияние религии, деятельность татарских просветителей, проявление ее в устном народном творчестве и народных традициях и др.
Основное содержание (побуждение к двигательной активности, расширение знаний о правильном и сбалансированном питании, значение полноценного отдыха, закаливание и др.), направления (соматическое, физическое, психическое, нравственное, эстетическое, педагогическое и др.) и методы (личный пример, совет, убеждения, наставления, пожелания, приучения, упражнения и др.) интеграции физического и духовного развития личности в татарском фольклоре.
Вклад татарских просветителей в развитие педагогической мысли об интеграции физического и духовного составляющих личности, в частности, К. Насыйри, который обратился к таким основам физического и духовного развития, как двигательная активность, соблюдение режима дня, правильное и умеренное питание, соблюдение гигиенических правил и др.; Г. Утыз-Имяни - совершенствование нравственности с опорой на религиозные учения, соблюдение которых устранит имеющиеся многочисленные человеческие пороки и приведет к оздоровлению общества; Г. Тукая - обращение к таким составляющим физического и духовного развития, как правильное сочетание труда и отдыха, двигательная активность, закаливание и др.
Структура диссертации.
Реализация целевых установок диссертации и ее внутренняя логика определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются его объект, предмет, цель и задачи, отражается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, характер апробации и внедрения результатов исследования.
В первой главе «Историко-педагогические предпосылки интеграции физического и духовного р
ли» дана сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий исследования «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни», «физическое развитие», «духовность», «интеграция»; проанализирована правовая регламентация по вопросам интеграции физического и духовного развития детей; изучены положения религии с позиции интеграции физического и духовного развития личности.
Во второй главе «Педагогическое содержание интеграции физического и духовного развития личности в татарской педагогической мысли» раскрыты особенности развития мысли об интеграции физического и духовного в устном народном творчестве; выявлена педагогическая мысль видных просветителей татарского народа; дан научный прогноз возможности использования в учебно-воспитательном процессе мысли татарского народа об интеграции физического и духовного развития личности.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.