Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Женские образы в татарской просветительской литературе Фаттакова, Альсина Александровна

Женские образы в татарской просветительской литературе
<
Женские образы в татарской просветительской литературе Женские образы в татарской просветительской литературе Женские образы в татарской просветительской литературе Женские образы в татарской просветительской литературе Женские образы в татарской просветительской литературе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фаттакова, Альсина Александровна. Женские образы в татарской просветительской литературе : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Фаттакова Альсина Александровна; [Место защиты: Тобол. гос. пед. ин-т им. Д.И. Менделеева].- Тобольск, 2011.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/692

Содержание к диссертации

Введение

Первая глава: Реалистическая татарская литература второй половины XIX - начала XX веков 13-58

1.1. Просветительский реализм: предпосылки формирования и особенности развития 13-43

1.2. Образ женщины в просветительском реализме 44-58

Выводы по первой главе 58

Вторая глава: Образ просвещенной женщины в татарской литературе второй половины XIX - начала XX веков 59-14Г

2.1. Идейный замысел, заложенный в женские образы в татарской просветительской прозе 59-122

2.2. Особенности женских образов в татарской просветительской драматургии 123-141

Выводы по второй главе 142

Заключение 143-145

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы. В середине XIX века в России происходят глубокие изменения. Они были связаны с революционной ситуацией, патриархальными пережитками старого мира с дальнейшим развитием страны, которые повлияли на татарскую общественную мысль. На общественную арену вышли просветители, программой которых стали борьба за прогресс, выдвижение конкретных задач, направленных на демократизацию общества. В этот период происходят крупные социальные изменения, расцвет русской классической литературы, развитие революционно-демократической, философской, литературно-критической, педагогической мысли, которые не могло не отразиться и на общественно-культурной жизни народов обширной страны, в том числе и татар.

Литература нового времени, творческим методом которой стал просветительский реализм, родилась не вдруг и не на пустом месте. Она сформировалась на благодатной почве, подготовленной просветительским движением, берущим начало уже конце ХYIII века, которая явилась следствием пробуждения и роста национального и общественного самосознания татарского народа. Если в первой половине ХIХ столетия в поэзии слышатся призывы к просвещению, образованию и культуре, то во второй половине века в татарской литературе эти идеи реализуются в новых литературных жанрах, через создание новых типов героев. В этот период актуализируется изображение жизни простого человека, формируется наполненная идеями возрождения татарского общества реалистическая литература. На литературную арену выходят образованные молодые люди, задумывающиеся о судьбе нации, благополучии общества, способные преобразовывать общественные устои.

В творчестве писателей-просветителей второй половины ХIХ – начала ХХ столетия особое место уделяется созданию женских образов, через которые

проявляется позиция автора в решении сложных, актуальных проблем времени. В таких произведениях, жизненные конфликты связаны с проблемой определения места и роли женщины в семье, в судьбе народа, в обществе.

Женские образы в тюрко-татарской литературе занимали не последнее место, как древности, так и в средневековье, в любовных дастанах, где не стоял вопрос равноправия между мужчиной и женщиной, находило отражение особенности их взаимоотношения, восхвалялась красота, ум, преданность женщины. В реалистической литературе женщина играет качественно иную роль. На протяжении всей истории развития искусства и литературы женские образы щедро наделялись лучшими качествами.

В центре внимания татарской реалистической литературы уже стоит вопрос о решении социальных проблем, связанных напрямую с определением места и роли женщины в обществе, с воплощением художественных и эстетических идеалов писателей по отношению к женщине.

Данное исследование посвящено изучению образа женщины в татарской просветительской литературе и предполагает раскрытие женских характеров в произведениях прозы и драматургии с целью выявления идейно-эстетического замысла авторов, заложенных в них.

Степень изученности проблемы и темы. Женские образы, как в русской, так и татарской литературе привлекали внимание отечественных литературоведов и критиков. Анализ работ, близких теме диссертации показал, что особенности отражения в литературе женских образов привлекает внимание также и современных исследователей. В монографических работах и проблемных исследованиях, кандидатских и докторских диссертациях рассматриваются различные аспекты данной проблемы. Неоценимый вклад в изучение места и роли женщины в татарской литературе внесен такими учеными, как И.Нуруллин, Ф.Мусин, Я.Абдуллин, Х.Миннегулов, М.Сахапов, А.Ахмадуллин, М.В. Гайнутдинов, М.Гайнуллин, А.В. Игнатьева и др., которые выявляют особенности женских образов в различных периодах развития татарской литературы.

В последние годы изучению женских образов были посвящены такие исследования, как «Проблема женской эмансипации в татарской литературе начала XX века» С.Р. Никишиной, «Идейно-эстетическая эволюция проблем феминизма в творчестве Г.Исхаки (1897-1954)» А.А. Шамсутовой, «Образ женщины в русской и татарской литературе 1890-1917 гг. на примере творчества Г.Исхакова и М.Горького» Д.М. Хайруллиной, «Система женских образов в романах Якуба Занкиева» М.С. Хуснутдиновой. Гендерным аспектом литературы занимается также и мировая наука.

Целью исследования является анализ женских образов в просветительской литературе для выявления их идейно-эстетической нагрузки в произведении.

Для достижения данной цели диссертантом были определены и осуществлены следующие задачи:

рассмотреть историю становления просветительского реализма в отечественной литературе;

рассмотреть историю изучения понятия «образ» в литературоведении;

раскрыть идейный замысел, заложенный в женские образы в татарской просветительской прозе;

выявить особенности женских образов в татарской просветительской драматургии.

Объектом изучения являются прозаические произведения татарских просветителей: «Хисаметдин менла» («Хисаметдин менла») М.Акъегетзаде, «лф, яки гзл кыз Хдич» («Тысячи, или красавица Хадича»), «Зур гналар» («Великие грехи») З.Бигиева, «сма, яки Гамл в за» («Асьма, или Преступление и наказание»), «Слим, яки Гыйффт» («Салима, или Целомудрие») Р.Фахрутдинова, «Клпшче кыз» («Тюбетейщица»), «Кз» («Осень») Г.Исхаки, «Бхетле кыз» («Счастливая девушка»), «Бхетсез кыз» («Несчастная девушка») З.Хади, «Морза кызы Фатыйма» («Дочь мирзы Фатима») Ф.Карими; а также произведения драмы: «Бичара кыз» («Несчастная девушка») Г.Ильяси, «Рдде бичара кыз» («Счастливая девушка») Ф.Халиди, «Бхетсез егет» («Несчастный юноша») Г.Камала.

Предметом настоящего диссертационного исследования является идейный замысел, заложенный в женские образы в вышеперечисленных произведениях прозы и драматургии.

Теоретической основой исследования послужили труды Н.Д. Тамарченко, Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева, В.Е. Хализева, Ф.М. Хатипова, Г.Н. Поспелова, А.Б. Есина, Д.Ф. Загидуллиной и др., посвященных изучению вопросов по теории жанра и художественного метода, а также по теории и истории художественного образа.

Методы и приемы исследования обусловлены целями и задачами работы. Основными методами, использованными нами при написании работы, являются системный, сравнительно-исторический и метод художественного анализа.

Научная новизна работы обусловлена тем, что здесь впервые проводится комплексный анализ женских образов в просветительской литературе второй половины XIX – начала XX вв., направленный на выявление идейно-эстетического замысла автора, заложенного в них.

Научная значимость исследования заключается в том, что работа восполняет пробелы в изучении истории развития татарской литературы в целом и просветительской литературы второй половины ХIХ – начала ХХ столетия в частности.

Практические результаты данного исследования могут быть использованы при составлении программ и учебно-методических пособий для студентов филологических факультетов высших учебных заведений по учебной дисциплине «История родной литературы», в частности литературы XIX – начала XX вв., при организации спецкурсов и семинаров, посвященных исследованию вопросов просветительского реализма в литературе, а также изучению женских образов в просветительской литературе, при изучении творчества вышеназванных писателей-просветителей. Практическим анализом произведений писателей и драматургов, являющихся объектом исследования в данной работе, также могут пользоваться учителя национальных школ на уроках родной литературы, а также на факультативах, посвященных более глубокому изучению литературы анализируемого периода.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Татарская литература второй половины XIX – начала XX вв. развивается на основе просветительских идей, которая стала в защиту разума, просвещенности, цивилизации и духовной свободы, в свою очередь подготовила плодотворную почву для дальнейшего развития национальной литературы на поприще расцвета и утверждения народно-демократических идеалов.

  2. Художественный образ является одним из средств познания и изменения мира, синтетической формой отражения и выражения чувств, мыслей, стремлений, эстетических эмоций художника. Образ женщины в татарской просветительской литературе отличается своей идеализированностью со стороны автора и является выразителем авторской позиции, его отношения к современным проблемам общества.

  3. Проблема определения места и роли женщины в семье, в судьбе народа, общества одна из основных в произведениях писателей и драматургов второй половины XIX – начала XX вв.

  4. Женские образы просветительской литературы воплощают в себе эстетический идеал автора: нравственная воспитанность и образованность которой является основным критерием в решении проблемы женского счастья.

  5. Наряду с определением роли женщины в семье, в воспитании детей – достойного будущего нации, писатели-просветители ставят более широкие вопросы, касающиеся ее социального статуса в обществе.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в публикации, изданном в журнале «Вестник Башкирского университета» (г.Уфа, 2010), а также представлены в выступлениях на Всероссийских научно-практических конференциях «Знаменские чтения» (г.Тобольск, 2007), «Сулеймановские чтения» (г.Тобольск, 2009), «Занкиевские чтения» (г.Тобольск, 2009); на Международной научно-практической конференции «Акмуллинские чтения» (г.Уфа, 2008); ежегодных региональных научно-практических конференциях аспирантов и студентов «Менделеевские чтения» (г. Тобольск, 2008, 2009).

Структура работы. Сформулированные цель и задачи нашли четкое отражение в композиционной структуре диссертационной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Просветительский реализм: предпосылки формирования и особенности развития

«Первоочередная задача любого общества - развитие человеческой духовности. В обществе, где нет духовности, нет и счастья, поскольку именно полная духовная гармония выступает одним из основных критериев счастливой личности. При решении данной задачи ведущая роль может принадлежать женщине, поскольку именно в ее руки вложена почетная обязанность созидания культуры, семьи, спасения человечества и общества в трудных современных социально-экономических условиях», - говорится в статье Х.С. Шагбановой и М.С. Хуснутдиновой «Женские образы в литературе конца XIX начала - XX века» [Шагбанова 2009: 305].

Представления о гармоничном развитии общества и человека, которые разрабатывались татарскими реформаторами, входили в острое противоречие с действительностью. Это было особенно заметно в проблеме отношения социума к женщине, назревавшая давно. Начиная с первой половины XIX века в татарской литературе женская тема, наряду с вопросами образования и просвещения, постепенно становится одной из главных.

В середине XIX века в России происходят глубокие изменения. Они были связаны с революционной ситуацией, несовместимостью феодально-крепостнических порядков с дальнейшим развитием страны, которые повлияли на татарскую общественную мысль. На общественную арену вышли просветители, программой которых стали борьба за прогресс, выдвижение конкретных задач, направленных на демократизацию общества. Все это явилось выходом его на активную историческую арену.

В «Философском словаре» реализм определяется как «художественный метод, наиболее полно воплощающий объективно-познавательную и эстетико-преобразующую природу искусства. Для реализма характерно правдивое отображение человеческой личности в ее многообразных отношениях к действительности, раскрытие посредством индивидуализированного изображения (выражения) закономерного, типического в жизни» [Философский словарь 1986: 406].

А в «Словаре литературоведческих терминов и понятий» «просветительство» рассматривается как: «ижтимагый-мэдэни хзрэкэт пэм нигезендэ ж,эмгыятьне яцарту, кешене камиллэштеру идеясе ята торган карашлар системасы» («Система взглядов, где в основе лежит идея общественно-культурного движения и обновление общества,, совершенствование человека») [Словарь литературоведческих терминов и понятий 2007: 102]. Согласно концепции просветительства, инициатором общественного и исторического развития считается сознание человека, поэтому в центр внимания ставится проблема борьбы против безграмотности, безнравственности, религиозного фанатизма. Рассмотрим следующее определение просветительства: «...общественно-политическое течение, представители которого стремились устранить недостатки существующего общества, изменить его нравы, политику, быт путем распространения идей добра, справедливости, научных знаний. В основе просветительства -идеалистическое представление об определяющей роли сознания в развитии общества, желание объяснить общественные пороки невежеством людей, непониманием ими своей собственной природы. К просветителям относились Вольтер, Руссо, Монтескье, Гердер, Лессинг, Шиллер, Гете, Десницкий, Козельский и мн.др. Их деятельность во многом способствовала подрыву влияния церковной идеологии. Просветители решительно боролись не только против церкви, но и против религиозной догматики, против схоластических методов мышления» [Философский словарь 1986: 390].

В XIX веке начинается становление просветительского реализма как метода и типа художественного мышления. Как художественный метод реализм объективно отражает человеческую жизнь в социально-исторической конкретности и духовной сущности. Как тип художественного мышления реализм обновлялся, обогащался в зависимости от идеологических установок и эстетических идеалов той или иной эпохи. Реалистический тип художественного отображения действительности свойственен для всех этапов развития татарской литературы. В определенной мере правдоподобность и реалистичность можно обнаружить в фольклоре и средневековой литературе.

Просветительский реализм основывается на просветительской философии и эстетике. Его основоположник Вольтер искусство рассматривает как средство воспитания и считает, что идеи просветительства, которые готовят общество к изменениям, должны доводиться до народа посредством литературы, искусства. Идеи Вольтера развивает Дени Дидро, который пишет о воспитании гражданской морали искусства, о рождении ненависти к плохим поступкам. Французские просветители цивилизации противопоставляют природу, основу сравнения жизни находят именно в природе.

В Германии идеи просветительства поднимает Лессинг. Фридрих Шиллер, который творил под влиянием философии Канта, также придерживается мысли о том, что для совершенствования человеческого разума, надо пользоваться силой искусства. Для него искусство - область сосредоточивания (накопления) морального (нравственного) знания. Он открывает, показывает истину и сущность человека.

В мировой литературе просветительский реализм популяризуется через творчество Дефо («Робинзон Крузо»), Руссо («Юлия, или Новая Элоиза»), Шиллер («Дон Карлос»), Гете («Фауст») и мн.др. Их произведения задумываются как доведение читателю какой-нибудь мысли, идеи.

Наступлению эпохи Просвещения в европейской литературе способствовала социально-политическая обстановка, обусловленная периодом исторического развития стран Европы.

Проблеме исследования реализма посвящено немало научных трудов. Я.Эльсберг в статье «Проблемы реализма и задачи литературной критики» просветительский реализм рассматривает как метод и направление. Рассматривая вопрос возникновения и формирования реалистической литературы, ученый приходит к выводу о неоднозначности термина и пишет: «Периодами возникновения реализма (применительно к литературам европейских народов) назывались: европейская античность; эпоха западноевропейского Возрождения; конец XVIII века в Западной Европе; начало XIX века и 30-40-е годы XIX века в масштабе всей Европы» [Эльсберг 1958: 96].

Образ женщины в просветительском реализме

В современном мире, философско-эстетической мысли и литературоведении необычайно возрос интерес к таким категориям как «образ», «символ», «знак», о чем свидетельствует появление огромного, бесчисленного количества словарей, энциклопедий знаков и символов.

Литература имеет собственную своеобразную систему образов, символов, отражающих национальное своеобразие, специфику данной культуры и являющихся «родными», знаковыми для ее представителей.

В «Словаре литературоведческих терминов и понятий» термину художественный образ дается следующее определение: «Ижат эшендэге гомуми категория, сэнгатькз хае эстетик тээсирле объектлар тудыру юлы белэн тормышны узлэштеру, ацлату, яцадан тудыру формасы. Образ дип эдэби бетенлекнец елешен атау да кабул ителгэн» («общая категория в творческой деятельности, форма освоения, объяснения, воссоздания объектов эстетики, имеющая эстетическое влияние, присущая искусству. Образом называют также часть литературного целого») [Словарь литературоведческих терминов и понятий 2007: 130].

Философы и ученые, обращаясь к способам (средствам), с помощью которых литература и другие виды искусства, обладающие изобразительностью, осуществляют свою миссию, пользуются термином «образ» (др.-гр. эйдос — облик, вид). Как категория философии и психологии, образы - это конкретные представления, т.е. отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий). Они противостоят абстрактным понятиям, которые фиксируют общие, повторяющиеся свойства реальности, игнорируя её неповторимо-индивидуальные черты [Хализев 2002: 112-113].

Художественный образ создается в результате творческого освоения автором того или иного явления, предлагается как художественное произведение или его части. Художественный образ - портрет, вид, образ,

качество кого-либо или чего-либо, которые врезались в душу, в память человека. Еще Платон в IV веке до н.э. помимо вещей, предметов определяет, что у них еще должна быть идея.

В «Словаре литературоведческих терминов и понятий» обращается внимание на то, что «Бугенге эдэбият белеме фэнендэ эдэби образный., гомумэн, образдан аермалы билгелэре ачыкланган. Иц эЬэмиятлесе — эчтэлекнец тирэнлеге. Эдэби образ «чиксезлекне — чикле аша» (Шеллинг) белдеру сэлэтенэ ия. Бер-ике деталь ярдэмендэ барлыкка килсэ дэ, образ бетенлек буларак кабул ителэ пэм бэялэнэ. Ченки адресат уз ацында, куцелендэ аны «тулыландыра», яцадан-яца ваклыклар белэн баетып кабул итэ. Икенчедэн, эдэби образда гомумилэштеру кочле, ул гомумине, иц эпэмиятлене индивидуаль, шэхси сызыкларда ждткерэ ала. Ченки эстетик яктан образ камил бетенлек хасил итэ: анда артык, кирэксез, очраклы бер генэ деталь дэ юк. Ижади типиклаштыру, тормыш куренешлэренец аерым бер якларын сайлап алу, ассызыклау, арттыру-куперту аша. вченчедэн, экспрессивлык, ягъни авторньщ предметка идея-эмоциональ менэсэбэтен белдеру сэлэте, эдэби образныц укучы ацына, фикеренэ, акылына гына тугел, бэлки хисенэ, куцеленэ тээсирен тээмин итэ» («В современном литературоведении определяются основные признаки художественного образа. Самое важное в нем - глубина содержания. Художественный образ строится на способности отобразить «бескрайность - через ограниченность». Воссоздается при помощи одного-двух деталей, образ воспринимается и оценивается как целое. Так как адресат его «дополняет» в своем сознании, памяти, воспринимается, обогащаясь новыми и новыми деталями.

Во-вторых, в художественном образе сильно обобщение, он может довести общее, важное в индивидуальном, личностном. С эстетической точки зрения, образ воссоздается как единое целое: здесь нет лишних, ненужных, случайных деталей. Творческая типичность, выбор отдельных сторон явлений жизни путем подчеркивания, преувеличивания.

В-третьих, экспрессивность, то есть способность автора выразить идейно-эмоциональное отношение к предмету — обеспечивает влияние литературного образа не только на сознание, мысль, разум человека, но и на его чувства, и душу») [Словарь литературоведческих терминов и понятий 2007: 130].

Художественный образ в произведении является формой сообщения заложенного в нем содержания. Четвертым признаком является возможность понимания, восприятия по-разному.

Образ не может отождествляться материальной основой, понимается через него. Вначале образ помогает воссоздать перед взором читателя вымышленный мир, который заново восстанавливается в сознании воспринимающего. По мнению А.А. Потебни, образ состоит из содержания (значение), внутренней формы (отзвук), внешней формы (представление образа) и живет в слове. Хоть и воспринимается близким к жизненной действительности, образ воспринимается шире, глубже, много сведений, которые живут в сознании, памяти, опыте человека, «будят», пользуются [Потебня 1990: 152].

Авторы книги «Введение в литературоведение» отмечают разнообразие художественных образов: «Когда говорим образ, то имеем в виду человека, явление природы или слово-рисунок. Поэтому литературоведы дают совет разобрать отличия образа-персонажа и образа-воображение, первичного субъекта речи (голос рассказчика)» [Введение в литературоведение 1999: 38-39].

Идейный замысел, заложенный в женские образы в татарской просветительской прозе

В среде татар растущая революционная готовность выразилась формированием реалистической прозы, развитием нового для татарской литературы жанра романа. «Роман - это большое по содержанию эпическое произведение, где изображается судьба отдельных людей или группы людей, процесс формирования характера и взгляда на окружающий мир» (Роман — аерым кешелэрнец яки кешелэр теркеменец язмышлары хикэялэп бирелгэн, характер пэм деньяга караш формалашу процессы гэудэлэндерелгэн зур кулэмле эпик эсэр) [Словарь литературоведческих терминов 1990: 154]. Это говорило о художественной зрелости литературы, когда писатели не только наблюдают над современной действительностью, но и размышляют над жизнью. Столь пристальное внимание татарских писателей, драматургов к освещению действительности говорит о том, что их интересовали вопросы о жизни и судьбах своего народа, его будущем. В своих произведениях они ставят важные современные вопросы, связанные с утверждением общественно полезной деятельности, просвещения народа, женской эмансипации.

В древнетатарской литературе до второй половины XIX века женские образы рассматривали с позиции религии, веры, уподобления мужу, то в XIX веке они больше - с позиции просветительства, отношения женщин к образованию.

Писатели и поэты-просветители XIX века поднимают и по-своему решают актуальную для своего времени так называемую «женскую проблему». Они в основном придерживаются той мысли, что девушке надлежит выходить замуж за «просвещенного мужчину», только так, по мнению просветителей, женщина может добиться счастья в семье. Как следует из стихотворных строк таких поэтов, как Г.Кандалый, М.Юмачиков, девушки имеют право сами выбирать себе спутника жизни, также поэты рекомендуют себя «учеными мужьями», которые могли бы дать счастье любимой женщине. Наивность в решении сложной проблемы присуща многим деятелям литературы XIX века, таким, как М.Акъегетзаде, З.Бигиев - в прозе, Г.Ильяси, Ф.Халиди - в драматургии. Они видят обустройство общества в просвещении и эту проблему решают на семейно-бытовом уровне: чтобы быть счастливой, девушка должна выходить замуж только за образованного и воспитанного человека («галим ярга»), и, наоборот, они советуют родителям не выдавать своих образованных дочерей за необразованных «мужиков».

Проблема женского счастья раскрывается во многих произведениях просветителей: «Эсма, яки Гамэл вэ жрза» («Асьма, или Преступление и наказание»), «Сэлимэ, яки Гыйффэт» («Салима, или Целомудрие») Р.Фахрутдинова, «Очрашу, яки Гелгизэр» («Встреча, или Гульгизар»), «Кэлэпунгче кыз» («Тюбетейщица»), «Телэнче кыз» («Попрошайка») Г.Исхаки, «Бэхетле кыз» («Счастливая девушка»), «Бэхетсез кыз» («Несчастная девушка») З.Хади, «Морза кызы Фатыйма» («Дочь мирзы Фатима») Ф.Карими.

В этот период в татарской литературе актуализируется изображение жизни простого человека, формируется наполненная идеями возрождения татарского общества реалистическая литература. В последней четверти XIX века формируется татарская литература нового времени. В этот период в литературе происходят важные изменения, которые были обусловлены просветительским движением в татарском обществе уже в первой половине XIX века.

Самым важным для этого периода является то, что закладываются основы татарской реалистической литературы. Писатели создают реалистические образы, реалистические события лежат в основе сюжета произведений, добиваются правдоподобности ситуаций и деталей, тем самым стремятся разрешить проблемы своего времени. Во второй половине XIX века в татарской литературе создаются первые прозаические произведения, закладывается основа драматургии.

«Хатын-кызныц язмышы турында сейлэгэндэ купчелек эдиплэр беренче чиратта узлэренец мэгърифэтчел идеалларына ждвап бирэ торган идеаль язмышны курсэтугэ басым ясыйлар. Биредэ алар мэсьэлэгэ "табигый кеше" концепциясе яктылыгында килэлэр. Табигый камил гаилэдэн чыккан, ягъни инсаниятле пэм мэгърифэтле ата-аналар баласы булган шэхес тормышта шушы нигездэн рух Ьэм кеч алып узенец кешелеклек телэклэренэ Ьэм максатларына ирешэ. Героиняларныц шундый иц зур максатлары - саф мэхэббэткэ корылган бэхетле гаилэ кору» («Говоря о судьбе татарской женщины, - пишет ученый Ф.Мусин, - большинство писателей в первую очередь стремятся показать идеальную судьбу, соответствующую их просветительским идеалам. Здесь они исходят из понимания концепции «природного человека». Вышедший из хорошей семьи, т.е. дитя порядочных и просвещенных родителей, которые являются крепкой опорой в жизни и обществе, человек черпает оттуда свои духовные силы и достигает цели в жизни. У таких героинь самая большая цель - это счастливая семья, построенная на чистой любви») [Мусин 1983: 29-30].

Писатели того периода были убеждены в том, что человечество должно стремиться к прогрессу, распространению научных знаний и всестороннему развитию личности. Они считали, что воспитание человека должно начинаться с самого раннего возраста, причем оно должно быть как на физическом, так и на духовном уровнях. Как известно, семья и школа составляют ту среду, в которой происходит полноценное формирование личности. Это обстоятельство обязывает, что прежде всего самих родителей и преподавателей к тому, чтобы быть людьми высоконравственными и достойными людьми.

Литература просветительского реализма считала, что главная роль в освобождении народа от невежества принадлежит деятельности образованного человека с передовыми взглядами на проблемы современного общества.

Полноправно основоположником татарской реалистической прозы считается М.Акъегетзаде и его произведение «Хисаметдин менла». Данная повесть автора по существу является первым крупным произведением национальной прозы, созданной методом просветительского реализма. На программный характер. данного произведения указывала в свое время и литературная критика. Г.Ибрагимов назвал М.Акъегетзаде «отцом татарской реалистической литературы нового времени», и отметил, что его роман «вбирает в себя почти все проблемы просветительской литературы» [Баширов 2001:64].

Одним из важных проблем, поднятых М.Акъегетзаде, является «женский вопрос», которая впоследствии становится одной из основных проблем для татарской литературы начала XX века. Проблема воспитания, счастья женщин является одной из центральных для татарских просветителей. Одним из первых данную позицию занял своеобразный татарский поэт первой половины XIX века Г.Кандалый. В поэме «Сэхипж,амал» («Сахипджамал»), он призывает девушку выйти замуж за образованного, способного уважать женщин, бороться за свой народ молодого мужчину-«менлу». Автор рисует счастливую, беззаботную картину жизни девушки, связавшей свою жизнь с интеллигентным человеком. Писатели-просветители изображают в некоторой степени идеализированную, неестественную для того времени героиню, которая стремится самостоятельно решить свою судьбу, строить личное счастье.

Особенности женских образов в татарской просветительской драматургии

XIX век в истории татарской литературы также характеризуется формированием драматургии — как литературного вида.

Обращаясь к реалистичному методу изложения, для того, чтобы более разносторонне воплотить ее в литературе, писатели-просветители внесли немало нового и в жанровую структуру. Если в течение ряда веков в татарской литературе главенствовала поэзия, а проза значительно уступала ей, то теперь последняя резко повышает свою активность, выдвигается на передний план и начинает играть ведущую роль в литертурном процессе. К концу XIX века также формируется новый жанр — драматургия.

В «Словаре литературоведческих терминов и понятий» драматургия определяется как «тормышчан конфликтка нигезлэнгэн вакыйга-куренешлэрне сэхнэгэ кую ечен, диалог-монолог формасында язылган эсэрлэрнец гомуми исеме» («общее название произведений, основанных на жизненном конфликте событий-явлений, написанных в форме диалога-монолога для постановки на сцену») [Словарь литературоведческих терминов и понятий 2007: 56]. Причина позднего развития драматургии объясняется рядом исторических причин. Основной из них являются, как отмечается М.Гайнуллиным, «глубоко укоренившиеся среди татар феодальные пережитки, в особенности фанатизм ислама» [Гайнуллин 1966: 295].

Драматические формы - своеобразный жанр литературы. Особенность ее художественного обобщения заключается прежде всего в том, что она является основой сценического искусства. Развитие драматургии в истории культуры тесно связано с театром. Вопрос же о создании татарского театра возник в конце XIX века. Развитие просветительских идей вызвало у народа интерес к театральной культуре, и в частности посещение казанких русских театров, что в свою очередь привело к потребности создания национальной драмы, а затем и театра.

На создание новых для национальной литературы и искусства жанров просветителей вдохновляло близкое знакомство с русской и турецкой драматургией и театром, которые для них явились большой школой творчества. Драматургия является самым молодым жанром в татарской литературе.

Первые произведения татарской драматургии возникли по велению времени и в целом отражают реальную действительность. Но поэтика этих произведений еще была довольно далека от совершенства. Это особенно проявилось в построении сюжетной линии. Первые татарские пьесы несут отпечаток штампов литературных сюжетов. Они скорее представляют «схемы» просветительской литературы, нацеленной на исправление человеческих пороков. Готовые литературные и художественные «детали» преобладают и в первых пьесах основоположника татарской сценической литературы Г.Камала («Жалкое дитя», «Три злодея»). Органического единства литературных традиций и жизненности изображаемых явлений и героев татарская драматургия добилась лишь в начале XX века после первой русской революции 1905 года.

Рожденная просветителями национальная драматургия с первых же дней смело обращалась к кругу тех проблем, которые остро волновали их. Первых татарских драматургов Г.Ильяси и Ф.Халиди особенно интересовало положение татарской женщины в обществе. В 80-е годы XIX века появляются их первые драматические произведения на татарском языке. Друг Каюма Насыйри, хорошо знакомый с русской культурой, представитель татарского просветительства Габдрахман Ильяси в 1887 году публикует свою первую драму «Бичара кыз» («Несчастная девушка»). В данном произведении автор попытался выступить в защиту прогрессивных взглядов, с критикой бесправного положения татарской женщины. В следующем, 1888 году выходит вторая драма - «Рэдде бичара кыз» («Счастливая девушка»), написанная Ф.Халиди. В 1895 году публикуется первая татарская комедия

«Комедия Чистайда» («Комедия в Чистае»). В 1898 году с первым драматическим произведением выступил Г.Камал. Это была драма «Бэхетсез егет» («Несчастный юноша»), где автор смело говорит о современном воспитании молодежи. Драматург Г.Камал назвал театр школой жизни, тем самым бросая вызов реакционным силам, которые считали театр источником безнравственности.

Время появления первых татарских пьес характеризуется утверждением капиталистических отношений и вступлением татарской буржуазной нации в завершающий этап своего формирования. «Отмена крепостного права в 1861 году, несмотря на ее половинчатый характер, создала условия для более быстрого развития капитализма и ускорила процесс утверждения капиталистических отношений. Одновременно шел процесс формирования татарской буржуазной общественной мысли — просветительства, которое способствовало развитию национального самосознания, а также национального движения, сыгравшего важную роль в складывании нации» [Хасанов 1977: 84].

Как отмечает А.Ахмадуллин, «Утверждение капитализма шло в борьбе с феодальным застоем, средневековым ханжеством и косностью, которые были особенно устойчивы среди татар из-за особых социально-экономических, политических условий и национально-религиозного гнета. Прогрессивной идеологической надстройкой этой эпохи стало просветительство, которое создало свой идеал, свою концепцию человека, в целом отражавшую устремления нового класса — буржуазии, так как именно буржуазия является носителем складывающихся и развивающихся капиталистических отношений» [Ахмадуллин 1983: 10]. Как понятно из вышесказанного, новые общественно-экономические отношения и их противоречия тогда еще были в зародышном состоянии, поэтому просветители, с их ограниченным мировоззрением, не в состоянии были уловить и понять нарастающие тенденции. Вот почему этот идеал им представлялся обществом общего благоденствия, где господствуют и торжествуют справедливость и свобода.

Аналогичные иллюзии и такая концепция человека характерны также для первых татарских драматургов.

Как известно, зарождавшейся и развивающейся буржуазии требовались образованные люди, умеющие вести хозяйство, экономически грамотные делопроизводители. Старометодные медресе (кадими) не в состоянии были готовить таких людей. Поэтому буржуазия выступала активным сторонником новометодных школ-медресе (джадиди), в пределах своих интересов поддерживала свои стремления к светскому образованию, выступала за раскрепощение человека от религиозных и средневековых оков и поддерживала индивидуалистические устремления личности. Вот почему в первых произведениях татарской драматургии положительные герои представлены людьми образованными, передовыми, выступающими против косности, религиозного фанатизма, неграмотности. В период утверждения капиталистических отношений, когда новые социально-экономические порядки только-только набирали силу, все это было по сравнению с крепостным строем прогрессивно и необходимо.

Похожие диссертации на Женские образы в татарской просветительской литературе