Введение к работе
Основной целью данной работы является исследование музыкальных памятников из собраний Эстонии, Латвии, Литвы, Украины и некоторых петербургских собраний; изучение образцов латинского хорала и гим-нографии, содержащихся в данных источниках.
Большая часть манускриптов, используемых в работе, является совершенно неизученными или малоизученными источниками. В отличие от петербургских коллекций, в собраниях Прибалтики и Львова сохранились части местных церковных и монастырских собраний, поэтому, чтобы исторически правильно оценить и анализировать наиболее интересные памятники, необходимо изучить все источники этих собраний. И поэтому вторая цель работы — описать и каталогизировать источники балтийских и львовских коллекций. Этим определяется вес источниковедческой проблематики в работе.
Актуальность и значение исследования обусловлены тем, что изучение источников позволяет существенно пополнить сведения но истории музыки в эпоху средневековья, в частности, по католическому хоралу, на территории Эстонии, Литвы, Западной Украины, которые в настоящее время либо отсутствуют либо представляют собой главным образом единичные хроникальные свидетельства. Хотя сохранившиеся источники не позволяют получить полное представление о местной певческой практике, изучение музыкальных манускриптов, репертуара песнопений в них, музыкальных версий могло бы дополнить картину распространения и адаптации католической хоральной традиции на востоке Европы, а также могло бы расширить соответствующие разделы в "историях музыки" данных стран. Рассматриваемые источники имеют значение не только для истории музыки, но и для истории, в частности, истории церкви на территориях, которые некогда являлись самыми восточными католическими епархиями. Проникновение католицизма способствовало культурным контактам с Европой, отразилось на различных сторонах культуры и искусства, на музыкальной практике в частности, способствовало формированию здесь музыкальной культуры европейского типа.
Выбор ракурса исследований станет вполне понятен, если взглянуть на музыкальную медиевистику стран Скандинавии и Центральной Европы — Венгрии, Чехии, Польши, где средневековый хорал интенсивно изучается последние несколько десятилетий. Во-первых, даже при беглом знакомстве с библиографией ясно, что источниковедение как фундамент определяет здесь дальнейший качественный рост науки. Во-вторых, характерен сам круг задач и тем, целесообразных и вместе с тем выполнимых, на которых прежде всего сосредоточиваются усилия сравнительно молодых науч-
ных традиций. Большое место среди музыковедческих трудов занимают работы по жанрам латинской гимнографии, в которых наиболее ярко отразилось своеобразие местных, обычаев. Формулируя задачи диссертации, мы следуем за опытрм,наших западных соседей и старших коллег. Тем более, что изучаемые нами "территории" исторически тяготеют к данным странам: Львов и Вильнюс — к Польше, а Таллин — к Скандинавии и Северной Германии.
Работа по описанию и каталогизации рукописей латинского хорала балтийских и украинских коллекций ведется нами с 1988 г. В 1993 г. на конференции Секции "Кантус Планує" Международного Музыковедческого Общества был прочитан доклад "О рукописях латинского хорала в собраниях стран Балтии и Украины", который представлял обзоры содержимого данных собраний и список из 155 рукописей [5]. В 1994 г. были опубликованы в первоначальной редакции каталоги вильнюсских и львовских рукописей [3; 4], которые имеют достаточно краткие описания, включая внешнее описание (переплет, структура книги), палеографическую характеристику (письмо, нотация, декор), содержание и аннотацию с дополнительными сведениями об истории книги, ее владельцах и библиографией. С 1994 г. нами готовится вторая редакция каталога с более подробным — поинципитным описанием содержания и указателями. Данная работа займет еще долгие годы, прежде чем появится законченный результат — книга. В настоящей диссертации воспроизводятся с небольшими изменениями тексты обзоров из доклада 1993 г. и из статей 1994 г., которые собственно и являются результатом — "экстрактом" длительной работы в собраниях.
Научная новизна работы определяется количеством представленной в ней новой информации. На карте Центральной Европы закрываются обширные пробелы относительно содержимого рукописных коллекций "бывших западных республик СССР". Опубликована информация о 155 рукописях. При изучении источников, выбранных для специального музыковедческого исследования, найдено по крайней мере 54 доселе неизвестных хорачов. 120 неопубликованных хоралов публикуются. Как отмечено выше, наиболее ощутимый вклад работа вносит в историю музыки стран ближнего зарубежья. Кроме того, она дает новые сведения о средневековом хорале и полифонии на территории Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов и Франции.
Диссертация построена как ряд разделов, каждый из которых является самостоятельной статьей. За исключением обзоров балтийских и львовских рукописных коллекций (1-е разделы главы 1, 2) каждый раздел посвящен отдельному музыкальному памятнику. В отечественной медиеви-
стикс имеется пример построения диссертации как ряда статей, это — работа М. Ф. Мурьянова (г. 1966) [12]. В этих статьях мы делаем попытку найти своеобразные черты локальных хоральных традиций. По сему особое внимание уделено жанрам гимнографии — оффициям, секвенциям, гимнам, тропам, литургическим песням.
Работа состоит из трех глав, десяти разделов, вступления и заключения, списка певческих рукописей, списка использованной литературы, списка косвенных рукописных источников и приложения, содержащего 265 транскрипций.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории зарубежной музыки Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского 25 июня 1999 года и рекомендована к защите.