Введение к работе
Джон Бэнвилл - яркая фигура в ирландской литературе конца XX -начала XXI века, оригинальный мыслитель и талантливый художник слова, чьё творчество во многом определяет лицо современной прозы страны. Бэнвилл - автор более семнадцати романов, двух сборников малой прозы, двух автобиографий, а также большого числа газетных и журнальных статей и рецензий. Его произведения не раз отмечались престижными литературными наградами («Премия Банковского союза Ирландии», «Премия американо-ирландского литературного общества», премия Букера).
Подобно многим современным писателям, Джон Бэнвилл озабочен проблемой человека, его самосознания, обусловленного сложным положением индивида в мире, где основными принципами существования являются некоммуникабельность, отчуждение людей друг от друга, крайний эгоцентризм и эгоизм. Сама реальность представляется зыбкой. По словам ирландского прозаика, в XIX веке каждый знал, что такое реальность, люди сидели и писали истории, которые происходили в знакомом мире со знакомыми ценностями, в то время как современный писатель уже не может считать мир чем-то само собой разумеющимся.
В многочисленных попытках западных исследователей определить своеобразие творчества Бэнвилла наиболее дискутируемыми являются три вопроса: это уже упомянутая проблема человека, в решении которой, по мнению одних ученых, у Бэнвилла преобладает общеевропейская традиция (R.Imhof), а, по мнению других - традиция собственно ирландская (D.Hand, J.McMinn); этот второй предмет спора с неизбежностью связан с вопросом о принадлежности Бэнвилла к такому феномену мирового масштаба как постмодернизм. Большинство литературоведов включает прозаика в число постмодернистов (E.D'Hoker, J.R.Moor, A.Muller и др.), но некоторым исследователям такое утверждение кажется несколько категоричным (D.Hand, J.McMinn).
Неоднозначность суждений распространяется и на лучшие произведения Джона Бэнвилла - трилогию «Улики», «Призраки», «Афина», которая вызывает активный интерес многих англоязычных литературоведов и критиков. К её оценке обращались в разделах монографических работ о Бэнвилле Д.Хэнд, Дж.Кенни, Дж.МакМинн; отдельным аспектам трилогии в целом или входящим в нее романам посвящены статьи и рецензии, хотя исчерпывающих оценок, которые охватили бы её идейное содержание и художественное своеобразие, в англоязычном литературоведении до сих пор нет.
В отечественной науке наследие Дж. Бэнвилла пока почти не изучено. Ему посвящено всего несколько статей и рецензий (А.П.Саруханян, Н.И.Прозоровой, Е.Ю.Гениевой).
Вышесказанное определяет актуальность диссертационного исследования, в котором впервые предпринимается попытка подробного исследования трилогии Бэнвилла - каждого романа в отдельности и связей
между ними. Рассматриваются злободневные проблемы литературы, связанные с исследованием сознания современного человека, процесса его самоидентификации.
Научная новизна работы состоит в том, что до сих пор трилогия Бэнвилла в нашей стране, а отчасти и за рубежом, не подвергалась столь пристальному изучению.
В качестве объекта исследования выступает трилогия Джона Бэнвилла - «Улики», «Призраки», «Афина» - с точки зрения её целостности и соотношения частей, авторского замысла и его реализации.
Предметом исследования является проблематика трилогии, образ героя в его отношении с миром, особенности сюжетно-композиционной организации каждого из трех романов, своеобразие повествовательной манеры писателя.
Материалом настоящего диссертационного исследования служат произведения Джона Бэнвилла «Улики» (в переводе А.Ливерганта), «Афина» (в переводе И.Бернштейн), «Призраки». Непереведенный роман «Призраки» даётся в нашем переводе.
Цель диссертационной работы состоит в осмыслении позиции автора, обратившегося к исследованию самосознания героя, совершившего преступление, мотивов этого поступка, в которых сложным образом сочетаются психологические и эстетические факторы.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи работы:
дать наиболее полный анализ образа главного героя трилогии -Фредди Монтгомери на основании истории его жизни, отношений с окружающими, совершенного им преступления, побудившего героя к познанию собственного «Я»;
раскрыть в отношении Фредди к действительности и к самому себе сложное взаимодействие у него чувства реальности и воображения, а в связи с последним - обращение героя к миру искусства, опираясь на который он пытается познать мир и оценить самого себя;
проследить, как названные проблемы ставятся и решаются на протяжении всей трилогии, от романа к роману;
показать художественное своеобразие каждого романа трилогии, выявить специфику связей между её частями.
Теоретико-методологической базой исследования стали положения, выдвинутые в трудах отечественных и зарубежных литературоведов М.М.Бахтина, Е.Ю.Гениевой, В.М.Жирмунского, Д.В.Затонского, И.П.Ильина, Б.О.Кормана, Е.М.Мелетинского, А.П.Саруханян, В.Е.Хализева, Э.Д'Хокера, Р.Имхофа, Р.Кирни, Д. Кении, Дж.МакМинна, Х.Ортега-и-Гассет, Э.Фромма, Д.Хэнда и др.
В основу методики исследования положен системный принцип с
элементами культурно-исторического, историко-биографического,
компаративистского, типологического подходов.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в возможности использования её основных положений в общих курсах по истории зарубежной литературы конца XX века, истории ирландской литературы; а также в спецкурсах, посвященных творчеству Джона Бэнвилла и проблеме современного романа в целом.
Положения, выносимые на защиту:
Проблематика трилогии связана с изображением героя, совершившего убийство и пытающегося понять смысл и мотивы своего страшного поступка.
Объектом авторского внимания является самосознание героя, в образе которого писатель стремится воссоздать характерный для западной литературы тип личности XX века, находящейся в сложных отношениях с миром: это состояние одиночества, некоммуникабельности, отчуждения от общества, равнодушного и даже жестокого к нему. В то же время герой, болезненно воспринимающий безразличие и чёрствость близких людей, сам эгоцентричен и выступает выразителем позиции крайнего индивидуализма. Раскрытию такого образа в большой мере содействует то, что автор мастерски владеет формой повествования от первого лица.
Касаясь вопроса о социальных причинах преступления героя, о его возможных национально-исторических корнях и затрагивая философский аспект проблемы, автор отказывается от их подробной разработки. Он сосредоточен именно на психологической стороне ситуации: герой не собирался убивать, но убил. В этом Бэнвилл усматривает проявление иррационализма в человеческом поведении, но, главное, стремится показать сложность соотношения для героя-рассказчика реального в жизни и воображаемого.
Проблема воображения связана с развитым эстетическим чувством главного героя, что позволило автору обратиться к образам живописного искусства, которые служат осмыслению проблемы преступления и раскрытию сознания героя.
От романа к роману возрастает следование автора постмодернистским принципам осмысления и отражения действительности. Ведущим является принцип постмодернистской игры с читателем, который наиболее ярко реализуется в заключительном романе трилогии - «Афина». К проблеме художественного своеобразия трилогии относится вопрос о ее целостности, основанной на попытках автора сложным образом соотнести разные принципы организации повествования и трактовки изображаемого. Преобладающий историко-биографический тип изложения в «Уликах» сменяется в «Призраках» сосредоточенностью автора на непосредственной фиксации сознанием героя картин действительности и завершается противопоставлением этому замкнутому «призрачному» миру подчеркнутой «материализации» в изображении действительности в романе «Афина».
Апробация работы. Отдельные положения диссертационного исследования содержались в докладах и обсуждались на конференциях: «Культура общения и её формирование» (Воронеж, 2007), «XXI
Пуришевские чтения» (Москва, 2009), «Постмодернизм и культурная память: Проблема ценностных ориентиров» (Воронеж, ВГУ, 2009), Эйхенбаумовские чтения (ВГПУ, 2010). По результатам исследования опубликованы 4 статьи.
Структура работы: Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и библиографии, включающей 207 наименований, в том числе -100 на английском языке. Общий объем исследования - 141 страница.