Содержание к диссертации
Введение 3
Глава 1 . Сатира и юмор в народной традиции 10
Ж. Казаноко 10
Сатира и юмор в творчестве поэтов устной традиции и первых писателей 37 Глава П. Старшее поколение кабардинских литераторов-юмористов 40
Юмор в творчестве X. Теунова 40
А. Т. Шортанов 48
Сатира и юмор в литературе о войне 72
Глава Ш. Творчество представителей сатирико-юмористического направле
ния в современной литературе 83
Сатира и юмор в драматургии X. Шогенова 83
Портретное и характерологическое искусство X. Дударова 93
Творчество X. Шекихачева 105
Творчество Б. Журтова 110
Глава IV. Художественное своеобразие творчества писателей-сатириков но
вейшего времени 119
Характерные особенности юмора и сатиры в творчестве Б. Утижева 119
Своеобразие юмора в произведениях X. Бештокова 125
Заключение 133
Список использованной литературы 13 7
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной степенью изученности целого ряда проблем, связанных с процессами становления и развития сатиры и юмора в кабардинской литературе. В предпринятом исследовании формирование смеха, сатиры и юмора, их типология и поэтика рассматриваются с точки зрения современых требований.
Генезис и эволюция юмора и сатиры в произведениях кабардинских писателей связаны со многими факторами - общественно-политическими, социально-экономическими, духовно-нравственными, эстетическими. Среди других проблем серьезную научную значимость представляет проблема преемственной связи литературного произведения с художественными национальными традициями, концентрированно аккумулировавшимися в многовековом фольклоре.
Сатирико-юмористический жанр, как и все другие жанры новописьменных литератур, имеет двуединый источник - народную духовно-эстетическую культуру и достижения развитых литератур, которые и определяют своеобразие его поэтики и стилистики.
Благодаря этому сатира и юмор в кабардинской литературе появились практически в первые же дни введения письменности в практику: первые образцы печатались в первых газетах и учебных пособиях.
В творчестве современных писателей сатирико-юмористический рассказ достиг высокого художественного уровня. Однако до настоящего времени нет специального монографического исследования, в котором прослеживаются в комплексе история возникновения, становления и развития сатирико-юмористического рассказа, хотя в трудах известных критиков и литературоведов, выводы и заключения которых учитываются в данной работе, эти проблемы не обойдены.
Жанровые особенности сатирико-юмористического повествования могут быть определены в следующих примерах: 1) малый, по сравнению с другими жанрами прозы, объем текста; 2) одноплановость речевого стиля;
3) единый аспект сатирико-юмористического видения; 4) сгущенное заострение и концентрированность художественного конфликта; 5) особая весомость факта, проецированного на весь объем действительности; 6) испытание героя посредством одной или нескольких разнородных ситуаций.
Как ни велика роль фольклора в формировании жанровой системы новописьменных литератур, все же она недостаточна для становления зрелой литературной традиции. Требовалось освоение опыта развитых литератур. Основополагающую роль сыграли здесь сатирико-юмористические традиции, укрепившиеся в зрелой литературной системе, уровень писательского мастерства, формы обобщения и типизации, выработка пластичного языка и многое другое.
Объектом исследования являются повествовательные жанры национального фольклора с характерными смеховыми элементами в них, творчество кабардинских писателей 30 - 80-х годов XX века; а его предметом - жанр сатирико-юмористического рассказа и короткого стихотворения, их истоки и формирование.
Цель и задачи исследования. Основной целью настоящего диссертационного исследования является исследование развития и становления жанра сатирико-юмористического рассказа в кабардинской литературе, выявление; на конкретном материале особенностей поэтики малых жанров на начальном этапе их развития, осмысление особенностей сатиры и юмора в контексте формирования творческой индивидуальности писателя, изучение путей восхождения жанра к зрелому эстетическому качеству. Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
определить и охарактеризовать национальные истоки сатирико-юмористического рассказа;
выяснить роль художественного иноязычного опыта в возникновении и становлении национального сатирико-юмористического рассказа;
исследовать жанровую и эстетическую природу сатиры и юмора на первом этапе развития литературы, обозначить динамику его дальнейшего развития;
изучить процесс обретения сатирико-юмористическим рассказом жанровой и художественной самостоятельности;
опираясь на сравнительный метод исследования, выявить как общие, так и индивидуальные особенности сатирико-юмористических рассказов 30 - 80-х годов XX веков кабардинской литературе.
На защиту выносятся следующие положения:
1) юмор и сатира стали в кабардинской литературе жанрово-стилистическими формами высокого художественного уровня, разновидности которых обнаруживаются в законченном и совершенном виде в прозе, поэзии, драматургии (соответственно-эпосе, лирике, драме);
2) юмор и сатира как разновидности художественного творчества в кабардинском духовном мире имеют глубинные национальные корни и как таковые оказывали в течение столетий и продолжают оказывать существенное воздействие на содержание и природу национальной психологии, национального минталитета, этики, морали, эстетики народа; надо полагать, что указанные жанровые разновидности родились в народном духовном сознании очень давно и прошли серёзный путь становления и развития; 3) адыгский(кабардинский) фольклор изобилует образцами данных жанровых форм, содержащих глубокий жизненный смысл и философию, обретших высокий уровень художественного осмысления действительности и в ней человека: в фольклоре сохранились и функционируют произведения юмора и сатиры, созданные 2-3 века тому назад об ивестной личности или ею сочинённые(Ж.Казаноко, Ш.Выков, Л.Агноков, И.Абазов и др), что свидетельствует о популярности этих жанров в устном народном творчестве; 4) юмор и сатира-это те жанры, которые, возможно, наиболее активно и последовательно способствовали формированию в новописьменных литературах национального своеобразия их художественного мышления, о чём убедительно говорит сатирическое начало в произведениях Али Шогенцукова, Х.Теунова, А.Шортанова, Б.Пачева, П.Шекихачева, А.Кешокова и др.; 5) юмор и сатира значительно упрочили свои позиции в
творческих исканиях современных авторов, которые не потеряли живой, плодотворной и непрерывной связи с устной традицией, обогатили свои произведения опытом писателей старшего поколения и внесли существенный вклад в разработку жанровых и сатирических возможностей юмора и сатиры в кабардинской литературе.
В исследовании применяется историко-функциональный и сравнительный методы исследования в условиях меняющихся социокультурных аспектов.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем, опираясь на достижения литературоведческой науки по теории и истории комплексного изучения жанровых систем, на примере конкретного материала кабардинской письменной литературы XX века, впервые предпринята попытка обобщить историческую обусловленность процесса формирования сатиры и юмора, выявить на уровне поэтики данных жанров и отдельных произведений кабардинских авторов качественные особенности и тенденции формирования разновидностей художественных структур от фольклорных истоков до периода 30-50-х и 80-х годов. Произведены исследования сатири-ко-юмористических произведений, написанных разными авторами, но единых общностью основных жанрообразующих компонентов, позволивших определить новый взгляд и новые подходы к исследованию художественных явлений конкретной национальной литературы, пути их формирования и развития.
Использование в работе практически многообразия произведений национальной кабардинской литературы является ценной составляющей частью исследования, что дает возможность верно судить о своеобразии художественных открытий писателей, об исторической обусловленности и необходимости формирования жанровой поэтики, определить основные движущие силы эволюции национальной литературы, выявить художественные возможности сатирико-юмористического жанра. В работе на примере конкретного анализа произведений писателей-сатириков разных лет
(30-50-х, 80-х гг.) сделана попытка изучить особенности жанра в его единстве и многообразии, то есть исследовать особенности использования сатиры и юмора как в контексте ярко выраженных произведений данной тематики, так и в произведениях разных жанров. В работе предпринята попытка рассмотреть каждое сатирико-юмористическое произведение как национально-исторический художественный комплекс, несущий в себе как особенности исторического времени, так и специфику таланта авторов.
Решение данной актуальной проблемы имеет не только историко-методологическое, но и художественно-эстетическое, а также типологическое значение, так как способствует выявлению путей развития художественного национального слова, а также типологических качеств и специфических особенностей развития кабардинской литературы рассматриваемого периода. Представленное исследование - первая попытка системно и разноаспектно изучить и обобщить опыт возникновения и становления са-тирико-юмористического рассказа в кабардинской литературе. Этим и определяется научная новизна работы. Следует подчеркнуть, что изучение особенностей формирования жанров в определенную эпоху является всегда актуальным, ибо, показывая своеобразие каждой эпохи, жанры вместе с тем как бы скрепляют историю литературы в единое целое, позволяют видеть связи между разными, порой далеко стоящими друг от друга этапами художественной эволюции.
Достижения каждой национальной литературы в отдельном жанре всегда интересны и результативны, так как обусловлены не только национальной этно-культурной традицией, но и обогащены знаниями других литератур, что помогает писателю создавать оригинальные образцы жанра, дополнять и обогащать его форму и содержание, переводя национальную традицию в иные художественные системы, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Материалом исследования послужили жанры фольклора, творчество писателей-просветителей XIX века, оказавшиеся наиболее продуктивными
в возникновении и становлении сатирико-юмористическои традиции, в формировании поэтики и стилистики малых жанров прозы - рассказа, а также вся появившаяся в печати в 30-50-х 80-х гг. произведения сатиры и юмора, написанные Х.Т.Шекихачевым, Х.М.Дударовым, Б.К.Журтовым, Х.К.Бештоковым, Б.К.Утижевым. Материалом на предмет использования сатирических и юмористических элементов в произведениях разных жанров стал роман А.Т.Шортанова «Горцы».
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что привлеченные к анализу материалы и полученные результаты могут послужить основой для создания теоретических работ, обобщающих опыт становления сатирико-юмористического рассказа в новописьменных литературах, что внесет, в свою очередь, коррективы в общую теорию жанрообразования, опирающуюся на научно достоверные данные, эволюцию типов художественного мышления в каждом отдельно взятом жанре. Наряду с этим результат данной работы состоит в дальнейшем анализе одной из актуальных проблем современного литературоведения - проблеме генезиса и поэтики жанров литературы в отдельных национальных рамках народных традиций в формировании и развитии жанра сатиры и юмора. Решение поставленных теоретических задач позволяет выявить национальное своеобразие кабардинской сатирической литературы, ее специфические особенности и вместе с тем требует широкого исследования связей типологических, психологических, изучения факторов общего и своеобразного в единстве. Практическая ценность исследования состоит в том, что результаты работы, а также собранный и переведенный на русский язык кабардинский материал может способствовать дальнейшему изучению национальной литературы, в частности, проблем сатиры и юмора в кабардинской литературе. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курса истории литературы народов Северного Кавказа, а также при изучении специальных дисциплин по кабардинской литературе.
Методологическую и теоретическую основу исследования составля
ют труды фольклористов, поэтов, писателей и литературоведов, в частно
сти, Л. А. Абрамяна, А. Ч.Абазова, А. Ф.Анисимова, М. М.Бахтина,
А. Бергсона, X. Бештокова, А.А.Блока, Х.Балова, Б.Х.Бгажнокова,
А.Г.Булатова, Д.Бычкова, X. Дударова, Б. Журтова, В.Пипиниса,
Э.Борохова, Г.С.Виноградова, Л.С.Выгодского, А.С.Веселовского,
А.М.Гутова, О. Данилина, Х.М.Думанова, В.М.Жирмунского,
М.А.Кумахова, Б.Курашинова, В.Кодзокова, А. Г.Козинцева, Д. С.Лихачева, А. Д. Лосева, А.М.Лотмана, А.Х. Мусукаевой, З.М.Налоева, X. Теунова, Б. Утижева, А. Хавпачева, К.Шаззо, X. Шекихачева, X. Шоге-нова, А. Шортанова и др.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы были доложены и обсуждены на научно-теоретических и научно-практических конференциях: «III - V конференция молодых ученых» (Нальчик, 2004).
Диссертация обсуждена на заседании отдела кабардинской литературы Кабардино-Балкарского Института Гуманитарных Исследований и на кафедре литературы и журналистики Адыгейского государственного университета.
Структура работы. Поставленные цели и задачи диссертационного исследования определили его структуру: введение, четыре главы, заключение, литература.