Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эвристических умений мнемо-эйдетическими методами в условиях технического вуза Бондырева Елена Юрьевна

Формирование эвристических умений мнемо-эйдетическими методами в условиях технического вуза
<
Формирование эвристических умений мнемо-эйдетическими методами в условиях технического вуза Формирование эвристических умений мнемо-эйдетическими методами в условиях технического вуза Формирование эвристических умений мнемо-эйдетическими методами в условиях технического вуза Формирование эвристических умений мнемо-эйдетическими методами в условиях технического вуза Формирование эвристических умений мнемо-эйдетическими методами в условиях технического вуза Формирование эвристических умений мнемо-эйдетическими методами в условиях технического вуза Формирование эвристических умений мнемо-эйдетическими методами в условиях технического вуза Формирование эвристических умений мнемо-эйдетическими методами в условиях технического вуза Формирование эвристических умений мнемо-эйдетическими методами в условиях технического вуза
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бондырева Елена Юрьевна. Формирование эвристических умений мнемо-эйдетическими методами в условиях технического вуза : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2001 206 c. РГБ ОД, 61:02-13/120-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого потенциала

1. Психолого-педагогическая суть понятия «творческий потенциал» и уровни его развития 15

2. Подходы к формированию эвристических умений студентов в отечественной и зарубежной литературе 40

3. Дидактические условия формирования эвристических умений с помощью мнемо-зйдотехники 57

4. Модель формирования эвристических умений, обеспечивающих развитие творческого потенциала студентов 75

Глава 2. Реализация спроектированной модели формирования эвристических умений

1. Разработка модели применения эйдо-мнемотехники в сочетании с традиционными методами обучения на основе синергетического подхода 92

2. Описание пробного эксперимента по отработке у обучающихся мнемо-эйдетических приемов познавательной деятельности 112

3. Исследование результативности применения модели формирования эвристических умений 126

Заключение 143

Библиография 149

Приложение 174

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема создания системы образования, которая представляла бы ^возможность для интеллектуального творческого раз-вития каждого человека в условиях быстро эволюционирующего информа-ционно-технйлр.сшшског-албщества очевидна.

Идет поиск путей развития всего вузовского образования, преобразований, которые обеспечивали бы эффективность и быстроту получения конечных результатов. Современные требования к перестройке образования включают изменение целей, форм, методов обучения, внедрение более эффективных технологий, которые, в отличие от методик обучения, больше ориентированы на обучаемого, строятся с учетом интересов, склонностей, возможностей студента и гарантируют уровень обученности. обеспечивают повторяемость и воспроизводимость результатов, поэтому и могут служить одним из путей модернизации образовательного процесса, ориентированного на личность. К сожалению, воспитательные, дидактические возможности нетрадиционных педагогических технологий реализуются далеко не полностью.

Наш опыт организации учебно-воспитательного процесса в техническом ВУЗе позволил выявить роль мнемо-эйдотехники в повышении эвристических умений обеспечивающих повышение творческого потенциала студентов. Эйдетизм - сохранение яркого образа предмета после прекращения его воздействия на органы чувств. Эйдетические методы формирования эвристических умений - это совокупность приемов, позволяющих расширить и углубить творческое преобразование информации, что проявляется в творческой реализации студентов. Основоположником учения об эйдетизме является Э.Йэнш. Продолжателями выступили: Р.А.Лурия, Т.И.Аскоченская и др.

Отметим исследования, в которых частично делается акцент на применение элементов эйдотехники при изучении химии. С.Г.Шаповаленко рассматривал диалектический метод исследования-природы, развитие познавательных

способностей учащихся, роль мышления в приобретении знаний по химии, программированное обучение в химии и другие. Д.М.Кирюшкин, Г.Н.Чернобельская и В.С.Полосин - приемы развития познавательного интереса при обучении химии. Л.А.Цветков - эксперимент в химии как метод научного познания. А.А.Макареня - методологию химии. Н.Н.Суратаева - развитие интеллектуальных умений учащихся при изучении химии, Т.С.Назарова - составление карт-инструкций для проведения практических работ. Н.А.Глориозов -проверочные работы по химии как средство развития мышления. О.С.Зайцев -познавательную активность в обучении. В.П.Гаркунов - проблемность в обучении химии. Я.И.Груденов и Л.А.Косолапова - прогнозирование в химии. Н.Е.Кузнецова и Н.М.Титова - графическую деятельность учащихся на уроках химии. М.С.Пак - интегративные умения. Е.Е.Минченков - формирование представлений об общих понятиях и явлениях природы на межпредметной основе. Л.М.Тверетинов - развитие диалектического мышления на уроках химии и т.д. Однако слабо изучены дидактические возможности приобщения учащихся к методам научного познания как средства развития рефлексивных умений. Это мнение подтверждается исследованием С.В.Кривых.

Большой вклад в исследование психологических механизмов восприятия и памяти в последнее время внесли И.А.Матюгин, Е.Ю.Чакаберия, Т.В.Слоненке и др.

Проблема активизации творческих способностей студентов рассматривались как зарубежными (У.Гордоном, С.Траллом, К.Кларком, С.Парисом, А.Осборном), гак и отечественными учеными (В.И.Загвязинский, В.И.Андреев, Л.И.Божович, Д.В.Вилькеев, Н.М.Таланчук, А.В.Хуторской и др.).

Количество исследований посвященных применению эйдетических средств в условиях высшей школы незначительно. Основные методы мнемо-эйдотехники разработаны применительно к средней школе.

В центре исследования находится поиск путей формирования эвристический умений студентов через сочетание элементов нетрадиционных психологи-

ческих технологий мнемо- и эйдотехники, с традиционными методами обучения. Проблема формирования эвристических умений в условиях высшего образования относительно нова. В России детальная разработка этой проблемы началась в 80-х годах, хотя разработка методик мнемо- и эйдотехники приходится на 60-е годы. В 90-е годы были разработаны методики для развития процессов решения творческих задач. Невелико число работ, в которых предлагается использование нетрадиционных психологических технологий для развития эвристических умений и творческого потенциала. Сами понятия формирования эвристических умений и творческого потенциала рассматривается крайне редко и не относится к первостепенным задачам современного образования. В действительности, при чрезвычайно быстром устаревании знаний, в условиях информационного бума задача формирования эвристических умений и творческого потенциала начинает выходить на передний план, так как мы только учим студентов «учиться» ориентироваться в массивах информации и использовать необходимую информацию для реальной жизни.

Наше внимание к данной проблеме объясняется не только ее социально-политической, практической актуальностью, но и отсутствием научно-теоретических работ. В имеющейся литературе мы не нашли отражения вопросов взаимосвязи и взаимообусловленности эвристического и теоретического мышления, влияния первого на второе. Нет психолого-педагогической модели формирования эвристических умений студентов средствами эйдотехники.

На сегодня очевидна проблема восприятия больших массивов информации и их творческая переработка в учебной деятельности. Однако в существующей системе подготовки специалиста этому вопросу не уделяется должного внимания. Подготовка специалистов технических вузов является государственной и социальной необходимостью и в перспективе развития современных технологий государственная потребность в высококвалифицированных специалистах технического профиля очень велика.

Наличие указанных противоречий и необходимость поиска путей их раз-

решения определили актуальность исследования.

Введение мнемо-эйдотехники позволяет произвести сочетание рациональных и иррациональных методов и расширить ментальную модель будущего технического специалиста, что позволяет повысить его творческий и технологический уровень.

Приоритетным признаком развивающего обучения применительно к возрасту учащихся средней школы является наличие такого новообразования, как-эмпирическое мышление. Применительно к возрасту обучающихся высшей школы доминирует теоретическое мышление, фундаментальную основу которого, как известно, составляет наличие творческого потенциала (32, 39, 68, 90).

Понятие «творческий потенциал» связан с формированием эвристических умений: таких, как когнитивные, креативные методологические.

По мнению В.В.Давыдова, в основе эмпирического сознания и мышления, характерного для школьников средне-образовательной школы, лежит формальное обобщение, на основе которых возникают представления, а на базе представления осуществляется мышление. Примером эмпирического мышления являются группировки, классификация, сравнение (51. 89. 112, 123).

В основе теоретического сознания и мышления лежит содержательное обобщение или генетически исходное основание какой-либо системы. Выделение этой генетически исходной клетки и есть содержательное обобщение. Опираясь на это обобщение, человек способен затем мысленно проследить происхождение частных и общих особенностей системы и исходного всеобщего ее основания. Из вышеизложенного ясно, что цели и способы эмпирического и теоретического мышления различны, отличаются и результаты их функционирования.

Результатом функционирования эмпирического мышления является представление, а теоретического - понятие. Эмпирические знания отражают внешние свойства предметов и опираются на наглядные представления. Теоретические знания отражают их внутренние отношения и связи, и тем самым вы-

ходят за пределы чувственных представлений. Таким образом, результативность функционирования теоретического мышления находится в прямой зависимости от функционирования эмпирического мышления. Интенсифицирование функций эмпирического мышления ведет к интенсификации теоретического мышления. Следует отметить многообразие видов мышления: интуитивное, наглядно-действенное, наглядно-образное, практическое, словесно-логическое, творческое, теоретическое. Учитывая многообразие видов мышления, в целях нашего эксперимента мы сочли целесообразным исследования интуитивного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого, теорети ческого мышлений.

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.

Наглядно-образное мышление позволяет наиболее полно представить все многообразие фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Известно, что наглядно-образная информация активизирует потенциал правого полушария мозга, развивая его образное мышление, интуицию. Графический образ является инструментом прямого воздействия на интуицию человека (113, с.51: 201,207).

Словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий, логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического развития мышления. Оно характерно для левого полушария мозга.

Мышление творческое - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации целей, оценок, смыслов. Мышление творческое отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением (162).

Мышление теоретическое - один из видов мышления, который обычно отличают от мышления практического. Мышление теоретическое направлено на открытие законов, свойств объектов, Примером мышления теоретического может служить фундаментальное исследование в науке (124, с. 194).

Анализ существующих видов мышления с опорой на механизм умственной деятельности позволяет полагать, что теоретическому мышлению предшествует этап наращивания ментального опыта с вновь поступившей из внешней среды информацией. Взаимодействие мышления с существующим ментальным опытом ведет к развитию личности.

Интуитивное, наглядно-образное, словесно-логические типы мышления могут активизировать процесс наращивания творческого потенциала, если будут созданы соответствующие условия. К таким условиям относим мнемо-эйдотехнику.

В психологическом аспекте проблема использования эйдотехники исследована, разработаны методики. В педагогическом аспекте эта проблема решается недостаточно.

В целях разрешения этого противоречия мы избрали темой исследования «Формирование эвристических умений мнемо-эйдетическими методами в условиях технического ВУЗа».

Вышеизложенное позволило суммировать вывод, что назрела необходимость:

1) выявить сущность феномена формирования эвристических умений
студентов;

2) проверить возможности применения мнемо-эйдотехники для форми
рования эвристических умений;

3) разработать модель формирования эвристических умений.

Таким образом, современная концепция формирования эвристических умений мнемо-эйдетическими методами в технических ВУЗах не являлись до сих пор предметом специального исследования в педагогике, что противоречит

необходимости коррекции процесса подготовки специалистов в высшей школе, отсюда формируется проблема данного исследования: каковы дидактические условия формирования эвристических умений студентов с помощью мнемо-эйдотехники.

Объект исследования - процесс формирования эвристических умений студентов мнемо-эйдетическими мет одами,

Предмет исследования - дидактические условия формирования эвристических умений, обеспечивающих наращивание творческого потенциала студентов.

Целью данного исследования является выявление и обоснование психолого-педагогических условий формирования эвристических умений студентов мнемо-эйдетическими методами.

В основу исследования была положена следующая гипотеза:

Формирование эвристических умений студентов технического ВУЗа с помопдью мнемо-эйдотехники может способствовать наращиванию творческого потенциала при реализации следующих дидактических условий:

структура и содержание эвристических умений определяются целевой направленностью, содержанием и характером учебной деятельности студентов: креативной, когнитивной, методологической;

логика формирования эвристических умений строится на основе си-нерге гичеекого подхода с использованием логического сочетания традиционных и нетрадиционных мнемо-эйдетических методов обучения, для формирования креативных умений, обеспечивающих вариативный тип деятельности, адекватный индивидуальным особенностям студентов;

модель формирования эвристических умений строится с учетом специфических особенностей курса химии.

Эти условия будут обеспечены, если мнемо-эйдетические методы применяются с учетом требований повышения квалификации специалиста, снятия

информационных барьеров, обеспечения возможности выбора студентами адекватных методов.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. выявить психолого-педагогическую суть и взаимосвязь понятий «творческий потенциал» и «эвристические умения»;

  2. определить критерии формирования эвристических умений студентов;

  3. разработать модель формирования эвристических умений;

  4. исследовать влияние мнемо-эйдотехники на формирование креативных эвристических умений студентов в техническом ВУЗе;

5) провести опытно-экспериментальную работу по верификации, ап
робации и практической реализации основных положений исследования.

Модель рассматривается как совокупность мнемо-эйдетических средств. упорядоченных по интенсифицирующим возможностям, способствующей повышению синтезирующей и эвристических функций, творческого стиля деятельности студентов.

Логика исследования.

Реализацией подходов к анализу теории и практики изучаемого явления упорядочиваем в единую психолого-педагогическую систему, выявляем условия, уточняем понятийный аппараг построением структурной модели формирования творческого потенциала. Устанавливаем модель формирования эвристических умений студентов, обеспечивающую повышение творческого потенциала студентов и качества учебно-воспитательного процесса в ВУЗе.

Методологию исследования составили:

- диалектическая логика восхождения от абстрактного к конкретному
(Э. В. Ильенков);

-теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов);

возрастная психология (В.Г.Ананьев, В.В.Давыдов и др.):

психология внимания (Ф.Н.Гоноболин, А.К.Громцева и др.);

учение о противоречии, как движущей силе развития:

теория развивающего обучения (С.Л.Выготский. А.А.Занков, А.Н.Давыдов, И.К.Эльконин, М.И.Махмутов, В.И.Андреев, В.В.Репкин);

теория личности (А.И.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

психологические концепции формирования памяти, воображения, мышления (А.Р.Лурия, Н.Ю.Матюгин, Г.Н.Чакаберия);

- концепция формирования личности (А.О.Прохоров);

- теоретические положения эвристического обучения (А.В.Хуторской).
Исследование выполнено на основе деятельностного подхода к формиро
ванию теоретического уровня мышления. В исследовании были использованы:

- системный подход с опорой на труды М.А.Данилова;

- синергетический подход с опорой на труды О. А. Прохорова,
Н.М.Таланчука;

- психолого-дидактический подход к разработке модели формирования
теоретического уровня мышления, с опорой на труды К.К.Платонова,
Т.И.Шамовой, Г.Г.Габдуллина, Г.И.Серикова.

Значительную роль при разработке основ формирования теоретического уровня мышления: сыграли:

исследования зарубежных ученых (Э.Йэнш, К.Г.Юнг и др.);

дидактические исследования по содержанию, формам и методам обучения (М.И.Махмутов, В.И.Андреев, Г.М.Чернобельская);

- труды по совершенствованию личности (Я.И.Хамбиков,
Г.С.Закиров, З.Г.Нигматов, Л.Ю.Сироткин, С.С.Амироваи др.).

Методы и база исследования.

Базу теоретического исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых в области психологии и педагогики.

Базу экспериментального исследования составил Нижнекамский химико-технологический институт. В процессе исследования использовался системный, теоретический, исторический, логический и аксиоматический методы исследования, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический

эксперимент, анкетирование, анализ учебно-методической документации, наблюдение, численно-сгатистические методы обработки результатов исследования, моделирование,

Исследование выполнено в два этапа.

На первом этапе (1995-1996 гг.)

изучена теория и практика эйдотехники применительно к учебной деятельности, проведен анализ психолого-педагогической литературы и учебно-методической документации, опыта преподавателей, определена методология, сформулирован понятийный аппарат исследования, выполнены научные разработки по применению эйдотехники в учебно-воспитательном процессе.

На втором .этапе (1997-1999 гг.)

выполнены научные разработки по применению мнемо- и эйдотехники в учебно-воспитательном процессе. Проведен эксперимент, проведена апробация. Обобщены результаты исследования. Имеется справка о внедрении.

На защиту выносятся:

  1. Суть и взаимосвязь понятий «творческий потенциал», «эвристические умения».

  2. Дидактические условия формирования эвристических умений студентов технического ВУЗа.

  3. Модель формирования эвристических умений, обеспечивающая наращивание творческого потенциала студентов.

  4. Доказательство того, что указанные мнемо- эйдетические методы повышают уровень сформированное креативных умений

Научная новизна и теоретическое значение исследования. Расширено содержание принципа эйдетизации обучения и сфера его применения в области формирования эвристических умений.

Выявлены дидактические условия формирования эвристических умений в техническом ВУЗе с помощью мнемо -эйдотехники".

структура и содержание эвристических умений определяются целевой направленностью, содержанием и характером учебной деятельности студентов;

логика формирования эвристических умений строится на основе си-нергетического и эвристического подходов с использованием логического сочетания традиционных и нетрадиционных эйдетических методов обучения, обеспечивающих вариативный тип деятельности, адекватный индивидуальным особенностям студентов;

структура и содержание учебно -методического обеспечения по применению эйдотехники разрабатывается на основе принципов развивающего, эвристическою обучения и упорядочено по интенсифицирующим возможностям;

модель формирования эвристических умений студентов строиться с учетом специфических особенностей курса химии.

Достоверность и обоснованность основных положений выводов, рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследования, применения комплекса методов, адекватного предмету и задачам исследования репрезентативностью выборочной совокупности (экспериментальным исследованием были охвачены более 300 студентов трех институтов), практическим подтверждением основных положений исследования в экспериментальной работе, рекомендаций полученных в результате диссертационного исследования обеспечивалась определением исходных теоретико-методологических позиций, разнообразием используемых теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных по целям, задачам, гипотезе, опытно экспериментальной работе, использованием методов мнемо-эйдотехники в практике ВУЗа, проведением пролонгированных (до I учебного года) экспериментов, точным соблюдением психологических условий проведения экспериментов.

Практическая значимость.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на его ма-

jериалах диссергантом разработаны, апробированы и внедряются в педагогический процесс Нижнекамского Химико технологического института методы развития эвристических умений в курсе химии.

Теоретические выводы и методические рекомендации используются студентами и преподавателями, а также инновационными школами и лицеем.

Апробация и внедрение результатов исследовании.

Основные результаты, теоретический и опытно-экспериментальный, были отправлены в виде трех опубликованных методических рекомендаций для обучающихся, на апробацию и внедрение в ряд учебных заведений, осуществляющих высшее обучение, и получили убедительное подтверждение. Результаты исследования обсуждались на научных конференциях и семинарах (Казань -1997, 1998, 1999 гг.; Нижнекамск - 1998, 1999 гг.). Имеется справка о внедрении результатов исследования...

Структура диссертации.

Диссертация включает введение, две главы, заключение, приложение, список литературы. В работе приведены таблицы, рисунки, схемы.

Основное содержание диссертации отражено в 8 публикациях.

Психолого-педагогическая суть понятия «творческий потенциал» и уровни его развития

.Понятие «творчество» со времен Плаї она и Аристотеля означает -создание нового. Такое понимание творчества прошло всю историю человеческого общества, находило и находит отражение в литературных источниках прошлого vi настоящего. 15 энциклопедическом словаре

Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона так и говори І ея„ что «творчество - в прямом смысле есть создание нового». (295)

Там же обращается внимание на то. что творчество имеет предельно широкое понимание как любой прогресс, как любое движение вперед в масштабах развития природы и общества. Но если брать тто понятие по отношению к деятельности человека, го оно условно обозначает психологический акт воплощения, воспроизведения или комбинации данных нашего сознания в относительно новой и оригинальной форме в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности.

В психологической литературе час і о приходится встречаться с чисто интуитивным представлением или иллюзией понимания природы творческих способностей. Чтобы разобраться во всем спектре точек зрения на творческие способное и, главное, понять появление и утверждение сегодняшних приоритетов необходимо восстановление исторического контекста проблемы.

В своих первых шагах психология для объяснения творческих способностей привлекала понятие психической энергии. Но. одновременно она закрепила механическую традицию представления о творческих способностях как максимальном выражении общих и специальных способностей.

Поэтому в пятидесятые годы оформилось стремление выделить некоторую специфическую способность к творчеству, не сводящуюся только к интеллекту.

Автор энциклопедической статьи Ф.Батюшков акцентирует внимание на том, что в понимании творчества основным признаком является не внешний результат, а внутренний продую. Такая позиция подчеркивается многими исследователями, особенно психологами.

В настоящее время существует три основных подхода к пониманию творческих способностей. Первый рассматривает их как максимальное, но чисто количественное выражение общих и специальных способностей. Второй, напротив, выделяет творческие способности, как самостоятельный фактор, имеющий свою локализацию. Это предположение, развивавшееся американским психологом Дж.Гилфордом, в пятидесятых годах и к концу века стало господствующим не только за рубежом, но и в отечественной психологии творчества. (92. 28)

Понимание природы творческих способностей от прямого отождествления с интеллектом перешло к их противопоставлению: творческие способности существуют параллельно общим и специальным.

Согласно втором подходу- творческие способности существуют параллельно общим и специальным и имеют свою локализацию (факторы дивергентного мышления). Главное достоинство тестов Гилфорда заключается в попытке снять ограничения в исследовании творческого потенциала личности, присущих методам проблемных ситуаций и тестов на творчество. По эта концепция не является развитием прогрессивной линии классической психологии. Она лишь продолжает парадигму аесоиианмзма. что в определенной степени определяет и критерии оценки креативности: беглость, гибкость, оригинальность. (40: с.37).

Согласно третьем) подходу, выявленном) Богоявленской Д.Б., происходит расширение креативного подхода.

С помощью метода креативное поле, благодаря новой двухуровневой модели эксперимента, позволяющей проследить движение мысли после решения исходной задачи, таким образом, в -эксперименте фиксируется момент саморазвития деятельности, позволяющей се субъекту выйти в область непрсд-заданного. Это, в свою очередь, объясняет способность видеть предмет лак или иначе, видеть в нем і о, чего не видя І другие, что и определяет творческий статус деятельности, (35, 36)

Именно на этом основании мы постулировали тгу способность к познавательной самодеятельности, саморазвитию, в качестве сущностного признака творческих способностей.

Как способность, обеспечивающая саморазвитие любой деятельности, она не объяснима лишь свойствами интеллекта. Это взаимодействие познавательных и мотивационных факторов в их единстве, где абстракция одной из сторон не возможна.

Познавательная самодеятельность не связана прямо с общим уровнем общих и специальных способностей. Последние являются реальным средством успешного осуществления деятельное, но не определяет однозначно творческий потенциал личности. Творчество - это духовно нравственный заряд к действию. (33. 43.40)

Подходы к формированию эвристических умений студентов в отечественной и зарубежной литературе

Одной из существенных характеристик творческого погенциала является Способность к рефлексии, регуляции своего мыслительного процесса.

Высокому уровню творческого погенциала присущи высокая степень осознанности своей умственной деятельности. В проблемных ситуациях-при решении творческих задач, поиск нового способа решения сопровождается отчетливо выраженной рефлексивной активностью, т.е. осмыслением операциональных средств и способов движения собственной мысли, самонастроем, коррекцией этого движения.

Критерии рефлексивной активности - высокая степень осознанности своей умственной деятельности, адекватная самооценка, осознание средств решения, широкое применение аналитико-синтетической деятельности, различных зврисшческих приемов, произвольная концентрация и переключение внимания, произвольное преодоление познавательных барьеров и др. (107,128).

У учащихся с репродуктивным стилем мышления, низким уровнем развития, творческого потенциала все жизненные компоненты операциональной сферы мышления полярно отличаются слабым проявлением или противоположной направленностью.

Формирование умения мыслить диалектически предполагает стихийный. операциональный, эвристический и диалектико-эвристичсский уровни. Они характеризую і см как различным составом освоенных приемов, так и целостным их функционированием в определенном режиме всего познавательного процесса.

Первый, стихийный уровень отличается незнанием, неумением выделить и произвольно использовать приемы умственной деятельности, при решении задач. Это не значит что они не используются, Речь идет о том, что при решении задач регуляция умственной деятельности осуществляется без ее рефлексивного отражения в сознании.

Второму, операциональному уровню, соответствует умение осознанно опираться при решении задач на приемы формального логического мышления. Формальная логика выступает как определенный метод решения творческих задач при осознанном применении приемов формального мышления; анализа. синтеза, сравнения, доказательства, опровержения. Владение тгими , отличается целостностью, последовательностью организации познавательного процесса, владением не только формально логическими операциями мышления, но и применением их в совокупности как стратегии поиска решения задач. Новый уровень осознания и саморегуляции мыслительной деятельности опирается на развитую способность расширить зону поиска, постоянно держать в ноле зрения целевую установку и произвольно составлять эвристическую программу умственных действий, осуществлять пошаговый самоконтроль и коррекцию мыслительного поиска.

На четвертом, диалсктико-эвристическом уровне, регуляция мыслительной деятельности происходи! как осознанное применение диалектического мышления: диалектика учит мыслить гибкими, развивающими понятиями. іЮзво.ііяег понять сложные явления в их внутренних и внешних связях в постоянном развитии. Если представить эвристический механизм диалектического метода познания, то он сводится в основном к. осознанному применению приемов диалектического мышления. Ими являются приемы: - широкой ориентации в содержании изучаемой проблемы: - всестороннего изучения предмета (явления); - рассмотрения исторического пути развития предмета (явления); - варьирования признаками предмета (явления) в целях выявления наиболее устойчивых, существенных из них; - установление диалектической взаимосвязи сторон и свойств в предмете (явлении).

Овладение указанными приемами предполагает умения мыслить в различных плоскостях, мыслить структурами, видеть изхчаемое явление в динамике развития, в причинной обусловленности и т.д. Выход via творческий уровень активности блокируется из-за: - низкого уровня и узости обобщений знаний: - незнания логических приемов мышления: - незнания основных, главных тлей, способов. - стратегий, решения творческих задач: - незнания общей логики научною поиска; - психологической неподготовленности и боязни новизны, ошибки: - произвольной регуляции мышления в обычных условиях и критических ситуациях.

Итак, на втором этапе исследования от углубления познания и формирования готовности к творческой активности мы переходим к новому предмету исследования - к условиям и механизмам развития творческой активности учащихся от уровней ситуативно-неустойчивой, воспроизводящей к уровням потенциально-творческой и творческой преобразующей активности.

Этот процесс будет осуществляться через развитие мотивации к творческой деятельности, повышения уровня обобщений («обобщенное]и знаний»), развитие рефлексивной активности и формирование умений мыс-лип, диалектически. Поэтому в задачу нашего исследования входит анализ существующих подходов к формированию эвристических умений, без которых немыслимо творчество.

Разработка модели применения эйдо-мнемотехники в сочетании с традиционными методами обучения на основе синергетического подхода

Для того, чтобы развить творческий потенциал, сначала нужно определить, классифицировать и сделать реальными инструменты творческого мышления, а затем уже учиться сознательно применять их под постоянным кон і ролом и самоконтролем. Мы рассматриваем іворчесгво не как случайное і ь. а как процесс развития идей и мысленных образов, которые преобразовывают -элементы реальности во что-то новое. Такой подход к пониманию творчества позволяет нам рассматривать последнее в качестве процесса.

На протяжении многих лет люди вырабатывают определенные приемы и стереотипы мышления, которые помогают им разбираться, структурировать. соотносить и упорядочивать в приводящей в замешательство массе объектов. Человеческий разум, видимо принимает «реальность» исходя из точки зрения трехступенчатого выявления і ого. как ее структурировать, упорядочить и соотнести на различных уровнях. Чувственная информация преобразовывается в систему, которая может быть использована мозгом в соответствии с существующей программой. Восприятие структур порядка и соотношений, а также способность использовать подученные навыки на многочисленных уровнях развивается до тех пор. пока не достигается некоторая фаза интеллектуального насыщения. В этой фазе, когда творчество уже кажется невозможным, происходит бессознательное наложение ограничения на навыки, формирующие вашу точку зрения.

Точка зрения - ті о дверь в творчество, которая может быть открыта и закрыт. Величайший парадокс творческого мышления заключается в юм. что когда вы открыли для себя мысленную комбинацию структур, порядка и соотношений, впервые определили образец, то в дальнейшем всякий раз прибегаете к использованию его точной копии, рискуя снизить творческий потенциал. Меняя точку зрения, вы видите новые структуры, порядок и соотношение, Если вы ищете творческое решение своей проблемы, it) сначала уделите особое внимание понимания того. что. собственно, представляет из себя своя задача. Неинформированный разум может придавать одному из элементов - структуре, порядку или соотношению чрезмерное значение. В жизни сущест вуют некоторые понятия, воспринимаемые ІОЛЬКО как неделимое целое. При этом мы знаем, что ОТІЙ включают в себя несколько взаимозависимых факторов, которые можно разделить лишь мысленно. Если они разделяются в реальности. то перестают существовать. Для уяснения концепции любого знания - основы расширения творческого мышления - необходимо прежде всего понять сущ ность основополагающих компонентов: структуры, порядка, соотношения в по- Развитие творческого потенциала - одно из главных приоритетных направлений развития личности и общества в целом. Если раньше исследования направлялись в основном па интеллектуальную сфер); то сейчас мы все больше и больше изучаем творческие возможности человека. Одновременно развивается также и системный подход к педагогическим проблемам.

К настоящему времени еще не сложилось единой оценки масштаба научной ценности системного подхода. По крайней мере, выделяются три отчетливые тенденции. Одна из них связана с рассмотрением системного подхода как универсального принципа и поднятия его на уровень мировоззрения. Сотласно другой тенденции системный подход трактуется как единый для многих наук принцип, или методология познания. Представители среіьей точки зрения в системном подходе [іросіо іехнолоіию исследования. биение целой проблемы: повышения творческого потенциала па подсистемы и элементы и дальнейшую их интеграцию. Таким обратом, сначала мы на первом -этапе проектировали и конструировали систем}- развития творческого потенциала, а в дальнейшем синтезировали системную модель описания творческого потенциала и связанных с ним объектов.

В. [Афанасьев называет ряд ведущих признаков, посредством которых системы могут быть описаны как целостные образования: - наличие интегративных качеств (системность), т.е. таких качеств. - которыми не обладает ни один из отдельно взміьтх элементов, образующих систему; - наличие составных -элементов, компонентов, частей, из которых образуется сисіема; - наличие структуры, т.е. определенных связей и отношений между частями и -.элементами: -наличие функциональных в целом и отдельных ее компонентов; - наличие коммуникативных свойств еиеіемьі. проявляемых в двух ({юр-мах; в форме взаимодействий со средой и в форме взаимодействия дайной системы с суб- и суперсистемами, т.е. системами более низкого или высокого порядка, по отношению к которым она выступает как часть (подсистема) или как целое: - историчность, преемственность или связь прошлого, настоящего и будущего в системе и в ее компонентах.

Описание пробного эксперимента по отработке у обучающихся мнемо-эйдетических приемов познавательной деятельности

Реализации спроектированной нами модели применения традиционных приемов обучения в сочетании с приемами мнемо-эйдотехники предшествовала разработка инструментария воздействия на обучающихся. Разработка инструментария воздействия осуществлялась с опорой на труды Ю.К.Бабанского. В.И.Андреева. Н.И.ІІосіадюк. Н.И.Магюгина, Г.Н.Чакоберия и др.

1. Система заданий должна формировать мнемо- -шдетические приемы. составляющие содержание первого уровня познавательной деятельности, и использовать их на втором-чствсртом этапе.

2. Преемственность в развитии каждого мнемо-эйдетического приема не последующих уровнях познавательной деятельности.

3. Содержание заданий должно строиться на конкретном изучаемом материале и соответствовать методическим целям занятия.

4. Форма предъявления заданий должна способствовать возникновению интереса к их выполнению.

5. Содержание и характер заданий должны обеспечить ориентир на применение обучающимися различных сочетаний мнемо-эйдетических, приемов в Разработке инструментария воздействия совокупности традиционных и мнемо-эйдетических заданий (репродуктивных, эвристических, исследовательских) предшествовала подготовительная работа по классификации учебно-познавательных задач и мнем о-эйдетических приемов (Таблица 2).

Рассмотрим указанную классификацию подробнее. Для формирования проблемного видения студент должен бьпь поставлен в такие условия, когда в процессе решения задачи он вынужден сам формулировать проблему. Однако для этого необходимо наращивание творческого потенциала, которому, как правило, предшествует репродуктивная деятельность.

При выполнении заданий репродуктивного характера студенты внимание мы деля л и интересной для студентов форме подачи репродуктивных заданий. Для злой цели привлекали мнемо-зйдодехнику, Приведем примеры таких заданий по темам: «Предельные углеводороды». «Строение атома» (Приложение 1).

Развитие познавательной деятельности осуществляется в том случае, если у большинства студентов сформированы учебные приемы репродуктивной деятельности и некоторые студенты могут выполнять единичные учебные приемы эвристической деятельности.

Анализ результатов выполнения последнего задания со всеми студентами явлмеїея подготовкой к последующей лабораторной, работе «Приготовление растворов заданной концентрации», где они будут применять учебные приемы эвристической деятельности. Приемы мнемо-техники объясняются в начале занятия и проверка их усвоения протекает в процессе ответа теоретической части тексты которых написаны на общей карточке, где задания расположены по нарастанию сложности: по числу используемых учебных приемов и по характеру познавательной деятельности студентов. В педагогическом эксперименте для этого этапа мы установили оптимальное число заданий, размещенных на карточке (4-5 заданий).

Как правило, эти задания по содержанию объединены одной темой и целью выполнения. Число, характер заданий и варианты их сочетаний определяет педагог в зависимости от достигнутых результатов по формированию учебных приемов репродуктивной и эвристической деятельности. Затруднение при выполнении определенной часі и заданий помогает преподавателю определить. сформирован ли конкретный учебный прием у ученика на данный момент, что позволяет внести коррективы в число и сочетание заданий, различных по характеру познавательной деятельности. Этот этап осуществляется гогда, когда больше половины студентов владеют учебными приемами эвристической по-знава гельной дея тельное і и.

На втором этапе мы предлагали в самостоятельной работе сочетание репродуктивных заданий с заданиями, формирующими единичные учебные приемы эвристической деятельности и их совокупность, а затем и единичные учебные приемы исследовательской. Мнемо-эйдотехника при этом самостоятельно используется студентами, как такой прием умственной деятельности. как обобщение.

Похожие диссертации на Формирование эвристических умений мнемо-эйдетическими методами в условиях технического вуза