Введение к работе
Актуальность данного исследования определяется недостаточной разработанностью теории оперной драматургии, в особенности проблем синтетической, многоуровневой природа оперного яанра. -Хотя комплексный подход к изучению оперной музыки не- -редко выдвигается в качестве важнейшей задачи, но по-прежнему не решенным остается вопрос о методах анализа, направленных на раскрытие составного музыкально-сценического характера
ОПерНОГО ДЄ2СТВИЯ- ; ^ -..'.. ; "
. В данной диссертации разработана новая методика, сочетающая музыковедческие,, литературоведческие и театроведческие-аспекты исследования- Работа посвящена изучению оперного сгэ-кетослокения» выяснению закономерностей построения сценического ряда» Основное внимание уделена анализу оперных ситуаций как первичных структурных единиц драматургии. Важнейшей осе— бенностьк предлагаемой методики является рассмотрение ситуаций с точки зрения их действенной, событийной функции, во иногом определяющей характер музыкального развития.
Дельв диссертации стало выявление и ткпологизация устойчивых, регулярно повторяющихся в разных операх разновидностей зитуаций. Подчеркнем, что хотя ни одно исследование по опере не обходится без'анализа отдельных ситуацийг разработка их типологии до сих пор не предпринималась. Вместе с тем анализ яюгочисленннх опер показывает, что композиторы обращаются к Золыпому числу сходных по содержанию ситуаций. Практически в гобой опере используются такие ситуации как "рассказ", "пред-:казание", "встреча", "расставание",, "славление", "молитва", зчень часто встречаются свадебные обряды, чудесные превращения,, всевозможные бедствия и так далее.
При изучении типологии оперных ситуаций был использован
метод морфологического анализа. В теории оперной драматургии втот метод до сих пор не применялся, хотя в смежных областях, и прежде всего в литературоведении к нему обращаются в течение уже нескольких десятилетий. Именно литературоведческие работы сыграли определяющую роль в формировании концепции диссертации. Наиболее важными среди них оказались исследования А.Веселовского, В.Проппа, Ж.Польти и Н.Зоркой.
Настоящая работа является первым специальным исследованием, посвященным проблеме морфологии оперного действия, в чем заключается ее научная новизна. Рассматриваемая методика морфологического анализа позволяет по-новому репшть некоторые вопросы оперной драматургии-, глубже понять различия между оперными жанрами,; более точно оценить достоинства либретто. На основе морфологического подхода в диссертации впервые составлена классификация оперных ситуаций.
Новизна проблематики.работы определила ее основные задачи? рассмотрение общих принципов морфологии, корректирование морфологической методики при перенесении ее в сферу оперной музыки, формулирование понятия "оперной ситуации" как исходной морфологической единицы драматургии, определение специфики и критериев оперной ситуации, изучение типологических музыкально-сценических признаков ряда ситуаций.
Материалом исследования послужили русские классические оперы XIX века. Как известно, русская оперная школа, сложившаяся в традициях демократического искусства, стремилась к всестороннему отражению жизни. Зто определило многообразную и тонкую проработку оперного действия, использование широкого круга различных ситуаций, что явилось особенно ценным при установлении типологии сценических ситуации.
Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения.
Главы имеют внутреннее членение на разделы и параграфы. Работа снабжена приложением, включающим список литературы, нотные примеры и классификацию сценических ситуаций с указанием примеров из русских классических опер XIX века.
Практическая ценность диссертации состоит в возможности использования ее результатов и материалов в специальном курсе основ оперной драматургии, в учебных курсах истории русской музыки и анализа музыкальных произведений, в научных исследованиях по опере. Проблематика и вывода работы могут стать полезными для оперных режиссеров. Кроме того/ основные"положения диссертации,, зафиксированные в статьях, дали толчок к формированию научных идей в изучении других жанров, в частности балета»
Работа выполнена и обсуждена на кафедре истории современной отечественной музыкальной.культуры Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Решением кафедры диссертация рекомендована к зашите на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.