Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМФЛЕТА 13 -
I. О значении термина памфлет 13 -
2. О предмете изображения в памфлете 20 -
3. Памфлет и фельетон 31 -
4. Памфлет и его разновидности 40 -
ГЛАВА 2. ПЕРВЫЕ ШАГИ УКРАИНСКОГО СОВЕТСКОГО ПАММЕТА 49 -
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМАТИКА УКРАИНСКОГО СОВЕТСКОГО ПАМФЛЕ ТА 20-30-х ГОДОВ 72 -
ГЛАВА 4. РАСШИРЕНИЕ ТЕМАТИКИ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБ РАЗНЫХ СРЕДСТВ ПАМФЛЕТА 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 186
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .194
- О значении термина памфлет
- ПЕРВЫЕ ШАГИ УКРАИНСКОГО СОВЕТСКОГО ПАММЕТА
- ПРОБЛЕМАТИКА УКРАИНСКОГО СОВЕТСКОГО ПАМФЛЕ ТА 20-30-х ГОДОВ
- РАСШИРЕНИЕ ТЕМАТИКИ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБ РАЗНЫХ СРЕДСТВ ПАМФЛЕТА
О значении термина памфлет
Развитие любого литературного жанра, формирование его новых качеств и особенностей - процесс сложный, многогранный. Зависит он прежде всего от особенностей развития национальной литературы, тенденций ее внутреннего движения. Однако в не меньшей мере обуславливают этот процесс и условия социального развития общества на данном этапе его истории. Так как литература является специфической формой художественного отображения общественного бытия, то изменения в социальной жизни оказывают большое влияние на литературный процесс. В таких условиях, как правило, появляются новые по содержанию и форме произведения, одни жанры выходят на передний край, более интенсивно используются мастерами художественного слова, а другие отходят как бы в тень, на второй план. Они, преимущественно, не исчезают из творческого арсенала писателей, публицистов, а ждут своего момента, чтобы появиться на арене общественной жизни в новом качестве, с новыми, более широкими, чем раньше, возможностями и занять свое место в боевом строю. Именно так развивается один из наиболее боевых и эффективных художественно-публицистических жанров -памфлет.
Прообраз современного памфлета, его характерные черты исследователи данного жанра, как отечественные, так и зарубежные, находят уже в античной литературе. Термин же на обозначение этого жанра, да и собственно классический памфлет, появился намного позже -на заре буржуазного общества, в период острой борьбы с пережитками феодально-средневековых порядков, когда, по справедливому утверждению П.И.Ткачева, возникает "насущная потребность людей /общества/ -до сих пор не существовавших, находящихся в зародыше. Это было
время коренной ломки старого, отживающего свой век общественного строя, период революционных преобразований, больших социальных движений. В этот период общество крайне нуждалось в подлинной сатире, которая всегда сопутствует революционным движениям и взлеты которой обычно связаны с крутыми историческими поворотами, с острой ломкой старых порядков, с разрушением всего того, что мешает социальному прогрессу. Именно в этот период и зарождается в литературе классический памфлет.
Появление памфлета во времена наибольшего обострения классовой борьбы, сильных социальных движений не случайно. Ведь, по вполне обоснованному утверждению П.И.Ткачева, "памфлеты накаляют атмосферу, подводят общественное мнение к той, последней черте, за которой следует взрыв возмущения.
Первые шаги украинского советского паммета
История украинского советского памфлета начинается с победы Великой Октябрьской социалистической революции, с трудной, жестокой, кровопролитной борьбы за установление на Украине Советской власти. Это было время, когда, как отмечается в резолюции I съезда КП/бД "О текущем моменте", "все социальные группы населения Украины разделились на два основных лагеря: лагерь, который стоит на стороне социалистической революции, и лагерь контрреволюционный, который стоит против нее".
В таких сложных общественно-политических условиях, в острой классовой борьбе зарождалась на Украине новая по содержанию и идейно-тематической направленности художественная литература, основным творческим методом которой становился социалистический реализм. Однако, вопреки утверждениям пролеткультовцев, зарождалась она не на пустом месте. Своими корнями украинская советская литература и такой ее жанр, как памфлет, уходила в далекое историческое прошлое - к народно-поэтическому творчеству, к многовековому опыту передовой украинской литературы, которая в условиях социального и национального гнета прошла сложный путь развития и утвердилась как самостоятельная оригинальная ветка общеславянской культуры, ярким самоцветом засверкала и в мировой литературе. Классическая русская и украинская литература была надежным фундаментом, неиссякаемым источником вдохновения и для писателей-сатириков, которые не только осваивали традиции своих предшественников, но и творчески развивали, приумножали их.
Проблематика украинского советского памфлета 20-30-х годов
В самом начале 20-х годов, когда еще и на территории европейской части молодой Советской республики, и в Сибири, и на Дальнем Востоке шла открытая вооруженная борьба против иностран -ной и внутренней контрреволюции, но уже очевидным было, что новый государственный строй выстоял, победил, возникла дискуссия о за -дачах и возможностях революционного смеха, сатиры в условиях мирного строительства. В ней сразу определились две противоположные точки зрения. Представители одной, например, М.Кузьмин, Н.Крынец-кий и др., утверждали, что у сатирических жанров нет перспективы, что они должны исчезнуть из творческого арсенала писателей, поскольку предназначенные им задачи решены. М.Кузьмин в статье "Скороходы истории" прямо заявлял об этом: "После победы, во время строительства, должна утихнуть и даже совершенно умолкнуть сатира. Против кого поднимается этот бич? Бичевать поверженных врагов не великодушно, а уничтожать врагов еще не сломанных, значит умень -шить значение победы. Сатирически же изображать окружающую действительность, хотя бы в ней и были недостатки, -не значит ли это толкать под руку работающего?" . И дальше, ссылаясь не выше изложенное, он еще более категорически требовал: "Наше время, по-моему, такое время, когда сатира по выше указанным и другим еще более веским причинам должна умолкнуть, если не хочет питаться пищей, пережеванной и всем известной" .
Расширение тематики, совершенствование об разных средств памфлета
В развитии украинского советского памфлета в 30-е годы наступило временное затишье. Он как бы ушел с передовой линии идеологического фронта во второй эшелон и только иногда наносил по противнику редкие, но весьма ощутимые удары. В это время наша страна решала важные вопросы социалистического строительства, и писатели, публицисты - верные помощники Коммунистической партии своими усилиями способствовали мобилизация трудящихся на успешное претворение в жизнь предначертаний великого Ленина. Кроме пропаганды наших успехов в различных отраслях экономики, сельского хозяйства, науки и культуры, советская публицистика уделяла определенное внимание критике отдельных недостатков,имевших место в жизни социалистического общества. Однако для этих целей использовались, в основном, такие жанры, как фельетон,юмореска, усмешка, сатирический рассказ, стихотворение, которые вели прицельный огонь по пережиткам прошлого в сознании и действиях определенной части советских людей. И . лишь с началом Великой Отечественной войны памфлет опять становится одним из ведущих жанров советской печати, в том числе и радиожурналистики. Как вполне резонно замечает И.И.Саченко, "война не родила каких-то новых родов и жанров публицистики. Они остались прежними. Но война наполнила их новым содержанием и в зависимости от этого происходило дальнейшее становление и модификация художественно-публицистических методов познания и воплощения действительности. Некоторые роды и жанры на определенных этапах Великой Отечественной войны становились доминирующими в освещении событий и мобилизации советского народа на борьбу с врагом .
"Немецкие фашисты рассчитывали оторвать украинскую интеллигенцию от ее народа, но они просчитались, - писали украинские писатели в своем послания Центральному Комитету BKQ/б/. - Интеллигенция, в том числе и один из ее передовых отрядов - советские писатели с первых же дней фашистского нашествия стали вместе со своим народом на защиту социалистического Отечества. Мы бьемся с врагом самым сильным орудием - словом большевистской правды и, как все воины великой армии, выполняем свой священный долг на фронте и в тылу" . Главной задачей советской литературы, каждого писателя с первых же дней вероломного нападения фашистской Германии на нашу страну стало научить советских людей "науке ненависти" /М.Шолохов/, учить их "перемагать і жить" /П.Тычина/. Уже на второй день войны "Правда" поместила рядом со стихотворениями А.Суркова "Присягаем победой" и Н.Асеева "Победа будет за нами" публицистическую заметку П.Тычины "Мы непоколебимы", а на следующий день его же стихотворение "Ми йдемо на бій". Одесская областная газета "Чорноморська комуна" 23 июня напечатала пламенную публицистическую статью А.Довженко