Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лаковая живопись Северного Китая Чжан Хунвэй

Лаковая живопись Северного Китая
<
Лаковая живопись Северного Китая Лаковая живопись Северного Китая Лаковая живопись Северного Китая Лаковая живопись Северного Китая Лаковая живопись Северного Китая Лаковая живопись Северного Китая Лаковая живопись Северного Китая Лаковая живопись Северного Китая Лаковая живопись Северного Китая Лаковая живопись Северного Китая Лаковая живопись Северного Китая Лаковая живопись Северного Китая
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чжан Хунвэй. Лаковая живопись Северного Китая: диссертация ... кандидата искусствоведения наук: 17.00.04 / Чжан Хунвэй;[Место защиты: Российский государственный педагогический университет им.А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2014.- 349 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историческая ретроспектива становления искусства лаковой живописи на севере Китая 14

1.1. История развития лаковой живописи Китая 16

1.2. Теория и художественная практика китайской лаковой живописи в начале XXI века 41

Глава 2. Художественное своеобразие лаковой живописи Северного Китая. 59

2.1. Художественные особенности материалов и технологий лаковой живописи 61

2.2. Фактура как язык лаковой живописи: отношения между языком, материалом и технологией 81

2.3. Цяо Шигуан – основатель школы лакового искусства Северного Китая и его ученики 94

Глава 3. Деятельность Высшей школы Северного Китая в направлении сохранения традиций и внедрения инноваций в искусство лаковой живописи 115

3.1. Сопоставление особенностей моделей преподавания лаковой живописи в двух художественных институтах Северного Китая 117

3.2. Описание произведений преподавателей и студентов художественной академии Шаньсиского университета и художественной академии Тайюаньского политического университета 134

Заключение 149

Библиография

Теория и художественная практика китайской лаковой живописи в начале XXI века

Лак, используемый в качестве материала для защитного покрытия, применяется и как непосредственно способ изготовления утвари, и как материал для художественного творчества и декорирования. Лак – это значимое изобретение, появившееся в ходе развития человеческой цивилизации, а также составная часть культур всего мира. Древнее искусство лака в течении достаточно долгого времени своего существования занимало в искусстве Китая очень заметное и важное положение [1, c. 18]. Лаковая живопись – это форма искусства, в которой основным материалом для создания картины служит лак. Лаковая живопись в Китае имеет более чем двухтысячелетнюю историю, это старинный, но в то же время и молодой вид изобразительного искусства, который нераздельно связан с традициями искусства лака Китая, насчитывающими более семи тысяч лет. Лаковая живопись старого Китая в основном основывалась на производстве утвари, и назначение ее было практическим. А лаки современного Китая наследовали древние техники лакового промысла, это самостоятельный вид плоскостного изобразительного искусства, обладающего уникальными эстетическими возможностями и качествами. [59, c. 23] Китай является многонациональным государством, в котором различные этнические группы обладают собственной уникальной культурой. Таким образом, в разных аспектах лаковой живописи, будь то мастерстве, техниках, материалах, формах или масштабах – везде достигается удивительное разнообразие, которое позволило сформироваться многочисленным художественным школам и направлениям. Лаковая живопись Северного Китая также охватывает множество художественных направлений, которые в свою очередь внесли значительный вклад в развитие лаковой живописи Северного Китая и имели немалое влияние на область китайской лаковой живописи в целом. Целью настоящей главы диссертации является всестороннее рассмотрение истории развития лаковой живописи Китая, а также осмысление особенностей теории и художественной практики китайской лаковой живописи в начале XXI в.

Для осуществления заявленной цели необходимо решить следующие задачи: ремесла; выявить причины и особенности процессов зарождения лаковой живописи Северного Китая; рассмотреть историческую эволюцию лаковой живописи в северной части Китая; обозначить стилевое своеобразие и особенности современных школ лаковой живописи Китая; установить региональное распределение школ китайской лаковой живописи Китая, провести краткий обзор и раскрыть особенности основных школ и течений лаковой живописи Южного и Северного Китая; обосновать процессы формирования и развития теории лаковой живописи Северного Китая в начале XXI в.; провести сравнительный анализ техник лаковой и масляной живописи; определить влияние творческих форм, выразительных художественных приемов, техник, инструментов, материалов и цветов западной масляной живописи на искусство китайской традиционной лаковой живописи; выявить влияние мировых центров лаковой живописи на формирование современной лаковой живописи КитаяПроисхождение лаковой живописи Северного Китая

Истоки зарождения лаковой живописи можно отнести к V в. до н.э., о чем свидетельствует археологическая находка – «Деревянная чаша, покрытая красным лаком», – найденная в 1974 г. (см. прил. 8, ил. 1). С V в. до н.э. и вплоть до XXI столетия н.э. в художественных формах выразительности китайской лаковой живописи произошли весьма значительные изменения [27, c. 32]. До 30-х годов XX столетия китайская лаковая живопись представляла собой орнаментальные рисунки на поверхности утилитарных предметов и выполняла декоративную функцию. Таким образом, развитие лаковой живописи было неразрывно связано с эволюцией предметов материального мира. Материал, используемый в лаковой живописи Китая – натуральный лак, получаемый из смолы лакового дерева2. Обычно смолу берут только из деревьев, которым больше десяти лет, и чем они старше – тем выше ее качество. На стволе дерева делается надрез в виде перевернутого треугольника, вытекающая смола собирается в емкости с помощью трубок, а затем варится в соответствии с тем, какой продукт необходимо получить [74, c. 32]. Затем полученный лак наносится на поверхность изделий. Сок, только извлеченный из лакового дерева, имеет молочно-белый цвет, однако через некоторое время в результате процесса осаждения цвет становится все более насыщенным и достигает темно-коричневого оттенка. Если лак нанести достаточно толстым слоем, то обнаруживается черный цвет. Лаковые деревья наиболее часто встречаются в районах между 25 и 42 северной широты и 95 и 125 восточной долготы, как раз покрывая большую часть территории Китая [168, с. 3]. Лаковые деревья можно найти в таких провинциях, как Шаньси, Хэбэй, Фуцзянь, Гуанси, Цзянси, Сычуань и др. Лаковые изделия являются уникальными произведениями искусства, раньше всего изобретенными в Китае

Фактура как язык лаковой живописи: отношения между языком, материалом и технологией

Художник не только должен чувствовать некие глубокие эмоциональные переживания, но и привнести в картину собственный язык, символы, формы и личную харизму [49, c. 106] При преподавании лаковой живописи, вне зависимости от модели и системы обучения, необходимо научить студента выражать в работах его личные ощущения, показать, что именно они должны стоять во главе творчества. Все изображенные и описанные предметы должны в первую очередь волновать людей, воздействовать на их чувства. И то произведение, которое вызывает эмоциональный отклик у зрителя, имеет художественную и эстетическую ценность.

Анализ произведений преподавателей и студентов Художественных академий при Шаньсиском университете и Тайюаньском политехническом университете

Художественный анализ отмеченных наградами произведений преподавателей и студентов может позволить нам лучше познакомиться с замыслами художников, материалами и приемами, которыми они пользовались. Подобное исследование имеет большое значение для наследования традиционных техник и развития современных приемов лаковой живописи, а также практическую ценность для преподавания лаковой живописи, поскольку в результате исследования можно обобщить основы академического обучения живописи и создать новые методики преподавания.

Художественные академии Шаньсиского университета и Тайюаньского политехнического университета воспитали большое количество специалистов по лаковой живописи - выпускников программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Они создали немало выдающихся произведений лаком, выполненных в самых разнообразных стилях.

Описание произведений преподавателей и студентов с отделения лаковой живописи Художественной академии Шаньсиского университета. В Художественной академии Шаньсиского университета большое значение придается традициям в искусстве лака, в работе предпочтение отдается природному лаку, наряду с которым для завершения произведения используются вспомогательные материалы. От работ требуется «классическое» исполнение, в техниках упор делается на «соответствие нормам». Современное лаковое искусство здесь рассматривается и трактуется через традиции. И хотя в связи с новыми социальными и культурными явлениями картины, создающиеся в этом учебном заведении, были в какой-то степени улучшены и переработаны, все модификации и изменения мало коснулись главного в произведениях, которые по-прежнему стремятся воскресить традиционную эстетику. Вне зависимости от стиля, которым художники пользуются для самовыражения, будь он реалистичным, абстрактным, декоративным или же Се-и, их представления о цели и назначении лаковой живописи по-прежнему основываются на традициях. Созданные здесь произведения стремятся выполнить роль носителя эстетики традиционного лака.

Произведение преподавателя У Гуйвэня «Снег. Лес» (см. прил. 12, 12.1. ил. 114) стало проявлением любви художника к снежным пейзажам, в качестве основного материала он использовал китайский лак, дополняя картину яичной скорлупой и древесными опилками, передал бескрайние лесные просторы Северного Китая, благодаря особенной художественной обработке создал эффект снежного тумана.

Для написания картины «Венеция» (см. прил. 12, 12.1, ил. 115) У Гуйвэнь побывал в Венеции. После создания небольших эскизов и набросков, мастер с помощью китайского лака, яичной скорлупы и перламутра тщательно и точно изобразил пейзаж города на воде. Все детали работы – стены домов, мостик, лодки и лучи света – художник выразил с помощью языка лаковой живописи, получив при этом удивительный визуальный эффект яркости и красоты.

В качестве сюжета для написания картины преподавателя Го Дуна «Созвучия на дверях купеческого дома» (см. прил. 12, 12.1, ил. 116) стало строение, характерное провинции Шаньси. С помощью китайского и синтетического лаков, яичной скорлупы в реалистической манере художник передал простоту и таинственное очарование архитектуры Шаньси, отразил время экономического расцвета купцов Шаньси «цзиншан» 47.

Работа Го Дуна «Северный ветер» (см. прил. 12, 12.1, ил. 117) представляет собой крупное полотно со смысловым центром в нижней части; мастер использовал китайский лак, яичную скорлупу, «вахуэй»48 (керамический порошок) и другие материалы. В своей работе в эстетической форме Го Дун изобразил, как северный ветер задувает жилища «яодун» и придает их забвению, воплотил естественную красоту «яодуна», напомнил людям о необходимости беречь окружающую среду и образ жизни предков.

Картина Го Дуна «Стог сена. Впечатление» (см. прил. 12 12.1, ил. 118) передает мысленный образ автора. Для передачи радостного настроения от крестьянского труда мастер использовал китайский лак, яичную скорлупу и керамический порошок, стог сена является результатом жатвы, а на красном фоне он становится символом богатства и благополучия.

При создании произведения «Защитник» (см. прил. 12, 12.1, ил. 119) преподаватель Син Куайминь использовал китайский лак, яичную скорлупу и перламутр. С помощью традиционных и новаторских средств выразительности в виде лаковой картины художник представил традиционное китайское изображение богов-хранителей входа. Эта работа в полной мере отразила любовь Син Куайминя к традиционной китайской культуре.

Все эти работы тяготеют к орнаментальности. Цвета подобраны достаточно гармонично, идеи тоже достаточно свежи. Но если говорить о композиции и художественном стиле, то художникам еще есть над чем поработать.

Цяо Шигуан – основатель школы лакового искусства Северного Китая и его ученики

Для поддержания и развития искусства лаковой живописи необходимы профессионалы, а основной источник появления специалистов высокого уровня – это институты высшего образования. Не имея хорошей системы высшего образования, невозможно и воспитать высококлассных мастеров, способных помочь развитию лаковой живописи. В 80-х годах XX в. Министерство образования Китая, утверждая образовательные программы высших художественных учебных заведений, определило лаковое искусство как самостоятельную специальность и утвердило ее преподавание в художественных академиях. В настоящий момент множество академий по всему Китаю создали учебные курсы или целые учебные программы по лаковой живописи, кроме того, изучение этого вида искусства вошло в учебные планы многих университетов.

В Северном Китае расположены следующие высшие художественные учебные заведения, подготавливающие специалистов по лаковой живописи и искусству лака: Центральная академия изящных искусств, университет Цинхуа, Академия искусств (изначально – Центральная академия прикладного искусства), Институт искусств имени Лу Синя, Харбинский педагогический университет, Институт искусств при Шаньсийском университете, Институт искусств при Тайюаньском политехническом университете. В результате того, что бывшее изначально ремеслом лаковое искусство обретает все больше черт, присущих живописи, некоторые учебные заведения перенесли изучение этой специальности с факультетов художественных промыслов на факультеты живописи. Множество выпускников – бакалавров, магистров и аспирантов, получивших образование в перечисленных учебных заведениях, внесло большой вклад в развитие искусства лака. На таких мероприятиях, как Выставка лаковой живописи в рамках десятой и одиннадцатой Выставки изобразительного искусства Китая, Сямэньская выставка китайской лаковой живописи и на других масштабных выставках лака, работы по большей части принадлежат именно преподавателям и студентам высших учебных заведений. Многочисленные выпускники стали свежей кровью в коллективе художников, источником новых сил для развития лаковой живописи.

Целью настоящей главы является проведение сравнительного анализа особенностей моделей преподавания лаковой живописи в ведущих художественных вузах Северного Китая с позиций сохранения традиций и внедрения инноваций в искусство лаковой живописи, а также глубокое осмысление творчества преподавателей и студентов северокитайских художественных вузов.

Для достижения выдвинутой цели необходимо решить следующие взаимодополняющие задачи: представить краткий обзор истории современного преподавания лаковой живописи в Китае, изучить этапы становления лаковой живописи в качестве самостоятельной специальности; обобщить и систематизировать существующие в настоящее время методики обучения лаковой живописи в художественных вузах Северного Китая, а также обозначить их особенности; провести сравнительный анализ особенностей моделей преподавания лаковой живописи в ведущих художественных вузах Северного Китая с позиций воспитания у студентов творческих концепций и новаторских подходов; выявить отличия традиционной модели преподавания от современных концепций преподавания лаковой живописи; определить результаты академического преподавания лаковой живописи в Северном Китае; рассмотреть индивидуальное творчество ведущих преподавателей художественных вузов Северного Китая с точки зрения различных стилей лаковой живописи; проанализировать произведения преподавателей и студентов художественных вузов Северного Китая.

Современное преподавание лаковой живописи берет свое начало в 40-х годах XX в. В 1940 г., когда Шэнь Фувэнь был назначен деканом Факультета прикладного искусства Сычуаньского института искусств, он первым делом создал отдельную специальность «лаковые изделия», включив таким образом изучение искусства лака в систему высшего образования Китая [167, c. 35]. После 1949 г. Центральная академия прикладного искусства, Академия искусств Гуанчжоу, Пекинское училище прикладного искусства, Фуцзяньское училище прикладного искусства наряду с другими учебными заведениями постепенно начали включать изучение лаковой живописи в свои программы [155, c. 15]. Два учебных заведения в китайской провинции Шаньси выделили ее в отдельное направление, сделав таким образом этот вид искусства независимой специальностью. Изначально лаковая живопись преподавалась в рамках программ прикладного или декоративного искусства, но учреждение отдельной специальности значительно повлияло на практические навыки и эстетическую ориентацию авторов лаковых картин.

Сопоставление методик обучения лаковой живописи Методики обучения лаковой живописи в Художественной академии Шаньсиского университета Факультет искусства и декора Художественной академии Шаньсиского университета был основан в 1994 г. Лаковое искусство стало одним из специализированных направлений факультета, и в конце ХХ столетия это направление предлагало студентам базовые дисциплины по лаковой живописи и искусству резьбы по лаку уездного г. Синьцзян «юньдяо». Эти учебные дисциплины были направлены в основном на выполнение практических творческих заданий. На кафедре лакового искусства были проведены многосторонние исследования процессов наследования и развития традиционного китайского лакового ремесла. Вслед за бурным развитием лаковой живописи с начала XXI в. увеличился масштаб, возросла численность всекитайских выставок лаковый произведений; стало непрерывно расти количество художников, работающих лаком. За последние годы на кафедре лакового искусства Художественной академии Шаньсиского университета были достигнуты значительные успехи в области лаковой росписи, многих результатов на кафедре добились и в создании объемных лаковых изделий. Под руководством доцента У Гуйвэня в бакалавриате началось преподавание дисциплин «Лаковая живопись» и «Объемные лаковые изделия», и многие магистранты приступили к дальнейшему изучению и исследованию лакового ремесла. Ежегодно около десяти студентов в качестве выпускной работы представляют произведения лаковой живописи или лакового ремесла. Работы студентов заслуживают не только высокие оценки преподавателей, но также и выбираются в качестве представления на всекитайских выставках лаковой живописи [87, c. 48].

Описание произведений преподавателей и студентов художественной академии Шаньсиского университета и художественной академии Тайюаньского политического университета

Чжу Данянь говорил: «Декоративный стиль - это стиль, которому повсюду придают огромное значение». Декоративность - это особое художественное направление, в котором орнамент наносится с особыми целями, изначально -для украшения посуды, окружающих человека предметов, строений и т.п. Позже он стал целым эстетическим явлением и в таком виде использовался в лаковой росписи. Из-за своеобразия используемых материалов и технологического процесса декоративный элемент занимает в лаках господствующее положение, гораздо более значимое, чем в картинах, выполненных другими техниками. По этой причине лаковая роспись во многих учебных заведениях включена в курс специальности декоративного дизайна. Этот стиль предъявляет особые требования к произведениям, например: язык выражения, композиция, способ обработки – во всем этом орнамент играет главенствующую роль. Используемые для достижения целей приемы специфичны и многообразны, художник не связан рамками изначального облика предметов, временных связей, цветом и т. д. Основная цель – украшение, орнаментальность, которые достигаются в соответствии с выбранной темой и технологическими требованиями [172, c. 156].

Декоративный элемент лаковой росписи делится на две составляющие, первое – это содержание и композиция, второе же – использование материалов [171, c. 18]. Например, переливающиеся перламутровые инкрустации, теплые и холодные тона скорлупы куриных и утиных яиц, яркие и многоцветные раковины моллюсков, древесные листья с яркими прожилками – все они обладают уникальной красотой сами по себе, но художник выбирает те из материалов и техник, которые подходят для достижения его целей [38, c. 16]. Декоративный элемент также часто встречается на настенных росписях, где служит самым разнообразным целям, например, чтобы украсить часть стены, находящейся под каким-либо изображением, используется соответствующий тематике орнамент. На лакированных экранах с его помощью разграничивается пространство, что дарит людям прекрасные, но и практичные предметы искусства.

Можно сказать, что в каждой картине лаком в той или иной степени присутствует декоративный элемент, который проявляется в одном или сразу многих аспектах: языке форм, способе организации и композиции, пластике фигур, технических приемах. Этот элемент подчеркивает притягательную силу и 136 эмоциональное воздействие произведения [45, c. 3-14]. На ил. 59 показана картина Цяо Шигуана «Звук барабана сянцзяогу»45 (сянцзяогу шэн, ШШШР) (см. прил. 9, 9.2). Художник использовал цветовые пятна для того, чтобы показать музыкальный ритм и активные движения людей, изображение яркое и живое, фигуры пластичны, положения их разнообразны. Радость изображенных людей передается с помощью линий, которые во множестве пересекают изображение, но при этом ритмически организованы и не создают ощущение хаоса, что дает особое ощущение пространства. Фигуры людей лаконичны, но выразительны, вся картина легкая и оживленная, белые участки на ней сделаны с помощью инкрустаций яичной скорлупой, которые акцентируют декоративную составляющую лаковой картины [129, c. 10].

Такие изображения обычно используются для того, чтобы еще лучше передать через картину внутренний мир художника, проявить его чувства. Способность или неспособность зрителя войти в духовный контакт с художником в таких случаях зависит от его собственного понимания и восприятия картины [6, c. 12]. Не каждый человек может понять и постичь картины этого стиля, однако образность - одна из отличительных черт традиционной эстетики живописи Востока вообще и Китая в частности. Особое ощущение загадочности, присущее лаковым росписям, позволяют еще лучше достичь целей живописи идей [7, c. 8]. И особенности главного материала, натурального лака, позволяют создавать спокойные, тонкие, сдержанные картины, что помогает художнику и воплотить задуманные им образы [146, c. 25].

Сталкиваясь с чем-то неоконченным, люди всегда чувствуют особый импульс, надежду на то, что они увидят продолжение, логическое завершение увиденного. Когда речь идет о нескончаемом пути, они будут размышлять, какой пейзаж предстанет перед ними в его конце. невысказанного лаковые картины подобны неоконченному рассказу, и словно ведущая в неизведанное дорога, они склоняют зрителя к размышлениям. В картине «Лаковое письмо» (цишу, ШЪ) Ван Тяньляна (см. прил. 9, 9.1. ил. 38) художник объединил свои обширные познания в китайской каллиграфии со своеобразным художественным языком, присущим лаковой росписи. Желание автора выразить свое восприятие приемов каллиграфии и понимание искусства лака сформировало особый способ художественного самовыражения. Возможно, зритель не сможет даже увидеть на картине каллиграфической надписи, которая предполагается самим названием46, однако художник смело использовал цвет, и его произведение приносит ощущение умиротворения, подобное тому, которое возникает при любовании каллиграфией. В этом и заключается основная идея Ван Тяньляна и эффект, которого он хотел добиться. Сбитый с толку зритель, не имеющий возможности до конца понять замысла, тем не менее получает удовольствие от визуального эффекта и стоящего за ним мысленного образа и возможно, его собственные переживания в этот момент перекликаются с тем, что чувствовал художник. Вне зависимости от того, понимаем ли мы замысел, невозможно не восхититься особой образностью картин, созданных с помощью лака [164, c. 8]

Абстрактный стиль подразумевает отход от точного изображения предмета с тем, чтобы проявить собственное воображение [36, c. 906]. Это особый способ выразить эмоции через особый живописный язык, который в основном пользуется языком символическим. Можно сказать, что абстракционизм - это искусство исключительно ощущений и форм, которое может восприниматься людьми только визуально. На картинах нет изображений конкретных предметов, однако зритель может воспользоваться собственным субъективным мышлением и ассоциациями, прочувствовать эстетическую составляющую картины с помощью совокупности собственных мыслей и ощущений. «Все истинное искусство абстрактно». С точки зрения диалектики это суждение слишком категорично, однако если же говорить об абстрактном в лаковой живописи, то она полностью соответствует сущности этого стиля. Абстракционизм -результат смелой реформы в приемах и языке художественного выражения художников. Абстрактное искусство лучше любого другого вызывает эмоциональный отклик в зрителе, и эффект от этого отклика сильнее, чем при созерцании более конкретных стилей. Можно сказать, что любой вид живописи может достичь высот в абстракционизме, но эффект, производимый лаковыми картинами в этом стиле, невозможно воссоздать другими способами.