Содержание к диссертации
Введение 3
Глава первая. Историография проблемы. Готическая архитектура как
объект исследования. 8
1.1. Готическая архитектура, как объект исследования зарубежных
ученых. 8
1.2. Готическое искусство в работах отечественных исследователей. 29
Глава вторая. Историко — культурный фон эпохи и его влияние на
идейно — художественные программы культовой готической
архитектуры Южной Франции. 37
-
Историко-культурный фон эпохи. 37
-
Культовые готические сооружения Франции XIII -XIV столетия. Интернациональные и региональные особенности. 63
Глава третья. Иконография культовых готических сооружений
Южной Франции. 78
3.1. Изменение идейно-художественной программы готической
архитектуры Южной Франции. 78
3.2. Идейно - художественные программы «проповеднических» церквей
нищенствующих орденов в Тулузе. 85
-
Церковь доминиканского монастыря «якобинцев» в Тулузе. 85
-
Церковь монастыря августинцев в Тулузе. 118
-
Идейно - художественные программы, лежащие в основе иконографии приходских церквей Тулузы и ее окрестностей. 131 3.3.1.Приходские церкви, подвергшиеся наибольшему влиянию идейно -художественных программ церквей «нищенствующих орденов»: церковь Нотр - Дам -ла - Дальбад (Notre - dame la dalbade, или Gleisa nostra dona la dalbada), церковь Сент - Николя (Saint - Nicolaus), церковь Сент -Мишель (Saint - Michel) и другие. 136 3.3.2. Приходские церкви, отличающиеся специфическими особенностями, характерными для готики Лангедока. Коллегиальная церковь Сан - Сальви в Альби (Saint - Salvy eglise collegiale d'Albi) 152 3.3.3 Приходские церкви Тулузы и Лангедока, отличающиеся декоративным характером западных фасадов. Церковь Нотр - Дам дю Top (Notre - Dame du taur). 161
-
Идейно - художественные программы кафедральных соборов Лангедока. 184
3.4.1. Подражание «парижской готике» Людовика Святого - собор Сен —
Назер - Сен - Сельс в Каркассоне. 186
-
Кафедральный собор Сент - Этьен в Тулузе - синтез различных концепций культовых готических сооружений 198
-
Собор Сен - Сесиль в Альби - иконография «несокрушимой крепости веры». 210
Заключение 223
Примечание 230
Библиография 258
Введение к работе
ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Настоящая диссертация посвящена одному из наиболее интересных и почти не изученных в отечественной медиевистике явлений мировой культуры - культовым готическим сооружениям той части Юга Франции, которая в древности носила название «Окситания», а сегодня составляет регион Лангедок-Руссильон. В работе рассматриваются, прежде всего, идейно-художественные программы оказавшие существенное влияние на возникновение и становление такого уникального явления французской готики, как «eglise fortifee», что переводится как, «церкви - крепости» или «церкви крепостного типа», имеющие оригинальную и малоизученную иконографию. В диссертации рассматриваются вопросы оказавшие, по мнению автора, наиболее существенное влияние на сложение культовой готической архитектуры этого региона: общий культурно-исторический фон, включая конфессиональные особенности Лангедока, влияние соседних регионов Франции и Северной Италии (прежде всего городов Ломбардии), своеобразие конструктивных и технологических особенностей строительной практики региона, а также делается попытка дать классификацию культовых готических сооружений, исходя из их особенностей. Совокупным спектром всех этих проблем и определяется общая направленность данной работы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема данного диссертационного исследования обусловлена необходимостью целостного исторического анализа идейно-художественных особенностей культовой готической архитектуры южных регионов Франции (Лангедок), более известных в медиевистике, как «Окситания». Несмотря на тот факт, что в зарубежной и отечественной науке существует довольно значительное число работ, посвященных готическому искусству вообще и готике Франции, в частности, исследованию особенностей южно-французской готики уделено было недостаточно внимания. Учитывая тот факт, что средневековое готическое искусство является, прежде всего, религиозным христианским искусством, автором сделана попытка подойти к процессу комплексно. Только изучая тесную взаимосвязь «Окситанской» религиозно-мистической культуры Южной Франции той эпохи и ее материальное воплощение в виде феномена своеобразного готического искусства, можно постичь глубину этого уникального явления и его роль в мировой культуре. Именно поэтому в диссертационном исследовании делается акцент на идейно-художественные программы, оказавшие наиболее существенное влияние на сложение своеобразной культовой готической архитектуры, существенно отличающейся от «классической» Французской готики, изученной достаточно хорошо. Поскольку первые готические сооружения в Тулузе возводились под непосредственным руководством северо-французских католиков, победивших в религиозных Альбигойских войнах, постольку особое внимание уделяется архитектуре созданных в этот период «проповеднических» («нищенствующих») католических монашеских орденов. Следует отметить тот факт, что отсутствие специальных исследований в данном направлении, как в отечественном, так и в зарубежном искусствоведении.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предметом исследования являются генезис, история развития, иконография, структура и архитектурно-художественные особенности культовых готических сооружений Лангедока, типология культовой готической архитектуры региона XIII - XIV вв., а также история возведения некоторых, наиболее типичных готических соборов и церквей Лангедока.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Объектом исследования служат культовые готические сооружения Лангедока, являющие собой зримое воплощение в материале идейно-художественных программ религиозного христианского мистицизма, свойственного той эпохи, а также библиографические материалы той эпохи, отражающие религиозно-художественную парадигму заказчиков и создателей готических соборов Юга.
ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ диссертации является выявление глубокой и сложной взаимосвязи религиозно-мистических взглядов средневековой «Окситанской цивилизации» и восторжествовавшей католической Церкви, с художественной практикой строителей культовых готических сооружений Южной Франции. Автор делает попытку проследить сложную связь средневекового искусства южно-франузского региона и общества, в котором их взаимная зависимость и независимость сплетаются в теснейший исторический узор, порождая уникальность готики Лангедока.
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕММЫ. Вопросы научной изученности проблемы подробно рассматриваются в первой главе диссертации «Историография проблемы. Готическая архитектура как объект исследования». В этой главе дается обзор различных концепций изучения готической архитектуры и ее роли в становлении европейской культуры, начиная с эпохи Возрождения и до настоящего времени.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Примененный в работе метод можно в целом охарактеризовать как комплексный метод исследования натурных памятников и изучения широкого круга источников. В него вошли сравнительно — исторический, художественно — стилистический, иконографический и типологические методы, а также метод композиционно — логического анализа. В основу работы положены конкретно-исторический метод, исследующий особенные черты данного исторического периода и определяющий характерное именно для готического искусства южной Франции XIII - XIV веков, а также сравнительно-исторический метод, позволяющий провести сопоставительную характеристику общих тенденций развития готического искусства этого периода и его региональных особенностей (готики Южной Франции). Биографический метод позволяет проследить развитие идей и концепций того или иного исторического лица, оказавшего влияние на сложение особенностей готики южной Франции в указанный период. Структурно-семантический метод используется для анализа основных теоретических понятий и категорий при изучении религиозно-философских и исторических трудов той эпохи. Иконографический метод, позволил, опираясь на текстологические источники (прежде всего религиозного характера), выявить «идеи», которые определяли архитектурно-художественные формы южнофранцузской готики. Наконец, иконологический метод - используется для анализа взаимосвязей между отвлеченной религиозно-философской «идеей», лежащей в основе «образца» и ее реализацией в «косном материале» конкретного культового готического сооружения данной эпохи и данной местности.
ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Источниковая база работы включает в себя архивные документы, относящиеся непосредственно к теме исследования, монографии и исследования зарубежных и отечественных ученых, материалы «Центра катарских исследований имени Рене Нелли» в Каркассоне, в том числе материалы и каталоги музеев Каркассона и Тулузы, а также непосредственное наблюдение и исследование автором готического искусства во время зарубежных научных командировок во Францию (города: .Авиньон, Арль, Марсель, Ним в 1993 г.), и в октябре-ноябре 2009 года в Тулузу (и ее окрестности), а также города: Альби, Каркассон, Нарбонн, Безье, Ним. Особо стоит отметить консультации с коллегами из Тулузского Университета «Ле Мирай - 2», м-м Натали Пустомисс, профессором кафедры средневекового искусства и коллегами из «Центра катарских исследований имени Рене Нели» в Карскассоне., - директором Николя Гузи. В ходе данных консультаций французскими коллегами была отмечена актуальность диссертации в контексте данной тематики, а так же предоставлены недостающие источники и артефакты, находящиеся в Музее «Центра им. Р. Нели» в Каркассоне.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ Период "высокой готики" - XIII в. - XIV в., совпадающий в целом с основными сроками возведения южнофранцузских готических соборов.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ. Научная новизна данной работы состоит в проведении комплексного исследования влияния религиозно-мистических учений, имевших распространение в т.н. «Окситанской цивилизации» на мировосприятие заказчиков (каноников) и строителей готических сооружений, нашедших свое воплощение в конкретные формы культовых готических сооружений Южной Франции (Лангедока). Помимо ранее использованных в научном обороте литературных источников в исследовании привлечены материалы малоизвестных зарубежных публикаций, архивных документов, а также сведения из материалов, предоставленных музеем и библиотекой Центра катарских исследований в Каркассоне. Анализ всех этих данных позволил по новому охарактеризовать исторический фон, который явился благодатной почвой для появления и распространения готического искусства в Лангедоке, а также последующего формирования и распространения своеобразной готической архитектуры Юга Франции. Впервые введены в научный оборот ряд новых гипотез, позволяющих пристальнее взглянуть на особенности памятников готики Лангедока. Это позволило значительно расширить научные представления об объемно-пространственных композициях культовых готических сооружений, возводимых в исследуемый исторический период, а также связать вопросы синтеза искусств с концептуальными образами, порожденными религиозными идеями той эпохи. Кроме того, выявляются особенности конструктивных архитектурных решений в их связи с социально-идеологическими программами. Впервые в отечественной медиевистике в данном исследовании предлагается обоснованная классификация культовых готических сооружений Лангедока, которая естественным образом коррелирует с данными научных публикаций.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов и выводов диссертации в дальнейшем изучении готического искусства, разработке лекций и спецкурсов по истории искусств, истории Средних веков, культурологи и конспирологии. Материалы данного исследования могут быть применены также к изучению духовно-религиозных составляющих возрождения "нео-готики" середины XIX - начала XX веков.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Содержание, результаты и выводы, полученные в результате данной работы, а также проблемы, затронутые в исследовании, излагались на заседании кафедры Истории и теории декоративного искусства и дизайна МГХГГУ им. С.Г. Строганова. По теме диссертации были сделаны доклады на научных конференциях: Строгановские чтения (МГХПУ им. С.Г. Строганова, апрель и ноябрь 2009 г.). Материалы исследования опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных результатов диссертационных исследований. Тема и материалы исследования также обсуждалась с французскими коллегами из Тулузского университета «Ле Мирай - 2» и «Центра катарских исследований» в Каркассоне во время научной командировки во Францию в октябре-ноябре 2009 года.
СТРУКТУРА РАБОТЫ Определена в соответствии с основными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, содержание которого изложено выше, трех глав, заключения, списка использованной литературы, списка и альбома иллюстраций. Общий объем диссертации составляет 230 страниц.