Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Проблема интеллигенции и революции в романе В.В.Вересаева "В тупике". Жанровне особенности романов В»В.Вересаева ("В тупике", "Сестры") 17-63
ГЛАВА II. Прошлое глазами настоящего в цикле "Неввдуманные расеказн о прошлом" В.В.Вересаева. Жанровая специфика произведения, его влияние на современную литературу . 64
ГЛАВА III. Жанровое своеобразие "Воспоминаний" В.В.Ве ресаева. Проблема традиций и новаторства в произведении . .114 - 138
Заключение... 139 - 149
Библиография 150 - 163
- Проблема интеллигенции и революции в романе В.В.Вересаева "В тупике". Жанровне особенности романов В»В.Вересаева ("В тупике", "Сестры")
- Прошлое глазами настоящего в цикле "Неввдуманные расеказн о прошлом" В.В.Вересаева. Жанровая специфика произведения, его влияние на современную литературу
- Жанровое своеобразие "Воспоминаний" В.В.Ве ресаева. Проблема традиций и новаторства в произведении
Введение к работе
Историко-литературный процесс послеоктябрьской эпохи представляет собой сложное и многогранное явление, В создании литературы этого периода принимали участие не только писатели, сформировавшиеся за годы советской власти, но и те, чей творческий путь начинался еще до 1917 года, к числу которых относится и Викентий Викентьевич Вересаев (1867-1945 гг.). Изучение их творчества до настоящих дней является насущной задачей литературоведения и критики.
Будучи высоко образованным (окончил историко-филологический факультет Петербургского , и медицинский Дерптского университетов) , В.В.Вересаев литературный труд выбрал главным, ставшим смыслом всей его жизни.
Основное содержание данной диссертации связано со стремлением автора осмыслить прозу Вересаева после 1917 года как важное и неординарное событие литературного процесса 20-40-х годов. Начав свой творческий путь еще в 80-е годы XIX столетия и проработав до конца своих дней, Викентий Викентьевич был не только выдающимся художником слова, но и глубоким мыслителем, стремившимся познать человеческую душу, выявить закономерность развития общества, разобраться в важнейших исторических событиях. Поэтому в его произведениях поднимаются как острейшие проблемы современности, так вопросы, издавна волнующие человечество: человек и мир, история и современность, жизнь и смерть любовь, что есть красота и т.д. Эту мысль подтверждает и обращение к трудам философов (Ницше, Гегеля, Бокля и т.д.) и изучение различных религиозных течений,
Вересаев не только вдумчиво и пристально вглядывается в не давнее прошлое, но и предсказывает многое из будущего. Эти прог-
- 4 -нозы подтвердились самой жизнью.
Огромной популярность пользовались "Записки врача"(1901г) Вересаева, в которых честно рассказывается о многих скрытых, но очень острых, порой болезненных вопросах профессии врача. Почему именно записки? Во многом потому, что "Вересаев действительно обладал редким даром обнажения собственной боли, в которой отражалась боль других людей" (30, с.6). И потому, что Вересаев стремился писать о том, что хорошо знал. Именно поэтому А.Измайлов заметил, что "ранние и поздние произведения писателя является его душевной автобиографией" (29, с.219-221). Это относится и к запискам "На японской войне" (I9Q6-I9Q7), в которых была приоткрыта завеса над многими неприглядными и страшными сторонами этого события. Жанр записок подтверждает достоверность написанного.
Широкую известность имя Вересаева получило после выхода в свет в журнале "Русское богатство" повести "Без дороги" (1895). Это было одно из ранних обращений писателя к теме интеллигенции и револвдии, которую многие критики считают главной в творчестве Вересаева, продолженной им в повестях и рассказах "Поветрже" (1897), "На повороте" (1901), "К жизни" (1908), в романах "В тупике "(1920-1923), "Сестры"(1931). Так, поразившей всех повестью "Без дороги" "историей собственных духовных исканий, совпавшей с исканиями тысяч других руееких интеллигентов конца прошлого века"(30, с.6),"Вересаев вошел в историю литературы как летописец настроений, раздумий, идеологического и политического самоопределения интеллигентов 1890, 1900, 1910 и 1920-х годов, то есть почти полустолетия русской жизни" (27, с.5-6).
Прослеживая по произведениям путь интеллигенции в революцию, мы можем сделать вывод, что эта дорога не случайно привела
- 5 -к "тупику". Нужен был иной выход из очень сложной общественной ситуации* В целом ряде произведений ("Лнзар" (1899), "К спеху" (1899), "В сухом тумане" (1901), "В степи" (I9QI)... "Исправилась (I90I), "Об одном доме" (1902), "Два конца" (1899-1903) Вересаев, изображая лвдей самых разных социальных групп (крестьян, солдат, рабочих, служащих), приходит к выводу о необходимости изменения общества.
Особенно ярко это проявилось в "микроповести" (29, 0.13) "Об одном доме", рисующей жизнь крестьян, рождающихся словно бы для того, чтобы умереть. Или повесть "Два конца", в которой рабочий-переплетчик, прожив всего сорок лет понимает, что "всему конец, впереди - одна смерть, а позади - жизнь дикая и пьяная..." (45, т.2, с.274). Не лучшим был конец и жены Андрея Ивановича Александры Михайловны. Представители интеллигенции -герои книг Вересаева - пытаются отыскать путь, оправдавший бы их существование на земле и облегчивший жизнь людей. Поиски этого пути сложны и порой трагичны, как для Дмитрия Чеканова ("Без дороги"), спасающего мужиков от холеры и убитого ими. Путь интеллигенции - это путь жертвы. Не всегда ли оправданной?
"...За что ты боролся» во имя чего умер? Чего достиг ты своей смертью? Ты только жертва, жертва бессмысленная, никому не нужная...(45, т.I, с.156). Путь народничества - бессмыслен. А путь марксизма, увлечение интеллигенции рубежа веков? Не случайно Наташа, героиня рассказа "Поветрие", свернула на эту тропу.
У Вересаева финал произведения часто является ответом на вопрос, затронутый писателем: повесть "На повороте" заканчивается так: "Распоясанный, в развивающейся рубашке Токарев шагал по колючему жнивью через межи и шел в темноту, не зная ку-
дам (45, т.2, с.112).
"Живая жизнь" - это книга, в которой Вересаев делится своей разгадкой тайны жизни, пониманием высшего смысла ее, предназначения человека на земле. "Человечеству предстоит добыть силу жизни" (45, т.З, с.480). Этими словами заканчивается первая часть книги, посвященная рассмотрению философии жизни Ф.Достоевского и Л.Толстого. Не случайно рассмотрение жизни и творчества великих писателей стало тем ключом, который открывается заветная дверь. Постигни главные задачи их жизни, основные постулаты творчества, и ты поймешь, ради чего пришел на эту землю. Не случайно носителями главных жизненных заповедей выступают люди творчества, писатели. Идеалом человека (но не идолом) был для Вересаева человек-творец. И постичь тайну творчества значило, по его мнению, познать смысл жизни.
Вторая разгадка смысла жизни представлена Вересаевым во второй части "Живой жизни" "Аполлон и Дионис" (о Ницше), завершающейся притчей, последние строки котрой достаточно ясно говорят: "...Тяжкие были ему муки существования, пропадала вера в жизнь, величайшим счастьем начинало казаться небытие; с под*, битными крыльями, душа бессильно погружалась в угрюмый туман отчаяния. Но сквозь мрачный туман лучезарным, ободряющим призывом светились человеку вещие слова. Они говорили ему, что есть жизнь, есть радость и сила, что жизнь и счастье на земле -не ложь, не обманчивый призрак.
Эти светлые слова - зажжем их на нашем знамени, и да све-тят они нам в наших исканиях и борьбе, никогда не тускнея (4 т.З).
Итак, смысл жизни в самой жизни, основой которого должны стать творчество к вера. Твори и веруй, человек! В этом твое
--.-7-
предназначение. Таким призывом могла бы заканчиваться книга Вересаева, создавай он свои произведения в духе соцреализма. Но, к счастью, он был далек от лозунговой литературы.
О деятельности В.В.Вересаева дооктябрьского периода вышел целнй ряд исследований (диссертации и монографии), в которых давался анализ идейно-художественного содержания его произведений, определялось их место в литературном процессе.
Творчество В.В.Вересаева после 191? года довольно значительно. Хотя к книгам Вересаева обращались литературоведы и критики, но этого, на наш взгляд, недостаточно.
В своих работах В.М.Нольде, Ю.У.Бабушкин, Г.А.Бровман, А.В.Силенко и другие отмечали целый ряд особенностей его творчества.
О.М.Покровская в своей кандидатской диссертации поставила перед собой цель: показать идейную сторону произведений писателя. Она считает творчество Викеятия Викентьевича близким творчеству А.М.Горького, отмечает, что "В.Вересаев был художником, который связал свою литературную судьбу с новой жизнью. В его произведениях отчетливо звучат передовые идеи времени. Одна из основных проблем всего творчества Вересаева .- проблема интеллигенции'*... "хотя он и не мог достаточно глубоко понять для него трудных и путанных событий эпохи" (39,с.3). Категоричность последнего высказывания вызывает недоумение, но замечание автора о том, что "Вересаев рисует новое с разных аспектов" (39, с.4), не подвергается сомнению. А вот с выводом: "Вересаеву -художнику трудно было сразу принять новые ростки жизни. Ему гораздо легче было критиковать старый строй" (39, с.4), можно поспорить.
Многие произведения предыдущих лет отличает именно стрем-
- 8-ление к изменению существующей жизни ("На повороте", "К жизни", "Два конца"). Другое дело, что после Октябрьской революции не наступило ожидаемого просветления. Вересаев исследует прошлое именно для того, чтобы лучше понять настоящее и выяснить, так ли уж сильно отличается день сегодняшний от вчерашнего. Оказывается, нет.
Достаточно подробно О.М.Покровская исследует идейную сторону произведений Вересаева. Она подчеркивает "общее принципиальное значение творчества Вересаева и других писателей старшего поколения в формировании молодой советской литературы" (37, с.108-109). И качество, о котором упоминают почти все исследователи творчества Вересаева (Ольга Михаиловна приводит слова А.Серафимовича): "Правдивостью, конкретностью проникнуты все его произведения... (37, с.217). И с этими словами нельзя не согласиться.
Достаточно объективную оценку творчества Вересаева дает в своей книге Г.А.Бровман (7). Анализ начинается с первого произведения Вересаева. Он выделяет основные темы творчества писателя в разные периоды времени: "процесс становления личности" (7, с.23), поиски "истинного героя" (7, с.245) и т.д., отмечает сильные и слабые стороны дарования художника. Работа Г.А.Бров-мана подробна и интересна. Кроме анализа литературных трудов Вересаева исследователей интересует личность писателя. Много места уделяет этому и Ю.1.Бабушкин. Затрагивает он также и такой вопрос как принцип изображения действительности Вересаева: быть абсолютно правдивым в искусстве, по мнению В.Вересаева, можно лишь когда пишешь о том, что сам лично пережил и испытал. Он строго держится реальных фактов, большинство его произведений построено на автобиографическом материале.
Вообще литературы о творчестве писателя очень немного, в основном это вступительные статьи, комментарии, рецензии, поздравления и некролог.
Так, Л.А.Иезуитова пишет: "Вересаев вошел в историю литературы как летописец настроений, раздумий идеологического и политического самоопределения интеллигентов 1890, 1900, 1910 и 1920 годов" (26, с.6).
Многие ее выводы подтверждают мысль о том, что для Вересаева важен был человек вне его социальной принадлежности. Хотя в повестях и рассказах добытчиками "Живой жизни" Вересаев рисовал борцов революции, пролетариев - носителей новых социальных идей и живой преобразующей силы жизни" (26, с.6), можно с полной уверенностью говорить о том, что героями книг Викентия Ви-кентьевича они стали не только потому, что были борцами революции, или пролетариями.
Немного пишет она и о жанрах произведений Вересаева. "На рубеже XIX и XX веков он создал жанр идейно-политического рассказа и повести, посвященных описанию духовных исканий интеллигенции. Наиболее популярные из них - "Товарищи" (1892 г.), "Без дороги" (1894), "Поветрие" (1897), "На повороте" (1901), "К жизни" (1908), "В тупике" (1920-1923)" {26, с.5).
"Вересаев разработал особый художественно-публицистический жанр "записки" (26, с,6).
Трудно согласиться со словами Иезуитовой, что "Воспоминания" - "это существенное и органическое дополнение к художественно-публицистическим запискам" (26, с.7). Каждая из этих книг существует самостоятельно. В этом и в другом случае мы имеем дело со сплавом жанров: в случае с "Воспоминаниями" - автобиографического произведения с художественным. И не случайно Вересаев включил в соетав "Воспоминаний" и "Литературные воспомина-
-10-ния" (в свою очередь состоящие из литературных портретов, воспоминаний эпизодов из литературной деятельности Вересаева, из жизни известных творческих деятелей), т.е. здесь мы имеем дело с художественно-автобиографическим жанром. В отношении "Записей для себя" можно с полной уверенностью сказать, что это произведение художественное, особенно тогда, когда это касается обработки размышлений писателя, мыслей автора. Но к какому жанру их отнести? В "Записях для себя" как ни в каком другом произведении очень сильно личностное начало.
Интересными и точными выводами относительно творчества и личности писателя отличается статья О.А.Клинга. "Вересаев действительно обладал редким даром обнажения собственной боли, в которой отражалась боль других людей" (29, с.6). Но прав ли критик, утверждая, что "творчество В.В.Вересаева, на первый взгляд "монотемно": судьба русской интеллигенции - вот главное его русло" (29, с.6).
Что эта тема - одна из главных в творчестве писателя -верно, но существует и целый ряд других, поднимаемых Вересаевым: формирование характера, война, искусство, литература и т.д
Абсолютно прав был критик, говоря: "История собственных духовных исканий, совпавшая с исканиями тысяч других интеллигентов конца прошлого века, обрела столь поразившую первых читателей художественную глубину в повести "Без дороги" (29, с.6)
Значительное место критик уделяет биографии писателя. Автор делает попытки связать мировоззрение писателя, его жизнь в молодые годы с произведениями, написанными в то время и позднее: "Как мы видим, в сознании будущего писателя прихотливо переплелись два чувства": с одной стороны: осознание трагической
обреченности борьбы, с другой - понимание величия жертвы, необходимости борьбы. Эти два полюса обозначили и источник внутрен-
- II -
него драматизма Вересаева и честность, с которой впоследствии он анализировал ситуацию" (29, с.7).
Кжинг отмечает "публицистичность" как особенность творчест ва Вересаева, а также то, что многие его произведения напомина ют моментальный снимок" (29, с.8).
Важной в творчестве Вересаева критик считает тему пути, но "часто путь героев Вересаева запутан и неясен" (29, с.14). Клинг как многие другие авторы пишет, что в поэтике Вересаева "органично сочетаются элементы публицистики и художественности" (29, с.16).
О произведениях советского времени лишь упомянуто, в основном речь идет о повестях дореволюционного периода и некоторых рассказах.
В предисловии к романам "В тупике" и "Сестры" ВлДидин касается, в основном, личности писателя.
Достаточно часто примечания к тексту составляли В.М.Нольде и Е.Зайончковский»
Творчество Вересаева послеоктябрьского периода явилось новым этапом его писательской биографии. Ибо зрелой рукой мастера были созданы произведения, позволяющие говорить о нем как о художнике-новаторе. Это и "Невыдуманные рассказы о прошлом", и "Воспоминания".
В годы гражданской войны писатель находился в Крыму, переживая вместе со своими соратниками по перу все происходящее.
Перед ними открылись страшные стороны революции. Все они стали свидетелями попрания идеалов революции представителями новой власти. Эти впечатления и легли в основу романа "В тупике". Творчество Вересаева советского времени многопроблемно. Он создает целнй цикл рассказов самой разной тематики, актуальной и важной.
В это время Вересаев активно занимается литературоведческой деятельностью. Он собирает большой материал об А.С.Пушкине. Его книга "Пушкин в жизни" стала значительным вкладом в создание образа великого поэта - человека и творца.
А работа "Гоголь в жизни" до сих пор остается единственной в своем роде. Вот что пишет об этом И«3олотуо(жий; "Я не знаю ни одной работы о Гоголе, вышедшей в XX веке, которая превзошла бы книгу "Гоголь в жизни" по богатству материала, по общей культуре отбора свидетельств, по культуре знания, наконец. То, что мы имеем за прошедшие десятилетия, носило характер надзора за Гоголем, проработки Гоголя за "ошибки" и снисходительного поощрения его художественных заслуг, никак не связанных ни с его судьбой, ни с историей его души" (62, с.3-4). По мнению Ю.Фохт-Бабушкина, эти книги интересны тем, что построены они "по принципу монтажа фактов, цитат, отдельных мыслей..."(45, с.27).
Важную часть творчества писателя несомненно занимают и переводы, которыми он увлекался с юных лет(изучение древних языков, по воспоминаниям самого писателя, давалось ему очень легко). В 20-е годы выходит книга Гесиода "Работы и дни", в 30-40-е "Илиада" и "Одиссея" Гомера, не случайно увлечение Вересаевым эллинской поэзией. По его мнению, древние греки были наиболее близки к гармоничному существованию (гармония с самим собой, с миром), или к тому понятию, что мы называем счастьем. Отсюда, наверное, и понимание Вересаевым прекрасного, данного в рассказе "Состязание".
Викентий Викентьевич известен и как публицист. Он печатает свои статьи в центральных газетах и даже выступает по радио.
~ Творчество его необычайно многогранно. Он выступал как прозаик (писал романы, повести, рассказы), поэт (стихотворение
- ІЗ -"Раздумье" было первым произведением, опубликованным в печати, а им написано около ста оригинальных стихотворных произведений, не считая переводов), драматург (драма "В священном лесу*'), переводчик, литературовед, публицист, редактор (возглавлял художественный отдел журнала "Красная новь"). Следует отметить разновидности повести, используемые писателем в ранний период литературной деятельности (повесть "Без дороги" написана в форме дневника, в "Записках врача" использованы фактические материалы из дневника писателя), Ю.Фохт-Бабушкин называют еще одну разновидность повести: "...публицистическая повесть полумемуарного характера долгие годы были жанром, наиболее любимым Вересаевым ("Записки врача", "На японской войне") (45, с.26).
Необычайно интересен по жанру цикл "Невыдуманных рассказов о прошлом", начатый писателем в дореволюционное время и оформившийся в книгу лишь в двадцатые годы (первая публикация цикла 1928 года). Над этим циклом писатель работал практически до последних дней своей жизни. Для разных по тематике рассказов писатель сумел найти такой принцип композиции, что объединенные в один цикл они воспринимаются как целостное произведение. Жанр миниатюры в творчестве Вересаева получил наиболее полное воплощение: в цикл включены рассказы в несколько страниц и совсем маленькие в несколько строк, афоризмы, новеллы-диалоги, монологи, странички из дневника и т.д. Но под пером Вересаева этот жанр получил наиболее четкую форму, выкристаллизовался.
Своеобразен и жанр "Воспоминаний". С одной стороны, это автобиографическое произведение, а с другой, - обобщения настолько глубоки, что несомненно речь идет о художественном произве-
- 14 -деяии. Это переплетение Документальности с вымыслом позволяет говорить о синтезе жанра. Не сразу возникло это жанровое новаторство. Оно было подготовлено предыдущим творчеством писателя. И "Записками врача", полумемуарной повестью публицистического характера, и рядом рассказов, объединенных общей темой (напомним, что замысел "Невыдуманных рассказов о прошлом" возник у автора еще в 10-е годы XX столетия).
Эту же особенность Вересаева - продолжать разрабатывать на протяжении ряда лет, а то и десятилетий, ранее задуманное можно отметить не только в отношении жанра. И с точки зрения поставленных проблем его творчество отличается поразительным единством. С удивительной последовательностью он активно использует целый ряд тем, принятых на вооружение ранее, постепенно расширяя или, наоборот, сужая свой взгляд, рассматривает проблему с разных аспектов, сообразуясь с ходом истории, эволюцией собственного творчества, изменениями, происходящими в литературе вообще. Но отдавая дань требованиям жизни, он оставался верен своему жизненному кредо: писать только о том, что хорошо знаешь. Например, начатая им в ряде повестей ("Без дороги", "На повороте") тема поиска пути в жизни, связанная прежде всего с темой интеллигенции, стремящейся к переустройству общества, была продолжена им в романах "В тупике" и "Сестры?
Дели и задачи. Рассмотреть труды Вересаева послеоктябрьского периода с точки зрения жанровой специфики и проблематики.
Задачи: I. Рассмотреть произведения, написанные после 1917 г» как часть единого целостного творческого процесса писателя, продолжающего и развивающего начинания раннего периода литературной деятельности.
Соотнести творчество Вересаева с творчеством его современников (А.Толстого, И.Бунина, К.Федина), определить место писателя в литературном процессе Ш-30-х годов.
Анализируя творчество Вересаева послеоктябрьского периода, обратиться к проблеме традиций и новаторства.
Показать влияние творчества Вересаева на современную литературу.
Методы исследования. В работе используется сравнительно-типологический метод исследования художественных произведений. Материалом для исследования избрана проза В.В.Вересаева послеоктябрьского периода: романы "В тупике", "Сестры"; "Воспоминания"; цикл "Невыдуманных рассказов о прошлом". Именно в это время наиболее ярко проявилось жанровое своеобразие творчества писателя. По необходимости внимание обращается на ранние произведения В.В.Вересаева. А также проведен ряд сопоставлении с книгами авторов конца XIX - начала XX столетия и представителей современной литературы. Таким образом прослеживается связь его творчества с предшествующей и последующей литературой.
Научная новизна диссертации обусловлена, во-первых, недостаточностью изучения произведений В.В.Вересаева послеоктябрьского периода и в связи с этим стремлением автора исследования уделить внимание тем вопросам (жанровой специфики и проблематики) , которые недостаточно были затронуты в предыдущих работах. Во-вторых, в данном исследовании впервые делается попытка установить связь произведений Вересаева не только с творчеством представителей русской классической литературы (Чеховым, Короленко, Куприным), но и проследить то влияние, которое ока-
- 16..-
зали его книги на литературу последующих десятилетий, в частности, на современную.
Практическая значимость. Наблюдения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке курса литературы XX века, а также спецкурсов и спецсеминаров по вопросам творчества В.В.Вересаева.
Апробация научных результатов. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры русской литературы XX века мЖ. По теме диссертации были сделаны доклады на научных конференциях: межвузовской конференции, посвященной 70-летию Октябрьской социалистической революции (МОШ им.Крупской, 1987); посвященной творчеству Л.МЛеонова (ЮПИ им.Крупской, 1989); областной научно-практической конференции (Оренбургский пединститут, 1991 г.).
Материалы исследований использовались при составлении лекций по курсу "Вводный курс современной русской литературы XX века; спецсеминарах в Оренбургском пединституте.
Публикации.
Жанровое своеобразие "Невыдуманных рассказов о прошлом" В.В.Вересаева (рукопись, депонированная в ИШОН АН СССР, 1989г, 70772).
Проблема интеллигенции и революции в романе В.В.Вересаева "В тупике" (рукопись, депонированная в ИНИОН АН СССР,
1990 г., 4Q773I).
3. Жанровое своеобразие "Воспоминаний» В.В.Вересаева (ста-
тья, Межвуз.сб.научных трудов "Развитие традиций и формирование
жанров в советской литературе", М., МОПИ им.Н.К.Крупской,
1991 г., С.50-58).
Проблема интеллигенции и революции в романе В.В.Вересаева "В тупике". Жанровне особенности романов В»В.Вересаева ("В тупике", "Сестры")
В большинстве своих произведений дооктябрьского периода писатель стремится отразить путь в революции разных слоев общества»
Но наибольшую известность Вересаев получил как писатель, обратившийся к очень сложной, актуальной для того времени, да и для нашего тоже, теме интеллигенции и революции. Его герои -доктор Чеканов ("Без дороги"), Наташа из рассказа "Поветрие", герои из повести "На повороте" усердно ищут свое место в жизни, И в ответе на вопрос: для чего жить? нельзя было честному, мыслящему человеку пройти мимо того нового пути в революционную деятельность, который указывала сама жизнь. Но путь этот трудный, противоречивый, порой мучительный. Содержанием произведений Вересаев говорит нам об этом. И все-таки уже тогда писатель пришел к убеждению, что революция - логическое завершение движения русской истории.
Но еще более резкая критика существующей жизни заключена в "Записках врача", пользовавшихся огромной популярностью в дооктябрьский период. Перед глазами молодого врача предстали безысходная нужда и нищета социальных низов. Наблюдая бесчислеяное количество больных чахоткой ткачей, заводских рабочих, Вересаев приходит к выводу, что никакими лекарствами не спасти людей, изнывающих под тяжестью непосильного труда. Народ нужда-ется в коренном изменении социальных условий жизни.
Подобное мнение высказывает и герой рассказа А.II.Чехова "Дом с мезонином". "Нужно освободить лвдей от тяжелого физического труда. Нужно облегчить их ярмо, дать им передышку, чтобы они не всю свою жизнь проводили у печей, корыт и в поле, но имели бы также время подумать о душе, о боге, могли бы пошире проявить свои духовные способности Призвание всякого человека в духовной деятельности - в постоянном искании правды и смысла жизни. Сделайте для них ненужным грубый, животный труд, дайте им почувствовать себя на свободе, и тогда увидите, какая в сущности, насмешка эти книжки и аптечки. Раз человек сознает свое истин-ное призвание, то удовлетворять его могут только религия, науки, искусство, а не эти пустяки" (214, "Дом с мезонином",сДЗ)
Это еще одно подтверждение важности и актуальности проблем, поднятых Вересаевым, верности их понимания.
Наряду с этим Вересаев изображает бездарность военной знати, вступившей в войну с Японией в 1905 году. Вересаев находился на фронте в качестве военного врача. Увиденные им впечатления нашли отражение в цикле рассказов. Происходящие события были восприняты писателем с позиций передовых людей своего времени. Он показал неспособность большинства генералов руководить боевыми действиями и героизм русского народа, несшего на своих плечах все тяготы этой кровавой бойни, где простые солдаты служили пушечным мясом, расплачиваясь своими жизнями за бездар-яость, тупость и трусость военачальников. В своих "Рассказах о войне" (1906) и записках "На японской войне" (1907 г.) писатель разоблачает и ее антинародную сущность и несправедливый характер войны.
Таким образом, на основе знакомства с работами В.Вересаева до 1917 года можно говорить о том, что в его произведениях отразились взгляды передовой части общества, что писатель был подготовлен к принятию Октябрьской революции.
Кроме того, он продолжает развивать основные тенденции творчества (поиски новых жанровых форм, постановка актуальных проблем и обращение к "вечным" темам, стремление к продолжению и развитию традиций русской классической литературы XIX века, попытки понять и разобраться в настоящем и др), намеченные в ранний период творчества.
Творчество Вересаева послеоктябрьской поры представляет новый этап его писательской биографии; оно было достаточно противоречивым, как противоречива была сама действительность. Характеризуя этот период, можно говорить о многогранности его таланта, о сложных философских раздумьях писателя, направленных на осмысление послереволюционной действительности. В эти годы он обращается к созданию произведений, связанных с основной проблемой его творчества - интеллигенции и революции.
Несмотря на значительность произведений Вересаева, глубину их содержания, новаторство жанровых форм, значительное место в историко-литературном процессе, творчеству Вересаева этого времени уделено немного место критиками и исследователями. А между тем многие произведения Вересаева до сих пор звучат современно и требуют пристального внимания исследователей как произведения высокохудожественные. К таким относится и роман
Б тупике" (1922 г.). Знаменательна творческая история романа. Вересаев, как и некоторая часть представителей интеллигенции, -Сергеев-Ценский, М.Волошин, известные актеры, художники, - оказался в Крыму в сложный период гражданской войны. Все они были свидетелями ожесточенной классовой борьбы, когда Крым переходил из рук в руки. Далеко не все эмигрировали, а оставшимся в России необходимо было решить, на какую сторону стать, в каком сражаться стане. В эти годы Вересаев проявил себя как патриот своей родины, русского народа. Он не колебался в выборе пути. Он принял революцию, это подтверждают и его попытки разобраться в революционной действительности.
Продолжая основную линию творчества, в новом романе Вересаев показал, что поиски места в революции, начатые в дооктябрьский период, интеллигенция продолжала и тогда, когда революция победила. Вересаев сумел уловить сложность и противоречивость послереволюционной эпохи, особенно периода гражданской войны. В своем произведении Вересаев указал на то, что не только белые, но и красные силы не всегда поступали справедливо и это рождало чувство разочарованности у интеллигенции, приводило к депрессии, стремлению к противоборству ее представителей. Им казалось, что они находятся в "тупике" (заглавие романа избрано неслучайно).
Вересаев сконцентрировал внимание на сложности пути интеллигенции в революцию, причем семью Сартанова он рисует как передовую, связанную с давних времен с революционными исканиями, которые она продолжала и после Октября.
Если в дооктябрьскую эпоху Вересаев отражал поиски путей в революцию, то в романе "В тупике" он изобразил сложную жизнь интеллигенции в новых условиях послереволюционной действитель ности. По существу Вересаев открывает тему, которая разрабатывалась в 20-е годы многими писателями. Мы имеем в виду романы "Города и годы" К.Федида, "Разгром" А.Фадеева, "Белая гвардия" М.Булгакова и др. Создавались произведения эпопеиного характера: "Хождение по мукам" А.Толстого, "Жизнь Клима Самгина" М.Горького.
К работе над романом Вересаев приступил в 1920 году. Отдельные главы писатель начал публиковать в 1922 г. в журнале "Красная новь" (Ж№ 8 и 10). Первая книга романа вышла из печати в начале 1923 года, в вторая - в июне того же года.
Создание романа, как говорилось выше, было подготовлено всем предшествующим творчеством писателя. Но несмотря на это, роман имеет новаторский характер, обусловленный новыми историческими событиями.
В чем же своеобразие? Действие происходит в Крыму, сразу после революции, в труднейший период гражданской войны. Тема эта была близка писателю, поскольку сам он находился в это время там же и был свидетелем событий, которые изобразил. Вызывало различное отношение заглавие романа. Почему "В тупике"? Название ясно вытекает из самого повествования. Нужно лишь внимательно прочесть роман и вдуматься в его содержание. Следует напомнить, что у автора было несколько вариантов заглавия: "В огне революции", "В шквале революции". Но они звучали бы слишком пафосно, а здесь точно схвачена самая суть явления.
Прошлое глазами настоящего в цикле "Неввдуманные расеказн о прошлом" В.В.Вересаева. Жанровая специфика произведения, его влияние на современную литературу
"Невыдуманные рассказы о прошлом" представляют собой художественное открытие В.В.Вересаева. Рассказы были объединены Вересаевым в цикл в середине 20-х годов (но работа продолжалась до конца жизни), хотя некоторые из них написаны автором в конце девятнадцатого - начале двадцатого столетия. Вначале автор видел в них лишь материал для крупны произведений, впоследствии у него возник замысел создания серии подобных творений. Впервые рассказы были опубликованы в 1928 г. Весь цикл напечатан в 1940 г. и затем он постепенно расширялся за счет внесения в него новых новелл, некоторые из которых были включены позже в "Литературные воспоминания" и "Записи для себя". Судя по всему, работа над циклом была автором окончательно не завершена. И еще одна глава (двенадцатая) печатается по рукописи. В собрании сочинений 1981 года опубликован, по мнению составителя -Ю.У.Бабушкина, «- "наиболее полный свод "Невыдуманных рассказов о прошлом".
"Невыдуманные рассказы о прошлом" представляют собой художественное открытие как по содержанию, так и по форме. Основным определяющим принципом рассказов является их циклизация, носящая, по нашему мнению, ступенчатый характер: в самом цикле ряд подциклов, называемых далее главами, разделами, отмеченных римской цифрой, в которых рассказы объединены по тематическому принципу. Но и в самих подциклах (главах, разделах) собраны группы новелл. Например, У раздел включает в себя несколько рассказов об артистах, певцах; несколько повествует о революционерах; несколько содержат интересные психологические ситуации.
Рассказы получили высокую оценку исследователей и критики, например, О.М.Покровской в статье "Невыдуманные рассказы о прошлом" В.В.Вересаева", а в книге "Вересаев" В.М.Нольде пишет: "Невыдуманные рассказы о прошлом" и "Воспоминания" свидетельствуют об эволюции писателя как гражданина и как художника". (36, с.178).
Рассказы I раздела цикла посвящены проблемам личных взаимоотношений, здесь речь идет о любви и дружбе, о нежной привязанности и ненависти, презрении и равнодушии. И рассматривает эти вопросы Вересаев с общечеловеческих позиций. Первые из этих рассказов можно условно назвать так: "Любовь и ее последствия".
Изображая людей различных слоев общества, автор показывает, что и в среде социальных низов, и в среде аристократов, несмотря на разницу в воспитании, образовании, материальном обеспечении, присутствуют все типы человеческих отношений. Чувство любви, уважения и подлость, жестокость, склонность к предательству присущи выходцам из разных классов. Только проявляется это по-разному. Происхождение и положение в обществе, наличие денег или их отсутствие не являются, по мнению Вересаева, гарантией нравственного или безнравственного поведения.
Так, Игнат из рассказа "Случай на Хитровом рынке" откровенно издевается над искренне и глубоко любящей его Татьяной: избивает ее, отбирает деньги, да еще постоянно попрекает стариком-сожителем, к которому Татьяна была вынуждена пойти на содержание. И в конце концов, чтобы доказать свою преданность, измученная Татьяна, отчаявшись, убивает старика, А Игнат с пре зрением отворачивается от нее в участке, в минуту возможно последней их встречи.
В рассказе "Не такой подлец" нет такой неприкрытой грубости и жестокости, но суть та же: состоятельный господин, занимающий видный государственный пост, нарочно женится на смешной старой деве из богатой семьи и затем бросает ее. Оказалось, что сделать это чиновника заставило желание отомстить любимой женщине, оставившей его, и он постарался сделать это как можно нелепее.» Вот как все происходило: "Через три недели приехал на свадьбу. Опять спал до четырех часов дня. Потом пошел в залу, сел за рояль и все время играл похоронный мари Шопена. Вечером отправился в церковь, обвенчались и уехали". (45, 4, с.256). Более того, герой считает, что его оправдывают обстоятельства, по которым он женился. А что касается Сони (жены), так ведь она стара и никому, кроме него не была нужна. Вероятно, она в его представлении выступает в роли неодушевленного предмета, который можно использовать в любых целях и больно ему не будет. Брату Сони бывший муж заявляет: "Я не такой подлец, как вы сможете подумать". (45,т.4,0.256). Эту фразу - "Не такой подлец",-вынесенную Вересаевым в заглавие рассказа, можно понимать двояко: с одной стороны, это слова из произведения, а с другой -просматривается связь с предыдущим "Случаем на Хитровом рынке": герой не считает себя таким низким как, например, Игнат. И не случайно эти слова взяты в кавычки: ведь подлец, да еще какой, -прошелся ногами по душе человека и никакого не только раскаяния, но и понимания содеянного нет. Еще неизвестно, что хуже, вести себя откровенно цинично как Игнат, или так изощренно надругаться над человеком.
Последствием любви могут быть не только нравственные стра Дания, но и физические. Рассказ "Проклятый дом" повествует о гибели девушки, приговоренной отцом за непослушание (она вопреки воле батюшки сбежала с певцом итальянской оперы, беременная, была брошена им, но отец, тоскуя, отыскал и возвратил ее), "И тут победила злоба. Он замуровал дочь в светлице над вторым этажом. Дверь наглухо заделал кирпичами, оставил только маленькое окошко: в него ей подавали еду и питье" (45, т.4,с,269).
Наступило время родов. Три дня ее крики о помощи оставались без ответа, на четвертый день нашли мать и младенца мертвыми. Отец уехал за границу.
Здесь Вересаев в изображении характеров лвдей идет не от человека, придающего вещи определенные черты, а как бы наоборот, проклятье исходит от самого дома: в нем повесился архитектор, по проектам которого строилось здание, дочь нарушила волю отца и умерла, и даже младенец, невинная душа, мертв. Но это только на первый взгляд. Нет, все опять идет от человека: купец поставил архитектора в невыносимые условия, заставив его тем самым покончить жизнь самоубийством; он же заточил свою дочь и запретил оказывать ей помощь. Все в человеке и все от человека, в котором, как в капле воды, отражается мир. Рассказ называется "Проклятый дом." И мы еще раз убеждаемся в том, что у Вересаева заглавие имеет особое значение.
Жанровое своеобразие "Воспоминаний" В.В.Ве ресаева. Проблема традиций и новаторства в произведении
"Воспоминания" Вересаева являются одним из последних его произведений. Над книгой он работал около двадцати пяти лет, начиная с 1921 года и вплоть до последних дней своей жизни.
Главное, к чему стремился Вересаев в книге, названной им "Воспоминания", - это предельная искренность. "Буду стремиться только к одному: передавать совершенно искренне все, что я когда-то переживал - и настолько точно, насколько это сохранилось в моей памяти... Помню я так, как описываю, а присочинять не хочу" (45,т.5,с.3). Хотя, по мнению Вересаева, "Искренность - дело трудное и очень тонкое, она требует мудрости и большого душевного такта. Маленький уклон в одну сторону - и будет фальшь, в другую - и будет цинизм. Способность к подлинной искренности, правдивой и целомудренной, - великий и очень ценный дар"(45,т.5, с.172). "Этим даром, - как считает В.М.Нольде, - "обладал сам Вересаев" (45,т,5,с.530). И к этому мнению нельзя не присоединиться. Ю.У.Бабушкин и В.М.Нольде в примечаниях к "Воспоминаниям" отмечают, что "...воспоминания В.Вересаева прежде всего отличаются беспощадной правдивостью..." Вспоминая, например, свое детство и юность, писатель не побоялся рассказать о самых интимных движениях души, о неблаговидных поступках, которые он по тем или иным причинам совершил, о том, что редко рассказывают даже самым близким друзьям. В.Вересаев и в мемуарах продолжал самозабвенно служить науке "человековедения", - как метко назвал литературу М.Горький, - а потому его мало заботило, насколько выигрышно будет выглядеть он сам - Витя Смидович, герой воспомина ний" ( б, г.5, о.530с:). А вотгкак автор книги объясняет выбор героя и цель написания подобного произведения: "Меня просто интересовала душа мальчика, которую я имел возможность наблюдать ближе, чем чью-либо другую, интересовала не совсем средняя и не совсем обычная обстановка, в которой он рос, тот своеобразный отпечаток, который наложила на его душу эта обстановка" (45,т.5, с.З).
Далее он пишет: "Встретится немало противоречий. Если бы я писал художественное произведение, их следовало бы устранить или согласовать. Но здесь - пусть остаются!" (45,т.5,с.З)
Так что же это: автобиография или художественное произведение? И сам ли автор стал предметом художественного обобщения? Лишь отчасти, ибо: "...что я тут описываю, было пятьдесят лет назад и больше. Совсем уже почти как на чужого я смотрю на маленького мальчика Витю Смидовича, мне нечего тщеславиться его добродетелями, нечего стыдиться его пороков" (45,т.5,с.З).
В "Воспоминаниях" затрагиваются все сферы жизни, касающиеся непосредственно самого человека. Честно, без прикрас, не боясь опорочить самого себя, писатель говорит о том, что бывает скрыто для окружающих, но почти для каждого является животрепещущим вопросом. Писатель, обнажая порой самые потаенные уголки своей души, да и самого существования, как бы принимает удар на себя.
В связном рассказе, небольшом вступительном слове, автор кратко знакомит нас с условиями своей жизни, пытается дать ей объективную оценку, тогда как в самих "Воспоминаниях" отражено субъективное восприятие событий. Это вступление напоминает нам автобиографическую справку с анкетными данными: где, когда родился, кем были родители (их социальное положение, вероиспове дание и т.д.). Для чего это нужно было писателю? Пожалуй, для того, чтобы объяснить поступки близких людей, быть может сгладить некоторые противоречия в их действиях, не отвлекаясь для таких пояснений в самой ткани повествования. Сначала показана жизнь человека как бы с внешней стороны, то, что может быть интересно с официальной точки зрения. Самого же Вересаева интересовала прежде всего внутренняя жизнь, духовный мир и формирование героя как личности.
Вересаев не просто пишет воспоминания о прошлом человека, а ставит перд собой цель: отразить процесс формирования творческой личности, характера будущего художника слова.
Линия становления творческих интересов проходит через всю книгу воспоминаний. Чтение, споры с товарищами, критическое отношение к поэтам и писателям - все это оказало влияние на формирование Вити как натуры творческой. Вересаев показывает и сам процесс напряженных поисков, открытий, разочарований. Постепенно он выработал закон творчества - писать о том, что хорошо знаешь. И на протяжении многих лет Витя Смидович использовал встречи с родственниками, друзьями, со знакомыми для сбора материала для своих произведений. Причем не просто описывал, а стремился понять суть происходящего, докопаться до самых глубин характера человека.
"Воспоминания" - это в основной автобиографическое произведение. По нашему мнению, в какой-то степени оно продолжает традиции Горького, который в своей автобиографической трилогии "Дет ство", "В людях", "Мои университеты" огромное значение придает не только становлению личности главного героя, но и условиям жизни, и людям, способствовавшим формированию его характера. Таким образом, книга о герое переросла в книгу о людях, с которы ми он общался, о жизни его поколения. Горький говорил, что "евин цовые мерзости" жизни не сломили его; он старался выломиться из этих обстоятельств, вырабатывая в себе не ненависть и омерзение к людям, а любовь к ним. Горький показывает иной принцип формирования характера героя, утверждая содержанием своей книги, что человек формируется сопротивлением окружающей среде.