Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исследование и разработка методов визуализации деформируемых поверхностей в стерео-проекционных системах Сенин Михаил Андреевич

Исследование и разработка методов визуализации деформируемых поверхностей в стерео-проекционных системах
<
Исследование и разработка методов визуализации деформируемых поверхностей в стерео-проекционных системах Исследование и разработка методов визуализации деформируемых поверхностей в стерео-проекционных системах Исследование и разработка методов визуализации деформируемых поверхностей в стерео-проекционных системах Исследование и разработка методов визуализации деформируемых поверхностей в стерео-проекционных системах Исследование и разработка методов визуализации деформируемых поверхностей в стерео-проекционных системах Исследование и разработка методов визуализации деформируемых поверхностей в стерео-проекционных системах Исследование и разработка методов визуализации деформируемых поверхностей в стерео-проекционных системах Исследование и разработка методов визуализации деформируемых поверхностей в стерео-проекционных системах Исследование и разработка методов визуализации деформируемых поверхностей в стерео-проекционных системах
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сенин Михаил Андреевич. Исследование и разработка методов визуализации деформируемых поверхностей в стерео-проекционных системах : Дис. ... канд. физ.-мат. наук : 05.13.18 : Москва, 2005 116 c. РГБ ОД, 61:05-1/662

Содержание к диссертации

1 Крупномасштабные стерео-проекционные системы 10

1 Аппаратные конфигурации 15

  1. CyberStagc 15

  2. І-CONE 16

  3. Responsive Workbench 16

  4. Teleport ." 17

  5. VeonPC 19

2 Программная среда Avango 20

2.1 Основные принципы 22

2 Методы визуализации в стерео-проекционных системах, раз
работанные автором 29

1 Деформация поверхностей 31

  1. Обзор 32

  2. Деформация поверхности с использованием CSRBF ... 37

  3. Описание алгоритма 40

  4. Программное обеспечение 44

  5. Результаты 47

  6. Заключение 48

2 Реконструкция поверхностей 49

  1. Введение 49

  2. Обзор 52

  3. Алгоритм корректировки поверхности 56

  4. Алгоритм восстановления поверхности 58

2.5 Результаты GO

3 Сглаживание поверхностей 65

  1. Сглаживание поверхности 65

  2. Обзор 66

  3. Алгоритм 67

  4. Результаты 68

4 Регистрация столкновений деформируемых поверхностей .... 72
АЛ Введение 72

  1. Предыдущие работы 74

  2. Алгоритм 77

  3. Программная реализация . 83

  4. Отклик 84

  5. Результаты 85

3 Примеры использования разработанных методов 88

  1. ПО для выполнения CSRBF-деформаций 88

  2. ПО для регистрации столкновений 90

  3. Редактор 3D деформаций 91

  4. Комплекс ПО для подготовки 3D моделей 92

  5. Редактор 2D деформаций 94

  6. ПО для восстановления фотографий 95

Введение к работе

В современных условиях быстрого роста производимой человеком информации особенно актуальной становится задача создания стерео-проекционных систем. Такие системы позволяют легче воспринимать и обрабатывать сложную информацию. Общим недостатком существующих крупномасштабных стерео-проекционных систем до недавнего времени оставалась необычайно высокая стоимость их компонент, в результате чего их практическое использование было доступно только крупнейшим промышленным компаниям. В настоящее время развитие архитектуры персональных компьютеров позволяет создавать относительно недорогие стерео-проекционные системы. При решении этой задачи возникает необходимость создания специализированного программного обеспечения. В частности актуальной становится разработка алгоритмов обработки и визуализации поверхностей, поскольку они чаще всего используются при построении трёхмерных (3D) сцен демонстрируемых в стерео-проекционных системах.

Стерео 3D системы применяются при разработке приложений, в которых необходимо создание иллюзии реальности. Исследования в области психологии восприятия [1] показывают, что бинокуляр-ность зрения играет второстепенную роль при определении разме-

ров объектив удаленных более чей. па 5 м. Торпедо больший вклад даёт загораживание, эффект двигательного параллакса и перспективы (ем. рис. 1). Однако при восприятии близких объектов бинокулярное расхождение становится одним из основных мвд&ния&юн определения глубины пространства.

1,0 Ц<>«—-| ______ -^---^^ ,

Рис, І: Эффективность различных механизмов жюпршггия глубины в залшга-шзгти от расстоянии.

Автор представляет существующие крупномасштабные стерео-проекционные системы, описывает программную среду, необходимую для создания 3D сцен для таких систем, а также ряд разработанных при угасши антора алгоритмов и программных комплексов (2 101, использующихся при создании программного обеспечения (ПО) для стер<хыфскКЦЯоаных систем.

Стерсо-проекциониые системы обеспечивают отдельных пользователей, или труппы ученых, инженеров, дипайперов виртуальным рабочим пространством, б котором они могут наблюдать, исследовать и создавать в реальном мрежши необходимые им сложные

данные. Большинство таких систем имеют сходную аппаратную конфигурацию (см. работы [11-13]). Центральное место занимают: графический обработчик — SGI суперкомпьютер или Linux кластер, который обрабатывает данные, и проекционная система, которая отображает данные на экран. Кроме того, обычно используется специальное устройство слежения, которое измеряет положение и ориентацию головы пользователя. Данные, произведенные устройством слежения, читаются графическим обработчиком, и используются для определения перспективно правильного изображения для текущего положения пользователя. Описание наиболее известных крупномасштабных стерео-проекционных систем дано в главе 1, разделе 1,

Системы ПО для стерео-проекционных систем (см. работы [14-20]) обеспечивают разработчика высокоуровневым интерфейсом, позволяющим представлять сложные геометрические модели в виде графа сцены. Разработчик отгорожен от деталей взаимодействия с низкоуровневой графикой и может сконцентрироваться на разработке собственно приложения- Одной из таких высокоэффективных сред является Avango [14]. Эта система обеспечивает разработчиков концепцией обобществлённого графа сцены, доступного всем процессам, образующим распределенное приложение. Каждый процесс обладает локальной копией графа сцены и содержащейся в нем информации о состоянии, которая поддерживается синхронизированной. Разработка таких распределенных приложений особенно необходима для реализации виртуальных окружений на кластерах Linux PC. Структура системы Avango описана в гла-

ве 1, разделе 2 настоящей работы.

Основная цель нашей работы — разработка комплекса ПО, который может быть использован при создании недорогой стерео-проекционной системы для лекторского зала на базе Linux кластера. Применение таких систем в учебном процессе позволяет существенно обогатить лекционный материал. Установки такого типа, разработанные для них методы визуализации и программное обеспечение могут быть использованы в научно-исследовательских институтах, образовательных центрах для решения самых разнообразных задач: моделирование чрезвычайных ситуаций; визуализация моделей космических аппаратов, создание моделей лабораторий и их дистанционное управление; визуализация в авиационной, автомобильной, судостроительной промышленности (обтекание, окраска, интерьер и пр.); визуализация в системах конструирования, быстрого макетирования и анимации; визуализация в медицине и создание медицинских тренажёров; создание моделей музеев, планетариев, лекционных залов; реконструкция в археологии и туризме (моделирование древних и современных городов); синтетическое искусство, телевидение и кино, компьютерные игры; и др.

Одним из главных требований, предъявляемых к таким приложениям, является высокая скорость графической обработки. В случае недорогих стерео-проекционных систем, вычислительная мощность весьма ограничена. Возникает необходимость создания более эффективных алгоритмов графической обработки.

Перечисленные выше приложения имеют демонстрационный характер. Оценка качества изображения производится человеком —

пользователем стерео-проекционной системы (оператором, учащимся и т.п.). Поэтому не обязательно выполнять точное физическое моделирование сцены. Достаточно добиться узнаваемости демонстрируемых объектов и правдоподобности их поведения. В связи с этим математическая модиль демонстрируемых объектов может быть упрощена. За счёт этого может быть увеличена скорость графической обработки.

Математическая модель объекта, демонстрируемого в стерео-проекционной системе состоит из описания поверхности этого объекта и правил изменения формы этой поверхности. Поверхность аппроксимируется треугольными гранями. Изменение формы определяется скелетом и локальными деформациями. Локальные деформации определяются перемещением контрольных точек. Выбор контрольных точек и их перемещений является в общем случае итерационной процедурой в ходе которой создатель сцены добивается правдоподобия деформаций. Таким образом точное физическое моделирование заменяется набором эвристических правил.

Большинство операций с 3D моделями сводятся к изменению формы, деформации поверхности модели. В перечисленных выше приложениях необходимо выполнять эти операции в режиме реального времени. Для правдоподобности достаточно, чтобы деформация была гладкой, локальной и интуитивно ожидаемой, т.е. наибольшее перемещение должно происходить в районе контрольной точки. Алгоритмы, описанные в литературе, не удовлетворяют в полной мере перечисленным требованиям. Алгоритмы используемые для точного моделирования деформаций не могут работать п

режиме реального времени. С другой стороны, быстрые алгоритмы, описанные в литературе, или не являются локальными, или приводят к неправдоподобным деформациям, В главе 2, разделе 1 описан разработанный автором метод вычисления деформаций поверхности модели, позволяющий выполнять гладкие локальные и правдоподобные деформации в режиме реального времени.

При построении 3D сцен, демонстрируемых в стерео-проекциоп-ных системах, также возникает задача устранения дефектов моделей и восстановления неполных моделей- Одним из способов получения моделей реальных объектов является лазерное сканирование. Сканирование позволяет быстро получать модели сложных объектов. Однако, из-за затенения одних частей другими, полученные модели могут быть неполными, а также содержать дефекты, связанные с неточностью сканирования. Кроме того, сами сканируемые объекты иногда имеют дефекты, которые желательно устранить перед размещением на сцене. Одним из популярных применений стерео-проекционных установок является создание археологических реконструкций. Предметы, найденные в результате археологических раскопок, обычно имеют повреждения. В главе 2, разделе 2 данной работы мы описываем реализацию алгоритма реконструкции поверхностей полигональных моделей,

В процессе создания моделей часто требуется производить сглаживание их поверхностей. В главе 2, разделе 3 данной работы представлен алгоритм сглаживания поверхности полигональной модели.

Для создания иллюзии реальности необходимо воспроизводить

не только внешний вид, но и поведение объектов. При этом естественно возникает задача регистрации столкновений. Существует большое количество работ по регистрации столкновений статических моделей. Для случая твёрдых тел разработаны быстрые и надежные алгоритмы. Однако, большинство этих алгоритмов неэффективны в случае динамически изменяющихся моделей, В главе 2, разделе 4 данной работы обсуждаются различные подходы и описан новый, разработанный автором метод регистрации столкновений, основанный на использовании систем взаимодействующих частиц.

Все методы, разработанные автором, за исключением метода регистрации столкновений, связаны с применением функций радиального базиса с компактным носителем (compactly supported radial basis functions — CSRBF) [21] к задачам деформации, восстановления, сглаживания и пересечения полигональных поверхностей, возникающих в процессе подготовки и использования полигональных моделей в системах виртуального окружения. Общий подход к решению различных задач позволяет существенно сократить программную реализацию. Фактически реализация представленных ниже методов имеет общее ядро, которое многократно переиспользуется в различных алгоритмах.

В главе 3 описаны примеры использования разработанных алгоритмов в системах виртуального окружения в научных, образовательных и промышленных целях. В заключении представлены результаты работы.

Похожие диссертации на Исследование и разработка методов визуализации деформируемых поверхностей в стерео-проекционных системах