Введение к работе
Актуальность темы исследования. Изучение взаимосвязей между фольклором и литературой на уровне поэтики, мифологического сознания, выявление своеобразия художественного мышления народа является актуальным направлением современного литературоведения. Без освоения и творческого осмысления достижений предшествующих этапов художественной словесности дальнейший процесс развития литературоведения невозможен. Несмотря на то, что исследованию таких проблем, как основные тенденции и закономерности развития национальной литературы в прошлом и в современности, систематизация фольклора, преемственность фольклорных традиций, их трансформация в художественной прозе и др., посвящено значительное количество научных трудов, существуют явные пробелы и спорные моменты в их освещении. Особенности взаимодействия идейно-эстетических традиций фольклора и литературы в творческом процессе, исследование характера трансформации фольклорных форм и приемов в художественном контексте изучение динамики вхождения в произведение литературы архетипических образов и мотивов, определение особенностей их проявления в национальной прозе не получили, на наш взгляд, всестороннего освещения. Потому обозначенная проблема является актуальной и своевременной для лезгинской литературы.
Исследования, посвященные взаимоотношениям национальных литератур, большей частью акцентируют внимание на содержательном аспекте, т.е. анализе проблематики, тематики, системы образов. Эстетическая сторона взаимодействия литературы и фольклора, национальное своеобразие художественного мышления освещены в науке, как нам представляется, недостаточно. В трудах по этим проблемам не в полном объеме описана специфика образования национального стиля, процесс формирования национально-художественных традиций в изображении литературных героев и сюжетостроения лезгинской литературы.
Значительное влияние на процесс становления и эволюции прозаических жанров, на наш взгляд, оказала несказочная проза, ориентировавшая литературу на воссоздание объективной реальности. Изучение жанров несказочной прозы приводит к необходимости ее оценки как синтеза общеэпических традиций фольклора, так как некоторые его жанры, например, предания, исторические сказания, устные рассказы и притчи, сформировались позже мифов.
В произведениях современных авторов воплощается не только их индивидуальное мировоззрение, но и опора на проверенные временем формы восприятия окружающей действительности. Необходимо наметить также пути решения и корректной постановки таких актуальных вопросов, как исследование отражения мотивов легенд и мифов в современной лезгинской художественной прозе, взаимосвязи мифологизма и психологизма и их влияния на сюжет, композицию, тему и идею произведений, интеллектуально-эстетические, художественно-познавательные и стилистически-индивидуальные свойства произведений несказочной прозы в текстах современных исторических повестей и романов, их влияния на степень отражения исторической действительности и др.
Объектом исследования послужили прозаические произведения лезгинских писателей К. Меджидова, А. Кардаша, Р. Хаджи, Н. Самурова, Ф. Бадалова и др., а также тексты устного народного творчества лезгинского народа (мифы, предания, легенды, притчи и др.), оказавшие существенное влияние на развитие лезгинской прозы второй половины ХХ века.
Предметом исследования является лезгинская проза ХХ века в аспекте развития и трансформации в ней фольклорных повествовательных традиций.
Степень разработанности темы. Произведения лезгинских писателей становились предметом исследования дагестанских и русских литературоведов и критиков: А. Агаева, К. Акимова, С. Ахмедова, А. Вагидова, Б. Гаджикулиева, Г. Гамзатова, Г. Гашарова, С. Залыгина, Н. Капиевой, Р. Кельбеханова и др. Лезгинской прозе посвящены диссертации: докторская – «Лезгинская национальная проза: история развития жанровой системы» Акимова К.Х. (1999), кандидатские – «Зарождение и развитие лезгинской национальной прозы» Пашаевой Т.Н. (1985), «Идейно-художественное своеобразие прозы Кияса Меджидова» Абдурагимовой М.Н. (2002), «Роман «Вот камень, вот весы» Меджида Гаджиева: жанровые и художественные особенности» Качаевой Э. Р. (2003), «Поэтика романа-трилогии «Гнездо солнца» Хакима Курбана» Алиевой С.К. (2005), «Характер и конфликт в лезгинской повести 50-70- х годов ХХ столетия» Гаруновой З.Т. (2012) и др. Вопросы зарождения, становления и развития лезгинской прозы получили свое освещение в академических изданиях: «История дагестанской советской литературы» и «История советской многонациональной литературы», а также в сборниках, изданных ИЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН, Даггосуниверситетом, ДГПУ. Однако еще отсутствует специальное исследование, посвященное проблеме преемственности традиций несказочной прозы и ее роли в формировании и развитии прозаических жанров лезгинской литературы второй половины ХХ века.
Цель диссертационной работы – исследовать процесс взаимодействия фольклорных и литературных традиций в лезгинской прозе второй половины XX века, выявить и изучить основные художественно-стилевые тенденции лезгинской литературы в аспекте влияния традиций фольклорной несказочной прозы на процесс ее формирования и развития.
Поставленная цель определила следующие задачи:
– исследовать устное народное творчество и лезгинскую литературную прозу в аспекте соотношения и взаимодействия художественных систем фольклора и литературы;
– систематизировать жанровый состав лезгинской несказочной прозы и определить ее роль и значение в литературном процессе и эволюции лезгинской прозы;
– определить основные тенденции в произведениях несказочной прозы и в творчестве лезгинских прозаиков;
– выявить фольклорно-этнографическую основу лезгинской прозы, ее влияние на жанровую систему и художественно-эстетические особенности художественных произведений на разных этапах становления и развития литературы.
Научная новизна обусловлена тем, что в диссертации впервые предпринята попытка многоаспектного подхода к изучению проблемы взаимодействия фольклорных и литературных традиций в их связи с национально-художественным опытом, выявления национальных основ художественного мира лезгинских писателей второй половины XX века в теоретическом и историко-литературном планах. При этом решаются вопросы изучения в литературном контексте художественно-эстетических особенностей лезгинской прозы, определения ее духовно-культурных истоков. Особое внимание уделено архетипам, образам, мотивам лезгинской мифологии и фольклора, нашедшим отражение в национальной прозе.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды Е. Мелетинского, М. Бахтина, В. Проппа, Д. Лихачева, Ю. Лотмана, А. Веселовского, А. Лосева, Г. Ломидзе, Л. Арутюнова, У. Далгат, Г. Гамзатова, Г. Гачева и др.
Методы исследования: сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, аналитический и метод описательной поэтики.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в дальнейшей разработке проблем фольклоризма и мифоэпического сознания лезгинской литературы, при жанровой классификации лезгинского фольклора.
Практическая ценность работы состоит в перспективе использования ее материалов при создании обобщающих трудов по истории дагестанской литературы, в лекционных курсах, в учебно-методических разработках и пособиях для студентов филологических факультетов высших учебных заведений.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Фольклоризм в современной лезгинской прозе представлен на качественно ином уровне, чем в первой половине ХХ века, когда метод изображения действительности оставался фольклорным.
2. Традиции несказочной прозы оказали наиболее существенное влияние на начальный этап становления малых жанров лезгинской прозы.
3. Для лезгинской прозы 60–70х годов ХХ века характерно преодоление типичных недостатков прямого заимствования фольклорных мотивов и приемов, появление тенденции к эпическому изображению жизни, к более глубокому раскрытию характера человека.
4. Во второй половине ХХ века лезгинские прозаики проявляют интерес к исторической теме, переосмысляют исторические события, обращаются к далекому прошлому (А. Агаев, А. Махмудов, З. Ризванов, А. Искендеров, Н. Самуров и др.), утверждают мысль о важности сохранения не внешней атрибутики традиций и обычаев, а их внутренней сути.
5. Писатели сознательно используют различного рода фольклорные символические конструкции, мифологемы, архетипические образы, элементы мифов, сюжетов, тем, символов, народных обычаев, обрядов и т.д., вводимых в тематическую, сюжетно-композиционную ткань произведения.
6. Одним из наиболее значительных явлений лезгинской литературы конца ХХ века стал роман Ф. Бадалова «Миф», в котором освещены вековые мифологические представления лезгинского народа о мироздании, духовно-нравственных основах этнического менталитета.
Апробация диссертации. Диссертация обсуждена на заседании кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета. Основные положения работы изложены в 8 публикациях, в т.ч. в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 234 источника.