Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Рамаяна в современной Индии. На материале литературы хинди Челнокова Анна Витальевна

Рамаяна в современной Индии. На материале литературы хинди
<
Рамаяна в современной Индии. На материале литературы хинди Рамаяна в современной Индии. На материале литературы хинди Рамаяна в современной Индии. На материале литературы хинди Рамаяна в современной Индии. На материале литературы хинди Рамаяна в современной Индии. На материале литературы хинди
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Челнокова Анна Витальевна. Рамаяна в современной Индии. На материале литературы хинди : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Челнокова Анна Витальевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2009.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1214

Введение к работе

Литературные произведения, переосмысливающие сюжет «Рамаяны» -санскритского эпоса (оконч. ок. V в.н.э.) и первого, согласно индийской традиции, чисто литературного памятника, приписываемого первому поэту Вальмики - создаются в рамках индийских литератур почти два тысячелетия.

Ещё в начале индологического эпосоведения, в XIX в., возникла полемика относительно возможных литературных источников поэмы (А.Вебер, Г.Якоби). Среди наиболее вероятных указывались «Дашаратха-джатака» будийского канона «Типитака» и «Рамопакхьяна» III книги «Махабхараты». Исследователи до сих пор не пришли к единой точке зрения, однако в ходе исследований был сделан вывод, что исторической основой «Рамаяны» являются события, сопутствовавшие расселению арийских племен на северо-западе п-ова Индостан, началу их движения на юг и последующей военной и культурной экспансии арийской цивилизации на дравидийскую.

Закрепившийся в литературе как «Рамаяна» Вальмики, сюжет о Раме продолжил развиваться в классической санскритской драматургии (III-V вв. -пьесы Бхасы, Калидасы), одновременно его религиозная основа переосмысливалась дидактической джайнской (II-IX вв. - Вималасури, Сангхадаса, Гудабхадра)и буддийской литературой. В «Вишну-пуране» (IV в.) закрепляется определение Рамы в качестве аватары Вишну, одного из главнейших индуистских божеств.

Таким образом, «Рамаяна» с самого начала выступает в индийской культуре в двух «ипостасях» - литературной и религиозной- причем на первый план выходит то одна, то другая составляющая (напр., духовная «Адхьятма-» и сказочная «Адбхута-» «Рамаяны» в позднеклассической санскритской литературе, ок. XV в.); в эпоху бхакти (XV-XVII вв.) ведущей становится религиозная составляющая, в период рити (XVTII-XIX вв.) - литературная.

В культуре современной Индии сюжет «Рамаяны» становится крайне авторитетным; в то же время вокруг него разворачивается напряженная полемика. Не утратив литературной и религиозной значимости, он приобретает злободневное звучание; на первый план выходит его социально-государственная компонента. С середины XIX в. и в течение периода борьбы за независимость, образы Рамы - праведного правителя, ведущего свой народ к процветанию - и его государства (рам-радж) стали не просто символом, но своеобразной «национальной идеей». Позднее, в рамках новых и новейших

литератур Индии сюжет «Рамаяны» переосмысливается как сюжет об идеальном - нередко божественном по природе - правителе, сумевшем создать идеальное государство.

Актуальность исследования определяется осмыслением - на базе конкретных текстов - проблем эволюции сюжета «Рамаяны» в североиндийской традиции, его места среди сюжетного и жанрового разнообразия современной литературы хинди и дальнейших перспектив развития, а также влияния, оказываемого сюжетом о Раме на социальную жизнь Индии. Неразрывно с этим рассматривается и социально-культурное значение культа Рамы в современной Индии. Немаловажно, что два новейших романа, выбранные в качестве объектов исследования, оказываются зачастую не изучены исследователями литературы хинди, а в российской индологии описываются впервые.

В качестве объекта исследования выступают литературные произведения, созданные на сюжет «Рамаяны» на языке хинди. Особый акцент делается на анализ текстов, написанных после 20-х гг. XX в., в особенности на два крупнейших романа последнего десятилетия XX в. - «Абхьюдай» Нарендры Кохли и «Апне-апне Рам» Бхагавана Сингха. Благодаря тому, что традиция литературного бытования сюжета о Раме рассматривается как непрерывная целостная система, устанавливаются внутренние связи произведений во времени, а также модель эволюционного развития сюжета. Выявляются устойчивые типологические черты, позволяющие сделать вывод о необходимости четкой жанровой дефиниции подобного рода текстов.

Цель исследования состоит в том, чтобы в ходе последовательного анализа наиболее ярких произведений выявить общие для литературной традиции хинди типологические черты, которые позволили бы сделать выводы, какое место исследуемые тексты занимают в современной индийской литературе. В ходе исследования предпринята также попытка уточнить некоторые моменты генезиса и типологии сюжета «Рамаяны».

Таким образом, были определены следующие задачи исследования:

  1. Выявление специфических особенностей современных литературных произведений на сюжет «Рамаяны», смыслового наполнения сюжета и особенностей его бытования в новой и новейшей литературе хинди;

  2. Выделение типологических черт литературного развития сюжета о Раме на конкретных исторических этапах, воссоздание возможно более полной истории сюжета в литературе северной Индии;

  3. Осмысление места и значения литературной традиции «Рамаяны» в

современной литературе и культуре хинди;

4. Соотнесение различных составляющих (миф об идеальном правителе, религиозная актуальность, культурный и национальный конфликт и др.) современных текстов на сюжет о Раме и выявление специфики функционирования каждого из них в современных условиях.

В работе над диссертацией автор руководствовался концепцией историко-типологической школы В.Я. Проппа, теоретическую и методологическую основу работы составили идеи В.М. Жирмунского, М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, Ю.А. Лотмана, П.А. Гринцера, а также других отечественных и зарубежных филологов. Анализ текста и жанровой структуры современных произведений на сюжет о Раме ведется по оригинальной авторской методике, в основу которой легли, в первую очередь, теоретические идеи Р. Барта. Также в максимальной степени учтены исследования, предпринятые в данной области российскими и зарубежными индологами, в качестве теоретической основы и источников привлекаются труды А.П. Баранникова, В.Г. Эрмана, Э.Н. Темкина, С.Л. Невелевой, Я.В. Василькова.

Автор также опирался на классические и поздние работы зарубежных авторов, посвященные как общему генезису и типологии сюжета о Раме в индийской литературе, так и отдельным памятникам на этот сюжет. Среди зарубежных исследователей, чьи статьи, монографии и переводы привлекаются особенно часто, следует выделить Г.Якоби, Я.Гонду, К.Булке, Д.Брокингтона, П.Ричман, Д.Стасик, а также индийских авторов - Р.Шуклу, Г.Шарму, Ш.Чаухана, П.Банерджи, А.Рамануджана, А.Капура. Важными источниками также явились беседы и переписка с авторами и издателями рассматриваемых произведений. Значительная часть широко представленных в работе материалов этнографического, теологического и социально-политического характера была почерпнута автором во время полевых исследований в северной Индии в 1997-1998 и 2002 гг. Также привлекались публикации в периодических изданиях различного характера и сети Интернет.

Научная новизна работы определяется комплексным подходом к изучению литературной традиции «Рамаяны» на языке хинди. Восстанавливаются и анализируются диахронические связи произведений различных эпох, выстраиваемых в четкую эволюционную модель. Впервые в отечественной индологии описывается и анализируется ряд ключевых современных текстов на сюжет о Раме.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут использоваться при создании курсов истории литературы хинди,

практических и теоретических работ по современному индуизму, учебников и пособий. Кроме того, они могут использоваться при дальнейшем исследовании литературы хинди, этапов ее становления и бытования, а также собственно «Рамаяны» в историческом и диахроническом аспектах.

Апробация работы. Основные положения диссертации апробированы в ряде сообщений, сделанных на заседаниях кафедры индийской филологии Санкт-Петербургского государственного университета в 2002-2009 гг., в докладах на ежегодной международной конференции Зографские чтения в 2003 и 2008 гг., на заседании Петровской Академии наук в 2004 г., на международной конференции «Проблемы литератур Дальнего Востока» (Санкт-Петербург, 2004 г.). Положения диссертации изложены в четырех публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и библиографии.

Похожие диссертации на Рамаяна в современной Индии. На материале литературы хинди