Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Выставки русской живописи в Китае : история и современность Чэнь Вэньхуа

Выставки русской живописи в Китае : история и современность
<
Выставки русской живописи в Китае : история и современность Выставки русской живописи в Китае : история и современность Выставки русской живописи в Китае : история и современность Выставки русской живописи в Китае : история и современность Выставки русской живописи в Китае : история и современность Выставки русской живописи в Китае : история и современность Выставки русской живописи в Китае : история и современность Выставки русской живописи в Китае : история и современность Выставки русской живописи в Китае : история и современность Выставки русской живописи в Китае : история и современность Выставки русской живописи в Китае : история и современность Выставки русской живописи в Китае : история и современность
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чэнь Вэньхуа. Выставки русской живописи в Китае : история и современность : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Чэнь Вэньхуа; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2008. - 185 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-17/19

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. История возникновения и развития интереса к русскому искусству в Китае (XVIII - первая половина XX веков) 10

1.1. Появление русской масляной живописи в Китае (XVII в.) 10

1.2. Коммуникативная деятельность русских художников-эмигрантов в Китае (первая треть XX века) 22

1.3. Пропаганда советского искусства в Китае (30-50-е годы XX века) 38

Глава 2. Советское искусство в Китае (II половина XX века) 47

2.1. Движение «Учиться искусству у СССР» 47

2.2. Принятие КНР советского метода «Социалистический реализм» 68

2.3. Выставки советского искусства в Китае во II половине XX века 81

Глава 3. Новейшие условия художественного обмена между Китаем и Россией на рубеже XX-XXI веков 95

3.1. Художественная ситуация в Китае в конце XX века 95

3.2. Особенности выставок русского искусства в Китае после 2000 г 107

3.3. Особенности художественного рынка по продаже произведений русской живописи 116

Заключение 128

Библиографический список 130

Приложение: Альбом иллюстраций.

Введение к работе

Актуальность исследования

Данная диссертация посвящена исследованию истории проникновения в Китай русского изобразительного искусства и, в частности, станковой живописи масляными красками, которую китайцы называют «масляная живопись». Динамика этого процесса носит волнообразный характер, в зависимости от исторических, социально-политических условии и культурной заинтересованности обеих стран.

Культурный обмен, и особенно обмен достижениями искусства, является существенной формой общения между народами и> действенным средством достижения взаимопонимания и дружбы. Выставки изобразительного искусства - этого зримого воплощения национального духа народа — важная составляющая в отношениях между странами. Искусство масляной живописи представляет собой язык, максимально доступный для широкой публики, способствующий более глубокому взаимопониманию художественной культуры Китайской Народной5 Республики и Российской Федерации.

Опыт художественного обмена между Китаем и Россией уходит своими корнями в далёкое прошлое. Проникновение произведений русского изобразительного искусства в Китай началось в XVIII веке, но тогда оно не оказало заметного влияния на китайскую замкнутую национальную культурную традицию. В начале XX в, в связи с интегративными процессами во всём мире, Китай был вынужден открыть свои много веков замкнутые границы и интегрироваться в мировое сообщество. Китайцы начали устремлять взгляд на весь мир, стремиться к контактам с европейскими государствами. В то время изобразительное искусство Западной Европы развивалось очень динамично, и было привлекательно для других народов мира, но Китай ещё не был готов воспринять его. Революционное же искусство новой государственной формации, каким явился Советский Союз, оказалось востребованным борющимся за независимость китайским народом. После создания Китайской народной

4 республики, заимствованный у советской России творческий и критический метод «социалистический реализм» был принят за основу художественной политики в стране. Так советское искусство коренным образом повлияло на развитие китайского искусства. В дальнейшем были периоды подъёмов и спадов интереса к русскому искусству. Сегодня же в Китае вне политического влияния вновь наблюдается большой интерес к русскому искусству и, особенно, к реалистической масляной живописи. В диссертации исследуется феномен выставок русской живописи в Китае. Активность современного арт-бизнеса в Китае, мода на коллекционирование русских живописных полотен, стремление к постижению русского академического мастерства и основ российского художественного образования делает актуальным научное осмысление этого феномена.

Цель исследования - изучить феномен представительства русского изобразительного искусства в Китае, его историю; выявить художественно-творческие тенденции и закономерности в развитии художественного обмена между Россией и Китаем, определить его особенности на современном историческом этапе.

Исходя из этой цели, определены следующие задачи:

- исследовать предпосылки и историю возникновения и развития
культурного обмена между Россией и Китаем;

проследить динамику подъёмов и спадов интереса китайцев к русскому искусству в непосредственной связи с культурно-историческими процессами в стране;

изучить динамику и характер выставочной практики в художественном обмене;

проанализировать влияние творчества русских художников на китайское искусство ХХ-начала XXI веков;

определить особенности современного китайского арт-бизнеса в сфере русского искусства.

Степень теоретической разработанности проблемы

Для проведения исследования такого сложного явления как диалог искусств и популярность русской живописи в чужой стране (в Китае) потребовалось обращение к данным разных наук - истории и теории искусства, философии, культурологии, этнографии, музееведения, психологии творчества. Диссертационное исследование основывается на работах учёных разных областей гуманитарного знания, изучающих как традиционные формы искусства, так и природу современных новаций в общественном развитии культуры и индивидуальном творчестве художников.

Проблемами культурно-художественного обмена между Китаем и Россией занимались как китайские, так и русские исследователи: В.А.Жиганов,,Т.Ю.Кудинова, Е.В.Нестерова, ЕЛ.Таскина, Ли Шуйань, Си, Цзинчжи, Тянь Баогуо и-другие.

Историческое значение русских Духовных миссий в Китае и деятельность русских художников при них исследовали В.Н.Жернаков, С.С.Левошко, Е.В.Нестерова, Смирнов Г.Ю.

Проблемы русского искусства за три века (с XVIII по конец XX) исследовались в больших коллективных и монографических изданиях И.Э.Грабарь, Д.В.Сарабьянов, А.И.Савицкая, Н.М.Молева, Э.М.Белютин, Г.Ю.Стернин и многие другие; а также в трудах китайских искусствоведов Си Цзинчжи, Чэнь Жуйлинь Чэн Пэн и других.

Историю и особенности китайской живописи исследовали О.Н.Глухарёва, Б .П. Деннике, М.Е.Кравцова, В.В.Малявин, Ван Хунцзянь, Фань Мен, Чэн Люшэн, Юан Баолин и другие.

Некоторые сведения о русских художниках-эмигрантах почерпнуты из справочников ДЛ.Северюхина и О.Л.Лейкинда, из русских и китайских журнальных публикаций. ДЛ.Северюхину принадлежат материалы о развитии художественного рынка в России XVIII - XX веков.

В работе были использованы энциклопедические словари и справочники о русских и китайских художниках, отдельные издания о них.

Сведения о творчестве современных русских художников, чьи произведения экспонируются в Китае и завоевали признание зрителей, собраны по периодическим изданиям по искусству: русские журналы «Искусство», «Петербургский художник» «Новый Мир Искусства (НМИ)»; китайский журнал «Изобразительное искусство»; публикации в газетах, каталоги выставок.

В целом, представленный в научной литературе материал по нашей теме имеет базовый характер, но в нём лишь частично освещены отдельные аспекты, касающиеся темы данной диссертации. До сих пор не было полного ретроспективного исследования феномена выставочного представления русской живописи в Китае, в то время как возникла необходимость его комплексного изучения и анализа с позиций современного искусствоведения.

Таким образом, как показал анализ научной и специальной литературы, связанной с темой диссертации, данная работа является первым серьёзным научным исследованием, посвященным проблеме изучения уникального феномена представительства русского искусства за рубежом и его влияния на искусство Китая.

Объект исследования - русское изобразительное искусство XVIII-XXI веков в Китае.

Предмет исследования - история выставочного представления и восприятия русского изобразительного искусства в Китае в прошлом и настоящем времени.

Методология исследования построена на сочетании исследовательских приёмов, направленных на изучение разных аспектов феномена представительства русского изобразительного искусства в Китае.

7 Методика исследования построена на комплексном изучении и сопоставлении различных видов источников и исследовании конкретного художественного материала. В качестве одной из основополагающих принята концепция органичной взаимосвязи различных явлений культуры и искусства на протяжении определённой исторической эпохи и её конкретных периодов.

Методы исследования:

метод сравнительного анализа источников применялся при работе с научными и популярными (журнальными, газетными) публикациями, каталогами выставок, архивными документами;

метод композиционно-художественного анализа применялся при детальном изучении произведений творчества русских и китайских художников;

метод наблюдения осуществлялся при непосредственном участии в выставочной практике;

метод интервьюирования позволил определить позиции современных художников, устроителей выставок, зрителей и агентов по продаже произведений русской живописи.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

впервые проведено комплексное, ретроспективное исследование феномена представительства русского изобразительного искусства в Китае;

впервые в научный оборот российского искусствоведения введены новые имена русских художников, живших и творивших в Китае, и материалы об их творчестве;

впервые проанализированы параметры влияния русского изобразительного искусства на живопись Китая и на особенности художественного образования в Китайской Народной Республике.

8 Теоретическая значимость исследования:

Материалы диссертации могут быть использованы как теоретическая (концептуальная и эмпирическая) база для дальнейших искусствоведческих исследований в области бытования русского искусства за рубежом и процессов взаимного влияния искусства разных народов.

Практическое значение исследования состоит в том, что исследуемые материалы и выводы могут быть использованы для развития дальнейших художественно-культурных отношений между двумя великими странами (Россией и Китаем), способствовать продвижению произведений русских художников на выставки, в музейные и частные коллекции, а также на аукционы восточного арт-рынка. Материалы диссертационной работы могут быть использованы в вузовской практике преподавания дисциплин искусствоведческого цикла.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации могут найти применение в организации международных художественно-культурных проектов (выставок, фестивалей, обменов студентами, преподавателями, художниками, искусствоведами), в музейно-коллекционном деле, в деятельности современного арт-рынка, в учебных курсах по истории русского и китайского искусства XX - начала XXI веков, по музейно-выставочному менеджменту.

На защиту выносятся следующие положения:

- историческая ретроспектива феномена «Русское изобразительное искусство в Китае»;

характеристика художественно-творческой деятельности русских художников в Китае;

характеристика художественно-коммуникативной и, в частности, выставочной деятельности русских художников в Китае;

9 - оценка роли «соцреализма» в искусстве Китая 50-60-х годов XX века;

определение специфических особенностей выставок русского изобразительного искусства в Китае.

Апробация исследования. Основные положения диссертации нашли своё отражение в следующих публикациях: «Пропаганда советского искусства в Китае в 30-60-е годы XX века» (статья, 0,4 п.л.); «Коммуникативная деятельность русских художников-эмигрантов в Китае в первой трети XX века» (статья, 0,45 п.л.)»; «Выставки русского искусства в Китае и их влияние на художественное образование в стране» (статья, 0,45 п.л.); «Современные выставки русской живописи в Китае: актуальный интерес, особенности и значение» (статья, 0,5 п.л.).

Диссертация обсуждалась на кафедре художественного образования и музейной педагогики и на кафедре живописи РИГУ им. А.И.Герцена.

По теме диссертации был сделан доклад на Российско-китайской, конференции «Проблемы современного искусства и художественного образования» в РГПУ им. А.И.Герцена (июль, 2007).

Диссертантом в 2004-2006 гг. были изданы три альбома с репродукциями произведений современных русских художников, участвовавших на выставках в Китае (с комментариями на китайском и английском языках); созданы видеофильмы с записью мастер-классов русских художников по рисунку с натуры, натюрморту, портретной и пейзажной живописи масляными красками; подготовлены и изданы буклеты к выставкам русской живописи и академического рисунка в разных городах Китая.

Коммуникативная деятельность русских художников-эмигрантов в Китае (первая треть XX века)

В начале XX в/ по мере создания Дальневосточной железной дороги и в связи с военными и революционными событиями увеличился приток русских в Китай - дворянства, военных и высшей интеллигенции бежавших от пролетарской революции. Число прибывавших в Харбин иностранцев увеличивалось с каждым годом. Город становился крупным «международным центром». По статистике в 1930-40-е годы в Харбине были эмигранты из 33 разных стран и размещались консульства 16 стран. Население Харбина в 1927 году составило более 328 тысяч человек, в том числе 56 тысяч русских эмигрантов. Затем одни из них уехали зарабатывать на жизнь в приморские города Тяньцзин, Шанхай и другие.

Эмигранты принесли свою культуру, в Китай. Прибывшие из России, в большинстве своём были хорошо образованные люди. Среди них было также не мало известных художников: Основные виды их деятельности в Китае были: художественное творчество, устройство выставок, работа декораторами в театрах, создание учебных художественных студий и училищ, росписи православных храмов и интерьеров домов, издание художественных журналов, газет и книг по искусству. Русские художники писали портреты и полотна на тему китайской природы, исполняли разного рода заказы на декоративные и оформительские работы и проводили художественные выставки, расписывали храмы. Художники МА.Кичигин, его жена В.Е. Кузнецова-Кичигина, Н.М.Гущин, М.Ф.Домрачёв, братья -Ф.С., П.С., Н.С., В.С.,Задорожные, В.А.Засыпкин, В.С.Подгурский, А.Е.Степанов, К.А.Хорварт, С.С.Шешмицев и многие другие были яркими представителями художественной жизни в Китае в 1920-1940-х гг.

В библиографическом справочнике о художниках «русского зарубежья» О.Л.Лейкинда и Д.Я.Северюхина дают сведения приблизительно о тридцатихудожниках-эмигрантах, живших и работавших в Китае. Исследователь Н.П.Крадин - автор многочисленных публикаций о «русском зарубежье» на Востоке - по архивным документам составил список имён 300 архитекторов и 170 художников, чья жизнь оказалась связанной с Китаем.

Творчество русских художников и устройство выставок

Оказавшиеся в Китае русские художники осуществляли активную творческую деятельность в Харбине, Шанхае, Тяньцзини и других городах. Только в Шанхае жили и работали более 35 художников. Среди них были многие, получившие профессиональное образование в Санкт-Петербурге и Москве.

Большая общественная благотворительная и просветительская деятельность, которую многие годы вела Камилла Альбертовна Хорват, объединила многих русских художников, волею судьбы оказавшихся в Китае. Организованное ею ещё до революции (в 1912 г.) Харбинское художественное общество устраивало выставки картин, встречи с художниками, обмен мнениями между художниками и критиками. Сама она постоянно занималась живописью и участвовала своими акварелями в групповых, международных и персональных выставках. К.А.Хорват проявила энергичный энтузиазм и профессионализм организатора выставок русской живописи в Китае: договаривалась об аренде помещений, доставала средства, призывала к участию художников, собирала произведения, делала экспозиции выставок, устраивала обсуждения. В 1920-1930-х гг. групповые и персональные выставки произведений русских художников в Китае устраивались регулярно. В 1939 г. в Шанхае состоялась большая персональная выставка акварелей самой К.А.Хорват.

Наиболее активными представителями художественной жизни в Харбине, а затем в Шанхае были супруги Кичигины. В рукописи. Михаил Александрович Кичигин (1883-1968) окончил Московское художественно-промышленное училище им. Строганова в 1908 г., а затем в 1914 г. окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были А.Е.Архипов, А.М.Васнецов, С.В.Иванов, а сокурсниками -В.В.Маяковский, Д.Д.Бурлюк, В.И.Шухаев, С.В.Герасимов.

М.А.Кичигин был талантливым живописцем, с 1916 г. - член общества «Московский салон», в 1917 г. стал членом Профессионального союза художников-живописцев в Москве, но из-за голода и разрухи тех суровых лет уехал к родным на Урал, откуда с волной русских эмигрантов в 1920 г. попал в Китай.19 В Китае он прожил почти 30 лет. По воспоминаниям жены художника В.Е.Кузнецовой-Кичигиной, в их глазах Китай был сказочной страной. Они побывали во многих местах Китая и там рисовали с натуры. На их картинах изображено море около города Цзидао, монастырь на озере Таминху восход и заход солнца на горе Лаошань, большой канал Китая и многие другие виды. Они были удивлены грозным архитектурным ансамблем - Гугун и Храмом неба. На полотнах М.А.Кичигина изображены китайские пейзажи, здания - классические и величественные, а также улочки китайских деревень. Особенно много он рисовал портреты китайцев, как знатных заказчиков, так и простых крестьян и бедных жителей китайских городов.

Супруга Михаила Александровича - Вера Емельяновна Кузнецова-Кичигина родилась в 1908 г. в Харбине, в семье русских поселенцев, приехавших для строительства железной дороги (её дед был архитектором). Вера была ученицей М.А.Кичигина в студии «Лотос», вышла за него замуж, и они в 1928 г. вместе уехали в Шанхай. Главные произведения В. Е. Кузнецовой-Кичигиной исполнены акварелью. В них художница выделяла освещённость пейзажей Китая, декоративность и национальное своеобразие китайских строений, изображала типы жителей.

Супруги Кичигины вели активную творческую жизнь, много путешествовали по стране, писали портреты, пейзажи, работали для издательств, создавали театральные декорации и декоративные панно для интерьеров, были членами Международного Арт-клуба в Шанхае, участвовали в групповых выставках и показали персональные выставки в разных городах Китая: Циндао (1929), Шанхае (1930, 1938, 1946), Кантоне (1932), Пекине (1932), Нантао (1945). В 1947 М.А.Кичигин и вместе с ним В.Е.Кузнецова-Кичигина вернулись на Родину, куда привезли свои картины, которые теперь находятся в Ярославском музее изобразительных искусств: На них можно увидеть пейзажи Китая и живо изображенных китайцев: даосского монаха, рикшу, крестьянина, мелочного торговца в портретах и жанровых сценках. В 100-летний юбилей В.Е.Кузнецовой-Кичигиной- в. ноябре 2004 года в музее была организована выставка «Русские художники в Китае», посвященная судьбам этих художников и опыту культурного взаимодействия европейской и восточной художественных традиций.20

Движение «Учиться искусству у СССР»

В самом начале образования Китайской народной республики внутри страны были серьёзные экономические трудности. Экономика у старого Китая была и так чрезвычайно отсталая, но после Опиумной войны Китай был окончательно разорён. Гнилое господство властителей, колониальный грабёж со стороны империалистических стран и долговременное разрушение в результате различных войн довели страну до полной нищеты. Бедный и отсталый народ нуждался в помощи и поддержке для строительства Нового Китая. Когда руководители Коммунистической партии Китая реально оценили экономическую обстановку, определив, что промышленное производство занимает примерно лишь 10% народного хозяйства, а всё другое - это бедное крестьянское сельское хозяйство и кустарная промышленность разобщённого и индивидуального характера,41 то им стало ясно, что на основе такой отсталой экономики Китай самостоятельно не сможет реконструировать разрушения войны, восстановить народное хозяйство, проводить модернизацию и твёрдо стоять на ногах при враждебной политике империалистического окружения. Все эти обстоятельства грозили Новому Китаю неминуемой гибелью или абсолютной потерей независимости страны. Социалистическому Китаю необходимо было найти сильного союзника.

До образования Нового Китая руководители КПК уже знали, что противостоять США может лишь Советский Союз. После образования Китайской Народной Республики, китайские руководители взяли курс на сближение с Коммунистической партией Советского Союза и следовали советской модели социалистического строительства. Коммунистическая партия Китая поставила задачу «во всём учиться у СССР», чтобы строить Новый Китай.42 Юридическим основанием сближения Нового Китая с Советским Союзом стала «Всеобщая программа КПК», изложенная председателем ЦК Мао Цзедуном 30 июня 1949 г. и поддержанная народом.43 Уже 3 октября 1949 г. между КНР и СССР были установлены дипломатические отношения и подписано «Соглашение о взаимной дружбе и помощи». Мао Цзедун нанёс официальный визит в СССР, встретился с И.В.Сталиным. Там в результате переговоров и на основе единства идеологии и внешнего стратегического курса, в духе взаимного понимания и взаимной уступчивости, обе стороны 14 февраля 1950 г. подписали новое соглашение, а именно: «Советско-китайский договор о дружбе и взаимной помощи», а также «Соглашение о кредите СССР Китаю» и другие прилагаемые документы. Это был договор доброй воли, взаимного интереса и взаимопонимания. И это остаётся, значимой страницей в истории отношений между КНР и СССР, которые в дальнейшем всесторонне развивались.

В КНР развернулось массовое народное движение «Учиться у СССР!», что дало свои положительные результаты. Художественный обмен между Китаем и СССР воплощался волей государства и партии. Министерства культуры и образования разрабатывали свою стратегию в тесной связи- и сотрудничестве с подобными министерствами в СССР. Ведущую роль в этом взаимодействии играло вскоре созданное «Общество китайско-советской дружбы».

Общество китайско-советской дружбы

Выше мы уже сказали, что решение о создании «Общества китайско-советской дружбы» имело политическую цель. 17.07.1949 г. был назначен Подготовительный комитет во главе с Сун Иинлин, Лю Шаойи, Чжоу Эньлай, Гуо Можуо. Устав этой организации гласил: «Общество призвано создавать и развивать контакт между Китаем и СССР в области культуры и экономики, познакомить китайский народ с богатым опытом социалистического строительства, наукой и культурой СССР, развивать и углублять дружбу обеих стран».

5 октября 1949 г. состоялось официальное открытие «Общества китайско-советской дружбы». Лю Шаоци занял пост председателя Общества. Кроме данного всекитайского «Общества» в каждых провинциях и каждых ведомствах были созданы его филиалы. После создания, «Общество» быстро развивалось, и в 1950-х гг. было самой масштабной общественной организацией в Китае По неполной статистике, до конца декабря 1949 г. в стране было более 4000 звеньев этой организации и насчитывалось членов более 1900000 человек. Его масштаб превзошёл масштаб комсомола, только уступал КПК. В октябре 1951 г. количество членов «Общества китайско-советской дружбы» достигло 17000000 с лишком.44 Данная государственно-общественная организация играла важную роль в процессе движения «Учиться у СССР». В области культуры «Общество» не только принимало участие в организации выставок советского искусства в Китае, но и осуществляло разнообразные культурные программы: театральные гастроли, издание литературы, демонстрацию советских кинофильмов и прочее. Главное «Общество» и все его филиалы издавали свою периодику, активно пропагандировали художественную политику СССР и агитировали за китайско-советскую дружбу.

Выставки советского искусства в Китае во II половине XX века

Организация выставок в Китае - это важная часть художественного обмена между Китаем и другими странами. Выставки художественных работ из СССР в Китае дали китайскому народу возможность прямо соприкасаться с советским искусством и через него познакомиться со страной Советов.

В 1920-1930-е гг. и до 1949 г. в Китае устраивались выставки искусства русских художников-эмигрантов. Они даже стали-частью культурной жизни , нескольких крупных городов, но не имели официального государственного статуса, т.к. происходили они на частном, а не на правительственном уровне. После образования КНР Центральное народное правительство создало, специальное учреждение, занимающие культурными обменами, с другими странами, одну за другой ввозили выставки лучших произведений искусства из социалистических стран.

Советская графика уже в 1930 гг. была показананавыставках в Шанхае и Нанкине, а выставки масляной живописи-стали частыми лишь в 1950-е гг. О значении и роли выставок в художественном обмене Сюй Бэйхун говорил, что они «необходимы как эффективный способ донести до широких масс национальный дух и мысли народа, вызвать уважение к чужой традиции и обычаям. Так постепенно будут складываться самые тесные отношения, естественно осуществится большое единство».

Выставка художественных произведений играет роль предводителя в области культурного международного обмена. С середины 1950-х до середины 1960 гг. в Китае состоялось несколько десятков выставок советского искусства. Наиболее значительные из них следующие:

3 апреля 1951 г. в залах Центральной академии художеств Китая (Пекин) была открыта «Выставка советских плакатов и шаржей», организованная Обществом китайско-советской дружбы, Союзом китайских художников, Центральной академией художеств Китая. Это первая масштабная выставка со дня образования нового Китая, поэтому она обратила на себя большое внимание публики. На этой выставке было представлено 348 работ, большая часть из которых - печатные плакаты, часть была оригиналов шаржей. Советские плакаты оказались интересными тем, что они приобрели политический характер и не затрагивали торгово-рекламную тему. Они имели либо торжественную и патетическую, либо карикатурно-сатиричкскую характеристику, в зависимости от своего содержания. Плакаты представляли следующие главные темы: «Ленин и Сталин - первые в мире создатели социалистической республики», «Гражданская война и борьба против контрреволюционеров», «Мирный труд советского народа», «Великая Отечественная война», «Восстановление народного хозяйства после войны», «Победа демократии в СССР», «За мир во всём мире», «Счастливое детство и юность», «Вперёд к победе коммунизма!», «Красная Армия - защитница мирной жизни».

Сатира, карикатуры и шаржи - особый жанр художественно-графического творчества, который обычно получает широкое распространение в периоды социального обострения и политической конфронтации. Советские шаржи на выставке (их было более 100) изображали империалистов, заговор Антанты, контрреволюционеров и военных преступников, американскую «демократию», нарушителей мирных соглашений ООН и другие.

Наиболее выдающимися произведениями плакатного искусства были работы художников Д.С.Моора, Дени (В.Н.Денисова), Н.Н.Купреянова, М.М.Черемных и Кукрыниксов (П.Н.Крылов, М.В.Купреянов, Н.А.Соколов).58

Как отмечала газета «Женминь жибао» (от 4.04.1951), эти произведения — «разнообразные, боевитые, имеют высокую идейность и художественность, сюжеты их серьёзные. Острой сатирой шарж проводил суровую борьбу с врагами революции и реакционными мыслями. А плакат весёлым, ярким, торжественным тоном воспел героев и события советской истории, выражая великую мечту и идею советского народа». На выставке были представлены и уникальные книги. Через три месяца (14.06.1951) выставка из Пекина переехала в Шанхай.

Выставка вызвала живейший отклик у зрителей и художественных критиков. Чжун Дяньфэй в статье «Учиться у советских художников! — Впечатление от советских плакатов и шаржей» написал: «Я считаю, что причина, почему и плакат, и шарж глубоко нас трогают, в великолепном политическом размахе, беспредельной преданности мирному делу человечества, искренней любви к советской Родине и квалифицированной технике советских художников - всё это убеждает и простого зрителя, и художника».5

Свои рецензии на выставку напечатали: Хуа Цзуньву «Советские плакаты и шаржи»; Сай Жуохун «Общее представление двух миров -впечатления о выставке советских плакатов и шаржей», Янь Мэн «Выставка советских плакатов и шаржей».б0 В рецензиях отмечалось значение выставки для поддержания «боевитого духа» у китайского народа.

Особенности художественного рынка по продаже произведений русской живописи

Проведённые в 1980-90-е гг. в Китае экономические реформы, повернули общественные отношения в сторону коммерциализации, что способствовало развитию частного бизнеса и в сфере искусства. Многие общественные организации и частные фирмы взяли на себя значительную работу по установлению культурных связей и развитию художественного обмена между разными странами. Они напрямую, без посредничества государственных структур, вступают в контакты с музеями мира или самими-художниками, устраивают выставки, проводят аукционы произведений искусства, осуществляют полиграфические издания- художественной продукции. Увеличивающаяся и совершенствующаяся художественная индустрия в Китае активизирует арт-рынок, который занимает всё более значимое место В культурной жизни страны. Оживляется, китайский, арт-рынок и на «поле русского искусства».

Русская культура и русское искусство издавна привлекают китайцев своей самобытностью и национальным своеобразием. С европейской масляной живописью в Китае знакомы с XVI века; при дворе императора-Канси работали испанские и итальянские живописцы. Более того, волею императора и традиционные придворные живописцы пытались объединить в своём творчестве восточную и западную традиции. Но это было увлечением высшего света и широкой поддержки в стране не получило. На рубеже XIX-XX вв. многие китайцы уже познакомились с классической европейской живописью и тоже пытались через её систему модернизировать национальное искусство. Но и этот опыт был эпизодическим. Однако в это же время русская масляная живопись больше привлекала внимание китайских зрителей. Она сочетала в себе наследие восточной и западной культур и была образно ближе китайцам. Реалистическая основа изображения, внимание к деталям, тонкая колористика и гуманистическая сюжетность были сродни китайской художественности, хоть имели иные философские основы. Руководствуясь живописными идеями, русские

117 художники выражали «русскую душу», понимали особенности времени, правдиво изображали реальную жизнь. Принцип реализма и типизации позволил им раскрыть красоту жизни, показать её в искусстве очень убедительно. Такие художественные идеи и творческий метод пришлись по вкусу китайскому массовому зрителю, обратили его внимание к красоте текущей жизни в её моментах и частностях. Некоторые дальновидные люди начали представлять русское искусство на Востоке, и были успешны в этом бизнесе.

Как уже отмечалось в первой главе диссертации, после революции и гражданской войны в России в 1920-1930-е гг. в Китае оказалось много русских эмигрантов-художников, которые зарабатывали на жизнь продажей своих произведений. Многие местные коллекционеры и любители искусства приобретали их картины через посредничество организаторов выставок-продаж и специальных агентов. Арт-рынок в те годы был достаточно оживлённым. Многие произведения- искусства осели в Китае, иные переправлялись в другие страны.

В 1950-60-х гг. правительство КНР проводило политику пропаганды советской живописи и планомерно вводило её в культурную жизнь народа. Установившийся активный обмен выставками, работа советских специалистов в системе художественного образования Китая, обучение китайских студентов в московских и ленинградских художественных вузах — всё это оказало глубокое влияние на принятие русской реалистической живописи широкими массами китайцев и, что не мало важно, на развитие нового китайского искусства. Однако позже, происходившие в обеих странах политические события во многом нарушили и видоизменили прежний альянс. Разрыв в отношениях на много лет привёл к забвению прежних культурных интересов, и за это время сильным оказалось влияние Запада, и особенно США. Западный арт-рынок действовал очень активно, и культурное пространство Китая заполнила американская художественная продукция. Но такое увлечение западным искусством привело позже к большому разочарованию.

На рубеже XX-XXI вв. в среде китайских культурных кругов стала возникать тревога по поводу того, что традиционная цивилизация быстро удаляется от современных граждан Китая, заменяется чуждой эстетикой и моралью, и в целом резко упала культура народа. Переменчивая мода и беспринципное модернистское искусство Запада не удовлетворяли духовные, запросы культурных масс Китая. Они вспоминали о прошлом, в своеш культуре, в том числе о плодотворных контактах с русским искусством;, Широкое знакомство с разными направлениями в современном искусстве: Западной Европы и Америки открыло возможности выбора приоритетовідля? творчества каждого, но оказалось, что отсутствие национальных ш профессиональных ориентиров; мешало художникам в поиске собственного пути. Без опоры и веры двигаться трудно. Китайский менталитет сегодня вновь «переводит стрелку» в сторону России. Но ни русский «авангард», нш «андеграунд»- советского времени5 не интересны сегодня китайским. любителямш знатокам: искусства в такой степени, как произведения русской реалистической школы. Для s китайскихзрителей и коллекционеров-русская, реалистическая живопись особенно интересна потому, что она?ориентируется; на духовные и культурные ценности, вызывает разнообразные эстетические переживания, волнует гармоничной колористикой живописи. Поэтому они предпочитают картины художников-«неоакадемистов», а не эпатажное творчество модернистов, которому в Китае перестали удивляться. .

Как уже отмечалось выше, на рубеже ХХ-ХХІ вв. правительства? Китая, и России совместно организовали обмен множеством выставок, которые вызвали мощный, неподдельный интерес у китайских зрителей и растущее желание смотреть и узнавать русское искусство всё больше и больше. Выставки привлекли внимание китайских коллекционеров, пожелавших купить русскую живопись. Развивающийся в Китае арт-рынок позволил и частным компаниям успешно организовать ряд выставок-продаж картин русских живописцев.

Пионерами в деле арт-бизнеса с Россией стали стажёры Санкт-Петербургской Академии художеств (ИЖСиА им. И.Е.Репина) аспирантка мастерской профессора А.А.Мыльникова Вэй Вэй и Че Чао Чунь, закончивший обучение в мастерской скульптора В.Горевого и продолжавший учёбу в аспирантуре РГПУ им. А.И.Герцена. Желая показать на родине новейшую живопись русских художников, они начали налаживать знакомство с ведущими художниками Санкт-Петербурга и собирать их работы для выставок в Китае. Это- была частная инициатива, они начали совместную культурно-обменную деятельность, приглашали в Китай художников, устраивали выставки их произведений. Позднее они разделили свой бизнес и организовали собственные фирмы.

Похожие диссертации на Выставки русской живописи в Китае : история и современность