Введение к работе
^туальность и цель исследования. Сонатная форма несет большую функциональнуп нагрузку в симфоническом цикле, поскольку Ьна определяет драматургическое развитие произведения. В симфонии, являющейся центральным стержнем национальной самобытной музыки, сконцентрированы наиболее существенные стилистические черты периода творческой эволюции. С симфонией связан тот круг актуальных вопросов, цель которых, с одной стороны, показать тесную связь композиторского творчества с традициями, с другой - достигнутые композитором новации в современном музыкальном мышлении.
Основа симфонии - сонатная форма - в свою очередь концентрирует в себе основную идею произведения и определяет ее последующее развитие в остальных частях цикла. В свете этой важной миссии становится понятным ее утверждение в цикле на первом месте.
На протяжении истории своего существования сонатная форма претерпела существенные изменения - как художественно-образные, так и структурные, в результате чего возникло известное противопоставление с изначальным термином - "сонатное аллегро".
В грузинских симфонических циклах сонатная форма дает большой и интересный материал для теоретического исследования. Отмечая актуальность избранной для исследования темы, в связи с художественным и творческим опытом выдающихся представителей музыкального искусства, считаем необходимым заострить внимание на принципе сона-тности как методе мышления и на прошлом и настоящем сложившейся на его основе сонатной формы.
Цель и задачи'исследования. Диссертационная работа ставит целью рассмотреть важные проблемы одной из крупных композиционных структур - сонатной формы в грузинских симфонических циклах: этапы становления и развития, ее "грузинскую" природу, обусловленную национальной семантикой. В созданных на различных исторических отапах грузинской музыкальной культуры симфониях в большей или,ме-: ньшей степени отразились основные свойства композиторского мышления в области сонатной формы. Это обстоятельство обусловило ограничение объекта исследования 40-60-ми годами.
Новизна исследования. Выявление принципов сонатной формы в грузинских симфонических циклах приобретает особенно активное значение на фоне панорамы развития современной симфонии, которая,
как известно, переживает свой расцвет в новых трансформациях. Работа представляет собой первую попытку научно-теоретического освещения проблем сонатной формы в грузинском теоретическом музыкознании. Выявлены три этапа становления сонатной формы, формы ин-диаиуального отношения к фольклору, специфика его использования. В работе исследована композиционная и драматургическая роль конкретных выразительных средств - интонационного мира, гармонии,фактуры и отдельных единиц.
Научные результаты диссертации пополняет теорию и историю сонатной формы в грузинской симфонии, существование которой фактически начинается в 20-е годы XX века.
Методологическая база исследования. Диссертационная работа основывается на сравнительном историческом методе и распространенном суммативном методе "общего и частного" изучения сонатной формы, которые позволяют не только отчетливо показать этапы эволюции сонатной формы, но и выявить причины появления ее типов в процессе становления формы. Сонатной форме отведено значительное место в советском музыкознании. Автор данной работы руководствуется трудами Б.В.Асафьева, Е.Н.Тюлина, В.В.Протопопова, В.А.Цук-кермана, Н.А.Горюхиной, В.П.Бобровского, В.Н.Хочоповой и других советских музыковедов.
В разработку поставленных в диссертации вопросов большой вклад внесли работы грузинских музыковедов: Ш.С.Асланишвили, В.Г. Донадзе, Г.З.Чхиквадзе, Г.Ш.Орджоникидзе, А.Г.Цулукидзе, К.Г.Туманишвили, Г.Г.Торадзе и др.
Практическая ценность работы. Теоретические обобщения и результаты исследования могут быть использованы в курсах анализа музыкальных произведений и истории музыки (музыкальной литературы) в среднем учебном звене, а также в высших учебных заведениях.
Апробация работы. Диссертация была апробирована на кафедре теории музыки (протокол № 8, II марта 1990 г.) и кафедре эстетики и искусствоведения (протокол №12 , 23 апреля 1990 г.) Тбилисской государственной консерватории им.В.Сараджишвили. Основные положения диссертации опубликованы в статьях и доложены автором на научных конференциях.
Структура работы. Диссертация состоит из вступления, трех глав и заключения. К работе прилагается список использованной литературы и нотные примеры.