Введение к работе
Актуальность исследования. В последние два десятилетия в отечественном музыкознании вокальной школе, искусству интерпретации посвящались, в основном, статьи в тематических сборниках и работы диссертационного плана. В этом ряду особый интерес на наш взгляд представляют кандидатские диссертации Л. Г. Барсовой «Вокально-эстетические принципы искусства Н. И. Забелы-Врубель», С.Л.Королева «-Исполнительское искусство И. А. Алчевского» и докторская диссертация А. С. Яковлевой «Вокальная школа Московской консерватории». Книги же мемуарного жанра, а таких немало, интересны и занимательны, но они не могут в полной мере удовлетворить потребность профессионалов в серьезном, аналитически глубоком решении проблем вокального искусства. Поэтому нам представилось важным и актуальным посвятить сначала монографию, а затем и диссертацию исследованию вокально-исполнительского творчества П. Г. Лисициана. Оно охватывает огромный период времени - с 1933 года, когда он дебютировал в Первом Молодежном оперном театре, до 1966, когда им был спет последний спектакль на сцене Большого театра Союза ССР. Но и после этого, еще более десяти лет, артист вел интенсивную концертную деятельность. Много сил он отдавал и отдает педагогической работе — сначала в Ереванской консерваторію, а затем и в Москве, будучи и по сей день педагогом-консультантом солистов Большого театра и филармонии, регулярно ведя зарубежные семинары и мастер-клаесы в Германии и Франции.
Поэтому мы вправе говорить об актуальности его искусства, об активном участии в современной музыкальной жизни, о живых связях с вокально-исполнительским процессом, а не только о музейной ценности выдающихся сценических созданий артиста, вписавшего яркую страницу в историю русского оперного театра. Лисициан постоянно окружен учениками, стремящимися постичь тайны его искусства. Все это придает работе актуальность.
Все возрастающий интерес к личности и искусству Лисициана, носителю традиций «Золотого века» Большого театра, очевиден. Он, по-видимому, ньше единственный, кто еще с довоенных времен и по сей день активно трудится на вокальной ниве, передавая свой богатейший опыт. Уникальность подобного явления и повлияла на выбор автором темы исследования.
Научная новизна диссертации заключается в том, что это первое полное исследование творчества П. Г. Лисициана. Широкой, разносторонней характеристики исполнительства певца, определения его роли в развитии отечественной музыкальной культуры в музыкознании еще не было. В работе отражены гармоничность его личности и синтетический характер деятельности. Настоящая диссертация является первым опытом рассмотрения проблем как особенностей его педагогической работы, так и оперного и концертного исполнительства. Впервые собраны и использованы объективные научные данные, характеризующие важнейшие профессиональные эстетические и технические характеристики голоса певца, особенности его дыхания.
Отсюда вытекают основные аели и задачи исследования: проанализировать этапы художественного становления Лисициана, раскрыть его творческий метод, охарактеризовать его как выразителя определенных художественных тенденций 30—70-х годов и педагогическую деятельность мастера вплоть до настоящего времени.
Главную свою задачу автор видит в том, чтобы многогранная и гармоничная личность П. Г. Лисициана была обрисована в работе с разных сторон, в доказательстве того, что достижения зиждутся на глубинных жизненных принципах, отражают характер человека, его понимание этики и морали, его интеллект.
Методологической основой диссертации явились положения и теоретические постулаты истории и теории искусства. На постановку и решение важнейших проблем исследования оказали влияние труды Б. В. Асафьева, К. С. Станиславского, В. А. Багадурова, Л. Б. Дмитриева, В.П.Морозова, Ю. А. Барсова, Б. А. Покровского, .Т. А. Гайдамович, А. С. Яковлевой. Привлекались также диссертационные материалы по вокально-исполнительской и педагогической тематике и монографические труды о выдающихся певцах Большого театра.
Основной материал исследования - интерпретации П. Г. Лисициана. Технический уровень записей артиста достаточно высок, и мы, благодаря им, получаем полное представление о его пении: вокальном мастерстве, характере и красках голоса, выразительных средствах... Те, кому посчастливилось слышать Лисициана в опере или концерте, могут подтвердить, что голос певца чрезвычайно радиофоничен, и магнитофонная запись, практически, не искажает истинного тембра. Таким образом, анализируя искусство Лисициана-вокалиста, автор имел возможность постоянно оживлять свои прошлые звуковые впечатления, сверяясь с многочисленными грампластинками и магнитфонными лентами. Источник этот вообще является сегодня важнейшим для любого исследователя, стремящегося осмыслить вклад того или иного
крупного музыканта XX века в сокровищницу мировой исполнительской культуры.
Но Лисициан, прежде всего, оперный певец-актер, и анализировать лишь записи, не пытаясь восстановить целостный сценический образ, неправомерно. Поэтому пристрастные оценки и воспоминания современников — дирижеров и режиссеров, соратников-певцов, простых слушателей не утратили своей роли и значат для исследования не меньше, чем «беспристрастная» механическая запись.
Сотни рецензий, интервью, заметок, информации, анонсов в отечественных и зарубежных периодических изданиях — еще один мощный источник, помогающий осмыслить масштаб и значение более чем полувековой деятельности Лисициана.
Автор использовал также материалы Музея Большого театра, почерпнув оттуда сведения о партнерах певца, хронологические данные...
И, наконец, работу обогатило, на наш взгляд, многолетнее личное знакомство с Павлом Герасимовичем Лисицианом, обсуждение вопросов, касающихся многих сторон жизни и искусства. Все это дало важный материал для анализа и выводов.
Практическая ценность работы определяется интересами современной исполнительской практики. Богатейший художественный опыт Лисициана может служить примером высокого профессионализма, этической ответственности за свое искусство. Материал диссертации будет полезен как художникам-практикам, так и педагогам, исследователям, и может быть использован в курсах истории, теории и методики вокально-исполнительского искусства.
Сам автор, окончив Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнссиных и аспирантуру у профессора Г. Г. Адена и ставший при его руководстве лауреатом международного конкурса, в дальнейшем много лет занимался в классе П. Г. Лисициана, фактически своего второго учителя. Как и все, кому посчастливилось постичь его школу, автор на практике, в исполнительской и педагогической работе пропагандирует полученные знания и опыт.
Сегодня Лисициан занимается также со многими солистами Большого театра н столичной филармонии, будучи педагогом-консультантом. Не только молодежь, но и именитые певцы считают полезным для себя учиться у прославленного мастера: постичь тайну лиси-циановской кантилены, необъятного дыхания, вокальной свободы, естественности звукоизвлечення, легкой филировки стремятся многие.
Итак, П. Г. Лисициан, как человек разносторонних интересов и щедро одаренный природой, сумел охватить широкий круг исполнительских жанров, он вносил и вносит вклад в вокальную педагогику и как бы
аккумулирует многие профессиональные, этические и эстетические качества, свойственные лучшим представителям отечественной вокальной школы, всей художественной интеллигенции. Его творческая деятельность в контексте эпохи, процесс становления и совершенствования мастерства благодаря содействию выдающихся дирижеров и режиссеров, соратников-певцов, артистов других профессий, отражает художественную жизнь страны на протяжении многих десятилетий, помотает поставить и решить актуальные проблемы исполнительства, наследования традиций, подтверждает связь времен.
Важными представляются также вопросы становления личности, формирования характера, глубинной сущности человека, являющиеся определяющими в постижении любой профессии, в том числе и вокальной. И в этом отношении пример П. Г. Лисициана весьма показателен. Взаимоотношения художника с окружающими, соответствие нравственных принципов, утверждаемых его героями с высокой сценической трибуны тем, которые он сам исповедует в повседневном быту, представляется также весьма актуальным.
Структур» и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованной литературы (188 наименований), изложена на 203 страницах. В приложении отражен полный оперный и концертный репертуар П. Г. Лисициана и его дискография с выверенной нумерацией грампластинок и записей, хранящихся в фонотеке радио.
Адробапня работы. Диссертация обсуждена на кафедре истории и теории исполнительства Московской консерватории и рекомендована к защите. Материалы диссертации использованы автором в педагогической практике, а также монографии «Павел Лисициан. Уроки одной жизни», ряде статей, в аннотациях к грампластинкам .и компактдискам, в циклах радио и телепередач «Искусство Павла Лисициана».