Содержание к диссертации
Введение
Раздел I. Медитативно-описательная лирика 30
Ваздел II. Медитативно-изобразительная лирика 49
Раздел III. Медитативно-повествовательная лирика 96
Раздел ІV. Лиро-эпические жанры 115
Раздел V. Поэм 143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 177
ЛИТЕРАТУРА 194
- Медитативно-описательная лирика
- Медитативно-изобразительная лирика
- Медитативно-повествовательная лирика
Введение к работе
50 - 70-е годы XIX века в истории украинской поэзии обозначаются исследователями литературы как "послешевченковский" период. Начало его в общих хронологических пределах соотносится со смертью Т.Шевченко /1861/, а последующий рубеж знаменуют зрелые выступления И.Франко в литературе /вторая половина 70-х гг./, вместе с тем к этому периоду принято относить явления как более ранние/творчество С.Суданского, Л.Глибова и др. в 50-х гг./, так и более поздние /завершение творческого пути ряда поэтов/, - явления, которые в одних границах объединяют черты определенной, хотя и внутренне идейно противоречивой, тематически - проблемной общности и типоло-го-эстетической соизмеримости.
Своеобразное положение этого периода в развитии украинской литературы несомненно. Годы, совпавшие с ликвидацией крепостничества и бурным развитием буржуазных отношений в России, выдвижением на авансцену общественно-политической борьбы и освободительного движения "нового поколения революционеров-разночинцев" , ознаменованы в украинской литературе подведением идейно-эстетических итогов первых, завершившихся творчеством Т.Шевченко, ее этапов, художественным освоением наследия, конкретизацией, а также в ряде случаев открытием тех черт, которые в дальнейшем определили новое качество украинской поэзии и прозы, изменения в типе художественного мышления и системах художественной условности. В 50 - 70-е годы утверждается критический реализм в украинской литературе. Особенностью поэзии этого времени является то, что в ней, в большей степени, чем в прозе, отразились сосуществование и трансформация направлений, течений, жанров и стилей; имевшие важное значение в дальнейшем развитии; единую динамическую художественную систему составили признаки сменяемых и приходящих на смену способов художественного отражения действительности.
Тем не менее поэзия 50 - 70-х гг. в целом сравнительно мало исследована в украинском литературоведении. Объясняется это главным образом тем, что в этот период не появились поэты, результат творческой деятельности которых можно было бы измерять масштабами двух исполинов мысли и слова - Шевченко и Франко, "между" которыми пролегает данный период. Существует некоторое количество работ, посвященных творческому наследию отдельных поэтов этого времени /прежде всего поэзии Л.Глибова, Ю.Федьковича, С.Руданского, Я.Щого лева, М.Старицкого /; поэтические произведения 50 - 70-х гг. становились объектом анализа также в немногочисленных работах, трактующих "сквозное" развитие некоторых жанров /поэма, басня, баллада3/ в истории украинской дооктябрьской литературы. Характеристики литературного процесса послешевченковского времени, его истоков и результатов представлены в работах об эволюции литературных направлении, развитии критики и журналистики4. Большую критическую литературу имеет проза 50 - 70-х гг., особенно фдгуры крупных писателей, с именами которых связаны несомненные достижения в развитии этого литературного рода, окончательном утверждении реализма. И все же вопрос интегрированного осмысления созданного в послешев-ченковскую литературную эпоху, обобщения идейно-содержательных и структурных сдвигов в принципах художественного творчества, что является особенно важным при анализе каждого из этапов развития украинской дооктябрьской литературы, все еще не поставлен с должной четкостью. Представляется необходимым также более подробное уяснение главных идейно-эстетических характеристик указанного двадцати - 4 летнего периода в истории поэзии, определение его специфики, своеобразия и роли в литературном движении.
Отдельные из названных проблем способно, как нам кажется, довольно широко затронуть исследование жанровой системы поэзии, попытка которого предпринята в данной работе. "В системе литературы первенствующее место занимает система жанров", жанровый аспект литературной системы представляет ее как бы "срединное" сечение; в жанре и - шире, системе жанров, - находят преломление существенные особенности художественного метода, стиля, новаторства в тематике и образосозидания, принципов композиционного строения, воплощения коллизий - все то, что имеет первостепенное значение для конкретно-исторической характеристики литературной системы данного периода.
Непременным условием такой характеристики является охват возможно более полного круга литературных явлений. "Необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматривае-мому вопросу фактов, без единого исключения" , чтобы получить картину "объективной связи и взаимозависимости исторических явлений" . Тенденции литературного развития на пути от предшествующей до . последующей эпохи не могут найти исчерпывающего воплощения в творчестве только нескольких ведущих писателей или поэтов; зачастую то, что предстанет ярким художественным феноменом в дальнейшем, имеет свои длительные, но внешне малоприметные истоки; эволюционная линия тянется, модифицируясь, меняя интенсивность своего выявления в соответствии с особенностями творческих индивидуальностей, от эпохи к эпохе. Через анализ "всей совокупности фактов" раскрывается логика литературного движения, в том числе ее вершинных достижений."Понимание литературного процесса без обращения ко всей массовой продукции невозможно", - писал А.И.Белецкий . Учет широкого поля литературных фактов принципиально важен для нашей работы, ставящей задачу историко-литературного характера и имеющей в качестве непосредственного объекта художественное содержательно-формальное многообразие.
Существование жанров литературы определенного периода раскрывается как система, становясь объектом системного анализа. Применение его в науке о литературе позволяет вскрывать связи, взаимозависимость и взаимообусловленность историко-литературных явлений, дает возможность наиболее полно, комплексно охватить их существенные характеристики, изучить в контексте общего движения литературы.
Ни в литературоведении, ни в философии и социологии, ни в других науках системный подход не является принципиально новым изобретением последних десятилетий. Тот метод научного рассмотрения, который сейчас связывается с этим понятием, неоднократно использовали, например, К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин при анализе сложных феноменов исторической действительности. Осознание, выделение и формулирование системного анализа в качестве относительно самостоятельного метода в советской науке стало возможным, по нашему мнению, вследствие дальнейшего закономерного развития методологической базы наук, уточнения и дифференциации методов и приемов исследования, а также было вызвано внутренними потребностями многих научных дисциплин, в том числе литературоведения, именно в том, что выражается понятием системности и комплексности.
"То, что может быть названо марксистским системным подходом,-пишет академик М.Б.Храпченко, - представляет собой не новый метод, а конкретизацию и дальнейшее развитие принципов, разработанных основоположниками марксизма-ленинизма, конкретизацию и развитие, которые учитывают новые процессы и проблемы современной социаль Q
ной действительности" .
Формирование системного подхода в советском литературоведении тесно связано с развитием междисциплинарной /метанаучной/ общей теории систем, основано на марксистско-ленинской трактовке основного вопроса философии, "на завоеваниях диалектико-материалистического метода исследования сложных объектов" .
Применение системного анализа, разумеется, целесообразно в отношении таких литературных явлений, которые обладают "достаточно высокой /а часто и весьма высокой/ степенью внутренней организованности" , разнообразной динамической связью компонентов между собой, а также их отношениями к системе как целому, наконец, предполагают функционирование и эволюцию /динамику/ системы в качестве элемента другой, более сложной системы. Обнажая именно системную сущность исследуемого литературного объекта, системный анализ может и должен в то же время сочетаться с уже известными методами в изучении литературы, раскрывающими специфику литературных явлений, их идейно-эстетический смысл. Именно это условие, как нам кажется, особо выделено в размышлениях М.Б.Храпченко: "Системный анализ, оставаясь частью историко-литературных исследований,
Системному подходу доступна динамика явления, взаимопереход количественных и качественных изменений, диалектические противоречия эволюционизирующих систем, наконец, системный подход обладает "открытостью" по отношению к сравнительно-историческому, исто-рико-генетическому и другим методам исследования, многократно подтвердившим свою действенность. "Как общенаучный принцип современных исследований, основывающийся на марксистско-ленинской философской базе, системный подход к предмету позволяет выявить системообразующую связь как отдельных частей и элементов внутри художественного явления... взаимодействие его с литературным процессом, с породившей его действительностью, так и с явлениями более общего порядка - с мировым художественным развитием в его синхронном и диахронном аспектах" .
Данная работа является в ряду первых, где сделана попытка рассмотреть многообразие жанровых уррм определенной литературной эпохи как системное целое.
"Литература каждого народа в любой изучаемый период представляет собой целостную динамическую систему11 , - начинает одну из своих статей Д.С.Лихачев. Динамика системы украинской литературы в 50 - 70-е годы XIX в. имела в целом поступательный характер. Даже находясь в неблагоприятных условиях преследования украинского художественного слова /Валуевский циркуляр 1863 г., Эмский указ 1876 г./, которые не могли не сказываться на целостности и органичности литературного процесса, украинская литература преодолевала их как внешние, механические препятствия. Поступательное развитие ее осуществлялось по собственной логике, обнаруживая общую многим литературам закономерность "как глубинное движение устойчивых структур, в ютором реализуется историческая и художественная необходимость" . По типу ускоренного развития новая украинская литература может быть соотнесена с отдельными славянскими литера-турами10.
Вовлеченный в этот процесс, известные изменения переживает и поэтический род. Известно, что по своим художественным достижениям поэзия не равняется прозе того времени: уменьшается та интенсивность поисков, которая была развита в поэтическом творчестве Т.Шевченко, не достигается его идейно-нравственная высота. И все же эпоха 50 - 70-х гг. располагает целым рядом интересных, самобытных поэтических произведений с очевидной новизной тематики и проблематики, способов авторского выражения, прежде всего лирического. Идя вглубь, исследуя структурную динамику, содержательно формальные элементы поэзии этого времени, нельзя не ставить одновременно вопрос о прогрессивном характере ее развития .
Медитативно-описательная лирика
Касаясь жанров медитативно-описательной лирики, мы сразу же получаем возможность выяснить, что нового содержит в себе жанровая система поэзии 50 - 70-х гг. по сравнению с жанрами "Кобзаря" Шевченко и поэзии дошевченковского времени.
Поэтической рефлексии ряда стихов присуща как бы неподвижная точка зрения на объект, которым, естественно, чаще всего оказывается человеческая личность. Персонажу дается разного рода - социально-бытовая, внешностно-описательная, психологическая - характеристика, при этом он в меньшей мере выступает поводом для медитации, но в большей - ее самоценным объектом. Стихотворение отличается относительной неразвитостью действия персонажа, сжатостью, "тезисностью" изложения его прошлой истории. Произведение такого типа можно условно назвать стихотворением-портретом /или - автопортретом, последнее в количественном отношении встречается реже/.
Уже одни заглавия подобных, стихотворений способны дать представление, какие социальные человеческие типы "портретировала" лирика.послешевченковской эпохи, - "Швачка" М.Старицкого, "Ткач", "Косарі", "Бурлаки" Я.Щоголева, "Нетяга" и "Захожий косар" В.Кулика, "Ратай" А.Конисского, "Стара ненька" И.Воробкевича, "Убогий" А.Духновича, "Проходан" Ю.Федьковича и др.
В этом жанре запечатлены наиболее характерные черты реального бытия социальных типов до- и поелереформенной действительности. Взяты герои преимущественно из низших общественных слоев. Это разорившиеся крестьяне, неудачники-отходники, мелкие ремесленники, которые изначально влачат нищенское существование или же пережили крушение надежд на изменение своего экономического положения и соответственно социального статус-кво.
От первого лица ведется изложение в стихотворениях "Безталанний" и "Ткач" Я.Щоголева; "мы" выступают рассказчиками в его же "Бурлаках" и "Косарях"; более сложная композиционная форма, состоящая из общего описания /"Захмарилось сонце, вітрець повіває" и т.д./, обращения автора к своему герою /"Вродливий та гожий! Як дуб кучерявий, косарю захожий!" и далее/ и исповеди последнего, применена в стихотворении "Захожий косар" В.Кулика.
Подобные приемы самохарактеристики композиционно могут быть соотнесены с образцами "ролевой лирики" Шевченко периода ссылки. Можно вспомнить, например, "Не вернувся із походу", "Якби мені, мамо, намисто", "Нащо мені женитися" и др. Отличие, однако, в том, что персонаж, которому предоставлено слово, в поэзии 50 - 70-х годов осознан и выделен как социальный тип. Поэта в данном случае занимает не психологическая черта его героя, не изгиб душевной биографии, а именно характеристика его общественного положения. Весьма неслучайно и наличие определенных заглавий при стихотворениях подобного рода, которые трудно представить с "астерисками", знаменующими спонтанность и неожиданность медитации. Рассматриваемые стихотворения-портреты - своеобразный "программный" жанр, несколько даже рационалистичный.
Анализируя группу этих стихотворных портретов, можно заметить меньшую напряженность поэтической страсти, выражений любви или негодования, чем это присуще поэзии Шевченко. В то же время стихотворениям-портретам нельзя отказать в более точном и детальном описании многого из того, что касается внешнего бытия персонажей. Таких характеристик мы, пожалуй, не найдем в поэзии Шевченко, не говоря уже о том, что жанр стихотворения-портрета в строгом смысле этого слова у него не обособлен /как исключение, можно сослаться на сатирический портрет "П.С."/.
Медитативно-изобразительная лирика
Уже шла речь о том, что изобразительность в поэзии можно условно разделить на описательность и повествовательность /в некотором смысле являющимися крайними пределами изобразительности/ и собственно изобразительность. Последняя и подразумевается здесь.
В лирике медитативно-изобразительной возможны разные степени соотношения ее начал - от "чистой" лирики до рефлективно-медитативных и отвлеченно-медитативных форм, больше содержащих в себе изобразительный элемент. Медитативность образует как бы сердцевину лирической поэзии, выражает ее наиболее существенные стороны в отличие от эпоса. Гегель считал, что "душевное настроение, сосредоточенное в известном конкретном состоянии, является лирическим в наиболее полном смысле, поскольку сердце в своем чувствовании и восприятии представляет собой сокровеннейшее начало субъективности, тогда как рефлексия и рассуждение, направленные на всеобщее, легко заходят в область дидактического или же выделяют, на эпический лад, субстанциальную и предметную сторону содержания" .
В нашей классификации "субстанциальную и предметную сторону содержания" выделяют, "на эпический лад", жанры лиро-эпические -баллада, басня, юмореска, в меньшей степени - жанры медитативно-описательной и медитативно-повествовательной лирики. Другого направления жанры объединяет медитативно-изобразительная лирика:на-чиная с типов, которые можно назвать "лирическими в наиболее полном смысле слова" и кончая теми, которые "заходят в область дидактического" /например, жанр послания/.
Рассмотрение жанров медитативно-изобразительной лирики целесообразно начать из жанра наиболее "чистого" лирического звучания, не отягощенного рефлексией - ни направленной вовне, на проблемы внешней реальности, ни обращенной на сам субъект высказывания. Медитативное единство "мысль-чувство" выявлено здесь скорее со стороны "чувства": оно всецело обращено к реалиям, намечающим изобразительный ряд, но не дает развернуться их изобразительной характеристике, так как мгновенно "поглощает" их собой, своей экстатичностью.
Можно предложить называть этот жанр стихотворением-эмфазой. Всплеск чувства, его высшая точка, представленная в этом жанре, кратковременны по своей природе. Это обусловливает и незначительный объем самого поэтического произведения.
В приведенном выше стихотворении доминируют восторг и изумление поэта перед величественным явлением природы. Они совершенно по-новому трансформируют известное народнопоэтическое уподобление месяца и звезд пастуху и овцам. Пейзаж, присутствующий здесь, не детализирован в себе; в крайне субъективном, "пристрастном" восприятии теряются его реальные очертания. Эта миниатюра іи.Федькови-ча так же, как и другие из цикла "Окрушки" /IX, ХЦ/, как и "Зіронько моя", несколько похожи на интимные пейзажные фрагменты, обращенные к "заре", в начале поэмы "Княжна", в стихотворении "Г.З." Т.Шевченко.
Медитация как жанр возникает в украинской поэзии практически только под пером Шевченко. Поэзия 20 - 30-х гг. не знала страстных, эмоциональных монологов, в которых высказывается личность поэта на определенном этапе его духовной биографии, в какой-то момент развития его внутренней жизни. Украинское слово до Шевченко не было средством задушевной, порой мучительной и мятущейся исповеди. Для этого необходимы были сдвиги в авторской позиции, в высшей степени ответственное и интимное отношение к стихии родного языка со стороны духовно глубокой, социально значимой личности, субъективным сознанием которой проникнуто все творчество. Е.Гребенка, Н.Костомаров, А.Метлинский, М.Шашкевич, - пишет В.Л.Смилянская, - "не создали такой весомый образ лирического героя, который способен бы был объединить вокруг себя и подчинить себе другие субъективные формы БЫ-ражения авторского сознания, придать творчеству поэта свой облик" . Это выпало на долю Т.Шевченко.
Личностное начало его поэзии особенно ярко проявляется в медитативных жанрах. Для медитаций Шевченко /"Мені однаково, чи буду", "В НЄЕОЛІ тяжко - хоча й волі", "Чи ми ще зійдемося знову?", "І небо невмите, і заспані хвилі", "Я не нездужаю" и др./ характерно страстно-эмоциональное осмысление своей судьбы в неразрывном единстве с судьбой своего народа и революционно-демократического движения, диалектика чувства, его внутренний драматизм.
Медитативно-повествовательная лирика
Жанры лирики медитативно-повествовательной выделены в отдельную группу, естественно, из-за важного значения в их структуре повествовательного элемента. В центр поэтического высказывания здесь становятся не статические характеристики предмета /как в медитативно-описательных жанрах/, а его действие во времени, то есть определенное событие. Социальная действительность движется перед сознанием лирического субъекта, изменяются явления, на которых фиксируется внимание. Лирика, таким образом, повествует. Но это ее повествование существенно отличается от повествования эпического. Лирика не представляет художественного саморазвития бытия, в котором последнее как бы само себя характеризует, - лирика выявляет прежде всего "эмоционально-обобщающее" отношение субъективного чувства к происшествию, событию, выясняет, если можно так сказать, его лирический смысл. Развертываемое во времени действие, поступок лирического героя или персонажа, отрезок его житейской "истории" выхвачены из эпического течения стихией лирического чувства; они в нем как бы живут. Так же, как описательность лирики не "переводит" последнюю в эпос, так и повествовательный элемент в структуре медитативно-повествовательных жанров еще далек от той границы литературных родов, за которой лирика заканчивается.
Разумеется, в разных жанрах различный "удельный вес" повествовательного элемента, различны отношения, в которые он вступает с теми или другими жанровыми признаками.
Одним из жанров медитативно-повествовательной лирики 50-70-х годов мы считаем "думку". В украинском литературоведении до сих пор не упрочилось определение существенных характеристик этого популярного жанрового названия в поэзии перед- и послешевченковской эпохи. Генезис "думки" ведут от фольклора, дальше ее существование тесно связывают с ранним украинским романтизмом. В поэзии 50 - 70-х гг., как нетрудно заметить, "дужа" была одним из наиболее употребительных заглавий и подзаголовков стихотворных произведений. Так, в нескольких рукописных сборниках А.Навроцкого, хранящихся в архиве, "думкой" названо более 20 стихотворений. действительно, разными смысловыми гранями слово "думка" могло быть приложенным едва ли не к каждому стихотворению, но при этом неизбежно расплывалось жанровое средоточие "думки", если пытаться все же рассматривать ее как жанровое наименование. Под одной вывеской "думки" в украинской поэзии собраны произведения с разным уровнем медитативной рефлексии, с неодинаковым развитием повествовательного элемента; часто они несоразмерны по своим композиционным и стилевым признакам,наблюдаются, наконец, очень резкие перепады по объему и прочее. Не существует покамест единства мнений и относительно "думок" в "Кобзаре" , и все же поэзия Шевченко - это, кажется, именно тот материал, на котором жанровое значение термина должно быть взвешено окончательно.
Мы исходим из того, что "думка" - близкое по своему стилю и построению к народной поэзии стихотворение большей частью элегического, грустного настроения с некоторой - иногда значительной -обязательной долей повествования. Этими чертами, по нашему мнению, отличаются три стихотворения Т.Шевченко, начинающиеся строками "Вітре буйний, вітре буйний", "Тяжко, важко в світі жити" и "Тече вода в синє море", носящие название "Думка", и, кроме того, еще несколько стихотворений из состава более поздней лирики поэта.
Определив жанр "думки", образец ее в упомянутом творчестве А.Навроцкого находим отнюдь не среди стихотворений, носящих такое название. К жанру "думки" принадлежит скорее его "Веснянка" . Лирический персонаж - девушка, вьющая "віночок" и желающая надеть его на голову любимому. От ее же имени ведется повествование. События оборачиваются не на пользу влюбленных - девушка в итоге признает, что если бы "перше знала То я б зразу той віночок