Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ Глава I.
I.I. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. Глава П.
2.1.
2.2.
2.3.
Глава III.
3.1.
3.2.
Глава IV.
4.1.
4.2.
4.3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ СПИСОК МАСТЕРОВ БИБЛИОГРАФИЯ ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ (карта)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА, ДЕРЕВА, КАМНЯ, ГОНЧАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, КОСТИ И РОГА Кузнечное ремесло Ювелирное производство Медно-чеканное ремесло Художественная обработка дерева Резьба по камню Гончарное производство Резьба по кости и рогу
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА, УЗОРНОЕ ПЛЕТЕНИЕ, ТИСНЕНИЕ И АГШЛИКАЦИЯ ПО КОЖЕ Золотошвейное искусство Узорное плетение из лозы и куги Художественная обработка кожи
ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА АДЫГОВ Особенности, связанные с природными условиями жизни, характером труда и бытовым укладом адыгов Общность художественных принципов различных видов адыгского народного декоративного искусства СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА АДЫГОВ Художественные промыслы
Народное искусство и профессиональные художники Творчество народных мастеров
Введение к работе
Настоящая диссертация посвящена изучению народного декоративного искусства адыгов, сложившего на протяжении веков своеобразные художественные традиции. Ранее различные виды народного декоративного искусства адыгов исследовались, главным образом, историками и этнографами, искусствоведческому анализу этого материала посвящены лишь эпизодические статьи в периодических изданиях. Между тем это искусство является важной и яркой страницей в истории адыгской национальной культуры, служит органичной основой для современного художественного процесса Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии.
Изучение адыгского народного декоративного искусства важно также с точки зрения расширения научных представлений о всей художественной культуре Северного Кавказа, и в особенности культурных традиций народностей адыгской группы, в которую наряду с кабардинцами входят адыгейцы и черкесы.^ Сравнительный анализ произведений адыгского народного декоративного искусства и археологических памятников, обнаруженных на территориях проживания адыгов, свидетельствует также о том, что в культурное наследие адыгского народа органически влились и творчески преобразовались древние художественные традиции племен, ранее населявших эту территорию.
Ряд родственных явлений отмечается в традиционном декоративном . искусстве адыгов и балкарского, карачаевского народов, на протяжении веков живших в постоянном культурном и экономическом общении. Особенно процесс сближения культур усилился в XX столетии, когда эти народы объединились в единое территориально-административное целое — Кабардино-Балкарскую, Карачаево-Черкесскую и Адыгейскую республики. В то же время различия в этническом происхождении и исторических судьбах наложили своеобразие на материально-духовную культуру каждого из этих народов, нашли свое выражение в преимущественном развитии определенного вида ремесел и промыслов, в стилистическом характере традиционных памятни-
ков. Так у балкарцев и карачаевцев наибольшее распространение получили различные виды производств, связанные с переработкой шерсти, в то же время у адыгов наряду с этим существовал еще целый ряд ремесел и промыслов.
Основными видами народного декоративного искусства адыгов являются: художественная обработка дерева и металла, резьба по камню, кости рога, вышивка, тиснение и аппликация на коже, художественное плетение циновок и предметов быта. На стилистическом характере этих изделий сказались как этнические особенности адыгов, так и условия труда и быта, воздействие окружающей среды и перипетии исторического процесса. Адыгскому народу удалось сохранить и развить свою самобытную культуру в многовековой борьбе с врагами: татаро-монгольскими полчищами, крымскими татарами, а также в условиях феодально-крепостнического гнета, национального и социального угнетения со стороны царского самодержавия. Таким образом, исследование традиционной художественной культуры адыгов должно осуществляться на основе с разработанными в российской искусствоведческой науке методами изучения народного творчества, художественный анализ и искусствоведческая интерпретация произведений адыгского народного декоративно-прикладного искусства, сочетаются с его изучением как неотрывной части национальной народной культуры.
Расцвет адыгской художественной культуры в условиях вхождения в состав России, формирование развитого профессионального искусства при поддержке художников и искусствоведов Российской Федерации характеризует новую фазу в истории адыгской культуры, находящуюся в прямой и естественной связи с традиционными видами адыгского народного искусства. Соответственно, исследование последнего дает возможность не только расширить научные представления о культурном наследии нашего народа, но и призвано оказать влияние на современную художественную практику как в области народного творчества, так и деятельности профессиональных ху- дожников Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкессии.
Таким образом, целью диссертации является определение художественных особенностей адыгского народного декоративного искусства и тенденций его развития.
К числу основных задач диссертации относятся:
определение структуры изучаемого объекта на основе введения в научный обиход широкого круга памятников, характеризующих основные виды адыгского народного декоративного искусства;
выявление традиционных центров художественных производств у адыгов и определение их локальных отличий;
характеристика традиционных художественно^ремесленных приемов адыгских мастеров;
определение основных стилистических особенностей народного декоративного искусства адыгов и тенденций его развития;
раскрытие взаимосвязи декоративного искусства адыгов с другими проявлениями материальной и духовной культуры народа;
установление общих черт и различий между народным декоративным искусством адыгов и соседних народов.
Учитывая то обстоятельство, что диссертация является первым ком-плесным искусствоведческим исследованием по данной теме, вводит в научный обиход значительный по объему и весьма разносторонний круг памятников, представлялось целесообразным избрать путь монографического исследования, последовательного анализа всех основных видов адыгского народного декоративного искусства. Каждому из них в диссертации посвящен отдельный раздел.