Введение к работе
Актуальность темы. Газель - поэтическая жанровая форма, в течение почти десяти веков занимавшая одну из ключевых позиций в персоязычной поэзии, функционировала на обширной территории, которая не во все исторические времена составляла единое политическое пространство. И естественно, что исторический процесс, политические и социальные катаклизмы наложили свой отпечаток на духовную и культурную жизнь каждого региона персоязычной поэзии. Наиболее сильное воздействие на характер .культурной жизни персоязычного ареала оказала политическая обстановка недавно прошедшего века, когда сложившиеся политические и идеологические условия как в Иране, так и в Советском Союзе препятствовали развернутым взаимодействиям на духовной и культурной почве, а часто осознанно или неосознанно искажали их. Выявление глобальных литературных процессов по тем же причинам до недавнего прошлого было или невозможно, или же весьма затруднительно. Поэтому общая картина литературных процессов за последние сто лет на территории бывшего Советского Союза с таджикским населением, а также в Иране остается далеко неясной. Изучение литературы этого периода в Иране находится в зачаточном состоянии. В то время, как история и поэтика жанра газели в поэзии классического периода изучены в достаточной мере, еще предстоит выявить её эволюцию на последнем вековом отрезке его. Осуществление этой задачи заложит основу для важных обобщений в теоретическом и практическом планах, подготовит почву для составления общей истории жанра газели, определения характера его эволюции. Это обстоятельство со всей очевидностью говорит об актуальности темы нашего исследования, отведенной изучению творческих образцов сорока четырех мастеров таджикской газели советского периода.
Степень изученности темы. Как ведущая жанровая форма персоязычной литературы уже с XI в, газель с давшее пор вызывает обоснованный интерес историков и теоретиков литературы. Особенно много исследований по истории и поэтике газели осуществлено на материале газели классического периода персоязычной поэзии. Современные творческие процессы в жанре газели больше разработаны в литературоведении Ирана, нежели Афганистана и Таджикистана. Ограниченные рамки автореферата препятствуют нам описать "развернутую картину исследовательской деятельности литературоведов в этом направлении, поэтому мы вынуждены отослать заинтересованных читателей к библиографии нашего исследования. Обстоятельное же изучение истории и поэтики творчества таджикских
мастеров газели советского периода, особенно второго аспекта проблемы, требует больших усилий ученых литературоведов.
Следует заметить, что в различные периоды литературного процесса жанр газели в таджикской поэзии функционировал неравномерно. Но и с учетом этого обстоятельства творения таджикских мастеров поэзии в жанре газели по объему достаточно внушительны. Поэтому диссертант убежден, что определение . сущности таджикской газели советского периода требует многолетних усилий ученых-исследователей. Наше же исследование основывается на образцах творчества сорока четырех поэтов трех поколений творцов таджикской поэзии, изданных в сборнике «Газели» (1984) таджикскими учеными М. Давлатовым и К. Восе. Сборник, состоящий из четырехсот газелей, специальному исследованию не подвергался, но отдельные образцы, вошедшие в него, в той или иной мере фигурировали в исследованиях или критических статьях таджикских литературоведов. Само издание такого внушительного по объему сборника газелей убеждает иранского исследователя в том, что газель, невзирая на всю неравномерность ее бытования в литературных процессах, продолжала оставаться одной из ведущих жанровых форм таджикской поэзии советского периода. Это обстоятельство дает нам полное основание посвятить ее истории и поэтике специальное исследование.
О газели как поэтическом жанре, масштабах ее распространения в , персоязычной поэзии вообще и современной таджикской литературе в частности имеется ряд интересных исследований иранских и таджикских литературоведов. В числе исследований иранских ученых прежде всего следует упомянуть ценную работу Дариюша Сабура «Горизонты персидской поэзии» (1991). Это критическое исследование рассматривает историю эволюции жанра газели с начала ее зарождения и до наших дней. С другими исследованиями иранских литературоведов, которые к узкой теме нашей . диссертации прямого отношения не имеют, можно ознакомиться по библиографии диссертации. В разработке же диссертационного материала , мы опирались главном образом на работы таджикских исследователей, среди которых, прежде всего, следует упомящть. публикации А. Мирзоева («Рудаки , и развитие газели в X - XV веках», 1977),Аскара Хакима («От газели до свободного стиха», 1978), Афсахзода («Джами - певец газели», 1981), X. Шарифова («Тайны газели», 1998), Ю. Акбарзода («Талант поэта и совершенство стиха», 2003»).В таких работах большей частью рассматриваются проблемы поэтики и поэтического, искусства, так называемого «Нового советского периода».
Хотя никто из этих, ученых не задавался целью исследовать общие специфические особенности формальной и содержательной эволюции таджикской газели последнего столетия, их разработки содержат много
полезных и направляющих для диссертанта материалов и сведений фактологического порядка.
Выбор темы. Знакомство с исследованиями, посвященными изучению истории и поэтики персидской газели, со всей очевидностью показывает, что жанровые и поэтические параметры таджикской газели последнего столетия на сей день изучены гораздо меньше, чем иранской и афганской. Таким образом, литературоведческое изучение творческих процессов может способствовать прослеживанию исторических судеб персоязычной поэзии и важнейших очагов ее возникновения. Это обстоятельство, в свою очередь, поможет осуществлению сравнительного изучения истории поэзии и ее жанров на всей территории активного функционирования этой поэзии. Это обстоятельство и побудило нас определить темой настоящей диссертации изучение состояния газели в таджикской поэзии на последнем этапе ее многовекового функционирования.
Объект и источники исследования. Объектом своего исследования мы выбрали творчество трех поколений признанных мастеров таджикской поэзии в жанре газели. Основным источником и базой исследования определено творчество сорока четырех поэтов - лириков. Самый старший из них родился в 1878г., а самый молодой - в 1979г. При этом мы оставляем открытыми границы исследования для исторических экскурсов, сравнений и хронологических граней проблемы, связывая их с творческими процессами в других регионах персоязычной поэзии.
Научная новизна. Наше исследование является первой работой в том аспекте, в котором оно задумано. При этом автор вполне осознает, что объемы кандидатской диссертации позволяют лишь наметить контуры проблемы такого характера. Доскональное же изучение проблемы вглубь и вширь требует усилий многах исследователей. Мы убеждены, что отказ от прокламативной литоты познания творческих процессов, характерной для таджикского литературоведения и литературной критики советского периода, лишь способствует объективному установлению достижений и недостатков творчества мастеров поэзии. Взгляд со стороны на литературные процессы на примере жанра газели в таджикской поэзии сам по себе является новым подходом к изучению проблемы.
Цель и задачи исследования. Основная цель настоящего исследования заключается втом, чтобы выявить характерные особенности эволюции жанра
газели в таджикской поэзии новейшего периода и тем самым' способствовать в какой — то мере развитию иранского литературоведения и иранистики в целом. Для осуществления этой цели перед диссертантом стоят следующие задачи.
1. ' Определение этапов развития газели в современной таджикской
поэзии.
-
Выявление жанровых разновидностей газели.
-
Выявление характерных изменений в поэтике газели ведущих мастеров первого поколения неоклассической поэзии.
-
Выявление стилистических и лексических особенностей газели исследуемого периода.
-
Определение тематики и мастеров газели данного периода. Теоретические и методологические основы исследования
Определяются сравнительно - историческими принципами в познании творческих явлений. В осуществлении исследования мы широко использовали достижения и опыт мировой литературоведческой науки, труды ведущих ученых России, Ирана, Афганистана и Таджикистана.
Научная и практическая ценность исследования заключается в том, что оно позволяет ввести в научный обиход большей части персоязычного ареала взгляд на состояние одной из важнейших поэтических форм, общей для всех регионов поэзии. Диссертант надеется, что это исследование придаст динамику научным и творческим взаимодействиям Ирана и Таджикистана. Он также надеется, что доброжелательные критические замечания будут восприняты ученой и творческой средой Таджикистана заинтересованно. Результаты исследования в какой-то мере восполнят пробелы, существующие , на сей день в общей для трех стран истории литературы. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов по истории и поэтике художественного творчества для создания учебников и учебных пособий.
Аппобацня работы. Основные результате исследования были обсуждены на Международных конференциях «В мире персоязычной поэзии» (Лондон,2001), «Иранская поэзия в Сирии» (Дамаск, 2001), «Вгзляд на персоязычную поэзию» (Тегеран, 2004), и в 9 публикациях автора, список которых прилагается в конце автореферата.
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры теории и новейшей таджикско- персидской литературы Таджикского национального университета (протокол №6 от 30 сентября 2011г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.