Введение к работе
Актуальность исследования.
В современной социокультурной ситуации идет напряженный поиск новых тактик и стратегий человеческой деятельности. Такой поиск свойственен и системе образования как социальному институту.
Для педагогической науки все более характерным становится понимание обусловленности и связи системы образования с обшей ситуацией в цивилизационном развитии и процессами, происходящими в мире. Ученые заявляют о необходимости принципиальных изменений в образовании, но аргументируют это по-разному: как поиски путей выхода из кризиса, потребность в новых технологиях образования и, наконец, как возможность возврата к классическим основаниям и идеям образования. В этом плане характерны работы А.П. Валицкой, Б.С Гершунского, В.В. Кумарина, Н.Д. Никандрова, П.Г. Щедровицкого и др. Х.Г. Тхагапсоев, обнажая обостряющиеся противоречия образования в современной реальности, предлагает новую методологию и стратегию образования, которая обеспечит движение от репродуктивно-информационного и предметно-дифференцированного подхода к интегрированным знаниям и метапредметам, от созерцательного к деятельностному (к культуротворчеству), от эмпирического к концептуальному, от тематического к проблемному, от гносеологического к культурно-личностному, а в обшем - к культуроконтекстной и культуротворческой модификации (парадигме) образования. При этом «увеличение дозы культуры» в содержании образования предлагают многие современные исследователи. В.Д. Симоненко проанализировал религиозно-догматическую (до XV века), информационно-репродуктивную (XV – первая половина XVIII вв.), инструментальную (XVIII – вторая половина XIХ вв.) парадигмы и предложил в начале XXI века культурно-технологическую образовательную парадигму.
Современный исследователь Т.А. Полозова указывает на системное несоответствие между главной целью воспроизводства, саморазвития и последующего утверждения на новом уровне развития культуры – становления акмеологически развивающегося человека – и негуманистическими, императивными, технократическими методами обучения, зачастую разрушающими качественно сущностный уровень созидательного воздействия отечественной культуры на детей, юношество, взрослое население. Одно из следствий данного несоответствия – уже случившееся широкомасштабное вытеснение высокого, подлинного искусства из жизни людей разных поколений. Его частное проявление – системный кризис чтения в стране, ранее имеющей мировую известность самой читающей страны в мире. Данный факт признан Всероссийским конгрессом в поддержку чтения (7 сентября, 2001 г., Москва), многими отечественными и международными исследованиями. Ее исследование подтверждает несоответствие программного обеспечения жизнедеятельности системы культуры, законов, «алгоритмов» ее жизненной активности во всех пространствах бытия человека и социума и механизмов обратной связи процессуального уровня организации, перспективного планирования и управления передачей, трансляцией ее содержания, информационно-сущностных качеств. Зримый, отчетливо проявленный пример тому – отсутствие государственной программы гуманизации, всеобщего эстетико-нравственного и гражданского воспитания детей – подростков – юношества – молодежи, что в значительной мере предопределило растерянность, неустроенность, беззащитность подрастающего поколения перед лицом разнузданной преступности, абсолютизированной «свободы» любого «самовыражения».
В наше время перспективно, эволюционно-развивающе ценен взгляд на образование как на процесс организации и осуществления целенаправленного включения каждого человека и группы в жизнь социума, государства и в интересы мирового сообщества. В жизнь, сообразную реалиям культурно-исторического времени жизни мирового сообщества и конкретике внутри- и внегосударственной социокультурной ситуации. Глобальное значение в связи со сказанным приобретает выстраданная временем идея глубинного сущностного духовно-деятельностного включения каждого развивающегося человека и группы в ментально-духовную сокровищницу отечественной национальной культуры, в мир ее эстетико-нравственных смыслов, ценностей, поведенческих установок. Представляется стратегически и методологически важным фундаментальное философско-психологическое акмеолого-антропологическое видение и обоснование новой человекомерной, природосообразной и культуросообразной парадигмы образования.
Речь идет о новом понимании человека в его местонахождении и межличностных связях, в диалоге культур и незапрограммированной коммуникации во всем многообразии («я для себя», « я для другого», «другой для себя», «другой для меня» и т.д.), которое не только редуцируется в плюрализм культуры, но и выводит на новые ценностные установки, понимание идеалов. Речь идет о таком образовании, которое перестает быть «знаниевым», «рационально-просвещенческим», упрощенно «зуновским», а становится механизмом культурологизации социума и человека, организации индивидуальной траектории развития человека. Мы полагаем, что антропологический и культурологический подходы способны углубить и развить гуманитарно-культурологические, этико-эстетические и нравственные доминанты в системе образования, что явится, на наш взгляд, важнейшим условием воспитания культурного человека XXI века.
Осознание ценностей отечественной и мировой культуры является важнейшей задачей современного воспитания, ибо культура – это то, что «делает людей, населяющих определенное пространство из простого населения – народом, нацией» (по Д.С. Лихачеву). В осознании себя субъектом культуры, причастности к культуре своего народа находятся корни духовности, нравственности, патриотизма, гражданственности, уникальности личности и общества.
Актуализация воспитания культурного человека в настоящее время обусловлена, с одной стороны, изменениями в личностном и общественном сознании, кризисными явлениями в социуме (кризис моральных ценностей, утрата ценностно-смысловых ориентиров бытия человека, рост негативных явлений в молодежной среде: правонарушений, наркомании и др.); с другой, – особенностями социально-педагогической ситуации (отсутствие системы воспитания культурного человека в социальных институтах; излишняя демонстрация СМИ сцен жестокости, насилия, убийств, распущенности, асоциальных и противоправных эталонов поведения и др.).
В современной педагогической теории и практике выделяются следующие типы концепций воспитания:
концепции социального воспитания (Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов, М.И. Шилова и др.), основанные на идеях системно-социального проектирования;
концепции, ориентированные на коллективное воспитание (В.А. Караковский, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова и др.), основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем;
личностно-ориентированные культурологические концепции (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская, Е.Ш. Ямбург и др.), основанные на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах;
личностно-ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания (С.В. Кульневич, Н.М. Таланчук и др.), основанные на идеях синергетического подхода и педагогической феноменологии.
В них представлены общие и особенные позиции. Однако научно-педагогические исследования в сфере методологии процесса воспитания культурного человека в ходе образовательной деятельности носят контурный характер. Система образования есть важнейший механизм передачи ценностей культуры, идеалов, жизненно-смысловых ориентиров, детерминированных национально-культурным миром: историей, языком, литературой, психологией, музыкой, традициями и др. Взаимосвязь между культурой и образованием, их возможности способны оказывать существенное влияние на духовное производство общества, общественное и личностное сознание. Особенно велика роль этой взаимосвязи в условиях глобализации современной цивилизации и развития информационных технологий. В связи с этим актуализируется задача утверждения в общественной сознании понимания подлинной роли образования, являющегося условием не только экономического развития, но и основой духовного развития, воспитания культурного человека. Понимание образования как фактора духовного производства общества обусловлено его важнейшей ролью в культурной преемственности и духовно-нравственном развитии человека. Образовательная деятельность обеспечивает развитие и воспитание человека в соответствии с идеалами, нормами, традициями, имеющимися в недрах культуры народа, в его религиозно-философских, этно-педагогических и психологических концепциях. Образование воспроизводит целостный субъект культуры, именно возможности образования сохранять и развивать специфику отечественной культуры позволяют рассматривать его в качестве ведущего условия воспитания человека, духовного развития общества, от чего в конечном счете зависят экономические и геополитические позиции.
Необходима разработка методологии образовательной деятельности и базовых воспитательных процессов, составляющих содержание воспитания современного культурного человека. В связи с этим был сделан выбор темы исследования «Антропокультурологический подход к образовательной деятельности (теоретико-методологическое исследование)». Проведенное исследование относится к фундаментальным теоретико-методологическим исследованиям и отвечает его критериям:
создание общетеоретических концепций педагогики: предложена концепция воспитания педагога как субъекта культуры;
открытие новых направлений в развитии современного образования: охарактеризована образовательная деятельность как фактор национальной безопасности государства и духовной безопасности человека;
углубление системы научных знаний в педагогике, раскрытие закономерностей воспитания и обучения: введено концептуальное, генетическое, номинальное, операциональное, дескриптивное, структурное, функциональное научные понятия образовательной деятельности; раскрыты закономерности в теории, методике, практике воспитания субъекта образовательной деятельности как субъекта культуры на различных ступенях системы образования;
развитие методологии науки: охарактеризован антропокультурологический подход как ведущее методологическое основание образовательной деятельности в современной системе образования.
Основная проблема исследования связана с противоречиями в современной педагогической практике между:
потребностью общества в высоком уровне культуры субъектов образовательной деятельности и неразработанностью методических средств воспитания;
ростом информированности, образованности субъектов образовательной деятельности и низким уровнем их духовно-нравственной культуры;
сложившейся традиционной структурой авторитарного межсубъектного взаимодействия и педагогикой сотрудничества, инновационными идеями;
административным руководством, заданным сверху, и творческими авторскими концепциями в области образования и воспитания, рождающимися снизу;
идеалами, ценностями культуры народа и стихийным влиянием субкультуры молодежи, экспансией стандартов асоциальных и противоправных форм поведения, разрушающих национальную отечественную культуру.
В этой связи одной из важнейших теоретико-методологических проблем является построение такой методологии и концепции воспитания культурного человека, которая смогла бы максимально эффективно востребовать и реализовывать духовно-нравственный, человекотворческий потенциал отечественной и мировой культуры. Эта функция образовательной деятельности представляется очень важной, ибо лишь «культурное самостояние» есть залог величия народа и независимости бытия (по И.А. Ильину).
Проблема исследования сформулирована следующим образом: какова совокупность теоретико-методологических положений, закономерностей, принципов, технологий, социально-психолого-педагогических условий, обеспечивающих воспитание культурного человека в системе образования? Решение проблемы составляет цель исследования: обоснование антропокультурологического подхода, способствующего воспитанию культурного человека в системе образования.
Объектом исследования является теория и практика образовательной деятельности на различных ступенях системы образования; его предметом – антропокультурологический подход к образовательной деятельности как методологическое основание воспитания культурного человека и педагога в образовательной деятельности.
Гипотеза исследования
Воспитание культурного человека в образовательной деятельности будет осуществляться успешно при наличии следующих условий:
1. Обоснована сущность образовательной деятельности как социокультурного феномена; антропокультурологический подход к образовательной деятельности выступает ведущим методологическим основанием.
2. Обеспечено соответствие содержания образовательной деятельности ценностям культуры народа.
3. Проанализирована теория, методика и практика и выявлены закономерности, принципы, технологии и оптимальные условия воспитания культурного человека в контексте антропокультурологического подхода как:
а) осуществляется оптимизация социокультурной среды личностного развития на основе актуализации ее культурно-исторической уникальности, ценностей национальной и мировой культуры;
б) актуализируется личностно ориентированное образование на культурологической основе, способствующее формированию индивидуального стиля деятельности ее субъектов и обеспечивающее «культурное восхождение» личности в субъект-субъектном взаимодействии;
в) культурно-образовательное пространство опирается на идеалосообразность национальной культуры, культурно-историческую преемственность в содержании образовательной деятельности;
г) осуществляется со-трудничество, со-творчество, со-бытие субъектов образовательной деятельности в культурно-образовательном пространстве;
д) реализуется культурологическое содержание образовательной деятельности на основе баланса в структуре связей социальных институтов с учётом мегафакторов, макрофакторов, мезофакторов и микрофакторов; актуализируется антропокультурологическая доминанта, активизирующая включенность человека в универсум, философское осмысление личностной и социальной значимости деятельности культурного человека в системе: «Человек – человек – коллектив – общество – человечество».
4. Обогащен научно-категориальный аппарат педагогической науки концептуальным, генетическим, номинальным, операциональным, дескриптивным, структурным, функциональным определениями образовательной деятельности и охарактеризованы ее функции.
5. Разработана концепция воспитания будущего педагога как субъекта культуры; спроектирована ценностно-нормативная модель культурного человека на основе антропокультурологического подхода и модель организации образовательной деятельности с целевой установкой воспитания субъекта культуры.
6. Феномен образовательной деятельности выступает важнейшим фактором национальной, духовной безопасности человека в информационном обществе.
7. Трансформация ценностей отечественной и мировой культуры в образовательной деятельности выступает условием личностного и общественного развития, фактором национальной безопасности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
-
Осуществить историко-педагогический анализ образовательной деятельности как социокультурного феномена и выявить ее сущность в различных типах культуры, моделях образования, научных направлениях педагогики и философско-педагогических учениях, современной образовательной политике государства.
-
Обосновать антропокультурологический подход к образовательной деятельности как методологическое основание, способствующее воспитанию культурного человека в начале третьего тысячелетия.
-
Проанализировать теорию, методику и практику и выявить закономерности, принципы, технологии и оптимальные условия воспитания культурного человека на основе антропокультурологического подхода к образовательной деятельности.
-
Обогатить научно-категориальный аппарат педагогической науки концептуальным, генетическим, номинальным, операциональным, дескриптивным, структурным, функциональным определениями образовательной деятельности и охарактеризовать ее функции.
-
Разработать концепцию воспитания будущего педагога как субъекта культуры; спроектировать ценностно-нормативную модель культурного человека на основе антропокультурологического подхода и модель организации образовательной деятельности с целевой установкой воспитания субъекта культуры.
-
Раскрыть феномен образовательной деятельности как важнейший фактор национальной, духовной безопасности в информационном обществе.
-
Охарактеризовать этапы, уровни, принципы трансформации ценностей отечественной и мировой культуры посредством образовательной деятельности в личностном и общественном развитии.
Ведущая идея исследования
Антропокультурологический подход в настоящем исследовании выступает методологическим основанием в построении образовательных практик; стратегией, способствующей моделированию педагогической теории и практики в целях воспитания культурного человека, и направленной на реализацию идей государственной образовательной политики по развитию личности и общества.
Общую методологию исследования составляют важнейшие философские положения о социальной, деятельностной и творческой сущности личности и многофакторном характере ее развития и формирования; принципы историзма, объективности, единства исторического и логического, конкретности истины, единства теории и практики, социально-исторической обусловленности человеческой деятельности и ее результатов.
В качестве специальной методологии исследования выступают: культурно-историческая концепция развития личности (Л.С. Выготский), основополагающие идеи педагогической антропологии (К.Д. Ушинский), идеи о воспитании человека как социокультурном процессе (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Л.П. Буева, С.И. Гессен, И.А. Ильин, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никадров, Г.Н. Филонов и др.); методологические подходы: аксиологический, системный, личностно-деятельностный, структурно-функциональный.
Теоретическую базу исследования определяют идеи культурологического подхода к образованию (Е.И. Артамонова, Е.В. Бондаревская, А.С. Запесоцкий, А.В. Иванов, И.Ф. Исаев, М.С. Каган, А.К. Костин, А.В. Мудрик, В.Д. Симоненко, В.А. Сластенин, Л.В. Суходольская-Кулешова, Н.Е. Щуркова и др.).; идеи о роли деятельности (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, Г.С. Батищев, А.Н. Леонтьев, Э.С. Маркарян, В.И. Межуев, А.Г. Мысливченко, Л.Г. Петерсон, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.); идеи о сущности человека, его месте и роли в развитии общества (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, П.С. Гуревич, Э.В. Ильенков, В.В. Ильин, М.К. Мамардашвили, Н.Н. Моисеев, М.М. Рубинштейн и др.).
Фундаментальные предпосылки для нашего исследования создали труды, раскрывающие подходы к познанию целостного образовательного процесса (Б.Г. Ананьев, П.Н. Андрианов, Б.М. Бим-Бад, Р.У. Богданова, М.В. Богуславский, С.Н. Климов, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, Х.И. Лийметс, В.А. Мясников, Г.П. Новикова, В.А. Попков, Н.Х. Розов, А.И. Савостьянов, Г.П. Щедровицкий, И.С. Якиманская и др.); концепции профессиональной подготовки, аксиологического образования, формирования культуры профессиональной деятельности (Н.А. Асташова, М.Я. Виленский, К.В. Гавриловец, В.А. Кан-Калик, С.С. Кашлев и др.).
Методы исследования
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования, взаимопроверяющих и взаимодополняющих друг друга: историко-педагогический, сравнительно-сопоставительный; библиографический; онтологический, логико-методологический, гносеологический, аксиологический, системно-структурный, причинно-следственный анализ; наблюдение, опрос, исследовательская беседа, интервью, тесты, анализ продуктов деятельности, изучение педагогического опыта, анкетирование, сравнение, измерение, мониторинг, опытно-экспериментальная работа, социально-педагогическое моделирование; экспертная оценка, шкалирование, ранговый анализ, корреляционный анализ, факторный анализ и др.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
обоснован антропокультурологический подход, в соответствии с которым методологическое основание образовательной деятельности составляет совокупность антропологических и культурологических идей, система целей, задач, принципов, методов, условий, технологий, активизирующих воспитание человека культуры в различных типах образовательных заведений; антропокультурологический подход а) обусловливает гуманизацию процесссов воспитания и обучения; б) активизирует личностные возможности, развитие человека в культурно-образовательном пространстве; в) актуализирует социокультурный потенциал содержания образовательной деятельности; г) обеспечивает культурное восхождение личности обучающегося посредством овладения знаниями и опытом поведения культурного человека и др.;
педагогическая теория обогащена следующими определениями исследуемого феномена: а) генетическим: образовательная деятельность выступает одной из форм социальной практики по воспитанию, развитию, обучению человека в рамках единого историко-педагогического процесса человечества; б) номинальным: образовательная деятельность есть деятельность культуро- и человекотворческого характера, осуществляемая специалистами образования и направленная на понимание роли человека в современном мире и формирование ценностного сознания и поведения; в) концептуальным: образовательная деятельность есть социокультурная ценностно-ориентированная деятельность субъектов по развитию, воспитанию, обучению, формированию мировоззрения человека, обретению компетентностей в различных сферах жизнедеятельности и др.;
разработана концепция воспитания будущего педагога – субъекта культуры, содержащая методику процесса воспитания в вузе, способствующая культурному восхождению личности обучающегося; концепция включает целеполагание, содержание, принципы, технологии, методы, средства, условия воспитания субъекта культуры и позволяет объяснить сущность процесса воспитания субъекта культуры и спрогнозировать этот процесс не только в педагогическом вузе, но и в вузах других профилей;
расширены представления о феномене образовательной деятельности как: а) форме практике культурно-исторического развития человека и общества; б) средстве социализации личности и педагогизации социума; в) содержательно и технологически оформленном процессе воспитания культурного человека;
определены основные характеристики субъекта культуры в соответствии с ценностно-нормативной моделью человека третьего тысячелетия:
высокий уровень самосознания, позволяющий человеку объективно познавать Культуру, Мир, Природу, Общество, Вселенную, определять своё место в мире, выявлять закономерности в общественном и личностном развитии, определять причину и следствие в культурно-историческом развитии;
способность к со-трудничеству, со-бытию, диалогу и созиданию в системе “Человек – Человек – Группа – Общество - Человечество”;
ответственное отношение к экологическому здоровью планеты и сохранению жизни на ней, сохранение духовной безопасности человека;
осознание единства Человека и окружающего мира;
способность осознавать, развивать общечеловеческие, национальные, личностные ценности, обогащать и передавать новым поколениям образцы духовной, материальной культуры, накопленной в процессе человеческого развития;
активная жизненная позиция в утверждении нравственных идеалов, норм, ценностей в деятельности и поведении;
развитое концептуальное мышление, позволяющее давать оценку, выделять позитивы и негативы в окружающей действительности;
способность быть преемником традиций национальной и мировой культуры;
высокий уровень общей, профессиональной, технологической, духовно-нравственной, эстетической, этической, правовой, экологической, гражданской, гендерной, семейной, физической и других видов культуры;
способность целенаправленно, осознанно выбирать и осуществлять жизненную тактику и стратегию, прогнозировать собственное и общественное развитие; выстраивать индивидуальный стиль деятельности (ИСД) на антропокультурологической основе;
с позиций антропокультурологического подхода к образованию разработана модель воспитания культурного человека и модель организации образовательной деятельности, которая может быть реализована в различных типах образовательных заведений, содержащая целеполагание, методологические основы, принципы, условия, средства, источники, критерии, результат; важнейшими условиями становления личности обучающегося субъектом культуры выступают: ценностно-культурная преемственность в освоении культуры; создание культурно-образовательного пространства в образовательном заведении; социокультурная направленность содержания образования; развитие способностей к самопроектированию жизненного и профессионального пути на культурологической основе; освоение обучающимися социально-культурного опыта человечества, народа; со-действие в выборе нравственных идеалов, духовных ориентиров, жизненных ценностей, идеалосообразность в воспитании; систематическое включение субъектов образовательной деятельности в социокультурное пространство образовательного заведения, микросоциума, общества посредством проведения конкретной практической деятельности; утверждение в повседневной практике общечеловеческих и национальных ценностей и др.;
установлены закономерности воспитания субъекта культуры: идеалосообразность содержания теории и практики активизирует мотивационно-потребностную сферу субъектов образовательной деятельности. Опора на имеющийся жизненный опыт развивает самосознание, стимулирует самовоспитание. Педагогика со-трудничества в общении, деятельности, отношениях способствует становлению когнитивного, эмоционально-чувственного ценностно-мотивационного, деятельностного компонентов личности обучающегося; создание культурно-образовательной среды, моральной атмосферы с ценностно-смысловой ориентацией активизирует процесс воспитания субъекта культуры;
дополнен научный взгляд на образовательную деятельность как:
1) условие национальной безопасности государства и духовной безопасности человека в информационном обществе; 2) своеобразный способ формирования социокультурного генотипа, образующегося в ходе антропогенеза поколений людей в условиях педагогической практики и опыта человечества; 3) фактор культурно-исторического развития, благодаря которому личность овладевает ценностями отечественной и мировой культуры;
уточнены и научно обоснованы принципы, функции, технологии трансформации образовательной деятельности на глобальном, региональном, локальном, частном уровнях и выявлена роль трансформации образовательной деятельности в качественном преобразовании социума;
обоснована эффективность трансформации образовательной деятельности, позволяющей: а) оценивать педагогическую практику на различных уровнях и определять приоритеты образования; б) влиять на организацию и управление социально-педагогическими структурами; в) прогнозировать развитие системы образования и осуществлять культурную преемственность в педагогической практике; г) модернизировать систему образования; д) обогащать опыт педагога (гносеологический, аксиологический, этический и др. компоненты труда), сохранять национально-культурную и личностную идентичность и др.
Теоретическая значимость исследования
осуществлен сравнительный анализ организационно-процессуальных, содержательных, структурно-функциональных характеристик образовательной деятельности как в рамках мирового историко-педагогического процесса (антропологическое, естественнонаучное, социологическое, философское, опытническое, провиденциалистское, тоталитарное научные направления), так и в моделях университетского образования в России; результаты анализа позволили обосновать культурологический подход как ведущее методологическое основание воспитания культурного человека;
разработана методика воспитания культурного человека на различных ступенях системы образования; спрогнозированы стратегия и тактика образовательной деятельности на основе антропокультурологического подхода. Ведущими принципами реализации образовательной деятельности в различных типах современных образовательных заведений выступают: антропологизм, гуманизм, культуросообразность, идеалосообразность (опора на идеалы отечественной и мировой культуры), культурно-историческая премственность, соборность, содержательная целостность, системность, популяризация универсальных ценностей, диалог между культурами, открытость, сбалансированность отечественной и зарубежной культурной продукции и др. Основные функции образовательной деятельности как социокультурного феномена: культуросозидающая, ценностно-ориентированная, нормоопределяющая, социально-консолидирующая, личностно-развивающая и др.;
установлены закономерные связи взаимодействия культуры, образования и образовательной деятельности:
процессуально-функциональные связи позволяют обосновать образование как процесс, способствующий становлению культурного человека, выделить основные функции образовательной деятельности, образования и культуры: целеполагающую, культуросозидающую, мировоззренческую, воспитательную, креативную, социализирующую, ценностно-ориентированную, трансформирующую, когнитивную, воспитательную, развивающую и др.;
исторические связи указывают на социокультурную детерминированность типа личности, типа культуры, модели образования и образовательной деятельности. Они основываются на принципах: зависимости от государственной политики; культурно-исторической преемственности; детерминированности образовательной деятельности; единства и взаимодополняемости; отражения бытия человеческого; креативности; идеалосообразности; гуманизма, открытости, доступности, опоры на ценности отечественной и мировой культуры;
содержательные связи вытекают из признания приоритета культуры в социуме, являющейся главным источником содержания образования и образовательной деятельности
установлены также закономерные связи в культурологическом содержании образовательной деятельности: межкурсовые и внутрикурсовые, содержательно-информационные, ориентационно-деятельностные, что позволяет актуализировать: 1) отождествление обучающихся с персоналиями, великими личностями с целью осознания смыслообразующих жизненно важных ориентиров; 2) субъект-субъектное взаимо-действие, воз-действие, со-бытие, со-трудничество, со-творчество, способствующие приобретению культуры жизнедеятельности; 3) культурологическую идеалосообразность (реализацию идеалов, образцов, норм, эталонов, традиций отечественной культуры); 4) создание культурно-образовательного пространства в учебном заведении с педагогически управляемым воздействием на ценностное самоопределение личности; 5) реализацию междисциплинарного культурологического подхода, отражающего систему ценностей в отечественной традиции и активизирующего деятельную самодетерминацию человека;
расширены современные представления об образовательной деятельности как социокультурном феномене с точки зрения геополитики; антропокультурологический подход актуализирует ценности отечественной и мировой культуры, духовные достижения народа и противостоит явлениям, опасным для цивилизации (манипулирование общественным и личностным сознанием через СМИ и др.);
представлена диагностическая шкала определения уровней культуры субъекта образовательной деятельности; выделены критерии и показатели, отличающие субъекта культуры;
обоснованы ценностно-смысловые ориентиры, образующие группы ценностей: общечеловеческие, отечественной культуры, гражданина, личностные, реализация которых в образовательном пространстве создает возможность культурного роста личности обучающегося;
осуществлен сравнительный анализ теории и практики духовно-нравственного воспитания в высших образовательных учреждениях России, Беларуси, Болгарии, в ходе которого выявлены специфические особенности образовательной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
внедрены антропокультурологический подход к образовательной деятельности и идеи концепции воспитания субъекта культуры в подготовке специалистов педагогического вуза, а также других профилей; в последипломной практике - «Школе молодого специалиста», имеющей целевую установку: обогащение культурологической компетентности;
разработана система духовно-нравственного воспитания субъектов образовательной деятельности, основанная на культурологических, антропоцентрических и трансцендентных ценностях, которая может быть реализована в общественной практике и предложены рекомендации по решению задач духовно-нравственного воспитания личности обучающегося и способствующие развитию духовных, культурных, национальных традиций народа, национального самосознания;
разработаны и внедрены в учебный процесс высшей школы программы, учебные пособия, методические рекомендации, спецкурсы для студентов и преподавателей по проблеме исследования, что активизирует процесс воспитания субъекта культуры в вузе («Профессиональная культура», «Профессионально-педагогическая культура» и др.);
изданы монографии, учебные пособия, апробированные в педагогическом процессе вузов, колледжей, школ;
результаты исследования внедрены в образовательный процесс курсов повышения квалификации Московского института открытого образования, факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров образования в Ставропольском государственном университете, в Брянском институте повышения квалификации работников образования.
Выводы исследования целесообразны и значимы в системе повышения квалификации работников образования в соответствии с учетом профессионально-аксиологических, деонтологических требований, предъявляемых к педагогу как представителю мирового сообщества, определенного социума, этнокультуры, социально-профессиональной группы, индивидуальности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Антропокультурологический подход в данном исследовании определяется как совокупность целей, задач, принципов, социально-педагогических условий, методов, содержания, технологий образовательной деятельности, целенаправленно обеспечивающих развитие человека в соответствии с его сущностными характеристиками на основе разработанной в исследовании ценностно-нормативной модели культурного человека.
2. Антропокультурологический подход к образовательной деятельности выступает важнейшим условием культурологизации общественного и личностного сознания; образовательная деятельность рассматривается как способ социокультурного наследования человечества, связующее звено в диалоге разных культур и эпох. Развитие человека, общества, социализация личности возможны только через эффективно действующие социальные механизмы, к числу которых относится образовательная деятельность.
Специфика образовательной деятельности по отношению к другим видам состоит в том, что ее целью, средством и результатом является человек, а основной функцией – актуализация личностного развития. Эффективность образовательной деятельности зависит от объективных и субъективных факторов, от соотношения социальных законов и законов и закономерностей различных ступеней системы образования. Образовательная деятельность есть одна из форм практики культурно-исторического развития человека и общества в универсуме человечества; способ социализации, развития, самоизменения человека и общества; ценностно-ориентированная деятельность субъекта по обретению компетентностей в различных личностно значимых сферах жизнедеятельности и воспитанию культурного человека. В связи с этим в государственной образовательной политике необходима актуализация культурологической составляющей в содержании образования.
3. Закономерности, принципы, технологии, оптимальные условия воспитания культурного человека в контексте антропокультурологического подхода к образовательной деятельности. Основными закономерностями воспитания культурного человека в контексте антропокультурологического подхода выступают следующие: идеалосообразность содержания теории и практики активизирует мотивационно-потребностную сферу субъектов образовательной деятельности. Опора на имеющийся жизненный опыт развивает самосознание, стимулирует самовоспитание. Педагогика со-трудничества в общении, деятельности, отношениях способствует становлению когнитивного, эмоционально-чувственного ценностно-мотивационного, деятельностного компонентов личности обучающегося. Создание культурно-образовательной среды, моральной атмосферы с ценностно-смысловой ориентацией активизирует процесс воспитания субъекта культуры.
4. Определения феномена образовательной деятельности: генетическое (происхождение, способы обновления); номинальное (сущность образовательной деятельности в различные эпохи, ее современная формулировка, транскультурное содержание); операциональное (операции, свойства действий, составляющих исследуемый феномен); дескриптивное (описание феномена в данной социокультурной ситуации); концептуальное (основополагающая идея, сущность феномена); структурное (структурные компоненты); функциональное (функции).
5. Концепция воспитания педагога как субъекта культуры направлена на: формирование высокого уровня культуры педагога и учащихся; трансляцию творческого освоения внешнего мира культуры во внутренний мир человеческой субъективности; актуализацию ценностей отечественной и мировой культуры и обогащение этими ценностями духовного мира субъектов образовательной деятельности.
Модель воспитания педагога как субъекта культуры создает основу для решения важной практической задачи – воспитания субъекта культуры как: а) человека планетарного сообщества; б) представителя макро- и микросоциума, этнокультуры; в) специалиста профессиональной сферы; г) индивидуальности.
Основные характеристики субъекта культуры в соответствии с сущностными характеристиками человека третьего тысячелетия.
6. Образовательная деятельность является условием национальной безопасности государства и духовной безопасности человека в информационном обществе. Трансформация ее позволяет вырабатывать программу культурно-исторического развития. Этот процесс имеет свои этапы, уровни, принципы и направлен на культурологизацию социума и культурное восхождение личности обучающегося.
7. Социальная и личностная значимость антропокультурологического подхода к образовательной деятельности заключается в том, что исторический опыт, духовный потенциал народа, многовековое культурное наследие, трансформирующиеся через образовательную деятельность на различных ступенях системы образования призваны: обеспечить развитие духовно-нравственных, культурных ценностей народа; утверждать нравственную атмосферу в обществе, противодействовать псевдокультуре; поддерживать общественную стабильность, гражданское единение, межконфессиональный мир; воспитывать молодежь на духовно-нравственных, патриотических традициях отечественной культуры.
Исследование проводилось с 1990 по 2011 и осуществлялось поэтапно.
Первый этап (1990-1995 гг.) – аналитический, в ходе которого осуществлялось изучение массового и передового педагогического опыта в различных типах образовательных учреждений с целью выявления целеполагания, методологии, содержания, технологий, результатов образовательной деятельности; анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
Второй этап (1996-2009 гг.) – исследовательский, который включал: разработку основных положений концепции; апробацию экспериментальных программ по проблеме исследования; оценку результативности апробированных программ, внедренных в практику рекомендаций, концепции исследования; теоретико-методологический анализ полученных результатов;
Третий этап (2010-2011 гг.) – обобщающий: обработка полученных теоретических и эмпирических данных; систематизация результатов исследования, их апробация, внедрение, публикация; прогнозирование направлений дальнейшего исследования проблемы; оформление материалов в виде диссертации.
Базой исследования являлись: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, МГУ им. М.В. Ломоносова, Мозырский государственный педагогический университет.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Международных конгрессах и конференциях, симпозиумах, семинарах (Минск, 1995, 1996, 1997, 1998, 2000, 2002, 2003; Мозырь, 1999, 2001; Брянск, 2000, 2003, 2004, 2005, 2006, 2008, 2009, 2010; Благоевград, Болгария, 2001; Ярославль, 2004; Москва, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010; Гомель, 2005; Екатеринбург, 2005; Калуга, 2005; Ставрополь, 2010).
Внедрение результатов исследования осуществлялось через публикации (монографии, учебные пособия, статьи), проведение диалогово-дискуссионных семинаров в ходе исследовательской работы с педагогами, аспирантами, студентами, а также в преподавательской деятельности соискателя при чтением учебных дисциплин, спецкурсов в вузе («Профессиональная культура», «Профессионально-педагогическая культура», «Теория и методика воспитания», «Образовательная деятельность как социокультурный феномен» и др.). Материалы исследования внедрены в образовательный процесс Социально-экономического института Брянского государственного университета имени акад. И.Г. Петровского, Брянского института повышения квалификации работников образования, Московского института открытого образования, Мозырского государственного педагогического университета, Ставропольского государственного университета.
Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных посылок, базирующихся на антропологическом, культурологическом, личностно-деятельностном, системно-структурном, аксиологическом подходах; применением комплекса методов исследования, адекватных природе исследуемого объекта, предмета, цели и задачам; источниковедческой базой, включающей в себя современные методологические подходы к процессу воспитания субъектов образовательной деятельности.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы, приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, дана характеристика степени разработанности проблемы, определены теоретико-методологические позиции. Сформулированы объект, предмет, цель, задачи, этапы исследования, гипотеза, положения, выносимые на защиту; определены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, а также указаны адреса и формы апробации результатов исследования.
В первой главе «Историко-педагогический анализ феномена образовательной деятельности» выполнен анализ исследуемого феномена в различных научных направлениях педагогики и философско-педагогических учениях отечественного наследия. Охарактеризован феномен образовательной деятельности в различных типах культуры и моделях образования.
Во второй главе «Антропокультурологический подход к образовательной деятельности как ведущее методологическое основание» раскрыта сущность образовательной деятельности в контексте современной политики государства; охарактеризован антропокультурологический подход к образовательной деятельности как ведущее методологическое основание; разработана модель воспитания субъекта образовательной деятельности в контексте антропокультурологического подхода. Определены сущностные характеристики человека XXI века, выделенные нами на основе анализа концепций человека предыдущих веков и учета требований, предъявляемых к человеку как: а) члену планетарного общества; б) представителю конкретного социума; в) специалисту профессиональной сферы; г) личности и индивидуальности. Даны определения образовательной деятельности: генетическое, номинальное, операционное, дескриптивное, концептуальное, структурное, функциональное.
В третьей главе «Концепция воспитания субъектов образовательной деятельности как субъектов культуры» разработана концепция воспитания будущего педагога как субъекта культуры; охарактеризованы принципы и закономерности в процессе воспитания субъекта культуры и особенности духовно-нравственного воспитания. Раскрыт механизм воспитания будущего педагога как субъекта культуры, в основе которого лежит процесс интериоризации, идентификации, фасилитации. Определена шкала ценностей субъекта культуры. Предложена модель воспитания субъекта культуры на различных ступенях системы образования.
В четвертой главе «Образовательная деятельность как условие национальной безопасности государства» изложен авторский взгляд на национально-культурно ориентированную образовательную деятельность как фактор духовной безопасности человека в информационном обществе; вскрыты стратигемы разрушения образования, воспитания, культуры; проанализирована трансформация образовательной деятельности как условие развития культуры личности и общества. Охарактеризованы уровни, функции, принципы, условия, технологии, трансформации.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие положения, выносимые на защиту; намечены дальнейшие перспективы научного поиска.
Список использованной литературы содержит 646 источников.
В приложениях представлены акты, справки, подтверждающие апробацию и внедрение результатов исследования, другие материалы.