Введение к работе
Актуальность исследования определяется необходимостью по-новому определить место Германа Казака не только в немецкой, но и в мировой литературе как крупного писателя второй половины двадцатого века. Имя этого романиста, поэта, драматурга, эссеиста, руководителя издательства, а также впоследствии президента Дармштадской Академии немецкого языка и литературы было широко известно в 1940-60-х годах. Творческое наследие Казака вскоре было почти забыто или кратко рассматривалось на обочине истории немецкой литературы. Так произошло с известным романом писателя «Город за рекой». Роман имел обширную критику, была даже поставлена опера с одноименным названием, но спустя несколько лет интерес к роману упал.
Таким образом, в свете современных представлений о послевоенном периоде развития немецкой литературы второй половины XX века необходима переоценка романа «Город за рекой». Истолкование символической системы образов и мотивов романа на основании новейших достижений литературоведения даёт возможность по-новому взглянуть на поэтику писателя. Образное воплощение идеи романа о смысле жизни и смерти остается актуальной. Они позволяют осмыслить сегодняшний день и предотвратить повторение уже когда-то совершенных человечеством ошибок.
Степень разработанности проблемы. В зарубежном
литературоведении творчеству Г. Казака посвящено десять монографий (С. де Винтер, И.М. Бадер, Г.Й. Гутманн, В. Раац, Хае-ин Хван и др.), большинство которых были написаны либо еще при жизни, либо сразу же после смерти писателя, то есть в период с 1968 по 1971 годы. В 1990-е годы в зарубежном литературоведении наблюдается возрождение интереса к творчеству писателя: изданы его дневники, письма, проводятся симпозиумы, посвященные исследованию произведений Казака.
Одним из последних и фундаментальных трудов о Казаке является диссертация литературоведа Гериберта Беша, вышедшая в 1992 году. Все эти исследования рассматривают творчество Г. Казака в целом. Специальной работы, посвященной анализу романа «Город за рекой» нет.
В нашей стране до сих пор не появилось ни одного целостного и обстоятельного исследования, посвященного творчеству Казака. В контексте изучения немецкой литературы второй половины XX века известны отдельные статьи или заметки о нем в работах Н.С. Лейтес, И. Млечиной, А.В. Дранова, А.А. Федорова и Л.И. Мальчукова.
Объектом исследования является роман Германа Казака «Город за рекой» и романная литература его времени. Кроме того, для этой цели были привлечены дневники писателя, а также его художественная проза, стихи. Благодаря переписке с сыном Казака - Вольфгангом, известным литературоведом, была возможность работать с недоступными российскому читателю материалами: малоизвестными журнальными газетными публикациями и исследованиями немецких ученых, материалами из личного архива писателя.
Предмет исследования: поэтика романа «Город за рекой».
Целью работы является изучение своеобразия символической поэтики романа «Город за рекой» в контексте развития художественного опыта западно-немецкой послевоенной литературы, в сочетании традиции немецкой романтической поэтики с новыми веяниями литературы экспрессионизма и экзистенциализма.
Исходя из названной цели, в работе поставлены следующие задачи:
выявить преемственность традиций предшествующей немецкой литературы и проследить их в романе, определяя тем самым новаторство произведения Казака;
выявить и охарактеризовать отдельные мифологемы, а также показать их проявление в символике мотивов и образов в романе, раскрывая его образно-символическую картину;
обозначить философские идеи романа в контексте творчества писателя; в свете этих философских идей определить: является ли созданная автором фантасмагорическая картина жизни только отражением современной действительности или это символическая картина земного бытия как предтечи апокалипсиса.
Методологической основой работы является труды по поэтике эпоса и романа, по проблеме повествовательных сюжетов. Также в диссертации применялись историко-типологический, структурный, социокультурный метод исследования художественного текста. Использована также «методика пристального чтения», что позволяет выявить художественные особенности данного произведения, и более предметно, доказательно их проанализировать.
Научная новизна заключается в целостном подходе к особенностям поэтики образной системы романа «Город за рекой». В итоге в работе:
выстроена система символических образов и мотивов романа (образ Архива как загадочного дома, Храма как воплощения мировых религий, Префектуры как бюрократического заведения и др.);
раскрыта авторская позиция в изображении конкретной реальности Германии 1930-40х годов в символах произведения (городские фабрики -символ абсурда и разрушения труда, устройство Архива — учреждение Имперской палаты литературы в Третьем рейхе и т.д.);
дано истолкование философских идей Казака через систему символических образов романа (образ фабрик - символ круговорота всей жизни, символ выражения космического закона равновесия; «колесо фортуны» и сцена суда - символ сохранения мировой гармонии; тридцать три посвященных как образное олицетворение таких типов человеческого сознания как религиозный, мистический и рациональный и т.д.).
Благодаря глобальному взгляду на бытие, жизнь человека и общества в целом, этотроман актуален и по сей день.
На защиту выносятся следующие положения:
- своеобразие поэтики романа проявляется в его сложной символической
структуре;
в романе органично сочетаются традиции немецкой романтической поэтики с магическим реализмом, экспрессионистическими и экзистенциалисте кимивеяниями;
символическая картина романа есть развитие художественного опыта западно-немецкой послевоенной литературы второй половины XX века.
Теоретическая значимость исследования заключается в целостных подходах к характеристике системы персонажей, мотивов и образов с учетом сложной символики романа;
в плодотворном применении такого анализа к роману Г. Казака «Город за рекой»;
в теоретических принципах переоценки этого романа в свете современных представлений о послевоенном периоде развития немецкой литературы второй половины XX века.
Практическая значимость работы. Основные положения
диссертации могут служить дополнительным материалом для создания программ по изучению зарубежных литератур на филологических факультетах в высших учебных заведениях, могут быть применены в периодической печати для ознакомления с творчеством малоизвестного в отечественном литературоведении немецкого писателя второй половины XX века Германа Казака.
Рекомендации по использованию полученных результатов.
Материалы диссертации могут быть использованы при разработке общих лекционных курсов по истории зарубежной и немецкой литератур XX века, спецкурсов, семинарских и практических занятий, посвященных творчеству
Казака; для дальнейшего исследования творчества писателя; а также при создании учебных, справочных и методических пособий, в которых в настоящее время, как правило, разделы, посвященные его творчеству, отсутствуют или представляют узкий набор клишированных оценок.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования
изложены в докладах, прочитанных на научных конференциях: Всероссийская
научная конференция «Традиции в контексте русской культуры»
(г. Череповец, 2001, 2002, 2003); Герценовские чтения (Санкт-Петербург,
2001,2002,2003); III Межвузовская конференция молодых ученых
(г. Череповец, 2002) и отражены в опубликованных материалах этих конференций.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Объем исследования составляет 139 страниц печатного текста. Библиография включает 164 наименования, в том числе 80 работ на немецком языке.
Во введении к диссертации дается обзор научной литературы, освещающей творчество Казака, современное состояние рассматриваемой проблемы, а также излагаются основные подходы к анализу романа писателя, определяющие круг современных проблем, связанных с изучением наследия автора в целом.