Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Эволюция жанра поэмы в мордовской литературе 9
ГЛАВА 2. Идейно-эстетическое и сюжетно-композиционное своеобразие поэм о Великой Отечественной войне 35
ГЛАВА 3. Национально-эпические традиции в современной мордовской поэме 93
Заключение 139
Библиографический список 144
- Эволюция жанра поэмы в мордовской литературе
- Идейно-эстетическое и сюжетно-композиционное своеобразие поэм о Великой Отечественной войне
- Национально-эпические традиции в современной мордовской поэме
Введение к работе
Актуальность работы. Являясь одним из ведущих жанров словесного искусства мордвы, поэма открывала и открывает широкие возможности для исследования общих закономерностей литературного развития, художественного единого процесса во всей совокупности жанров и видов литературы, решения проблем традиций и новаторства, героя и пафоса, национального и интернационального, метода и стиля, своеобразия творческой индивидуальности. Она позволяет глубоко проникать в социально-исторические основы национальной культуры мордвы. Опираясь на традиции родного фольклора и опыт русской классической литературы, этот жанр вбирает многогранный комплекс литературного процесса, своевременно реагирует на происходящие в жизни этноса события. Предметом изображения современной мордовской поэмы является герой с ярко выраженным национальным характером, внутренний мир которого раскрывает духовное богатство мордовского народа, вскрывает глубокие корни, связывающие его с родной землей.
Становление и развитие мордовской поэмы было близким с развитием жанра в типологически сходных литературах: марийской, удмуртской, коми, коми-пермяцкой. В начале двадцатого века поэма еще не являлась ведущим жанром, но уже с 1930-х гг. в так называемых младописьменных литературах начинается освоение крупных жанров - поэмы, повести, драмы, романа. В эти годы в литературе Поволжья и Приуралья было создано немало произведений крупного жанра, вошедших в золотой фонд национальных литератур. Мордовская поэма в 1930 - 1950-е гг. получает новое идейно-художественное наполнение, несмотря на ряд определенных трудностей,
вызванных отсутствием опыта, литературной борьбой среди писателей, репрессиями и т.д.
До начала 1950-х гг. доминировал эпический тип поэмы. Видимо, это происходило потому, что лирическая поэма требовала не только повествования увиденного, но и глубоких размышлений о происходившем, а для этого необходимы и более разносторонние знания, более углубленное проникновение в суть вещей. Но, тем не менее, чем интенсивнее развивались жанры эпики в этот период, тем лиричнее становилась поэма. Аналогичный процесс наблюдался и в поэзии других поволжских народов.
В 1970 - 1990-е гг. поэма приобретает новые возможности, она развивается как один из самых жизнеспособных жанров поэзии. В поэтических сборниках этих лет и отдельных книгах опубликованы поэмы, в числе которых немало интересных, идейно и художественно значительных произведений. Большие заслуги в современном развитии этого жанра принадлежат нашим лучшим поэтам - И. Калинкину, С. Кинякину, И. Кудашкину, А. Тяпаеву, М. Моисееву, А. Мартынову, В. Кригину и другим. Их поэмы отличаются жизнеутверждающим пафосом и проникновением во внутренний мир героев со сложной неординарной судьбой. Связь с национальной почвой делает их произведения яркими, глубокими, интересными. Особую актуальность этот вопрос приобретает сегодня, когда внимание общества обращено к национальным вопросам. Время требует нового осмысления многих проблем литературы, через которые можно глубже понять национальный характер, жизнеспособность этноса. Поэзия, естественно, не может быть исключена из данного процесса.
Пик в углублении национально-поэтических традиций и создании произведений с большим идейно-эстетическим значением приходится на поэзию периода Великой Отечественной войны, которая унаследовала лучшие классические традиции (поэмы-сказы Ф. Беззубовой, поэмы
А. Малькина, А. Мартынова). На современном этапе в мордовской поэзии появляются поэмы И. Кудашкина «...А Волгась шуди» («...А Волга течет»), А. Малькина «Лямбе пильгокит» («Теплые следы»), А. Мартынова «Ванда», И. Калинкина «Пиче вирь» («Сосновый бор») и др. Будучи участниками и свидетелями войны, они очень ярко и точно сумели передать в своих произведениях горестные чувства детей, потерявших отцов на войне; матерей, ждущих сыновей с фронта; сестер, оплакивающих братьев, не вернувшихся с войны. Вместе с тем следует отметить, что мордовским поэмам этих авторов характерна особая философская насыщенность, данный жанр обрел большую глубину психологизма, значительность философских раздумий над событиями прошлого. Введение фольклорных элементов, контрастирующих средств (изображение красоты и гармонии природы и разрушительных сил войны), развитое ассоциативное мышление становится характерной чертой национальной эпической поэзии.
Таким образом, тема войны вызвала острый интерес к национальной истории, ее героическим страницам, выработала стих повышенной эмоциональности и драматизма.
Что касается теоретико-литературоведческого анализа особенностей национальной эпической поэзии в Мордовии, то он начался лишь в 1950-е гг. В «Очерках истории мордовской советской литературы» (1956) была заложена основа историко-литературного изучения жанра с точки зрения идейно-тематической содержательности. В двухтомном издании «Истории мордовской советской литературы» (1968) уже даются попытки определения жанрового своеобразия поэмы. В трехтомной «Истории мордовской советской литературы» (1968 - 1974) дается наиболее полная картина зарождения и развития литературы и здесь же анализируется роль отдельных поэтов в развитии национальной литературы. В этом плане особо следует выделить исследования критиков и литературоведов Н. Черапкина
(«В братском содружестве», 1969 и «Притоки», 1973), В. Горбунова («Поэзия - душа народа», 1973), А. Борисова («Художественный опыт народа и мордовская литература», 1977), А. Алешкина («Единство традиций», 1978 и «Эпос дружбы», 1985), М. Имярекова («Писатель и жизнь», 1992). В своих работах они рассматривают мордовские поэмы в аспекте их эстетической общности с чувашской и марийской поэмами, говорят о появлении национальной поэзии, отмечая ее черты, спорят об освоении национальной литературой народно-поэтической культуры: от прямого заимствования до творческого освоения богатств фольклорного материала, делают попытки выявить эстетические и художественные особенности ряда мордовских поэм в аспекте преемственности национально-эпических традиций, рассматривают типологию жанра поэмы в литературах народов Поволжья. Впервые ими был представлен наиболее полный анализ поэм, рассказов, романов, показана история создания произведений, их сюжетно-композиционное построение.
Несомненно, эти работы являются основой теоретико-литературоведческого анализа особенностей национальной эпической поэзии. Но, тем не менее, мордовская поэма нуждается в углублении своего аналитического начала, совершенствовании специфических форм психологического анализа, в выходе к живым общественно-социальным столкновениям и проблемам, чтобы обеспечить себе дальнейшее плодотворное развитие. В связи с этим назрела необходимость исследования происходящих явлений в современной мордовской поэзии, объективной оценки произведениям, созданным в последние десятилетия. Поэтому современная мордовская поэма стала предметом нашего специального исследования.
Цели исследования. Основной целью диссертации является анализ эволюции жанра мордовской поэмы, выявление основных тенденций ее художественного развития в жанровом ракурсе, а также рассмотрение
отдельных поэм о войне, определение основных тенденций, характерных для современного состояния жанра с точки зрения идейно-тематической, жанровой, в аспекте традиций и новаторства, исследование национального и общечеловеческого, метода и стиля, творческой индивидуальности.
Для достижения поставленных целей предполагается решение ряда конкретных задач:
выявить закономерности возникновения мордовской поэмы и показать ее динамику на последующих этапах литературного процесса;
исследовать современное состояние жанра поэмы и рассмотреть на конкретном художественном материале ее жанровые особенности;
установить, чем отличается современная поэма о войне от поэмы военного времени как в идейно-эстетическом, так и жанрово-стилевом плане.
Материалом исследования являются поэмы И. Калинкина, И. Кудашкина, А. Тяпаева, А. Мартынова, И. Девина, П. Любаева и др., чьи произведения во многом определяют художественный уровень современной мордовской поэзии, а также литературно-критические статьи, рецензии, посвященные отдельным поэтам и их произведениям, заслуживающим наибольшего внимания.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составили научно-теоретические положения, выдвинутые в трудах ученых по проблемам литературы и искусства: А. Бушмина, Г. Поспелова, А. Абрамова, М. Храпченко, А. Алешкина, В. Горбунова, Н. Черапкина, О. Кузнецовой и др.
Научная новизна исследуемой проблемы определяется тем, что жанр поэмы в мордовской литературе относится к репрезентативным жанрам и поэтому представляет собой один из важных аспектов при изучении своеобразия национально-художественных традиций мордовской литературы
в целом. В целях выявления идейно-эстетических, художественно-исторических корней, национального своеобразия произведения мордовских поэтов рассматриваются в теоретическом и описательном плане. Кроме того, в нашей работе впервые рассматриваются мордовские поэмы, изданные в 1970-1990 гг., не введенные пока в научно-исследовательский оборот.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в исследование насущных проблем современной мордовской литературоведческой науки, а также в применении и возможности дальнейшего исследования результатов анализа, полученных в виде обобщений в вузовских лекционных курсах, спецкурсах и спецсеминарах. Работа может найти применение и в практике преподавания мордовской литературы в школах Республики Мордовия.
Апробация диссертации. Работа обсуждалась на заседании кафедры финно-угорских литератур Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Основные положения диссертации нашли отражение в статьях, тезисах, опубликованных в республиканских литературно-художественных журналах, и в специальной печати, а также в докладах и сообщениях на научно-теоретических конференциях разных уровней: ежегодные Огаревские чтения (1999, 2000); конференции молодых ученых Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева (2001); Всероссийская научная конференция финно-угроведов (Саранск, 2000).
Структура и объем диссертации. Структура исследования обусловлена поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Эволюция жанра поэмы в мордовской литературе
Исследование истории многонациональной поэмы, осмысление ее в качестве исторически развивающегося жанра связано с трудностями, заключающимися не только в недостаточной изученности самого материала, но и в неустойчивости и неточности характеристики жанра, его природы в российском литературоведении. Хотя его истории, идейно-эстетической стороне вопроса посвящено немало исследований таких видных ученых, как А. Соколов, И. Неупокоева, А. Лурье, П. Выходцев, М. Числов, А. Жаков (146; 125; 104; 37; 169; 56), несмотря на то, что этот жанр активно изучается в национальном литературоведении (41; 53, 55), он не имеет своего единого и f, точного определения.
Существующие характеристики поэмы основываются на разных принципах: на принципе сюжетной организации: «Поэма - большая форма лироэпического жанра, стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией, повесть или роман в стихах» (145, 386); на соотношении родовых признаков: «Поэма - большое многочастное стихотворное произведение эпического или лирического характера» (76, 221), «лироэпическое произведение большого объема» (21, 325); на одном признаке — стихотворной форме: «Поэма - большое многочастное стихотворное произведение» (101, 45 8) и т.д.
Подобная противоречивость стала предметом дискуссий и споров на страницах «Литературной газеты», «Вопросов литературы», «Дружбы народов», «Литературного обозрения». Их суть сводилась к тому, что же такое жанр поэмы и каковы ее специфические черты. Одни видят их в драматизме, другие - в значительности содержания, третьи - в особой форме эмоционального и т.д. Суждения участников дискуссии в целом страдают отсутствием единства в критериях определения жанра, понимаемого то чересчур широко, то, наоборот, сужено: чаще всего абсолютизируется один родовой элемент, один путь развития - обычно либо эпический, либо лирический. Научные дискуссии хотя и пробудили заново интерес к изучению жанра, но так и не решили спорных вопросов. Поэтому изучение истории поэмы или ее современного состояния во многих исследованиях начинается, как правило, с изложения авторами собственных представлений о содержании термина. Но при этом, как правило, исследователь попадает в ловушку, пытаясь ответить на вопрос однозначно, дать универсальное, исчерпывающее определение жанра, охватить единой формулой все богатство содержания, многообразие и изменчивость форм поэмы.
Так, Н. Черапкин, характеризует этот жанр как устойчивый костяк искусства, который почти не изменяется и каждый раз наполняется новым содержанием, в зависимости от той или иной конкретной действительности (162, 189). Это та мера, тот масштаб, с которым автор подходит к воплощению своего замысла. Это категория содержательного порядка. Его эстетическая сущность определяется прежде всего содержанием и проблематикой.
В связи с актуальностью данной проблемы, мы подробнее остановимся на вопросах теории жанра. Постоянство жанра — явление историческое, сложившееся как строгая закономерность и древняя многовековая традиция. Естественно, что жанр может видоизменяться или в сторону расширения своих структурных границ, или их максимального уплотнения. Это происходит в силу как требований эпохи, насыщенной значительными и яркими событиями, которые требуют новых, ранее неведомых форм художественного изображения, так и роста возможностей самой литературы (165, 85).
Большинство исследователей придерживается точки зрения, что литературный род есть способ изображения (эпос, лирика, драма), вид -форма рода: эпоса, лирики, драмы (поэма, повесть, роман, трагедия), жанр -разновидность вида (исторический роман, героическая поэма). Следовательно, поэма - тоже вид. А так как жанр есть разновидность вида, следовательно, поэма - также одна из разновидностей вида. «Вид литературного произведения - это и есть модификация жанра или типа жанра»(158, 27).
Границы жанра поэмы подчас слишком широки и подвижны, а это приводит к опасности слишком широкого и общего определения жанра поэмы. На наш взгляд, следует сузить и конкретизировать само понятие «поэма», так как и в настоящее время бывает трудно определить, что перед нами - поэма или повесть в стихах, лирический цикл стихов, баллада, новелла или роман в стихах. Как нам кажется, современному литературоведению предстоит провести строгое ограничение вышеуказанных жанров, несмотря на то, что их общность заложена уже в самой природе стиха, т.е. «нет принципиальной разницы между различными по содержанию стихотворно-повествовательными произведениями как героического, так и новеллистического и даже лирического характера» (136, 161-162). Современная поэма обращается к разнообразным темам, существенным и важным проблемам нашего времени, она сближает историю с современностью, связывает реальность жизни с символикой, стремится к цельному выражению своего отношения к миру, выявляет в индивидуальном, личном типическое, социально значимое. Современной поэме присуща масштабность видения и мышления.
Но чтобы найти точные жанровые критерии необходимо обратиться к наследию классиков теоретической мысли, прежде всего, к Платону и Аристотелю, суждения которых основывались на поэмах Гомера. С миром
Гомера связывались представления о жанре и у Гегеля. Но, рассмотрев специфические особенности эпических и лирических жанров, Гегель указал на конкретно-историческую основу их содержания. Он подчеркнул, в частности, что классический эпос неповторим в душе эпохи, ибо его породили специфические особенности жизни древних греков. Основные положения философа были впоследствии развиты В. Белинским в статье «Разделение поэзии на роды и виды». В характеристике жанров критик так же, как и Гегель, исходит из содержательности, подчеркивает значение социально-исторической основы.
Социально-исторический подход к изучению происхождения и развития поэтических жанров стал основополагающим и для работ А. Веселовского («Историческая поэтика»), А. Соколова, Г. Поспелова, В. Кожинова и т. д. Так, на основании художественного материала русской поэмы XVIII -первой половины XIX в. А. Соколов в качестве жанрообразующего фактора выделил «воспевающее», «героическое» начало, что соответствовало реальному состоянию развития жанра в русской поэзии того времени (146, 301).
С именами Пушкина и Лермонтова связан новый этап развития поэмы. Характеристика, которую ему дает В. Белинский, указывает на глубокую трансформацию, происшедшую в жанре, где содержанием становятся глубочайшее миросозерцание и нравственные вопросы современного человечества, не событие, как в эпопее, а человек, как в драме, или обе эти стороны уравновешиваются и взаимно проникаются.
Идейно-эстетическое и сюжетно-композиционное своеобразие поэм о Великой Отечественной войне
Современная мордовская поэма о войне ориентирована в основном на опыт человека, знающего войну по книгам и другим источникам информации. События войны сопоставляются в ней с сегодняшним днем. Во времени военном авторы пытаются найти ответы на волнующие современника вопросы его жизни и жизни всего человечества. Обращение к теме войны помогает лучше и глубже постичь современный мир, закономерности его развития, предугадать будущее.
На каждом новом историческом этапе война и мир будут осмысливаться по-новому, соотноситься с их чертами и особенностями. И это будет отражаться в литературе, благодаря чему поэма и приобретает новое идейно-эстетическое качество по сравнению с произведениями, написанными на эту же тему в годы Великой Отечественной войны.
Что же составляет идейно-эстетическое единство современной мордовской поэмы о Великой Отечественной войне, чем она отличается от поэмы военного времени как в плане идейно-эстетическом, так и жанрово-стилевом? Мы попытаемся ответить на эти вопросы в данной главе.
Мордовская литература в годы Великой Отечественной войны основную свою функцию видела в организации боевого духа народа в борьбе с врагом. Решать эту задачу предстояло в том числе и поэзии как мобильному жанру.
В военной печати сотрудничали такие литераторы Мордовии, как А. Лукьянов, А. Моро, П. Гайни, В. Радин, Е. Пятаев, С. Вечканов, П. Батаев, И. Антонов, И. Воронин и др. Поэты-фронтовики П. Кириллов, А. Щеглов, И. Девин, А. Малькин издавали свои произведения на страницах дивизионных и армейских газет, а также в периодической печати Мордовии, знакомили своих земляков с положением на фронте и художественным словом вдохновляли на новые трудовые подвиги. Этим их творчество не ограничивалось. Те, кто в силу ряда причин оставались в тылу, не только не прекращали своей творческой литературно-художественной деятельности, но значительно активизировали ее: они вели большую общественно-политическую работу среди населения, читали лекции и доклады, занимались редакционно-издательским делом, своим художественным словом помогая в деле укрепления единства фронта и тыла, в деле дальнейшей мобилизации всех сил народа на разгром врага (68, 217).
Поскольку мордовская поэзия развивалась в общем русле отечественной литературы, то и цели стояли и перед ней соответственные. Характерной особенностью не только мордовской, но и всей многонациональной поэзии этого периода был ее агитационный, призывный, мобилизующий аспект: стихи-напутствия, стихи-призывы, стихи-клятвы.
Возмущение вероломным нападением врага, клятва верности Родине, призыв к всенародному сопротивлению, обращение к труженикам тыла с призывом крепить фронт трудом, напутствие матерей своим детям, уходившим в бой, — вот основные темы поэзии начального периода войны. Связь с жизнью и борьбой народа определили гуманистический и оптимистический характер литературы. В самые тяжелые годы войны 1941 — 1942 гг. поэтов не покидала уверенность в победе.
Поэма в годы войны выступает в богатстве своих жанровых разновидностей, которые несли на себе печать творческой индивидуальности их создателей. «Место, которое в поэзии военного четырехлетия заняла поэма, связано с самой природой этого жанра, в котором взаимодействие эпических и лирических начал открывает возможности создания емких образов, одновременно конкретных и обобщенных, концептуальных и остроэмоциональных» (160, 252).
Высказывалось мнение, что в годы войны поэма как эпический жанр была «безгеройным», «аморфным» жанром (131, 295). Мы с этим не согласны. «На самом деле, пишет П. Выходцев, поэма как жанр в годы войны не разрушалась, а обогащалась новыми качествами... Все, что было создано более или менее значительного в жанре поэмы, было результатом стремления поэтов в те тяжелые, казалось бы, не очень благоприятные для создания эпоса годы, не просто запечатлеть отдельный факт, образ или выразить свое к нему отношение, а осмыслить и воспроизвести в духе времени» (36, 252).
Поэма войны родилась из потребностей самой жизни. Само обращение к поэме как эпическому стихотворному жанру знаменует стремление поэтов уже в первые минуты войны не ограничиваться лирическим откликом на события, а дать их объективное изображение и осмысление. Несмотря на лозунговый характер поэм того времени, действенный, призывный, мобилизующий характер, ее нельзя рассматривать только как скороспелые агитационные отклики. Уже тогда лучшим произведением этого жанра были присущи и философичность, и глубокий психологизм, и аналитичность, и органическое сочетание эпического и лирического начал. Это прежде всего поэмы мордовских поэтов А. Мартынова, А. Малькина, удмурта П. Чайникова, чуваша С. Шавлы, марийца М. Казакова и др. Их обличает стремление к постижению войны в целом, они затрагивают глубокие общенародные проблемы, осмысливающие войну широко, всесторонне. При всей общности идейно-художественных принципов, объединяющих эти произведения, каждое из них отчетливо выражает творческую индивидуальность автора и является важным этапом в творческой биографии художника. Следует сказать, что для лирики военных лет характерно то соединение общего и частного, большого и малого, которое выступает как слияние общественного с личным. Здесь тесно и органически переплетаются внутренние переживания солдата с осознанием великой исторической миссии русских людей, с осмыслением места человека в общем строю. Так, в военных произведениях П. Кириллова эта философская проблема впервые в мордовской литературе получила четкое образное решение (67, 217). В произведении «Аванень» («Матери», 1944) поэту удалось найти свои краски для изображения материнской тоски по сыну: мать тиха, как голубка, и умеет скрывать свою печаль в бесконечных хлопотах и заботах; лишь слеза, случайно упавшая на узорчатую мордовскую рубашку, выдает ее внутреннюю боль. Эта тема находит дальнейшее художественное решение в его творчестве последующих лет, в частности в поэме «Моро авадон» («Песня о матери»).
Национально-эпические традиции в современной мордовской поэме
Жанр поэмы, являясь видом художественного слова, всегда актуален. Он характеризуется склонностью к осмыслению основных закономерностей эпохи и масштабностью поэтической мысли.
В мордовской литературе поэма развивается как один из жизнеспособных жанров поэзии. В поэтических сборниках последних лет немало интересных, идейно и художественно зрелых произведений. Определенные заслуги в развитии жанра принадлежат поэтам С. Кинякину, И. Калинкину, П. Любаеву, А. Мартынову, И. Кудашкину, А. Тяпаеву и др. Их произведения отличаются большой актуальностью, общественным звучанием и художественными достоинствами. Хотя они и не лишены некоторых противоречий, тем не менее являются неотъемлемой частью литературного процесса.
Проблемная основа лучших поэм 1970 - 1990-х гг. - исследование сложных взаимоотношении человека и истории. Одним из главных интересов современной мордовской поэмы является познание ценностей национальной истории. Главными вопросами, затрагиваемыми в поэмах, становятся достижения национальной культуры и древнейшие и нравственные идеалы национального характера («Нармоттне лиихть шинь стямав» («Птицы летят к восходу»), «Монь морозе - пичень поразе» («Моя песня - сосновая роща») и «Лихтибрятне шавихть пайкт» («Родники бьют в колокола») И. Кудашкина; «Кортан седеем марто» («Разговариваю с сердцем») И. Калинкина; «Ару сельмот» («Чистые глаза») А. Тяпаева; «Глубинный свет» В. Егорова).
В жанровой структуре современной мордовской поэмы определенное значение имеют жанрово-стилевые формы мордовского народного творчества, которые соединяются с новейшим жанровым мышлением, тем самым увеличивая исторический кругозор и внутренний эпизм жанра. Историко-литературное исследование мордовской поэмы — этапов ее формирования, идейно-художественного содержания, жанрового обогащения, стилевых направлений и художественных методов — убеждает в том, что ей были присущи как общие для всей мировой литературы процессы и законы развития, так и свои собственные, обусловленные своеобразием национальной действительности края, его истории и культуры, специфические черты и свойства, свои национальные традиции, проходящие через весь ее непростой путь исторического становления и эволюции. На этапе развития национальной поэмы просматриваются могучие фольклорные стволы, обнаруживаются неисчерпаемые возможности художественного освоения идейно-эстетического богатства народного творчества.
Термин «национальные традиции» включает в себя народнопоэтические и литературные. Некоторые видят в фольклоре лишь отжившее прошлое, какой-то примитив, не способный оплодотворить современное искусство и не соответствующий его новаторскому духу. За последнее время в трудах исследователей фольклора все более утверждается мнение, что такая оценка фольклора неправильна, что необходимо более глубоко изучать фольклорно-литературные связи, так как без этого невозможно понять и саму народность, и национальное своеобразие литературы. Значительный опыт духовного развития нации, особенно в прошлом, сосредоточен в фольклоре, и сейчас он имеет большое значение для понимания литературы послеоктябрьского периода. Фольклор представляет также неисчерпаемую сокровищницу идейно-эстетических ценностей, выработанных этносом на протяжении веков, и как таковой он может более активно использоваться на современном этапе в борьбе за передовые идеалы человечества.
Фольклоризм свойственен многим современным мордовским поэмам. Он выступает как несомненное достоинство произведений, признак их народности и национального своеобразия, принадлежности к мордовской литературе, а в более узком плане - его оригинальности.
Говоря о фольклорно-литературных связях, исследователи отмечают разную степень типизации в фольклоре и литературе. В первом видят больше условности, а в последнем случае - преимущественно реалистический способ типизации. Некоторые ученые отмечают и большое различие между художественными методами фольклора и литературы, по мнению других, понятие «художественный метод фольклора» до сих пор остается нераскрытым. Одни видят в фольклоре нереалистический, по-иному идеалистически-возвышенный, особенно в сказках и былинах, способ отражения действительности, а другие - некое соединение реализма и идеализма, третьи - в основном реалистический метод художественного изображения. Между тем, пока спорят теоретики, литературная практика убедительно свидетельствует о том, что фольклор способствует и помогает созданию реалистических произведений о прошлом и настоящем. Об этом можно судить на примере поэм И. Калинкина, М. Моисеева, И. Кудашкина и др. Например, в поэме И. Кудашкина «Лихтибрятне шавихть пайкт» («Родники бьют в колокола») показан сегодняшний день.
Главный герои поэмы — фронтовик Степан Дмитрич, «добрая душа», ровесник самого автора. Особо поэт говорит о поколении матерей военных лет, которые «не хотят покоряться старости», «поднимаются, как прежде, раньше всех». Что бы ни случилось, куда бы ни закинула судьба, забыть о матери невозможно:
Где бы ни был, сердце не забудет Ни в каком далеком далеке, Как на зорьке мать родная будит На родном мордовском языке (88, 45). Мордовская литература и до этих произведений имела некоторые традиции создания поэтического эпоса. В целом ряде произведений большой стихотворной формы народная жизнь показывалась на важнейших и переломных этапах истории. К их числу относятся поэмы «Полю» Г. Ельмеева, «Ефкс, кона ульсь» («Сказка-быль»), «Матовсь кяжец» («Потушенная злоба»), «Волянкса» («За волю») М. Безбородова, «Гале» А. Рогожина и др. В их основе большей частью лежат легенды и предания устно-поэтического творчества.
Примечательной особенностью этих поэм является их глубокая народность. Мордовские критики, говоря об этом, например, о безбородовском эпосе, нередко связывают понятие народности с использованием фольклорных элементов и сказочных приемов. В поэме «Сказка-быль», например, повествование ведется от имени деда Кузьмы -старика-сказочника, рассказывающего молодежи о своей жизни до Октябрьской революции. Связывая этот факт с понятием народности, один из исследователей поэмы усматривает народность произведения прежде всего в том, что герой М. Безбородова «говорит от имени народа», для передачи чего, по мнению критика, он «использует в большом количестве... фольклорные материалы» (24, 61). Этим объясняется, как считает исследователь, интерес поэта к фольклорным «психологическим параллелизмам», иносказательности и метафорическим сравнениям, к народным песням, частушкам и т. д. Конечно, народность поэм М. Безбородова в определенной мере характеризуется и этим, но использование фольклорных приемов и образов — это лишь внешняя ее форма. Главное, что позволяет говорить о народности, скажем, в той же поэме «Сказка-быль», заключается в выражении народных идей и идеалов. А в этом смысле эти произведения действительно народные.