Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Некоторые принципы ладообразования в напевах западнорусских традиций Камаева, Татьяна Юрьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Камаева, Татьяна Юрьевна. Некоторые принципы ладообразования в напевах западнорусских традиций : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Рос. акад. музыки им. Гнесиных.- Москва, 1997.- 27 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-5/1550-0

Введение к работе

Актуальность темы. В настоящее время проблемы ладообраэова-ния и звуковысотного устройства традиционной песни вновь занимают одно из центральных мест в отечественной этномузыко-логии. Появление за последние десятилетия ряда работ и публикаций , декларирующих структурно-типологический ПОДХОД к изучению объекта, выводит область звуковысотных исследований на качественно новый этап: постепенно складывается адекватная материалу методика анализа напевов, формируются представления о специфике лада в народной музыке, что естественным образом сказывается на выявлении закономерностей в области музыкального синтаксиса, норм его упорядочивания в тексте. Данная диссертация являет собой попытку исследования ладовой организации русских народных песен с точки зрения соотношений в единой системе мышления акустически разных звуковысотных явлений (ангемитоники, диатоники, целотоники и пр.) методой соотнесения их акустических и динамических характеристик . Вместе с тем в диссертации осуществляется сведение накопленных этномузыкологами суждений о природе ладовых процессов в единую систему (в предварительной форме).

Исследование до сих пор малоизученного феномена параллельного существования нескольких звуковысотных систем в уэ-колокальных традициях занимает центральное место в работе. Ладовый механизм данного явления последовательно вскрывается нами в напевах различных региональных песенных систем с применением методики графического моделирования звуковых структур.

_ 4 -

Цели и задачи исследования. Цель данной работы - выявление определенных принципов ладово-мелодического мышления в традиционных напевах русского Запада и частично - Юга. В качестве основных задач, поставленных в исследовании, нам видятся следующие: 1} анализ конкретных форм параллелизма нескольких звуковысотных явлений в единой системе координат; 2) поиск механизмов, обеспечивающих им органичное сосуществование в традиции; 3) выявление исполнительского осознания (или отсутствия такового) интервальной специфики звукорядов народной песни; 4) систематизация полученных результатов анализа, следствием чего является попытка теоретического обоснования ладового устройства традиционных песен рассматриваемых ареалов.

Предмет и материал исследования. Материалом для работы послужил корпус приуроченных напевов западнорусских традиций (поозерская, смоленская, курско-сумское пограничье), а также затрагиваются южнорусские территории (русские села Украины, курско-белгородское пограничье). Поскольку практически все указанные традиции характеризуются параллелизмом ангемитон-ных и диатонических систем, то методика полевой работы наряду с традиционными формами сбора материала включала и фиксацию одних и тех же песен в максимальном количестве их версий. Путем соотнесения полученных версий между собой мы в дальнейшем могли наблюдать за проявлением ладовой модели в условиях различного звукорядного заполнения напева. Методологические основы исследования. Настоящая работа находится в русле структурно-типологического направления в отечественной этномузыкологии. Исследователи, относящиеся к

данной научной школе, рассматривают каждый компонент фольклорного текста (в том числе и звуковысотность) как иерархическую систему. Они используют общий для структурной типологии в целом метод моделирования, стремясь на основе сравнительного изучения напевов выявить парадигматику того или иного компонента, формы его реализации в синтаксических конструкциях. В общетеоретической форме эти позиции изложены в работах Е.В.Гиппиуса, В.Л.Гошовского, С.И.Грицы, М.А.Енго-ватовой, Б.Б.Ефименковой, З.Я.Можейко. Появился целый ряд работ и публикаций, выполненных на различном региональном материале (труды Л.М.Винарчик, Т.В.Дигун, Е.А.Дороховой, О.А.Пашиной и др.).

Работа опирается на индуктивный метод, предполагающий построение научной концепции на основе предварительного изучения материала. Звуковысотные структуры рассматриваются нами в синхронической аспекте, при котором проблема генезиса звуковысотных систем выводится за рамки исследования.

В методологии исследования особо учитывается положение Е.В.Гиппиуса, касающееся различения принципиально разных категорий в музыкальном тексте: а) категории акустических элементов звуковой материи, б) категории динамических компонентов музыки. При подобном подходе становится возможным рассмотрение таких явлений как лад и звукоряд на разных уровнях, не смешивая их между собой. Вместе с тем их разведение позволило рассмотреть в работе формы их соотношения в разном материале, выявить специфику механизмов ладообразования.

Оперируя версиями одних и тех же напевов мы столкнулись с проблемой соотнесения их в единой системе координат. В ре-

эультате сформировалась методика анализа такого рода явлений, в качестве основного аналитического инструмента которой выступил график. При этой учитывались как собственно музыкальные параметры текста (высота звуков, ритмика), так и его вербальный компонент. Научная новизна работы состоит в следующем:

  1. впервые на материале русской традиционной песни лад представлен и описан как система структурных функций ступеней, способная реализовываться как в различных звукорядах, так и в различных фактурных условиях. Вследствие этого зву-ковысогные системы (ангемитоника, диатоника, целотоновость и пр.) предстают явлениями речевого (а не языкового) уровня.

  2. предпринята попытка исследования напева на пересечении трех основных составляющих: вербального, ритмического и звуковысотного уровней текста. Б структуре лада данный механизм координации указанных компонентов определяется системой опорных ступеней.

Практическая ценность работы. Результаты исследования могут быть введены в учебные курсы по музыкальной этнографии и общей теории музыки (в частности - в разделы, касающиеся проблем ладообразования в народной песне). В диссертации намечены отдельные направления в области экспериментально-полевых исследований, что может быть использовано фольклористами-собирателями в полевой работе. Предлагаемая методика соотнесения различных звуковысотных образований в единой системе координат может быть использована при изучении материала иных песенных традиций. В дальнейшем результаты исследования могут быть полезными при систематизации (в т.ч. создании

компьютерной базы данных) материала отдельных региональных традиций.

Апробация. Методика и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры истории музыки РАИ им.Гне-синых- Отдельные положения диссертации были освещены на следующих конференциях: "Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры" (Международная научно-практическая конференция, Казань, 1993), "Музыкальный синтаксис" (Международная научно-практическая конференция, Иваново, 1996), "Славянская этномузькология: направления, методы, концепции" (Международная научная конференция, Минск, 1996), на семинаре молодых музыковедов (Иваново, 19S5). По теме диссертации опубликовано три печатных работы.

Структура работы. Диссертационное исследование объемом 144 страницы машинописного текста состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Некоторые принципы ладообразования в напевах западнорусских традиций