Введение к работе
Настоящее диссертационное исследование посвящено причетним формам мордвы-эрзи бассейна реки Суры1: похоронно-поминальным и свадебным, имеющим доминирующее значение в духовной культуре данного народа. В причитаниях отражены важные жизненные устои этноса: в свадебных - это создание новых семей и рождение детей, т. е. созидание будущей жизни, а в похоронных - смена поколений и связь с прошлым. Поэтому причитания оказались жизненно востребованными во все исторические периоды, включая и настоящее время.
Цель диссертационного исследования заключается в выстраивании эволюционной цепи эрзянских причетных жанров, что предполагает раскрытие генетических корней в опоре на материалы родственных финно-угорских культур (финнов, карел, коми, вепсов, эстонцев, удмуртов, мари, в том числе и мордовского этноса в целом - эрзя, мокша, терюхане и т. д.). В этой связи поставлен ряд задач:
научно документировать сконцентрированный материал по теме: полевой (собранный автором) и архивный;
раскрыть семантическую основу причетных текстов в их образном строе и средствах поэтической выразительности;
выявить принципы структурирования напевов и их стилистические особенности;
осуществить сравнительное изучение эрзянских причетных форм с подобными формами родственных финно-угорских песенных традиций.
Источниковой базой вынесенной на защиту диссертации являются материалы, собранные автором с 2003 по 2010 гг. в районах бассейна реки Суры, а именно в Никольском и Лунинском р-нах Пензенской области, Инзенском и Корсунском р-нах Ульяновской области и Кочкуровском р-не Республики Мордовии. Из аутентичного полевого материала было отобрано более 70 образцов, целостно демонстрирующих изучаемую причетную традицию. Диссертант использовал материалы фольклорных экспедиций Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского в Никольский р-н Пензенской обл. (записи 1985-1989 гг., рук. - Н. Н. Гилярова), Инзенский р-н Ульяновской обл. (запи-
' Река Сура - правый приток р. Волги, протяженностью 841 км.
си 2001 г. рук. - Е. Г. Богина), а также совместной экспедиции московского и ульяновского исследователей И. А. Морозова и И. С. Кызласовой. Учтены также материалы фольклорной экспедиции Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (рук. Г. А. Дорджиева) в 2003 г.
Дополнительно в работу включены записи от мордвы-эрзи Среднего Заволжья (северо-восточные - Оренбург, северозападные - Самара, южные - Татарстан), переселенной сюда в XVII в. из изучаемой нами территории.
Исследовательская проблема заключается в том, чтобы характерные формы эрзянских причитаний сравнить с подобными формами родственных финно-угорских народов, которые проживают на территориях, расположенных с севера на юго-восток, с последующим обобщением результатов изысканий: карел, коми, мари, удмуртов. В связи с этим использованы работы Конк-ки У. С, Степановой А. С, Микушева А. К., Плесовского Ф. В., Васильева В. М., Герасимова О. М., Бойковой Е. Б., Виршини-ной Е. Б., Владыкиной В. Е., Христолюбовой Л. С, Перевозчико-вой Т. Г., Евсеева В. Я., Чистова К. В. и др.
Методология исследования - комплексная, с привлечением области поэтики, музыкального анализа, ряда дисциплин - этнографии, истории, краеведения, раздвигающих рамки исследовательского горизонта, что позволило более полно раскрыть семантическую и структурную картину изучаемого явления. Другой методологический ориентир, как уже говорилось, касается компаративистского способа, когда эрзянские причетные жанры сопоставляются с подобными жанрами родственных финно-угорских народов. Исследовательская сюжетная линия и ее по-главная рубрикация отражают раздельный анализ поэтического и музыкального текстов, способствующий более глубокому раскрытию изучаемого явления.
В ходе исследования диссертант опирался на теоретические положения отечественных и зарубежных фольклористов, музыковедов и этнографов - Б. В. Асафьева, Л. Викара, Е. В. Гиппиуса, Н. Н. Гиляровой, М. Е. Евсевьева, И. И. Земцовского, К. В. Квитки, Э. Г. Карху, А. И. Маскаева, А. К. Микушева, А. М. Мехне-цова и др.; научных сотрудников Российского института истории искусств - А. Ф. Некрыловой, В. А. Лапина, М. А. Лобанова, а также исследователей российских республик: Н. И. Бояркина,
Л. Б. Бояркиной, Н. Ф. Мокшина, М. Г. Хрущевой, Ф. В. Пле-совского, Т. Г. Перевозчиковой, А. С. Степановой, У.С. Конки, О. М. Герасимова и др.
Научная новизна. В настоящем исследовании впервые:
- осуществлена попытка целостного охвата всех компонентов
эрзянских похоронно-поминальных и свадебных причитаний;
-определена необходимость дифференциации понятий «плач» и «причитание», которые в этномузыкальной теории обычно воспринимаются в синонимическом значении;
- выявлена проблема семантики и сюжетных ходов эрзянских
причетных текстов;
раскрыта типология эрзянских причетных музыкальных форм как важный компонент национальной специфики;
поставлена проблема генетических связей причетных жанров эрзянской и родственных финно-угорских музыкальных традиций.
Апробация и практическая значимость работы. Исследование обсуждалось по отдельным разделам и в целостном виде на секторе фольклора Российского института истории искусств, а также на Ученом совете института. Отдельные положения и разделы диссертации использовались в учебном процессе в Санкт-Петербургском Музыкальном колледже им. Н. А. Римского-Корсакова.
По материалам диссертационного исследования подготовлены доклады и сообщения, которые были прочитаны на Всероссийских и Международных конференциях в Санкт-Петербурге (2006, 2007,2008 гг.) и Саранске (2007 г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, а также приложения, оформленного в виде отдельного тома, в который вошли:
-
Сборник похоронно-поминальных и свадебных причитаний мордвы-эрзи Присурья и родственных финно-угорских культур.
-
Комментарии к сборнику.
-
Собрание этнографических материалов похоронно-поминальных и свадебных обрядовых комплексов мордвы-эрзи Присурья.
-
Карты-схемы.
-
Иконографические материалы.
-
Музыкально-звуковое приложение (CD).