Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Из истории Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга .13
1.1.1.От Государевых певчих дьяков до Придворного хора (1479-1763) .14
1.1.2.На пути в Европу (1763-1883) .22
1.1.3. Свет и тени дореволюционного расцвета (1883-1917) 27
1.2. О влиянии школы bel canto на
вокальный стиль Придворной певческой капеллы .41
1.2.1. Итальянские учителя пения. Анджело Вакари .41
1.2.2.Доминик Рубини 43
1.2.3.Гаэтано Фачиотти 49
1.2.4.Луиджи Пиччиоли .53
1.2.5.Адольфо Тамброни 58
1.2.6.Джованни Кавалли .62
1.3. Русские учителя пения и помощники учителей пения .69
Глава 2. Век двадцатый – век двадцать первый. На пути к новым свершениям 94
2.1.Исторический контекст (1917-1974) 94
2.2. Капелла под руководством В. А. Чернушенко (1974-2013) 116
2.3. О специфике вокальной подготовки певца в хоровом коллективе на современном этапе 119
Заключение .154
Список использованной литературы .158
Список использованных электронных ресурсов 167
Список архивных материалов
- Свет и тени дореволюционного расцвета (1883-1917)
- Итальянские учителя пения. Анджело Вакари
- Капелла под руководством В. А. Чернушенко (1974-2013)
- О специфике вокальной подготовки певца в хоровом коллективе на современном этапе
Введение к работе
Актуальность исследования. Индивидуальная подготовка певца в хоровом коллективе составляет важнейшую часть вокально-хоровой работы. Тем больший интерес представляет исследование на эту тему, проведенное на базе столь выдающегося коллектива как Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга. Оно позволяет показать процесс эволюции индивидуальной вокальной педагогики, проходивший в течение нескольких столетий, выявляет исторический генезис и подчеркивает те традиции, которые сформировались за этот период.
Предлагаемый труд зиждется на изучении музыкально-исторического материала, который долгое время хранился в архивах. Он охватывает два крупных периода, разделенных, как и многое в судьбе нашей страны, Октябрьской революцией 1917 года. Каждый из этих периодов нуждается в научном осмыслении на современном уровне музыкознания, ибо история русской хоровой культуры – тема актуальная во все времена, её фундаментальное базисное значение не подлежит сомнению. Анализ онтологических и гносеологических аспектов отечественного хорового искусства позволяет объективно осмыслить сложнейшие процессы его эволюции. Он особенно важен ныне, когда все очевиднее нарастание кризисных явлений, непосредственно затрагивающих бытие хоровой культуры, имеющей в России особые многовековые традиции.
Весьма злободневна проблема, рассмотрение которой находится в центре диссертации. Вопрос о специфике вокальной подготовки певца в профессиональном коллективе до сих пор остается для музыкознания малоисследованной областью. Несмотря на то, что проблемы хорового и сольного вокального исполнительства нашли свое отражение во множестве трудов, до сих пор на русском языке не опубликовано специальных работ, посвященных изучению специфики деятельности вокалиста в хоровом коллективе. А некоторые явления трактуются исключительно с позиций светских, в то время как они затрагивают культовую сторону жизни коллектива, которая регламентировалась определенными догматическими требованиями. Такая исследовательская линия, учитывающая не все составляющие музыкально-исторического процесса, исключает возможность воссоздания реальной исторической картины.
Очевидно, изучение лишь вершинных достижений эпохи, наделяемых репрезентирующей функцией, и пренебрежение малозначимыми, на первый взгляд, фактами и явлениями, искажает действительность и порождает неполные оценки ряда существенных реалий и тенденций в развитии искусства. В результате фактически проигнорированным отечественным музыкознанием остался целый культурно-исторический пласт, включающий деятельность таких вокальных педагогов, как отдавшие годы и десятилетия воспитанию русских хоровых певцов А. Вакари, А. Тамброни, Г. Фачиотти, а существующие биографии Л. Пиччиоли, Д. Рубини и Дж. Кавалли полны фактологических неточностей. Нет и фундаментального труда об учителях церковного пения, работавших в Капелле параллельно иностранным мастерам. Актуальность воссоздания полной истории этого вопроса представляется очевидной.
Степень научной разработанности проблемы.
В последние годы в связи со сменой методологических установок в отечественной музыкальной науке, а также с возросшим в России интересом к сфере духовной музыки, появляются исследования, связанные с изучением особенностей православного богослужебного пения. Любой взгляд в глубины истории обнаруживает немало забытых имен, выпущенных из памяти событий, преданных забвению фактов. В современной жизни важен результат, а не процесс. Эпизоды далекого прошлого занимают, как правило, лишь небольшой круг исследователей, вызывая легкий всплеск внимания заинтересованной аудитории. При всем том существует устойчивый интерес к вокальному искусству, его инициации и эволюции, как в исполнительском, так и методологическом аспектах. Известные издания советского времени — «Очерки по истории вокальной педагогики» В. Багадурова (1956), «Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки» А. Гозенпуда (1959), «Искусство пения» И. Назаренко (1963), «Развитие школы хорового пения в России» (1974) К. Никольской-Береговской, «У истоков русского театра» (1984) А. Кузьмина, вышедшие позднее учебные пособия А. Яковлевой «Русская вокальная школа. Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия» (1999), К. Никольской-Береговской «Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.» (2003), книги Джулии Баклер «Литературный лорнет. Посещение оперы в императорской России» (Buckler J.A. The literary lorgnette: attending opera in imperial Russia. Stanford, 2000) и Г. Денисовой «Очерки по истории вокальной педагогики в России» (2003), а также появившиеся в последние годы диссертации Э. К. Петри «Взаимодействие немецкой и русской хоровой традиции в контексте культуры России XVII - XIX веков» (Нижний Новгород, 2005), Т. В. Манько «Русская школа хорового исполнительства (Традиции и современность)» (Ростов-на-Дону, 2006), А. Е. Хоффманн «Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика» (Москва, 2008), А. А. Зингаренко «История и теория обучения профессиональных певчих в России в XVII - первой половине XIX века: к проблеме воспитания музыкального слуха (Санкт-Петербург, 2008), Р. А. Нагина «Оперное творчество М.И. Глинки в контексте западноевропейского музыкального театра XVIII - первой половины XIX веков» (Москва, 2011), М. Г. Долгушиной «Камерная вокальная музыка в России первой половины XIX века: к проблеме связей с европейской культурой» (Санкт-Петербург, 2010) и др., — затрагивают широкий пласт вопросов по предмету нашего исследования.
Объект исследования - отечественная хоровая культура XVIII-XXI столетий.
Предмет исследования - индивидуальная вокальная подготовка певца в профессиональном хоровом коллективе и её традиции, носителем которых является Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга.
Цель работы — выявить специфику вокальной подготовки, в которой неизбежно нуждается любой артист хора, попадающий в условия профессионального коллектива с широким диапазоном исполняемых произведений (духовных и светских; a cappella и в сопровождении оркестра; от обработок народных песен до кантатно-ораториальных монументальных полотен).
Задачи работы: Одна из важных задач — рассмотреть избранную тему в контексте исторического развития Капеллы. Описать особенности репертуара в каждый из освещаемых периодов. Проследить влияние итальянской школы bel canto на вокальный стиль Капеллы, восполнить недостаток фактического материала, касающегося учителей пения, как приглашенных из Италии, так и выходцев из Капеллы. Параллельно с этим стоит задача осветить работу Капеллы в советский и постсоветский периоды, в частности, показать, какие трансформации претерпела вокальная подготовка артистов в последние сорок лет, когда коллективом руководит В.А. Чернушенко. Особый аспект - проанализировать специфику вокальной подготовки при исполнении музыки современных российских композиторов.
Методология и методы исследования. Методологической базой диссертации являются труды отечественных ученых, посвященные философии, эстетике (В.Соловьев, А.Серов, В.Стасов), истории музыки (Я.Штелин, Н.Финдейзен, А.Гозенпуд, Ю.Келдыш, О.Левашева, М.Долгушина, И.Петровская и др.), истории и теории вокального и хорового искусства (В.Багадуров, И.Гарднер, М.Рахманова, Н.Захарьина, С.Зверева, Н.Рамазанова, М.Рогачева, А.Яковлева, Г.Денисова, А.Зингаренко, К.Никольская-Береговская, А.Хоффманн, Э.Петри, А.Пружанский, Ю.Паисов, Е.Иготти, М.Людько, И.Тихонова и др.). Тесная связь избранной темы с творчеством русских композиторов определила обращение автора к теоретическим и практическим работам А.Варламова, М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова. Из непосредственно использованных в диссертации методов выделим архивно-источниковедческий, аналитический, жанрово-стилистический.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Говоря о специфике вокальной подготовки хорового певца, необходимо выделить две взаимопроникающие тенденции, — первая из них ведет от многовековой хоровой культуры (традиции церковного пения и соответствующих школ певчих), а вторая — европейская, в первую очередь, базирующаяся на итальянской системе сольной постановки голоса.
-
Магистральная линия индивидуальной подготовки представляет собой синтез отечественных и итальянских элементов.
-
История Придворной капеллы являет собой разновекторный процесс, в котором сосуществовали различные творческие позиции, как в целом, так и в отношении обучения пению.
Научная новизна:
В исследовании впервые выявлены основные тенденции каждого из этапов становления и эволюции коллектива Капеллы, как в историческом, так и в общеметодологическом планах.
При работе с архивными материалами появилась возможность воскресить имена многих талантливых музыкантов, которые из-за стечения обстоятельств были забыты. В частности, была найдена «Школа пения» певчего Придворной капеллы Филиппа Евсеева (1838), которая является первой отечественной школой пения, написанной ранее, чем широко известная школа А.Е.Варламова.
В исследовании подробно освещен период после 1917 года, который доныне не становился предметом детального научного рассмотрения. Посвященная ему книга В.И. Музалевского «Старейший русский хор» (1938) охватывает далеко не всю историю вопроса и несет на себе неизбежную печать сталинской эпохи со всеми ее конъюнктурными «прелестями», а статья М.Г.Рыцаревой (1991, без названия) представляет собой обзорный очерк, что обусловлено, разумеется, и масштабами, и назначением данной работы, размещенной на официальном сайте Капеллы.
Впервые в научном музыкознании дана характеристика постсоветского периода в жизни и деятельности Капеллы. Инновационными по сути являются параграфы, в которых, помимо характеристики музыки отечественных композиторов, входящей в репертуар Капеллы, представлен анализ специфики вокальной подготовки артиста хора в профессиональном коллективе, тесно связанный с современной музыкой. В виде приложений впервые помещен материал, представляющий собой хронологическую таблицу директоров, учителей пения и уставщиков Капеллы, сравнительную таблицу этапов становления хорового коллектива и список гастролей, предпринятых Капеллой в 1976-2013 годах.
Такой ракурс исследования предоставил возможность по-новому очертить исторический контекст, в котором формировались эстетические представления певчих капеллы, повлиявшие на характер и традиции хоровой культуры в России.
Теоретическая значимость:
выделены особенности репертуара в каждый из рассматриваемых исторических периодов;
прослежены основные тенденции, позволяющие судить о специфике индивидуальной вокальной подготовки певчих хора;
представлен обзор фактологических сведений, относящихся как к персоналиям, так и к концертной жизни Капеллы.
В настоящее время возрастает научный интерес к проблемам аутентичного исполнения как зарубежной, так и в целом светской музыки при русском дворе, выходят в свет переиздания первых опубликованных хоровых учебников и трактатов на русском языке. В данном исследовании охарактеризованы те из них, которые принадлежат выпускникам и сотрудникам Придворной певческой капеллы («Школы» Ф. Е. Евсеева, А. Е. Варламова и методические работы М. И. Глинки). Также важно то, что впервые освещены биографии многих учителей пения Капеллы и их помощников. Неоценимую помощь в этом оказали материалы, собранные А. Е. Хомутенко, безусловно, обладающие исключительной исторической значимостью. Разумеется, особый характер имела работа в Российском государственном историческом архиве, в котором хранятся многие документы, дающие представление о фактах из профессиональной и личной жизни приглашавшихся в Капеллу преподавателей. Полученные в итоге результаты дают основания считать их важными для теоретического осмысления сути процессов, рассматриваемых исследователями отечественного вокально-хорового искусства.
Практическая значимость данной работы заключена в ряде взаимосвязанных аспектов.
Во-первых, изучение архивных материалов дает возможность тщательно проанализировать систему подготовки грамотных и хорошо обученных певцов, проследить преемственность обучения (занятия взрослых певчих с малолетними, выбор учителей пения и их помощников из бывших певчих). Эти материалы фиксируют высокий уровень вокальной оснащенности певчих Капеллы, запечатленный не только в исполнительском мастерстве коллектива, подтверждаемом многочисленными отзывами и рецензиями современников, но и в выдвижении отдельных солистов, певших и в хоре, и на оперной сцене.
Данный опыт отнюдь не потерял практического значения и сегодня: хотя формально связь Хоровое училище — Капелла была разорвана в конце ХХ века, сотрудничество учебного заведения и концертного коллектива протекает достаточно стабильно, что выражается как в проведении совместных концертов, так и в трудоустройстве юношей, окончивших училище. В данный момент в составе Капеллы 10 артистов мужского хора, дирижер и художественный руководитель — выпускники Хорового училища.
Во-вторых, методические рекомендации, проистекающие из содержания диссертации, также имеют конкретный выход: введение в новый учебный план училища предметов «Сольное пение» и «Вокальный ансамбль» есть, по сути, не что иное, как возвращение к многовековым традициям, равнозначное с функционированием в Капелле должности педагога сольного пения. Одновременно можно проследить и иное направление: Хоровое училище — Оперный театр. Для этого достаточно взглянуть на состав Академии молодых певцов Мариинского театра, а также на состав самой труппы.
В-третьих, история Капеллы неопровержимо доказывает правильность и целесообразность практики участия ее воспитанников в оперных спектаклях. Как преподаватель вокала в Хоровом училище, автор текста неоднократно готовил детей к этому важнейшему для всякого будущего хорового артиста событию. Участие детей в спектаклях, на наш взгляд, есть, с одной стороны, продолжение многовековых традиций, а с другой - всесторонняя подготовка их к будущей современной профессиональной деятельности.
И, наконец, отнюдь не потеряла практической значимости идея приглашения в Капеллу иностранных специалистов – как солистов, так артистов хора и педагогов-консультантов по вокальной подготовке. Она способна обогатить коллектив, содействуя диверсификации методов творческого воплощения классической и современной музыки.
Авторская апробация основных выводов и идей исследования:
В форме выступлений с докладами на Международных научных конференциях (девять выступлений в Москве и Санкт-Петербурге в 2011-2013 годах).
В опубликованных статьях.
В регулярной практической работе артиста хора Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга.
В занятиях в период с 2010 по 2012 под руководством автора исследования с группой сопрано и всем женским хором Капеллы.
В педагогической деятельности, осуществляемой в Хоровом училище им. М. И. Глинки.
В дискографии: участие в записях, предпринятых коллективом Капеллы.
Структура работы
Диссертация (196 стр.) состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 122 наименования, а также списка архивных документов (34 наименования) и трёх приложений.
Свет и тени дореволюционного расцвета (1883-1917)
Предмет исследования — индивидуальная вокальная подготовка певца в профессиональном хоровом коллективе и её традиции, носителем которых является Государственная академическая певческая Капелла Санкт-Петербурга.
Методология и методы исследования. Методологической базой диссертации являются труды отечественных ученых, посвященные философии, эстетике (В.Соловьев, А.Серов, В.Стасов), истории музыки (Я.Штелин, Н.Финдейзен, А.Гозенпуд, Ю.Келдыш, О.Левашева, М.Долгушина, И.Петровская, Огаркова и др.), истории и теории вокального и хорового искусства (В.Багадуров, И.Гарднер, М.Рахманова, Н.Захарьина, С.Зверева, Н.Рамазанова, М.Рогачева, А.Яковлева, Г.Денисова, А.Зингаренко, К.Никольская-Береговская, А.Хоффманн, Э.Петри, А.Пружанский, Ю.Паисов, Е.Иготти, М.Людько, И.Тихонова и др.). Тесная связь избранной темы с творчеством русских композиторов определила обращение автора к теоретическим и практическим работам А.Варламова, М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова. Из непосредственно использованных в диссертации методов выделим архивно-источниковедческий, аналитический, жанрово-стилистический.
Степень научной разработанности проблемы.
В последние годы в связи со сменой методологических установок в отечественной музыкальной науке, а также с возросшим в России интересом к сфере духовной музыки, появляются исследования, связанные с изучением особенностей православного богослужебного пения. Любой взгляд в глубины истории обнаруживает немало забытых имен, выпущенных из памяти событий, преданных забвению фактов. В современной жизни важен результат, а не процесс. Эпизоды далекого прошлого занимают лишь небольшой круг исследователей, вызывая легкий всплеск внимания заинтересованной аудитории. При всем том существует устойчивый интерес к вокальному искусству, его инициации и эволюции, как в исполнительском, так и методологическом аспектах. Известные издания советского времени — «Очерки по истории вокальной педагогики» В. Багадурова (1956), «Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки» А. Гозенпуда (1959), «Искусство пения» И. Назаренко (1963), «Развитие школы хорового пения в России» (1974) К. Никольской-Береговской, «У истоков русского театра» (1984) А. Кузьмина, вышедшие позднее учебные пособия А. Яковлевой «Русская вокальная школа. Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия» (1999), К. Никольской-Береговской «Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.» (2003), книги Джулии Баклер «Литературный лорнет. Посещение оперы в императорской России» (Buckler J.A. The literary lorgnette: attending opera in imperial Russia. Stanford, 2000) и Г. Денисовой «Очерки по истории вокальной педагогики в России» (2003), а также появившиеся в последние годы диссертации Э. К. Петри «Взаимодействие немецкой и русской хоровой традиции в контексте культуры России XVII - XIX веков» (Нижний Новгород, 2005), Т. В. Манько «Русская школа хорового исполнительства (Традиции и современность)» (Ростов-на-Дону, 2006), А. Е. Хоффманн «Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика» (Москва, 2008), А. А. Зингаренко «История и теория обучения профессиональных певчих в России в XVII - первой половине XIX века: к проблеме воспитания музыкального слуха (Санкт-Петербург, 2008), Р. А. Нагина «Оперное творчество М. И. Глинки в контексте западноевропейского музыкального театра XVIII - первой половины XIX веков» (Москва, 2011), М. Г. Долгушиной «Камерная вокальная музыка в России первой половины XIX века: к проблеме связей с европейской культурой» (Санкт-Петербург, 2010) и др., — затрагивают широкий пласт вопросов по предмету нашего исследования.
Основные положения, выносимые на защиту: 1. Говоря о специфике вокальной подготовки хорового певца, необходимо выделить главным образом две взаимопроникающие тенденции, — первая из них ведет от многовековой хоровой культуры (традиции церковного пения и соответствующих школ певчих), а вторая — европейская, в первую очередь, базирующаяся на итальянском принципе сольной постановки голоса. 2. Магистральная линия индивидуальной подготовки представляет собой синтез отечественных и итальянских элементов. 3. История Придворной (академической) певческой капеллы являет собой разновекторный процесс, в котором сосуществовали различные творческие позиции, как в целом, так и в отношении обучения пению. Научная новизна:
В исследовании впервые выявлены основные тенденции каждого из этапов становления и эволюции коллектива Капеллы, как в историческом, так и в общеметодологическом планах.
При работе с архивными материалами появилась возможность воскресить имена многих талантливых музыкантов, которые из-за стечения обстоятельств были забыты. В частности, была найдена «Школа пения» певчего Придворной капеллы Филиппа Евсеева (1838), которая является первой отечественной школой пения, написанной ранее, чем широко известная школа А.Е.Варламова.
В исследовании подробно освещен период после 1917 года, который доныне не становился предметом детального научного рассмотрения. Посвященная ему книга В.И. Музалевского «Старейший русский хор» (1938) охватывает далеко не всю историю вопроса и несет на себе неизбежную печать сталинской эпохи со всеми ее конъюнктурными «прелестями», а статья М.Г.Рыцаревой (1991, без названия) представляет собой обзорный очерк, что обусловлено, разумеется, и масштабами, и назначением данной работы, размещенной на официальном сайте Капеллы. Впервые в научном музыкознании дана характеристика постсоветского периода в жизни и деятельности Капеллы. Инновационными по сути являются параграфы, в которых, помимо характеристики музыки отечественных композиторов, входящей в репертуар Капеллы, представлен анализ специфики вокальной подготовки артиста хора в профессиональном коллективе, тесно связанный с современной музыкой. В виде приложений впервые помещен материал, представляющий собой хронологическую таблицу директоров, учителей пения и уставщиков Капеллы, сравнительную таблицу этапов становления хорового коллектива и список гастролей, предпринятых Капеллой в 1976-2013 годах.
Итальянские учителя пения. Анджело Вакари
Анджело Вакари — скрипач, принятый на службу в Италианскую кампанию 21 ноября 1743, сыграл большую роль в истории русского вокального искусства. Он подготовил к участию в итальянских операх целую плеяду русских певиц и певцов, среди которых был и Гаврила Марцинкевич, о пении коего современник писал: «этот юноша, отмеченный способностями, бесспорно, явится соперником Фаринелли и Челлиоти» .
В 1774 на придворной сцене была поставлена опера Антонио Сальери «Армида», по-видимому, под руководством тогдашнего капельмейстера итальянской оперы Т. Траэтты. Партии Армиды, Исмены и Ринальдо пели ученицы А. Вакари: А. Сенковская (Яворская), Грановская и М. Кролевна (Гонзалес); партию Убальдо исполнял придворный певчий, впоследствии уставщик Придворного певческого хора, бас Яков Тимченко, получавший надбавку к жалованью за участие в «Италианской кампании» . Также значительно увеличивается жалованье певчих Осипа Скоковского, Андрея Беляковского и Афанасия Тимченко в связи с их театральной деятельностью. Можно предположить, что все они были учениками того же А. Вакари. Известно, что артист оперы Андрей Трубчевский, выступавший в оперных спектаклях Придворного театра в Санкт-Петербурге, родившийся на Украине, пению обучался в Придворной капелле, где работал до 1764 года, у А. Вакари. Имя А. Трубчевского упоминается среди исполнителей партий в опере Г. Ф. Раупаха «Альцеста», наряду с Данилой Носаченко, Федором Ладункой, Иваном Ороблевским, Иваном Сичевским, Семеном Соколовским, Власом Трояновым и Дмитрием Бортнянским. Все вышеназванные певчие были в раннем возрасте вывезены в Петербург в числе детей, обладающих красивым голосом, зачислены в Придворную капеллу, где обучались пению, пели в хоре и исполняли сольные партии . Не следует ли из этого, что всех этих детей мог обучать пению скромный итальянский скрипач А. Вакари?
Напомним, что в упомянутой выше постановке оперы «Альцеста» взошла звезда русской певицы Елизаветы Белоградской, обучавшейся пению у своего отца, Осипа Белоградского, бывшего с 1739 года придворным певчим, а при Петре III — регентом Придворной певческой капеллы. Итальянские певцы, выступавшие на одной сцене с певицей, высоко ценили ее искусство, сильный голос и отточенность вокальной техники.
В последующие десятилетия дело, начатое А.Вакари, было успешно продолжено.
Д. С. Бортнянский, за десять лет жизни в Италии свободно овладевший навыками bel canto, всячески стимулировал совершенствование вокальных традиций коллектива, в котором выросли и он сам, и учителя, занимавшиеся с певчими. При его участии уже в первой четверти ХIХ века были разучены такие фундаментальные опусы как «Сотворение мира» Й. Гайдна, «Реквиемы» Моцарта и Керубини, «Мессия» Генделя, «Торжественная месса» Бетховена, которые и поныне представляют собой вершины вокального мастерства хорового певца. В качестве солистов для исполнения этих полотен приглашались известные певцы — Тереза Мачурлетти, Паоло Мандини, Иоганн Баптист Хюбш, Монготье, что, безусловно, способствовало укреплению манеры пения, предлагаемой, в том числе, в самой Придворной капелле.
Появление в это время плеяды итальянских педагогов в Капелле было, таким образом, следствием естественной необходимости в продолжении начатого ранее эффективного процесса.
Ф. П. Львов вводит новую систему занятий с певчими Капеллы . Классы пения разделяются на три постепенных разряда. Каждый поручается «особым певчим, занимающимся учением, какие … в знании и прилежности замечены были» . Определяются и критерии перехода учеников из одного класса в другой. Общий хор проводился два раза в неделю под управлением учителя пения Грибовича . «Со всем сим успехи не удовлетворяют моим ожиданиям, поют, но поют хотя и твердо, но сухо, и ныне уверился я на самом опыте, что весь недостаток происходит от недостатка системы или метода в классном преподавании начальных правил пения, посредством коих механизм голоса и музыки получает свое образование» . Далее Ф. П. Львов выказывает свою компетентность в поднимаемом вопросе. Он пишет о существующих в Италии и Франции школах пения и публикациях на тему обучения вокалу, и в результате делает вывод о необходимости в Придворном хоре учителя пения, прошедшего академическую школу, «не для церковного пения, которое имеет свой ход и чистоту, но для первоначального образования голоса в усилении и смягчении оного, в переводе духа, что весьма уважительно в пении, в открытии рта, в бережливости груди и для изучения нотного размера» . Результатом данного рапорта в адрес министра двора князя Волконского стало приглашение в Капеллу учителя сольного пения, итальянца Доминика Рубини, чью кандидатуру предложил сам Львов. В другом рапорте от 1833 года он так говорит об этом претенденте на должность: «узнав, что приехавший сюда учитель пения италианец Рубини, учился в Болонской Академии, знает правила певческой музыки, и имеет на свое звание диплом, зная притом, что в церковное италианское пение (plein chant) не допускаются никакие украшения; что музыкальное выражение есть непосредственная принадлежность италианских школ, я решился просить Ваше Сиятельство о исходатайствовании Высочайшей Воли на определение италианца Рубини в Придворную Певческую Капеллу» .
Биографические сведения об этом учителе пения скудны. Известно, что он являлся неаполитанским подданным. В материалах А. Е. Хомутенко указывается: «Рубини Доминик Иоанн Баттиста Романо (Dominique Rubini), родился в 1795 г. 26 марта — умер 1854» . Обстоятельства приезда Рубини в Россию остались невыясненными. Зато профессиональная деятельность учителя пения нашла отражение в многочисленных документах, хранящихся в РГИА, и афишах тех лет, которые он провел в Санкт-Петербурге (с 1831 по 1842 гг.). Рубини, исполняя обязанности преподавателя
Капелла под руководством В. А. Чернушенко (1974-2013)
Признанного педагога командируют в 1876 и 1877 годах для присутствия на экзаменах в Санкт-Петербургской консерватории в качестве депутата от Министерства Императорского Двора.
Газета «Биржевые ведомости» от 17 февраля 1878 в разделе «Театр и музыка» писала: «12-го февраля в зале «Peterschule» состоялся один из интереснейших концертов сезона, как в музыкальном отношении, так и по составу исполнителей. «Общество любителей музыки» заявило о себе блистательно. … Нам пришлось познакомиться со многими превосходными голосами и с изяществом исполнения, которое не часто встречаются даже и у артистов по профессии. … Большинство исполнителей — ученики и ученицы г. Кавалли, преподавателя в певческой капелле и, судя по концерту, справедливо пользующегося репутацией одного из лучших учителей пения» . Среди прочих упоминались «Г. И., тенор di grazia, очень высокий, приятный и мягкого тембра», участвующий в нескольких ансамблях, и «очень хороший бас Г. К.» (скорее всего, речь шла об учениках Кавалли по Придворной капелле Г. Иваницком, ставшем в 1901 году уставщиком Капеллы, и Г. Краснощекове).
Установлен адрес, по которому жил маэстро в Санкт-Петербурге: Максимилиановский переулок, дом № 17, кв. № 3. Дом сохранился и поныне.
Описание дальнейшей судьбы Кавалли напрямую оказывается в зависимости от смены директора Капеллы, а соответственно и смены вкусов и пристрастий. Перемены в системе музыкального образования капеллы стали ощутимы практически сразу. Так, 16 Апреля 1883 года Учителю класса Итальянского пения при Придворной Капелле господину Кавалли приходит письмо, в котором начальник Капеллы Граф Сергей Дмитриевич Шереметев сообщает, что «вследствие скорого отъезда Капеллы в Москву и предполагающейся перестройки зданий Капеллы, по ходатайству моему разрешает прекратить некоторые классы на неопределенное время, и в том числе и класс Италианскаго пения; вследствие чего имею честь уведомить Вас, что занятия Ваши по этому классу с 1-го Мая окончательно прекращаются, о чем Его Сиятельством и донесено Г-ну Министру Императорскаго Двора, дабы сделано было надлежащее распоряжение об окончательном расчете с Вами» . Что заставило Дирекцию капеллы отказать в месте человеку, прослужившему в ней 14 с половиной лет? Для самого Кавалли этот вопрос, возможно, так и остался без ответа. Мы же можем получить объяснение свершившемуся из уст свидетеля и соучастника событий. Сам Н. А. Римский-Корсаков, исполнявший в то время обязанности помощника Управляющего капеллой (т. е. М. А. Балакирева), в «Летописи моей музыкальной жизни» (Глава XIX), писал о Балакиреве, что в первую же весну он уволил из состава преподавателей практически всех иностранцев и «иноверцев». «Устранил он также итальянца Кавалли, преподававшего сольное пение взрослым певчим. Упомянутые преподающие на первое время никем заменены не были» . Забегая вперед, скажу, что следующий учитель сольного пения в Капелле появился уже в начале века двадцатого. Им стал молодой выпускник Санкт-Петербургской консерватории Николай Кедров, получивший в дальнейшем мировую известность благодаря созданному им мужскому квартету (в состав которого входили и певцы Капеллы) и большому количеству хоровых духовных сочинений.
Вернемся к маэстро Кавалли, чья жизнь оказалась полностью зависимой от смены предпочтений и мировоззрений управляющего капеллой. Он, не посвященный в пристрастия нового начальства, недоумевал и огорчался, получив письмо об увольнении. Одно за другим Кавалли пишет прошения, сначала — о восстановлении в должности, далее — о назначении пенсии или хотя бы о выдаче пособия. Не помогают ни слова о стесненности материального состояния, ни упоминание приемной дочери, находящейся на его попечении, ни ходатайства высокопоставленных чиновников Бахметьева, Кириллина и Адлерберга, доброжелательно относившихся к маэстро долгие годы. Дирекция Капеллы формулирует решение об увольнении достаточно цинично: «г. Кавалли должен был посвящать Капелле еженедельно 4 часа в продолжении учебного сезона с Сентября по Май, при чем за годовой час ему приходилось 178 р. 57 коп. — за тем Капелла не заключала с ним никаких договоров или условий, и когда нашла нужным уволить его, то донесла об этом Господину Министру Императорского Двора рапортом от 16 Апреля 1883 г. за № 151-м, испрашивая распоряжений об окончательном с ним расчете, так как он получал жалованье не от Капеллы, а из Кабинета Его Величества, причем Капелла вновь ангажировать его была не намерена» .
Так в 1883 году внезапно завершается целая эпоха главенства итальянских учителей сольного пения в стенах старейшего музыкального образования страны.
В 1883 году по Высочайшему повелению от 25 октября Кавалли был выдан в единовременное вознаграждение полугодовой оклад производившегося ему содержания (триста пятьдесят семь рублей). Неоднократно, в 1885, 1886 и 1891 году он пытается восстановить справедливость, но его прошения о пенсии или пособии отклоняются. В мае 1895 года Дж. Кавалли обращается к новому Директору Придворной Певческой Капеллы А. Аренскому с прошением: «Честь имею обратиться к Вашему Превосходительству с просьбою соблаговолить собрать на мой счет все нужные сведения, чтобы снова доверить мне место учителя пения для постановки голосов, как я имел счастье уже служить более 14 лет, при директоре Бахметьеве, до смерти
О специфике вокальной подготовки певца в хоровом коллективе на современном этапе
К концу тридцатых годов в репетуар Капеллы входили произведения Палестрины, Орландо Лассо, Баха, Генделя, Бетховена, И. Дунаевского, И. Дзержинского, М. Юдина, В. Соловьева-Седого, С. Прокофьева, Д. Прицкера, Е. Голубева, О. Чишко, В. Белого.
Период с 1938-го до 1974-го года представляется одним из самых малоизученных в истории Капеллы. Ныне немного осталось живых современников и участников событий, а исследовательской литературы практически так и не появилось.
Годы Великой Отечественной Войны во многом стали трагичны для капеллы, так как часть артистов ушла на фронт, а остальная, включая и музыкальную школу, в 1941 году была эвакуирована в Кировскую область.
Главным дирижером становится Елизавета Петровна Кудрявцева, которая руководит хором в период болезни Свешникова. Приведем здесь характеристику, которую дает М.Рыцарева данному периоду: «В первые дни войны 30 артистов капеллы ушли на фронт. Оставшиеся, сформированные в концертные бригады, обслуживали воинские части, госпитали, лазареты. Только с 22 июня по 22 августа 1941 года (до эвакуации) бригады дали 42 выступления и провели 14 хоровых концертов. … Несмотря на трудности, вызванные войной, капелла перестроила свой репертуар применительно к требованиям обстановки и активно включилась в обслуживание трудящихся, военных частей, лазаретов … . В 1943 году художественным руководителем и главным дирижёром назначается крупный специалист хорового дела, заслуженный деятель искусств РСФСР Георгий Александрович Дмитревский, … он способствовал дальнейшему подъему исполнительского мастерства хора» .
Уже осенью 1944 года в Ленинград смогла вернуться и Капелла. Состав хора в этот момент составлял лишь 30 человек. «Интенсивная организаторская и творческая деятельность Дмитревского помогла в сравнительно короткое время достичь высоких художественных результатов и ввести капеллу в строй действующих концертных организаций» .
Период до 1956 года целесообразно рассмотреть сквозь призму творческой деятельности Петра Константиновича Левандо (1876-1969) — артиста, на протяжении многих десятилетий воплощавшего дух и смысл хоровой профессии: из прожитых девяноста трёх лет более семидесяти (!) он работал певчим в Капелле. Приведем здесь выдержки из статьи, увидевшей свет в 1991 году, к 115-летию Левандо: «К 17 годам у П. К. Левандо формируется бас-октава. … В декабре 1895 года он приезжает в Петербург, город, с которым отныне будет связана вся его жизнь. … 1 октября 1901 года началась работа П. К. Левандо в капелле как октависта. … С 1902 года он - постоянный участник особо почетной творческой группы — «увеличенного квартета» (семь человек), сопровождавшего двор во время поездок за границу, в Крым и т. п. — ансамбля «Алеко». … П. К. Левандо часто поручались запевы в русских народных песнях. Многим запомнилось, как он «своим могучим, красивым басом» пел «Ты взойди, взойди, солнце красное» в обработке Мусоргского. Эта песня, звучала и в зарубежных гастролях капеллы в 1928 году» . В мае 1940 года П. К. Левандо был награжден орденом «Знак почета». После войны певец снова продолжил работу в Капелле. В 1956 году «музыкальная общественность отметила его 80-летие и, 55-летие работы в капелле. Впервые столь торжественно чествовали артиста хора. Это было свидетельство уважения и признания таланта, неутомимого труженика, отдавшего всю свою большую жизнь любимому делу» .
В первые послевоенные годы Капеллой было исполнено множество произведений. Одно из них особенно интересно — это прелюдия-кантата «Из Гомера» Н. А. Римского-Корсакова, она была создана летом 1901 года и написана для женского хора, сопрано, меццо-сопрано, альта и оркестра. Вероятно, обращение к произведению для однородного женского хора было вызвано нехваткой исполнителей-мужчин сразу после войны. М.Рыцарева отмечает: «в период с 1946 по 1953 годы Капеллой были впервые исполнены и возобновлены «Иоанн Дамаскин» Танеева, Месса си минор Баха, Реквием Верди, «Времена года» Гайдна, «Из Гомера» Римского-Корсакова, Реквием Моцарта, хоры из опер Вагнера и многие другие произведения. Состоялись премьеры ряда крупных сочинений советских композиторов» .
Время после кончины Г.А.Дмитревского (1953) было для Капеллы очень непростым. «Необоснованные частные смены главных дирижёров (за 21 год – шесть) не позволяли стабилизировать художественно-исполнительский уровень хора. Каждая перемена, в первую очередь, болезненно отражалась на звучании этого инструмента; самого сложного, самого хрупкого, как это не кажется странным, из всех существующих» .
Таким образом, в период с 1917 до 1974 года необходимо выделить несколько основополагающих моментов, а именно: хранение и оберегание традиций, благодаря тому, что в состав капеллы долгое время входили кадры, получившие музыкальное образование и воспитание еще в условиях дореволюционной деятельности Капеллы;