Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народные музыкальные инструменты мари : Традиции и современность Герасимов Олег Михайлович

Народные музыкальные инструменты мари : Традиции и современность
<
Народные музыкальные инструменты мари : Традиции и современность Народные музыкальные инструменты мари : Традиции и современность Народные музыкальные инструменты мари : Традиции и современность Народные музыкальные инструменты мари : Традиции и современность Народные музыкальные инструменты мари : Традиции и современность Народные музыкальные инструменты мари : Традиции и современность Народные музыкальные инструменты мари : Традиции и современность Народные музыкальные инструменты мари : Традиции и современность Народные музыкальные инструменты мари : Традиции и современность Народные музыкальные инструменты мари : Традиции и современность Народные музыкальные инструменты мари : Традиции и современность Народные музыкальные инструменты мари : Традиции и современность
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Герасимов Олег Михайлович. Народные музыкальные инструменты мари : Традиции и современность : диссертация ... доктора искусствоведения в форме науч. докл. : 17.00.02.- Санкт-Петербург, 2000.- 43 с.: ил. РГБ ОД, 71 02-17/4-9

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Традиционные марийские музыкальные инструменты представляют собой богатейшее наследие материальной и духовной культуры как народа мари, финно-угорского мира в целом, так и всего человечества. Являясь своего рода «хронографом» зарождения и развития культуры, самого этноса, они сконцентрировали в себе и сохранили важнейшие сведения из жизни народа, большинство которых, не будучи документально зафиксированными, давно исчезли из живой практики народа. Ряд традиционных музыкальных инструментов, сохранивших первоначальную функциональную предназначенность (хоть и адаптированно к реалиям сегодняшнего дня), все еще играют весьма существенную роль в культурной жизни народа.

Развитие народных инструментов, их усовершенствование, национальное и инонациональное в современном инструментарии мари и другие проблемы инструментоведения являются чрезвычайно важными для более полного понимания многовекового эволюционного пути народа, объяснения многих черт традиционной и современной культуры, определения его места в семействе родственных финно-угорских народов и в этнокультурном пространстве мирового сообщества.

Значимость культуры каждого народа (и шире - самого народа) определяется не столько выработанным им в течение тысячелетий духовным богатством - его музыкальным творчеством сколько степенью его сохранности, способностью репродуцироваться, той ролью, которая отводится ему во всей многогранной жизни и деятельности этноса. Однако это «безостановочно эволюционирующее» (Е.Гиппиус) искусство требует тщательного изучения, выявления его глубинных связей с древнейшей цивилизацией, объяснения сущности современного состояния и прогнозирования перспектив его развития. Музыкальный инструментарий мари, это важнейший «свидетель старины», тем не менее до сих пор оставался одним из наименее изученных пластов материальной и духовной культуры народа. Этим определяется исключительная актуальность избранной темы. Предпринятое исследование насущно необходимо как для более глубокого познания материального и духовного наследия одной из наиболее сохранившихся ойкумен финно-угорского мира, так и введения его материалов и теоретических выводов в органологию, этномузыкознание и этнологию.

Известное отставание этноорганологии в ряду других областей мароведения стало особенно заметным. Периодически появляющиеся публикации, большинство которых представляло собой предназначенные для клубных и школьных работников брошюры методического и просветительского характера, не могли восполнить существующий в мароведении (и финноугроведении) пробел по инструментальному корпусу музыкальной культуры мари.

Систематизировав накопленный за истекшие годы обширный материал по национальным музыкальным инструментам, углубив и дополнив свои многолетние наблюдения за богатой обрядами, ритуалами, песнями жизнью народа и места в ней традиционных музыкальных инструментов, подкрепив теоретические выкладки результатами своей экспедиционной практики, автор изложил их в виде целостной системы в ряде своих публикаций.

Все вышесказанное дало также возможность критически осмыслить достигнутое и выработать концепцию национального марийского этноинструментоведения.

Задачи и цели работы. Основные задачи предпринятого исследования:

- опираясь на имеющийся музыкально-этнографический материал (как из публикаций предыдущих исследователей, так и собранный автором на протяжении последних 30 лет), дать историческую панораму бытования марийского национального инструментария - собственно традиционных инструментов (группа А) и музыкальных орудий прикладного назначения (группа Б), заполнив тем самым существовавшие до сих пор многочисленные пробелы не только эргологического, но прежде всего общетеоретического (в том числе источниковедческого) и социо-функционального характера, что чрезвычайно важно как для этномузыкознания, так и этнографии мари в целом; - дать сравнительно-типологическую характеристику еще -довольно полно сохранившегося национального инструментария в контексте финноугорской и мировой органологии;

- показать историческую взаимосвязь музыкальных инструментов с целым комплексом этно-социальных явлений -религиозной, хозяйственной, культурной сторонами жизни древних финно-угров, исторические контакты их бытия с бытием иноязычных и иноверных соседних этносов (в этом плане богатый музыкальный инструментарий народа мари, как зерк&чо, отражает многовековые, и в целом плодотворно развивающиеся, связи с разноплеменными соседями).

Целью своих изысканий автор считает:

- упорядочить систематизацию национального музыкального инструментария и описать его в виде логически стройной и целостной системы;

- рассмотреть музыкальный инструментарий мари в аспекте его ренессанса, активного и успешного внедрения в современную музыкально-исполнительскую практику народа на более высоком технико-исполнительском уровне;

- подвести итоги изучения национальных инструментов на современном этапе и изложить основы национальной этноорганологии.

Объект, материал исследования. Заявленная в научном докладе проблематика достаточно обширна и охватывает многие области духовной и материальной культуры мари. Инструментальная культура народа, наряду с песней, искусством вышивки и хореографией - это те пласты, которые наиболее концентрированно выразили в себе национальное начало1. В каждом из них отчетливо проявились многовековая народная традиция и ее многоликие разветвления в современных формах художественно-эстетического бытия. Объектом нашего внимания при исследовании сущности феномена «народные музыкальные инструменты» стал традиционный музыкальный инструментарий народа мари как особая форма отражения художественного мышления народа - духовного и материального.

Выводы основываются на результатах анализа многочисленных публикаций, рукописей и фонограмм из личной коллекции автора, фондов Марийского научно-исследовательского института им. В.М.Васильева и марийского радио, литературы по музыкальному

Здесь речь не идет о языке, являющимся народофорчирующим и индивидуализирующим этнос фактором. фольклору финно-угорских, тюркских и славянских народов, собственных наблюдениях автора и результатах его непосредственного участия во вновь возрождающихся традиционных народных действах и общениях с исполнителями.

Методологической основой исследования явились теоретические положения, изложенные в трудах К. Закса, Э. Хорнбостеля, Г. Дрегера, Э.Эмсхаймера, выработанные одной из ведущих инструментоведческих школ основы изучения народных инструментов и инструментальной музыки - Петербургской школы, возглавляемой И.В. Мациевским, поднявшей этноинструментоведение на уровень современной науки, исследования ведущих этноорганологов II половины XX века (О. Эльшек, Э. Штокман, Р. Галайская, М. Тодоров), а также капитальные разработки финно-угорских этноинструментоведов-Б.Бартока,Х.Тампере,И.Тынуриста, Т.Лейсио, Н.Бояркина, П.Чисталева, Я.Эшпая, П.Никифорова.

Исходя из принципиального постулата о том, что традиция познается в ее современном бытовании, ее «живучесть», устойчивость свидетельствуют о степени ее значимости для данного народа, автор на основе имеющегося материала (в том числе архивного, собственно экспедиционного) достаточно подробно рассматривает весь конгломерат еще вполне сохранившегося музыкального инструментария мари. Это позволило автору впервые на марийском материале разработать метод сравнительного изучения национальных музыкальных инструментов. Ретроспективный их обзор и аналитическое сопоставление с сегодня бытующими музыкальными инструментами выявили довольно интересную картину устойчивости не столько самих инструментов, сколько тех традиций и ритуалов, с которыми они тесно («генетически») были связаны. Притом, сопоставление их с музыкальными инструментами большинства родственных финно-угорских и соседних тюркских народов позволило автору более аргументированно обосновать свою позицию относительно автохтонности или «секундарности» традиционных музыкальных инструментов, определить степень их заимствования, а также уточнить факты проникновения музыкального инструментария мари в быт соседних народов. К тому же историко-сравнительный подход позволяет с известной долей точности определить перспективу инструментального наследия, заглянуть в будущее музыкального бытия народа. Аналитические принципы исследования вытекают из целей и задач, поставленных автором, при этом основным принципом явилась характеристика каждого отдельно взятого инструмента в системе ему подобных и детальный его анализ в аспектах его морфологии, эргологии и технико-исполнительских особенностей.

Научная новизна исследования:

- впервые народный музыкальный инструментарий мари рассматривается со всей возможной полнотой и с учетом достижений мировой инструментоведческой науки;

- принципиально новым является и решение автором вопроса о звукоряде одного из древнейших аэрофонов мари - шувыр (волынки);

- важным для органологии явилось решение диссертантом проблемы иерархии трех марийских натуральных труб;

- впервые осуществлена многоаспектная критика существующих источников по марийским народным музыкальным инструментам и нотным публикациям.

Зарождение, развитие и бытование народных музыкальных инструментов автор всецело связывает с жизнью народа, его обычаями, ритуалами. Консерватизм языческих норм жизни древних мари во многом объясняет ту устойчивость канонов изготовления музыкальных инструментов (а потому и самих наигрышей), которая наблюдается и по сей день в современном их бытовании, а также и самих норм исполнительства.

Исследование национальных музыкальных инструментов осуществлено автором системно, как предмет самостоятельной науки - этноорганологии в системе мароведения.

Под таким же - системным - углом зрения поднят автором вопрос усовершенствования традиционных музыкальных инструментов мари и выдвинут комплекс предложений по части терминологии новых инструментов.

Практическая значимость, апробация работы. По теме исследования автор выступал с докладами на республиканских, всероссийских, всесоюзных, международных теоретических и научно-практических конференциях и семинарах в Таллинне (1977, 1989), Йошкар-Оле (1989, 1990,1997), Санкт-Петербурге (1993, 1996), Алматы (1994), Страконицах (Чехия, 1989). 

Материалы и результаты исследования были опубликованы в «Трудах» МарНИИ им. В. М. Васильева, выпусках материалов научных конференций, специализированных выпусках «Teater. Muusika. Kino» (Таллинн) и «Kansanmusiikki» (Каустинен, Финляндия), хрестоматиях по курсу «История и культура марийского народа».

По материалам исследования были опубликованы монография «Народные музыкальные инструменты мари» и ряд других изданий, посвященных проблемам традиционного музыкального инструментария мари и современного его бытования. Часть материала вошла в монографии «Народная песня в хоровом творчестве марийских композиторов», «Элнет кундемын поянлыкше» («Сокровища стороны Элнет») и «Курмызак олык» («Вальдшнеповы луга»). Данные исследования использовались и при подготовке рукописей коллективного издания «История марийской музыки» и пятитомной антологии «Музыкальная культура мари».

Материалы исследования используются также в курсе «Марийское народное музыкальное творчество» в музыкальном училище им.И.Палантая, республиканском колледже культуры и искусств, Марийском, Мордовском университетах, в Финно-угорской музыкальной академии (г.Петрозаводск).

Структура работы. В научном докладе систематизированы (применительно к национальному музыкальному инструментарию) основные теоретические положения современного этноинструментоведения, предложена концепция становления национальной органологии, уточнены вопросы бытования и функционирования в прошлом народных музыкальных инструментов мари, полученные автором в полевой (экспедиционной) практике, а также в результате лабораторных изысканий, дана оценка современного состояния функционирования традиционного музыкального инструментария, исполнительства на нем и деятельности народных мастеров по его усовершенствованию. Рассмотрены формы бытования традиционных инструментальных наигрышей на современном этапе.

... Основной акцент исследования - морфологический, в связи с чем предпринят функциональный и технико-исполнительский анализ традиционных музыкальных инструментов.

Содержание научного доклада изложено в 5 разделах в виде целостного текста. Во Введении прослежена история изучения национального музыкального инструментария, и в связи с этим предпринята необходимая критика существующих источников по ряду инструментов (волынке, семейству натуральных труб). Заключение содержит взгляды автора на перспективу традиционной инструментальной культуры мари, ее места в системе финно-угорской и мировой этноорганологии.

Результаты исследований автора, предварительно изложенные в ряде публикаций [4, 5, 6, 12], обобщены им в представленной монографии [15].

В цикл музыковедческих работ, опубликованных автором в 1978-1999 годах, в которых в той или иной степени затронуты вопросы музыкального инструментария мари и исполнительства на нем, входят, кроме монографии, ряд других публикаций в коллективных изданиях общим объемом ок. 40 печатных листов. Кроме того, имеется более 30 наименований опубликованного материала, циклы теле- и радиопередач каналов национального вещания, непосредственно освещающих те или иные аспекты темы научного доклада.

Список использованной и библиографической литературы включает более 500 наименований источников по избранной теме исследования (трудов финно-угорских, славянских, тюркоязычных авторов в области фольклористики, этнографии, философии, истории, лингвистики). В исследование при&течено более 100 образцов аналитических нотаций инструментальных наигрышей, около 100 фотографий, рисунков и схем, иллюстрирующих содержание работ автора. 

Похожие диссертации на Народные музыкальные инструменты мари : Традиции и современность