Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Великая Отечественная война сквозь призму современности. Проблема героического . 16
ГЛАВА II. Многоплановость характеров . 64
ГЛАВА III. Поэтика и жанровая специфика современной повести о Великой Отечественной войне . 108
Заключение 169
Список использованной литературы 178
- Великая Отечественная война сквозь призму современности. Проблема героического
- Многоплановость характеров
- Поэтика и жанровая специфика современной повести о Великой Отечественной войне
Великая Отечественная война сквозь призму современности. Проблема героического
Время неуклонно отодвигает минувшее. События Великой Отечественной войны, еще два десятилетия назад воспринимавшиеся как факт современности, в наши дни становятся достоянием истории. Это не может не сказаться на.характере их освоения современной советской литературой и повестью, в частности. Синтез истории и современности становится отличительной чертой военной повести наших дней. Своеобразие проявления этого качества в художественной структуре исследуемого жанра рассматривается нами на протяжении всей работы. Цель же настоящей главы состоит в том, чтобы выявить специфику его проявления в решении ключевой проблемы всей советской военной прозы - проблемы героического.
Проблема героя - одна из центральных в современной советской эстетике. Ее первостепенность определяется как спецификой самого предмета искусства и своеобразием нынешней стадии его развития, так и теми задачами, которые выдвигает перед нашим обществом новая фаза коммунистического строительства - развитой социализм. ХХІУ, ХХУ, ХХУІ съезды Коммунистической партии, а также июньский (1983 г.) и апрельский (1984 г.) Пленумы ЦК КПСС остро поставили проблему формирования нового советского человека.
В постановлении Пленума ЦК КПСС.10 апреля 1984 года и0б основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" - в частности подчеркивается, что "... Все усилия должны быть сосредоточены на том, чтобы воспитывать убежден них борцов за коммунизм, патриотов и интернационалистов" .
Быть "человековедением", воздействовать на процесс формирования личности - исконное предназначение художественной литературы. Находясь в опосредованной зависимости от исторического процесса ("За всеми крупными изменениями формы и содержания искусства стоят крупные изменения общественной жизни лгодей ), она на каждом этапе всемирной истории давала отличающуюся от предшествующих и одновременно связанную с ними концепцию человека. Новый взгляд на человека заключает в себе и литература социалистического реализма. "Искусство социалистического реализма, - пишет А.Н.Иезуитов, - рисует многообразными художественными способами и средствами принципиально нового героя и его новые взаимоотношения с обстоятельствами, которые он изменяет в процессе своей революционной практики. Это искусство показывает в соответствии с правдой истории внутреннее богатство, сложность и красоту нового социалистического мироощущения, когда человек осознает и чувствует себя не бессильной игрушкой в руках слепой судьбы, а хозяином, творцом, созидателем и своей собственной, и окружающей его жизни, когда в человеке раскрывается и развивается все самое светлое, передовое, высокое и тонкое - подлинно социалистическое, - которое вступает в борьбу и неизбежно побеждает все темное, косное,отсталое, отрицательное, что еще осталось или появляется в нашей жизни" .
Осмысление человека литературой социалистического реализма качественно отличается и от его трактовок современным буржуазным искусством. "Литература буржуазного мира, - пишет С.М.Петров в статье "Проблема человека и литература социалистического реализма", - полна произведений, изображающих деградацию, духовное и нравственное оскудение человека. В наше время научно-технической революции некоторые писатели на Западе, особенно фантасты, опираясь на модные технократические идеи буржуазной философии, показывают человека своеобразной машиной, придатком развитой техники, ставя его рядом с роботом, лишая гуманистической сущности. Другие живописуют прелести сексуальной революции, третьи провозглашают полную свободу человека от всех общественных уз, прославляют насилие и право на преступление"2.
В этом сопоставлении литератур двух социальных систем с особой наглядностью проявляются сущностные черты концепции человека в эстетике социалистического реализма: исторический оптимизм и реальный гуманизм, обусловленный теорией и практикой коммунистического строительства в СССР и других странах социализма.
Искусство любого времени выдвигает проблему героя в его отношении к действительности и эстетическому идеалу.Марксистская эстетика утверждает неправомерность как отождествления положительного характера (героя) с эстетическим идеалом, так и абсолютного их разграничения (идеал - "должное", герой -"сущее"). Единство должного и сущего, субъективного и объективного является определяющим и в эстетическом идеале, и в герое . "... Социалистический и коммунистический идеал, -пишет А.М.Метченко,- не является только "искомым",перспективой. Это реальная тенденция исторического развития,в наетоя-щее время господствующая в нашей стране" . Однако герой - не идеал, он лишь одна из конкретных форм его выражения в искусстве. При этом положительный характер в литературе социали -стического реализма не является простым слепком эстетического идеала. Его характерная черта - способность к саморазви -тию, обогащению в процессе взаимодействия с революционными обстоятельствами. Изображение этого процесса во всей его противоречивой сложности, во всем богатстве социально-исторических форм и составляет основное содержание искусства социа -листического реализма.
Несомненно, все многообразие литературных характеров не сводится к типу героя. Обращая внимание на этот факт, марксистская эстетика подчеркивает, что "в живом потоке литературы положительный характер представляет собою основное,направляю-щее течение" .
Многоплановость характеров
Развитие советской военной повести на протяжении всей её истории шло по пути углубления проблематики и расширения сферы художественного исследования характеров.
Определяющей тенденцией в осмыслении человека на войне стало движение от известной односторонности его изображения, от сосредоточенности на внешних, по преимуществу героических про -явлениях характеров к выявлению их социально-психологической определенности, а затем и ко всё более полному постижению нравственных основ поведения человека на войне, к философской глу -бине проникновения в сущность жизненных явлений. С этими новы -ми качествами в советской военной повести, проявившимися в 60-е и особенно в 70-е годы, связан, в частности, повышенный интерес к такой области человеческих отношений как любовь.
Известно, что для литературы периода Великой Отечествен -ной войны главным было стремление передать великое противостояние советского народа фашизму. В этом противостоянии писатели военных лет, естественно, заостряли внимание на том общем, что объединяло советских людей и составило основу будущей победы. Не случайно поэтому у героев повестей К.Симонова "Дни и ночи", А.Бека "Волоколамское шоссе", Л.Леонова "Взятие Великошумска", Б.Горбатова "Непокоренные" и других созданных в годы войны произведений мы не обнаружим глубоко личных переживаний, непо -средственно не связанных с тем, чем жила вся страна. Показате -лен в этом отношении тот факт, что К.Симонов в повесть "Дни и ночи" не включил подготовленную главу о личной жизни Сабурова, справедливо посчитав её публикацию не отвечающей духу времени.
В отличие от литературы военных лет, современная повесть о Великой Отечественной войне тяготеет к исследованию глубоко личных переживаний героев. Одним из проявлений этой тенденции является растущий интерес современных прозаиков к проблеме "война и любовь". Однако неверно было бы утверждать, что героическая повесть наших дней является первооткрывательницей внутреннего мира захваченного ураганом войны человека. В той или иной мере эта тема осваивалась и военной прозой предшествующих десятилетий. Уже "к концу войны проза в значительной мере освободилась от примет аскетизма. ... расширение сферы изображения войны шло, в частности, по линии углубленного анализа ин -тимных сторон жизни. Ряд произведений 1944-1945 годов дает основание для такого заключения ("Третья палата" Б.Леонидова, "Это было в Ленинграде" А.Чаковского, большинство романов) . Однако в конце сороковых и в пятидесятые годы, в связи с общим спадом в развитии малой и средней повествовательной формы, вызванным установкой тех лет на создание масштабных произведений, дальнейшее освоение темы "война и любовь" шло преимущественно по линии романа, для которого любовная коллизия является традиционной.
Сильно и чисто прозвучав в "Молодой гвардии", мотив любви во второй половине сороковых и в пятидесятые годы был подхва -чен романами М.Бубеннова "Белая береза", Э.Казакевича "Весна на Одере" и другими, а в 60-70-е годы значительно углублен произведениями Г.Коновалова ("Истоки"), А.Чаковского("Блокада"), К.Симонова ("Живые и мертвые"), Й.Авижюса ("Потерянный кров"), Ю.Бондарева ("Горячий снег"), М.Стельмаха ("Четыре брода") и другими. В сказанном, однако, не следует видеть абсолютизации роли романа в осмыслении проблемы "война и любовь". Вместе с тем. необходимо признать, что мотив любви в повести конца 40-х - середины 50-х годов звучал еще робко, лишь в отдельных про -изведениях поднимаясь до высоких нот. Но последние не опреде -ляли тенденции развития жанра в целом. Только в начале 60-х годов в связи с расцветом лирической прозы и в .рамках военной повести появляются заметные произведения, в которых проблема "война и любовь" становится одной из центральных (В.Астафьев "Звездопад", В.Быков "Третья ракета" и "Альпийская баллада", К.Воробьев "Крик" и другие). Здесь уже намечаются те аспекты осмысления данной проблемы, которые будут интенсивно разрабатываться в 70-ые годы. Так в "Третьей ракете" отношение к женщине - это пробный камень, определяющий сущность человеческих характеров. В "Альпийской балладе" любовь Ивана и Джулии -торжество жизни над смертью. В "Звездопаде" любовь Миши и Лиды - "луч света", озаривший их жизнь, а война - зло, которое его погасило. Война стала поворотным пунктом и в личной жизни Лопатина. С одной стороны, она привела его к окончательному разрыву с Ксенией ("Жена приехала"), с другой, - косвенно способствовала обретению трудного, но подлинного счастья с Никой ("Двадцать дней без войны", "Мы не увидимся с тобой").Несколько в ином плане рассматривается проблема "война и любовь" в произведениях К.Воробьева "Крик", С.Баруздина "Речка Воря", В.Астафьева "Пастух и пастушка", И.Шамякина "Брачная ночь", Г.Бакланова "Навеки - девятнадцатилетние", в цикле повестей С.Крутилина "Апраксин бор" и других. С равной жестокостью врывается война в личную жизнь Сергея Воронова и Марины ("Крик"), Вари и Славы Солнцева ("Речка Воря").
Поэтика и жанровая специфика современной повести о Великой Отечественной войне
70-е годы в развитии советской литературы критики и литературоведы единодушно характеризуют как стадию художественного многообразия. Действительно, палитра современной литературы необычайно богата красками, в чем можно убедиться на примере рассматриваемого нами жанра. Разнообразие форм воплощения об -щественного конфликта, богатство приемов создания литературных характеров, сложность пространственно-временной организации -лишь некоторые черты повести, которые достаточно убедительно говорят о расширении писателями поиска новых художественных возможностей для наиболее полного воссоздания мира и человека периода Великой Отечественной войны.
Война на высокой ступени общественного развития - это всегда конфликт политический, имеющий в своей основе неразре -шимое противоречие интересов различных государств и классов. Коренное отличие Великой Отечественной войны состоит в том, что в ней столкнулись не только два политических курса, но и две социальные системы, два образа жизни и две принципиально раз -личные идеологии.
С момента своего возникновения советская ловесть о Великой Отечественной войне, как и вся наша военная проза, стремилась к всеобъемлющему постижению этого исторического явления, составляющего особый э.тап как отечественной, так и мировой истории. Как известно, "... общественные конфликты в произведении выступают как художественные конфликты, то есть как частные, индивидуальные события в человеческой жизни". Другими словами, конфликт "... в специфической, нередко весьма опосредованной форме отражает коллизии реальной действительности. ... выявляет столкновение так или иначе противостоящих один другому жизненных, духовных начал" . Естественно, что главным конфликтом в советской военной повести (как и в целом в литературе о событиях минувшей войны) является единоборство советского народа с фашизмом.СпосоОнисследования этого конф -ликта многообразны и не остаются неизменными. В литературе военных лет преобладало изображение прямого столкновения советского воина с врагом с целью раскрытия, с одной стороны, чу -довищной жестокости оккупантов, с другой, - силы и стойкости советских людей, их нравственного превосходства.
В повести конца 50-х - середины 60-х годов такой тип конфликта перестает быть господствующим, так как всё настойчивее заявляет о себе конфликт нравственный ; ("Батальоны просят ог -ня" и "Последние залпы" Ю.Бондарева, "Фронтовая страница"и "Третья ракета" В.Быкова и другие).
В современной военной повести ведущим становится нравст -венный конфликт в сочетании с конфликтом психологическим. Это либо столкновение нескольких персонажей, основу которого со -ставляет разный уровень понимания общественного долга и целей борьбы ("GOTHHKOB" В.Быкова), противоположность представлений о цене человеческой жизни на войне ("Его батальон" В.Быкова), полярность нравственных принципов персонажей ("Пойти и не вернуться" В.Быкова), либо внутренний конфликт, связанный с про -цессом обретения героем гражданской зрелости.
В современной военной повести тот или иной тип конфликта в чистом виде встречается крайне редко. Чаще-действие раз-, вивается на пересечении нескольких противоречий, при этом одно из них оказывается сквозным, доминирующим. Так в повестях "В списках не значился" Б.Васильева и "Дцу и надеюсь" В.Смирнова в центре внимания писателей оказывается процесс кристаллизации личности героя в суровых обстоятельствах войны. Однако, развитием психологического конфликта далеко не исчерпывается содержание этих произведений. В повести Б.Васильева ос -новному конфликту сопутствует столкновение Николая Плужникова с Федорчуком (этот борьбе предпочитает отсиживание в каземате в ожидании "чья возьмет"), а затем с Климковым и Небогатовым (они после падения крепости ищут выход только для себя, не желая думать о других) и так далее. Конфликты эти при всем их несомненном значении носят подчиненыый характер. Своеобразие их сочетания с ведущим психологическим конфликтом, заключается в том, что они помогают охарактеризовать этапы духовного роста героя. Нечто подобное наблюдается и в повести Б.Смирнова. В ней также имеется несколько полюсов притяжения и отталкивания, но располагаются они по иному принципу. Ведущий конфликт (борьба в Шурке Доминиани двух начал: нравственного долга, побуждающего к самопожертвованию ради товарищей - партизан, и желания выжить во что бы то ни стало) здесь сочетается с конфликтом, создаваемым столкновением взглядов командира отряда Парфеника и начальника разведки Сычужного по поводу доверия к людям. Примечательно, что это противоречие осмысливается писателем значительно шире, чем простое расхождение взглядов двух персонажей. Речь идет о роли доверия в отдельных человеческих судьбах и в судьбе народа в целом. Есть в повести "Ліду и на деюсь" еще одно конфликтное поле. Создается оно противопоставлением идеологии социализма и фашизма, сущность которых выяв -ляется через результаты их воздействия на целые народы (перед читателем, с одной стороны, предстает советский народ с его активной жизненной позицией, с другой, - одна из культурнейших наций Европы, в течение десятилетия низведенная до состояния бездумного, беспрекословного повиновения). Так в пересечении трех конфликтных полей рождается в повести мысль о том,что сила социалистического строя заключается в людях, в их активной жизненной позиции, сориентированной на социальные и нравственные идеалы социализма.