Содержание к диссертации
Введение 4-14
Г л а в а I Исторический путь развития русской школы пения от истоков до открытия первых консерваторий России ... 15 - 155
Глава 2 Первое пятидесятилетие вокальной школы Московской
консерватории - 1866 - 1916.
I Становление художественных традиций ...» 156 - 188
2 Оформление основных принципов вокальной школы в твор
честве виднейших представителей первого 50-ия - профессо
ров А.Александровой-Кочетовой, Д»Гальвани, Е.Лавровской,
В.Зарудной-Ивановой, У.Мазеттш 189 - 300
Глава 3 Вокальная школа Московской консерватории с 1917
по 1991 год,
1 Творческая деятельность педагогов вокального факультета в единстве исполнительского» педагогического и теоретико-методического аспектов. Взаимодействие с зарубежными
музыкальными культурами 301 - 339
2 Теоретические проблемы развития основ вокального мастерства в педагогике ведущих представителей вокальной школы Московской консерватории на современном
этапе 340 - 407
а/ Развитие техники кантиленного пения 343 - 360
б/ Развитие техники подвижности /беглости/ голоса
у высоких женских голосов /колоратурное и лирико-колора-
турное сопрано/ 361 - 372
в/ Формирование верхнего участка диапазона мужских
голосов , 373 - 385
я» О —
г/ Выравнивание регистров низких женских голосов 36# -в 407
Заключение \ 408 - 414
ТомП 415-508
Литература 415 - 443
Виднейшие исполнители- ученики профессоров
вокального факультета Московской консерватории А.Д.Александро-
вой-Кочетовой, Д.Галъвани, Е* А. Лавровской, В*М,Зарудной-Ивано-
вой 444-463
Д. Гальвани "Практические наблюдения за голосовым ап
паратом" / Перевод А»Яковлевой / 464 - 485
Упражнения к главе 3 , 2 - Теоретические проблемы
развития основ вокального мастерства в педагогике ведущих пред
ставителей вокальной школы Московской консерватории на совре
менном этапе 486 - 508
Введение к работе
Вокальная школа Московской консерватории - выдающееся направление в истории отечественного певческого искусства, наиболее результативная ветвь русской национальной школы пения. Деятельность вокального факультета в лице виднейших его представителей как в области исполнительства и педагогики, так и в области теоретического обоснования закономерностей певческого голосообразования и воспитания певца-музыканта всегда была неразрывно связана с передовыми творческими устремлениями русской композиторской и исполнительской школ на всех этапах своего развития со времени его основания по настоящее время. Об этом убедительно свидетельствуют славные имена воспитанников вокальной школы Московской консерватории, позволившие говорить о ней не только как о центре отечественной, но с полным правом и как о высочайшем достижении мировой музыкальной культуры, і^сская вокальная педагогика имеет сложную многовековую историю. В ней находит свое отражение опыт многих поколений певцов и педагогов, воспитывавшихся на национальной музыке, создавших традиции её исполнения и впитавших богатый опыт других европейских школ, їусская национальная школа пения как выраженное стилистическое направление получает свое яркое выражение в художественной деятельности М.И,Глинки - величайшего композитора, первого классика русской музыки, замечательного певца«интерпретатора, выдающегося вокального педагога, воплотившего в своем искусстве исконно русские истоки и традиции, С именем Глинки открывается новый исторический период не только в русской музыкальной культуре, но и в отечественной школе пения, определивший её дальнейшее развитие .
Вступив к концу XIX началу XX веков в пору зрелости, с появлением плеяды могучих талантов : Стравинского, Шаляпина, Неждановой, Собинова, Ершова, она заявила о cede, как о высшем достижении мирового искусства. Многие замечательные традиции русской школы пения получили дальнейшее развитие в XX веке» Выявление истоков этой школы, этапов развития, сложившихся традиций представляется весьма актуальным как в теоретическом, так и в практическом отношениях, ибо ретроспективный взгляд на предшествущую историю отечественного вокального искусства позволит полнее раскрыть художественную направленность вокальной школы Московской консерватории, проследить преемственность традиций, утверждение самобытных и национальных черт, выработанных в процессе всего исторического пути русской школы пения. Это является тем более важным, что в некоторых исследованиях отрицается / к примеру К,Мазурин - 211 / или в какой-то мере умаляется / В.Багадуров - 23,24 / самобытность русской вокальной школы, её характерных черт, непреходящее значение её традиций, а также содержатся отдельные устаревшие исторические факты и явления, получившие в настоящее время уточнение в музыкально-исторической литературе, {Актуальным представляется и решение следующих проблем,
1. Отечественная вокальная педагогика до сих пор недостаточ но выделена в самостоятельную область музыкальной науки и имеет значительные пробелы в изучении её истории, В этой связи вокаль ная школа Московской консерватории - ведущий центр профессиональ ного образования, наиболее яркое направление русского певческого искусства - обладает полным основанием для отдельного специаль ного исследования.
2, В связи с выяснением понятия "русская школа пения" встают сложные проблемы определения национальной специфики, обусловлен- . ные художественной трактовкой исполняемой музыки, и вытекающие отсюда основные принципы воспитания певца,
В вокальном искусстве национальная специфика находит значительно более яркое выражение, нежели в других видах музыкального творчества, ибо она связана с фонетическими особенностями языка, с необходимостью выразительного донесения речевого текста в музыке.
3. Вокальная методика в значительной степени отстает в своем развитии от аналогичных музыкальных методик / к примеру, скрипичной и фортепианной / Это обусловлено не столько меньшим вниманием к психшкмфизиологической стороне процесса на протяжении многих лет, отсутствием крупных теоретических обобщений в этой области последних лет, но и тем, что пение - глубоко скрытый, интимный процесс, где инструмент находится внутри исполнителя, и исполнитель является сам инструментом, целиком включенным в исполнительскую деятельность*
Среди виднейших исследователей русского и зарубежного вокального искусства необходимо в первую очередь назвать имя В.А.Бага-дурова. Его монографический трехтомник м Очерки по истории вокальной методологии" /23,24/ остается и по сей день единственным по своему энциклопедическому содержанию, общему объему охваченного материала и глубине его анализа трудом, являвшимся в течение продолжительного времени основанием для дальнейшей разработки проблем певческой культуры. Отличительной чертой этой капитальной работы является последовательное изложение методических взглядов выдающихся представителей вокальной педагогики разных эпох, школ и национальностей в связи с общим развитием вокальной музыки и эволюции исполнительского стиля.' Следует отметить', что при создании данной монографии В.А.Багадзгров в основном пользовался первоисточниками и архивными материалами. Владея несколькими иностранными языками, он детально изучил мировую литературу, касающуюся вокального искусства. Автор диссертации неоднократно обращался к этому фундаментальному труду, вкючающему немало ценных сведений. Однако, ни в коей мере не умаляя значимости этого исследования, отдельные факты и положения его в настоящее время требуют некоторого уточнения. И это понятно, В.А.Еагадуров создавал свои "Очерки" в 1920-е - 1930-е годы. Как известно, это был период, когда еще не были изданы основополагающие учебники по истории музыки, отсутствовали работы по истории музыкального театра /прежде всего монографии А.А.Гозенпуда, 89-96/. Значительный пробел существовал в исследовании и публикации трудов по русской медиевистике. Древнерусская музыка долгое время не была объектом научного внимания. Еще не увидели свет работы М.Бражникова /40,41/, Ю. Келдыша /160-163/, С. Скребкова /302/ и других авторов. "Памятники русского музыкального искусства" /261/ появились в 1970-х годах. И хотя Ш часть "Очерков" /24/, посвященная русскому вокальному искусству, была переиздана в 1956 году, отсутствие современных достижений музыкально-исторической науки естественно отразилось в неточности толкования отдельных исторических фактов, приведенных в книге.Также требует уточнения цитируемый в "Очерках" материал, корректировка написания ряда имен. Все это побудило автора диссертации обращаться к первоисточникам, литературе соответствующего при рассмотрении периода, использовать достижения
I/ Более подробный анализ этого и других трудов дается в соответствующих разделах диссертации. музыкально-исторической науки последних десятилетий.
Важный вклад в проблему исследования черт национальной пев-ческой школы внесли труды: Б,Асафьева, ^.Бражникова, А.Гозенпуда, О.Левашевой, Т.Ливаиовой, А.Доливо, А,Кандинского, Ю.Келдыша, С,Скребкова и других отечественных музыковедов. В их ряду фундаментальное исследование Л.Дмитриева /119/ , а также работы Ю.Барсова /27,28/, в которых убедительно раскрывается перспектива становления русской школы пения. Нельзя не согласиться с высказыванием замечательного музыканта и дирижёра А»М.Лазовского, который ярко характеризует достижения русской школы пения, её самобытные национальные особенности, отмечая, что "к десятилетиям, стоящим на рубеже двух веков, полностью определились качества исполнительского стиля русских певцов, как большой национальной школы, основанной на принципах, свойственных русской культуре вообще. Принципы эти - глубокая простота и человечность выражения, никогда не терявшаяся в ложном блеске пустого техницизма; естественность и внутренняя верность передачи поэтического содержания музыки, чуждая ходульной эффектности; высочайшая правдивость пения, сила которого в эмоциональном подтексте, глубокой образности, внутреннем психологическом "сквозном действии", всегда несущем через пение большую мысль и живое волнующее задушевно искреннее чувство" /257, С.460/Г/ русские сезоны в Париже, организованные С.Дягилевым, с триумфальным успехом продемонстрировали богатство русской музыки, показали высокие достижения русского оперного исполнительского стиля, сыграли большую роль в популяризации русского музыкального искусства, что не могло не повлиять на постановки оперных произведений на западе. Под воздействием искусства Ф.Шаляпина не только в России, но и во всем мире стали иначе подходить к оперному певческому творчеству* Показательно! что даже итальянская публика с установившимися вековыми традициями в отношении требований к искусству оперного певца испытала влияние этого гениального таланта, что привело к значительному пересмотру взглядов на оперную эстетику. Это выразилось в стремлении певцов и режиссеров к более достоверному созданию художественно-сценического образа, усилению внимания к драматургической стороне постановок. [История сохранила нам имена выдающихся педагогов Петербург-ской и Московской консерваторий XIX начала XX веков, но ими почти не оставлено трудов, в которых были бы отражены их педагогические взгляды, методические принципы, что позволило бы полно и всесторонне проследить складывание традиций, увидеть преемственность в творческой деятельности ведущих вокальных факультетов. Как правило, метод крупного педагога в его полном виде, к сожалению, уходит вместе с создателем. Ученики, воспринявшие этот метод, всегда проводят принципы своего учителя через горнило собственного певческого и педагогического опыта, естественно трансформируют их. Именно таким путем творческое кредо мастера продолжает жить, эволюционируя от поколения к поколению.
Однако, процессы всестороннего становления и развития русской вокальной школы, в первую очередь школы, связанной с Московской консерваторией, до сих пор не исследованы, не проанализированы её традиции, такая важнейшая сторона, как взаимодействие с европейским вокальным искусством.
Хотя литература, посвященная различным аспектам развития вокальной школы Московской консерватории достаточно обширна, но до сих пор не появилось обобщающих трудов в этой области. Существую- щие монографии и статьи посвящены либо отдельным выдающимся певцам, воспитанникам московской школы, либо представляют собой работы обзорного характера» Наиболее интересные сведания по истории деятельности вокального факультета Московской консерватории находятся в материалах, вышедших jcj её столетию /64, 234/, сборниках "Вопросы вокальной педагогики" /62/. В названных трудах В.А.Бага-дурова /23, 24/ даются лишь отрывочные сведения о деятельности ведущих профессоров московской школы. В хрестоматии И.Назаренко "Искусство пения" /242/ приводятся только "Краткие указания по пению моим ученикам" профессора У.Мазетти, которые уже увидели свет в 1912 году, а монография МЛьвова "Из истории вокального искусства" /205/ лишь упоминает имя У.Мазетти как учителя А.В.Неждановой, совсем не затрагивая вопросов вокального воспитания в консерватории. /Среди наиболее важных публикаций о выдающихся певцах, выпускниках Московской консерватории можно выделить труды: материалы и исследования об А.В.Неждановой /243/, Н.А.Обуховой /250/, С.ЯЛе-мешеве /189, 190/, В.Р.Петрове /262/, В.В.Барсовой /267/ и многих других. Однако и в них отсутствует полная и целостная картина деятельности вокального факультета, нет анализа важнейших методичес-* ких принципов, на которых воспитывались представители русской певческой школы, начиная со второй половины XIX века.
В плане частичного решения этой задачи была выполнена кандидатская диссертация автора "Выдающиеся профессора вокального факультета Московской консерватории начала XX века" /1976 г./, исследовавшая педагогическую деятельность трех наиболее крупных профессоров консерватории - Е.Лавровской, В.Зарудной-Ивановой и У.Мазетти, как наиболее ярких выразителей вокальной педагогики этого блестящего периода развития русской вокальной школыТ] - II -
Научная новизна данной работы состоит в том, что диссертация является первым фундаментальным исследованием в . отечественном му-зыкознании, в котором всесторонне анализируются как исторический путь складывания педагогико-методических взглядов профессоров вокального факультета Московской консерватории со дня её основания до начала 90-х годов настоящего столетия, истоки её творческих традиций, так и теоретические проблемы формирования основ вокального мастерства,7Впервые вокальная школа Московской консерватории рассматривается как одна из результативнейших ветвей русской певческой школы, для научного обоснования этого положения возникла необходимость возможно более полного воссоздания/исторического пути развития русской школы пения от её истоков до открытия первых консерваторий России,^последовательного изложенияіистории отечес-твенного вокального искусства в синтезе развития национальной вокальной музики, исполнительского искусства, практической педагогики и вокально-методической мысли,і
Впервые приводятся многочисленные исторические факты, дополняющие опубликованные материалы о разностороннем творчестве педагогов вокального факультета.» Также впервые [исследуются важнейшие методические проблемы, в том числе единства исполнительского и педагогического мастерства; раскрываются теоретические взгляды и принципы воспитания певца крупнейших представителей вокальной школы Московской консерватории как прошлого, так и настоящего времени, В диссертации представлен еще не использованный в других трудах архивный материал фондов Государственного театрального музея имени А. А, Бахрушина, Вокально-творческого кабинета ВТО имени А.В, Неждановой, Центрального государственного архива литературы и искусства, Центрального музея музыкальной культуры имени
М.И.Глинки, Российской государственной библиотеки, материалы личных бесед автора с мастерами вокальной педагогики консерватории, фиксирующие высказывания и свидетельства, касающиеся исследуемых в работе проблем. По-возможности исчерпывающе использовано эпистолярное и мемуарное наследие, а также труды деятелей отечественного музыкознания и критики, имеющие отношение к развитию русской музыки и непосредственно к вокальному искусству,,
При исследовании были использованы научно-методические достижения современной науки о голосе и практической вокальной педагогики.
Целью диссертационной работы является раскрытие исторического процесса развития вокальной школы Московской консерватории со дня её основания до 125-летнего рубежа; складывание её творческих традиций»
В связи с целью диссертации определились и её задачи: охарактеризовать важнейшие истоки русской национальной школы пения; определить этапы её становления; исследовать художественное и вокально-техническое состояние и развитие русского певческого искусства со времени учреждения российского театра до середины XIX столетия; рассмотреть вокальную музыку, которую исполняли артисты российского театра, её стилевые черты; охарактеризовать вокально-педагогическую деятельность русских композиторов и их прогрессивную роль в становлении отечественного исполнительства и педагогики; проанализировать организационные предпосылки, предшествующие открытию первых высших профессиональных музыкальных заведений /церковные школы, хоры, театральные училища, Академия худо- - ІЗ - жеств, воспитательные дома Петербурга и Москвы, Смольный институт, Шляхетский корпус, Московский университет, гимназии, музы-каяьные классы и пр./, исследовать практический и теоретический аспекты методики преподавания в них; вскрыть основные этапы развития традиций вокального факультета Московской консерватории,[исполнительские и педагогические воззрения её ведущих мастеров;; проанализировать характерные особенности, присущие московской вокальной школе, их прогрессивность и позитивный вклад в отечественную и мировую вокальную культуру; определить некоторые перспективы развития вокальной школы Московской консерватории.
Методологической основой диссертации является теория культуры, история и теория вокального искусства, достижения исполнительского музыкознания.
Драктическая значимость диссертации заключается в том, что её материалы и выводы могут служить непосредственно вокально-педагогической практике. Они могут быть применены в вузовских курсах истории и теории вокального искусства, основ вокальной методики, а также в курсах истории русской музыки»
Материал диссертации будет полезен для дальнейшего изучения вокальной школы Московской консерватории, познания богатств её традиций, художественных форм и тенденций развития. Исследование опыта работы выдающихся педагогов, их методических принципов, систем упражнений, организации работы в классе могут способствовать расширению знаний в области воспитания певческого голоса, раскрытию и объяснению сложнейших проблем вокального искусства. - ... t
Структура диссертации полностью определена её содержанием.)
Работа состоит из введения,г< трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, в котором приводятся неопубликованные до настоящего времени материалы.